Прощение анатоля курагина цитаты
Обновлено: 07.11.2024
Нет, княжна, я навсегда утратила ваше расположение.
Почему же? Я вас люблю больше, чем когда-либо, и постараюсь сделать для вашего счастья все, что в моей власти.
Но вы презираете меня; вы, столь чистая, должны презирать меня, вы никогда не поймете этого увлечения страсти. Ах, моя бедная мать.
Я все понимаю.
Ах, милая, милая.
Судьба моего сына в ваших руках. Решите, моя милая, моя дорогая, моя нежная Мари, которую я всегда любил, как дочь.
Моя милая, я вам скажу, что этой минуты я никогда не забуду, но, моя добрейшая, дайте нам хоть малую надежду тронуть это сердце, столь доброе и великодушное. Скажите: может быть. Будущее так велико. Скажите: может быть.
Следующая цитата
КНЯЗЬ АНДРЕЙ БОЛКОНСКИЙ
Первый раз читатель встречает этого героя в Петербурге в гостиной Анны Павловны Шерер с беременной женой Лизой. После званого обеда он едет к отцу в деревню. Оставляет свою жену там на попечении отца и младшей сестры Марьи. Отправляется на войну 1805 года против Наполеона в качестве адъютанта Кутузова. Участвует в Аустерлицком сражении, в котором был ранен в голову. По приезду домой Андрей застаёт роды своей жены Лизы.
Родив сына Николеньку, Лиза умирает. Князь Андрей винит себя в том, что был холоден со своей женой, не уделял ей должного внимания. После длительной депрессии Болконский влюбляется в Наташу Ростову. Предлагает ей руку и сердце, но откладывает по настоянию отца их женитьбу на год и уезжает за границу. Незадолго до возвращения князь Андрей получает от невесты письмо с отказом. Причина отказа — роман Наташи с Анатолем Курагиным. Такой поворот событий становится тяжёлым ударом для Болконского. Он мечтает вызвать Курагина на дуэль. Чтобы заглушить боль от разочарования в любимой им женщине князь Андрей полностью посвящает себя службе.
Участвует в войне 1812 года против Наполеона. Во время Бородинского сражения получает осколочное ранение в живот. При переезде раненый случайно встречается с семьей Ростовых, и те берут его опеку на себя. Наташа, не переставая винить себя в измене жениху и осознавая, что всё ещё любит его, просит прощения у Андрея, в доме у Ростовых
Ищет свой Тулон; хочет всенародной славы и признания; его кумир - Наполеон.
Ради достижения своей цели готов принести в жертву
«. Отец, жена, сестра - самые дорогие мне люди. я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми». «Смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно».
«Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами»
Лучшие минуты жизни
Что меняется в герое
Небо под Аустерлицем
Начинает понимать ничтожность «мелкого тщеславия» Наполеона в сравнении с тем «высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял».
Князь осознал великую истину - жизнь есть абсолютная ценность. Ощутил свою связь с бесконечностью: «Ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего».
Открытие богатства мирной жизни
Вернувшись из французского плена, Болконский узнает о смерти жены. В его памяти навсегда останется «мертвое укоризненное лицо» маленькой княгини. С этого момента князь Андрей будет мучиться мыслями о пренебрежении, с которым относился к жене, поймет и осознает ценность семейного счастья, радости обыденной жизни среди родных людей: отец, сестра, сын Николенька.
Князь раскаивается в своих честолюбивых мечтаниях, в его душе поднимаются естественные потребности любви и добра.
Встреча с Пьером в Богучарове
«Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась, хотя во внешности та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». Пьер «заражает» князя Андрея своей верой в людей, в жизнь не только земную, а и вечную, в Бога.
Князь Андрей принимает некоторые из убеждений Пьера, которые оказывают на Болконского благотворное влияние. Теперь уже князь может себе признаться: «Как бы счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: "Господи, помилуй меня"».
Встреча с Наташей Ростовой в Отрадном
Возвращается к «живой жизни», начинает ощущать радость общения с большим миром, людьми. В этом состоянии князь Андрей спешит войти в близкие ему сферы государственной деятельности, сходится со Сперанским.
Эмоциональность Наташи, ее искренность и восторг дают толчок к душевному возрождению князя.
Любовь к Наташе Ростовой
Меняет свое отношение к Сперанскому, которого уже начал почитать за кумира, замечает в себе пренебрежение к делу, которым так раньше интересовался: «Разве это может сделать меня счастливее и лучше?».
Князь становится счастливее и лучше от того чувства, которое пробуждает в его душе Наташа Ростова
Участие в войне 1812 года В армии князь становится заботливым и внимательным командиром. Он отказывается от предложения служить в штабе армии, его не волнуют мечты о личной славе. Солдаты называют его «наш князь».
Во время Бородинского сражения Болконский исполняет свой долг, им движет не желание личной славы, а чувство чести офицера, ненависть к врагу, разорившему его родную землю, его Лысые Горы.
Прощение Анатоля Курагина
Увидев, как ампутируют ногу Анатолю Курагину, князь испытал искреннее сочувствие к боли и страданиям этого человека: «Распустился . цветок любви весной, свободной, независимой от этой жизни. »
Возрождение любви к Наташе Ростовой После тяжелого ранения переживает страстное желание жить. Именно в эти минуты возвращается к нему любовь к Наташе Ростовой. Но это уже другое чувство: «. он в первый раз представил себе ее душу. В первый раз понял всю жестокость разрыва с ней».
Смерть Андрея Болконского
«Чем больше он в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провел после своей раны, вдумывался в новое, открытое начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Все, всех любить, всегда жертвовать собой для любви значило - никого не любить, значило - не жить этою земною жизнью».
Судьба Андрея Болконского – это путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к нравственному совершенству. Приобщение к чувству вечной любви возродило в князе Андрее силу духа, и он совершил самое трудное, по Толстому, дело – умер спокойно и достойно. И смерть стала «моментом истины» его жизни.
Этапы в развитии личности Андрея Болконского
Аустерлицкое сражение
Участие князя Андрея в войне 1805 года связано с его честолюбивыми мечтами о славе, о своём «Тулоне». Увлечение Наполеоном было свойственно многим представителям передовой дворянской молодёжи начала XIX века. Но Андрей жаждал не только личной славы, но и счастья для людей. Толстой выделяет его из толпы штабных карьеристов (таких, как Жерков и Друбецкой). Преодолением «наполеоновского» начала, стремлением стать выше окружающих его людей завершается этот этап в жизни Андрея. Небо Аустерлица помогло князю Андрею понять, что и преклонение перед Наполеоном, и его мечта стать спасителем русской армии – лишь заблуждение.
Встреча с Пьером и Наташей
Разочарованный в прежних идеалах, пережив горе утрат, раскаяние, князь Андрей уверен, что понял, в чём заключается счастье: в отсутствии болезней и угрызений совести. Но Пьер (в споре на пароме) доказывает ему, что надо верить в добро и высокое предназначение человека. А встреча с Наташей спасает князя Андрея от духовного кризиса, пробуждает в нём любовь и желание жить.
Бородинское сражение
В Отечественной войне 1812 года судьба князя впервые сливается с судьбой народа. Он возвращается в армию, охваченный тем же чувством оскорблённой национальной гордости, которое ведёт в бой простых русских солдат. В Бородинском сражении (в отличие от Аустерлицкого) князь совершает настоящий нравственный подвиг, достигает гармонии с самим собой и понимает, что главное предназначение человека – служить интересам родного народа.
Князь Андрей умирает от раны, полученной на Бородинском поле. Толстой примиряет его не только с Наташей, но и со всем белым светом, в том числе и с раненым Анатолем Курагиным. Писатель вложил в образ князя Андрея свою заветную мысль о том, что только любовью и добротой правится жизнь и без них невозможно ни истинное совершенство, ни избавление от мук и противоречий.
ПЬЕР БЕЗУХОВ
Побочный сын крупного вельможи, унаследовавший титул графа и огромное состояние. Уважение к нему в свете основано на его имущественном положении. Открытость поведения и независимость мысли выделяют его из гостей салона Шерер.
Его душевные свойства раскрываются в первом же описании: когда он улыбается, у него «исчезает серьёзное и даже несколько угловатое лицо и является другое – детское, доброе». По молодости и под влиянием окружения совершает много ошибок: ведёт бесшабашную жизнь светского кутилы и бездельника, позволяет князю Василию Курагину обобрать себя и женить на Элен.
Перед нами человек, так же как и Андрей Болконский, ищущий дело, которому можно было бы посвятить свою жизнь. Он не хочет и не может удовлетвориться светскими ценностями. Ему свойственны драматические заблуждения, противоречивость характера, в нём сочетаются ум с наивностью и простодушием, переплетаются хорошее и дурное (образ во многом автобиографичен). Он человек своей эпохи, живущий её интересами и духовным настроением.
Не видя своего места в жизни, не зная, куда девать свои силы, он поначалу ведёт разгульную жизнь в обществе Долохова и Курагина. Открытый и добрый, часто оказывается беззащитным перед умелой игрой окружающих. Он не умеет правильно оценивать людей и слишком часто ошибается в них.
Как и Андрей, свой нравственное развитие начинает с заблуждения – обожествления Наполеона. В романе показано несколько этапов в развитии личности Пьера. Основные события в его жизни: вступление в масонство, война 1812 года (Бородинское сражение, плен, расстрел поджигателей), встреча с Платоном Каратаевым, женитьба на Наташе Ростовой, увлечение идеями декабристов.
Этапы в развитии личности Пьера Безухова
Дуэль с Долоховым привела Пьера к потрясению: он осознал, что оказался способным «покуситься» на жизнь человека, и пытается найти нравственную опору. Ему становится ненавистна фальшь светского общества, начинаются поиски смысла жизни. Это приводит к масонству, которое он воспринял как учение о равенстве, братстве и любви. Он искренне стремится облегчить положение крестьян (вплоть до освобождения их от крепостной зависимости). Но вскоре убеждается в бесплодности масонского движения и отходит от него.
Война 1812 года
Война пробудила в Пьере патриотические чувства, обострила национальное самосознание. На свои деньги он снаряжает тысячу ополченцев, а сам остаётся в Москве, чтобы убить Наполеона и «прекратить несчастья всей Европы». Решив казнить французского императора, он, по мнению Толстого, становился таким же безумцем, каким был князь Андрей при Аустерлице, намереваясь в одиночку спасти армию. Оказавшись на Бородинском поле в момент сражения, Пьер понимает, что историю творит не личность, а народ.
Встреча с Платоном Каратаевым
Платон Каратаев вносит мир в души всех людей. Это удивительный человек: он ни на что не ропщет, никого не обвиняет – сама доброта. От него Пьер набирается мудрости, в общении с ним «обретает спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде». Каратаев становится для Пьера главным нравственным мерилом.
Женитьба, увлечение идеями декабристов
Женившись на Наташе, впервые чувствует себя подлинно счастливым. Увлёкшись радикальными идеями, считает, что общество можно изменить усилиями нескольких тысяч честных людей. Декабризм – его новое заблуждение, близкое по смыслу попытке Андрея включиться в изменение русской жизни «сверху». Не гений, не «орден» декабристов, а нравственные усилия всей нации – вот путь к реальному изменению общества. По замыслу Л.Н. Толстого, героя должны были сослать в Сибирь. Пережив крушение ложных надежд, он придёт к окончательному пониманию подлинных законов жизни.
Следующая цитата
После Бородинского сражения смертельно раненный князь Андрей попадает в госпиталь и там внезапно узнает в одном из раненых Анатоля Курагина. В сюжете романа их встреча не менее важна, чем встреча Болконского с Наполеоном на Аустерлицком поле, так как это звенья одной цепи - духовного обновления героя, постигающего смысл жизни. В походном госпитале Анатолю режут раздробленную ногу, а Болконского в это время терзает не столько физическая, сколько духовная рана. Контраст, возникающий из сопоставления телесного и духовного, очень точно характеризует и Анатоля, и князя Андрея. Анатоль, по сути дела, уже мертв как человек, а Болконский сохранил духовность. Он погрузился в воспоминания "из мира детского, чистого и любовного". В этот момент в его сознании соединились переживания ребенка и умирающего человека. И в таком соединении Болконский ощутил идеальное состояние души. Это было мгновение. Но в это мгновение напряжением физических и духовных сил герой собрал воедино все лучшие качества своей натуры. Он вспомнил Наташу на балу 1810 года, так как именно в то время он, пожалуй, впервые ощутил в себе с необыкновенной ясностью силу "естественной" жизни. И теперь любовь к Наташе заставила его окрасить все окружающее этим живым чувством и простить Анатоля Курагина. Умирающий Болконский демонстрирует победу в нем естественного начала. Смерть для князя Андрея в его новом состоянии лишена ужаса и трагизма, так как переход "туда" так же естествен, как приход человека из небытия в мир. Следом за сценой в госпитале следует описание итогов Бородинской битвы. Торжество духа князя Болконского и торжество духа русского народа перекликаются друг с другом. "Мысль народная" таким образом органично воплощается и в образе князя Андрея. Пьер не случайно сравнивает Болконского с Платоном Каратаевым. Перед смертью князь Андрей приходит именно к каратаевскому мировоззрению. Разница заключается лишь в том, что князю Андрею это понимание жизни и смерти не было дано от природы, а стало результатом напряженной работы мысли. Однако Толстому ближе те герои, для которых эта философия естественна, то есть она живет в них сама по себе и они даже не задумываются об этом. Такова, например, Наташа, живущая по принципу: "Живешь и живи".
Следующая цитата
За что А. Курагин был обозлен на А. Болконского и решил отомстить ему за это?
Лучший ответ
Андрей Болконский, сжигаемый чувством мести после того,
как его невеста ему изменила, рвётся на фронт, чтобы найти
там негодяя Курагина и непременно его убить.
Гордый и принципиальный, после этого он постоянно ищет
встречи с Курагиным, но, увидев Анатоля в полевом госпитале,
которому только что ампутировали ногу, сердце его дрогнуло.
Перед Болконским лежал не франт или столичный щеголь,
а несчастный, "страдающий, обессилевший человек".
Остальные ответы
Болконского ужасает, с какой лёгкостью Анатолий Курагин разрушил его отношения с Наташей Ростовой ради своего удовольствия, а потом растоптал её чувства, обманув её. Болконский, как джентльмен и офицер, не может это стерпеть и пытается вызвать Курагина на дуэль, но тот ускользает. Андрей понимает, что чувство чести, как и другие высоконравственные качества, чужды этому человеку. Перед смертью судьба вновь сводит Болконского с Курагиным: умирающий, он видит, как его врагу ампутируют ногу: злость и ненависть отступают перед лицом смерти. Но это чувство нельзя назвать дружбой: Болконский испытывает к Курагину чувство жалости и сострадания.
Ольга Олеговна ЩупановскаяПрофи (784) 10 месяцев назад
Согласна, что Болконский ничем не обидел Курагина, разве что вызвал зависть, а т. к. последний был человеком низким, то вместо преодоления возникшего низменного чувства, у него возникает желание унизить и причинить боль и тем порадовать себя.
"Посмотри, чему человек радуется, и узнаешь, кто он на самом деле "(в кавычках, потому что мысль не моя. )
Читайте также: