Природа в исламе цитаты

Обновлено: 06.11.2024

Сегодня не просто большой, а поистине глобальный праздник — День Земли (Earth Day), день нашего общего уютного дома. Праздник был основан в 1970 году сенатором США штата Висконсии Г. Нельсоном (Gaylord Nelson), и с тех пор ежегодно отмечается во многих странах. Основной целью этой всемирной акции является привлечение внимания общества и каждого человека планеты к проблемам Земли и окружающей среды.

Кроме того, эта дата напоминает об экологических катастрофах, а еще о том, что каждый человек может внести свой вклад в сохранение экологии на земном шаре и быть ответственным за состояние его среды обитания.

А потому, хочется привести в пример всем нам десять удивительных высказываний Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) о «вечнозеленой вере» и охране окружающей среды.

Что делает лидера успешным? В своей борьбе в достижении высоких целей, многие мировые лидеры и религиозные фигуры выступали за защиту планеты Земля, однако большинство так и не смогло создать долгосрочный план по ее сохранению.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) – один из тех, а может и единственный, кто достиг вершин успеха, не только устно наставляя, но и последовательно применяя исламские принципы экологического существования.

Его забота о сохранении была настолько объемлюща, что до нас дошло лишь единственное упоминание о том, что он срубил растения в Медине, где пальмовые деревья мешали еврейскому племени Бану Надир.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) настойчиво учил людей жить меньшим, защищать жизнь животных и растений, и благодарить Создателя за Его милость к тем, кого Он создал.

Что мы точно знаем о совете Пророка Мухаммада, так это наличие связи между этической практикой и ее влиянием на жизнь после смерти, что является сильной, побуждающей силой для мусульман заботиться о Земле и ее ресурсах.

Мы хотели бы поделиться высказываниями Пророка, которые, как мы думаем, являются прекрасными индикаторами, отображающими исламскую веру, как соответствующее экологическое «движение».

1. Верующий как растущее дерево

«Пример верующего человека, как свежего нежного растения: с какой бы стороны не дул ветер, оно клонится, однако, когда ветер успокаивается, растение снова поднимается…» (Абу Хурайра, Бухари)

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) учил новых мусульман тому, что их жизнь на пути веры должна развиваться и всегда быть готовой к любым погодным изменениям, в точности, как молодое дерево.

Могут настать тяжелые времена, когда будет казаться, что ненастье никогда не закончится. Однако, терпение и настойчивость на уровне корней, каким бы не было несчастье, излечит и вышестоящие ветви, и близлежащие растения.

2. Посади дерево, даже если это твое последнее деяние

Передают со слов Анаса ибн Малика, что Пророк сказал:

«Если наступит Час (Судный день) и в руке одного из вас будет находиться отросток, то если сможет, пусть посадит его».

3. Посадка деревьев – постоянный источник вознаграждения

«Если мусульманин посадит дерево или посеет семена, а затем птица, или человек, или животное поест от них, то и это принимается как пожертвование» (Бухари)

4. Сохраняй ресурсы, даже если ты пользуешься ими для обычных ритуалов

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) как-то проходил мимо известного сахаба Саада, в момент, когда тот возле реки брал омовение. Увидев это, Пророк сказал: «Саад, что это за расточительство?» Саад ответил: «А разве есть мысль о расточительстве в омовении?» Пророк ответил: «Да, даже если ты у берега полной реки» (Ибн Маджа)

5. Поддержание экологических, санитарных норм укрепляет общину

Пророк предостерег испражняться в необходимых для людей местах и сказал:

«Остерегайтесь быть совершающими два проклятых греха». Его спросили: «А кто это, совершающий два проклятых греха, о Посланник Аллаха?». Он сказал: «Справляющий свою нужду на дороге, где проходят люди и в тенистых местах их отдыха». Имам Абу Сулейман аль-Хаттаби сказал: «Два проклятых греха – два дела, навлекающих проклятие и побуждающих к нему».

Гигиена и чистота являются неотъемлемой частью Ислама, и составляют отдельный уровень мусульманской религии. При нарушении физической гигиены нарушаются и молитвы. Без очистительных сооружений загрязнение разрушает города, и без попыток улучшения собственной чистоты, крайне затруднительно предотвращать такие негативные вещи, как разбрасывание мусора.

6. Более того, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил об уборке улиц

Устранение с пути того, что наносит вред, приравнивается по вознаграждению к милостыни. Абу Хурайра передает, что Пророк сказал:

«. устранение тобой с пути того, что причиняет вред людям, есть милостыня (садака)».

7. Скажи «нет» сверхпотреблению (по крайней мере, снизь его)

Абдулла ибн Умара рассказывал, как Пророк говорил:

«Экономия в потреблении – это половина житья».

8. С каждым днем ешь меньше

Переедание осуждается в Исламе. Во время Рамадана соблюдение поста является инструментом, чтобы научиться контролировать себя и говорить «нет». Каждый прием пищи должен быть разделен между двумя людьми, а при выборе между общественным питанием или домашней едой, более здоровая еда является лучшим выбором (меньше мяса, больше овощей). В системе исламского права, человек должен прекратить есть, как только прекратятся позывы голода.

«Нет ничего хуже человека, набивающего свой желудок. Для сына Адама должно быть достаточно сделать несколько откусов, чтобы утолить свой голод. Если же он желает большего, то будет так: Одна треть ему на еду, одна треть на воду его, и одна треть для его дыхания» (Тирмизи)

9. Думайте о переработке и починке старых вещей, прежде чем покупать новые

Когда спрашивали, как жил в своем доме Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), его жена Аиша говорила, что он чинил свою обувь, подшивал одежду и выполнял подобные домашние дела без каких-либо жалоб и желаний нового.

Идея заключается в том, чтобы показать мусульманам, что подобная работа не рассматривалась Пророком как унизительная. Заново использовать и чинить вещи, вместо постоянного приобретения новых, не есть знак бедности, это знак силы.

Выполняя домашние обязанности, Пророк (мир ему и благословение) говорил, что мы можем построить основу на меньшем, можем контролировать то, что употребляем и нам не нужно большее.

10. Необходимо заботиться о животных

«Одна женщина, шедшая по дороге, почувствовала сильную жажду, она набрела на родник. Подойдя к роднику, она утолила свою жажду и отошла от него. Тут она заметила измученную сильной жаждой и тяжело дышавшую собаку, лизавшую грязь. Она сказала себе: «Собака, также как и я, измучена жаждой». Она спустилась к роднику снова, наполнила свой сапог, и, держа его зубами, напоила собаку. Аллах оценил ее поступок и простил ее». Последователи вскричали: «О, Посланник Аллаха! Есть ли награда за заботу о животных?» Он ответил: «Награда есть за заботу любого живого существа» (Бухари)

Пророк заботился о животных, как делал это Абу Хурайра, рассказавший этот хадис. Имя «Абу Хурайра» переводится как «отец котенка»; его назвали так за то, что носил котят в длинных рукавах своего халата.

Животные играют огромную роль в системе поддержания экологической системы. Положения Шариата в отношении прав животных делают неукоснительным для человека заботу об исчезающих животных, помощь в поиске потерявшихся животных и охране птичьих гнезд.

Надеюсь, что все вышесказанное вдохновит следование «Экологическому Шариату».

Отношение к животным в Исламе

Милосердие и сострадание Ислама – религии мира и терпимости простираются не только на человечество, но и на все живые существа на планете. Коран призывает верующих мусульман, вне зависимости от их образования и социального статуса, проявлять заботу и доброту к братьям нашим меньшим, обеспечивать их надлежащим продовольствием и крышей над головой, а также ухаживать за больными и старыми животными.

Животные не должно быть биты или замучены. Однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) увидел животное с клеймом на морде, тогда он произнес: «Разве это не достигло Вас, что я проклял того, кто клеймит морду животного или бьёт его по морде?» Заставлять животных драться друг с другом, натравливать их друг на друга ради собственных забав также строго запрещается и наказывается Великим Создателем. Отделять детёнышей от родителей также не допускается.

Эти правила, которые были установлены по отношению к животным в Исламе еще полторы тысячи лет назад, и по сей день указывают на то, что ни одни существа, имеющие душу, не должны быть оскорблены.

Следующая цитата

Известно, что наша религия Ислам охватывает все стороны человеческой жизни. И многие люди интересуются – а говорил ли что-нибудь наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) о таком актуальном вопросе на сегодняшний день как охрана природы на нашей планете? Упоминал ли он какие-то действия, которые могут способствовать охране нашей Земли и ее ресурсов?

Ниже приводится небольшая подборка хадисов на эту тему – о важности бережного отношения к живой природе:

1. Посади дерево, даже если это будет твоим последним деянием:

Анас (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если Час (День Воскресения) будет на подходе, а один из вас несет пальмовый саженец, то ты должен посадить его, даже если до наступления Час остается одно мгновение» (Ахмад, со ссылкой на авторитет Анаса в Адаб аль-Муфрад).

2. Посадка деревьев – источник большой награды:

Анас также передает, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если мусульманин посадит дерево или посеет семена (растений), и человек или животное будут питаться от него, это будет для него как садака» (Бухари).

3. Не расточительствуйте, даже совершая омовение:

Абдулла ибн Амр ибн Аль-Ас (да будет доволен им Аллах) передает, что однажды Пророк (мир ему и благословение) проходил мимо Саада ибн Аби Ваккаса (да будет доволен им Аллах), который совершал омовение и сказал ему: «К чему это расточительство (исраф)?» Саад спросил: «Разве исраф может быть также и в вуду (омовении)?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Даже если бы ты совершал омовение посреди реки (нужно проявлять бережливость)» (Ахмад).

4. Остерегайтесь загрязнять окружающую среду:

Пророк (мир ему и благословение) предостерегал верующих: «Остерегайтесь трех действий, который могут привести к проклятию – справлять нужду в тени (деревьев, где отдыхают люди), на дороге и в водоемы (откуда берут воду)» (Передал Муаз).

5. Абу Зар аль-Гифари (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Убрать мешающую вещь (камень, ветку) с дороги есть действие благотворительности (садака)».

6. Проявляйте скромность и умеренность:

Отвечая на вопрос, что Пророк (мир ему и благословение) делал в своем доме, его жена Аиша (да будет доволен ей Аллах) сказала, что он обычно сам ремонтировал свою обувь, чинил свою одежду и выполнял все работы, которые делает обычный человек (Сахих Бухари).

Проявляйте милосердие к живым существам:

7. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто убъет даже воробья без особой нужды, Аллах привлечет к ответу в День Суда». Слушатели спросили: «О, Посланник Аллаха, а что можно назвать особой нуждой?» Он ответил: «Если человек убивает животное, когда нуждается в еде, а не просто чтобы отрезать ему голову и выбросить его» (Насаи).

8. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (мир ему и благословение) рассказал о человеке, который был в пути и почувствовал сильную жажду. Он нашел колодец и спустился к нему, чтобы набрать воды. Когда он утолил жажду, он заметил собаку, которая тяжело дышала и лизала мокрую землю от жажды. Он подумал: «Эта собака страдает от жажды так же, как и я». После этого он снял свой башмак, набрал воды и напоил собаку. За это Аллах простил его грехи. Сподвижники сказали: «О, Посланник Аллаха, разве полагается награда за животных?» Он ответил: «Награда полагается за милосердие к любому живому существу» (Бухари).

9. Абдулла ибн Умар (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (мир ему и благословение) рассказал о женщине, которая попала в Ад за плохое обращение с кошкой, которую она привязывала, не давая ей пищи и не позволяя ей самой искать себе пропитание (Бухари).

Сотворение мира

Создание мира в Исламе связано только с волей Всемогущего Аллаха. Он сотворил всё сущее, господствует над ним, и только по Его воле весь мир может исчезнуть. Он – Владыка Дня Суда, Он – наш Господь и Господь всего сущего.

Всевышний Аллах создал мир и живых тварей, дабы облагодетельствовать их Своей величайшей Милостью. Все живое и неживое, в том числе галактики и планеты, всё, что ныне существует, кроме Самого Создателя, сотворены Аллахом в течение 6 дней.

Первое творение Всевышнего – аль-Лавх аль-Махфуз (Хранимая Скрижаль), равная по длине расстоянию между небом и землёй, по ширине – между западом и востоком и хранящая в себе знания о судьбе всего сущего. Затем были созданы Калам (Перо), ‘Aрш и Курс (небо и земля).

Из чистого света были созданы ангелы, из огня – джинны, а из праха (земли) – человек, названный Всевышним «лучшим сложением» и ставший наместником Его на земле. Первым человеком стал Адам (мир Ему), из плоти которого была сотворена для него супруга Хава’ (Ева). Адам и Хава’ – прародители всех живущих ныне на Земле.

В тафсирах (толкованиях Корана) говорится, что тогда не было Луны и Солнца, чтобы различать ночь и день. Всевышний мог создать все это в один миг, но растянул время в пример, дабы они проявляли терпение и спокойствие.

Сотворение мира не было для Аллаха обязательным, Он создал мир по Своей воле. Аллах не нуждается в Своих творениях и не зависит ни от кого, тогда как все Его творения нуждаются в Его Милости и не могут существовать без Творца ни единого мгновения.

Следующая цитата

Отношение к природе в Исламе

Пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) говорил о безупречной гармонии окружающей среды, которая сотворена Всевышним Аллахом и неотъемлемой частью которой стал человек.

Поистине все предметы и явления в мире – земля и вода, горы и воздух, растения и животные созданы Всемогущим в удивительной по точности и взвешенности взаимосвязи. И если данное соотношение будет нарушено хоть в одном элементе – это неминуемо повлечет цепь непредвиденных для человека проблем, вплоть до экологических катастроф и катаклизмов. А потому посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) призывал человека рационально использовать природные богатства и заботиться об устойчивости экологии.

Отношение к природе в Исламе трепетно, а ее значение для человека бесценно. Пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) говорил, что если праведный мусульманин посадит саженец и вырастит дерево, от которого будет питаться человек или животное, ему зачтется это, как милостыня и ждет его довольство Всевышнего.

Следующая цитата

Ислам постулировал бережное отношение к природе более 14 столетий тому назад.

Ислам постулировал бережное отношение к природе более 14 столетий тому назад.

Вопросы касающиеся сохранения окружающей среды все чаще поднимаются в последнее время. Ученые пытаются изобрести материалы, которые естественным путем разлагались бы за короткий промежуток времени. Правительства стран постепенно вводят запрет на пластиковую посуду и бутылки. Автоконцерны объявляют о планах перевода своих автомобилей на электрическую тягу. Окружающий нас мир еще можно спасти, если относиться к природе с заботой.

Все эти шаги считаются важными и полезными, а главное выглядят они современно и свежо. Однако Ислам постулировал бережное отношение к природе задолго до какого-либо загрязнения окружающей среды. В те времена, когда воздух не был загрязнен отходами производств, а в водах океана не было пластикового мусора, Ислам уже стоял на страже чистоты природы.

Ислам утверждает, что любое благодеяние в этом мире обязательно найдет свое вознаграждение в мире следующем и нет разницы, сделано это благодеяние в отношении людей или природы - каждое благое действие будет вознаграждено.

В этой статье приведены высказывания посланника Аллаха (мир ему), которые несмотря на то, что были сказаны более 14 столетий тому назад, очень актуальны в наши дни.

Посади дерево, даже если это будет твое последнее действие в этой жизни

Анас (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Пророк (мир ему) сказал:

«Если вот-вот наступит час (День воскресения), а один из вас держит в руках росток пальмы, пусть даже за одну секунду до конца посадит его» (Бухари).

Посадка деревьев – садака джария

Анас также сообщил, что Пророк (мир ему) сказал:

«Если мусульманин сажает дерево или сеет семена, а затем птица, человек или животное ест их плоды — это рассматривается как пожертвование на благотворительные цели (садака)» (Бухари).

Берегите воду, даже совершая тахарат

Абдуллах ибн Амр ибн аль-Ас (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Пророк (мир ему) однажды прошел мимо Саада бин Абу Вакаса (да будет доволен им Аллах), в то время как он совершал тахарат. Пророк (мир ему) спросил Саада: «Почему ты растрачиваешь воду попусту?» Саад ответил: «А при тахарате также есть расточительство?» Пророк (мир ему) сказал: «Да, даже если вы находитесь в текущей реке» (Ахмад).

Важно содержать окружающую среду в чистоте

Mуаз (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Пророк (мир ему) предупреждал:

«Остерегайтесь трех действий, которые навлекут на вас проклятье: не справляйте нужду в затененных местах, на дорогах или в водоемах».

Абу Аль-Зарр Гифари (да будет доволен им Аллах) передал, что Пророк (мир ему) сказал:

«Убрать препятствие с дороги – садака».

Чрезмерное потребление запрещено

На вопрос о том, чем Пророк (мир ему) занимался в своем доме, жена Пророка – Досточтимая Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала, что он занимался ремонтом своей обуви, шил свою одежду и занимался обычными бытовыми делами.

Пророк (мир ему) сказал:

«Кто убьет воробья или что-либо большее, без необходимости, Аллах призовет его к ответственности в Судный День». Сподвижники спросили: «О Посланник Аллаха, а при какой необходимости?» Он ответил: «Если он убьет, чтобы есть, а не просто отрубит голову, а затем выбросит» (Насаи).

Верующие должны проявлять заботу о животных

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передал, что Пророк (мир ему) сказал:

«Как-то раз одного человека, который шёл по дороге, стала мучить сильная жажда. Он спустился в колодец и напился, а когда выбрался, неожиданно увидел перед собой собаку, которая высовывала язык и облизывала от жажды влажную землю.

Человек сказал себе: «Собаку жажда мучит так же, как и меня». Затем наполнил водой башмак, взял его в зубы, выбрался наверх и напоил собаку, а Аллах отблагодарил его за это, простив ему грехи».

Сподвижники спросили: «О посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных?», – на что он ответил: «Награда полагается за все живое!» (Бухари, Муслим).

Абдуллах ибн Умар (да будет доволен им Аллах) передал, что Пророк (мир ему) сказал:

«Некая женщина попадёт в ад по причине того, что она уморила голодом кошку, не кормила и не отпускала, чтобы та сама искала себе еду» (Бухари).

Читайте также: