Пугачев характеристика с цитатами

Обновлено: 10.11.2024

Тип занятия- урок комплексного применения знаний.

1. Образовательная - способствовать формированию понятия "художественный образ", определить образ Емельяна Пугачёва как натуру противоречивую, неоднозначную.

2. Развивающая – развивать умение работать с различными источниками информации и устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач.

3. Воспитательная - способствовать пониманию учениками таких нравственных категорий, как "честь", "милость", "добро", "благородство".

Методы обучения: проблемный, исследовательский, личностно – ориентированный.

Педагогические технологии: проблемное обучение, метод проектов, компьютерные технологии.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения:

1. А.С.Пушкин "Капитанская дочка".

9. Презентация "Противоречивый образ Пугачева в повести А.С. Пушкина»

I . Организационный момент.

- Сегодня, ребята, у нас необычный урок – урок литературы и истории одновременно, потому что речь пойдет об исторической личности и одном из героев романа А.С.Пуш- кина «Капитанская дочка», а именно о Емельяне Пугачеве - предводителе крестьянского восстания 1773 – 1775 гг.

II . Мотивация и целеполагание.

Пушкин изображает Пугачёва как талантливого, смелого руководителя крестьянского восстания; подчёркивает его ум, сметливость, храбрость, гуманность, связь с народом.

Все эти черты дают нам облик подлинного Пугачёва (С.М.Петров ).

Пугачёв - изверг, вне законов рождённый, ибо в естестве его не было и малейшей меры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение отличают (В.Б. Броневский ).

-Прочитайте высказывания критика-литературоведа С. Петрова и польского поэта В. Броневского. Какой образ, на ваш взгляд, соответствует тому, который вы увидели в повести А.С. Пушкина?

- Действительно Емельян Пугачев – натура неоднозначная, личность-загадка. Запишите тему урока, вставив пропущенное слово: «… образ Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

- Сформулируйте задачи урока.

Мы должны научиться на уроке:

видеть и оценивать смысл и знание художественных деталей, портретных зарисовок

диалогов, композиции произведения в целом;

показывать историческую обоснованность и психологическую точность характеристики Пугачёва;

понимать замысел создания противоречивого образа Пугачёва.

III . Актуализация знаний.

- А чем отличается художественный образ от исторического?

- Назовите приемы создания художественного образа в литературе.

(схема: приемы создания образа (портрет, речь, поступки, пейзаж, интерьер, хронотоп, психологический анализ, прямая авторская характеристика, характеристика другими персонажами, художественная деталь, прототип).

- Сегодня, работая над образом Емельяна Пугачева, мы остановимся на трех, наиболее ярко отражающих тему урока: портрет, речь, хронотоп.

Портрет . Литературоведы отмечает, что с Пугачевым происходят метаморфозы, он предстает перед читателем в различных образах. Докажите примерами из текста.

Дома вы заполняли таблицу-характеристику Емельяна Пугачева. Каким он предстает в разных главах?

Проверка Д/З (работа с таблицей)

Хладнокровный, сметливый, черная борода, сверкающие глаза.

«Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показалась проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары».

«Между ими на белом коне ехал человек в красном кафтане, с обнаженной саблею в руке: это был сам Пугачев».

«Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо».

Прямо взглянул, мрачно нахмурился, протянул жилистую руку.

VIII гл. «Незваный гость»

«Пугачев на первом месте сидел, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого»

Смотрел пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости.

XI гл. «Мятежная слобода»

«Пугачев сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбоченясь».

«…он был одет по-дорожному, в шубе и в киргизской шапке».

«Лицо самозванца изобразило довольное самолюбие».

«Хвастливость разбойника показалась мне забавна».

Взглянул грозно, смягчился, устремил огненные свои глаза, лицо омрачилось, сказал смеясь.

«Мы расстались дружески. Пугачев, увидя в толпе Акулину Памфиловну, погрозил пальцем и мигнул значительно; потом сел в кибитку, велел ехать в Берду, и когда лошади тронулись, то он еще раз высунулся из кибитки и закричал мне: «Прощайте, ваше благородие! Авось увидимся когда-нибудь».

Соотнесите трансформацию образа с главой произведения (проводник, предводитель, царь, самозванец, Человек).

Таким увидел Емельяна Пугачева А.С. Пушкин, но и художники не могли оставаться равнодушными и неоднократно изображали предводителя восстания. Сегодня мы

расскажем вам историю одного портрета.

Р абота с иллюстрацией

В Историческом музее Москвы хранится портрет Емельяна Ивановича Пугачева, написанный неизвестным художником . Сравнительно недавно реставраторы обнаружили, что он написан поверх другого портрета. Когда же частично был снят

наружный красочный слой, то обнаружилось, что портрет написан на холсте, изображавшем императрицу Екатерину II . Пытаясь восстановить историю двойного портрета . Писательница О. Чайковская отмечала : «Легко представить себе, что этот большой царский портрет висел в каком-нибудь официальном учреждении, сюда ворвались восставшие, сорвали его со стены, в нескольких местах проткнули, но потом кто-то сообразил, что такому добротному холсту грех пропадать. И может быть, тут же возникла идея поверх портрета императрицы написать портрет мужицкого царя. Холст зачинили, обрезали по краям - и он стал основой для единственного подлинного пугачевского портрета (если не считать того, где Пугачев изображен уже пленным, в цепях).

Вопросы и задания:

1. Разделяете ли вы точку зрения О. Чайковской, которая утверждает: «Этот «двойной» портрет являет собой как бы сопоставление двух царей (тем более что одним замазали другого - это значит, что в народном сознании один другого уже победил)?

2. Сопоставьте словесный портрет Пугачева в «Капитанской дочке» с изображением крестьянского вождя на портрете, выполненном, возможно, с натуры неизвестным художником? Что объединяет литературный и живописный портрет? Подкрепите свою точку зрения цитатами из «Капитанской дочки».

3. Что общего вы находите в отношении к Пугачеву автора и рассказчика в «Капитанской дочке» и художника, создавшего столь необычный портрет? В чем вы видите различие в отношении к Пугачеву автора повести и автора живописного портрета?

(Неизвестному художнику удалось передать на портрете сильный, грозный характер Пугuчева).

- С целью увидеть особенности речи Пугачева обратимся к тексту.

Карточка с избранными репликами Пугачёва.

Хозяин вынул из ставца штоф и стакан, подошел к нему и, взглянув ему в лицо: «Эхе. ­ сказал он, - опять ты в нашем краю! Отколе бог принес ?» Вожатый мой мигнул значительно и отвечал поговоркою: «В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком - да мимо. Ну, а что ваши?»

- Да что наши! - отвечал хозяин, продолжая иносказательный разговор. - Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте.

«Молчи, дядя, - возразил мой бродяга, - будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит. Ваше благородие! за ваше здоровье!» При сих словах он взял стакан, перекрестился и выпил одним духом. Потом поклонился мне и воротился на полати.

- Это, старинушка, уж не твоя печаль, - сказал мой бродяга, - пропью ли я ИЛИ нет. Его благородие мне жалует шубу со своего плеча: его на то барская воля, а твое холопье дело не спорить и слушаться.

Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей».

1.Найдите в предложенных отрывках:

- народные пословицы и поговорки;

- слова высокой лексики.

2. Как характеризует автор речь героя?

- Мастерство писателя проявляется в его умении владеть словом: речь каждого героя Пушкина индивидуальна и содержит в себе черты характера героя. Л.Н. Толстой: «…тем удивителен Пушкин, что в нем нельзя ни одного слова заменить. И не только нельзя слова отнять, но и прибавить нельзя. Лучше не может быть, чем он сказал».

- Концепция времени и пространства в художественном произведении также служит для создания литературного образа.

- Кто ввел термин хронотоп в литературоведение? ( Михаил Михайлович Бахтин)

- Мир повстанцев противостоит миру дворян. Это два художественных мира, каждому из которых соответствует свой хронотоп .

VI. Индивидуальное задание.

Мир дворянства и мир восставших крестьян существуют изолированно друг от друга. Эта изоляция, локальность выражается в том, что каждому из миров "присвоено" своё время года: дворянскому - осень, повстанческому - зима.

в начале повести мы знакомимся с семьёй Гринёва осенью: "Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки. Батюшка у окна читал Придворный календарь, ежегодно им получаемый". Время года прямо указано: это начало осени.

в главе "Поединок" дуэль Швабрина с Гринёвым в Белогорской крепости происходит тоже осенью: "Я тотчас отправился к Ивану Игнатьичу и застал его с иголкой в руках; по препоручению комендантши он нанизывал грибы для сушения на зиму"; "На другой день в назначенное время я стоял уже за скирдами, ожидая своего противника".

После взятия Белогорской крепости Гринёв едет к генералу и застаёт его в осеннем саду: "Я застал его в саду. Он осматривал яблони, обнажённые дыханием осени, и с помошью старого садовника бережно укутывал тёплой соломой". Время года прямо указано - осень.

Вспомним другую сцену. Маша едет выручать Петрушу к Екатерине 11. "На другой день рано утром Мария Ивановна проснулась, оделась и тихонько пошла в сад. Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени".

Мир дворянства и мир восставших крестьян существуют изолированно друг от друга. Эта изоляция, локальность выражается в том, что каждому из миров “присвоено” своё время года: дворянскому – осень, повстанческому – зима.

C появлением Пугачёва в повести наступает зима. Первая встреча с Пугачёвым происходит через день, проведённый в Симбирске, когда Петруша попадает в буран: “Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевлённым; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом – и скоро стали”.

Вторая встреча с Пугачёвым происходит через несколько месяцев в крепости, и описана она в главе “Незваный гость”: “Я оставил Пугачёва и вышел на улицу. Ночь была тихая и морозная. Месяц и звёзды ярко сияли, освещая площадь и виселицу”.

В одиннадцатой главе – “Мятежная слобода” – описано, как Гринёв едет на встречу с Пугачёвым. “Кибитка летела по гладкому зимнему пути. ”; “Путь мой шёл мимо Бердской слободы, пристанища пугачёвского . Прямая дорога занесена была снегом”.

В повести замечаем странные для реального времени и пространства явления: герой стремительно перемещается во времени и пространстве. В жизни подобные перемещения во времени и пространстве невозможны. Таким образом, художественное пространство и художественное время в повести “Капитанская дочка” обладают следующими свойствами:

-Локальностью, ограниченностью. Обе группы героев повести существуют в своём, особом художественном пространстве.

-Художественному пространству каждой группы принадлежит своё художественное время. Оно неизменно, постоянно, что является признаком мифологического хронотопа.

-Художественное пространство и художественное время в повести “Капитанская дочка” способны сжиматься, поэтому перемещения героя так стремительны.

- Все герои повести “Капитанская дочка” живут в определённом пространстве, являются героями замкнутого пространства. Лишь главный герой, Пётр Гринёв, способен находиться в обоих мирах, осваивая ещё один тип пространства – линеарное, то есть дорогу. Особенность этого пространства в том, что по нему имеет право двигаться только один герой (Гринёв), причём в обоих направлениях: из дворянского в повстанческий (из осени в зиму) и наоборот.

- Раскройте особенности художественного образа Емельяна Пугачева в концепции времени и пространства.

Мир повстанцев – зима (дорога, занесенная снегом).

Время способно сжиматься – перемещение героев стремительно – перевоплощение также стремительно.

VII . Синквейн.

- Итак, мы рассмотрели с вами лишь некоторые приемы создания художественногообраза, но они, несомненно, позволяют увидеть образ главного героя.Отразите ваши впечатления в синквейне на тему «Пугачёв».

VIII. Выводы:

1. Характер Пугачева противоречивый.

2. В "Капитанской дочке" в Пугачеве-разбойнике "одолевает человек": способен проявить милость и благодарность; способен оценить честь и мужество про.тивника.

Пушкинский Пугачев - человек, в душе которого живут буйные силы: огненный темперамент, яростная ненависть к врагам, неисчерпаемая энергия, властность. жестокость. Но облик Пугачева не был бы так притягателен, если бы Пушкин не открыл в нем и художественно не воплотил другую сторону его личности: доброту, доверчивость . откровенность, ПОЭТИЧНОСТЬ , веселость .

Домашнее задание .

1.Проанализировать приемы создания образа Е. Пугачева по следующим вариантам:

1 вариант: поступки, художественная деталь.

II вариант: характеристика (авторская, данная другими персонажами, самохарактеристика)

III вариант: интерьер, пейзаж.

2. Письменный ответ на вопрос: «Каким я представляю себе Емельяна Пугачева после прочтения повести «Капитанская дочка»?

Список литературы.

Коровина В.Я. Литература: 8 кл.: Методические советы. - М. «Просвещение», 2007.

Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. – М. «Вако»,2007

Турьянская Б.И., Комисарова Е.В. Литература в 8 классе. Урок за уроком. М. «Русское слово», 2002.

Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе. – М.: «Экзамен», 2005.

Лейфман И.М.. Карточки для дифференцированного контроля знаний. – М. «Материк Альфа», 2005.

Фадеева Т. М. Дидактические материалы по литературе 8 класс. – М. «Экзамен», 2006.

Олейникова Н.С. Русские писатели-классики. Анализ произведений школьной программы. - Минск: «Экоперспектива, 2004.

Демиденко Е. Л., Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы., - М.: Дрофа, 2003.

Следующая цитата

Крестьянская война 1773-1774 годов, именуемая Пугачевщиной, вызывает у историков множество споров. Александр Пушкин обратился к ней в своем произведении, представляя читателю собственное видение истории.

Характеристика и образ Пугачева в повести «Капитанская дочка» поможет сделать каждому определенные выводы относительно хода исторических событий.

Твердость характера. Свобода превыше всего.

С предводителем крестьянского восстания читатель впервые встретится, когда Пугачёв поможет Гриневу со старым слугою добраться до постоялого двора. Станет ясно, это уверенный в собственных силах человек. Он хочет и может повелевать людьми. Доказательством является его поведение, когда он указывал ямщику, куда повернуть и как ехать.

«Сметливость его и тонкость чутья» удивили путников. Он предположил, что люди близко, по едва уловимому запаху дыма, и не ошибся. Данный факт говорит о его способности находить выход из сложной ситуации, о свободолюбивой хватке. Он не стал ожидать среди поля, повезет ли ему выбраться после бурана. Смельчак решил рискнуть.

Не скупится на слова благодарности Петру. Называет его Ваше благородие. Подобные фразы абсолютно не значат, что он льстец, скорее наоборот. Пугачев предпочитает говорить правду в глаза. Савельичу он открыто сказал, чтобы старик помалкивал, когда Петр решал, чем же отблагодарить вожатого за спасение из снежного плена.

Казак или царь Петр III

Пугачев намекает, что является казаком. «Чай не наше казацкое питье», говорил бунтарь Гриневу, прося более крепкого напитка.

В письме, полученном Иваном Кузьмичом, указывалось, что из-под стражи сбежал настоящий раскольник, донской казак Емельян Пугачев. «Окрестил себя именем покойного царя Петра III. Собрал огромную банду, состоявшую из крестьян, каторжников, воров и убийц. Произвел возмущение в Яицких селениях, и уже взял и разорил несколько крепостей, производя грабежи, смертные убийства».

Он часто говорит о любви к независимости. «Бог весть. Улица моя тесна; воли мне мало». Сравнивает себя с вольным орлом, который по сравнению с вороном, живет мало, но пьет свежую кровь, а не питается падалью.

Далее в его планы входит Оренбург. Когда он отпускает туда Гринева, то просит передать властям, чтобы ждали его, и сдались с послушанием без боя, иначе им не избежать лютого наказания. А после, намерен замахнуться на Москву.

Внешность Емельяна Пугачева

Гринев часто обращал внимание на его глаза. Они сразу же выдавали море эмоций. То смотрели с усмешкою, то с сожалением, а иногда и с непритворным самодовольствием от своих поступков. «Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Два сверкающих глаза, они так и бегали. В густой черной бороде уже просматривалась проседь. Волоса были обстрижены в кружок».

Предположительно, ему было около 40 лет. Телосложение имел худощавое, был широкоплеч. Когда Петя отдал ему свой заячий тулупчик, то Савельич заметил, что на его «плечища» он будет мал. Черты его лица не отталкивали, а даже чем-то привлекали. В них не чувствовалась злость, жестокость.

Слабости (одежда, еда, алкоголь, развлечения)

Несмотря на то, что Пугачев считал себя защитником крестьян от помещиков, от их несправедливости, сам был падок к легкой наживе, деньгам, красивым одеждам. Когда появился на территории Белогородской крепости, был одет нарядно, в дорогие вещи. «На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями надвинута на его сверкающие глаза». А после того, как занял комендантский дом, предпочел попариться в бане, поесть дорогой пищи.

Жестокость и добродетель в одной душе.

Не церемонился с теми, кого считал врагами простых людей, не желавших покориться ему, и не признавших его царскую, как он считал, власть. Сподвижники понимают его моментально, уважают и считаются с его мнением. Становится видно, что они побаиваются его, называют батюшкой, великим государем. Емельян не глуп, он прекрасно понимает, что если от его жизни будет зависеть свобода разбойников, то они обязательно предадут его.

После того, как Иван Кузьмич обозвал его самозванцем и мятежником, он только взмахнул белым платком, как помощники уже поняли приказ. Коменданта тот час же убили. Не пожалел и старушку Василису Егоровну. А вот Гринева помиловал, аргументируя тем, что не забывает добра. Ведь Петр не оставил его без благодарности, когда тот спас ему жизнь, не дав замерзнуть в поле. «То ли еще увидишь! Так ли еще тебя пожалую, когда получу свое государство!».

Когда Петр скажет, что не может дать обещание служить ему, Пугачев не рассердится. Он поможет ему забрать из плена Марию, отпустит влюбленных на свободу.

Образование донского атамана

Пугачев не умел писать и читать. Документы, пропуск Гриневу подписывал неразборчивыми «каракульками». А когда ему подносили бумаги, то долго смотрел на них, крутил в руках, а после говорил, что все непонятно, и требовал оберсекретаря.

Речи его просты, абсолютно лишены сложных конструкций, изречений. Часто употребляет пословицы, поговорки, обращается к фольклору, рассказывает легенды.

Бунтарь и его цели

Мятежнику верили многие люди. К его армии присоединялись со всех уголков России не только разбойники, но и обычные крестьяне. Под Оренбургом князь Голицын разгромил Пугачевское войско. Предводителю удалось бежать в Сибирь. Там он собрал новые банды, разорял крепости, двинулся на Казань, а вскоре планировал идти на Москву. Задуманного сделать не удалось. Он был пойман и казнен. Война закончилась.

Следующая цитата

После интенсивного трехдневного лечения (прикладывания к ногам легкого барана) казак отправился в Таганрог к сестре Феодосии и ее мужу Симону Павлову, проходящему в городе службу. В разговоре с зятем Пугачев выяснил, что он и товарищи службой недовольны: казаков поставили в положение солдат, сверху устанавливают свою власть вместо выборной вольными казаками. Всерьез обсуждалась возможность побега в Терское семейное войско. Пугачев вызвался не только помочь, но и бежать с ними. Феодосия взяла на себя и детей паспорт для поездки в Зимовейскую и уехала с братом. Ее муж с товарищами должны были уехать через неделю, но в итоге догнали первых беглецов уже через 5 дней. По прибытии в Зимовейскую станицу казаки укрылись в степи, а Емельян объявил жене о желании бежать. Жене Софье удалось уговорить мужа остаться: тот пообещал Симону, что переправит его с товарищами через Дон, а после вернется.

По возвращении Емельян еще месяц провел дома на лечении.

Обвинения и побег

Симон с друзьями не смогли убежать: они проплутали несколько недель, вернулись на станицу Зимовейская и сдались. На допросе казаки указали на Емельяна как на подсобника, упомянули и о его желании бежать с ними. Их отправили в Черкесск для дальнейшего разбирательства. Прознав об обвинении, Пугачев решил прийти к следствию и рассказать свою версию событий. Однако он не успел: арестованные уже сообщили, что идея побега исходила от Емельяна. Поняв, что ему несдобровать, Пугачев бежал из станицы и несколько недель скрывался в окрестностях. 23 декабря он решил бежать окончательно, простился с семьей и отправился на Терек. В середине января 1772 г. он прибыл в станицу Ищерская. Никаких подозрений Емельян не вызвал и остался жить там. Однако его служба была недолгой. Недовольные своим содержанием донские и волжские казаки, насильно переселенные на Терскую линию, в феврале отправили делегацию с жалобой в Военную коллегию. Главным выбран был активно желающий этого Емельян: в феврале он отправился в дорогу, но был задержан, сознался в побеге с Дона и бежал из-под стражи.

Вернувшись домой, он тайно встретился с женой. Последняя, решив, что бесконечные побеги только усугубляют положение мужа, тайно сдала его властям. По пути в Черкесск арестант вновь бежал.
На этот раз он остановился в поселении раскольников на берегу реки Койсухи. По совету местного жителя Емельян отправился в старообрядческую слободу Ветку для получения паспорта и направления в Малыковскую волость на реке Волге (ныне Вольск). Дорога заняла много времени, на место Пугачев прибыл только в ноябре 1772 г.

Яицкое восстание и последствия

Казачье восстание в Яицке длилось всего полгода — с января по июнь 1772 года. До этого момента местные казаки пользовались относительной свободой и вольностью. Екатерина II стремилась лишить их ее, что и вызвало недовольство последних:
  1. Был введен запрет на самостоятельный выбор атаманам и старшин.
  2. Удлинились сроки военной службы.
  3. Были введены монополии на ловлю рыбы и продажу соли (получаемые доходы были основными для местных казаков).
  4. Военная коллегия отказалась поставлять порох и свинец. Вместо них предлагалось использовать готовые снаряды, которые не подходили к разнокалиберному оружию казаков.
Восстание было подавлено, часть казаков убежала, остальные были наказаны. Несмотря на смягчение наказания, оно все еще оставалось жестоким: например, назначенные штрафы были слишком высоки, из-за чего многие семьи разорились. Это привело к недовольству императрицей и мечтам о возвращении доброго царя Петра III.

Первые шаги самозванца

Историки не могут точно сказать, что стало для Емельяна Пугачева поводом выдавать себя за императора Петра Федоровича. Даже сам самозванец постоянно менял показания: то идея присвоить имя монарха была только его, то ее подсказал настоятель скита Введения Богородицы Филарет. Большинство считает, что появление идеи было спонтанным во время поездки в 1772 году в Яицкий городок. В Яицк Пугачев с крестьянином Филипповым отправился через несколько дней после прибытия в Малыково. В городе легко улавливалось общее настроение: шли суды, жители были крайне недовольны решениями. В дороге Емельян несколько раз рассказывал о том, что является настоящим, спасшимся императором Петром III и скоро вернется.

По дороге обратно Филиппов отстал, а Пугачев вскоре был арестован по его доносу. Самозванца отправили в Симбирск для проведения следствия. После вынесения приговора арестант сбежал и в августе 1773 года вернулся в Яицк.

Хронология восстания

Сразу после тайного прибытия Емельяна Ивановича в город поползли слухи о возвращении императора: нескольким лицам он тайно показывал особые «царские знаки» — шрамы на груди, многие жители сами стремились попасть к самозванцу, чтобы просить справедливости. Самозванцем были оставлены воззвания, которые он, будучи неграмотным, не подписывал. Помимо казаков подтягивались недовольные крепостные крестьяне, рабочие фабрик и представители малых народов.

Примечательно, что первоначальный план заключался в правильном и справедливом устроении казацкого общества. Но точного плана действий у самозванца или его команды не было. Вечером 16 сентября 1773 г. возле Бударинского форпоста собралось более 40 казаков под предводительством самозванца, служилых и других восставших. Был зачитан указ «императора Петра III», и на следующий день войско выступило в сторону Яицкого городка. 17 сентября повстанцев, двинувшихся в поход, было уже 60 человек, 18 сентября — более 200. Однако захватить Яицк они не смогли и направились вверх по реке Яик (Урал). Первой победой стал Илецкий город, покорившийся уже 20 сентября. Ниже кратко представлены этапы Пугачевщины:

  1. Сентябрь 1773 г. — март 1774 г.: в войско самозванца активно вливаются новые силы, города и крепости покоряются ему (часто без боя), восстание набирает силы. После неудачной попытки захватить Оренбург последовало поражение под Татищевской крепостью и побег Емельяна Пугачева.
  2. Апрель 1774 г. — июль 1774 г.: Пугачев вернулся и быстро собрал новую армию. Он снял осаду с Оренбурга и двинулся на восток, в армию влились уральские рабочие. После взятия Казани восставшие вновь разбиты, Емельян бежал на правый берег Волги.
  3. Август 1774 г. — сентябрь 1774 г.: несмотря на поражения, народ продолжает верить самозванцу и собирается в армию, города сдают без боя. Емельян Пугачев подходит близко к Москве и поворачивает на юг, желая пополнить армию казаками. Последние, впрочем, остались верны императрице Екатерине. В августе повстанцы вновь разбиты, Емельян бежал. В то же время заключается мир с Османской империей, и Екатерина бросает освободившуюся армию на борьбу с восставшими.
  4. Сентябрь 1774 г. — январь 1775 г.: в начале сентября соратники Пугачева предали его, связали и передали властям, желая таким образом заслужить прощение.

Началось следствие, которое проводил генерал-поручик Суворов. В это время были нарисованы знаменитые картины — Симбирские портреты Пугачева, а также дано точное описание Пугачева. Следствие длилось 4 месяца. Самозванцу был вынесен смертный приговор. 21 января 1775 года на Болотной площади в Москве Емельян Пугачев был казнен. Сподвижники также были наказаны. В отдельных городах Башкирии и Поволжья движение продолжалось до конца года. Историческая справка с характеристикой Емельяна Пугачева описывает его, как противоречивого руководителя. Его сложно назвать талантливым вождем или хорошим народным предводителем. Многие упоминают о зверствах, например, о жестоких казнях, и его сентиментальности. Один из известных фактов в истории: разговор с академиком Рычковым, сына которого убил пугачевец. В итоге разговора оба собеседника заплакали.

Итоги борьбы

Никаких особых результатов Крестьянская война не принесла: императрица продолжила вести выбранную политику, Запорожская Сеча, остававшаяся к тому времени свободной, была упразднена, а положение крестьян и рабочих не улучшилось. Однако правительство было вынуждено все же обратить внимание на проблемы низов. Что проявилось в долгосрочной перспективе — попытки перестроить общество вылились в отмену крепостного права, хоть и почти через столетие.

Следующая цитата

создать условия для работы по формированию понятия "художественный образ", выявлению характерных особенностей Емельяна Пугачёва как натуры противоречивой, неоднозначной; развитию навыка анализа текста, выразительного чтения и пересказа; развивать умение самостоятельно работать с различными источниками информации и устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач.

Оборудование : портрет Пугачева, таблица, раздаточный материал.

1. Организационный момент. Учащие распределяются в свободные группы.
2. Работа по формированию темы и целей урока.

История и литература в творчестве А.С. Пушкина зачастую тесно связаны. Рядом с вымышленными героями стоит историческая личность, противоречивая и неоднозначная. О ком пойдет речь на уроке? (О Емельяне Пугачеве – предводителе крестьянского восстания 1773 – 1775 гг.).

Прочитайте высказывания критика-литературоведа С. Петрова и польского поэта В. Броневского. Ответьте на вопрос. Сформулируйте тему и цели урока, запишите в тетрадь.

Пушкин изображает Пугачёва как талантливого, смелого руководителя крестьянского восстания; подчёркивает его ум, сметливость, храбрость, гуманность, связь с народом. Все эти черты дают нам облик подлинного Пугачёва. (С.М. Петров)

Пугачёв - изверг, вне законов рождённый, ибо в естестве его не было и малейшей меры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение отличают. (В.Б. Броневский)

1. Какой образ, на ваш взгляд, соответствует тому, который вы увидели в повести А.С. Пушкина? (Подходит и первое, и второе высказывание, так как в разных ситуациях, с разными людьми Пугачев ведет себя по-разному. Можно сказать, что герой – натура неоднозначная, личность – загадка). Тема урока «Образ Емельяна Пугачева».

Цели урока: создание психологической характеристики Пугачева; при помощи художественных деталей, портретных зарисовок, диалогов понять смысл поведения Пугачева; определить причину создания противоречивого образа героя.

3. Актуализация знаний

- Чем отличается художественный образ от исторического? (Художественный образ создается с целью более полного раскрытия характера личности).

- Назовите приемы создания художественного образа в литературе. ( Портрет, речь, поступки, пейзаж, интерьер, хронотоп, психологический анализ, прямая авторская характеристика, характеристика другими персонажами, художественная деталь, прототип ).

- Сегодня, работая над образом Емельяна Пугачева, мы остановимся на трех, наиболее ярко отражающих тему урока : портрет, речь, хронотоп.

4. Работа по теме урока.

Портрет. Проверка д/з (работа с таблицей).

Задание 2. Выявите и соотнесите изменение образа в главах повести.

характеристика пугачева

Хладнокровный, сметливый, черная борода, сверкающие глаза.
«Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показалась проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары».

«Между ими на белом коне ехал человек в красном кафтане, с обнаженной саблею в руке: это был сам Пугачев».
«Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо».
Прямо взглянул, мрачно нахмурился, протянул жилистую руку.

VIII гл. "Незваный гость"

«Пугачев на первом месте сидел, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого»
Смотрел пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости.

XI гл. "Мятежная слобода"

«Пугачев сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбоченясь».
Глаза засверкали.
«…он был одет по-дорожному, в шубе и в киргизской шапке».
«Лицо самозванца изобразило довольное самолюбие».
«Хвастливость разбойника показалась мне забавна».

Взглянул грозно, смягчился, устремил огненные свои глаза, лицо омрачилось, сказал смеясь.
«Мы расстались дружески. Пугачев, увидя в толпе Акулину Памфиловну, погрозил пальцем и мигнул значительно; потом сел в кибитку, велел ехать в Берду, и когда лошади тронулись, то он еще раз высунулся из кибитки и закричал мне: «Прощайте, ваше благородие! Авось увидимся когда-нибудь».

Вывод. На страницах повести Пушкин представляет трансформацию образа Пугачева, позволяющую увидеть героя в разных жизненных ситуациях и оценить его качества характера: проводник, предводитель, царь, самозванец, Человек . Каждое появление показывает Пугачева с разных сторон.

Задание 3. Сравните описание Пугачева в повести с портретом неизвестного художника.


В Историческом музее Москвы хранится портрет Емельяна Ивановича Пугачева, написанный неизвестным художником. Сравнительно недавно реставраторы обнаружили, что он написан поверх другого портрета. Когда же частично был снят наружный красочный слой, то обнаружилось, что портрет написан на холсте, изображавшем императрицу Екатерину II. Пытаясь восстановить историю двойного портрета, писательница О. Чайковская отмечала: "Легко представить себе, что этот большой царский портрет висел в каком-нибудь официальном учреждении, сюда ворвались восставшие, сорвали его со стены, в нескольких местах проткнули, но потом кто-то сообразил, что такому добротному холсту грех пропадать. И может быть, тут же возникла идея поверх портрета императрицы написать портрет мужицкого царя. Холст зачинили, обрезали по краям - и он стал основой для единственного подлинного пугачевского портрета (если не считать того, где Пугачев изображен уже пленным, в цепях).

- Что объединяет литературный и живописный портрет? Подкрепите свою точку зрения цитатами из "Капитанской дочки". (В черной бороде его показалась проседь, живые большие глаза…. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Волоса были обстрижены в кружок… Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого»).
- Что общего вы находите в отношении к Пугачеву автора и рассказчика в "Капитанской дочке" и художника, создавшего столь необычный портрет? В чем вы видите различие в отношении к Пугачеву автора повести и автора живописного портрета? (Неизвестному художнику удалось передать на портрете сильный, грозный характер Пугачева).

Задание 4. Анализ особенности речи Пугачева. Проанализируйте речь героя, сделайте вывод.

Карточка с избранными репликами Пугачёва .

Хозяин вынул из ставца штоф и стакан, подошел к нему и, взглянув ему в лицо: "Эхе,- сказал он, - опять ты в нашем краю! Отколе бог принес?" Вожатый мой мигнул значительно и отвечал поговоркою: "В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком - да мимо. Ну, а что ваши?"
- Да что наши! - отвечал хозяин, продолжая иносказательный разговор. - Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте.
"Молчи, дядя, - возразил мой бродяга, - будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит. Ваше благородие! за ваше здоровье!" При сих словах он взял стакан, перекрестился и выпил одним духом. Потом поклонился мне и воротился на полати.
- Это, старинушка, уж не твоя печаль, - сказал мой бродяга, - пропью ли я или нет. Его благородие мне жалует шубу со своего плеча: его на то барская воля, а твое холопье дело не спорить и слушаться.
Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: "Спасибо, ваше благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей".

- Найдите в предложенных отрывках

- народные пословицы и поговорки; ("В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком - да мимо. Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте. Будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов).
- просторечные слова; ( Отколе, ставец, старинушка).

- постоянные эпитеты;( Барская воля, холопье дело).

Вывод. Мастерство писателя проявляется в его умении владеть словом: речь героя Пушкина индивидуальна и содержит в себе черты характера героя. Речь Пугачева ярка и образна, что свидетельствует о гибком уме. Употребление поговорок и пословиц, просторечных слов подтверждают происхождение Пугачева.

- Концепция времени и пространства в художественном произведении также служит для создания литературного образа.

- Кто ввел термин хронотоп в литературоведение? ( Михаил Михайлович Бахтин)

- Мир повстанцев противостоит миру дворян. Это два художественных мира, каждому из которых соответствует свой хронотоп.

Задание 5. Раскройте особенности художественного образа Емельяна Пугачева в концепции времени и пространства (по выбору групп).

Мир дворянства и мир восставших крестьян существуют изолированно друг от друга. Эта изоляция, локальность выражается в том, что каждому из миров "присвоено" своё время года: дворянскому - осень, повстанческому - зима.

Знакомство с семьёй Гринёва происходит осенью: "Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки. Батюшка у окна читал Придворный календарь, ежегодно им получаемый". Время года прямо указано: это начало осени.

В главе "Поединок" дуэль Швабрина с Гринёвым в Белогорской крепости происходит тоже осенью: "Я тотчас отправился к Ивану Игнатьичу и застал его с иголкой в руках; по препоручению комендантши он нанизывал грибы для сушения на зиму"; "На другой день в назначенное время я стоял уже за скирдами, ожидая своего противника".

После взятия Белогорской крепости Гринёв едет к генералу и застаёт его в осеннем саду: "Я застал его в саду. Он осматривал яблони, обнажённые дыханием осени, и с помощью старого садовника бережно укутывал тёплой соломой". Время года прямо указано - осень.

Маша едет выручать Петрушу к Екатерине II. "На другой день рано утром Мария Ивановна проснулась, оделась и тихонько пошла в сад. Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени".

C появлением Пугачёва в повести наступает зима. Первая встреча с Пугачёвым происходит через день, проведённый в Симбирске, когда Петруша попадает в буран: "Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевлённым; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом - и скоро стали".

Вторая встреча с Пугачёвым происходит через несколько месяцев в крепости, и описана она в главе "Незваный гость": "Я оставил Пугачёва и вышел на улицу. Ночь была тихая и морозная. Месяц и звёзды ярко сияли, освещая площадь и виселицу".

В одиннадцатой главе - "Мятежная слобода" - описано, как Гринёв едет на встречу с Пугачёвым. "Кибитка летела по гладкому зимнему пути. "; "Путь мой шёл мимо Бердской слободы, пристанища пугачёвского. Прямая дорога занесена была снегом".

В повести замечаем странные для реального времени и пространства явления: герой стремительно перемещается во времени и пространстве.

В жизни подобные перемещения во времени и пространстве невозможны. Таким образом, художественное пространство и художественное время в повести "Капитанская дочка" обладают следующими свойствами:

- локальностью, ограниченностью. Обе группы героев повести существуют в своём, особом художественном пространстве.
- художественному пространству каждой группы принадлежит своё художественное время. Оно неизменно, постоянно, что является признаком мифологического хронотопа.

Художественное пространство и художественное время в повести "Капитанская дочка" способны сжиматься, поэтому перемещения героя так стремительны.

Все герои повести "Капитанская дочка" живут в определённом пространстве, являются героями замкнутого пространства. Лишь главный герой, Пётр Гринёв, способен находиться в обоих мирах, осваивая ещё один тип пространства - линеарное, то есть дорогу. Особенность этого пространства в том, что по нему имеет право двигаться только один герой (Гринёв), причём в обоих направлениях: из дворянского в повстанческий (из осени в зиму) и наоборот.

Мир повстанцев - зима (дорога, занесенная снегом). Время способно сжиматься - перемещение героев стремительно - перевоплощение также стремительно.

5. Итог урока.

- Характер Пугачева противоречивый. В "Капитанской дочке" в Пугачеве-разбойнике "одолевает человек": способен проявить милость и благодарность; способен оценить честь и мужество противника. Пушкинский Пугачев - человек, в душе которого живут буйные силы: огненный темперамент, яростная ненависть к врагам, неисчерпаемая энергия, властность, жестокость. Но облик Пугачева не был бы так притягателен, если бы Пушкин не открыл в нем и художественно не воплотил другую сторону его личности: доброту, доверчивость. откровенность, ПОЭТИЧНОСТЬ, веселость.

6. Домашнее задание

Письменный ответ на вопрос: "Каким я представляю себе Емельяна Пугачева после прочтения повести "Капитанская дочка"

Читайте также: