После отказа татьяны онегин начинают страдать цитата
Обновлено: 21.11.2024
Не умея хитрить, девушка пишет откровенное письмо, в котором сознается Евгению в своей любви. Но ее «герой» не отвечает взаимностью. Евгений Онегин приглашает девушку в сад, где в нравоучительном тоне объясняет ей, что нельзя вот так вот простодушно кому-либо вверять свои чувства.
Спустя годы Татьяна выходит замуж за знатного богатого человека. Теперь она не простая деревенская девушка, а блистательная молодая женщина. Волею судьбы они снова встречаются с Евгением Онегиным. И что-то переворачивается в душе у героя, он начинает испытывать влюбленность. Надеясь на давние чувства героини, он пытается склонить ее уйти от мужа к нему. Но это уже не та простодушная наивная девочка, и поэтому Онегин получает отказ.
Следующая цитата
Из всех героинь, Татьяна Ларина всегда была мне ближе всех. Может от того, что сама я жила миром книжным и со сверстниками отношения сложные были. Может, слог поэта мне был понятен и более приятен, чем разговоры окружающих.
Будучи полностью согласна с отказом Татьяны, как смел Онегин предложить замужней женщине измену. Я восхищалась, как решительно Татьяна жертвует собой ради любви.
Теперь перечитывая роман, мне кажется, я поняла главную причину отказа Татьяны.
***
Будучи не такой красивой и жизнерадостной, как младшая сестра, Татьяна «одарена воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем пламенным и нежным». Это делало ее одинокой, « она в семье своей родной казалась девочкой чужой», поэтому «часто целый день одна сидела молча у окна». «Она в горелки не играла, ей скучен был и звонкий смех и шум их ветреных утех». Зато «любила на балконе предупреждать зари восход», и «ей рано нравились романы; они ей заменяли все; она влюблялася в обманы и Ричардсона и Руссо».
И вот к ним приезжает Онегин, который редко куда куда-то выезжал. Гости Лариных «стали толковать украдкой, шутить, судить не без греха, Татьяне прочить жениха».
Непохожий ни на кого, одинокий и непонятый другими Онегин похож на героев полюбившихся ей романов. Он человек другого неизвестного ей мира. Он, как и она одинок: «решили так, что он опаснейший чудак», «все дружбу прекратили с ним», поэтому Татьяне кажется, что он единственный кто может ее понять.
Мечтательница, живущая в мире сказок и грез, Татьяна влюбляется впервые в свои семнадцать лет. « Душа ждала… кого-нибудь. И дождалась…» «Теперь с каким она вниманьем читает сладостный роман, с каким живым очарованьем пьет обольстительный обман». Она наделяет Онегина всевозможными достоинствами, «как совершенства образец…,всегда неправедно гонимый, душой чувствительной, умом и привлекательным лицом».
Татьяна полюбила, а любовь скрывает все, что могло бы ее оттолкнуть от Онегина. «В руки модного тирана уж отдала судьбу свою». Она совсем не знает свет и жизнь. «…В милой простоте она не ведает обмана и верит избранной мечте…»
Искренняя, наивная, но самая пылкая какой может быть только первая любовь, заставляет ее написать письмо любимому. Написать, ибо огонь любви, сжигающий ее, может быть взаимным, и тогда он станет ласкающим нежным, а не обжигающим.
Но! Кого она видела в придуманном ею Онегине: мужа, любовника? В первую очередь она надеялась найти в нем сердечного друга, с которым могла бы говорить на равных, вместе восторгаться красотой природы, быть взаимно счастливыми от простой деревенской жизни. Того, кто оценил бы ее ум, сердце, душу. «Вообрази: я здесь одна, никто меня не понимает, рассудок мой изнемогает, и молча гибнуть я должна».
Она ждала любой ответ. Конечно, как все мы хотим взаимности, так и она надеялась на ответное чувство Онегина.
Евгений не столько с высоты своих лет (ему двадцать шесть) сколько опыта любовных утех объяснил, что он бы выбрал ее в жены, но «супружество нам будет мукой. Я, сколько ни любил бы вас, привыкнув, разлюблю тотчас». В школе, я восприняла его отказ, как назидательную неприятную лекцию. Теперь же вижу, в ней нет ничего оскорбительного или грубо поучительного, но для глубоко влюбленной мечтательницы это была первая боль, причинённая ей любимым. «Увы, Татьяна увядает, бледнеет, гаснет и молчит!»
***
От любви безответной не так-то легко излечиться, Татьяна продолжает бредить Онегиным. На святки она загадывает на сон, который пугает. «Ее тревожит сновиденье…, сон зловещий ей сулит печальных много приключений. Дней несколько она потом все беспокоилась о том».
Вещий сон Татьяны, предупреждение об опасности, о трагическом будущем, На своих именинах Татьяна впервые после их разговора видит Онегина. Она испугана «ей душно, дурно…, слезы из очей хотят уж капать…» «но воля и рассудка власть превозмогли».
Поздравляя ее Онегин «молча поклонился ей, но как-то взор его очей был чудно нежен» и этим «он сердце Тани оживил». Как мало надо влюбленной девушке, что бы опять надеяться, что бы мечтать.
Однако Онегин тут же флиртует с ее сестрой, чем вызывает недоумение всех, ревность Ленского и причиняет боль Татьяне. «До глубины души своей она проникнута; не может никак понять его; тревожит ее ревнивая тоска…» Она готова пасть жертвой своей любви: « Погибну, - Таня говорит, - но гибель от него любезна…»
Она переживает очередную боль от Евгения, но продолжает любить его, не допуская даже мысли, что ее любимый может быть причиной горя для ее семьи.
Если бы Ленский знал, «какая рана моей Татьяне сердце жгла!» Если бы Татьяна знала о предстоящей дуэли жениха сестры за неделю до их свадьбы, «может быть, ее любовь друзей соединила б вновь!»
Как тяжело любить безответно, но еще тяжелее, когда никому не можешь рассказать об этой любви. Никто не выслушает, не посочувствует, не даст совета, не объяснит, почему он такой или в чем ошибается она. Не было никого, кто бы мог потушить тот костер, который сжигал Татьяну. «Но этой страсти и случайно еще никто не открывал. Онегин обо всем молчал; Татьяна изнывала тайно».
Дуэль состоялась, Ленский погиб и от боли страдает вся семья Лариных, а виновник уезжает из этих мест.
Вместе с сестрой «и на могиле при луне, обнявшись, плакали оне», но время идет. Сестра выходит замуж и уезжает «и вот одна, одна Татьяна!» Она страдает от одиночества, от невысказанности, от непонимания произошедшего, от боли причиненной ей любимым – все это составные части ее любви. «И в одиночестве жестоком сильнее страсть ее горит, и об Онегине далеком ей сердце громче говорит».
***
Татьяна, как и любая женщина, пытается понять поступки и мысли любимого. Она не верит, что полюбила плохого человека, пытается представить свою роль в произошедшем.
Судьба или провидение, но Татьяне выпадает шанс узнать Онегина и наконец-то объяснить его поступки. Она в его имении читает его книги: «Татьяна видит с трепетаньем, какою мыслью, замечаньем бывал Онегин поражен, в чем молча соглашался он». «И начинает понемногу моя Татьяна понимать теперь яснее – слава богу - того, по ком она вздыхать осуждена судьбою властной».
Несколько книг, которые Онегин перечитывал, отображали век и живущего в нем современника "с его безнравственной душой, себялюбивой и сухой, мечтанью преданный безмерно, с его озлобленным умом, кипящим в действии пустом".
С глаз Татьяны пала пелена и она увидела истинного Онегина: "Чудак печальный и опасный, созданье ада иль небес, сей ангел, сей надменный бес. Уж не пародия ли он?"
***
Решение матери отвезти дочь в Москву на ярмарку невест пугает. «Таня слышит новость эту. На суд взыскательному свету представить ясные черты провинциальной простоты… О страх! Нет, лучше и верней в глуши лесов остаться ей».
Она прощается с любимыми местами, с привычной жизнью. «Прости ж и ты, моя свобода!»
Московские родственники принимают Татьяну, но ей трудно среди незнакомых людей, незнакомых ей нравов. Она находит отраду в воспоминаниях «тайну сердца своего, заветный клад и слез и счастья, хранит безмолвно между тем и им не делится ни с кем».
Ее начинают вывозить в свет, где «юноши толпою на Таню чопорно глядят и про нее между собою неблагосклонно говорят». Лишь «как-то Вяземский подсел и душу ей занять успел». «Ей душно здесь… она мечтой стремится к жизни полевой, в деревню… к своим цветам, к своим романам и в сумрак липовых аллей, туда, где он явился ей».
Будучи незамеченной, невостребованной Татьяна рада этому, но от судьбы не уйдешь, «а глаз меж тем с нее не сводит какой-то важный генерал»
***
«Но вот толпа заколебалась, по зале шепот пробежал…»
Какое потрясающе триумфальное появление замужней Татьяны на балу. Казалось бы, так могут принимать только надменную, высокомерную даму высших слоев общества. Да, Татьяна княгиня, но «все тихо, просто было в ней, она казалась верный снимок Du comme il faut (порядочность, благородство «как должно», франц.)
Пожалуй, именно воспоминание, тех первых дней влюбленности; знание, что повториться такому чувству невозможно; пережитые страдания и разочарование в любимом, наполнив ее сердце болью, отшлифовали душу и сделали Татьяну одной из звезд света. «Никто б не мог ее прекрасной назвать, но с головы до ног никто бы в ней найти не мог… vulgar»(вульгарность). «Беспечной прелестью мила, она сидела у стола… и… Нина мраморной красою затмить соседку не могла, хоть ослепительна была».
Муж подводит к Татьяне Онегина. «Княгиня смотрит на него… и что ей душу не смутило, как сильно ни была она удивлена, поражена, но ей ничто не изменило: в ней сохранился тот же тон, был так же тих ее поклон».
Последующие встречи с Онегиным не меняют ее поведения. Татьяна ведет себя с ним, так же как и с другими знакомыми: «свободно дома принимает, в гостях с ним молвит слова три, порой одним поклоном встретит, порою вовсе не заметит: кокетства в ней ни капли нет…»
Получив любовное письмо от Онегина, Татьяна возмущена, полна негодования. При их встрече она не скрывает, что своим предложением Онегин оскорбил ее. «Как сурова. с ним ни слова; У! как теперь окружена крещенским холодом она!»
Но! Татьяна прежняя, она все еще любит. Письма Онегина перечитывает, оплакивая свою первую светлую безответную любовь. Горюет, что предмет ее страданий так ничего и не понял, не почувствовал. «Она его не подымает и, не сводя с него очей, от жадных уст не отымает бесчувственной руки своей…»
Откровение Татьяны потрясающе простое и в то же время яркое из-за пережитого ею. Она напоминает Онегину, что не нравилась ему в деревне, сегодняшние притязания его на ее любовь можно объяснить лишь ее положением в свете. Поощри она его любовь, ничего кроме позора для нее – замужней женщины и «соблазнительной» чести для Онегина не было бы. «Холодный, строгий разговор… я предпочла б обидной страсти и этим письмам и слезам». Уважая ее в семнадцать и поучая жизни, он был благороден, что же изменилось сейчас? «Как с вашим сердцем и умом быть чувства мелкого рабом?» Зная только физическую любовь, не давая себе труда любить умом, душой и сердцем, что другое он может ей предложить. Разве можно эту его любовь назвать любовью? Да, это только мелкое чувство.
Татьяна готова поменять эту пышную жизнь, «успехи в вихре света…, всю эту ветошь маскарада» на книги, дикий сад. Отдать все «за те места, где первый раз, Онегин, видела я вас…». «А счастье было так возможно, так близко!», тогда ей казалось, что «для бедной Тани все были жребии равны…» Выбор замужества, изменил ее, лишил ее этой одинокой, спокойной, жизни в деревне, ввел в высший свет. Она приняла свою долю, смирилась с ней и просит Онегина поступить так же. «Я знаю: в вашем сердце есть и гордость и прямая честь».
Последние слова Татьяны, которые как мне кажется, Онегин запомнит на всю оставшуюся жизнь, несут в себе смысл настолько глубокий, что три строчки просто не могут его в себе вместить.
«Я вас люблю…» такое признание от женщины любящей так сильно, как Татьяна, просто не может быть без паузы в которой: всё, что она пережила; все воспоминания взлетов и падений ее чувства. Нелюбовь Онегина погрузила Татьяну в омут боли. Боли не физической, от нее можно излечиться, боль душевную можно только заглушить временем, но избавиться от нее невозможно.
Пережив столько боли, она даже мысли не может допустить о каком-то миге счастья с Онегиным, так как кроме боли не ожидает от него ничего. Растоптать маленький огонек трепещущейся в ней любви, дающей Татьяне силы жить, реальнее, так как Онегин сам когда-то говорил ей: «Я, сколько ни любил бы вас, привыкнув, разлюблю тотчас».
Боль, боль и еще раз боль. Боль личная, боль родных, боль от открытия личности любимого, боль от предстоящего унижения перед обществом, боль от возможной потери самого дорого воспоминания, воспоминания любви….
Какая женщина согласиться броситься в объятия Онегина, столько пережив от него?
Думаю, Пушкин это понимал и сделал вставку в скобках «к чему лукавить?»
«Но я другому отдана; Я буду век ему верна».
Это говорит Татьяна отдавшая сердце Онегину, но искренне благодарная своему мужу, который заметил и оценил ее с первого взгляда меж толпы и колон бального зала. Который будучи ровесником и родственником Онегина в отличии от него любит, боготворит и гордится Татьяной: «и всех выше и нос и плечи подымал вошедший с нею генерал». Муж, который стал ее другом, ее защитником и опорой. Она обрела себя, как личность стала «покойна и вольна». Он понимает ее с полуслова, полувзгляда : «потом к супругу обратила усталый взгляд, скользнула вон…»
Татьяна, страдавшая от безответной любви, не может допустить, что бы мужчина так сильно любящий ее страдал. Пусть она не может дать ему такой любви, какую он заслуживает, но она может быть ему верной женой. И будет!
***
Вот моя версия отказа Татьяны Онегину. Может она слишком личная.
Пушкин писал роман десять лет, от задуманного изначально не осталось ничего. Его личный опыт, его мечты и желания, все отразилось в Татьяне.
Если честно, если бы роман был закончен иначе: согласием Татьяны( все мы мечтаем об взаимности даже через года); или ее надменным отказом( а временами хотим насладиться унижением, громко отказав, если в объекте проснулась любовь) роман бы не был так хорош, хоть и написал его великий Пушкин, потому что ему бы просто никто не поверил.
Жизнь меняет нас, расставляет все на свои места, и слава богу, что остается теплая память о нашем светлом чувстве первой любви.
Следующая цитата
Я Вас люблю, к чему лукавить?
Но я другому отдана
И буду век ему верна.
Вот они: три строчки, о которых пишутся тома серьезной аналитической литературы. Верность Татьяны Лариной не дает покоя многим мыслящим людям и по сей день.
Так, страстный Петр Ильич Чайковский в своей опере бросает Татьяну в Объятья к Онегину, но под давлением критики переписывает свой финал (из лекции Мизаила Казинника)
А вот как тяжело переживает Владимир Набоков конец Пушкинского романа в стихах.
«Девяносто девять процентов аморфной массы комментариев, порожденных с чудовищной быстротой потоком идейной критики, которая уже более ста лет не дает покоя пушкинскому роману, посвящена страстным патриотическим дифирамбам, превозносящим добродетели Татьяны. Вот она, кричат восторженные журналисты белинско-достоевско-сидоровского толка, наша чистая, прямодушная, ответственная, самоотверженная, героическая русская женщина. Но ибо необходимо подчеркнуть, что ее ответ Онегину вовсе не звучит с той величавой бесповоротностью, которую слышат в нем комментаторы. Обратите внимание на интонации строфы XLVII — вздымающаяся грудь, прерывистая речь, надрывные, мучительные, трепещущие, завораживающие, чуть ли не сладострастные, чуть ли не обольщающие переносы (стихи 1–2, 2–3, 3–4, 5–6, 6–7, 8–9, 10–11) — настоящая оргия анжамбеманов, достигающая своей кульминации в любовном признании, которое должно было заставить подпрыгнуть от радости опытное сердце Евгения. И чем завершаются эти двенадцать рыдающих строк? Пустым, бессмысленным звуком подходящего к случаю двустишия «отдана — верна»: визгливая добродетель повторяет зазубренную реплику!»
В.С. Непомнящих описывает поступок Татьяны с точки зрения христианского закона любви. Как отказ от счастья, плывущего прямо в руки во имя спасения души Евгения, потому что если бы Татьяна сказала «да», это была бы очередная «наука страсти нежной».
«Все споры, все недоуменные или осуждающие взгляды в сторону Татьяны в связи с ее поведением в последней главе объясняются тем, что поступок Татьяны рассматривается в привычном плане борьбы «чувства» и «долга». Но это не коллизия Татьяны – миросозерцание ее коренным образом отличается от описанного выше. Чувство Татьяны к Онегину вовсе не «борется» с долгом, совсем напротив: Татьяна расстается с Онегиным во имя любви к нему, ради него. В этом столкновении героя с совсем иными, незнакомыми ему основаниями нравственной жизни заключается весь смысл финала романа, начатого автором в пору кризиса 20-х годов.»
В настоящей статье мы попробуем подойти к пониманию поступка Татьяны с точки зрения теории запечатления (концепция импринтинга К.Лоренца, расширенная в трудах К.Никольской и соавторов). Кроме того мы будем опираться на идею И.М.Сеченова о том, что для того чтобы понять какое-либо психическое событие, нужно иметь представление об истории формирования психики данного индивида.
С точки зрения расширенной теории импринтинга, жизненный сценарий определяется некоторыми моделями, заложенными в детстве (юности). Это совсем не значит, что мы будем всю жизнь себя вести как Емели, если нам его прочитали один раз. В случае осознанного оперирования собственными импринтами (моделями поведения) мы можем поступать вне зависимости от них. Но, если не знать своих импринтов, они будут в решающий момент бессознательно определять наши решения. А в итоге – судьбу. (вольное переложение Эрика Берна "Игры, в которые играют люди")
Поэтому поставим вопрос следующим образом: Каковы же импринты Татьяны? Это совершенно удивительно, но светлый гений А.С. Пушкина дает ПРЯМОЙ ответ на этот вопрос.
Ей рано нравились романы…
Она влюблялая с обманы
И Ричардсона и Руссо.
Рассмотрим сюжет романа Руссо «Новая Элоиза».
Юлия д'Этанж не может вступить в брак со своим возлюбленным Сен-Пре. Потому что он беден и родители такой брак не одобрят.
«Возьми суетную власть, друг мой, мне же оставь честь. Я готова стать твоей рабой, но жить в невинности, я не хочу приобретать господство над тобой ценою своего бесчестия», — пишет Юлия возлюбленному.
Сен-Пре уезжает странствовать.
Юлию женят на пожилом и знатном господине. Юлия восхваляет отца за то, что тот отдал её под защиту достойного супруга, «наделённого кротким нравом и приятностью». «Господину де Вольмару около пятидесяти лет. Благодаря спокойной, размеренной жизни и душевной безмятежности он сохранил здоровье и свежесть — на вид ему не дашь и сорока. Наружность у него благородная и располагающая, обхождение простое и искреннее; говорит он мало, и речи его полны глубокого смысла», — описывает Юлия своего мужа. Вольмар любит жену, но страсть его «ровна и сдержанна», ибо он всегда поступает, как «подсказывает ему разум».
Сен-Пре возвращается из путешествия, поселяется в доме Вольмара – своего друга. Все ведут себя благодеятельно. Умирая, Юлия говорит Сен-Пре «Я ценою жизни покупаю право любить тебя любовью вечной, в которой нет греха, и право сказать в последний раз: «Люблю тебя».
Вдумчивый читатель наверняка заметил некоторое сходство судьбы Юлии и Татьяны.
Однако если «Элоиза» действительно является скрытым жизненным сценарием, он должен проявляться не единожды, в финале, но постоянно или по крайней мере в узловых (терминальных) точках жизни.
Каковы же критические точки жизни Татьяны Лариной? Это, конечно же, письмо Татьяны.
Михаил Казинник назвал это письмо высочайшим произведением искусства, противопоставляя его поэзии Ленского, которого называл «убогим, плохим поэтом». Владимир Набоков высказывает противоположную точку зрения на этот вопрос: он говорит,что письма Татьяны и Ленского перекликаются.
Так или иначе, попробуем отыскать в письме Татьяны скрытые импринты, предполагая «Элоизу».
Приведу разбор письма Татьяны Владимиром Набоковым.
1.) «Но вы… /
Хоть каплю жалости храня, /
Вы не оставите меня.
Это цитата из первого длинного письма Юлии к Сен-Пре: «…si quelque ;tincelle de vertu brilla dans ton ;me…» (Руссо, «Юлия», ч. I, письмо IV). В отдельном издании этой главы дан следующий вариант стиха 7: «И не оставите меня.»
2) Другой! — распространенная риторическая формула в европейских любовных стихах.
Третья которкая записка Юлии Руссо (Сен-Пре — Юлии, ч. I, письмо XXVI): «Non… un ;ternel arr;t d ciel nous destina Tun pour l'autre…»
3) Татьяна называет Онегина то на «ты», то на «вы»
Так, в своей третьей короткой записке к Сен-Пре Юлия начинает tutoyer путая «ты» с «вы». В письме Татьяны первоначальное «вы» возникает вновь лишь в самом конце (стих 78 — «ваша честь»).
4) Но мне порукой ваша честь… — «Юлия» Руссо (первое длинное письмо Юлии к Сен-Пре, ч. I, письмо IV): «Toutefois… s'il y reste [в душе ее корреспондента] encore quelque trace des sentiments d'honneur…» и «…mon honneur s'ose confier au tien…»
В письме Татьяны используются и другие штампы, широко встречающиеся в Европейских любовных романах.
Так, «Я к вам пишу — чего же боле? Взята из «История Александра, русского дворянина»
«Предай ныне смерти, не томи меня боле,
Ты мя мучишь, в твоей есть воле.»
Души неопытной волненья <…>
Обман неопытной души! (род. пад.) — «Неопытная
душа» (им. пад.) — галлицизм une ;me novice, часто встречающийся в литературе того времени. Так, первые строки четверостишия, взятого эпиграфом к «Вертеру» в переводе на французский Севеланжа (1804), звучат следующим образом:
Ainsi dans les transports d'une premi;re ardeur
Aime et veut ;tre aim;e une ;me encore novice.
Кстати, отсюда понятно, почему Татьяна бросает Онегину
«Когда в моей лишь было власти
Я предпочлы б обидной страсти»
Потому что между Юлией и Сен-Пре эта «обидная страсть» как раз таки и случилась.
«Не понимая, что я творю, я выбрала собственную гибель. Я обо всем забыла, думала только о своей любви. Я скатилась в бездну позора, откуда для девушки нет возврата» - говорит Юлия.
Таким образом, пылкая (или пустая и бессмысленная по Набокову) добродетель Татьяны скорее всего,является подражанием любимому персонажу(преимущественно Юлии Руссо). Французские, английские и немецкие героини любимых романов Татьяны были не менее благородны, чем она, пишет Набоков, рискуя разбить сердца поклонников «княгини Греминой». Получается, что А.С.Пушкин называет Татьяну «милым идеалом» за подражание идеалу.
© Copyright: Бегущий Поворот, 2016Свидетельство о публикации №216021501235 Рецензии
Это одна из возможных причин, но, как мне кажется, не определяющая.
Другие причины:
1. Религиозная (грех).
2. Морально-нравственная (как же, Татьяна - милый идеал).
3. Социально-практическая. Вдруг муж узнает, не простит. Выгонит на улицу, родные отрекутся, двери в хорошее общество захлопнутся. И на что, спрашивается, жить, если не имеешь собственности? А посему: нафига козе баян?
4. Маленькая женская месть. (а получи, фашист, гранату!))
Я склоняюсь к третьей версии. Потому как в те нелегкие для женщин времена измена мужу вполне могла повлечь за собой судьбу Анны Карениной.
Тем не менее, Ваша статья мне мне понравилась, прочитала ее с интересом)
Главная причина— это невозможность причинить боль любящему мужу.
Уточню: речь идет не о тайной измене, на это она бы не пошла, да и он не то имеет в виду. Он хочет, чтобы она ушла к нему, насовсем. Ну а она не может причинить незаслуженную боль мужу.
Здравствуйте, Марина. Честно говоря, Вам коммент меня улыбнул. Ну, скажем так, нежелание причинять боль мужу - это одна из возможных причин. И она вписывается в путнкт 2.
Но меня насмешило Ваша уверенность, что Онегин не имел в виду тайные встречи. С чего Вы решили, что он решил жениться? Где это написано? Я специально просмотрела книгу, благо, неплохо в ней ориентируюсь. Не было этого. Онегин не предлагал Татьяне честный брак. Он просто признался ей в своей страсти. Только и всего. Кроме того, в те времена развод был чем-то из рук вон, чрезвычайным событием. Измены же встречались на каждом шагу, потому что люди не могли развестись. А если кто и рвал узы, то он терял многое - в первую очередь, общество отворачивалось от него.
Нет, Онегин не собирался жениться. Он предлагал . повстречаться))) Роман на стороне. Только и всего. Кроме того, в прошлом у него было немало подобных приключений. В первой главе об этом рассказывается.
Так что причин для отказа Татьяны было много) И она молодец, потому что полагаться на особую . порядочность на Онегина не стоило. Он ведь как полюбил, так и разлюбить мог, а после поведал миру о своих подвигах. Почему нет? Вполне мог)
Я перечитала ответ Лариной. Класс! Теперь, в взрослом возрасте, все воспринимает иначе. Она над ним немало поиздевалась в ответ за разбитое в юности сердце.))) В принципе, возможно, этой победы ей могло быть достаточно, чтобы скинуть этот камень из прошлого и идти дальше.
А Онегин получил по носу. За очередную подлость. Потому что если бы он ее, Таню, любил, то не стал бы ее тревожить. Потому что знал. что ничего хорошего это не принесет.
Если уж на то пошло, и любовь было в его сердце, стал бы ей другом. Чтобы быть рядом. И довольствоваться единственными возможными честными для них отношениями.
Ну, я это в принципе и имела в виду. У меня сложилось впечатление вообще, что они говорят о разных вещах, он об интрижке, а она о серъезном шаге, интрижка ей,,мне кажется, и в голову прийти не могла. Вот люблпытно, я в первый раз задумалась, что там есть варианты. Вообще, она могла его так отбрить саркастически, типа, а что конкретно ты мне предлагаешь, и пусть крутится как уж на сковородке. Она еще самую благородную форму нашла, пожалела.
У меня когда-то в жизни был подобный момент, только оба были связаны. Я слушала и не могла понять: ну вся эта страсть хорошо, а что конкретно ты предлагаешь?
Марина, я тоже не задумывалась. Вот как учитель объяснил в свое время, так и есть)
Думаю чувства -так на самом деле у Татьяны остались. Хотя, повзрослев, она скорее всего увидела, что Онегин далек от идеала и проч. Считаю, она приняла правильное решение. И вовсе она не приносила свои чувства в жертву чему-либо. Она, как мне кажется, просто поступила разумно. Ведь Онегин в очередной раз поступил по-скотски. Он же хорошо знает ее мужа) Они встрепенись, вспомнили общую молодость и потом князь представил ему свою жену - Татьяну. И Онегин бессовестно начал домогаться жены друга.
Вообще аморальный тип.
П.С. Почему я бывала уверена, что Татьяна вышла за какого-то генерала. Ведь ее муж - некий князь. И Татьяна стала княгиней.
Потому что у Чайковского генерал?
Онегин редкостная свинья))
Ага) А Печорин? Такой же)
Не помню, давно не читала
Спасибо за отклик и дискуссию. Пожалуй, я скорее соглашусь с Аннетой насчет намерений Онегина. В то же время, в словах Марины я тоже вижу серьезные аргументы. Честь мужа для Татьяны - не пустой звук.
Но мне хочется отметить, что религия, месть, социальная практичность и нравственность - это все, что находится на поверхности. Это то, как нас учили понимать роман со школы.
Между тем, мне кажется, что из всех людей именно Набоков ближе всех к глубинному, подлинному пониманию романа. Он писал комментарий к Онегину 10 лет. На каждую строчку давал по несколько страниц. Именно благодаря нему этот пушкинский контекст, утерянный для нашего времени и очевидный для современников Пушкина, может быть нами восстановлен. Конечно, он очень эмоционален и не всегда бесрестрастен в своих рассуждениях, что дало мне основание поиронизировать над его "брезгливой добродетелью". Теперь мне кажется, что это было грубо с моей стороны.
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Следующая цитата
Татьяна спустя время любила Евгения, но ей пришлось отказать, потому что она была верна своему супругу.
Остальные ответы
«Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви, ничто другое не говорило ее душе, ум ее спал… Любовь для нее могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни, без всякой примирительной середины. При счастии взаимности любовь такой женщины – ровное, светлое пламя; в противном случае – упорное пламя, которому сила воли, может быть, не позволит прорваться наружу, но которое тем разрушительнее и жгучее, чем больше оно сдавлено внутри».
За что ж виновнее Татьяна?
За то ль, что в милой простоте
Она не ведает обмана
И верит избранной мечте?
За то ль, что любит без искусства,
Послушная влеченью чувства…
Татьяна любит не шутя,
И предается безусловно
Любви, как милое дитя.
Татьяна отдала свое сердце, свою душу Онегину на всю жизнь. Она не представляла себе другого человека, способного завладеть ее чувствами. В Испании есть поговорка: «Истинная любовь длится до смерти». Эта фраза очень точно подходит к чувствам героини.
Несмотря на отповедь Онегина, Татьяна продолжает томиться и тосковать, не переставая любить его и думать о нем. После посещения опустевшей усадьбы Евгения, героиня пришла к мысли, что он вовсе не тот герой, какого она создала в своем воображении, не тот человек, какому она писала письмо.
Ужель загадку разрешила?
Ужели слово найдено?
Пушкин, вспоминая рассуждения Радищева о «браках поневоле», пишет: «Вообще несчастие жизни семейственной есть отличительная черта во нравах русского народа». Эта тема звучит на протяжении всего романа, а в финале становится главеновится главенствующей. Сцена последнего свидания напоминает далекое первое объяснение в саду. В «равнодушной княгине» мы видим прежнюю Татьяну, но уже умудренную печальным опытом жизни, глубоко чувствующую, верную нравственным принципам.
Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу меня оставить;
Я знаю в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
"А нынче - боже, стынет кровь,
Как только вспомню взгляд холодный
И эту проповедь. "
Читайте также: