Преодоление голода уроки французского цитаты
Обновлено: 06.11.2024
«Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось? — затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда еще не умел. Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок, поэтому по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки».
«Как идти в школу в таком виде, я не представлял, но как-то идти надо было, пропускать по какой бы то ни было причине уроки я не решался».
Стремление к знаниям
« Учился я хорошо, в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея».
«Как-то невольно и незаметно, сам того не ожидая, я почувствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого понукания лез в словарик, заглядывал в дальние в учебнике тексты. Наказание превращалось в удовольствие. Меня еще подстегивало самолюбие: не получалось — получится, и получится — не хуже, чем у самых лучших. Из другого я теста, что ли?»
Нравственная стойкость (преодоление голода, упорство в учёбе и в играх и др.)
«Хотелось только одного, мечталось об одном — домой и домой. Я сильно похудел; мать, приехавшая в конце сентября, испугалась за меня. При ней я крепился, не жаловался и не плакал, но, когда она стала уезжать, не выдержал и с ревом погнался за машиной».
«Я добился того, что из десяти бросков три или четыре угадывали точно на деньги».
«Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит».
«Она сделала еще попытку посадить меня за стол — напрасно. Тут я был непреклонен, упрямства во мне хватало на десятерых".
Стремление к правде и справедливости
«Не смея поднять глаза на нее, я не посмел и обмануть ее. Да и зачем, в конце концов, мне было обманывать?»
«Я говорил искренне, но что поделаешь, если искренность нашу нельзя привязать веревками».
«Не знаю, как в математике, а в жизни самое лучшее доказательство - от противного».
Чувство собственного достоинства
« Я знал, что иду на унижение, но не меньшим унижением было раз и навсегда смириться с тем, что меня избили и выгнали. Меня зудило посмотреть, как отнесутся к моему появлению Вадик и Птаха и как смогу держать себя я».
«Лидия Михайловна уже ушла. Ничего, найдем, знаем, где живет, бывали. Значит, вот как: не хочешь садиться за стол — получай продукты на дом. Значит, так. Не выйдет. Больше некому».
«Мы договорились расплачиваться по окончании игры, но, если дело и дальше так пойдет, моих денег уже очень скоро не хватит, их у меня чуть больше рубля. Значит, за рубль переваливать нельзя — не то позор, позор и стыд на всю жизнь».
«Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш. Я никогда не напрашивался на игру, Лидия Михайловна предлагала ее сама».
Гордость и застенчивость
« От робости, молчаливости, излишней деревенской замкнутости, а главное — от дикой тоски по дому, не оставлявшей во мне никаких желаний, ни с кем из ребят я тогда еще не сошелся».
«И без того от природы робкий и стеснительный, теряющийся от любого пустяка, в этой чистенькой, аккуратной квартире учительницы я в первое время буквально каменел и боялся дышать».
«Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся, когда Лидия Михайловна, закончив наш урок, звала меня ужинать. Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит».
Терпение, умение переносить боль и обиды
«В конце концов я не выдержал и спустился к ним. Я знал, что иду на унижение, но не меньшим унижением было раз и навсегда смириться с тем, что меня избили и выгнали».
« Обидно было только, что мать ради меня отрывает последнее от своих, от сестренки с братишкой, а оно все равно идет мимо. Но я заставил себя смириться и с этим. Легче матери не станет, если она услышит правду».
«Обида перехлестнула во мне страх ничего на свете я больше не боялся. За что? За что они так с мной о? Что я им сделал?»
« Я старался только не упасть, ни за что больше не упасть, даже в те минуты мне казалось это позором».
«…Нет, с таким позором и домой нельзя. Другое дело — если бы я сам бросил школу…Но и тогда про меня можно сказать, что я человек ненадежный, раз не выдержал того, что хотел, а тут и вовсе меня станет чураться каждый. Нет, только не так. Я бы еще потерпел здесь, я бы привык, но так домой ехать нельзя».
Неприятие обмана и предательства
«Все во мне как-то затвердело и сомкнулось в обиде, у меня не было сил достать из себя слово. И, только поднявшись на гору, я не утерпел и, словно сдурев, закричал что было мочи — так что слышал, наверное, весь поселок:— Переверну-у-ул!»
«И тут я неожиданно заметил, что Лидия Михайловна и не старается вовсе у меня выигрывать. При замерах ее пальцы горбились, не выстилаясь во всю длину, — там, где она якобы не могла дотянуться до монеты, я дотягивался без всякой натуги. Это меня обидело, и я поднялся.— Нет, — заявил я, — так я не играю. Зачем вы мне подыгрываете? Это нечестно".
«Вот это да! Учительница, называется! Я своими собственными глазами на расстоянии двадцати сантиметров видел, что она трогала монету, а она уверяет меня, что не трогала, да еще и смеется надо мной. За слепого, что ли, она меня принимает? За маленького? Французский язык преподает, называется. Я тут же напрочь забыл, что всего вчера Лидия Михайловна пыталась подыграть мне, и следил только за тем, чтобы она меня не обманула. Ну и ну! Лидия Михайловна, называется».
Следующая цитата
1) "Учился я хорошо, в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея: писал за старух и читал письма, перебрал все книжки, которые оказались в нашей неказистой библиотеке, и по вечерам рассказывал из них ребятам всякие истории, больше того добавляя от себя. Но особенно в меня верили, когда дело касалось облигаций. Их за войну у людей скопилось много, таблицы выигрышей приходили часто, и тогда облигации несли ко мне. Считалось, что у меня счастливый глаз. Выигрыши и правда случались, чаще всего мелкие, но колхозник в те годы рад был любой копейке, а тут из моих рук сваливалась и совсем нечаянная удача. Радость от нее невольно перепадала и мне. Меня выделяли из деревенской ребятни, даже подкармливали; однажды дядя Илья, в общем-то скупой, прижимистый старик, выиграв четыреста рублей, сгоряча нагреб мне ведро картошки - под весну это было немалое богатство.
И все потому же, что я разбирался в номерах облигаций, матери говорили:
- Башковитый у тебя парень растет. Ты это. давай учи его. Грамота зря не пропадет. "
" Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось? - затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда еще не умел. Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок, поэтому по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки".
2. Стремление к правде и справедливости проявляется в эпизоде с дракой.
" - Ты перевернул ту монетку! - крикнул я ему. - Я видел, что перевернул. Видел.
- Ну-ка, повтори, - надвигаясь на меня, попросил он.
- Ты перевернул ее, - уже тише сказал я, хорошо зная, что за этим последует.
Первым, опять сзади, меня ударил Птаха. Я полетел на Вадика, он быстро и ловко, не примериваясь, поддел меня головой в лицо, и я упал, из носу у меня брызнула кровь. Едва я вскочил, на меня снова набросился Птаха. Можно было еще вырваться и убежать, но я почему-то не подумал об этом. Я вертелся меж Вадиком и Птахой, почти не защищаясь, зажимая ладонью нос, из которого хлестала кровь, и в отчаянии, добавляя им ярости, упрямо выкрикивая одно и то же:
- Перевернул! Перевернул! Перевернул!
Они били меня по очереди, один и второй, один и второй. Кто-то третий, маленький и злобный, пинал меня по ногам, потом они почти сплошь покрылись синяками. Я старался только не упасть, ни за что больше не упасть, даже в те минуты мне казалось это позором. Но в конце концов они повалили меня на землю и остановились.
- Иди отсюда, пока живой! - скомандовал Вадик. - Быстро!
Я поднялся и, всхлипывая, швыркая омертвевшим носом, поплелся в гору.
- Только вякни кому - убьем! - пообещал мне вслед Вадик.
Я не ответил. Все во мне как-то затвердело и сомкнулось в обиде, у меня не было сил достать из себя слово. И, только поднявшись на гору, я не утерпел и, словно сдурев, закричал что было мочи - так что слышал, наверное, весь поселок:
За мной кинулся было Птаха, но сразу вернулся - видно, Вадик рассудил, что с меня хватит, и остановил его. Минут пять я стоял и, всхлипывая, смотрел на полянку, где снова началась игра, затем спустился по другой стороне холма к ложбинке, затянутой вокруг черной крапивой, упал на жесткую сухую траву и, не сдерживаясь больше, горько, навзрыд заплакал.
Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня. "
3 ) " В конце концов я не выдержал и спустился к ним. Я знал, что иду на унижение, но не меньшим унижением было раз и навсегда смириться с тем, что меня избили и выгнали".
1) "Учился я хорошо, в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея: писал за старух и читал письма, перебрал все книжки, которые оказались в нашей неказистой библиотеке, и по вечерам рассказывал из них ребятам всякие истории, больше того добавляя от себя. Но особенно в меня верили, когда дело касалось облигаций. Их за войну у людей скопилось много, таблицы выигрышей приходили часто, и тогда облигации несли ко мне. Считалось, что у меня счастливый глаз. Выигрыши и правда случались, чаще всего мелкие, но колхозник в те годы рад был любой копейке, а тут из моих рук сваливалась и совсем нечаянная удача. Радость от нее невольно перепадала и мне. Меня выделяли из деревенской ребятни, даже подкармливали; однажды дядя Илья, в общем-то скупой, прижимистый старик, выиграв четыреста рублей, сгоряча нагреб мне ведро картошки - под весну это было немалое богатство.
И все потому же, что я разбирался в номерах облигаций, матери говорили:
- Башковитый у тебя парень растет. Ты это. давай учи его. Грамота зря не пропадет. "
" Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось? - затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда еще не умел. Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок, поэтому по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки".
2. Стремление к правде и справедливости проявляется в эпизоде с дракой.
" - Ты перевернул ту монетку! - крикнул я ему. - Я видел, что перевернул. Видел.
- Ну-ка, повтори, - надвигаясь на меня, попросил он.
- Ты перевернул ее, - уже тише сказал я, хорошо зная, что за этим последует.
Первым, опять сзади, меня ударил Птаха. Я полетел на Вадика, он быстро и ловко, не примериваясь, поддел меня головой в лицо, и я упал, из носу у меня брызнула кровь. Едва я вскочил, на меня снова набросился Птаха. Можно было еще вырваться и убежать, но я почему-то не подумал об этом. Я вертелся меж Вадиком и Птахой, почти не защищаясь, зажимая ладонью нос, из которого хлестала кровь, и в отчаянии, добавляя им ярости, упрямо выкрикивая одно и то же:
- Перевернул! Перевернул! Перевернул!
Они били меня по очереди, один и второй, один и второй. Кто-то третий, маленький и злобный, пинал меня по ногам, потом они почти сплошь покрылись синяками. Я старался только не упасть, ни за что больше не упасть, даже в те минуты мне казалось это позором. Но в конце концов они повалили меня на землю и остановились.
- Иди отсюда, пока живой! - скомандовал Вадик. - Быстро!
Я поднялся и, всхлипывая, швыркая омертвевшим носом, поплелся в гору.
- Только вякни кому - убьем! - пообещал мне вслед Вадик.
Я не ответил. Все во мне как-то затвердело и сомкнулось в обиде, у меня не было сил достать из себя слово. И, только поднявшись на гору, я не утерпел и, словно сдурев, закричал что было мочи - так что слышал, наверное, весь поселок:
За мной кинулся было Птаха, но сразу вернулся - видно, Вадик рассудил, что с меня хватит, и остановил его. Минут пять я стоял и, всхлипывая, смотрел на полянку, где снова началась игра, затем спустился по другой стороне холма к ложбинке, затянутой вокруг черной крапивой, упал на жесткую сухую траву и, не сдерживаясь больше, горько, навзрыд заплакал.
Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня. "
3 ) " В конце концов я не выдержал и спустился к ним. Я знал, что иду на унижение, но не меньшим унижением было раз и навсегда смириться с тем, что меня избили и выгнали".
1) "Учился я хорошо, в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея: писал за старух и читал письма, перебрал все книжки, которые оказались в нашей неказистой библиотеке, и по вечерам рассказывал из них ребятам всякие истории, больше того добавляя от себя. Но особенно в меня верили, когда дело касалось облигаций. Их за войну у людей скопилось много, таблицы выигрышей приходили часто, и тогда облигации несли ко мне. Считалось, что у меня счастливый глаз. Выигрыши и правда случались, чаще всего мелкие, но колхозник в те годы рад был любой копейке, а тут из моих рук сваливалась и совсем нечаянная удача. Радость от нее невольно перепадала и мне. Меня выделяли из деревенской ребятни, даже подкармливали; однажды дядя Илья, в общем-то скупой, прижимистый старик, выиграв четыреста рублей, сгоряча нагреб мне ведро картошки - под весну это было немалое богатство.
И все потому же, что я разбирался в номерах облигаций, матери говорили:
- Башковитый у тебя парень растет. Ты это. давай учи его. Грамота зря не пропадет. "
" Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось? - затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда еще не умел. Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок, поэтому по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки".
2. Стремление к правде и справедливости проявляется в эпизоде с дракой.
" - Ты перевернул ту монетку! - крикнул я ему. - Я видел, что перевернул. Видел.
- Ну-ка, повтори, - надвигаясь на меня, попросил он.
- Ты перевернул ее, - уже тише сказал я, хорошо зная, что за этим последует.
Первым, опять сзади, меня ударил Птаха. Я полетел на Вадика, он быстро и ловко, не примериваясь, поддел меня головой в лицо, и я упал, из носу у меня брызнула кровь. Едва я вскочил, на меня снова набросился Птаха. Можно было еще вырваться и убежать, но я почему-то не подумал об этом. Я вертелся меж Вадиком и Птахой, почти не защищаясь, зажимая ладонью нос, из которого хлестала кровь, и в отчаянии, добавляя им ярости, упрямо выкрикивая одно и то же:
- Перевернул! Перевернул! Перевернул!
Они били меня по очереди, один и второй, один и второй. Кто-то третий, маленький и злобный, пинал меня по ногам, потом они почти сплошь покрылись синяками. Я старался только не упасть, ни за что больше не упасть, даже в те минуты мне казалось это позором. Но в конце концов они повалили меня на землю и остановились.
- Иди отсюда, пока живой! - скомандовал Вадик. - Быстро!
Я поднялся и, всхлипывая, швыркая омертвевшим носом, поплелся в гору.
- Только вякни кому - убьем! - пообещал мне вслед Вадик.
Я не ответил. Все во мне как-то затвердело и сомкнулось в обиде, у меня не было сил достать из себя слово. И, только поднявшись на гору, я не утерпел и, словно сдурев, закричал что было мочи - так что слышал, наверное, весь поселок:
За мной кинулся было Птаха, но сразу вернулся - видно, Вадик рассудил, что с меня хватит, и остановил его. Минут пять я стоял и, всхлипывая, смотрел на полянку, где снова началась игра, затем спустился по другой стороне холма к ложбинке, затянутой вокруг черной крапивой, упал на жесткую сухую траву и, не сдерживаясь больше, горько, навзрыд заплакал.
Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня. "
3 ) " В конце концов я не выдержал и спустился к ним. Я знал, что иду на унижение, но не меньшим унижением было раз и навсегда смириться с тем, что меня избили и выгнали".
Следующая цитата
"Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть ребенком. "
"Не знаю, как в математике, а в жизни самое лучшее доказательство от противного "
"Я говорил искренне, но что поделаешь, если искренность нашу нельзя привязать верёвками "
"Откуда мне было знать, что никогда и никому ещё не прощалось, если в своём деле он вырывался вперёд, и больше всех его ненавидит тот, кто идёт за ним следом "
"При этом не было в её лице жестокости, которая, как я позже заметил, становиться с годами чуть ли не профессиональным признаком учителей, даже самых добрых и мягких "
"Я оставался один, не понимая и не выделяя из горького своего положения одиночество "
"Для учителя, может быть, самое важное - не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому. "
Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после.
Человек не един, немало в нем разных, в одну шкуру, как в одну лодку собравшихся земляков, перегребающих с берега на берег, и истинный человек выказывается едва ли не только в минуты прощания и страдания – он это и есть, его и запомните.
Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть ребенком.
Не знаю, как в математике, а в жизни самое лучшее доказательство от противного
Я оставался один, не понимая и не выделяя из горького своего положения одиночество
Я говорил искренне, но что поделаешь, если искренность нашу нельзя привязать верёвками
Откуда мне было знать, что никогда и никому ещё не прощалось, если в своём деле он вырывался вперёд, и больше всех его ненавидит тот, кто идёт за ним следом
Смерть кажется страшной, но она же, смерть, засевает в души живых щедрый и полезный урожай, и из семени тайны и тлена созревает семя жизни и понимания.
– Человек – царь природы. – Вот-вот, царь. Поцарюет, поцарюет да загорюет.
И верно, не успеешь оглянуться - жизнь прошла. Только на три дня и можно рассчитывать: вчера, сегодня, ну и, может, немножко завтра.
Человек не может без того, чтоб над кем-нибудь не командовать, это ему самая сладкая служба, и чем дольше он просидел под началом другого, тем больше старается потом наверстать свое.
При этом не было в её лице жестокости, которая, как я позже заметил, становиться с годами чуть ли не профессиональным признаком учителей, даже самых добрых и мягких
Для учителя, может быть, самое важное - не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому.
4. Подведение итогов урока
Рассказ Валентина Распутина начинается таким коротеньким предисловием: «Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после».
Давайте жить так, чтобы нам не было стыдно за то, «что сталось с нами после». Будем добры, внимательны и великодушны.
В слове доброта заключаются самые важные интересы, надежды, желания людей. Под добром мы понимаем все, что способствует нравственному возвышению личности человека.
Нельзя быть по-настоящему счастливым, когда вокруг много несчастных.
Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другим не ради выгоды, не напоказ, не в расчете на похвалу, а бескорыстно, по убеждению.
3. Составление кластера
Кла́стер (англ. cluster — скопление, кисть, рой) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.
Тема нашего урока звучит так – «Голод и одиночество». Мы уже интересного узнали из первых абзацев произведения, но чтобы глубже понять ситуацию, в которой находился герой этого рассказа, попробуем собрать кластер.
Итак, кластер №1 «Одиночество»
Зарисуйте себе кластер №1.
Возьмите цветные карандаши:
- черный цвет – вражда;
- красный цвет – тревога, тоска;
- зеленый цвет – надежда, помощь;
- желтый цвет – равнодушие.
Обведите имена всех героев, кто собран в кластере, нужным цветом. Можно обводить одного героя несколькими цветами. Что у нас получилось? Какого цвета больше, какого меньше? Почему?
Собираем кластер № 2 «Голод»
В нем мы должны упомянуть все продукты, которые не дали нашему герою погибнуть от голода и одиночества.
Итак, наш герой одинок и голоден. Он не может попросить милостыню, не может украсть, он может только заработать.
И Лидия Михайловна – единственный человек (кроме матери, конечно), который понимает самую суть характера этого мальчика и протягивает ему руку помощи единственно возможным способом.
На кластере №1 мы обозначили Лидию Михайловну зеленым цветом. Это цвет помощи и надежды, можем продолжить эту мысль и назвать его цветом добра.
На кластере №2 мы можем найти четыре наиболее привлекательных продукта – макароны, несколько кусков сахара, две плитки гематогена, три яблока – это подарок Лидии Михайловны. Добро может выглядеть по-разному в разных жизненных ситуациях. В нашем рассказе добро – это макароны, несколько кусков сахара, две плитки гематогена, три яблока и игра «в пристенок».
А теперь попробуйте рассказать, какой вы себе представляете Лидию Михайловну. Какие черты ее характера и поведения вызывают симпатию?
Следующая цитата
Цель урока: работа с текстом посредством чтения, анализ и дискуссии; преобразование текста посредством кластера для выявления глубинных связей.
Задачи урока:
- использование на уроке методов технологии развития критического мышления через чтение и письмо;
- активное применение своего жизненного опыта для анализа произведения;
- развитие мышления, монологической и диалогической речи, умения анализировать и обобщать, развитие навыков выборочного чтения;
- воспитание нравственных качеств, ответственности за свои поступки, развитие интереса к литературе в целом и к послевоенной литературе в частности;
- Формирование активной жизненной позиции.
Формы организации деятельности детей: мозговой штурм, метод направленного чтения, составление кластера, работа в группе, дискуссия.
Описание возрастной категории: учащиеся среднего звена общеобразовательной школы.
Необходимая базовая степень вовлеченности в благотворительность: участие в акции «Дети войны» (сбор информации, посещение на дому, оказание помощи «детям войны»)
2. Работа с текстом
Чтение с остановками (метод направленного чтения)
- Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Правильней сказать, поехал: у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр. За неделю раньше туда съездила мать, уговорилась со своей знакомой, что я буду квартировать у нее, а в последний день августа дядя Ваня, шофёр единственной в колхозе полуторки, выгрузил меня на улице Подкаменной, где мне предстояло жить, помог занести в дом узел с постелью, ободряюще похлопал на прощанье по плечу и укатил. Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь.
Задания к фрагменту текста:
- Какое значение имеет дата 1948 год? (историческая справка: в 1948 году исполнилось три года после окончания Великой Отечественной войны, в которой наша страна заработала победу великим трудом, лишениями и огромными потерями. Страна жила мирно, но трудно. Многие люди бедствовали и голодали).
- Подчеркните ключевые слова, объясните свой выбор.
- Перечитайте первую и последнюю фразы абзаца, расскажите, как они связаны между собой.
- Голод в тот год ещё не отпустил, а нас у матери было трое, я самый старший. Весной, когда пришлось особенно туго, я глотал сам и заставлял глотать сестрёнку глазки проросшей картошки и зерна овса и ржи, чтобы развести посадки в животе, — тогда не придется все время думать о еде. Все лето мы старательно поливали свои семена чистой ангарской водичкой, но урожая почему-то не дождались или он был настолько мал, что мы его не почувствовали. Впрочем, я думаю, что затея эта не совсем бесполезная и человеку когда-нибудь ещё пригодится, а мы по неопытности что-то там делали неверно.
Задание к фрагменту текста:
Объясните смысл последней фразы абзаца.
- Трудно сказать, как решилась мать отпустить меня в район (райцентр у нас называли районом). Жили мы без отца, жили совсем плохо, и она, видно, рассудила, что хуже уже не будет — некуда. Учился я хорошо, в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея: писал за старух и читал письма, перебрал все книжки, которые оказались в нашей неказистой библиотеке, и по вечерам рассказывал из них ребятам всякие истории, больше того добавляя от себя. Но особенно в меня верили, когда дело касалось облигаций. Их за войну у людей скопилось много, таблицы выигрышей приходили часто, и тогда облигации несли ко мне. Считалось, что у меня счастливый глаз. Выигрыши и правда случались, чаще всего мелкие, но колхозник в те годы рад был любой копейке, а тут из моих рук сваливалась и совсем нечаянная удача. Радость от нее невольно перепадала и мне. Меня выделяли из деревенской ребятни, даже подкармливали; однажды дядя Илья, в общем-то скупой, прижимистый старик, выиграв четыреста рублей, сгоряча нагрёб мне ведро картошки — под весну это было немалое богатство.
Задания к фрагменту текста:
- Подчеркните словосочетания прилагательное+ существительное.
- Можно ли сказать, что это ключевые слова? Объясните свое мнение.
Ход урока
1. Стадия вызова
Вступительное слово. Сегодня мы завершаем работу над рассказом В. Г. Распутина «Уроки французского». Этот рассказ насыщен событиями, бытовыми и историческими подробностями, тесно связан с историей нашей страны. Наше прошлое связано с нашим сегодняшним днем, потому что «дети войны», а именно таким ребенком был герой нашего рассказа, живы и ждут нашего внимания и доброты.
- Назовите имя героя рассказа.
- Почему писатель оставил его без имени?
- Назовите несколько причин, побудивших автора это сделать.
Читайте также: