Порфирий головлев характеристика в цитатах

Обновлено: 06.11.2024

В журнале «Отечественные записки» 1875 года был опубликован рассказ Салтыкова-Щедрина под названием «Семейный суд», послуживший основой для будущего романа. Увидев напечатанное произведение, Тургенев откликнулся письмом, в котором предлагал автору создать не очерк, а полномасштабный роман, где было бы описание характеров героев. Писатель оговаривался, что Салтыков-Щедрин – приверженец малого жанра, но последующие творения привлекали бы внимание Тургенева и публики.

Портрет Михаила Салтыкова-Щедрина

Создатель очерка продолжил деятельность, создавая новые образы, и объединил произведения «Семейные итоги», «По-родственному», «Племяннушка» и «Семейные радости» в цикл, связанный сатирическим мотивом. Желание создать полноценный роман пришло к нему в 1880 году. Так было написано произведение «Господа Головлевы».

Иудушка, он же Порфирий Головлев, создавался как персонаж второго плана, но в ходе корректировок текста и изменения некоторых глав герой перешел в разряд центральных. По мнению литературоведов, в портрете Порфирия освещены некоторые черты характера брата писателя – Дмитрия. Салтыков-Щедрин подтверждал, что лексика Иудушки совпадала с речевыми оборотами и склонностью к пустословию, присущими родственнику писателя.

Книги Михаила Салтыкова-Щедрина


Книги Михаила Салтыкова-Щедрина

Автор начинает повествование, описывая не внешность Иудушки, а восприятие его домашними. Салтыков-Щедрин говорит о трех привычных прозвищах, данных мальчику в юности, и сверлящем взгляде, которого побаивались родственники. Важным в портрете героя становится не внешний облик, а имена «Иудушка», «кровопивушка», а также «откровенный мальчик», характеризующие персонажа. Прозвища позволяют читателю акцентировать внимание не на физиологии, а на моральной подоплеке.

Порфирия не случайно называют уменьшительно, равно как и герой неспроста использует слова со специфичными суффиксами. Таким образом речи Иудушки выглядят не зловещими, а оказываются пристойными и ненавязчивыми. В произведении персонаж демонстрирует двойственность, в которой внешность, наигранность и лицемерие расходятся с внутренним наполнением человека, равнодушием, бесчеловечностью и эгоизмом. Двойственность является основной чертой Иудушки. Это противоречие поселяется в Порфирии с детства, зародившись с любви к наушничеству.

Роль в произведении

Характеристика персонажа не будет полной, если не представить его на фоне других героев и членов его семьи. В романе тщательно проработан библейский сюжет с предательством Иисуса Христа Иудой Искариотом. Общность черт характера персонажей показывает их родство по мнению писателя.

Иудушка предал свою семью ради того, чтобы заполучить поместье. Он всю жизнь стремился к наживе и обогащению, что также тесно переплетается с некоторыми библейскими историями.

После того как мать отписала ему Головлево, он приказал ей отправляться к брату, а сам полностью занялся собственностью.


Порфирий был очень избалованный ребенок. Его семья делала все, чтобы он был счастлив. Но с возрастом дурной характер начал проявляться сильнее. И его набожность, которую он показывал всем, не была истинной. Осознание всех поступков, совершенных мужчиной, пришло к нему внезапно, совершенно неосознанно.

Персонаж даже умирает символично — в Святое Воскресенье, глядя на образ распятого Христа, который он начинает воспринимать совершенно по-другому. За свою жизнь он предает не только свою семью, но и весь род человеческий. Герой не совершил ни одного правильного и осмысленного поступка, он всю жизнь влачит жалкое существование.

«Господа Головлевы»

Иуда Искариот


Иуда Искариот
В романе об истории гибели семейства Головлевых Иудушка играет важную роль, его образ максимально раскрывается на фоне других действующих лиц. Салтыков-Щедрин тщательно проработал библейский сюжет, повествующий об Иуде Искариоте, который предал Христа. Лейтмотив был использован в романе. Поэтому Порфирий ассоциируется с Иудой, и родство персонажей устанавливается на общности черт характера и поступков.

Иудушка согласился предать семью ради собственности. Всю жизнь он стремится к обогащению и наживе, что тоже связано с библейскими историями. Аллюзией на поцелуй Иуды Искариота стало лобзанье Порфирием матушки после того, как та отписала ему Головлево. Сын приказал женщине отправляться в имение к брату, а сам завладел имуществом. Позднее прозрение, настигшее Порфирия в Страстную неделю, ассоциируется с осмыслением грехов, завершающимся Тайной вечерей. Описываемая религиозность героя не была истинной, и понимание проступков пришло к нему внезапно.

Внешность Иудушки Головлева


Внешность Иудушки Головлева

Любопытно, что Иудушка умирает в Светлое Воскресение. Прощаясь с распятьем, он иначе смотрит на образ Иисуса. Преданной оказалась не только семья Порфирия, но и все человечество. Герой, неспособный на осуществление весомых и правильных действий, влачит никчемное существование.

С каждой главой романа Порфирий из живого человека превращается в призрак. Представитель вымирающего рода, Порфирий противопоставлялся покойным родным в этом образе.

Автор не раз относит Иудушку к миру тьмы, напоминая о его связи с демоническими силами. Его поступки подтверждают это. Толкнув собственных сыновей на смерть, он не испытывает угрызений совести. Бездушно выносит имущество из Погореловки, отрекается от сына. Салтыков-Щедрин часто сравнивает героя со змеем, губящим окружающих. Словами Иудушка «накидывает петлю» и обезоруживает жертву. В его словесные сети попадаются мать, братья и даже слуги.

Иудушка Головлев


Иудушка Головлев

Салтыков-Щедрин описал вечный тип, издавна существующий в литературе, и общечеловеческий типаж, с которым каждому из нас доводилось сталкиваться в жизни. Это герой, способный ради собственной наживы идти по головам, невзирая на горе других и забывая о праведности, которую пропагандирует для создания иллюзии внешнего благообразия. Таким описывал Тартюфа Мольер. В нем и в Иудушке удивительно соседствуют благое слово и подлое дело.

История Петеньки


Петенька Головлев заканчивает военное училище и служит офицером в Петербурге:

"Ты, Петенька, про Петербург, а ты, Порфирий, про деревенское свое житье."

О внешности 25-летнего Петеньки известно следующее:

"Это был малый лет двадцати пяти, довольно красивой наружности, в дорожной офицерской форме."

"Петенька, подбоченившись, следовал за ним, кусая усы и нервно усмехаясь."

Петенька носит чин поручика:

"Исключается из списков умерший поручик Головлев!"

". позорный исход только что начатой карьеры. "

Петенька Головлев - легкомысленный человек. Например, он пристает к сожительнице своего отца, Евпраксеюшке, пока тот не видит:

". несмотря на крайность своего положения, Петенька отнюдь не оставил присущего ему легкомыслия. И он тоже загляделся на могучую спину Евпраксеюшки и решился ей высказать это."

Петенька ведет себя неосмотрительным и дурацким образом, когда нужно быть серьезным:

"Но в то же время он не только ничего не делал, чтоб унять раздражение отца, но, напротив того, вел себя самым неосмотрительным и дурацким образом."

Однажды Петенька растрачивает казенные деньги (проигрывает их в карты). Начальство требует от него вернуть деньги, а после обещает уволить из полка:

". я растратил казенные деньги!"

Петенька просит у отца денег, но тот отказывает ему. На самом деле у Иудушки, судя по всему, есть деньги, но он не хочет помочь сыну:

В конце концов за его растрату Петеньку отправляют в ссылку в Сибирь. По пути в ссылку он заболевает и умирает:

"Пришло от Петеньки письмо, в котором он уведомлял о своем предстоящем отъезде в одну из дальних губерний и спрашивал, будет ли папенька высылать ему содержание в новом его положении."

". не дальше как через месяц после его отсылки Порфирий Владимирыч получил официальное уведомление, что сын его, не доехавши до места ссылки, слег в одном из попутных городков в больницу и умер."

Подлый Иудушка безразлично относится к трудностям своих сыновей и их гибели. Он не чувствует за собой вины:

"Уж на что было больше горя, когда Володя покончил с собой, а он и тут устоял."

"К истории сына Порфирий Владимирыч отнесся довольно загадочно." (о Петеньке)

Это был цитатный образ и характеристика Петеньки и Володеньки в романе "Господа Головлевы" Салтыкова-Щедрина: описание в цитатах.

Сочинение Иудушка Головлев

Порфирий — средний сын в семье Арины Петровны и Владимира Михайловича Головлевых. С детства к нему прилепились прозвища: «иудушка», «кровопивец», «откровенный мальчик», потому что был склонен к лукавству и доносительству матери на своих братьев.

Арина Петровна хотя и с опаской относилась к его заискиваниям, но ценила его преданность, и при разделе имения выделила ему лучший кусок. От матери перенял склонность к стяжательству, накопительству и скупости. Но дела свои не считает порочными, все делает по-родственному, не вдаваясь в смысл и последствия собственных поступков. С деревянным выражением на лице, но со змеиным взглядом, приводящим окружающих в смятение, лицемерно лопоча, он занят лишь помыслами и своей выгоде.

Иудушка много и красиво говорит, но каждое его слово – ловушка для окружающих. На протяжении романа одни и те же рассуждения о Боге, семье, благополучии, щедро приправленные пословицами, цитатами из Священного писания и молитвами. Огромная масса слов, обесцененных ложью. Главная разрушительная сила Иудушки – его изнурительное, удушающее, блудливое пустословие, позволяющее прикинуться религиозным человеком, почтительным и уважительным сыном, строгим, но справедливым отцом, мудрым дядей, рачительным хозяином и даже приличным человеком.

Порфирий – непосредственный виновник почти всех смертей в собственной семье. Несмотря на удачное накопительство и процветание имения, это приличное состояние семью не укрепило, а наоборот, разрушило, став причиной ее распада, гниения, уничтожения. Спиваются отец, братья и сын, другой сын и племянница кончают жизнь самоубийством.

В итоге Иудушка получил все наследство, но заработал «душевную гангрену», которая уничтожила и его самого. Человек, лишенный совести, склонен к саморазрушению. Ему стали в пустом и постылом доме чудиться призраки умерших родных. Головлево словно превращается в родовой склеп для всего семейства. Порфирий приходит к покаянию, просит прощения за всех, кого уж нет, за себя.

В конце романа осознает весь ужас своего существования, его посещает мысль о самоубийстве. Решив попрощаться с матерью, он на страстной неделе, почти раздетый, несмотря на мокрую метель, ринулся на ее могилу. Но, не дойдя до погоста, замерз у дороги. На последних страницах исчезают прозвища Иудушка и кровопивец, и автор называет героя Порфирием Владимировичем, последним головлевским барином.

История Володеньки


Став офицером и живя в Петербурге, Володенька женится без согласия отца, за что тот перестает давать ему денег. Володя оказывается в нищете и умоляет отца о помощи. Однако Иудушка не смягчается и не помогает сыну:

В конце концов Володенька кончает жизнь самоубийством. На момент смерти ему не больше 22 лет:

"Один сын его, Володенька, кончил самоубийством. "

По мнению Петеньки, именно Иудушка виноват в смерти Володеньки. Однако сам Иудушка своей вины не признает:

Цитаты

Роман Салтыкова-Щедрина пропитан философскими цитатами, и некоторые из них принадлежат Иудушке. Под благочинными словами мало кто из окружавших его людей замечал черное сердце героя. Его хитрость заключалась в умелом обхождении, для чего стоило применить изворотливость и лицемерие.

«Птицам ум не нужен… потому что у них соблазнов нет», — говаривал Порфирий. Его главным соблазном было владение имуществом, принадлежавшим семье.

Иудушка Головлев и Улита Зименкова


Иудушка Головлев и Улита Зименкова
До некоторых пор он жил, руководствуясь тем, что его понимание мира – не последняя инстанция. И избранная маска позволяла герою создавать удобный образ.

«Мы здесь мудрствуем да лукавим, и так прикинем, и этак примерим, а Бог разом, в один момент, все наши планы-соображения в прах обратит», — говорил он.

И сам стал жертвой обстоятельств, точнее, собственного понимания. Получивший желаемое Порфирий не обрел счастья и, поняв свою ошибку, не мог продолжать благостное существование.



Иллюстрация к книге «Господа Головлевы»

Иудушке принадлежат слова:

Ему не удалось найти лекарство, способное исцелить душу от самостоятельно чинимых укоров.

Живой призрак

В произведении Порфирий от главы к главе все больше теряет свой облик. Он представляется читателю эдаким призраком, представителем вымирающего рода. На него смотрят с укором умершие родственники, портреты которых висят на стенах поместья.

Писатель неоднократно относит Порфирия к миру демонов и поступки персонажа только подтверждают это. Собственных сыновей он обрекает на смерть, ничуть не сожалея об этом. Он без зазрения совести выносит имущество одного из них с поместья в Погореловке, отрекаясь от собственного чада. Не зря писатель часть сравнивает своего героя со змеем, который губит всех, кто находится рядом с ним.

Мужчина умеет говорить так, что его слова словно удавка, обвивают шеи тех, к кому направлены. Своими лживыми речами он уничтожил:

  • мать;
  • братьев Павла и Степана;
  • детей.

Даже прислуга попадала в его сети и начинала ссориться между собой, считая, что барину виднее, как и кто относится к каждому в имении.

Салтыков-Щедрин в своем произведении кратко охарактеризовал типаж человека, которого вечно высмеивают в литературе и с которым каждый читатель сталкивается в повседневной жизни. Этот персонаж готов идти по головам ради достижения собственных целей и наживы. Ему безразличны людское горе и переживания. Своими словами он может завлечь в сети и обмануть любого близкого человека.

Экранизации

В 1933 году режиссер Александр Ивановский снял фильм по мотивам романа «Господа Головлевы». Роль Порфирия Головлева сыграл Владимир Гардин. Первая экранизация произведения представляла собой черно-белое кино и сегодня не имеет особой популярности.

Владимир Гардин в роли Иудушки Головлева


Владимир Гардин в роли Иудушки Головлева

Произведение актуально на театральных подмостках, где в роли Иудушки выступали знаменитые драматические артисты. Роль Порфирия Головлева на сцене МХАТ в 1987 году исполнил Иннокентий Смоктуновский. В 2005 году его успех в этом образе повторил Евгений Миронов.

Следующая цитата

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Володеньки и Петеньки в романе "Господа Головлевы": описание в цитатах.

Смотрите:
Все материалы по роману "Господа Головлевы"
Все материалы по творчеству Салтыкова-Щедрина

Следующая цитата

Роман «Господа Головлевы»

Иудушка Головлев

Порфирий Головлев – одна из центральных фигур романа. Это классический образ лицемера, лгуна и предателя, который стал образом нарицательным.

Порфирий Владимирович Головлев, еще в детстве получивший прозвище Иудушка (как и его прототип – старший брат писателя Дмитрий Евграфович), стал «злодеем» и Арины Петровны, и своих собственных детей.

Он втирается к матери в доверие, а затем ловко обирает ее; караулит смерть брата Павла, чтобы сделаться его наследником; отказывает в помощи сыновьям и тем самым хладнокровно губит их.

Иудушка с детских лет сумел опутать «доброго друга маменьку» паутиной лжи, подхалимства и еще при ее жизни завладел всем богатством.

Что мы узнает об Иудушке до его появления на «сцене»?

Анализ главы «Семейный суд»

Дайте портретную характеристику Порфирия Головлева

В главе «Семейный суд» о внешности Порфирия-Иудушки не говорится, зато манеры, жесты, речь его со всеми интонациями создают облик жестокого, ловкого, коварного лгуна, пакостника и лицемера. Пока у него одна цель: не выделить Степану «вологодскую деревушку», причитающуюся как часть наследства отца. Она ведь может когда-нибудь стать его собственностью!

Иудушка мастерски использует, в сущности, нехитрый арсенал мимических приемов, любая его поза, любой жест красноречивы.

Иудушку характеризуют авторские комментарии-ремарки: «Порфиша потупился и сидел молча», «Порфиша глядел милому другу маменьке в глаза и горько улыбался в знак сочувствия». Арине Петровне бросалось в глаза «осклабляющееся слюнявое лицо Иудушки. Все словно маслом подернутое, все проникнутое каким-то плотоядным внутренним сиянием», «у Арины Петровны даже слезы на глазах выступили, Иудушка воспользовался этим, чтобы поцеловать у маменьки ручку, причем позволил себе даже обнять ее за талию».

Охарактеризуйте речь персонажа

Речь щедринского героя неповторима. Притворно-елейной трансформации и омертвению Порфирий Владимирович подвергает слова из всех доступных ему сфер быта и бытия человеческого. Формы уменьшительно-ласкательные, но настоящей теплоты и ласки за ними нет. Участливость и ласка превратились у Иудушки в ритуал, в привычный образ, в бессознательную мертвую форму. Слова, одни только наводящие скуку, неуловимо-округлые, скользкие слова. Иудушке, как и Арине Петровне, свойственна привязанность к пустому, обманному слову.

Ханжа и лицемер, с елейными ужимками и слащавыми речами. Все свои подлые поступки он сопровождает приторно-сладкими словами: «Милый друг маменька», «Я водички подам. и лампадочку поправлю, маслица деревянненького подолью. ».

Отказывая в помощи сыну, попавшему в безвыходное положение, он говорит умильно: «А теперь пойдем и будем чай пить. Посидим да поговорим, потом поедим, выпьем на прощанье – и с богом. Видишь, как бог для тебя милостив! И погодка унялась, и дорожка поглаже стала. Полегоньку, трюх да трюх и не увидишь, как доплетешься до станции!» Уменьшительные и ласкательные слова заполняют пустопорожнюю речь Иудушки.

Обобранному до нитки брату Степану, которого мать кормила протухшей солониной, он ласково говорит на прощанье: «Вот кабы ты повел себя скромненько да ладненько, ел бы ты и говяденку, и тялятинку, а не то так и соусцу бы приказал. И всего было бы у тебя довольно: и картофельцу, и капустки, и горошку. »

Как формируется этот характер?

Деспотическая власть Арины Петровны, материальная зависимость детей от произвола «маменьки» способствовали развитию в них лицемерия и подхалимства.

Первые «уроки» Порфиша получил от родителей: «любящая» мать на самом деле совершенно равнодушна к детям и их судьбе; живет десятки лет с мужем-пакостником, которого ненавидит и презирает. Порфирий с младенчества любил приласкаться к матери, украдкой поцеловать в плечо, а иногда и слегка понаушничать.

Как Иудушка относится к своим детям?

Самое неприятное для Иудушки – поделиться добром, помочь кому-либо. Даже родному сыну Владимиру отказал в деньгах, когда тот жил в Петербурге и очень нуждался: два года Володя кое-как сводил концы с концами, умолял отца помочь, доказывал, грозил, а потом в отчаянии застрелился.

Таким же образом поступил Иудушка и со вторым сыном, Петром, осужденным за растрату казенных средств. Щедрин показывает, как его персонаж приходит к разрыву с людьми, с реальной действительностью, становится «выморочным», то есть прахом, живым мертвецом.

Как относятся к Иудушке другие персонажи романа?

Страх Арины Петровны, непритворный ужас, охватывающий умирающего Павла, насмешливое передразнивание отцовских повадок Володей, тревога дворовых, неприязненное отношение мужиков («не то чтобы его нельзя было обойти, а очень уж он пустяки любил, надоедал, приставал»). Нескрываемо враждебно относится в главе «По-родственному» к Иудушке автор.

Какова роль веры (религии) в жизни Порфирия Головлева?

У Порфирия Владимировича ничего святого за душой нет. Бог для него – тоже ритуал.

Иудушка – лицемер не по злому корыстному расчету, но скорее по самой своей натуре. С детства он послушно и глубоко усвоил неписаный жизненный принцип: быть, как все, поступать, как принято, лицемерие по пустякам стало его второй натурой.

В главе «Недозволенные радости» возвращаясь к последним дням жизни Павла, автор так объясняет мотивы поведения Порфирия Головлева: «Это было одно из тех родственных злодейств, на которые Иудушка не то чтоб решался по зрелом размышлении, как-то само собой проделывал, как самую обыкновенную затею».

Как мрачная тень, появляется фигура Иудушки у постели умирающего брата Павла, чтобы опутать липкой словесной паутиной еще одну жертву. Так настойчиво, методически проводя ограбление родных, Иудушка Головлев доводит до гибели всю семью и заканчивает жизнь в жутком одиночестве.

Как переносит Иудушка Головлев свое одиночество?

Страшное одиночество, на которое он в итоге обрек себя, поначалу не тяготит Иудушку. За тридцать лет службы в департаменте «он приобрел все привычки и вожделения закоренелого чиновника, не допускающего, чтобы хотя одна минута его жизни оставалась свободною от переливания из пустого в порожнее».

Одолеваемый «болезненной жаждой стяжания», он целыми днями был занят сначала заведенной им в имении сложнейшей и мелочной отчетностью: «то терял полкопейки, то целую копейку лишнюю находил. ». С годами же все глубже погружался в «запой праздномыслия» – бредовые мечты о чудесном обогащении.

И все же внезапное «пробуждение одичалой совести» заставляет Иудушку ощутить всю ужасную правду о своей жизни и вину перед близкими. Годами щеголявший напускной религиозностью, он лишь теперь понимает, что в библейском сказании о Иуде Искариоте «идет речь о какой-то неслыханной неправде, совершившей кровавый суд над Истиной», и что в несомненном родстве с этой неправдой находится он сам.

Подобно образу Арины Петровны, фигура Порфирия Головлева приобретает в финале романа глубоко трагическое звучание. Испытанное им потрясение и непритворное страдание преображают даже его речь, которая впервые становится простой и искренней. «Бедная ты! бедная ты моя!» – говорит он племяннице. И горестно восклицает: «Что такое! что такое сделалось. где. все. » В запоздалом раскаянии и смятении он, полуодетый, отправляется морозной ночью на материнскую могилу и погибает.

Как выглядит Иудушка в конце романа?

Иудушка уничтожил все семейство, отнял всю собственность у его членов, но и сам похоронил себя заживо. В последней главе наступает физическая смерть этого страшного человека.

Правда, в конце своей жизни Иудушка раскаивается, в нем вдруг проснулась совесть. Но ошибочно было бы считать, что Щедрин в пробуждении мертвой души видел залог обновления своего персонажа. Автор подчеркивает: «. совесть проснулась, но бесплодно». Пробудившаяся совесть стала грозным, беспощадным возмездием за содеянное зло, приговором всей головлевщине, всему вымороченному паразитическому сословию.

Но почему же Иудушка – самый отталкивающий, бесчеловечный кровопийца – оказался среди Головлевых самым живучим?

Щедрин показал, что поддерживают Иудушек социальные условия, закон и религия. Для Порфирия религия не внутреннее убеждение, а обряд, удобный для обмана и обуздания, закон у него – карающее начало, служащее сильным.

Андрей Турков. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999. С. 594–603

К.И. Тюнькин. М.Е. Салтыков-Щедрин в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2001

Следующая цитата

В 1875 году в журнале «Отечественные записки» было опубликован рассказ М. Е. Салтыкова-Щедрина «Семейный суд». После его прочтения Тургенев предлагает автору написать полноценный роман на основе этого сочинения, расширив его описанием характеров главных героев и их жизни. Писатель сделал акцент на то, что подобное произведение привлечет внимание читателей.

М. Е. Салтыков-Шедрин продолжил работу над своими произведениями и вскоре объединил несколько очерков в единое сочинение, связанное единым сатирическим мотивом. Именно так появился роман, который получил всемирную известность.

Иудушка изначально задумывался как герой второстепенный, но после многочисленных корректировок персонаж вышел на первый план. Многие критики и литературоведы склоняются к тому, что в чертах Порфирия Головлева присутствуют черты брата автора — Дмитрия. И сам писатель подтверждал, что в лексике Иудушки действительно присутствуют речевые обороты и свойственное родственнику пустословие.

Образ Порфирия Головлева

Свое повествование писатель начинает не с описания внешности Иудушки, а с того, как к нему относились домашние. В произведении упоминается о трех прозвищах, которые герой получил еще в детстве, а также говорится о том, что он обладал сверлящим взглядом, которого боялись окружающие.

Основным моментом в описании облика Порфирия выступают имена «Иудушка», «кровопивушка» и «откровенный мальчик», что полностью характеризует персонажа и указывают на его моральный образ.

Молодого человека неспроста называют уменьшительными именами, да и сам он часто при разговоре использует подобные суффиксы. Это делает речи Иудушки не грубыми или зловещими, а оставляет их вполне пристойными. Герой предстает перед читателем натурой двойственной:

  • наигранной;
  • лицемерной;
  • эгоистичной;
  • холодной;
  • безразличной ко всему.

Двуличность является основной чертой характера персонажа. И это в нем зародилось с детства, когда он начал наушничать.

Роль в произведении

Характеристика персонажа не будет полной, если не представить его на фоне других героев и членов его семьи. В романе тщательно проработан библейский сюжет с предательством Иисуса Христа Иудой Искариотом. Общность черт характера персонажей показывает их родство по мнению писателя.

Иудушка предал свою семью ради того, чтобы заполучить поместье. Он всю жизнь стремился к наживе и обогащению, что также тесно переплетается с некоторыми библейскими историями.

После того как мать отписала ему Головлево, он приказал ей отправляться к брату, а сам полностью занялся собственностью.

Порфирий был очень избалованный ребенок. Его семья делала все, чтобы он был счастлив. Но с возрастом дурной характер начал проявляться сильнее. И его набожность, которую он показывал всем, не была истинной. Осознание всех поступков, совершенных мужчиной, пришло к нему внезапно, совершенно неосознанно.

Персонаж даже умирает символично — в Святое Воскресенье, глядя на образ распятого Христа, который он начинает воспринимать совершенно по-другому. За свою жизнь он предает не только свою семью, но и весь род человеческий. Герой не совершил ни одного правильного и осмысленного поступка, он всю жизнь влачит жалкое существование.

Володенька и Петенька в романе "Господа Головлевы": образ, характеристика, описание в цитатах


Петенька и Володенька Головлевы являются сыновьями Порфирия ("Иудушки") Головлева и внуками богатой властной помещицы Арины Петровны Головлевой:

". против него сидели два его сына: Петенька и Володенька."

Полные имена героев - Петр Порфирьевич и Владимир Порфирьевич Головлевы:

Петенька является старшим из сыновей:

Герои впервые упоминаются в главе "По-родственному", когда Петеньке около 20 лет, а Володеньке - около 17 лет.

Петенька и Володенька с детства страдают из-за того, что отец их бьет, притесняет и надоедает:

"Петенька, с своей стороны, знал, что есть у него отец, который может его во всякое время притеснить."

Петенька и Володенька в детстве ведут себя как шустрые мальчики, проказники, "головорезы":

"На вид какие вы шустрые, а никак науку преодолеть не можете."

"Ах вы, проказники! Что ж он?"

Петенька - неласковый сын:

"Сын к отцу приехал и с первого же слова уже фыркает!"

Володенька - ласковый сын, "пайка" (паинька), по словам Иудушки:

Петенька и Володенька состоят со своим отцом в холодных, равнодушных отношениях:

". как ни вынослив был Иудушка относительно равнодушия своих детей, однако и он не выдержал. "

"Взаимные отношения отца и сына были таковы, что их нельзя было даже назвать натянутыми: совсем как бы ничего не существовало. Иудушка знал, что есть человек, значащийся по документам его сыном, которому он обязан в известные сроки посылать условленное, то есть им же самим определенное жалованье, и от которого, взамен того, он имеет право требовать почтения и повиновения."

Живой призрак

В произведении Порфирий от главы к главе все больше теряет свой облик. Он представляется читателю эдаким призраком, представителем вымирающего рода. На него смотрят с укором умершие родственники, портреты которых висят на стенах поместья.

Писатель неоднократно относит Порфирия к миру демонов и поступки персонажа только подтверждают это. Собственных сыновей он обрекает на смерть, ничуть не сожалея об этом. Он без зазрения совести выносит имущество одного из них с поместья в Погореловке, отрекаясь от собственного чада. Не зря писатель часть сравнивает своего героя со змеем, который губит всех, кто находится рядом с ним.

Мужчина умеет говорить так, что его слова словно удавка, обвивают шеи тех, к кому направлены. Своими лживыми речами он уничтожил:

  • мать;
  • братьев Павла и Степана;
  • детей.

Даже прислуга попадала в его сети и начинала ссориться между собой, считая, что барину виднее, как и кто относится к каждому в имении.

Салтыков-Щедрин в своем произведении кратко охарактеризовал типаж человека, которого вечно высмеивают в литературе и с которым каждый читатель сталкивается в повседневной жизни. Этот персонаж готов идти по головам ради достижения собственных целей и наживы. Ему безразличны людское горе и переживания. Своими словами он может завлечь в сети и обмануть любого близкого человека.

Читайте также: