Про сплетни в исламе цитаты

Обновлено: 06.11.2024

Существует такие грехи, которые настолько вписались в нашу жизнь как норма, что мы уже перестали распознавать их как недозволенные и осознавать всю их пагубность. Речь идет о сплетничестве.

Человек живет в социуме и постоянно взаимодействует с людьми, и по своей природе ему свойственно сравнивать себя с другими, замечать их недостатки, с любопытством наблюдать за их взлетами и падениями. Порой мы даже не замечаем, где заканчивается беседа и начинается обсуждение того, что нас совершенно не касается. Безобидные, казалось бы, разговоры иногда имеют очень серьезные последствия для нас и нашей веры.

Что является сплетней? Сплетни – это преступление против личности другого человека, посягательство на его честь.

Ислам уделяет очень важное значение межличностным отношениям. Наша религия оберегает честь каждого человека и ни один мусульманин не имеет права нанести ему вред. Оберегание чести другого, сохранение его статуса и авторитета в обществе является частью нашего поклонения. Наша религия – про доброжелательность, укрепление дружбы, распространение мира и любви между людьми, и всякая вещь, которая может нанести вред этим ценностям, является недозволенной.

В хадисе сказано:

«Кровь, имущество и честь любого мусульманина являются запретными для другого мусульманина» (Муслим).

В Коране Аллах Всевышний сказал:

«О, те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах — Принимающий покаяния, Милосердный» (49:12).

Аллах Всевышний запретил даже плохо думать о людях. Плохие мысли, подозрения становятся предпосылкой споров, злословия и других неправомерных поступков. Какое намерение движет человеком, который обсуждает подробности жизни других людей? Желание опорочить, унизить, осудить или просто обсудить ради забавы? Как бы там ни было ни одно из этих намерений не является благородным и не несёт в себе ничего, кроме как урона для веры мусульманина. Этот аят должен всплывать перед глазами каждый раз, когда в нашей голове возникают какие-то негативные мысли о людях.

В исламе распространение сплетен и обсуждение жизни других приравнивается к поеданию мертвечины, то есть настолько мерзким и непристойным с точки зрения ислама считается этот поступок.

Пророк (мир ему и благословение) рассказывал:

Абдуллах ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передал:

Однажды Пророк (мир ему и благословение), проходя мимо двух могил, сказал: «Их подвергают мучениям, но не за что-то тяжкое. Один из них не прикрывался от собственной мочи, а другой распространял сплетни» (Ибн Маджа).

Для нас, мусульман, главная ценность в жизни – это довольство Аллаха. А Аллах запретил верующим испытывать к людям вражду или ненависть, обнародовать и делиться их недостатками. Пророк (мир ему и благословение) сказал, что распространение сплетен станет тяжелым бременем в Судный день:

«Сплетник не войдет в Рай» (Ибн Аби ад-Дунья).

Совершает грех не только тот, кто и рассказывает, но даже тот, кто слушает то, что его не касается: «И говорящему сплетню, и слушающему ее, грех поровну».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил:

«Сплетни хуже, чем зина». Его спросили: «Как сплетни могут быть хуже, чем зина?» Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ответил: «Если человек, совершивший зина, попросит прощения, Аллах простит его, а сплетник не будет прощен, пока его не простит тот, о ком он сплетничал» (Табарани).

Нам всегда следует помнить о вечной жизни, о том, чем обернутся для нас слова, произнесенные в этом мире. В Коране сказано, что не успеет человек произнести слово, как ангел записывает это слово в книгу деяний. Представьте, сколько слов мы говорим за всю свою жизнь, и что за каждое из них нам придется держать отчет перед Всевышним Аллахом.

В хадисе сказано:

«Кто будет оберегать то, что между губами (язык), и то, что между ног, тому я гарантирую, что он попадет в Рай» (Бухари).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил, что мусульманин не причиняет другим вреда своим языком и своими руками (Бухари).

В хадисе говорится:

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

«Если человек будет защищать честь своего брата мусульманина, то обязанностью Аллаха станет защита его самого от Адского пламени в Судный День» (Тирмизи).

Слова обладают величайшей силой. Словом можно убить, словом можно обидеть, словом можно желать блага, поминать Аллаха и вдохновлять. Пусть Всевышний дарует нам мудрость использовать этот инструмент только во благо себе, своей вере и окружающим. Пусть Аллах избавит нас от ненужного любопытства и обсуждения дел, которые нас не касаются.

Следующая цитата


«Дай Господь, чтобы все хорошие слова мне говорили за спиной. Не в лицо. В лицо все говорить умеют, а стоит только отвернуться…» Похожие цитаты наводняют социальные сети. Никто не хочет, чтобы его обсуждали, нарушали личное пространство, залезали в личную жизнь, оценивали, выносили вердикты. Мы рабы лишь Всевышнего Аллаха. Никто не вправе выносить свои оценки и словесные приговоры.

Согласитесь, обсуждают только тех, кто вызывает бурные эмоции, ведь если человек никому неинтересен, кто станет его обсуждать, устанавливать для него словесные виселицы и эшафоты?

«Ах, злые языки страшнее пистолета», – говорит Молчалин у А. С. Грибоедова и старательно исполняет выгодные роли на людях. Хитрость и двуличие – этими чертами охарактеризовал Грибоедов своего неприглядного героя.

Почему люди «стреляют» в людей словами, что страшнее пуль, и нужно ли становиться Молчалиными, чтобы спастись от стрелков, то есть сплетников, мы поинтересовались у профессионального психолога Алиасхаба Мурзаева.

- Алиасхаб Анатольевич, из чего рождается желание обсудить другого человека, и кто тут виноват? Может, мы сами латентно вызываем желание обсудить нас?

- Оно рождается из индивидуальных психологических особенностей не того, кого обсуждают, а того, кто обсуждает. Как, правило, это свойственно либо людям, у которых нет личной жизни, либо тем, кто не реализовался в работе, и обсуждая кого-то, они компенсируют своё чувство неполноценности. Таким образом они удовлетворяют потребность в подтверждении собственной значимости. Отсюда и рождается эта тяга – из зависти, несоответствия, непереносимой разницы между тем, чего достиг ты, и чего достиг другой.

Но бывают и исключения. Иногда люди обсуждают не того, кто успешнее, а того, кто ниже их. Обсуждая того, кто ниже тебя, ты ставишь себя на ступень выше, ты будто превосходишь его профессионально и можешь смотреть на него вниз с высоты своего успеха.

- Почему же с одними обсуждают людей, сплетничают о ком-то, а с другими нет?

- Не хотят обсуждать с теми, кто в принципе подобные разговоры не поддерживает, кто может сделать замечание, что это неправильно, что так нельзя. Вести обсуждение будут с теми, кто активно поддерживает такие разговоры, кто всегда в курсе всего происходящего. Такой персонаж есть у Достоевского в романе «Идиот». В сцене, где Рогожин и князь встретились в поезде, с ними находится чиновник, который «обо всех всё знает». Достоевский описывает этот персонаж – человек, который жаждет всё знать. Его знания поверхностны, но этого ему хватает, чтобы кого-то обсудить.

- Как-то слышала, что таким образом люди снимают стресс. Обсуждая другого, они ощущают, что они лучше, чем обсуждаемый.

- Даже не столько снимают стресс, сколько получают моральное удовольствие. В основном потому, что они в этот момент считают себя лучше другого. «Раз я могу его/её обсудить, осудить, значит я вижу то, чего не видит он». То есть это не столько снятие стресса, сколько потребность доказать свою значимость. Эта потребность удовлетворяется – человек получает удовольствие от того, что выискивает чьи-то недостатки, обесценивает чужие заслуги. В основном цель обсуждений, кривотолков – принижение значимости другого человека.

- То есть получается, ты даже реализовать себя как профессионал не можешь без того, чтобы кто-то не обесценил твои достижения в сплетнях и пересудах. Как защититься от таких людей?

- Никак. Нет универсального способа. Единственный способ – игнорирование. Любая попытка доказать, что ты не такой, каким тебя выставил сплетник, убедит его в собственной правоте.

Надо стараться избегать таких людей, а если они зазывают вас в собеседники, можно прямо сказать: «Знаешь, мне неприятны разговоры о других людях». Конечно, после такого ничего хорошего они о вас не скажут, но, может, это хоть как-то их заденет, и впредь они задумаются, прежде чем обсуждать других.

Практика показывает, что это черта личности. Если есть у человека привычка всех обсуждать, он так и будет всю жизнь делать, и защищаться от такого человека фактически бесполезно, только игнор.

Превращение в подлеца

«Это очень опасно. Сплетни никого не щадят. Они ослабляют людей и подрывают их силу. Когда люди сплетничают и находят недостатки в других, они становятся такими подлецами. А сделавшись объектом сплетен, люди становятся беспомощными и отчаиваются. Во всех отношениях сплетня — это очень коварная, заразная и опасная болезнь. Скажи, пожалуйста, зачем ты разносишь сплетни?

— Это приносит мне радость, — ответила она.

— Ты разве не видишь, что отравляешь жизнь других людей своими сплетнями?» (с)

Французский психоаналитик Виржини Меггле считает, что неприятности других людей могут нас радовать. Это случается, когда разговор заходит о людях, которые выше нас по статусу или одного пола с нами. «Компьютерная томография показывает, что в такие моменты в нашем мозге активизируются центры удовольствия, — говорит Виржини. — Это можно объяснить так: символически мы переживаем гибель своего соперника. Мы невредимы и сильны, а он практически уничтожен, пусть и символически».

- Говорят, что счастливые не обсуждают других, так ли это? Кто-то постоянно обсуждает других, высказывает оценочные суждения, чаще, конечно, негативные, а кто-то вовсе не обсуждает людей. От чего это зависит?

- Да. У счастливых людей своя полная жизнь, и им совершенно нет дела до того, что происходит у других. Но счастье – понятие относительное. Счастлив не тот, у кого всё есть. Даже имея всё, что можно иметь, можно быть сплетником.

Счастлив тот, кто постиг Всевышнего, познал всю ответственность за каждое своё слово перед Ним. И даже когда у него возникает соблазн посплетничать, он понимает, что это не богоугодный поступок, отталкивает эти мысли и находит счастье именно в том, чтобы жить своей жизнью, а не чужой.

- Почему у некоторых есть потребность не просто обсуждать, а «топить» человека, то есть подрывать его статус, репутацию, сживать со свету?

- Это зависть. Зависть к успехам другого человека. Они не могут этого пережить. Многие воспринимают чужой успех как оскорбление в свой личный адрес. То есть «не будь твоего успеха, никто бы не видел моих неудач». Поэтому они начинают злиться, и вместо того чтобы самим вырасти, им легче потопить другого. Нет планки, достигнутой другим человеком – значит необязательно расти, значит всё в порядке. А если планка есть, завистник видит себя не таким успешным. Знаешь, этот момент описан в сказках. Сильная метафора — это сказка «Морозко», там мачеха говорит отцу падчерицы: «Отведи свою дочку в лес, брось там её, потому что все приходят и смотрят на неё, а на мою дочку внимания не обращают». То есть той нет – эта дочка кажется красивой, та появилась – эта уже не кажется красивой. То же самое здесь – когда тебя нет, я кажусь успешным, когда ты есть, я уже не кажусь таким успешным.

- Никто не хочет, чтобы его обсуждали. Практически все боятся обсуждения.

- Это всё от неуверенности в себе, от желания угодить другим людям, произвести хорошее впечатление, вот они и боятся, что их будут обсуждать. На противоположном конце поля, наоборот, люди самодостаточные. Нужно находить в себе силы игнорировать слухи. Сначала, конечно, не получается, а потом человек находит в себе силы и возможности игнорировать, так что слухи, обсуждения просто отлетают от него, и он уже просто не парится.

- С психологической точки зрения, чем это вредит? Я читала, что, обсуждая, осуждая, выискивая недостатки, люди затрачивают энергию, плюс негатив, который они транслируют – всё это оставляет след на их психике, на жизни, то есть бумерангом возвращается к ним. Так ли это?

- Всё-таки благополучие человека — вещь крайне относительная. У человека может быть всё, и он будет несчастным, и может не быть ничего, и он будет чувствовать себя счастливым. Поэтому думать, что завистник сплетнями снимает стресс и удовлетворяет потребности… Он всё равно остаётся несчастным человеком, даже если внешне всё хорошо.

Надо судить по внутренним причинам, которые заставляют человека сплетничать. Сплетник не самодостаточен. Он не уверен в себе, даже если кажется очень самоуверенным. Если человек сплетничает, значит он недоволен собой.

- Если идёт спланированная интрига и человеку могут грозить серьёзные последствия – разрушение семьи, потеря работы – как это предотвратить?

- Опять же, защищаться нужно пассивными методами, потому что активные с такими людьми не работают. На ваши действия у них будет тысяча противодействий. Единственный способ – это дать человеку понять, что вы о нём хорошего мнения, вам не хочется в нём разочаровываться и вы надеетесь, что его сплетня была единственным подобным эпизодом его жизни, и такого больше не повторится. Тогда тот человек, пытаясь спасти свою репутацию, постарается это доказать.

- А бывают конструктивные обсуждения за спиной?

- Трудно назвать, какие из них конструктивны. Конструктив – это, например, обсуждение достоинств человека, сильных сторон его личности. Тогда обсуждающие приобретают пользу, в том смысле, что расставляют приоритеты. Например, мы изучаем жизнь Пророка Мухаммада ﷺ , разбираем его жизненный путь, черты его личности, и это делает нас лучше. Вот в этом случае можно сказать – да, это обсуждение является конструктивным.

К сожалению, каждый из нас мог видеть пример того, как сплетни разрушали самое ценное между людьми – отношения. Мало кто подойдёт и спросит: «А насколько услышанное правда?» Почему-то словам сплетников верят больше, нежели очевидным фактам. Но они всё же не знают и половины правды, да и не могут знать человека, не прожив его жизнь. Сплетни разрушают не только жизнь того, кто «под прицелом» у словесных охотников, они разрушают и самих сплетников. Даже физически обсуждения, пересуды изматывают человека, он чувствует недомогание, но причина-то у него под носом, на кончике языка.

В книге шейха Ахмада Афанди «Благонравие праведников» написано: «Хула и сплетни – порицаемые качества. Это духовная скверна, при наличии которой человеку невозможно приблизиться к Всевышнему Аллаху…».

Беседовала Айша Тухаева


Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Следующая цитата


Темя сегодняшнего урока – сплетни и хула. Что такое хула? Хула – это когда человек го-ворит за спиной другого о тех его недостатках или о каких-то его дефектах, проступках, о которых, если бы он был рядом, ему было бы очень неприятно слышать.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

الغيبة ذكرك أخاك بما يكره

«Хула – это говорить о твоём брате то, что ему неприятно».

То есть, говорить о твоём брате в его отсутствие то, что ему неприятно. Это могут быть его какие-то физические недостатки, проступки, дурные наклонности его характера. То есть всё то, что ему было бы неприятно услышать. Рассказывать о человеке, говорить о его недостатках в его отсутствие – это и есть хула.

Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал, что хула это вспоминать твоего брата тем, что ему неприятно в его отсутствие, у него спросили: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), а что, если то, о чём я говорю о нём за спиною, действительно присутствует в нём?» На это Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Если в нём действительно присутствует то, о чём ты говоришь, то это и есть хула, а если те недостатки, то, о чём ты говоришь за его спиною, нет в нём или он не причастен к ним, то это клевета».

Клевета по своей тяжести намного тяжелее и хуже перед Всевышним Аллахом, чем хула.

Что касается сплетен. Сплетни – это распространение ложной информации с целью раздора, чтобы поссорить двух людей, внести смуту между двумя родами и т.д.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

إن أبغضكم إلى الله عز وجل المشاؤون بالنميمة المفرقون بين الإخوان

«Воистину, более всего Всевышний Аллах гневается на тех среди вас, которые распространяют сплетни, тем самым ссоря между собой братьев».

Естественно, сплетни тоже по своей тяжести являются худшим грехом, чем хула. В чём заключается опасность хулы и сплетен? Это и так тяжкий грех. Но для человека, который стал на путь познания Всевышнего Аллаха, который поставил перед собой цель дойди до познания Творца, до уровня высоких состояний, где ощущается присутствие Всевышнего Аллаха, ему тем более нужно избавиться от таких качеств. Для духовного путника, в котором присутствуют эти качества, в этом чертоге дверь закрыта. Он не сможет подойти к территории высоких состояний, состояний ощущения божественного присутствия.

Хула, сплетни, клевета – это духовная нечисть. У человека, на одежде которого есть нечистоты, молитва не будет принята, она будет считаться недействительной. То есть чистота тела и одежды – это условия полноценности намаза. Так же, как невозможно совершать намаз в грязной одежде, на которой есть нечистоты, никогда невозможно и переступить порог Божественного присутствия, порог, где человек будет ощущать высокие состояния, если он будет страдать такими качествами, как хула, сплетни и клевета.

Всевышний Аллах в Коране сказал:

قد أفلح من زكاها

Смысл: «Обрёл великое счастье тот, кого Всевышний Аллах очистил».

Невозможно достичь никого блага и успеха духовного пути тому путнику, если в нём будут эти качества.

Чем чреваты хула и сплетни? Хула и сплетни – очень большой барьер и завеса на пути к познанию Всевышнего Аллаха. Поэтому люди, познавшие Всевышнего Аллаха, очень сильно предостерегали своих учеников от таких пороков, как сплетни и хула. Если человек, в особенности тот, кто стал на путь совершенства, очищения своего эго и познания Всевышнего Аллаха, позволяет себе кого-то хулить или сплетничать (не дай Аллах), то он очень скоро подвергнет себя гневу Всевышнего Аллаха, станет ненавистен перед Всевышним, он сделает тщётными все свои поступки.

Представьте себе такую ситуацию для примера. Когда человек совершает какой-то про-ступок или грех и, особенно, если он, как правило, себе не позволяет грехов, старается их избегать и не совершать, и в какой-то момент по предопределению Всевышнего Аллаха он совершил проступок, то нельзя торопиться хулить и осуждать его. Почему? Потому что, когда человек совершает поклонение, духовно развивается, он в некоторой степени начинает полагать, что он праведный, что он теперь достиг определённой степени, у него возникает некое чувство гордыни, превосходство перед другими. А это состояние не приемлемо для познания Всевышнего Аллаха, это состояние не похвально. И тогда, чтобы этого человека как бы осадить, немного сломить его и привести в состояния скромности, Всевышний Аллах делает так, чтобы он допустил какой-то грех. И тогда грех, который он совершил, начинает его преследовать, он ощущает тяжёлую горечь, осадок, и такого человека осуждать, упрекать за этот грех недопустимо. Почему? Потому что Всевышний Аллах таким образом этого человека лечит в какой-то степени.

Никогда нельзя торопиться осуждать людей, обсуждать и порицать их и т.д. Возможно это некий трамплин, совершение греха – это вроде того, что человек споткнулся, чтобы встать и потом продолжить свой путь вверх.

Ибн Атаиллах (кудиса сирруху) говорил:

معصية أورثت ذلاً وانكساراً خير من طاعة أورثت عزاً واستكباراً

«То ослушание Аллаха, за которым последовало унижение человека и состояние сломленности, это состояние намного лучше, чем когда человек совершает какое-то поклонение и за этим поклонением следует ощущение гордости, чувство бахвальства, себялюбие».

До нас дошло от Посланника (мир ему и благословение) и от наших праведных предков, духовных наставников очень много высказываний по поводу хулы и сплетен. И эти высказывания должны послужить нам очень сильным предостережением от того, чтобы вовлечься в этот порок.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

بحسب امرئ من الشر أن يحقر أخاه المسلم، كل المسلم على المسلم حرام: دمه وماله وعرضه

«Достаточно будет вреда тому человеку, который презирает своего брата в Исламе, и для каждого мусульманина неприкосновенными являются жизнь, кровь, имущество и честь другого мусульманина!»

Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

إياكم والغيبة ، فإن الغيبة أشد من الزنا

«Остерегайтесь хулы, воистину, хула хуже прелюбодеяния».

Обратите внимание, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит, что хула ху-же прелюбодеяния. Воистину, человек, который совершает прелюбодеяние, вскоре может раскаяться перед Всевышним Аллахом и Аллах примет его раскаяние. Что касается хулителя, то Аллах его не простит до тех пор, пока не простит его тот, кто стал объектом его хулы.

Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

لا يدخل الجنة نمام

«Никогда не войдет в Рай сплетник».

Также Посланник Аллах (мир ему и благословение) отмечал: «Не сообщить ли мне вам о наихудших рабах Аллаха?» Сподвижники сказали: «Конечно, о Посланник Аллаха». Пророк (мир ему и благословение) сказал:

المشاؤون بالنميمة المفرقون بين المفرّقونَ بين الأحبّة المبتغونَ للبراء المَعايِبِ

«Это те, кто распространяют сплетни, тем самым вводя в смуту и ссоря людей, и те, кто старается обвинить в чём-то совершенно невиновных людей».

Пророк (мир ему и благословение) сказал по поводу хулы и сплетен:

من ألقى جلباب الحياء فلا غيبة له

«Говорить правду о бессовестном человеке не является злословием».

То есть, из того, что мы уже рассказали о хуле, может возникнуть вопрос: а где та граница, где можно говорить о человеке, о его постыдных делах, и когда нельзя об этом говорить? Одним из серьёзных критериев является такой факт, когда человек, после совершения постыдных дел, стыдится о том, чтобы об этом узнали люди. Если человек стыдится своих грехов, старается скрыть от людей то, что он творит, он как бы накидывает на себя накидку стыда, то хулить этого человека недопустимо.

Один из праведников сказал:

مثل الذين يغتابون الناس كمن نصب منجنيقا يرمي به حسناته شرقا وغربا

«Люди, которые постоянно заняты хулой, подобны тем, которые установили катапульту, на чашу которой ставят свои благие дела и разбрасывают их на запад и на восток».

Это значит, что человек, который позволяет себе хулить другого, тем самым он отдает последнему хорошие поступки, которые сам совершал. Вот чем опасна хула. Мы лишаемся тех благих поступков, эти поступки уходят на счёт того человека, который стал объектом вашей хулы.

У ас-Саврий спросили о хадисе Пророка (мир ему и благословение) и о его значении:

إِنَّ اللَّهَ يُبْغِضُ أَهْلَ الْبَيْتِ اللَّحْمِيِّينَ

«Всевышний Аллах гневается на обитателей дома, которые являются любителями мяса». Имеется в виду та семья, которая позволяет себе хулить других людей, и тем самым поедая их плоть.

В Коране есть аят, где говорится, что хула сродни поеданию плоти мертвого человека. Как вам будет неприятно есть плоть умершего человека, так же хула является недопустимым грехом.

Хасану аль-Басри сообщили, что некто из людей похулил его. Тогда Хасан аль-Басри тут же взял и наполнил поднос финиками и попросил этого человека передать ему этот поднос в качестве благодарности за то, что он отдал ему свои благие деяния.

Когда у Ибн Мубарака спросили о хуле, он сказал: «Если бы я позволил себе хулить кого-то, то это были бы мои родители, ибо они больше, чем кто-либо другой, заслуживают того, чтобы я им отдавал свои благодеяния».

Ибн Атаиллах (кудиса сирруху) сказал: «Если вы хотите испытать ум человека, понять, насколько он умный, то обратите внимание на то, как он относится к случаю, когда, например, если ему рассказывают о ком-либо, и его внимание привлекают его недостатки, и он начинает на этих недостатках останавливаться, начинает смаковать недостатки этого человека. В таком случае знайте, что это человек, внутренний мир которого разрушен».

Нельзя допускать, чтобы ваше внимание привлекали недостатки людей. Объектом нашего внимания должны быть наши недостатки, пороки и проступки.

И Ибн Атаиллх добавил: «Воистину, верующий старается сохранить честь своего брата-мусульманина».

Если человеку рассказывают о ком-то, о его недостатках, то он должен тут же пресечь разговор и защищать честь того человека, о котором идёт речь. Один из арабских поэтов сказал:

جراحات السنان لها إلتئام و لا يلتام ما جرح اللسان

«Раны, нанесённые зубами, быстро рубцуются,

Однако не заживут те раны, нанесенные языком».

Подытоживая эту часть урока, хочу обратить ваше внимание на следующее. Вы просто представьте, насколько высока исламская мораль, нравственность, и насколько серьёзным грехом является обсуждение каких-то недостатков других людей. Представьте себе общество, которое лишено этого порока.

На самом деле, очень многие люди, и религиозные, и нерелигиозные, страдают этой болезнью. Потому что эго человека приятно говорить о недостатках другого, тем самым считая, что ты выше них, лучше них, что ты не допускаешь тех проступков, которые допускают они.

Дай Аллах, чтобы объектом нашего внимания были наши недостатки, проступки и грехи, которые мы совершаем. Это наша работа и то, над чем нужно работать. И поверьте, в душе найдутся такие недостатки и пороки, которые, если задумываться о них, у нас не будет времени задумываться о недостатках других людей. Дай Аллах, чтобы мы проделали на этом пути большую работу и достигли того состояния, которым доволен Всевышний Аллах.

Следующая цитата

Известно, что язык по размеру мал, но несчастья приносит большие. Пророк Му х аммад говорил означающее:

«Большинство ошибок человека — из-за его языка».

Посланник Аллаhа призывал людей быть внимательными к тому, что они говорят. Потому что в Судный День человек будет отвечать не только за свои поступки, но и за слова. Сам Пророк Му х аммад много не разговаривал. Он говорил, только если в этом была польза или необходимость. И это пример, как надо вести себя, всем, кто хочет сохранить себя от грехов. А тот, кто много говорит, находится в опасности, и на такого человека шайтану легче воздействовать. Тот, кто привык много разговаривать, обязательно совершает ошибку, самая меньшая из которых — макруh (нежелательное), не говоря уже о грехах и неверии. К тому же он теряет бесценное время своей жизни.

Один из опаснейших грехов, который очень распространен в наше время — говорить о человеке «за его спиной» то, что ему не понравилось бы и причинило бы боль. Если эти неприятные слова — правда, то в шари’ате это называется «гыба» (некоторые переводят это слово как «хула», «злословие», «пересуды», «обсуждение»), а если это ложь, то это другой грех, еще больший, чем «гыба», и называется он «буhтан» («клевета», «наговоры»).

Очень часто в наше время люди даже не замечают, как начинают обсуждать жизнь других людей, описывая их недостатки в характере, поведении и так далее. Это даже становится некой привычкой, и нередко именно на этом строится «дружба» людей, которые любят в подробностях обсуждать чужие недостатки, а если исключить эти разговоры, то им становится не о чем говорить. А ведь каждое такое слово является грехом!

Вот некоторые примеры «гыйба»:

  • о личных качествах и характере человека говорить: «он глупый», «она невоспитанная», «у нее неухоженный вид, грязная одежда», «он ничего не умеет делать», «она много ест», «он много спит», «у него мания величия» и т.д.
  • о физических недостатках и внешности: «он низкого роста», «она толстая», «он косоглазый», «он хромой», «она некрасивая» и т.д.
  • о происхождении: «он — сын дворника» и т.д.
  • о близких и семье: «ее ребенок невоспитанный», «его жена неопрятная», «он подкаблучник» и т.д.
  • об имуществе и материальном положении: «у него беспорядок в доме», «у них во дворе грязно», «у него маленькая зарплата», «у него старый мобильный» и т.д.

Некоторые люди настолько одержимы желанием обсуждать других людей, что это превращается в болезнь. И когда кто-то пытается их остановить, они говорят: «Да я в лицо могу ему это сказать!» Но эта фраза не оправдывает грех «гыйба», ведь сказать в лицо человеку то, что ему неприятно, даже если это правда, тоже является грехом, который называется «обижать верующего» или «причинять верующему боль».

Обращаем ваше внимание на то, что является грехом обсуждать недостатки не только взрослых, но и детей (даже младенцев), стариков (даже находящихся при смерти), а также умерших мусульман.

Выражения «гыйба» могут быть прямыми или косвенными (с намеком). Прямые — это говорить, например, «он косой» или «он глухой», а косвенные — это, например, когда одна девушка спрашивает другую: «Что ты скажешь о той девушке?», а та поднимает руки и читает дуа: «О, Аллаh! Сохрани нас от грехов!», намекая тем самым, что она грешница.

Как правильно поступать?

А если кто-то при вас начинает обсуждать других мусульман, то вы обязаны остановить этого человека, потому что молчать, когда кто-то говорит «гыйба», тоже является грехом. Если они все равно продолжают, то он должен уйти от них.

Однако бывают случаи, когда рассказывать о чьих-то недостатках не является грехом.

Имам Ан-Науауий сказал: «Знай, что «гыйба» разрешается с правильной по шари’ату целью, когда без нее не получится добиться результата».он привел шесть таких случаев):

Не является грехом советовать один из двух отелей или ресторанов, даже если оба хозяина — мусульмане, то есть говорить «этот отель лучше, чем тот», или «еда в этом ресторане вкуснее, чем в том», или «здесь чище, чем там», или «одежда в этом магазине более качественная, чем в том», или «цены в этом заведении выше, чем в том». Советовать так не грех, даже если называть при этом имена, например, говорить: «Товар в магазине Анвара лучше, чем в магазине Саида». А также не является грехом говорить, что у такого-то больше религиозных знаний, чем у такого-то.

Еще один случай, когда греха нет — если кто-то сказал, например, «у него старый дом», желая подчеркнуть благочестие человека и его аскетизм, а не с целью унизить.

И не грех осуждать чей-то поступок, не называя имен, или говорить: «Есть один человек, который ведет себя плохо…», не указывая конкретно, о ком идет речь. Исключение — если тот, кто слышит, может легко догадаться, о ком идет речь, или, задав один-два уточняющих вопроса, сразу поймет, о ком это сказано.

Когда говорить о недостатках мусульманина является обязанностью

  • Если есть необходимость предупредить людей о вреде от какого-то человека. Например, если мусульманин под видом преподавателя, не имея знаний, выдает «от себя» религиозные заключения, то мы обязаны предупреждать людей не слушать его.
  • Если мы знаем, что кто-то обманывает покупателей , и мы говорили самому продавцу, чтобы он так не делал, но он не хочет исправляться, тогда мы должны предупредить людей, что он обвешивает, или обмеривает, или обсчитывает.
  • Также является обязанностью предупредить хозяина фирмы, если мы видим, что работник обманывает или работает недобросовестно.

Один из великих сподвижников Пророка Му х аммада ‘Абдуллаh ибн Мас‘уд однажды обратился к собственному языку:

«О, мой язык! Говори благое — победишь, а умалчивая злое — себе не навредишь».

1 Например, если женщина пришла к судье с вопросом: «Что делать, если мой муж поступает так-то? Разрешено ли ему это? И как мне защититься от угнетения?», или если между двумя мусульманами произошел конфликт, и один из них пришел к имаму, чтобы выяснить, кто прав, а кто виноват

Читайте также: