Повесть о петре и февронии характеристика героев с цитатами

Обновлено: 06.11.2024

На основе муромских преданий Ермолай Еразм создал «Повесть о Петре и Февронии Муромских», центральными персонажами которой, следуя из названия, являются Петр и Феврония. Второстепенных героев мало, все они нужны для полнейшего раскрытия образов главных героев.

Главные герои повести Ермолая-Еразма «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Петр – брат князя Павла, убивший змия, а затем сам ставший муромским князем. Этот персонаж участвует во всех частях повествования. Павел стойко проходит все испытания на своем жизненном пути. Как правитель он мудр и рассудителен.

Первоначально Петр предстает перед читателем в виде смелого и благородного человека. Он со всей доблестью вступает в битву с летучим змием, и ему удается его победить. Однако кровь врага покрыла кожу главного героя язвами.

Здесь и появляется образ Февронии, которая способна вылечить Петра, но только с одним условием: она вылечит его, если он женится на ней.

Феврония становится главным действующим лицом во второй части повествования. Эта героиня – по-настоящему народный образ. Главное качество Февронии – ее мудрость. Она умеет жить счастливо и учит этому других людей. Проблемы для нее ничего не значат, потому что она с легкостью привыкла их решать.

Когда героиня вылечивает Петра, но тот не думает жениться на ней, она делает так, чтобы герой задумался о своих ошибках. И действительно, Петр понимает свою ошибку и возвращается к героине. Стоит отметить, что он по-настоящему влюбляется в Февронию.

Образы данных героев положительны. Это персонажи, которые стойко и благородно переносят все жизненные испытания. В них мы видим мудрость и семейную верность. Автор как бы показывает, какими должны быть супружеские отношения. Петр и Феврония смогли пронести свою любовь до самой смерти. Даже умерли они в один день, дожидаясь друг друга. Здесь показана великая сила любви.

Второстепенные герои повести Ермолая-Еразма «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Образы князя Павла, его жены и летающего змия являются второстепенными, они помогают раскрыть доблестный и храбрый характер Петра. Автор подчеркивает, что князь Павел – самодержавный князь, в обязанности которого входит защита Отечества. Однако этому препятствует дьявол в образе змия, который пытается творить зло через жену князя, так как муж и жена представляют собой одно целое. Супруги хитростью выманивают у врага, от чего он погибнет, и они узнают, что змий погибнет от руки храброго Петра.

Если одни герои предназначены для раскрытия образа Петра, то другие – для раскрытия образа Февронии. Бояре, которые невзлюбили героиню, рассказывали о ней плохие вещи. Якобы, она собирает крошки со стола после обеда, потому что голодная. Только вот эти крошки оказывались в руках героини благовонием, что подчеркивает ее святость.

Муж с женой на судне, на котором плывут Петр и Феврония также показывают житейскую мудрость Февронии. Она доказывает, что все женщины одинаковы, поэтому нельзя думать о чужих женах.

Таким образом, Ермолай Еразм в «Повести о Петре и Февронии Муромских» показал то, какими должны быть все супруги. Именно Петр и Феврония являются главными героями, а второстепенные помогают полностью раскрыть их характеры.

Следующая цитата

Главные герои повести Ермолая-Еразма «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

– брат князя Павла, убивший змия, а затем сам ставший муромским князем. Этот персонаж участвует во всех частях повествования. Павел стойко проходит все испытания на своем жизненном пути. Как правитель он мудр и рассудителен.

Первоначально Петр предстает перед читателем в виде смелого и благородного человека. Он со всей доблестью вступает в битву с летучим змием, и ему удается его победить. Однако кровь врага покрыла кожу главного героя язвами.

Здесь и появляется образ Февронии, которая способна вылечить Петра, но только с одним условием: она вылечит его, если он женится на ней.

становится главным действующим лицом во второй части повествования. Эта героиня – по-настоящему народный образ. Главное качество Февронии – ее мудрость. Она умеет жить счастливо и учит этому других людей. Проблемы для нее ничего не значат, потому что она с легкостью привыкла их решать.

Когда героиня вылечивает Петра, но тот не думает жениться на ней, она делает так, чтобы герой задумался о своих ошибках. И действительно, Петр понимает свою ошибку и возвращается к героине. Стоит отметить, что он по-настоящему влюбляется в Февронию.

Образы данных героев положительны. Это персонажи, которые стойко и благородно переносят все жизненные испытания. В них мы видим мудрость и семейную верность. Автор как бы показывает, какими должны быть супружеские отношения. Петр и Феврония смогли пронести свою любовь до самой смерти. Даже умерли они в один день, дожидаясь друг друга. Здесь показана великая сила любви.

Образ семьи в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

… за свою семью не только друг перед другом, но и перед Господом, и должны любить и почитать друг друга, несмотря на жизненные испытания. Анализируя текст «Повести о Петре и Февронии Муромских», мы … взаимопомощь в физической и духовной жизни, честность и любовь между супругами, а так же их совместная забота о духовных и материальных благах своей семьи. Супруги, по канонам христианства, предназначены …

Чему же учит это произведение, спросите вы? Учит… оно учит — любви, милосердию, способностью жертвовать собой ради близкого человека. Повесть заставляет задуматься об этих свойствах человеческой души. Пётр и Феврония — образы идеальных супругов, которые, поборов собственные пороки, сумели в конце жизни прийти к истинному благу и успокоению. Повесть взывает к читателю: задуматься о своей жизни и сделать её приближенной к судьбам супругов, которые чудеснейшим образом не расстались друг с другом и после смерти”.

Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе.

Пётр и Феврония — Святые, канонизированы Русской православной церковью в 1547 году. Вскоре после канонизации была составлена известная «Повесть о Петре и Февронии Муромских». До 1917 года день Петра и Февронии широко отмечался как день семьи и день любви. Сегодня этот православный праздник приходится на 8 июля – День Семьи, любви и верности. Чтите свои традиции, уважайте ближних своих, и тогда наша вера будет крепка, а народное единство – непоколебимо…

Петр и Феврония

ПЁТР И ФЕВРОНИЯ — герои древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских», складывавшейся со второй половины XV»Шв. на основе устных легенд и преданий. Окончательно повествование оформилось в связи с канонизацией П. и Ф. (1547) в сер.XVI»Шв.

Лит.: Дмитриева Р.П. Ермопай-Еразм (Ермолай Прегрешный) // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2, ч.1. С. 220-225; Лихачев Д.С. Великое наследие: классические произведения литературы Древней Руси. М., 1975. С.253-258; Повесть о Петре и Февронии. Подг. текстов и исследование Р.П.Дмитриевой. Л., 1979; Скрипиль М.О. Повесть о Петре и Февронии Муромских и ее отношение к русской сказке // ТОДРЛ. М.; Л., 1949. Т.7. С.131-167.

Повесть о Петре и Февронии Муромских, пожалуй, можно назвать повестью о настоящей и светлой любви, которую каждый старается найти в своей жизни.

Сам же князь Петр является менее значимой фигурой, по сравнению с Февронией, однако по задумке автора он так же является главным героем данной повести. Данный герой предстает перед читателями смелым, отважным и заботливым. Он без раздумий вступает в схватку за честь Февронии, и сражается с летучим змеем. Получая рану от противника, он доверяя Февронии позволяет заниматься его лечением, обещая жениться на ней. Однако, когда князь решает не выполнить своё обещание, раны вновь начинают поражать его тело, и он поняв свою ошибку, всё жениться на Февронии. Стоит заметить, что в это время он по настоящему искренне влюбляется в неё.

Обретя настоящую любовь оба эти героя не только смогли пронести её через всю свою жизнь, не смотря ни на что, но и умерли в один день. Это доказывает только то, что настоящая любовь всё же существует. Ведь даже после смерти, никто не смог разлучить их, так и отправив в мир иной вместе.

С древних пор именно эти герои признаны защитниками всех любящих людей, а так же хранителями семей и супружеских уз.

Второстепенные герои повести Ермолая-Еразма «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Образы князя Павла, его жены и летающего змия являются второстепенными, они помогают раскрыть доблестный и храбрый характер Петра. Автор подчеркивает, что князь Павел – самодержавный князь, в обязанности которого входит защита Отечества. Однако этому препятствует дьявол в образе змия, который пытается творить зло через жену князя, так как муж и жена представляют собой одно целое. Супруги хитростью выманивают у врага, от чего он погибнет, и они узнают, что змий погибнет от руки храброго Петра.

Если одни герои предназначены для раскрытия образа Петра, то другие – для раскрытия образа Февронии. Бояре, которые невзлюбили героиню, рассказывали о ней плохие вещи. Якобы, она собирает крошки со стола после обеда, потому что голодная. Только вот эти крошки оказывались в руках героини благовонием, что подчеркивает ее святость.

Муж с женой на судне, на котором плывут Петр и Феврония также показывают житейскую мудрость Февронии. Она доказывает, что все женщины одинаковы, поэтому нельзя думать о чужих женах.

Таким образом, Ермолай Еразм в «Повести о Петре и Февронии Муромских» показал то, какими должны быть все супруги. Именно Петр и Феврония являются главными героями, а второстепенные помогают полностью раскрыть их характеры.

Образ князя Петра в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

«Повесть о Петре и Февронии Муромских

» — удивительный рассказ о мудрых правителях, автором которого является русский публицист 16 века Ермолай-Еразм. По литературному направлению он должен был относиться к житийной прозе. Но идейно, сюжетно вышел за рамки этого направления. В основе произведения лежит давняя муромская легенда о мудрой девице простого происхождения, которая смогла стать княгинею. Ее ум, воля, высокие чувства настолько удивительны, что стали центральными в рассказе.

Главный герой рассказа – князь Петр, брат князя Павла. Он способен на смелые поступки, борется со злом. Когда в семье его брата возникла большая проблема, он соглашается помочь. К супруге Павла стал наведываться змий-соблазнитель, принимающий облик князя. Применив тактику добрых прельщений, княгиня узнает, что змия можно победить при помощи «Петрова плеча» да «Агрикова меча». Таким образом, Петр имеет судьбоносное предназначение. Отыскав нужный меч, он расправляется с врагом. Однако тот успевает обрызгать его своей кровью. В результате Петр покрывается язвами. Лекари разводят руками, не зная как помочь Петру. Неизлечимая болезнь князя является завязкой для второй части рассказа, в которой появляется главная героиня Феврония.

Обычная на первый взгляд крестьянская девушка обещает вылечить болезнь Петра, но при одном условии. Она хочет стать его женой, а значит – княгиней. Главный герой соглашается, и принимает помощь Февронии. После излечения князь забывает о данном обещании. Да и негоже было князю жениться на простой крестьянке. Будучи мудрой Феврония предугадала такой ход событий, и оставила незалеченными несколько язв на теле Петра. Спустя время болезнь вернула к нему. Осознав свою ошибку, князь вновь просит Февронию о помощи, и на этот раз дает твердое слово на ней жениться.

Петр – мудрый князь, однако уступает в мудрости своей жене Февронии. Он проверял ее, загадывая разные задания. Однажды он попросил девушку из пучка льна соткать ему одежду, пока он моется в бане. В ответ Феврония

просит сделать ей из щепки ткацкий станок, пока она «очешет» лен. Петр понимает, что проиграл соревнование в мудрости Февронии.

Петр со временем начинает ценить любовь и преданность Февронии. Они становятся неразлучной парой, которые хотят провести не только жизнь, но и вечность всегда вместе.

Образ Петра – исторический и фольклорный одновременно. Известно, что такой князь действительно правил в 13 столетии. Однако его образ овеян множеством легенд. К фольклорным персонажам его приближает то, что он в рассказе является князем-змееборцем.

Петр — образ идеального мудрого князя.

Понравилось школьное сочинение? А вот еще:

Анализ «Повести о Петре и Февронии Муромских» Образ Февронии в «Повести о Петре и Февронии Муромских» Любовь и преданность в «Повести о Петре и Февронии Муромских» Какие жизненные ценности утверждаются в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

Следующая цитата

Данное произведение рассказывает о великой любви русского князя и простой, деревенской девушки, чья любовь впоследствии стала гимном крепких, супружеских отношений. Повесть о муромских святых полюбилась русскому народу. Ведь не случайно произведение Ермолая-Еразма считается одним из лучших в древнерусской литературе. Образ и характеристика Февронии помогут понять, какой богатый, внутренний мир был у главной героини, сумевшей вопреки всему стать княгиней и правой рукой мужа.

Социальный статус

Феврония девушка из народа. Ее отец обычный крестьянин, род деятельности которого древолаз-бортник. Проживала она вместе с отцом в селе Ласково, что находится на Рязанской земле.

Внешность. Образ Февронии

О внешности Февронии автор умолчал, стараясь делать акцент на красоте внутренней. Образ девушки воплощение идеальной русской девы. В ее образе переплелись живой ум, чувства, воля и сила характера. Хоть она и не склонна к выражению эмоций, но ее внутренней силе может позавидовать любой. Абсолютно бесконфликтна. Эта девушка являет собой олицетворение праведности. Ее невозможно победить так же как и склонить на сторону зла.

Примеры похожих учебных работ

Первая любовь повесть (Тургенев И. С.)

… воспоминания, мучительные и вместе с тем сладостные. Сочинение на тему “Тургенев: Первая любовь” Хозяин говорит, что в его первом … В. Поделился с близкими друзьями историей своей первой любви. Шестнадцатилетний Владимир с родителями проживал на даче, …

Моё отношение к героям повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

… опорой для Игоря. Своей отвагой и преданностью Всеволод вызывает только уважение в моем сочинение на тему мое отношение к героям Слово о полку Игореве. Кстати, не могу не вспомнить и замечательную героиню …

Повесть о Петре и Февронии Муромских (2)

… «Ничто же ино прошу, токмо супруга моего, князя Петра». И все же «Повесть о Петре и Февронии» была обработкой житийных легенд о муромских святых и потому содержит целый ряд традиционных агиографических мотивов, в большинстве …

Поэтика характера Катерины в повести Ф.М. Достоевского ‘Хозяйка’

… и портретную характеристику Катерины. Найти художественное отражение образа Катерины в более поздних работах Достоевского и ряда других писателей. Методологические основы исследования. В исследовании базовыми являются культурно-исторический, …

Черты характера

Среди основных черт характера главной героини можно выделить следующие:

    Трудолюбие. Девушка трудится не покладая рук день и ночь. Даже в свободное от работы время, она не сидит без дела, а ткет одежду для отца и братьев;

Первая встреча с князем

Первая встреча девушки и князя была случайной. Князь нуждался в помощи и искал целителя, способного излечить его от неизвестного недуга. Феврония обладала даром врачевания, никогда не отказывая в помощи тому, кто в ней нуждался. Она берется за лечение, но с единственным условием. Князь должен жениться на ней. Петру понравилась не столько ее внешняя красота, сколько внутренняя. Именно исцеление князя стало связующим звеном в их дальнейшей жизни. Петру все-таки пришлось выполнить данное обещание, о чем он впоследствии ни разу не пожалел.

Любовь в жизни Февронии

После замужества Феврония всю жизнь была верна и преданна мужу. Она любила его всей душой. Проявление искреннего чувства привязанности и верности видно на примере, когда девушку бояре стали выгонять из города по той причине, что она из простых и князю не подходит. Ей было велено взять с собой самое дорогое. Она так и сделала, забрав с собой Петра.

В любви и согласии супруги прожили до самой старости. Они мечтали умереть в одно время, чтобы и на том свете не расставаться ни на минуту. Еще при жизни они приготовили себе гроб один на двоих, разделенный перегородкой. Бог услышал молитвы влюбленных и забрал их жизни в один день, как они просили.

Спустя триста лет князя Петра Муромского и его жену Февронию приравняли к лику святых. Православная церковь объявляет их покровителям семейного очага.

Следующая цитата

В XVI веке самым распространенным литературном жанром было житие. «Повесть о Петре и Февронии муромских» — это произведение, написанное в этом жанре. Эта гениальная повесть выходит за рамки своего жанра, повествуя не только о жизни отдельной личности, но и о совместной судьбе двоих людей. В нем есть как религиозные, так и фольклорные мотивы.

Феврония — главная героиня рассказа. Это простая крестьянская девушка, живущая в деревне Ласково, недалеко от современной Рязани. Ее отличала душевная доброта и чувство справедливости. Также Феврония обладала волшебным даром — она могла излечить любую болезнь своими силами. Именно про этот талант и был наслышан князь Петр, который приехал к Февронии на лечение.

Девушка проявляла ум также в разгадке загадок и заданий, которые ей давала судьба.

Девушка была не такой уж и простой. Еще одним ее отличительным качеством была мудрость. Феврония была мудра не по годам. Она сказала князю, что вылечится он только тогда, когда женится на Февронии. Если такого не произойдет, то все лечение будет напрасно. В конце концов князю пришлось сдаться и поддаться чарам Февронии. Таким образом, девушка стала супругой князя. Такая благодарность была положена ей за ее доброту и прекрасные поступки, которые она совершила. Эти черты заимствованы автором из фольклора, где идеал женщины — это смекалистая и мудрая девушка.

Однако, не всем пришлось по вкусу новое положение простой крестьянки. Приближенные круги постоянно осуждали девушку, придумывали про нее всякие сплетни. Феврония мужественно переносила все нападки окружающих. Она не обращала внимания на мнение общества. Феврония волновало лишь собственное мнение и позиция близких людей. Она слушала свое сердце.

Есть в образе Февронии и религиозные черты. Это прежде всего ее смирение и послушание. Будучи женой князя Петра, Феврония тщательно слушалась мужа и была в его власти. Она не ссорилась с ним, не спорила. Феврония смирилась с его решениями.

Также религиозной чертой является способность сильно любить. Феврония очень сильно любила своего мужа, была ему предана, однако, ее любовь была тихой, внутренней. Отличительная характеристика девушки — сдержанность. Внешне она не была яркой, заметной. Феврония сдерживала свои эмоции, но это не мешало ей любить мужа очень сильно. Именно такой и должна быть любовь с точки зрения религии — спокойной и крепкой.

Характеристика 3

Повесть о Петре и Февронии появилась примерно в шестнадцатом веке. Тогда было принято писать о житие народа и древних приданиях. Ее автором был священник Ермолай. Кажется, что история не является правдоподобной, но именно она стала основой для писания Муромских святых.

Повесть начинается с правления князя Павла, а затем переходит к брату Петру и его жене Февронье. Благодаря ярким, лаконичным образам и присутствующим в повести диалогам ощущается перенос в те давние времена.

В основу сюжета легла любовь князя Петра и деревенской девушки Февроньи, которая проживала в Рязанской Губернии. Девушка обладала особым даром и могла исцелить любой недуг. Именно за этим и приехал князь в деревню Ласкава. После сражения со змеем, его одолела странная болезнь, которая никак не поддавалась лечению. Февронья стала его последней надеждой, но у нее было одно условие: чтобы окончательно излечиться, князь Петр должен был на ней жениться.

Несмотря на свой юный возраст, девушка была очень умной и хитрой. Благодаря своей сообразительности, она приблизилась к князю, излечила его, а он не смог отказать ей. В благодарность Петр сделал Февронью своей женой. В дальнейшем их любовь и взаимопонимание стали образцом для многих.

Но их отношения тоже прошли через испытания. Не все знатные люди приняли то, что простая деревенская девушка стоит у власти. Против нее было много упреков и злых сплетен. Но для Февроньи все эти придирки ничего не значили. Она стойко выдержала все нападки, придерживаясь только своего мнения и слушая свое сердце.

Девушка стала идеалом супруги благодаря терпению и беспрекословному повиновению своему мужу. Она всячески угождала ему и полностью была предоставлена его воле. Супруги никогда не ругались и не спорили. Девушка верила в поступки и действия своего мужа.

Еще одно набожное качество девушки – крепко любить. Ее любовные чувства были крепкими и глубокими. Она всегда хранила верность своему мужу.

Февронья не была броской, видной и приметной. Ее главным качеством было спокойствие. Хотя она сильно переживала за супруга, это не помешало ей любить его. Их брак является идеалом супружеских отношений, которые должны быть спокойными и прочными.

Тема: Образ веры и любви в облике Петра и Февронии Муромских.

Тема: Образ веры и любви в облике Петра и Февронии Муромских.

Литература Древней Руси включала не только сурово-повествовательные, навевающие скуку сказания о деяниях многочисленных святых. Присутствовали в ней и своеобразные романтические сюжеты, вдохновлявшие влюбленных не только тех времен, но и современных романтиков.

Жемчужиной древнерусской литературы, мораль которой актуальна и в нынешнее время, является «Повесть о Петре и Февронии». Исследователи древнерусской литературы склонны считать это произведение повестью о житиях канонизированных святых, ну а если не углубляться в жанровые определения, то «Повесть о Петре и Февронии» можно назвать классической историей о любви, верности, и преодолении.

Любовь в жизни князя Андрея Болконского

… рану Болконского смогла излечить очередная любовь — Наташа Ростова. Ее позитив, умение быть счастливой всегда, радоваться простым вещам, заглушили переживания и терзания мужчины, окрылили его. В жизни Андрея после … знакомства с Наташей начался новый виток, полный надежд и светлых стремлений. Однако через год князь разочаровался и в Ростовой, ведь она …

«Повесть о Петре и Февронии» возникла в своей основе не позднее второй четверти XV века, но получила окончательное оформление в начале XVI века под пером Ермолая Еразма и тесно связана с фольклором.

Это история о любви князя Петра и крестьянской девушки Февронии — любви сильной и непобедимой, «до гроба».

Первое появление в повести девушки Февронии запе­чатлено в зрительно отчетливом образе. Ее нашел в простой крестьянской избе посланец муромского князя Петра, за­болевшего от ядовитой крови убитого им змея. В бедном крестьянском платье Феврония сидела за ткацким станком и занималась «тихим» делом — ткала полотно, а перед ней скакал заяц, как бы символизируя собой слияние с приро­дой. Ее вопросы и ответы, ее тихий и мудрый разговор ясно показывают, что она умна. Феврония изумляет посланцев своими вещими ответами и обещает помочь князю. Сведу­щая в целебных снадобьях, она излечивает князя.

Несмотря на социальные препятствия, князь женится на крестьянской девушке Февронии. Их любовь не счита­ется с мнением окружающих. Чванливые жены бояр не­взлюбили Февронию и требуют ее изгнания. Князь Петр отказывается от княжества и уходит вместе с женой.

Животворящая сила любви Февронии так велика, что жерди, воткнутые в землю, по ее благословению расцветают, превращаясь в деревья. Крошки хлеба в ее ладони обращаются в зерна священного ладана. Она настолько сильна духом, что разгадывает — мысли встреченных ею людей. В силе своей любви, в мудрости, как бы подсказы­ваемой ей этой любовью, Феврония оказывается выше своего идеального мужа — князя Петра.

Их не может разлучить сама смерть. Когда Петр и Феврония почувствовали приближение смерти, они стати просить у бога, чтобы он дал им умереть в одно время, и приготовили себе общий гроб. После того они приняли монашество в разных монастырях. И вот, когда Феврония вышивала для храма богородицы «воздух» (покров для святой чаши), Петр послал ей сказать, что он умирает, и просил ее умереть вместе с ним. Но Феврония просит дать ей время дошить покрывало. Вторично послал к ней Петр, велев сказать: «Уже мало пожду тебя». Наконец, посылая в третий раз, Петр говорит ей: «Уже хочу умереть и не жду тебя». Тогда Феврония, которой осталось дошить лишь одну ризу святого, воткнула в покрывало иглу, обвертела вокруг нее нитку и послала сказать Петру, что готова умереть вместе с ним.

После смерти Петра и Февронии люди положили их тела в отдельные гробы, но на следующий день тела их оказались, в общем, заранее приготовленном гробу. Люди второй раз пытались разлучить Петра и Февронию, но снова тела их оказались вместе, и с тех пор их уже не смели разлучать.

Образы героев этого рассказа, которых не могли раз­лучить ни бояре, ни сама смерть, для своего времени удивительно психологичны. Их психологичность внешне проявляется с большой сдержанностью.

Отметим и сдержанность повествования, как бы вто­рящего скромности проявления чувств. Жест Февронии, втыкающей иглу в покрывало и обертывающей вокруг воткнутой иглы золотую нить, так же лаконичен и зритель­но ясен, как и первое появление Февронии в повести.

Чтобы оценить этот жест героини, надо помнить, что в древнерусских литературных произведениях нет быта, нет детальных описаний. В этих условиях жест Февронии дра­гоценен, как и то золотое шитье, которое она шила для святой чаши.

4 стр., 1665 слов

Понравилось школьное сочинение? А вот еще:

© Сочиняшка.Ру: Какие жизненные ценности утверждаются в «Повести о Петре и Февронии Муромских». При копировании материалов обратная ссылка вида Сочиняшка.Ру обязательна! Внимание, только СЕГОДНЯ!

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

Автор связывает свою повесть с житийными легендами о муромских святых. Необычны чудеса в повести: боярские жены жалуются на крохоборство муромской княгини, видя в этом следствие ее крестьянского происхождения. Но крохи в руке Февронии претерпевают особое изменение: крошки хлеба превращаются в ладан и фимиам, использующиеся в православном богослужении. По благословению Февронии за одну ночь превращаются в цветущие деревья воткнутые ею в землю прутья. Автор, таким образом, пытается показать животворящую силу ее любви. Троекратный призыв мужа выполнить обещание принять смерть вместе выполняет функцию чуда.

Повествователь заканчивает повесть молитвой к Петру и Февронии: «Радуйся, Петр, ибо дана тебе была от бога сила убить летающего свирепого змея! Радуйся, Феврония, ибо в женской голове твоей мудрость святых мужей заключалась. Радуйтесь, честные предводители, ибо в княжении своем со смирением, в молитвах, творя милостыню, не возносясь, прожили; за это и Христос осенил вас своей благодатью, так что и после смерти тела ваши неразлучно в одной гробнице лежат, а духом предстоите вы перед владыкой Христом! Радуйтесь, преподобные и преблаженные, ибо и после смерти незримо исцеляете тех, кто с верой к вам приходит. »

Повествователь показывает, что Феврония в силе своей любви, в своей мудрости оказывается выше своего мужа. Однако не только любви свойственна мудрость, но и мудрости присуща любовь. Между чувством, умом и волей нет конфликта, нет борьбы, нет противоречия..

Восхитителен и предсмертный жест Февронии, вышивавшей в то время «святой воздух» – покрывало для сосудов с причастием. Она «у одного святого мантию еще не докончила, а лицо уже вышила; и остановилась, и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг нее нитку, которой вышивала. И послала сказать блаженному Петру, нареченному Давидом, что умирает вместе с ним». В тех условиях, когда деталям в литературе уделяется не так уж много места, жест Февронии драгоценен так же, как и то золотое шитье, которое она шила для святой чаши.

Фольклорная стихия привнесла в текст повести бытовую конкретность, несвойственную современным ей литературным памятникам.

Мудрость – это не просто умение логически мыслить и размышлять, а нечто такое, что дается самим Богом. Это сочетание человеческого разума и Божьего замысла, нечто, что может действовать только на благо человека, хотя он сам этого часто не понимает. Именно так действовала Феврония. В повести говорится, что у нее был дар прозорливости, т. е. предвидения, а значит, она имела мудрость от Бога. Вот как об этом пишет автор: «В одном судне с Февронией плыл некий человек, жена которого была на этом же судне. И человек, искушаемый лукавым бесом, посмотрел на святую с помыслом. Она же, сразу угадав его дурные мысли, обличила его».

Недаром Февронию и Петра называют святыми и чудотворцами. Возможно, когда она просила князя взять ее в жены, она и сама еще не знала, что это будет для блага их обоих, но ее мудрость подсказывала ей, как действовать. Зато потом Петр живет с Февронией как у Христа за пазухой и все больше ценит свою супругу. Петр очень благодарен Богу за такую жену, и когда бояре и знать предложили ему выбирать между женой и престолом, он выбрал ее: «Сей же блаженный князь по Евангелию поступил: пренебрег княжением своим, чтобы заповеди Божьей не нарушить…»

Читайте также: