Прочитай цитату выбери правильный вариант склонения

Обновлено: 18.05.2024

Имя существительное.Практические задания. 5 класс. Представлены карточки для индивидуальной работы, карточки-информаторы, материал для работы с перфокартами, проверочные работы.

ВложениеРазмер
imya_sushchestvitelnoe.doc 102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор-составитель Волкова Любовь Ивановна,

Учитель русского языка и литературы

МБОУ Школы № 162 имени Ю.А.Гагарина

Имя существительное 5 класс

Учитель русского язык и литературы

МБОУ Школы № 162 имени Ю.А.Гагарина г.о.Самара

Волкова Любовь Ивановна

В рамках изучения темы «Имя существительное» в 5 классе представлены карточки для индивидуальной работы, карточки-информаторы, материал для работы с перфокартами, тесты, проверочные работы по темам «Е - И в окончаниях имен существительных», «Правописание окончаний имён существительных множественного числа», «Буквы Ё – О после шипящих в корне и окончании слова».

Данный материал может быть использован на всех этапах изучения темы «Имя существительное», не только в индивидуальной, но и в парной, и во фронтальной работе на уроке под руководством учителя, а также при самостоятельной подготовке учащихся.

Работа с карточками для индивидуальной работы, тестами, проверочными работами, перфокартами поможет быстро проверить знания по изучаемой теме, выявить пробелы, оценить результаты.

Данный материал может быть использован как база для других, более сложных или творческих заданий.

1. Каково общее значение имени существительного?

2. Какими бывают морфологические признаки?

3.Назовите постоянные признаки существительного.

4. Назовите непостоянные признаки существительного.

5. Какую синтаксическую роль выполняют имена существительные в предложении?

6. На какие вопросы отвечает подлежащее?

7. На какие вопросы отвечает дополнение?

8. На какие вопросы отвечает обстоятельство?

9. Какая часть речи называется именем существительным?

10. Как изменяются имена существительные?

11. Выберите правильный вариант написания.

а) Ра(с, з)резать, , ра(с, з)считать ра(с, з)толкать, бе(с, з)вкусный, (с, з)дать,

в(с, з)дрогнуть, в(с, з)ходить, (с, з)гиб, во(с, з)гордиться, (с, з)десь, (с, з)жать,

бе(с, з)водный, бе(с, з)численный, во(с, з)противиться, , ра(с, з)свет,

(с, з)бить, ра(с, з)цвет, ра(с, з)писание, (с, з)доровье, (с, з)дание.

б) Р(а, о)сти, отр(а, о)сль, выр(а, о)сти, выр(а, о)сла, выр(а, о)щенный,

р(а, о)сток, подр(а, о)сла, подр(а, о)стала, р(а, о)стение, выр(а, о)щивать,

р(а, о)стительный, зар(а, о)сли.

в) Предл(а, о)гать, отл(а, о)жить, слаг(а, о)емое, сл(а, о)жение, предл(а, о)жить, прил(а, о)жить, прил(а, о)гать, изл(а, о)жение, прил(а, о)гательное, распол(а, о)жить.

г) Панц(ы, и)рь, ц(ы, и)нга, куц(ы, и)й, ц(ы, и)клон, овц(ы, и), акац(ы, и)я, ц(ы, и)плята, у гостиниц(ы, и), ц(ы, и)ркуль, лекц(ы, и)я,

секц(ы, и)я, ц(ы, и)ган, синиц(ы, и)н, ц(ы, и)новка, у ящериц(ы, и), сигнализац(ы, и)я, молодц(ы, и)-храбрец(ы, и), ц(ы, и)трус.

д) Ж(ё, о)лудь, ш(ё, о)пот, ч(ё, о)лка, пч(ё, о)лы, ч(ё, о)рный,

ш(ё, о)лк, заш(ё, о)л, ш(ё, о)фер, ш(ё, о)ссе, ш(ё, о)колад, ж(ё, о)нглер, щ(ё, о)тка, ж(ё, о)кей.

12.Выполните морфологический разбор имен существительных.

В осиннике ос..нь маш..т алым крылом. (Ю.Мельников).

Проверочная работа 5 класс

1.Запишите, обозначая графически окончания существительных, определите их склонение и падеж.

Помогать подруг. потолок в помещении. радоваться удач. идти по тропинк. обрадоваться новост. ветка сирен. вершина елк. на опушк.. леса, участвовать в демонстрации. написать Лиди. ошибки в изложении. песня о счасть. рассказ о путешествии. книга о портфел. ехать по магистрал. вытащить из проруб. говорить об успеваемост.. .

2.Запишите, обозначая графически окончания существительных.

Любоваться чиж..м, суп с перц..м, говорить со сторож..м, салат с огурц..м, скрыться за шалаш..м, пять пальц..в, укрыться плащ..м, с опытным врач..м, быть молодц..м, за лиловой туч..й, с тяжелой нош..й.

3. Выпиши из текста существительные среднего рода единственного числа. Сделайте морфологический разбор одного из них.

Я люблю простые лесные цветы. Когда приходит весна и тает снег, мы на целый день уходим в лес, греемся на солнце, слушаем пение птиц, собираем подснежники, вяжем из них маленькие букеты.

Эти простые цветы напоминают далёкое детство, родную любимую природу.

(По И. Соколову-Микитову)

и—е в окончаниях имен существительных

Окончания имен существительных

III скл. – Р. п., Д.п., П.п.

Запишите, обозначая графически окончания существительных, определите их склонение и падеж.

Мечтать о профессии, трястись в телеге, быть на лекции, слышать в планетарии, изменение в расписании, отдыхать в деревне, рос у дороги, написать в альбоме, был на площади, вырос на тополе, наблюдения на местности.

Проверочная работа с использованием перфокарт

е — и в падежных окончаниях существительных

1. говорили о станции линии дороге

2. шли к избушке деревне чаще

3. учебники по истории литературе биологии

4. побывали в зоопарке музее планетарии

5. бежали по аллее тропинке насыпи

6. росли на березе тополе сирени

7. рассказать о книге повести случае

8. призывать к осторожности выдержке смелости

9. побывать в Карелии Сибири Киеве

Проверочная работа по теме

«Правописание окончаний имён существительных множественного числа»

1.Выбери правильный ответ.

Чтобы узнать тип склонения существительного, стоящего в форме множественного числа, нужно:

а) выделить окончание и по окончанию определить тип склонения этого существительного;

б) поставить существительное в начальную форму и выделить признаки склонения этого существительного.

2.Прочитай. Определи тип склонения существительных (тип склонения надпиши над существительными).

У них ушки на макушке,

У них длинные хвосты,

И страшны им только кошки,

Только кошки и коты!

3.Прочитай. Укажи (надпиши) падеж существительных множественного числа.

А потом позвонили цапли:

Пришлите, пожалуйста, капли:

Мы лягушками нынче объелись,

И у нас животы разболелись!

4.Запиши в таблицу падежные окончания существительных множественного числа.

Окончания существительных мн. числа

5. Напиши данные слова в родительном падеже множественного числа.

6.Вставь подходящие по смыслу имена существительные в единственном или множественном числе в нужном падеже. Определи падеж вставленных слов. Допиши пропущенные окончания имён существительных множественного числа.

Мы с ребят……. решили слепить ____________________. Долго мы трудились. И наконец у нас получился великолепный ____________________. На голове торчал клок рыжих ______________________. В рук……. снеговик сжимал _____________________. Он будто подмигивал нам угольк……… __________________. Нам очень понравился наш ___________________.

Проверочная работа по теме

«Правописание окончаний имён существительных множественного числа»

1.Выбери правильный ответ.

Чтобы узнать тип склонения существительного, стоящего в форме множественного числа, нужно:

а) выделить окончание и по окончанию определить тип склонения этого существительного;

б) поставить существительное в начальную форму и выделить признаки склонения этого существительного.

2.Прочитай. Определи тип склонения существительных (тип склонения надпиши над существительными).

У них ушки на макушке,

У них длинные хвосты,

И страшны им только кошки,

Только кошки и коты!

3.Прочитай. Укажи (надпиши) падеж существительных множественного числа.

А потом позвонили цапли:

Пришлите, пожалуйста, капли:

Мы лягушками нынче объелись,

И у нас животы разболелись!

4.Запиши в таблицу падежные окончания существительных множественного числа.

Окончания существительных мн. числа

5.Прочитай. Поставь существительные, стоящие в скобках, в нужном падеже и форме множественного числа. Укажи (надпиши) падеж и склонение написанных слов.

Стайка птиц летала над (поле)_______________, над (лес)______________, над (роща)______________, над (степь)_________________. Зимой люди ходят в (шуба)______________, в (куртка)_______________, в (сапог)_______________, в (шапка)______________. Туристы разбрелись по (площадь)_________________, по (сквер)________________, по (улица)__________________.

Проверочная работа по теме

«Правописание окончаний имён существительных множественного числа»

1.Выбери правильный ответ.

Чтобы узнать тип склонения существительного, стоящего в форме множественного числа, нужно:

а) выделить окончание и по окончанию определить тип склонения этого существительного;

б) поставить существительное в начальную форму и выделить признаки склонения этого существительного.

2.Прочитай. Определи тип склонения существительных (тип склонения надпиши над существительными).

У них ушки на макушке,

У них длинные хвосты,

И страшны им только кошки,

Только кошки и коты!

3.Прочитай. Укажи (надпиши) падеж существительных множественного числа.

А потом позвонили цапли:

Пришлите, пожалуйста, капли:

Мы лягушками нынче объелись,

И у нас животы разболелись!

4.Запиши в таблицу падежные окончания существительных множественного числа.

Окончания существительных мн. числа

5. Прочитай. Допиши окончания существительных множественного числа.

Над яблон _______ летали майские жуки.

По двору ходила курица с цыплят_______ .

Сегодня мы принесли из леса много белых гриб______ .

Над осинк________ и берёзк________ пронёсся ветерок.

КАРТОЧКИ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Е - И в окончаниях имен существительных.

Запишите, обозначая графически окончания существительных, определите их склонение и падеж.

ночевать в палатк_

ехать на трамва_

пересказать по памят_

игра на площадк_

отрезок на лини_

побывать на фестивал_

отдыхать на дач_

не замечать времен_

появиться на небосклон_

Запишите, обозначая графически окончания существительных, определите их склонение и падеж.

отказаться от рол_

гостить в деревн_

достижения в экономик_

для развития хирурги_

приборы в космос_

стоять на пристан_

жить на чужбин_

ориентироваться в темнот_

Запишите, обозначая графически окончания существительных, определите их склонение и падеж.

предупреждать об опасност_

в безмолви_ ночей

предостеречь от ошибк_

расположиться в здани_

сошел с пристан_

увидишься в школ_

мечтать о путешестви_

томиться в невол_

Запишите, обозначая графически окончания существительных, определите их склонение и падеж.

записать в тетрадк_

указать в заявлени_

поступить по совест_

от ночной сырост_

звонок у калитк_

играть на роял_

приехать к дочер_

плыть по Кубан_

в моем уединени_

Запишите, обозначая графически окончания существительных, определите их склонение и падеж.

в новом изложени_

завтракать в кафетери_

думать о святын_

расположиться около рощ_

идёшь по дорог_

нужно заботиться о друг_

Запишите, обозначая графически окончания существительных, определите их склонение и падеж.

представлять в воображени_

сохранить в памят_

события в Казан_

пятно на фланел_

говорить о гени_

отдыхать в лагер_

плакать от жалост_

Вставить пропущенные буквы, обозначить окончания, определить склонение и падеж существительных

Отойти от берёзк. к Наталь. на Алта. об идеал. в жизн. беседа о смелост. полёт без пересадк. спускаться по тропинк. петь от радост.
о зимней стуж. о подснежник. к поющей молодёж. отдыхать в деревн.
в русл. реки, в воздух.

Вставить пропущенные буквы, обозначить окончания, определить склонение и падеж существительных

Уступать в скорост. изменения в расписани. рисовать в альбом. в библиотек. обратиться к Дарь. на опушк. на небосклон. на местност. лечиться в госпитал. щётка для стирк. на стадион…, на строительств…, на лошад…, в летопис…, на пристан…, находиться в подземель…

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы. Определите склонение, падеж.

Качается на простор. вернуться из Греци. гулять по алле. побывать в планетари. свисает с ветк. говорить о пьес. спросить о гербари. отъехали от площад. о бушующем ураган. отдыхать в Карели. слетел с крыш. заботиться о воспитани. думать о професси. побывать в музе. узнать о названи. лежал на скатерт. быть на открыти. подчеркнуть в предложении.. .

Карточки для индивидуальной работы

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Орфограмму объясните графически.

Летом Люда отдыхала у бабушк… в Карели… Там много деревьев. Особенно Люд… понравилась белая акация, которая росла в самой красивой алле… Люда собрала листья, цветы этого растения , сделала гербарий и подарила его учительниц… биологи…

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Орфограмму объясните графически.

Владимир Даль обошел и объехал всю страну. Он был на территори… Карели…, в пустынях Средней Ази…, в состав… русской арми… воевал в Турци…. Главную задачу в вечных разъездах от юност… до смерт… он видел в собирани… слов и изложени… их истори…

Буквы Ё – О после шипящих в корне слова

Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните условия выбора орфограмм.

Беч_вка, выч_ркивать, деш_вый, ж_лоб, ж_лудь, ж_лтый, ж_лчный, ж_лчь, ж_сткий, жж_ный, ж_кей, ж_м, ж_нглёр, зач_т, изж_га, капюш_н, крыж_вник, маж_рный, обж_ра, поч_т, прож_рливый, пч_лы, расч_ска, трещ_тка, трущ_ба, ч_лка, ч_лн, ч_рный, ч_рствый, ч_рточка, ч_саный, ч_каться, ч_порный, ш_л, ш_лк, ш_пот, ш_рстка, ш_в, ш_колад, ш_мпол, ш_рох, ш_ссе, ш_фёр, ш_рты, щ_голь, щ_ки, щ_лкать, щ_лочь, щ_тка.

Вставьте пропущенные буквы, выделите корень, подчеркните орфограммы.

Тонкая ж_рдочка, деш_вый товар, спелый ж_лудь, длинная беч_вка, завитая ч_лка, красивый ш_лк, ч_рствый хлеб, тяж_лая ноша, ч_рная кош_лка, легкий ч_лн, ж_сткая щ_тка, чугунная реш_тка, кривой ш_в, щ_лкать, ч_порный вельможа, тихий ш_рох, спелый крыж_вник, городские трущ_бы, полуш_пот, ш_ковая терапия, ож_г руку, ож_г руки, ж_нглер, ш_фер, мокрое ш_ссе.

Вставьте пропущенные буквы, выделите корень, подчеркните орфограммы.

Ш..рох, ч. рствый, ш..колад, ж..нглер, ж..лтый, ш. рты, ш. фёрский, капюш. н, ш. мпол, ш..ссе, прищ. лкивать, расч..ска, реш. тка, ш..в, ч. лн, беч. вка, ч..рный, ж..кей, ж. лудь, ш. пот, трущ..ба, тяж. лый, ж. лтый, щ. тка, ж..сткий, щ..лкать, подош..л, крыж..вник, капюш..н, ш..рты, ш. лковый, ш. у , пч. лы

О – Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных.

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.

Пшениц. й, плеч. м, ландыш. й, луч…м, калач…м, плеч…м, луж…й, мяч. м, туч. й, суш. й, юнош. й, пейзаж. м, циркач. м, круч. й, шалаш. м, ковш. м, камыш. м, репортаж. м, рощ..й, лапш..й, над дворц. м, плащ. м, рубеж. м, малыш. м, каш. й

Следующая цитата

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Следующая цитата

нужно изменить слово так чтоб ударение падало на эту букву (тоесть вторую о). например кем? чем? грозою. ударение падает на эту букву.

Ответ разместил: ЛегоЧеловек 10.03.2019 18:51 Если противопоставление подразумевается и отрицание усиливается отрицат. местоимениями и наречиями: отнюдь не пустое занятие

2.не с глаголами : телефон не установлен

Ответ разместил: Marina20151111 10.03.2019 18:51

каждый человек задумывался о том "что такое совесть? "но и на такой вопрос можно найти ответ! совесть-это когда сам человек формулирует собственные мысли и действия! многие говорят,что у человека нет совести ,например: когда ученик не сделал ,не выучил стихотворение!

Следующая цитата


Выбери строчки, в которой есть только имена существительные 3-го склонения.

  • Доблесть, сила, честь.
  • Плащ, помощь, немощь.
  • Моль, роль, пыль
  • Насыпь, радость, зверь.
  • Крепость, старость, гордость.
Вопрос 5

Прочитай словосочетания. Выбери то из них, в котором имя существительное относится к 3-му склонению.

  • Написал в тетради.
  • Подписал тетрадку.
Вопрос 6

К слову "конь" подбери синоним - имя существительное 3-го склонения. Запиши полученное слово.

Вопрос 7

Прочитай отрывок из стихотворения И. А. Бунина. Найди в нём имя существительное третьего склонения и запиши его.


Вопрос 8

Найди "лишнее" слово по типу склонения.

  • яблоко
  • товарищ
  • король
  • гармонь
  • объявление
Вопрос 9

Выбери строчку, в которой есть только имена существительные 2-го склонения.

  • Отец, брат, дедушка.
  • Гвоздь, молоток, сверло.
  • Мастер, тренер, учительница.
  • Костёр, песня, вечер.
  • День, ночь, утро.
Вопрос 10

Выбери строчку, в которой есть только имена существительные 1-го склонения.

Читайте также: