Портретная характеристика героя цитаты
Обновлено: 06.11.2024
Психологический портрет – это не просто описание внешности героя, а изображение его особенностей внутреннего мира с помощью внешних черт. Писатели акцентируют внимание на тех деталях, которые передают информацию о мыслях, мировоззрении, переживаниях и амбициях персонажа. Выделяют 2 основных типа психологического портрета в литературе:
- Портрет-соответствие. Психологическая характеристика очевидна, так как внешние данные и внутренний мир героя полностью соотносятся.
- Портрет-контраст. Внешний облик персонажа полностью противоположен его внутреннему миру.
Вот как Григорий сам себя описывает: «…все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен».
Складывается ощущение, что перед нами – привлекательный и бесстрашный мужчина, но иногда он чувствует себя слабым, словно ребенок. Внешность Печорина и его мысли, поступки наглядно показывают противоречивость натуры. Офицер – человек неплохой, но все ему в жизни скучно, и по его вине страдают окружающие люди.
Варвара
Ветренице Варваре Борис кажется слишком правильным и скучным.
Источник: Действие второе, явление 2
Подробная характеристика Варвары.
Следующая цитата
Психологический портрет – это не просто описание внешности героя, а изображение его особенностей внутреннего мира с помощью внешних черт. Писатели акцентируют внимание на тех деталях, которые передают информацию о мыслях, мировоззрении, переживаниях и амбициях персонажа. Выделяют 2 основных типа психологического портрета в литературе:
- Портрет-соответствие. Психологическая характеристика очевидна, так как внешние данные и внутренний мир героя полностью соотносятся.
- Портрет-контраст. Внешний облик персонажа полностью противоположен его внутреннему миру.
Вот как Григорий сам себя описывает: «…все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен».
Складывается ощущение, что перед нами – привлекательный и бесстрашный мужчина, но иногда он чувствует себя слабым, словно ребенок. Внешность Печорина и его мысли, поступки наглядно показывают противоречивость натуры. Офицер – человек неплохой, но все ему в жизни скучно, и по его вине страдают окружающие люди.
Экспозиционный портрет
Экспозиционный портрет – это подробное изображение внешности героя в художественном произведении при первом его появлении в произведении. Зачастую писатели акцентируют внимание читателя на тех деталях в облике персонажа, которые выдают в нем представителя конкретного социального слоя. Кроме того, могут упоминаться особенности телосложения, жестов, мимики, стиля одежды и т.д.
Экспозиционное изображения внешности часто встречается у представителей «натуральной школы» середины 19-го века. Авторы в деталях описывали мелких чиновников, купцов и т.д., чтобы в целом отразить перед читателями особенности социальной группы, к которой принадлежит герой. Экспозиционное описание портрета характерно больше для писателей-реалистов.
- «среднего роста, приятной наружности»;
- «с отсутствием сосредоточенности в чертах лица»;
- «с лица беспечность переходила в позы всего тела»;
- «мягкость… была выражением лица… души»;
- цвет лица… безразличный».
Портрет
Художественный портрет Бориса основан на том, что он является племянником Дикого — одного из самых богатых и знатных купцов вымышленного провинциального городка Калинов.
«Это Дикой племянника ругает… Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит».
Источник: Действие первое, явление 1
Родственники Бориса со стороны отца являются людьми тёмными, невежественными, наглыми и злыми. Бабушка Бориса перестала общаться с собственным сыном только потому, что тот выбрал в жены «благородную» девушку.
«Батюшку она ведь невзлюбила за то, что он женился на благородной. По этому-то случаю батюшка с матушкой и жили в Москве. Матушка рассказывала, что она трех дней не могла ужиться с родней, уж очень ей дико казалось».
Источник: Действие первое, явление 3
После внезапной смерти обоих родителей Борис с сестрой остались круглыми сиротами.
«…да оба вдруг и умерли в холеру, мы с сестрой сиротами и остались…»
Источник: Действие первое, явление 3
Портретная характеристика Бориса основана на том, что он является зависимым, подневольным человеком. Ради бабушкиного завещания образованный и воспитанный Борис вынужден жить со своим деспотичным невежественным дядей.
«Кулигин. …Охота вам жить у него да брань переносить.
Борис. Уж какая охота, Кулигин! Неволя».
Источник: Действие первое, явление 3
«…бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием.
Кулагин. С каким же, сударь?
Борис. Если мы будем к нему почтительны».
Источник: Действие первое, явление 3
Из-за бабушкиного завещания Борис находится в бесправном положении и вынужден работать на Дикого на самых невыгодных условиях.
«Кулигин. Как же вы у него живете, сударь, на каком положении?
Борис. Да ни на каком. «Живи,- говорит,- у меня, делай, что прикажут, а жалованья, что положу». То есть через год разочтет, как ему будет угодно».
Источник: Действие первое, явление 3
Лейтмотивный портрет
В литературных произведениях по типу локализации портретные характеристики могут быть экспозиционными и лейтмотивными. Первые более распространены, и представляют собой описание персонажа с первых строк его появления произведения. В свою очередь, в лейтмотивном варианте герой изображается понемногу на протяжении всего произведения. Кроме того, писатель может акцентировать внимание на одних и тех же деталях несколько раз, чтобы они прочно ассоциировались у читателя с описанным персонажем.
Яркий пример лейтмотивного литературного портрета – это многие произведения Льва Николаевича Толстого. В романе-эпопее «Война и мир» автор регулярно упоминает о лучистых глазах княжны Марьи, подчеркивая ее красоту, немного большеватом рте Наташи, обаятельной и живой, любознательной девушки.
С помощью лейтмотивного портрета героя писатель также может описывать его становление личности на протяжении всего времени действия произведения, подчеркивать его изменения в лучшую или худшую сторону. Читатель понимает, что происходит не только с внешним обликом, но и с внутренним миром персонажа.
Следующая цитата
Цельное статическое описание часто использовали авторы 18−19 веков, а вот модернисты в 20 веке избегали изображения всего внешнего, чтобы подчеркнуть собирательность образа героя.
Кафка не сообщил, какого цвета глаза у Йозефа К. в « Процессе » Кафки. Ведь Йозеф — образ человека в целом, каждого из нас.
Статический тип больше подойдет для подойдет для произведений малых форм, либо историй, в которых быстро развивается сюжет. Динамический тип хорош для крупных произведений.
Статический тип больше подойдет для произведений малых форм, либо историй, в которых быстро развивается сюжет. Динамический тип хорош для крупных произведений Длинные и краткие описанияДлинные
Длинные описания внешности, помимо наружности персонажа, могут отразить некоторые черты его характера и социальной принадлежности . Они позволяют и уделить внимание одежде. Ведь она — своего рода индикатор эпохи. Одежда может рассказать о профессии героя, о том, насколько он опрятен и состоятелен, следует моде или отрицает ее. Может быть, на одежде персонажа имеется отличительный знак.
По красной отметке на фуражке солдата в « Тихом Доне » сразу понятно, он — из революционной армии. При этом Шолохов не упоминает, к каким войскам принадлежит персонаж.
КраткиеКраткие описания охватывают лишь отдельные черты внешности героя. Запоминающимися деталями могут быть необычный цвет волос или глаз, шрамы и родинки, украшения, походка. Иногда внешние характеристики и вовсе могут быть заменены на общее впечатление.
Описывая Клариссу из «Миссис Дэллоуэй», Вирджиния Вулф ограничивается сравнением героини с сине-зеленой птичкой, живой и легкой.
Отдельно стоит сказать о таком приеме статического изображения внешности как отражение. Его удобно внедрять даже в повествование от первого лица. Но есть нюансы. Начинающим авторам прием может показаться легким и оригинальным. Но подобные описания, особенно на первых страницах рассказа, могут обернуться не очень свежим клише. Так что если вы описываете внешность героя через его отражение в зеркале или воде, убедитесь, что это не выглядит слишком очевидно.
В «Тошноте» Сартра Антуан Рокантен смотрит на свое отражение, и мы узнаем, что он некрасив: у него рыжие волосы и болезненный вид. Но мы также узнаем, что рыжие волосы — единственное, что Рокантену нравится в себе, и хорошо, что он не блондин или шатен. Тут же отражение кажется герою каким-то странным, неживым: очередной приступ «экзистенциальной тошноты». Сартр привязывает описание внешности к развитию действия.
Кудряш
Кудряш считает Бориса человеком смирным, спокойным.
«Ишь ты! Смирен, смирен, а тоже в разгул пошел….»
Источник: Действие третье, сцена вторая, явление 2
Подробная характеристика Кудряша.
Следующая цитата
Одним из главных героев пьесы А. Н. Островского «Гроза» является молодой человек по имени Борис, ставший непосредственным участником семейной драмы Кабановых. Он влюбляется в Катерину и безрассудно отдаётся этому чувству, не догадываясь, к к какой страшной развязке оно в итоге приведёт. Характеристика Бориса имеет большое значение для раскрытия любовного конфликта, а также для более точного понимания образа Катерины. Душевная слабость Бориса становится одной из главных причин трагического ухода из жизни главной героини.
Кабанов
Тихон Кабанов отмечает природную доброту и жалость Бориса по отношению к Катерине. Он готов вытерпеть любые муки, лишь бы облегчить участь своей возлюбленной.
«…Мечется тоже, плачет. Накинулись мы давеча на него с дядей, уж ругали, ругали,- молчит. Точно дикий какой сделался. Со мной, говорит, что хотите, делайте, только ее не мучьте! И он к ней тоже жалость имеет».
Источник: Действие пятое, явление 1
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.
Полное имя — Борис Григорьевич.
Возраст — не указан, молодой человек.
Род занятий — работает на своего дядю-купца.
Семья — сестра.
Социальное положение — мещанин.
Происхождение — родом из смешанного семейства: мать — дворянка, отец — купец.
Воспитание — традиционное для благородных семейств.
Образование — весьма приличное образование, прошел обучение в Коммерческой академии.
Внешность — молодой привлекательный человек, одетый модно, с большим вкусом.
Характер — нерешительный, слабовольный, добрый, отзывчивый, милосердный, трусливый, не способный постоять за себя.
Положительные черты — добрый, нежный, культурный, образованный, тонко чувствующий.
Отрицательные черты — нерешительный, трусливый, безответственный, слабовольный.
Произведение — «Гроза».
Автор — А. Н. Островский.
Экспозиционный портрет
Экспозиционный портрет – это подробное изображение внешности героя в художественном произведении при первом его появлении в произведении. Зачастую писатели акцентируют внимание читателя на тех деталях в облике персонажа, которые выдают в нем представителя конкретного социального слоя. Кроме того, могут упоминаться особенности телосложения, жестов, мимики, стиля одежды и т.д.
Экспозиционное изображения внешности часто встречается у представителей «натуральной школы» середины 19-го века. Авторы в деталях описывали мелких чиновников, купцов и т.д., чтобы в целом отразить перед читателями особенности социальной группы, к которой принадлежит герой. Экспозиционное описание портрета характерно больше для писателей-реалистов.
- «среднего роста, приятной наружности»;
- «с отсутствием сосредоточенности в чертах лица»;
- «с лица беспечность переходила в позы всего тела»;
- «мягкость… была выражением лица… души»;
- цвет лица… безразличный».
Цитатная характеристика
Описание Бориса с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Черты характера и поступки
Борис вынужден терпеть тяжелый характер дяди и жить с ним под одной крышей, всячески выказывая к нему уважение, из-за бабушкиного наследства.
«Он прежде наломается над нами, надругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость. Да еще станет рассказывать, что из милости дал, что и этого бы не следовало».
Источник: Действие первое, явление 3
Борис — заботливый брат, который готов терпеть издевательства дяди не только ради собственного благополучия, но и ради обеспеченного будущего любимой сестры.
«Кабы я один, так бы ничего! Я бы бросил все да уехал. А то сестру жаль. Он было и ее выписывал, да матушкины родные не пустили, написали, что больна. Какова бы ей здесь жизнь была — и представить страшно».
Источник: Действие первое, явление 3
Будучи человеком светским, культурным, хорошо воспитанным, Борис никак не может привыкнуть к реалиям провинциального городка.
«…больно трудно мне здесь, без привычки-то. Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак».
Источник: Действие первое, явление 3
«Я здесь ничего не знаю, ни порядков ваших, ни обычаев…»
Источник: Действие третье, сцена 2, явление 2
Борис тяжело принимает своё положение, ему жаль губить свою молодость среди недалёких, невежественных людей.
«А мне, видно, так и загубить свою молодость в этой трущобе. Уж ведь совсем убитый хожу…»
Источник: Действие первое, явление 4
Борис влюбляется в Катерину, но он совсем не рад этому — находясь в тяжёлом, зависимом положении, он не может в полной мере насладиться своим чувством.
«…тут еще дурь в голову лезет! Ну, к чему пристало! Мне ли уж нежности заводить? Загнан, забит, а тут еще сдуру-то влюбляться вздумал. Да в кого? В женщину, с которой даже и поговорить-то никогда не удастся! (Молчание.) К все-таки нейдет она у меня из головы, хоть ты что хочешь. Вот она! Идет с мужем, ну, и свекровь с ними! Ну, не дурак ли я. »
Источник: Действие первое, явление 4
Борис считает себя однолюбом, человеком, способным отвечать за свои слова и поступки.
«Легко сказать — бросить! Тебе это, может быть, все равно; ты одну бросишь, а другую найдешь. А я не могу этого! Уж я коли полюбил…»
Источник: Действие третье, сцена 2, явление 2
«…люблю вас больше всего на свете, больше самого себя!»
Источник: Действие третье, сцена 2, явление 3
Узнав о связи Бориса и Катерины, Дикой немедленно отправляет племянника как можно дальше из Калинова. Борису тяжело бросить Катерину одну в такой непростой ситуации, и всё, о чём он просит, — не мучить несчастную молодую женщину.
«Кабанов. А его, подлеца, в Тяхту, к китайцам. Дядя к знакомому купцу какому-то посылает туда на контору. На три года его туды.
Кулагин. Ну, что же он, сударь?
Кабанов. Мечется тоже, плачет. Накинулись мы давеча на него с дядей, уж ругали, ругали,- молчит. Точно дикий какой сделался. Со мной, говорит, что хотите, делайте, только ее не мучьте! И он к ней тоже жалость имеет».
Источник: Действие пятое, явление 1
Во время расставания с Катериной Борис проявляет себя эгоистичным человеком. Он не готов брать на себя ответственность за дальнейшую судьбу возлюбленной. Куда спокойнее ему оставаться одиноким человеком.
«Борис. Далеко, Катя, в Сибирь.
Катерина. Возьми меня с собой отсюда!
Борис. Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы…»
Источник: Действие пятое, явление 3
«Борис. Что обо мне-то толковать! Я — вольная птица. Ты-то как? Что свекровь-то?»
Источник: Действие пятое, явление 3
Борис искренне жалеет, что завёл роман с замужней женщиной, который обернулся для него большими проблемами.
«Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!»
Источник: Действие пятое, явление 3
Характеристика Бориса другими героями
Идеализирующий портрет
Идеализирующее описание внешности персонажа было распространено начиная со времен фольклора и заканчивая началом 19-го века, когда популярность приобрели романтические произведения. Как правило, такие портреты литературных героев чаще всего встречались в высоком жанре, то есть одах, героических поэмах, трагедиях и т.п. Подобные произведения отражали исторические события, образ жизни правителей и храбрых воинов, героев мифологии, так что писателям было важно акцентировать внимание именно на положительных чертах персонажей.
К примерам идеализирующего портрета в русской литературе можно отнести «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова. Вот как описывается образ красавицы Алены Дмитревны: «..ходит плавно — будто лебедушка… молвит слово – соловей поет…как заря на небе божием».
Лейтмотивный портрет
В литературных произведениях по типу локализации портретные характеристики могут быть экспозиционными и лейтмотивными. Первые более распространены, и представляют собой описание персонажа с первых строк его появления произведения. В свою очередь, в лейтмотивном варианте герой изображается понемногу на протяжении всего произведения. Кроме того, писатель может акцентировать внимание на одних и тех же деталях несколько раз, чтобы они прочно ассоциировались у читателя с описанным персонажем.
Яркий пример лейтмотивного литературного портрета – это многие произведения Льва Николаевича Толстого. В романе-эпопее «Война и мир» автор регулярно упоминает о лучистых глазах княжны Марьи, подчеркивая ее красоту, немного большеватом рте Наташи, обаятельной и живой, любознательной девушки.
С помощью лейтмотивного портрета героя писатель также может описывать его становление личности на протяжении всего времени действия произведения, подчеркивать его изменения в лучшую или худшую сторону. Читатель понимает, что происходит не только с внешним обликом, но и с внутренним миром персонажа.
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Бориса вместе!
Гротескный портрет
Гротескный портрет литературного героя часто встречается в произведениях смехотворного, комедийно-фарсового характера. Отличительная черта такого описания внешности состоит в том, что внимание акцентируется не на духовном, а на материальном начале в самом персонаже. Как правило, в сатирическом портрете человеческое тело подается гротескно, то есть с чрезмерным преувеличением, причудливо комически и нереалистично. Образ персонажа лишен общепринятых идеалов (стройной фигуры, привлекательного выражения глаз, правильных черт лица и т.д.). Часто встречаются слишком большие щеки, носы, животы, преподнесенные словно карикатурно.
Яркий пример гротескного портретного описания – произведение «Дикий помещик» Михаила Салтыкова-Щедрина. Пример видим уже с первых строк: «И был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». С помощью такого гротескного описания внешности героя в литературном произведении автор подчеркивает его внутренние черты. Складывается ощущение, что персонаж не только глуп, но и ленив, не привык к тяжелой работе, предпочитает вести праздную жизнь, наполненную приземленными удовольствиями.
Характеристики персонажей также могут подаваться с помощью приема гротескного параллелизма. Такая черта присуща многим произведениям Гоголя, который постоянно использовал сравнения, размывающие границы между предметами. За счет такого приема эти объекты словно «превращались» друг в друга. Множество подобных описаний присутствует в поэме «Мертвые души». Например: «Черные фраки мелькали и носились врознь и кучами там и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета» и далее: «они влетели… чтобы только показать себя».
Такое необычное портретное описание ассоциирует «жесты» мух с «жестами» мужчин, присутствующих на балу. Складывается ощущение, что это уже не насекомые оказались на балу, чтобы «показать себя», а сами гости явились на званый вечер с этой целью.
Внешность
Борис — молодой человек.
Источник: Действующие лица
Внешний вид Бориса отличается от жителей Калинова. Его одежда модная, скроенная на западный манер.
«Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски».
Источник: Прим. А.Н. Островского.
Идеализирующий портрет
Идеализирующее описание внешности персонажа было распространено начиная со времен фольклора и заканчивая началом 19-го века, когда популярность приобрели романтические произведения. Как правило, такие портреты литературных героев чаще всего встречались в высоком жанре, то есть одах, героических поэмах, трагедиях и т.п. Подобные произведения отражали исторические события, образ жизни правителей и храбрых воинов, героев мифологии, так что писателям было важно акцентировать внимание именно на положительных чертах персонажей.
К примерам идеализирующего портрета в русской литературе можно отнести «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова. Вот как описывается образ красавицы Алены Дмитревны: «..ходит плавно — будто лебедушка… молвит слово – соловей поет…как заря на небе божием».
Воспитание
Родители смогли обеспечить Борису весьма приличное образование и воспитание.
«…молодой человек, порядочно образованный…»
Источник: Действующие лица
«Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион…»
Источник: Действие первое, явление 3
Биография
Борис Григорьевич — молодой человек, племянник Савела Прокофьевича Дикого, одного из самых богатых и влиятельных купцов в провинциальном городе Калинове.
Всю свою жизнь Борис провёл в Москве, вместе с родителями и сестрой. Его семья была дружной, благополучной. Родители делали всё возможное, чтобы дети получили достойное воспитание и образование: Борис обучался в Коммерческой академии, а его сестра — в пансионе. Однако родители скончались во время эпидемии холеры, и Борис с сестрой остались сиротами.
Отец Бориса, несмотря на то, чтобы был родным братом Савела Прокофьевича, имел совершенно иной характер и жизненные ценности. Полюбив девушку из «благородных», он порвал с семьей, которая не смогла принять его выбор и вела себя по отношению к его супруге крайне негативно.
Борис впервые появился в Калинове, в семье дяди, после смерти бабушки по линии отца. В своём завещании старушка распорядилась выплатить часть наследства Борису и его сестре в том случае, если они будут вести себя почтительно по отношению к дяде.
Родные со стороны матери не пустили сестру, сославшись на её слабое здоровье, а Борис был вынужден переехать в дядюшкин дом и оказаться в полной его власти. Он стал работать на Дикого, терпеть его издевательства и унижения в надежде, что он и сестра получат наследство.
Тем временем Борис увлёкся молодой замужней женщиной, Катериной, которая выгодно отличалась на фоне местных женщин не только внешней, но и духовной красотой. Улучив удобный момент, когда супруг Катерины уехал из дома по делам, влюблённые стали тайком встречаться. Однако по возвращении мужа Катерина не смогла долго скрывать свой роман и во всём призналась семье.
Образ Бориса
Борис вобрал в себя много положительных качеств. Это прекрасно воспитанный и образованный молодой человек с большим потенциалом, способный нежно любить, проявлять заботу и внимание по отношению к близким людям.
Нежный, ранимый, интеллигентный, тонко чувствующий красоту, он совершенно не вписывается в привычный мир жителей Калинова. Оказавшись в доме дяди, став заложником ситуации, он совершенно подавлен, угнетён, поскольку не знает, как себя вести с людьми, погрязших в жадности, грубости и невежестве.
Глотком свежего воздуха для Бориса становится любовь к Катерине. Молодая женщина привлекает его своей красотой, утонченностью, интеллигентностью. Борис бросается в эти отношения, словно в омут с головой, не задумываясь, к каким последствиям они могут привести.
В любовной связи с Катериной Борис показывает себя слабовольным, трусливым человеком. Он не готов брать ответственность за любимую женщину, не способен защитить её от нападок остервеневших родственников.
Борис отказывается взять с собой Катерину в Сибирь. По сути, он бросает её на произвол судьбы. Гораздо важнее для Бориса соответствовать всем требованиям деспотичного дяди, чтобы получить заветное наследство. Он не хочет рисковать своим будущим ради Катерины и внутренне жалеет о том, что поддался страсти. В итоге слабоволие и инфантилизм Бориса приводят к трагической развязке — Катарина погибает.
Кулигин
Кулигин считает Бориса хорошим человеком.
«Хороший он человек, сударь».
Источник: Действие пятое, явление 1
Подробная характеристика Кулигина.
Вывод
В пьесе А. Н. Островского «Гроза» Борис является одним из ключевых мужских образов. С его помощью автор раскрывает драму главной героини: в надежде построить новую жизнь с сильным и достойным мужчиной, Катерина глубоко ошибается — Борис является таким же слабохарактерным человеком, как и её супруг Тихон.
В произведении роль героя заключается в том, чтобы продемонстрировать простую истину — противостоять «тёмному царству» должны не только добрые и образованные, но еще и сильные духом личности. Цитатная характеристика Бориса позволит лучше подготовиться к уроку по литературе, кратко составить доклад или написать сочинение на заданную тему.
Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развернутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.
Гротескный портрет
Гротескный портрет литературного героя часто встречается в произведениях смехотворного, комедийно-фарсового характера. Отличительная черта такого описания внешности состоит в том, что внимание акцентируется не на духовном, а на материальном начале в самом персонаже. Как правило, в сатирическом портрете человеческое тело подается гротескно, то есть с чрезмерным преувеличением, причудливо комически и нереалистично. Образ персонажа лишен общепринятых идеалов (стройной фигуры, привлекательного выражения глаз, правильных черт лица и т.д.). Часто встречаются слишком большие щеки, носы, животы, преподнесенные словно карикатурно.
Яркий пример гротескного портретного описания – произведение «Дикий помещик» Михаила Салтыкова-Щедрина. Пример видим уже с первых строк: «И был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». С помощью такого гротескного описания внешности героя в литературном произведении автор подчеркивает его внутренние черты. Складывается ощущение, что персонаж не только глуп, но и ленив, не привык к тяжелой работе, предпочитает вести праздную жизнь, наполненную приземленными удовольствиями.
Характеристики персонажей также могут подаваться с помощью приема гротескного параллелизма. Такая черта присуща многим произведениям Гоголя, который постоянно использовал сравнения, размывающие границы между предметами. За счет такого приема эти объекты словно «превращались» друг в друга. Множество подобных описаний присутствует в поэме «Мертвые души». Например: «Черные фраки мелькали и носились врознь и кучами там и там, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета» и далее: «они влетели… чтобы только показать себя».
Такое необычное портретное описание ассоциирует «жесты» мух с «жестами» мужчин, присутствующих на балу. Складывается ощущение, что это уже не насекомые оказались на балу, чтобы «показать себя», а сами гости явились на званый вечер с этой целью.
Читайте также: