Протоиерей игорь фомин цитаты

Обновлено: 06.11.2024

Крест — это наивысший образ смирения. А без смирения не приходит мудрость. Если человек себя не уничижит, он не сможет стать мудрым человеком. Посмотрите, ведь мудрость приходит не тогда, когда человек полон знаний, а тогда, когда у него много опыта, когда он проходит через жизненные страдания, через жизненный крест. Этот жизненный крест его настолько закаляет, что к нему приходит мудрость. Мудрость от Бога.

Вы спросите: неужели человек обязательно должен пройти через страдания? Страдания для этого и предназначены: человек через них отказывается от своих страстей, убирает всё лишнее из своей жизни. Потому что любое лишнее движение доставляет боль. Чтобы избежать этой боли, человек должен быть очень кроток и смиренен в своих желаниях. Через такое смирение себя приходит мудрость.

Смиренномудрие — это дверь в Царствие Небесное. Мы же должны как-то туда войти… Человек пал, грех вошёл в его жизнь, и не просто вошёл, а всё там переделал, осквернил. И человек уже живёт не по своему естеству. И нужно какое-то средство, которое бы его преобразило, нужна та дверь, пройдя через которую, человек обрёл бы другую жизнь.

Человек, который реально оценивает свои силы, является человеком смиренным. Человек, который знает меру себя, то есть он подходит к себе с определенною мерою, то этот человек обязательно получит помощь.

Бог рядом с тобой. Но с тобой точно так же и лукавый, который пытается тебя соблазнить. И если ты привлечёшь на свою сторону Бога, а Бога можно привлечь только смирением, то тогда ты будешь победителем. Потому что, если Бог за нас, то кто против нас?

Сам Бог показал пример смирения самим своим рождением и всей своей жизнью. Бог становится человеком — это всё равно что человек стал бы червяком, чтобы спасти червяков. Это немыслимо. Это не вмещается ни в какое сознание.

Что же такое смирение? Это не рабская покорность. Это с радостью и благодарностью принять то, что ниспослано тебе на жизненном пути. Радость и благодарность — это составные части смирения.

Ранее мы сказали, что смирение — это знание своей меры, но смирение — это ещё и выйти с миром из сложившейся ситуации. Ведь бывают ситуации, когда тебя не понимают, злословят, гонят. И если человек выходит из этой ситуации с миром, он является победителем.

В нашей жизни может произойти и так, что злопыхатель вдруг осознает свою неправоту и попросит у нас прощения. А у Христа этого не было. Его довели до конца, поставили точку на Голгофе, злословящие его продолжали злословить и после его распятия, злословят и сегодня.

Примером смирения Господь был и в последние минуты жизни на земле. Он смиренно шёл на крест, как овечка, которая идёт на заклание и не сопротивляется. В чём же здесь сила? Идти на смерть смиренно — это, действительно, сила.

Если бы Господь хотел избавиться от этих страданий, то Он бы умолил Отца, и был бы ниспослан легион ангелов, которые стёрли бы с лица земли всех противоборствующих Христу. Но Христу не надо никого стирать, Ему надо призвать всех в Царствие Небесное. И для этого Он идёт на гибель. Он идёт на страдания, как родитель ради своих чад.

Тот, кто говорит, что христианство — это религия страдания, тот совершенно не понимает христианства. Нет в христианстве страдания, но есть радость. Есть то состояние, когда через страдание человек приобретает радость.

В центре христианства — не смерть и страдания, в центре христианства — воскрешение. Страдания на кресте предваряют воскресенье. Для того чтобы воскреснуть, надо умереть, надо взойти на крест. Так же и человек, принявший страдания Христовы, воскресает, то есть становится другим человеком.

Ещё один пример смирения — это богач Иов, который всё потерял — богатство, семью, здоровье. Он искал ответ на очень важный вопрос, который, наверное, волнует каждого человека: как мне примириться с теми условиями, в которые меня поставил Господь?

Все события, которые происходят в нашей жизни, посланы Богом, будь то грустные или радостные. И если человек будет с радостью и благодарностью принимать всё это, тогда он обретёт смирение.

Итак, итог один — принять с радостью и благодарностью:

«Господи, я благодарю тебя за всё, что было ниспослано на этом пути».

Друзья, если было полезно, ставьте лайк. Подписывайтесь на канал Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.

Следующая цитата


Про­то­и­е­рей Игорь Фомин: Все, что с тобой про­ис­хо­дит, ‒ это и есть воля Божия. Все, что к тебе при­шло, все, что с тобой слу­чи­лось, – это­му надо уди­вить­ся. А что такое удив­ле­ние – это когда чело­век вста­ет око­ло како­го-то дива, у дива сто­ит. Вот про­изо­шел с тобой какой-то из ряда вон выхо­дя­щий слу­чай, упа­ла на тебя, я не знаю, кастрю­ля со щами со вто­ро­го эта­жа – мож­но озло­бить­ся, а мож­но удивиться.

Жизнь любо­го свя­щен­ни­ка в бук­валь­ном смыс­ле ‒ еже­днев­ное диво. В каж­дой испо­ве­ди перед гла­за­ми часто про­хо­дит целая жизнь, пол­ная зага­док и непред­ска­зу­е­мых пово­ро­тов. Отец Игорь Фомин испо­ве­ду­ет уже почти два­дцать пять лет с тех пор, как руко­по­ло­жил­ся в свя­щен­ный сан.

Храм бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го при МГИМО. Его насто­я­тель, про­то­и­е­рей Игорь Фомин встре­ча­ет новую алтар­ную ико­ну. Храм постро­и­ли пять лет назад, но внут­рен­нее обу­строй­ство еще про­дол­жа­ет­ся. Храм бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го еще дол­го будет нахо­дить­ся в лесах. Сте­ны и купол столь боль­шо­го хра­ма рас­пи­сы­ва­ют все­го лишь два чело­ве­ка. Рабо­ту выпол­ня­ют и дове­ря­ют стро­го сво­им, что­бы все было в еди­ном сти­ле и одной рукой – так доль­ше, но надеж­нее и дешев­ле. К выбо­ру ико­но­пис­цев при­сталь­ное отно­ше­ние не слу­чай­но, с послед­ней алтар­ной ико­ной слу­чил­ся казус.

Слу­чи­лось так, к сожа­ле­нию, что мы зака­за­ли ико­ны, при­чем мно­го икон зака­за­ли для хра­ма одной мастер­ской, и были выпла­че­ны день­ги – большая часть была выпла­че­на денег, и, к сожа­ле­нию, они нас под­ве­ли, нас обма­ну­ли, хотя до это­го очень заме­ча­тель­ные пре­крас­ные ико­ны напи­са­ли – скры­лись с эти­ми день­га­ми. Ну, что ж… И вот нашли дру­гих масте­ров из Пале­ха и реши­ли про­дол­жить. Сла­ва Богу, нашел­ся доброхот.

Этот храм – люби­мый дом для сотен при­хо­жан из семей сту­ден­тов, пре­по­да­ва­те­лей, дом для его насто­я­те­ля отца Иго­ря Фоми­на. А ведь он мог бы выбрать совсем дру­гой жиз­нен­ный путь – напри­мер, стать вра­чом. В стар­ших клас­сах он серьез­но увлек­ся медициной.

Перед арми­ей закон­чил меди­цин­ское учи­ли­ще, влю­бил­ся в меди­ци­ну, хотел быть хирур­гом, и после армии посту­пал в меди­цин­ский инсти­тут, хотя мне отец Васи­лий, наш духов­ник, ска­зал: «Нет, давай-ка сра­зу в семи­на­рию». Я гово­рю: «Батюш­ка, ну вот у вас есть свет­ское обра­зо­ва­ние, мне тоже хочет­ся!» Мне очень хоте­лось в меди­ци­ну. Он гово­рит: «Ну, зачем, тебе не надо – вот, поверь!» – «Ну, так хочет­ся!» Он гово­рит: «Ну, лад­но, иди, поте­ряй годик» Я так обра­до­вал­ся, думаю: поче­му годик – пять лет, а там еще и вся­кие орди­на­ту­ры и так далее, и тому подобное.

Сло­ва сво­е­го духов­ни­ка, отца Васи­лия Вла­ды­шев­ско­го, он вспом­нил позд­нее, когда зава­лил пер­вый же экза­мен по люби­мо­му предмету.

Я «заре­зал­ся» на пер­вом экза­мене, хотя все было бла­го­при­ят­но. Я под­го­то­вил­ся, мама пре­по­да­ва­ла в меди­цин­ском инсти­ту­те в Тре­тьем Меде, и в тот момент, когда я посту­пал в Тре­тий Мед, на нашей квар­ти­ре сво­бод­ной жил сын рек­то­ра Тре­тье­го Меда со сво­ей семьей, толь­ко-толь­ко обра­зо­ван­ной, то есть, пони­ма­е­те, что все самые бла­го­при­ят­ные усло­вия были созда­ны, я дол­жен был посту­пить. И пер­вый экза­мен – это был экза­мен по лите­ра­ту­ре, сочи­не­ние надо было напи­сать: «Твор­че­ство вой­ны в сти­хах Высоц­ко­го». Я одним из пер­вых напи­сал это сочи­не­ние на несколь­ко стра­ниц и сдал. У меня ника­ких вопро­сов не было, что я напи­сал все пра­виль­но. Ушел, стал гото­вить­ся к сле­ду­ю­ще­му пред­ме­ту – био­ло­гия или химия, сей­час не пом­ню, что там было. При­чем это было в день Пет­ра и Пав­ла. Я утром зашел, при­ча­стил­ся на Ново­сло­бод­ской в хра­ме. Пре­крас­но пом­ню этот день. Пошел сда­вать экза­ме­ны, все заме­ча­тель­но было. Посмот­рел, когда сле­ду­ю­щий экза­мен, под­го­то­вил­ся, при­шел на него, стал смот­реть в спис­ки аби­ту­ри­ен­тов, кото­рые сда­ют экза­ме­ны и не нашел себя. Думаю: ну, как так, вид­но, про­пу­стил, невни­ма­тель­ный, не вклю­чи­ли, быва­ет, я еще раз про­смот­рел. Нет. Не может тако­го быть! А в гор­де­ли­вую голо­ву влезть не мог­ло, что ты не сдал экзамен.

Зава­лив экза­мен, он не рас­стро­ил­ся, в голо­ве креп­ко сиде­ли сло­ва духов­ни­ка. После мед­ин­сти­ту­та он забрал доку­мен­ты и на сле­ду­ю­щий год посту­пил в семи­на­рию. Так несо­сто­яв­ший­ся врач стал вра­че­ва­те­лем чело­ве­че­ских душ. Бог ведет нас часто непо­нят­ны­ми запу­тан­ны­ми тро­па­ми, сби­ва­ет наме­чен­ные пла­ны и дела, встре­чи. Лишь намно­го поз­же мы пони­ма­ем Его гени­аль­ный режис­сер­ский замы­сел, Его про­мысл о нас.

Тот день в жиз­ни моло­до­го свя­щен­ни­ка Иго­ря Фоми­на был имен­но таким – с наме­чен­ны­ми пла­на­ми, дела­ми и встре­ча­ми. Нуж­но было помочь род­ной тёте постро­ить мост в раз­ру­шен­ной деревне. Моло­дой батюш­ка с охо­той ото­звал­ся на пред­ло­же­ние, но с само­го утра день пошел наперекосяк.

Утром, пока все про­сы­па­лись, она гово­рит: «Слу­шай, поеха­ли в дерев­ню съез­дим, ты на машине, я тебе наш молит­вен­ный дом пока­жу». В деревне у них хра­ма не было, но они откры­ли молит­вен­ный дом пря­мо в какой-то избуш­ке, им кто-то отдал избуш­ку. Туда при­ез­жа­ет батюш­ка, там слу­жит литур­гию. Инте­рес­но: раз­ру­шен­ная коло­коль­ня остав­ша­я­ся. «Мы про­едем, посмот­рим, и ты на машине – зай­дем мага­зин и заку­пим­ся». Я гово­рю: «Конеч­но, поеха­ли». Я обла­чил­ся – все-таки молит­вен­ный дом. Заеха­ли в молит­вен­ный дом: очень кра­си­во оформ­лен, какие-то выре­зан­ные из жур­на­лов бумаж­ные ико­ноч­ки раз­ве­ша­ны, поло­вич­ки, бабуш­ка­ми свя­зан­ные, – очень уют­нень­ко, все чистень­ко, акку­рат­нень­ко, пре­крас­но. Спе­ли тро­па­ри – сей­час уже не пом­ню, какой тро­парь спе­ли. Выхо­дим, и вдруг бабуш­ка какая-то захо­дит и гово­рит: «Ой, а ты, что, сынок – поп, что ли?» Я гово­рю: «Да, матуш­ка, вот такой какой есть поп». – «Слу­шай, а у мое­го вот сего­дня трид­ца­тая годов­щи­на, давай послу­жим пани­хид­ку?» – «Давай». А сам думаю: там мужи­ки уже соби­ра­ют­ся, навер­но, вста­ют сей­час уже, чуть-чуть опо­хме­лят­ся, поку­ша­ют, и надо идти делать, пока све­то­вой день – мост, брев­на валить, и так далее, и тому подобное.

Но бла­го­му начи­на­нию в тот день так и не суж­де­но было сбыть­ся. До стро­и­те­лей свя­щен­ник не дое­хал. По пути к мосту воз­ни­ка­ло то одно, то дру­гое неот­лож­ное дело. Рядом с мест­ной забро­шен­ной коло­коль­ней батюш­ки­ну маши­ну оста­но­вил стран­ный незнакомец.

Ну, посе­ре­дине пепе­ли­ща коло­коль­ня, на ней «Маша плюс Вася рав­но любовь»– все как и вез­де, все как обыч­но. Посмот­ре­ли, поце­ло­ва­ли кам­ни, раз­вер­ну­лись и пошли. А мимо нас какой-то такой парень про­бе­жал в очеч­ках – крас­ный такой, круг­лый, куда-то про­бе­жал. Ну, про­бе­жал и про­бе­жал. Мы сели в маши­ну, и вдруг мне в стек­ло такой удар, я даже пря­мо вздрог­нул от неожи­дан­но­сти: «Вы поп?» – «Да». – «Я хочу испо­ве­до­вать­ся». Я гово­рю: «А в чем вопрос?» Он гово­рит: «Я иду вешать­ся, не хочу с гре­ха­ми, хочу без гре­хов». И, зна­е­те, вот меня отпу­сти­ло, сра­зу отпу­сти­ло, и я понял, зачем я при­е­хал за четы­ре­ста кило­мет­ров, зачем меня Гос­подь вез­де оста­но­вил, вез­де про­вел. Гос­подь вели­кий режис­сер, Он сде­лал так, что мы с Ним пере­сек­лись. Гос­подь дал шанс уви­деть чело­ве­ка в рясе с кре­стом и дал ему воз­мож­ность вдруг заду­мать­ся, пото­му что, как я пом­ню, это состо­я­ние он вына­ши­вал долго.

Что толк­ну­ло на страш­ную мысль и подроб­но­сти несо­сто­яв­ше­го­ся само­убий­ства оста­нет­ся тай­ной испо­ве­ди. Она дли­лась пол­то­ра часа в раз­ру­шен­ной колокольне.

Он нико­гда не при­ча­щал­ся, он нико­гда не испо­ве­до­вал­ся, он нико­гда не был в хра­ме, он, навер­но, свя­щен­ни­ков видел по теле­ви­зо­ру, ну, навер­но, вот и все, что он знал об этом, но он вос­поль­зо­вал­ся этой ситу­а­ци­ей, и я наде­юсь – до сих пор живет.

После той испо­ве­ди он пора­зил­ся тому, как Гос­подь дели­кат­но, но настой­чи­во управ­ля­ет и направ­ля­ет, при этом все­гда остав­ля­ет выбор.

Тогда понял, когда сел в маши­ну после этой испо­ве­ди, что мост мы не постро­им – в общем-то, так оно и полу­чи­лось, пото­му что не ради моста сюда при­вел Гос­подь, а может быть, Гос­подь даже надо­умил этих мужи­ков украсть мост для того, что­бы не я спас – вот здесь это очень важ­ный такой аспект – я стал тем вин­ти­ком, меха­низ­мом, или, может быть, той пеш­кой вот в этой боль­шой стра­те­ги­че­ский пар­тии у Бога, где Он дал воз­мож­ность чело­ве­ку мно­го что осо­знать. Для меня это, конеч­но, было пора­же­ни­ем, пора­же­ни­ем все­го мое­го пред­став­ле­ния о люб­ви Божи­ей, но и о той, навер­ное, настой­чи­вой дели­кат­но­сти, с кото­рой Гос­подь эту любовь пред­ла­га­ет. Все-таки у чело­ве­ка оста­ет­ся пра­во выбо­ра меж­ду одним и дру­гим поступком.

Батюш­ка, Вы моро­же­ное любите?

Очень. Очень люб­лю моро­же­ное, это, навер­ное, куда-то в дет­ство меня очень так отбра­сы­ва­ет силь­но, хотя я не могу ска­зать, что мне как-то о чем-то груст­но сей­час в этом состо­я­нии; но дет­ство оно все­гда есть дет­ство, оно все­гда очень пре­крас­ное. И когда ты ешь моро­же­ное, про­сто так всплы­ва­ют какие-то момен­ты: вот ты с дедуш­кой идешь, с вете­ра­ном вой­ны за руку, малень­ким, или, там, с папой, кото­рый рабо­та­ет в Ака­де­мии наук.

Нынеш­нее моро­же­ное все же уже не то, что в дет­стве. И по весу усту­па­ет: 80 грам­мов про­тив 100, и по вку­су. Боль­ше все­го на све­те он любил дедуш­ки­но моро­же­ное, его вете­ран вой­ны гото­вил сам.

В моем дет­стве было раз­ное моро­же­ное. Дефи­ци­та моро­же­но­го не было, но в моем дет­стве было даже само­дель­ное моро­же­ное. Я пом­ню, как дедуш­ка – глав­врач гос­пи­та­ля одно­го под­мос­ков­но­го ‒ делал моро­же­ное. Подроб­но­стей сей­час не пом­ню, но это было самое вкус­ное мороженое.

Дет­ство буду­ще­го свя­щен­ни­ка было, как у боль­шин­ства совет­ских маль­чи­шек. Пио­нер­ский гал­стук он чаще носил в кар­мане брюк, любил поху­ли­га­нить и с дру­зья­ми катал­ся на товар­ных поез­дах. Опас­ное балов­ство, как водит­ся, до добра не дове­ло: хули­га­нов пой­ма­ла мили­ция. Тогда Иго­рю Фоми­ну впер­вые доста­лось от родителей.

Есте­ствен­но, мили­ция все-таки такое под­суд­ное дело, в шко­лу при­шли, вызва­ли, ну и роди­те­ли потом вызва­ли. Моим роди­те­лям досталось…

Сей­час за это даже уго­лов­ка светит.

Да, но тогда пер­вый раз нас про­сти­ли, хотя погро­зи­ли дет­ской ком­на­той мили­ции, на учет поста­вить, услов­ный срок дать… Для нас это было что-то ужас­ное такое. И вот, я пом­ню, как после это­го мама меня руга­ла, кажет­ся, после это­го – я не пом­ню сей­час, из-за это­го или нет, но она меня так чехво­сти­ла, мне было так стыд­но, неудоб­но… Есте­ствен­но, я пытал­ся что-то там воз­ра­зить, и потом она под­ве­ла к папе. Она гово­рит: «Юра, пого­во­ри с ним!» Он на меня так посмот­рел и даль­ше стал зани­мать­ся, и мне так ста­ло неуют­но, страш­но, я гово­рю: «Пап, ну ты хоть выпо­ри меня, нака­жи как-нибудь!» Он на меня так еще раз посмот­рел и гово­рит: «Ты зна­ешь, если ты дурак, то это бес­по­лез­но, а если ты умный, ты так уже все понял». И зна­е­те, вот для меня это было страш­нее всего.

Впро­чем, ему есть что вспом­нить хоро­ше­го из школь­ной жиз­ни: он кол­лек­ци­о­ни­ро­вал мар­ки, знач­ки, ста­рин­ные бумаж­ные день­ги, при этом увле­кал­ся спор­том и даже стал луч­шим вра­та­рем по ганд­бо­лу РСФСР сре­ди юни­о­ров. Воз­мож­но, достиг бы зна­чи­тель­ных спор­тив­ных высот во взрос­лом ганд­бо­ле, но с рас­пи­са­ни­ем вышла наклад­ка: заня­тие, как назло, каж­дый раз попа­да­ло на воскресенье.

Все сорев­но­ва­ния назна­ча­лись на вос­крес­ный день. Я к тому вре­ме­ни уже алтар­ни­чал, и я одно исклю­че­ние сде­лал – алтар­ни­чал, про­пус­кал сорев­но­ва­ние; а в дру­гое вос­кре­се­ние ездил на сорев­но­ва­ние, про­пус­кал алтарь. И в какой-то момент тре­нер выяс­нил, в чем про­бле­ма и ска­зал: «Тебе надо выбрать: или попы, или спорт».

Он выбрал Бога – созна­тель­но и после­до­ва­тель­но, вслед за тем, как при­ня­ли Бога в свою жизнь его роди­те­ли. Сна­ча­ла папа, глу­бо­ко уве­ро­вав­ший после смер­ти сво­е­го отца. Геор­гий Фомин рабо­тал в Ака­де­мии наук и был серьез­ным программистом.

Когда он скон­чал­ся, в его теле­фоне я нашел такую запись: «5 мая 1976 года я стал веру­ю­щим чело­ве­ком» – вот это день смер­ти его отца. Папа был и до это­го веру­ю­щим чело­ве­ком, но вид­но смерть его отца, кото­рый тоже был необы­чай­ным, очень доб­рым чело­ве­ком, его так пора­зи­ла, что, навер­ное, какой-то новый этап был вза­и­мо­от­но­ше­ний с Богом.

Через три года в девять лет кре­стил­ся Игорь вме­сте с мамой. Мож­но ска­зать, с это­го вре­ме­ни и нача­лась его актив­ная жизнь в пра­во­сла­вии. Он пом­нит точ­но, что в четыр­на­дцать он впер­вые вошел в алтарь, а дву­мя года­ми ранее, в две­на­дцать, про­чи­тал Еван­ге­лие.

При­чем очень быст­ро его про­чи­тал, где-то в две с поло­ви­ной – три неде­ли, не боль­ше. Я про­сто гло­тал – гло­тал Новый Завет, есте­ствен­но, не всю Биб­лию, а Новый Завет гло­тал, и для меня это было, зна­е­те, как пора­же­ние такое. Вот и здесь, что ни строч­ка, что ни стих – меня это про­сто пора­жа­ло с ног до голо­вы. И сей­час чита­ешь, раз­би­ра­ешь­ся, смот­ришь: еще что-то такое, какие-то момен­ты очень яркие ты про­пус­ка­ешь, а тогда мне каза­лось, что про­сто все, каж­дая строч­ка, каж­дая бук­ва меня каса­ет­ся. И с это­го момен­та, есте­ствен­но, такая любовь к Свя­щен­но­му Писа­нию ‒ она была при­ви­та мне.

При­ви­то доб­ро­воль­но, без настав­ле­ния и нази­да­ния. Роди­те­ли нико­гда не дави­ли на сына и все­гда дава­ли сво­бо­ду выбо­ра, но уди­ви­тель­ным обра­зом все раз­го­во­ры отца все­гда неза­мет­но сво­ди­лись к Еван­ге­лию.

Как у него это полу­ча­лось – я вот до сих пор не могу никак это понять и ура­зу­меть; но вот о чем бы, с кем бы он ни заго­во­рил, или с ним кто бы ни заго­во­рил, все­гда в кон­це раз­го­во­ра выхо­ди­ли на Еван­ге­лие и закан­чи­ва­ли Еван­ге­ли­ем. Это потря­са­ю­щая спо­соб­ность была такая у отца, любя­ще­го искренне Гос­по­да и Свя­щен­ное Писание.

Папа все­гда был при­ме­ром для сына. Геор­гий Фомин руко­по­ло­жил­ся в свя­щен­ни­ки, когда сын вер­нул­ся из армии. Так про­то­и­е­рей Геор­гий Фомин вос­ста­но­вил род свя­щен­ни­ков, кото­рый пре­рвал­ся после революции.

Перед его гла­за­ми про­шло мно­го исто­рий заклю­чен­ных – и быв­ших, и еще не осуж­ден­ных. Испо­ведь одно­го из них запом­ни­лась особенно.

Вече­ром после служ­бы испо­ве­до­вал, и как-то очень дол­го я задер­жал­ся. И подо­шел муж­чи­на, моло­дой, лет трид­цать, навер­ное. Он гово­рит: «У вас есть вре­мя?» Я гово­рю: «Есть». – «Я очень дол­го зай­му у вас вре­мя, я хочу испо­ве­дать­ся за всю жизнь». Я думаю, ну, что там ‒ трид­цать лет: «Ну хоро­шо, конеч­но, пожалуйста».

Он при­вык в сво­ей пас­тыр­ской рабо­те ко мно­го­му, но к тому, что это будет испо­ведь убий­цы, готов не был. Убий­ца был не про­стым, а про­фес­си­о­наль­ным, в 90‑е был наем­ным кил­ле­ром и убил нема­ло людей.

Когда он вер­нул­ся из армии, то это уже были совер­шен­но дру­гие вре­ме­на; это были уже нача­ло 90‑х годов, лихие раз­бор­ки, брат­ва, и его при­влек­ли к это­му делу, при­чем про­сты­ми угро­за­ми: если ты не хочешь зани­мать­ся, то твои близ­кие постра­да­ют. Он согла­сил­ся на это и стал наем­ным убий­цей, наем­ным кил­ле­ром. При­чем, когда он дошел до этой стра­ни­цы сво­ей исто­рии, он гово­рит: «Зна­е­те, батюш­ка, мне совер­шен­но без­раз­лич­но, что вы после этой испо­ве­ди сде­ла­е­те: пой­де­те в мили­цию (тогда еще мили­ция была) или не пой­де­те, мне совер­шен­но без­раз­лич­но, я про­сто так уже жить не могу». И, дей­стви­тель­но, какие-то такие вещи уже рас­ска­зал, непри­гляд­ные, страш­ные вещи. Испо­ве­до­вал­ся – у меня это впер­вые было, пер­вый и послед­ний раз, боль­ше тако­го нико­гда ещё не было.

Тогда перед свя­щен­ни­ком стал непро­стой выбор: сдать кил­ле­ра в мили­цию за совер­шен­ное зло­де­я­ние или сохра­нить тай­ну исповеди.

Но Гос­подь очень инте­рес­но тоже со мной рас­по­ря­дил­ся в этом плане. Навер­ное, на сле­ду­ю­щий день, если я не оши­ба­юсь, я открыл Фео­фа­на Затвор­ни­ка – вот так, про­сто наугад. Гото­вил­ся к про­по­ве­ди, и вот, как сна­ча­ла откро­ешь кни­гу, а потом уже ищешь там какую-то стра­ни­цу – и вдруг какое-то сло­во свя­щен­но­слу­жи­те­ля о испо­ве­ди. И вдруг я про­чи­тал у него такие очень инте­рес­ные сло­ва, что если перед испо­ве­ду­ю­щим­ся долж­но лежать Еван­ге­лие и крест, то перед испо­ве­ду­ю­щим, то есть свя­щен­ни­ком, дол­жен лежать еще и нож – в напо­ми­на­ние о том, что луч­ше отре­зать себе язык, чем раз­гла­сить испо­ведь. И для меня вопрос был закрыт и мораль­но, и эти­че­ски. И через, навер­ное, пол­го­да, может быть, год, мне при­шло пись­мо в Казан­ский собор, где он опи­сы­ва­ет свою судь­бу. При­чем оно уже было не мрач­ным таким, как его испо­ведь, а наобо­рот, пози­тив­ным, что после испо­ве­ди – он гово­рит, – я почув­ство­вал сво­бо­ду, я сам пошел в мили­цию и сдал­ся. Ему пожиз­нен­ный срок дали, и он это­му безум­но рад.

Для него такое пере­рож­де­ние души чело­ве­ка после испо­ве­ди – насто­я­щее чудо.

Для меня чудо – это пере­рож­де­ние дру­го­го чело­ве­ка, тогда, когда ты в сми­ре­нии, в пока­я­нии вдруг назы­ва­ешь свои гре­хи и каешь­ся в них, и они про­ща­ют­ся тебе. Вот это чудо, вот это такое пора­зи­тель­ное чудо…

Священник Игорь Фомин

Главное в Православии — изменение своего сердца, а не внешнего вида и образа жизни. Мы все очень быстро усвоили, что нужно поститься, носить длинные юбки и бороды, вычитывать акафисты и молитвенные правила… А вот сердце осталось прежним. Знаете, есть такая замечательная пословица — если в твоем сердце живет Христос, не забудь сообщить об этом своему лицу.



24 апреля 2015 в 17:22

И правда. Ведь добрый человек как бы светится. Даже на лице доброта отражается. И посмотрите на лицо человека, полного злобы и ненависти.


24 апреля 2015 в 18:20

Наталья, состояние нашего сердца отражается на нашем лице

Василий, каким образом? Как выглядит человек с чистым сердцем?


24 апреля 2015 в 18:24

По-моему, пословица, упомянутая о. Игорем, очень мирская, поверхностная по смыслу


29 апреля 2015 в 21:26

Василий, Вы правы. И эта ВСЕМИ ПРИЗНАННАЯ наука носит название ПСИХОСОМАТИКА.

Владимир, может наука такая и есть, но я не раз встречала на своем пути людей с не очень так сказать располагающим, хмурым, недовольным лицом ( причем это хроническое их состояние ), но они никогда не пройдут мимо человека нуждающегося в помощи, всегда протянут руку и помогут.И так же довольно ча.

Владимир, может наука такая и есть, но я не раз встречала на своем пути людей с не очень так сказать располагающим, хмурым, недовольным лицом ( причем это хроническое их состояние ), но они никогда не пройдут мимо человека нуждающегося в помощи, всегда протянут руку и помогут.И так же довольно часто попадались люди с ангельскими лицами, которые спокойно, красивой походкой, и с приятной улыбкой пройдут мимо тебя и не заметят, даже если умирать будешь.


29 апреля 2015 в 21:56

Владимир, может наука такая и есть, но я не раз встречала на своем пути людей с не очень так сказать располагающим, хмурым, недовольным лицом ( причем это хроническое их состояние ), но они никогда не пройдут мимо человека нуждающегося в помощи, всегда протянут руку и помогут.И так же довольно ча.

Владимир, может наука такая и есть, но я не раз встречала на своем пути людей с не очень так сказать располагающим, хмурым, недовольным лицом ( причем это хроническое их состояние ), но они никогда не пройдут мимо человека нуждающегося в помощи, всегда протянут руку и помогут.И так же довольно часто попадались люди с ангельскими лицами, которые спокойно, красивой походкой, и с приятной улыбкой пройдут мимо тебя и не заметят, даже если умирать будешь.

наталья васильевна, Вы знаете, здесь не все так однозначно. Наука такая есть и она очень точная. Мы ведь не зря говорим - сердце замерло (от страха, от боли, от радости. ), или волосы "встали" дыбом и другое - вот это и есть проявление наших эмоций через на наши мышцы. Просто мы очень многое не.

наталья васильевна, Вы знаете, здесь не все так однозначно. Наука такая есть и она очень точная. Мы ведь не зря говорим - сердце замерло (от страха, от боли, от радости. ), или волосы "встали" дыбом и другое - вот это и есть проявление наших эмоций через на наши мышцы. Просто мы очень многое не замечаем или не хотим признать.
По поводу второго Вашего замечания. Предположим человек подмигивает. Сам по себе этот факт как ни о чем не говорит. Возможно - этот человек болен, и у него нервный тик. А может быть он хочет Вам что-то сказать. Поэтому здесь надо судить по конкретной ситуации.


29 апреля 2015 в 22:20

Владимир, я все понимаю.Но любая наука, это все равно какие то рамки, от сих до сих. А жизнь нам преподносит свои сюрпризы, которые никак туда не запихнешь.Поэтому все эти науки, чисто теоретические.Я конечно не буду спорить насчет святых людей, которые достигли того, что их лица ( не знаю как пр.

Владимир, я все понимаю.Но любая наука, это все равно какие то рамки, от сих до сих. А жизнь нам преподносит свои сюрпризы, которые никак туда не запихнешь.Поэтому все эти науки, чисто теоретические.Я конечно не буду спорить насчет святых людей, которые достигли того, что их лица ( не знаю как правильно сказать )выражают все движения их чистой души.Но это ведь большая редкость.А нам то простым людям очень далеко до этого.У нас нет этого соответствия, даже если мы стремимся к чистоте и святости.

Следующая цитата

Высказывания, цитаты Святых Отцев, священников, монахов, старцев как ныне живущих, так и почивших! Цитаты из Святого Писания!


Священник Игорь Фомин - "Главное в Православии — изменение своего сердца. "

Главное в Православии — изменение своего сердца, а не внешнего вида и образа жизни. Мы все очень быстро усвоили, что нужно поститься, носить длинные юбки и бороды, вычитывать акафисты и молитвенные правила… А вот сердце осталось прежним. Знаете, есть такая замечательная пословица — если в твоем сердце живет Христос, не забудь сообщить об этом своему лицу.


11 ноября 2016 в 23:25

По вере вашей да будет вам. И слышать будете не услышите ибо веры в себе не имеете. Или сами не знаете во что верите. Истина проста: Всё, что вы делаете тайно, для Господа явно. Любите друг друга ибо Господь во всех и веру имейте Отец в вас. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, .

По вере вашей да будет вам. И слышать будете не услышите ибо веры в себе не имеете. Или сами не знаете во что верите. Истина проста: Всё, что вы делаете тайно, для Господа явно. Любите друг друга ибо Господь во всех и веру имейте Отец в вас. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам. ГОВОРЯЩИЙ САМ ОТ СЕБЯ ИЩЕТ СЛАВЫ СЕБЕ; А КТО ИЩЕТ СЛАВЫ ПОСЛАВШЕМУ ЕГО, ТОТ ИСТИНЕН, И НЕТ НЕПРАВДЫ В НЕМ. Суд же состоит в том, что Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели Свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит Свет и не идет к Свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к Свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны. Доколе Свет с вами, веруйте в Свет, да будете сынами Света. Шесть дней работай и дела добрые делай а седьмой день посвяти Господу т. е. Сделай доброе дело ближнему твоему. Даром дали, даром и отдайте а кто даром не отдаёт тот против Господа идёт. Кто имеет уши слышать, да слышит!

Следующая цитата

Высказывания, цитаты Святых Отцев, священников, монахов, старцев как ныне живущих, так и почивших! Цитаты из Святого Писания!


Читайте также: