Цитаты о причастии как части речи

Обновлено: 20.09.2024

Тема: Причастие. Общее представление о причастии.

Цели: формирование предметных компетентностей: формировать представление о причастии как особой форме глагола; развивать умение различать причастия и прилагательные; опознавать указанные единицы в тексте, употреблять их в соответствии с нормами речи; способствовать созданию условий для моделирования языковой компетенции учащихся через активизацию их самостоятельной деятельности;

формирование ключевых компетентностей: умения учиться: активизировать познавательную деятельность и критическое мышление школьников; коммуникативных: развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать и обрабатывать информацию, строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в группе с учётом конкретных учебно – познавательных задач, формировать навыки общения в коллективе; культурологических: расширять кругозор школьников.

Тип урока: урок усвоения новых знаний, формирование умений и навыков.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, ноутбук, телевизор.

I. Организационный момент. Психологический настрой.

· создать ситуацию успеха и положительного эмоционального настроя.

II . Актуализация опорных знаний.

· Проверка домашнего задания

· Актуализировать опорные знания учащихся, подготовить мышление учащихся к построению нового способа действий.

· Создание проблемной ситуации. Выполнение задания. На слайде размещены слова, нужно распределить их на группы (по частям речи).

Красивый, смотреть, счастливый, считать, дарить, злой, жилой, вздыхать, горевать, петь, сверкающий, лежащее, засыпанная.

III. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и целей урока.

1. Слово учителя

Слова сверкающий, лежащее, засыпанная вы ошибочно отнесли к прилагательному. И предлагаю поразмышлять над этими словами. Ответьте на вопросы:

- Как вы думаете, почему так получилось?

- Какой вопрос зададим к ним? (вопросы прилагательного)

- От слов какой части речи образованы эти слова? (от глаголов)

- Какой вопрос, похожий на вопрос глагола, можно задать к этому слову? (Что делающий?)

- Итак, сделаем вывод: признаки каких частей речи вместили эти слова? (прилагательного и глагола)

Определение темы и цели урока:

- Как вы думаете, какую проблему нам надо с вами решить? (Определить, что это за часть речи, какие именно признаки прилагательного и глагола совмещает в себе).

IV. Работа над темой урока

1. Слово учителя

Это новая для нас часть речи – причастие. М В.Ломоносов так говорил о причастии:

«Сии глагольные имена служат к сокращению

человеческого слова, заключая в себе имени

и глагола силу »

2. Прием «Верные и неверные утверждения»

Задача учеников - определить, верное или ложное суждение содержится в высказывании.

· Верите ли вы, что причастия своим «внешним видом» похожи на прилагательные?

· Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголами?

· Верите ли вы, что причастия могут быть настоящего и прошедшего времени?

· Верите ли вы, что причастие бывает возвратным?

· Верите ли вы, что причастия не изменяются по родам, падежам и числам?

· Верите ли вы, что есть только действительные причастия?

· Верите ли вы, что причастный оборот на письме всегда выделяется запятыми?

Скажите, легко ли вам было отвечать на эти вопросы? Почему? Великий Сократ сказал: "Я знаю только то, что ничего не знаю. Но я стремлюсь к знаниям" Значит, и нам необходимо узнать всё об этой части речи. Давайте сформулируем цели нашего урока. (учащиеся формулируют цели: знать грамматические признаки причастия; уметь находить причастия в тексте, различать причастия и прилагательные; уметь составлять предложения с причастиями).

Чтобы разрешить все сомнения, предлагаю найти ответы в учебном тексте.

3. Наблюдение над языковым материалом.

Ø Ознакомьтесь с теоретическим материалом учебника по теме урока, сделайте тематические выписки (работа в парах). Упражнение 179, 180.

Ø Просмотр видео урока «Понятие о причастии» с выполнением в нём дополнительных заданий.

4. Работа с учебником: выполнение тренировочных упражнений 181, 182.

5. Работа над развитием связной речи. (раздаточный материал).

ü Переведите текст на русский язык. Перевод запишите.

ü Найдите причастия. Определите признаки глагола и прилагательного в каждом из них.

ü Определите стиль речи. Ответ аргументируйте.

Зранку прокинувся я, засліплений сонцем. Намагаючись відкрити свої очі, відчув його тепло. Двері в кімнату відчинилися, і вбігла моя сестра, дуже радіюча чомусь. Я, не розуміючи що відбувається, встав з ліжка. Вона закричала, визираючи з вікна: «Сніг! На вулиці перший сніг!» Дійсно, це був сніг, тихо падаючий на землю, покриваючий собою все навколо.

(Утр ом проснулся я , ос леплённый солнцем . Пытаясь открыть свои глаза, почувствовал его тепло. Дверь в комнату открылась, и вбежала моя сестра, очень радующаяся чему-то. Я, не понимая что происходит, встал с кровати. Она закричала, выглядывая в окно: «Снег! На улице первый снег!» Действительно, это был снег, тихо падающий на землю, покрывающий собой всё вокруг.)

V. Систематизация и обобщение изученного материала

1. Творческая работа «Наш маршрут»
- Нужно дописать предложения, включив в предложения причастные обороты и объяснив знаки препинания. Помнить, что причастный оборот может занимать разное место по отношению к определяемому слову.

Мы идем по дороге( ). Наш путь лежит мимо памятника ( ).
Рядом с памятником растут елочки( ). Они стоят неподвижно.
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Какую проблему мы обозначили в начале урока? (Что собой представляет причастие как часть речи?)

- Нашли мы ответ на этот вопрос? Что же такое причастие?

(Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию. Мы выяснили, что причастия имеют признаки и глагола, и прилагательного; изменяются по родам, числам, падежам; имеют вид, время, возвратность).

2. Интерактивный приём «Микрофон»

- Как вы понимаете высказывание М.В.Ломоносова, о котором мы упоминали вначале урока: «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени прилагательного и глагола силу?

3. Составить синквей к нашей теме урока «Причастие»

VII. Домашнее задание.

Ø Выучить теоретический материал по теме урока.

Ø Составить ментальную карту по теме «Причастие» (по желанию)

Следующая цитата

В обыденной речи причастия употребляются крайне редко, а вот где нужны пафос, обличительность, торжественность, там без причастия трудно обойтись

1. Обобщённое лексическое значение .

2. Грамматические признаки (значения).

ü Морфологический уровень.

Эта глагольная форма обладает морфологическими признаками глагола и прилагательного.

Причастия прошедшего времени обозначают признак по действию, совершавшемуся в прошлом (Уставший за день водитель сразу же заснул).

К непостоянным признакам причастия относятся признаки прилагательного: род, число, падеж, а также полнота / краткость (обычно страдательные причастия имеют краткую форму)

Синтаксический уровень.

Использование причастий в речи

Лексический уровень.

Соединяя в себе черты прилагательного и глагола, причастие не только образно характеризует предмет, но представляет его признак в динамике: Зарумянившееся лицо ее сияло радостью и решимостью (Л. Т.).

Грамматический уровень.

Морфологические признаки.

Синтаксическая роль.

Причастия позволяют избегать повтора слов:

1. Мы встретили старика, который жил в избе, которая стояла на опушке леса.

2. Мы встретили старика, который жил в избе, стоящей на опушке леса.

Примечание.

Современные поэты и писатели ценят причастия не за их книжный характер, а за то, что в них аккумулируется значительная выразительная энергия русского языка. Изобразительная функция причастий наиболее наглядно проявляется при употреблении их в роли определений: Он [Левин] видел ее воспаленное, то недоумевающее и страдающее, то улыбающееся и успокаивающее его лицо (Л. Т.). Но и сказуемые, выраженные причастиями, тоже могут придавать особенную экспрессивность художественной речи: И ветер в круглое окно вливался влажною струею, - казалось, небо сожжено червонно-дымною зарею (Ахм.).

Шаблоны сочинений о роли причастий в речи.

Вступление.

1. Причастия играют важную роль в речи, делая её более яркой и выразительной. Докажем это утверждение примерами из текста (фамилия и инициалы автора).

2. Причастие играет важную роль в речи. Оно соединяет в себе черты прилагательного и глагола и по этой причине делает высказывание более ярким, выразительным, динамичным. Обратимся к примерам из текста (фамилия и инициалы автора).

Аргументы.

Лексический уровень (лексический аргумент).

Синтаксический уровень (грамматический аргумент).

Морфологический уровень (грамматический аргумент).

Заключение.

1. Итак, причастия придают динамичность и особенную экспрессивность художественной речи. А знание грамматики помогает правильно связать слова в письменном тексте.

2. Итак, причастия придают динамичность и особенную экспрессивность художественной речи. Знание грамматики помогает точно выразить мысли.

Образцы сочинений.

1. Образец.

Причастия играют важную роль в речи, делая её более яркой и выразительной. Докажем это утверждение примерами из текста (фамилия и инициалы автора).

Итак, причастия придают красочность речи. А знание грамматики помогает правильно связать слова в письменном тексте.

(более 70 слов)

2. Образец.

Причастие играет важную роль в речи. Оно соединяет в себе черты прилагательного и глагола и по этой причине делает высказывание более ярким, выразительным, динамичным. Обратимся к примерам из текста (фамилия и инициалы автора).

Итак, причастия придают красочность речи. А знание грамматики помогает правильно связать слова в письменном тексте.

3. Образец.

Причастие играет важную роль в речи. Оно соединяет в себе черты прилагательного и глагола и по этой причине делает высказывание более ярким, выразительным, динамичным. Обратимся к примерам из текста (фамилия и инициалы автора).

Итак, причастия придают динамичность и особенную экспрессивность художественной речи. Знание грамматики помогает точно выразить мысли.

Следующая цитата

В начале урока учителем ставится цель перед ребятами: обобщение и закрепление материала по теме «Причастие». Повторение рассчитано на 1 урок.

В течение месяца на уроках русского языка мы с вами вели разговор о причастии, изучая его, проникая в законы его образования, написания, употребления его с другими частями речи. На этом уроке мы с вами закрепим знания, умения и навыки, полученные при изучении этой части речи.

Перед вами эпиграфы обратимся к первому.

Задание 1 . а) Докажите причастность данной части речи к прилагательному, глаголу.

( это задание даётся для индивидуального выполнения двум учащимся, которые через определённое время делятся с классом результатами своей работы)

б) Из предложений, что им даны, они выписывают причастия и определяют их морфологические признаки, указанные в таблице.

1. Высокий и прекрасный огненный цветок, расцветёт на заре и, поднявшись над утренним
туманом, кажется мне прообразом русского языка, сверкающего своим горячим блеском
над остальными языками мира.

(К. Паустовский)

2. Нет более просветляющего, очищающего душу чувства, как то, которое ощущает
человек при знакомстве с художественным великим произведением.

(М.Е. Салтыков - Щедрин)

Причастие (с определяемым словом)

глагола образовано

Признаки глагола

Признаки прилагательного

2.Работа с классом. Фронтальный опрос теории ( вопросы на листках на партах)

1. Дайте определение причастия.

2.В чем заключается разница между действительными и страдательными причастиями?

3. Что имеют общего и чем различаются полные и краткие причастия?

4.Какими правилами следует руководствоваться при написании гласных в суффиксах – ущ- ющ-, -ащ-. –ящ- В суффиксах –ем- -им-

5. В каких случаях в страдательных причастиях перед одной и двумя буквами н пишется а(я), в каких –е-

6. Сколько букв –н- пишеся в суффиксах полных страдательных причастий?

7. сколько букв –н- пишется в кратких страдательных причастий?

8. Когда пишется одна и две буквы –н- в суффиксах страдательных причастий и прилагательных образованных от глаголов?

9. Расскажите о правописании – не – с причастиями.

10Расскажите о буквах- е- и -ё- после шипящих в суффиксах страдательных причастий.

11. Что такое причастный оборот? Когда на письме он выделяется запятыми?

3. Работа . Оценить роль причастий в нашем языке.

обратимся к высказыванию А.С. Пушкина и попробуем оценить роль причастия в нашем языке. Задание 2: вставить в данные предложения причастия, где это необходимо, определить их синтаксическую роль, выделить корень, окончание, объяснить, изменились ли предложения? Что изменилось?

1. Я наслаждаюсь дуновеньем в лицо мне . (веющей) весны.

2. Всё в . (тающей) дымке: холмы, перелески.

3. И льётся чистая и тёплая лазурь на . (отдыхающее поле).

4. В огромных лужах отразилось небо с . (несущимися) по небу круглыми белыми облаками.

5. . (догорающая)) заря обещает новый жаркий день.

Вывод: КАК ВИДИМ, БЛАГОДАРЯ ПРИЧАСТИЯМ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ СТАНОВЯТСЯ ЯРКИМИ, ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ, ОБРАЗНЫМИ.

Роль причастий в тексте нами определена. Но всегда ли уместно их употребление? Чтобы ответить по этот вопрос, обратимся к следующему тексту. (Зачитывается фельетон из книги Д, Э. Розенталя « Практическая стилистика русского языка»)

Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решёткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся, приставающие к гуляющим, бросающиеся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися.

Задание 4 Насладились ли вы, слушая данный текст? Да, такой текст может вызвать только улыбку. Почему? Уместно ли в данном случае такое изобилие причастий? Как должен выглядеть правильный текст. Отредактируйте.

ВЫВОД: Я ДУМАЮ, ЧТО ВЫ НЕ ПРИНАДЛЕЖИТЕ К ТЕМ, КТО НАРУШАЕТ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В МЕСТАХ ОБЩЕСТВЕННОГО ОТДЫХА, И НАДЕЮСЬ: В БУДУЩЕМ ВЫ НЕ БУДЕТЕ ПОХОДИТЬ НА ТАКОГО БЕЗГРАМОТНОГО ГОРЕ - АДМИНИСТРАТОРА.

- Предлагаю вам следующее задание:

Задание 5

Объяснительный диктант

Задание 4. Объяснить указанные орфограммы и пунктограммы, сделать синтаксический разбор предложения.

Все это: развешанное белье, лестницы с выщербленными ступенями, какие-то деревянные подпорки, крыши, тысячи громоздящихся друг на друга домов- было невероятно живописно.

Предложение простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное, осложнено однородными членами с обобщающим словом. Гр. Основа : Все это… белье, лестницы, подпорки, крыши, тысячи домов было живописно. Однородные подлежащие стоят при обобщающем слове, выражены местоимениями, именами существительными, словосочетанием с числительным.

Сказуемое выражено кратким прилагательным с вспомогательным глаголом. Кроме того, здесь есть определения и обстоятельство.

Задание 6, Написать не с краткими причастиями. Продолжите предложения правого столбика по данному образцу. Объясните правописание не с краткими причастиями.

У аккуратного ученика: У неряхи и лентяя:

1. Книги сложены, карандаш поточен, линейка принесена,

уроки выполнены.

1. Книги не сложены, карандаши не

поточены, линейка . уроки.

2. Волосы причёсаны, зубы вычищены, волосы подстрижены

2. Волосы не причёсаны, зубы . ногти

3. Форма вычищена, пуговицы

застёгнуты, ботинки начищены,

шнурки завязаны

3. Форма . пуговицы . ботинки… шнурки .

Задание 7. У всех на столе есть тексты. Объясните знаки препинания, подчеркните грамматическую основу, найдите причастия, укажите – действительные они или страдательные. Укажите причастный оборот и знаки препинания при нем.

Овеянные пушкинскою славой,

Таинственно притихшие сады.

Как я люблю вид вечно величавый

И в листьях стылые пруды.

В осенней стуже, тишиной объятый,

Гляжу я сквозь узор нагих ветвей

На зябнущие плечи белых статуй,

Мерцающие в сумраке аллей.

Когда - то густолиственную арку

Я вижу облетевшей и сквозной,

И словно вздох проносится по парку

Далёкой замирающей струной.

В. Рождественский

Напишите, в какое время года поэт бродил по парку. Какие образы помогут вам?

Творческое задание 8 . Разгадайте кроссворд.

Задание 9.Работа на знание правил по теме. Сложить пазлы.

Задание 10 Тесты с последующей взаимопроверкой.

ИТОГ УРОКА. На этом уроке мы с вами ещё раз закрепили навыки и умения находить причастия, определять границы причастных оборотов, объяснять условия их обособления, обосновывать орфограммы в причастиях. Я также надеюсь, что тексты, прозвучавшие на уроке, послужат не только учебно-тренировочным материалом, но заставят задуматься о нормах поведения, нравственных критериях, без чего не состояться личности. И ещё раз вы убедились, как красив, мудр и богат наш язык - язык Пушкина, Тургенева, Толстого. Это обязывает нас к бережному отношению к нему.

Следующая цитата

hello_html_772e0791.jpg

Причастие – часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного.

В значении причастия

Глагол и прилагательное

Так приняли участие,

Что оба в нем влиятельны.

Запомните свойство мое обязательное:

Склоняюсь я, как прилагательное,

На все вопросы его отвечаю.

А по значению глагол напоминаю.

Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу.

Причастия… обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет и пр. – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом.

Причастие как часть речи

Сказка для знакомства с причастием

В далекой стране правил в давние времена король Который. Он был настолько горд собою, что всем подданным строго-настрого приказал восхвалять его имя везде и всюду. Даже придворных его звали весьма необычно :который изучает, который рассказывает, который смеется и т.д.

Но и те, кто оставили службу при дворе, не потеряли своих имен: Который бросил, Который ускакал, Который убежал…

Невеселой была жизнь в королевстве, где каждый ребенок был с рождения, который …, каждая крошка – которая…, каждое дитя – которое…

Солнце, которое всходило, цветы, которые расцветали, птицы, которые щебетали, не радовали горожан, которые устали от капризов короля Которого.

И вот однажды случилось чудо: король влюбился в прекрасную принцессу из царства Причастий.

-Я король, который любит.

-Любящий, - поправляла она.

- Я тот, который восхищается вами.

- Восхищающийся, - вторила она.

_Годы, которые мне остались…

-Я хочу посвятить вам.

- Хорошо, - ответила принцесса, - но только пусть каждый житель сам решает, кто он: тот, который верил, или веривший, тот, который знает, или знающий…

Представьте, как обрадовались подданные короля! ( Е.А.Полежаева)

Игра «Причастия»

Учитель бросает ученику мяч и называет глагол. Ученику необходимо образовать причастие. Например: мяч летит – летящий мяч; мяч подпрыгнул – подпрыгнувший мяч.

Необходимо вставить подходящие по смыслу причастия.

Дети гуляли в лесу, …. В километре от их дома. Родители встречали детей, … из санатория. Они шли по дороге, … вдоль реки. Река, … солнцем, была похожа на зеркальную гладь. Листва, … с деревьев, закружилась в вихре и стала подниматься кверху. Дорога, … тонкой лентой по темному хвойному лесу, вела к озеру.

Из какого стихотворения взяты слова:

Родник, … хранимый под сенью зеленых листов; пылающей грудью; … цвели мы, колеблемы вихрем и зноем палимы; коврами покрытые вьюки; прыгал, как барс, пораженный стрелой; песок раскаленный? (Лермонтов «Три сосны»)

Выпишите причастия в один столбик, прилагательные во второй. Проверьте друг у друга по ключу.

Восьмилетний Витя написал письмо своему учителю и подписался: «Любимый и уважаемый ваш ученик В.Петров». Все стали смеяться над ним. Почему подпись вызвала смех окружающих? Как должен подписаться ученик?

Действительные и страдательные причастия

Игра «Найди звезду».

На доске висит карта звездного неба. В каждой звездочке – причастие. Ученикам необходимо найти звезды из Галактики Страдательных причастий (либо из Галактики Действительных причастий).

Используемые причастия: работающий, читавший, несший, лечащий, пылающий, построенный, летящий, покрашенный, убивший, цветущий, сосредоточенный, вылечивший, вылеченный, хранимый, решаемый, испеченный, написанный, писавший, вырастивший, выращенный.

Можно ли образовать действительные причастия настоящего времени от глаголов прочитать, появиться, появляться? Обоснуйте свой ответ.

Эстафета «Конструктор»

Класс делится на 2 команды. Даны глаголы. По одному человеку от каждой команды выходит к доске и образовывает причастие. Затем следующие 2 человека.

1 команде необходимо образовать действительные причастия настоящего времени, 2 – действительные причастия прошедшего времени. Побеждает команда, которая справится с заданием быстрее и лучше.

Можно ли образовать страдательные причастия от глаголов встретить, встретиться? Обоснуйте свой ответ.

Игра «Кто быстрее?»

Образуйте от данных глаголов действительные причастия. Суффиксы обозначьте.

Заниматься, работать, поработать, трудиться, участвовать, планировать, проектировать, приготовить, разработать, экспериментировать, уметь, производить, испытывать, обследовать.

Игра «Кто быстрее?»

Образуйте от данных глаголов страдательные причастия. Суффиксы обозначьте.

Исполнить, совершать, установить, исполнять, показать, проверять, обнаружить, создавать, построить, составлять, сочинить, уничтожать, разрушать.

От некоторых переходных глаголов несовершенного вида нельзя образовать страдательные причастия настоящего времени. Выпишите такие глаголы.

Совершить, работать, трудиться, обслуживать, принимать, открыть, следить, создать, наблюдать, помогать.

гра «Я работаю волшебником»

Предлагаются картинки. Необходимо образовать причастия настоящего времени (превратить, например, шарик, который летит, в летящий шарик). Обозначить суффиксы, объяснить их правописание.

Игра «Я работаю волшебником»

Предлагаются картинки. Необходимо образовать причастия настоящего времени (превратить, например, шарик, который летит, в летящий шарик). Обозначить суффиксы, объяснить их правописание.

Росш…е незабудки у ручья уже зацвели. Пок…завш…ся солнце из-за туч ярко осв…тило лес и поляну. Появивш…ся почки на деревьях говорили о наступивш…й весне.

На пристан… т…лпились ожидающ.. па…ажиры посадк… на катер. Молч…ливо стоят одетые березы и клены л…ствой. Широко разл…ваются нап…лняемые реки талой водой.

Составьте и запишите грамматическую сказку «Капризные гласные, или правописание причастий».

Составьте опорный конспект . «Гласная в суффиксах действительных причастий».

В типографии появилась вакансия на должность корректора. Проверим свои силы? Исправьте ошибки.

Человек, закаливающий с детских лет, всегда здоров и добр. Ребята катались по замерзнувшей реке. Плакат, нарисуемый художником, повесили в классе. Хорошая книга – это подарок, завещавший автором человеческому роду. Здесь сохранились остатки леса эпохи палеолита, окаменевшего под воздействием лавы и пепла вулкана, извергающегося сорок миллионов лет назад.

Грамматическое домино.

Дети вытягивают карточки. Необходимо заменить действительные причастия страдательными. Объяснить правописание их суффиксов.

Ученик, возвращающий книгу. Воды, омывающие остров. Хирург, оперирующий больного. Учитель, исправляющий ошибки. Тучи, покрывающие небо. Солнце, освещающее землю. Дети, украшающие елку. Дети, украсившие елку. Повар, приготовивший обед. Архитектор, спроектировавший дом. Художник, нарисовавший картину. Фотограф, проявивший пленку. Режиссер, поставивший спектакль. Хлебороб, вырастивший хлеб.

Среди карточек попадаются такие, в которых записано только деепричастие. Необходимо ученику самому не только заменить его страдательным причастием, но и составить с этим словом предложение.

Читающий, пишущий, покрывающий, рисующий.

Лото « Образуй действительное причастие настоящего времени»

Глаза, которые сияют, лицо, которое улыбается, ученик, который отвечает, голос, который дрожит, волосы, которые седеют, улыбка, которая чарует, вихры, которые торчат, картина, которая висит, парта, которая стоит, ученик, который читает, девочка, которая пишет, цветок, который сохнет.

Правописание –н-, -нн- в причастиях

и отглагольных прилагательных

От чего зависит выбор гласной перед двумя буквами н в данных причастиях?

Составьте и запишите с данными словами словосочетания.

Игра «Кулинар»

В красочном конверте лежат картинки продуктов, на обратной стороне записаны наречия с пропущенными буквами. Ребята вытягивают картинки(выясняют содержимое холодильника), записывают причастия, вставляя н или нн (По Полежаевой Е.А.) затем составляют с другом рецепт из предложенных продуктов (необязательно использовать все продукты).

Смета…ый крем; запече…ый в духовке; украше…ый фруктами; в виде плете…ой корзинки; нареза…ое кубиками; моче…ое яблоко; смеша…ое с творогом; очище…ое яблоко; мороже…ая рыба; перемеша…ая со сливками; выраще…ая собстве…ыми руками; купле…ая на ярмарке; посыпа…ый торт; обезжире…ое молоко; некипяче…ое молоко; клюкве…ое мороже…ое; посыпа…ое шоколадом; сваре…ый по-турецки; свежеприготовле…ый сок; разбавле…ый молоком; привезе…ый из-за границы; чище…ый овощ; реза…ый кубиками; нареза…ый соломкой; варе…ый в кури…ом бульоне; реза…ый лук; суше…ый кальмар; туше…ый в сметане; смеша…ый с измельче…ым зеле…ым луком; ошпаре…ый кипятком; шинкова..ая капуста; туше…ая с мясом каша.

Смета…ый крем; запече…ый в духовке; украше…ый фруктами; в виде плете…ой корзинки; нареза…ое кубиками; моче…ое яблоко; смеша…ое с творогом; очище…ое яблоко; мороже…ая рыба; перемеша…ая со сливками; выраще…ая собстве…ыми руками; купле…ая на ярмарке; посыпа…ый торт; обезжире…ое молоко; некипяче…ое молоко; клюкве…ое мороже…ое; посыпа…ое шоколадом; сваре…ый по-турецки; свежеприготовле…ый сок; разбавле…ый молоком; привезе…ый из-за границы; чище…ый овощ; реза…ый кубиками; нареза…ый соломкой; варе…ый в кури…ом бульоне; реза…ый лук; суше…ый кальмар; туше…ый в сметане; смеша…ый с измельче…ым зеле…ым луком; ошпаре…ый кипятком; шинкова..ая капуста; туше…ая с мясом каша.

кваше…ая в бочке, солее…ая,приправле…ая майонезом, посече…ая. Жаре…ая в топле…ом масле, варе…ая в подсоле…ой воде, реза…ая дли…ыми полосками. Маринова…ый, свежемороже…ый, зеле…ый, консервирова…ый, варе…ый и толчее…ый . Фарширова…ая грибами, обваля…ая в кокосовой стружке, сильно перче…ая, варе…ая в бульоне, жаре…ая, несоле…ая . Маринова…ый, чие…ый, рубле…ый, смеша…ый с петрушкой, мелкокроше…ый, высуше…ый. Предварительно замоче…ый, обжаре…ый до прозрачности, смеша…ый с рубле…ым мясом, перче…ый, но недосоле…ый. Нареза…ый дольками, фарширова…ый мясом, приправле…ый майонезом, нереза…ый, только что сорва…ый, малосоле…ый . Варе…ая, консервирова…ая, жаре…ая на масле, запече…ая на костре, посоле…ая, варе…ая в кастрюльке. Реза…ый кружочками, посыпа…ый рубле…ым зеле…ым луком, солее…ый, туше…ый с морковью.

Консервирова…ый, реза…ый кубиками, облитый смета…ым кремом, посыпа…ый дробле…ым орехом, красиво разложе…ый.

Суше…ый, реза…ый, заправле…ый сгуще…ым молоком, смеша…ый с лимо…ыми дольками.

Очище…ый, разреза…ый, привезе…ый из-за границы, выдавле…ый, предложе…ый на десерт, смеша…ый с мандарином.

Свежемороже…ая, посыпа…ая сахаром, варе…ая, консервирова…ая, использова…ая в качестве украшения для слое…ого пирожного.

Чище…ая, реза…ая дольками, сорва…ая с дерева, пода…ая с мороже…ым, съеде…ая.

Обезжире…ый, витаминизирова…ый, охлажде…ый, клюкве…ый, приготовле…ый по особому рецепту, разрекламирова…ый

Читайте также: