Василий теркин анализ произведения с цитатами
Обновлено: 07.11.2024
Символичен поединок, в который вступает Теркин в этой главе, встретив во время разведки неприятеля. Вся фашистская армия была гораздо сильнее и подготовленнее советской. Крепкий и сытый немец олицетворяет силы фашизма и самоуверенность нацистской Германии :
Он ударил, не стращая,
Бил, чтоб сбить наверняка.
И была как кость большая
В русской варежке рука.
Теркин же - слабее, к тому же он невелик ростом и исхудал в тех тяжелых условиях, в которых находилась советская армия, но он находится на родной земле и любит ее. Это единственное преимущество русского солдата.
В общем, ситуация в этой войне во всем такая же, как была во время Бородинской битвы: противник сильно недооценил самозабвение русского воина.
Ты не знал мою натуру,
А натура — первый сорт.
В клочья шкуру —
Теркин чуру
Не попросит. Вот где черт!
Поэтому исхудавший и небольшой ростом Теркин и взял в плен сытого и рослого немца-силача. Зима уже кончается, и повторяется рефрен книги:
Фронт налево, фронт направо,
И в февральской вьюжной мгле
Страшный бой идет, кровавый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
Главный герой
Теркин - рядовой пехотинец. Так Твардовский выразил свою мысль о том, что главную роль в победе сыграл именно простой, рядовой солдат. В этом Твардовский близок Толстому, который в "Севастопольских рассказах" (1855) и в "Войне и мире" (1865) с особенной теплотой изображал скромных, простых участников войны.
Фамилия Теркин - напоминает выражение "тертый калач", то есть бывалый человек, прошедший огонь, воду и медные трубы. Это толкование подтверждается фразой из главы 26 "На Днепре":
Тёркин,
Жизнью тёртый человек,
Он, с одной стороны, "обыкновенный", а с другой стороны, "парень хоть куда". Как объяснить это противоречие?
Дело в том, что "обыкновенность" героя в данном случае - не синоним посредственности, а большой комплимент всему русскому народу от лица автора. Ведь каждый понимает, что Теркины на самом деле - на вес золота.
Если автор считает, что Теркин - "обыкновенный" среди русских солдат, то это значит, что он хочет верить: русские солдаты в их большинстве - необыкновенные. А те солдаты, которые читали эти главы во время войны, хотели становиться лучше и сильнее, хотели превзойти самих себя, потому что само произведение о них вот такого высокого мнения.
В момент диалога Теркина с шофером в главе 8 "Гармонь" обыгрывается тот момент, что Теркин " не герой" официально, в том смысле, что ему еще не присудили звание героя войны:
Далеко ль?
— На фронт обратно,
Руку вылечил.
— Понятно.
Не герой?
— Покамест нет.
— Доставай тогда кисет.
Но и автор, и читатель понимают, что это игра слов и она не соответствует действительному положению дел. Теркин уже совершил достаточное число поистине геройских поступков. Но на этой войне не каждое геройство было замечено, да и не ради этого бились защитники отечества.
Однако героев было много, к чести русской земли. Чем же отличается Теркин прежде всего, почему каждому хотелось иметь такого в своем отряде и каждый старался равняться на него? В самые унылые и постылые дни войны, когда приходилось отступать, он хранит главное - веру в победу - и убеждает товарищей:
Не зарвемся, так прорвемся,
Будем живы — не помрем.
Срок придет, назад вернемся,
Что отдали — все вернем.
А его "обыкновенность" - всего лишь ложное, обманчивое впечатление, возникающее от того, что герой необыкновенно естественен и искренен. После героической переправы, например, он не принимает на себя маску идеального воина, а шутливо просит выпить рюмку, а потом и другую, чем вызывает легкое неудовольствие полковника. Так вот почему Теркины не получали много орденов. Вот из-за таких мелочей. По причине своей бесхитростной натуры.
И все же именно в силу полного отсутствия лицемерия Теркин - настоящий народный герой. В главе 11 "Поединок" возникает образ парня, который стоит за всю свою страну, как древний былинный богатырь:
Бьется насмерть парень бравый,
Так что дым стоит сырой,
Словно вся страна-держава
Видит Теркина:
— Герой!
Следующая цитата
Чем обычен и чем необычен главный герой книги, Василий Теркин? Мнение об этом мы можем составить уже из первых глав.
История произведения
Имя главного персонажа поэмы родилось в редколлегии ленинградской газеты «На страже Родины». Василий Теркин придумывался центральным героем небольших фельетонов. Однако спустя некоторое время, герой «вырос» из размера небольших стихов, и Твардовский задумал создать произведение, своим масштабом более подходящее персонажу — поэму.
Первые главы произведения были созданы и напечатаны в 1942 году. Автор создавал поэму на протяжении трёх лет, поэтому произведение публиковалось в газете частями. История Теркина настолько полюбилась читателям, что, когда поэма была окончена, Твардовскому стало приходить множество писем с просьбой создать продолжение произведения.
Замысел истории солдата Великой Отечественной войны пришёл Твардовскому в то время, когда автор сам участвовал в военных действиях — был военным корреспондентом в русско-финской войне. Настоящие военные события легли в основу поэмы: битва на Волге, переправа через реку Днепр, взятие Берлина.
Художественный метод. Фольклорные элементы
Глава 2 "На привале" заканчивается характерной народной формулой:
Это присказка покуда,
Сказка будет впереди.
Обратите внимание на слово "сказка". И оно возникает многократно в книге. Вроде бы произведение написано в реалистическом ключе, но, как и в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" , реализм самым интересным образом перемешан с элементами сказки и мифа.
И действительно, можно ли в полной мере назвать Теркина типичным персонажем? Несмотря на все уверения автора в обыкновенности такой личности, мы ставим этот вопрос под сомнение.
Да, Теркин выписан реалистичной кистью - средняя внешность, обилие бытовых деталей и смешных, чисто мужицких качеств в характере (любитель выпить, покурить. ). И все же, как и сказочный Иванушка, несмотря на эту обманчивую непримечательную наружность и простоватые манеры, он - настоящий народный герой, напоминающий былинного, древнего мифологического богатыря.
Следующая цитата
В 1942 году Твардовский писал о том, что стало для него самым важным в работе над произведением "Василий Теркин. Книга про бойца" (1941-1945):
"Родина и народ, народ на войне стали главными темами".
Герои и композиция
Структурно произведение состоит из 30 глав, пролога и эпилога. Повествование не «привязано» ни к каким конкретным датам в истории, ни к каким-то конкретным географическим координатам. Описываемые действия происходят во время Великой Отечественной войны на фронтовых дорогах. Именно такая общность времени, места сделали образ Теркина универсальным — такой солдат мог служить в любой части страны, в любой миг военного времени. Говоря словами автора: «У войны сюжета нету», зато есть полюбившийся бессмертный герой.
Композиция поэмы особенна тем, что она вобрала в себя истории, связавшиеся друг с другом образом центрального персонажа. Отличительным композиционным моментом является и присутствие диалогов между автором и героем.
При анализе поэмы «Василий Теркин» необходимо уделить время центральному персонажу произведения. Кто же этот Теркин? Василий — обычный крестьянин из-под Смоленска, служащий рядовым в пехоте, но благодаря своим героическим подвигам получивший военный орден. Теркин — не конкретный солдат-герой, он — образ русского человека, твёрдого характера, оптимистического воина, сумевшего среди военных баталий отыскать и проявить, где нужно, и сентиментальность, и крепкость духа, и волю к победе, и умение смотреть жизнь позитивно. Это солдат-балагур, однако, в первую очередь, он воин, а значит, борется за людскую жизнь и свободу своей Родины. Как любой живой человек, Василий имеет недостатки и даже боится смерти. Но именно такая «человечность» и делает образ Теркина бессмертным.
При первом же знакомстве с героем мы узнаем про то, что Василий — «парень обыкновенный». Его внешние характеристики скупы: не наделен «отменной красотой», «не высок, не то чтоб мал». Такая «размытость» внешности также способствует обобщению Теркина с простым русским солдатом. Однако у него есть и уникальные черты — герой практически не уязвим, он невредим «под огнём косым, трёхслойным, под навесным и прямым». Конечно, воин получает ранения, но он быстро исцеляется. А в битве ему помогают его верные боевые товарищи. Теркин получал ранение в руку, но от верной гибели его спасли танкисты. А получив ранение в ногу, воин нашел спасение в лице похоронной команды.
Вторая глава «От автора» интересна тем, что Теркин в ней предстает сразу в двух ипостасях: и как реальный солдат, повидавший немало на своём веку, и как литературный персонаж, судьба которого — пережить самого автора.
Не случайна и фамилия героя, ставшая «говорящей». Теркин острый на язык, как терка, но он еще буквально перемалывает все трудности у себя на пути. «Перетерпим, перетрем» — девиз героя и всего русского народа в целом.
Теркин является не единственным героем на страницах поэмы. Подвиги и героические поступки совершают многие, пусть и безымянные персонажи. Так, спасателями являются танкисты, командир, рубивший дрова для своей семьи в свою свободную, для отдыха, минуту, дед и баба, провожающие и встречающие русские войска.
Сильным характером обладает и русская женщина в тылу. Она не только встречает своего мужа, но и его боевых товарищей, провожает на бой родного сына, пишет мужу на фронт оптимистичные письма, чтобы поддержать его в трудную минуту. Эта женщина, как и Теркин, не конкретный персонаж, но образ каждой русской матери и жены. Она получает за свою любовь и трудности награды — это не орден, нет, это лошадь, перина, корова, овечка. Для женщины, что во время войны взвалила на себя все тяготы семейного быта, эти награды стали намного ценнее и полезнее, что любая медаль.
Особого упоминания достойны и обычные девушки — подруги бойцов. С началом войны солдаты покинули своих девушек, а ведь быть с ними рядом — лучшая награда для молодого военного человека. Так, Теркин, которого спасла шапка, данная ему неизвестной санитаркой, хочет ей продемонстрировать свою воображаемую медаль.
Особенности формы
Поэт считал, что написал не поэму, не повесть или роман в стихах, а именно "книгу про бойца", не подчиняющуюся обычным жанровым законам. Во многих местах он назвал свою историю также "сказкой", и это не случайность.
Если по идейному содержанию много общего с Толстым, то по некоторым формальным особенностям книга близка к "Евгению Онегину".
"Евгения Онегина" она напоминает тем, что произведение начинается с какой-то вроде бы незначительной, случайной детали, и не с начала действия, а как бы с его середины.
Также, как и Пушкин в своем романе в стихах, Твардовский здесь свободно рассуждает о композиции, о художественных особенностях своей книги, сам шутя оправдывая то, что произведение отступает от общепринятых норм:
Словом, книга про бойца
Без начала, без конца.
Это свободное, ироническое отношение к формальным нормам очень близко к пушкинскому в "Евгении Онегине":
Словом, книгу с середины
И начнем. А там пойдет.
С первых дней годины горькой,
В тяжкий час земли родной
Не шутя, Василий Теркин,
Подружились мы с тобой.
Еще одна родственная с Пушкиным черта - присутствие юмора параллельно с изображением довольно серьезных вещей.
Но если Пушкин оставляет право на веселую отстраненность лишь за автором-повествователем, то Твардовский, наоборот, делает именно своего героя нарочитым, сознательным шутником. Смех становится осознанной философией этого произведения.
Только один Твардовский из всех авторов военной лирики поместил веселую шутку в самое адское пекло войны.
Глава 13. «Кто стрелял?»
Вот и наступило лето 1942. Под обстрелом немецкого самолета все укрылись в окопе, но уже есть убитые. И вдруг Теркин встает и "бьет с колена Из винтовки в самолет". Он сбивает самолет и получает орден героя.
Кто не спрятался в окопчик,
Поминая всех родных,
Кто он — свой среди своих —
Не зенитчик и не летчик,
А герой — не хуже их?
Глава 14 "О герое"
Теркин рассказывает о том, что ордену он рад не для себя, а только потому, что теперь Смоленщине будет кем гордиться:
Мне не надо, братцы, ордена,
Мне слава не нужна,
А нужна, больна мне родина,
Родная сторона!
Глава 15 "Генерал"
Сам генерал принимает Теркина и вешает орден ему на грудь. Решил он наградить солдата и отпуском, но Теркин объясняет, что его родина в плену. Тогда генерал уверенно заявляет, что отпуск остается за ним, просто будет позже:
Потерпи уж, дай отсрочку,
Нам с тобою по пути.
Это значит, что генерал тоже из западных краев русской земли, которые сейчас в руках немцев, но он верит, что обязательно они вновь пройдут по тем краям, они туда еще вернутся, но уже с победой. Поэтому, объединенные этой целью, генерал с рядовым крепко обнимаются, как родной отец с сыном.
Глава 16 "О себе"
Это лирическое произведение, написанное от лица автора, наполненное ностальгией по родному краю, особенно по его природе. Автор, как его герой, из Смоленского края, и дает себе обещание:
Не звериным робким следом
Я приду, твой кровный сын,—
Вместе с нашею победой
Я иду, а не один.
Автор, в отличие от своего героя, не прячет за шутливостью и обманчивой простотой весь драматический накал своих переживаний. Поэтому его речь имеет неприкрытый торжественный пафос:
Основная идея и пафос
Произведение о таком событии, как национальная освободительная война, не может не обладать пафосом. Идея, наполненная пафосом, "Василия Теркина" близка к идее "Войны и мира": Твардовский воспевает удивительное самозабвение русского народа.
Интересно, что сравнительно редко звучит у него "советский". Чаще он пишет - русский, мужик, Россия. Такой испокон веков идущий, не политический пафос поистине роднит Твардовского с лучшими традициями русской литературы 19 века, почему и живущий в эмиграции Иван Бунин чрезвычайно высоко оценил его произведение.
В то же время, не желая особо угождать, угодил поэт все-таки и Сталину. Вождь народа присудил первую сталинскую премию "Василию Теркину" еще до его окончания.
Глава 12. От автора.
Здесь, как и в 1 главе - лирическое отступление автора. Он мягко посмеивается над собственным повествованием, что постоянно речь идет "про огонь, про снег, про танки, Про землянки да портянки", чем опять напоминает "Евгения Онегина":
Трудно слушать по порядку
Сказку длинную одну
Все про то же — про войну.
Но что делать, сетует автор, если идет война, то приходится говорить о ней, хотя особого желания совсем нет. А о доле солдата говорится просто - он живет по приказу.
Следующая цитата
Анализ бессмертного произведения Александра Трифоновича Твардовского «Василий Тёркин». Узнаем факты из истории поэмы, рассматриваем основную мысль произведения, тему и жанр, главных героев (есть ли еще герои в поэме, кроме Теркина?), строфы, размер и рифмовку.
02 июля 2019 Поделитесь в соц.сетяхГлава 3. Перед боем.
Это одна из историй, рассказанных Теркиным бойцам. Главный герой этой главы - товарищ Теркина, командир взвода. Теркин описывает отступление советских войск к линии фронта по уже сдавшейся, ставшей "немецкой" земле. Они шли в потемках, прячась от новых хозяев в лесах. Поэтому и командир пробирается к своей хате украдкой: "задами, коноплей", "вдоль стены".
То была печаль большая,
Как брели мы на восток.
И здесь Теркин подбадривает товарищей:
Шли бойцы за нами следом,
Покидая пленный край.
Я одну политбеседу
Повторял:
— Не унывай.
В хате жена командира заботится обо всех с душой, но не спится всю ночь ни Теркину, ни командиру, который понимает, что утром оставит свой дом с детьми немцам. Всю ночь он рубит дрова, не зная, как еще помочь жене.
4. Переправа
После неудачной переправы отряд разделился на двое. Первый взвод перебрался, а другой остался на прежнем берегу, по причине снарядов, разорвавших понтоны. И только Теркин отважился переплыть широкую ледяную ноябрьскую реку голышом, чтобы доложить о том, что на том берегу солдаты живы и ожидают подмоги.
— Нет, не чурка и не бочка —
Просто глазу маята.
— Не пловец ли одиночка?
— Шутишь, брат. Вода не та!
Да, вода. Помыслить страшно.
Даже рыбам холодна.
— Не из наших ли вчерашних
Поднялся какой со дна.
Итак, герой совершает необыкновенный подвиг. Но он не гордится им, а шутливо, в своей обычной манере, просит выпить, ведь ему еще возвращаться назад.
Тема и жанр
Анализ стихотворения «Василий Теркин» можно начать с разбора темы поэмы. Автор сделал свой выбор в пользу жизни солдат, где есть место не только страшным событиям войны, но и юмору, и оптимизму. Примечательно, что в поэме отсутствует идеологическая подоплёка. Со стороны власти на Твардовского оказывалось немалое давление — автору следовало затронуть в повествовании тему политической партийной значимости, её вклад в победу. Но политика бы разрушила общий тон произведения, и автору удалось отстоять свою позицию и не включать «идеологические строки» в поэму.
Даже без «политических строк» поэма успешно публиковалась во всех главных изданиях, таких как «Правда», «Известия» и «Знамя». Известность стихотворного героя росла, строки декламировали по радио, зачитывали фронтовикам, даже дарили подарочные издания в качестве награды за боевые отличия.
«Василий Теркин» повествует о простых и важных военных моментах: вера в торжество справедливости и победы, героизм простых солдат, сила русского духа. Обычный солдат Василий настолько полюбился читателям, что почти стал настоящим человеком. Люди верили, что где-то действительно живёт такой парень и когда-нибудь можно будет увидеть его и пожать ему руку. Тёркин стал не только воином, но и другом для читателя, его боевым товарищем. Весёлый нрав, оптимизм, подвиги — всё это стало настоящей моральной опорой для бойцов. Главная мысль поэмы — верить в победу и не переставать бороться — была актуальна для настоящих воинов. Твардовскому не удалось бы выразить эту мысль так живо и правдиво, если бы автор сам не прошёл через войну.
Для полного анализа произведения «Василий Теркин» важно определить жанр. Твардовский оценивал жанр своего труда как «книга про бойца», потому что в классические каноны поэмы его работа не вписывалась. Тем не менее «Василий Теркин» — это поэма. Да, поэма особая, затрагивающая проблемы колоссальных масштабов, исключительно самобытная и бессмертная.
Главы 1-4.
Глава 1 начинается с мысли о том, как важна на войне простая чистая вода, а также добрая вкусная еда. И это не просто бытовые детали, а они здесь нужны для того, чтобы сопоставить самое насущное в жизни человека с образом главного героя - бойца Василия Теркина.
При помощи этих деталей мы узнаем, что такие люди, как Теркин, необходимы как воздух, как вода и еда. Без них нельзя, и боевой дух был бы невозможен, не будь таких людей.
Но почему именно? Чем же они отличаются?
Знаменитая иллюстрация Ореста Верейского Знаменитая иллюстрация Ореста ВерейскогоПрежде всего - и это единственная черта, о которой мы пока узнаем - это веселый и одновременно правдивый, честный, простой нрав героя. Он способен на шутку-прибаутку, на уместную поговорку, а также на простую честную правду. И вот это самое главное на войне, по мысли автора.
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой.
А всего иного пуще
Не прожить наверняка —
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька.
2. На привале.
Василий Теркин даже кашу берет не молча, а находит что занятного и забавного сказать повару. Это сразу нравится солдатам. И вместо сна новобранцы слушают про все бомбежки и другие огонь и воды войны, через которые прошел уже этот бывалый солдат, только что прибывший в их взвод.
Он рассказывает ярко, с преувеличениями - вместо одно танка у него в рассказе "тыща". Но солдаты не сердятся на это, потому что жизнь скучна и пресна без яркого вымысла. Поэтому в русском народе издавна любили и уважали мастеров-сказителей. Василий по натуре - именно из числа последних:
Балагуру смотрят в рот,
Слово ловят жадно.
Хорошо, когда кто врет
Весело и складно.
Жизнь слишком тяжела, а особенно на войне. И поэтому на войне еще больше, чем в обычной жизни, ценятся люди, которые способны отвлечь от грустных дум, от страхов, способны вселить боевой, веселый настрой в людей:
В стороне лесной, глухой,
При лихой погоде,
Хорошо, как есть такой
Парень на походе.
И даже часовые под дождем отвлекаются от печальных мыслей, вспомнив о рассказах Теркина:
И как будто сон пропал,
Смех прогнал зевоту.
— Хорошо, что он попал,
Теркин, в нашу роту.
К тому же Василий Теркин не только на словах весельчак, он подает пример всем своим существом, всем поведением. Нет в нем и тени уныния, жалобы и страдания в каких бы то ни было условиях:
Тяжела, мокра шинель,
Дождь работал добрый.
Крыша — небо, хата — ель,
Корни жмут под ребра.
Но не видно, чтобы он
Удручен был этим,
Чтобы сон ему не в сон
Где-нибудь на свете.
Герой - настоящий мудрец, поскольку "принимает все, как есть". Он воплощение здоровья и силы: "К кухне — с места, с места — в бой".
Как ни трудно, как ни худо —
Не сдавай, вперед гляди.
Именно этой "присказкой", как выражением девиза главного героя, заканчивается 2 глава произведения.
Читайте также: