Поль видаль де ла блаш цитаты

Обновлено: 21.11.2024

Видаль де ла Блаш (Vidal de la Blache) Поль (22.1.1845, Пезнас, — 5.4. 1918, Тамарис), французский географ. Создатель французской географической школы, в которой особое значение придаётся географии человека. Автор исследований в области физической географии и географии населения [«Картина географии Франции», 1903, «Восточная Франция» (Лотарингия и Эльзас), 1917, и др.], большого атласа по географии и истории мира (содержит карты по древней, средневековой и новой истории, географии материков и стран). Основатель (1891) географического французского журнала «Annales de géographie». Основные теоретические работы учёного обобщены под редакцией Э. Мартонна в книге «Принципы географии человека» (1922). По идее В. де ла Б. и под его руководством начата подготовка многотомного труда по всемирной географии, изданного посмертно.


Основатель французской геополитической школы Видаль де ла Бланш (1845—1918) — профессиональный географ. В свое время он увлекся политической географией Ф. Ратцеля и на ее основе создал свою геополитическую концепцию, в которой тем не ме­нее подверг глубокой критике многие ключевые положения не­мецких геополитиков. В книге «Картина географии Франции», вышедшей в 1903 г., он, в частности, пишет: Отношения между почвой и человеком во Франции отмечены ори­гинальным характером древности, непрерывности. Люди живут в од­них и тех же местах с незапамятных времен. Источники, кальциевые скалы изначально привлекали людей как удобные места для проживания и защиты. У нас человек — верный ученик почвы. Изучение почвы поможет выяснить характер, нравы и предпочтения населения». Как видим, здесь он твердо стоит на теории почвы. Но в последствии в большей степени его идеи формировались на базе богатых традиции французских географических и исторических концепций. Он критически осмыслил и переработал многие течения германской политической и географической мысли. Этот критический подход ярко виден при сопоставлении с подходом к геополитике ее основателя Ф. Ратцеля. Критический дух по отношению к учениям германских геополитиков характерен для абсолютного большинства ученых Франции первой половины XX в. Если ядро теории Ратцеля составляют категории пространства (Raum), географического положения государства (Lage), «потребность в территории», «чувство пространства» (Raumsinn), то у Видаля де ла Бланша в центре стоит человек. Де ла Бланш по сути является основателем «антропологической школы» политической географии, которая стала в его «исполнении» альтернативой германской школе геополитики «теории большого пространства» и получила название поссибилизм.

Давайте рассмотрим некоторые из его положений поглубже.

«География человека»

Поль Видаль де ла Блаш (1845–1918) – основатель французской школы “географии человека”, занимающейся главным образом изучением воздействия географической среды на человека, в частности местных природных условий на историю данного района. В 1891 г. Видаль де ла Блаш основал журнал “Annales de Geographic”.

Будучи профессиональным географом, Видаль де ла Блаш был увлечен “политической географией” Ратцеля и строил свои теории, основываясь на этом источнике, хотя многие аспекты немецкой геополитической школы он жестко критиковал. Взгляды де ла Блаша складывались под воздействием богатых традиций французской географической и исторической мысли, а также критического осмысления германской политической географии. Теоретические положения Видаль дела Блаша во многом противостояли концепции основателя геополитики Ратцеля.

Эта черта – явная или скрытая полемика с концепцией Ратцеля и его последователей – является характерной в целом для французских подходов первой половины XX века к проблемам геополитики. Именно в оппозиции к германской геополитике развивалась французская интерпретация современных геополитических аспектов международных отношений. Если в центре концепции Ратцеля были понятия пространства, географического положения государства и связанное с “потребностью в территории” понятие “чувство пространства”, то Видаль де ла Блаш в центр своей концепции поставил человека, став основателем “антропологической школы” в политической географии, своеобразного французского альтернативного варианта осмысления геополитических проблем.

В отличие от германской политической географии конца XIX – начала XX века, из которой Видаль де ла Блаш почерпнул немало идей, французскому автору был чужд географический фатализм. Он придавал большое значение воле и инициативе человека. В статье 1898 г., посвященной Ратцелю, Видаль дела Блаш впервые выдвинул тезис о том, что “человек, так же как и природа, может рассматриваться в качестве географического фактора” – и не столько пассивного, сколько активно воздействующего и направляющего процессы на земном шаре, но действующего не изолированно, а в рамках природного комплекса.

Противостояние германской и французской научных школ отражало реально существовавшие противоречия между двумя странами и их интересами. Объективные потребности каждой из них – Франции и Германии – решить свои ближайшие и стратегические задачи, обрести свое устойчивое место в европейском концерте государств и народов определили не только политику и общественное мнение, но и научные подходы к разрешению глобальных проблем человеческой цивилизации, заставляли искать теоретические обоснования и объяснения происходящим процессам и намечать контуры будущего.

Неудивительно, что особое внимание Видаль де ла Блаш уделял Германии, которая была главным политическим оппонентом Франции в то время. Он считал, что Германия является единственным мощным европейским государством, геополитическая экспансия которого заведомо блокируется другими развитыми европейскими державами. Если Англия и Франция имеют свои обширные колонии в Африке и во всем мире, если США могут почти свободно двигаться к югу и северу, если у России есть Азия, то Германия сдавлена со всех сторон и не имеет выхода своей энергии. Де ла Блаш видел в этом главную угрозу миру в Европе и считал необходимым всячески ослабить этого опасного соседа.

Такое отношение к Германии логически влекло за собой геополитическое определение Франции как входящей в состав общего фронта “морской силы”, ориентированной против континентальных держав. Позиции де ла Блаша противостояло германофильское направление, во главе которого стояли адмирал Лавалль и генерал де Голль.

В своей книге “Картина географии Франции” (1903) де ла Блаш обращается к теории почвы, столь важной для немецких геополитиков: “Отношения между почвой и человеком во Франции отмечены оригинальным характером древности, непрерывности… В нашей стране часто можно наблюдать, что люди живут в одних и тех же местах с незапамятных времен. Источники, кальциевые скалы изначально привлекали людей как удобные места для проживания и защиты. У нас человек – верный ученик почвы. Изучение почвы поможет выяснить характер, нравы и предпочтения населения”.

Но, несмотря на такое – вполне немецкое – отношение к географическому фактору и его влиянию на культуру, Видаль де ла Блаш считал, что Ратцель и его последователи явно переоценивают сугубо природный фактор, считая его определяющим. Человек, согласно де ла Блашу, есть также “важнейший географический фактор”, но при этом он еще и “наделен инициативой”. Он не только фрагмент декорации, но и главный актер спектакля.

Эта критика чрезмерного возвеличивания пространственного фактора у Ратцеля привела Видаль де ла Блаша к выработке особой геополитической концепции – “поссибилизма” (от лат. possibilis – возможный). Согласно этой концепции, политическая история имеет два аспекта – пространственный (географический) и временной (исторический). Географический фактор отражен в окружающей среде, исторический – в самом человеке (“носителе инициативы”). Видаль де ла Блаш считал, что ошибка немецких “политических географов” в том, что они считают рельеф детерминирующим фактором политической истории государств. Тем самым принижается фактор историзма и человеческой свободы. Сам же он предлагает рассматривать географическое пространственное положение как “потенциальность”, “возможность”, которая может актуализироваться и стать действительным политическим фактором, а может и не актуализироваться. Это во многом зависит от субъективного фактора – человека, данное пространство населяющего.

В 1917 г. Видаль де ла Блаш публикует одну из своих фундаментальных работ – книгу “Восточная Франция”, посвященную жизненно важной для Франции геополитической проблеме – проблеме Эльзаса и Лотарингии и в целом восточной Франции. Известно, что Франция традиционно считала необходимым установление границы с Германией по Рейну, который во французских школьных учебниках в течение последних столетий назывался не иначе, как одной из великих рек Франции. В своем труде Видаль де ла Блаш доказывает исконную принадлежность провинций Эльзас-Лоррэн к Франции и неправомочность германских притязаний на эти области. При этом он апеллирует к Французской революции, считая ее якобинское измерение выражением геополитических тенденций французского народа, стремящегося к унификации и централизации своего государства через географическую интеграцию.

Политический либерализм он также объясняет привязанностью людей к почве, а отсюда и естественное желание получить ее в частную собственность. Таков взгляд Видаль де ла Блаша на связь геополитических реальностей с реальностями идеологическими: пространственная политика Западной Европы (Франции) неразрывно связана с “демократией” и “либерализмом”.

Лейтмотивом исследования Видаль де ла Блаша стал вопрос: как инкорпорировать земли Эльзаса и Лотарингии (где большинство жителей говорят на немецком языке) во французскую жизнь? Ответ вроде бы лежит на поверхности: внедрить все французское и вытеснить все германское. Однако Видаль дела Блаш выдвигает парадоксальную на первый взгляд идею превращения этих земель, вновь перешедших к Франции после первой мировой войны, в зону взаимного сотрудничества между Францией и Германией. Он пишет о необходимости сделать эти богатые земли не плотиной, отгораживающей выгоду лишь одной стороны, а открыть их взаимным отношениям и сделать их как можно более проницаемыми. Он рассматривает этот вопрос не с точки зрения ближайших задач, а пытается построить историческую модель развития европейского геополитического пространства в целом (не забывая, разумеется, французских интересов). При этом де ла Блаш дает, помимо исторического, географическое обоснование принадлежности этих земель к Франции.

Главные положения концепции Видаль де ла Блаша в законченном виде изложены в его книге, изданной в 1922 г. (рукопись осталась незавершенной ввиду смерти автора в 1918 г.). Центральным элементом концепции де ла Блаша является понятие локальности развития цивилизации, основу которого составляют отдельные ячейки (cellules), очаги (noyaux). Эти первичные клетки, элементы цивилизации представляют собой очень небольшие общности людей, которые складываются во взаимодействии человека с окружающей природой. В рамках этих относительно изолированных ячеек постепенно и самопроизвольно вырабатываются определенные “образы жизни”. Человек во взаимодействии с окружающей средой формируется сам, обретая себя, в то же время природа раскрывает свои возможности только в рамках этого теснейшего взаимодействия с человеком. “Географическая индивидуальность, – писал Видаль де ла Блаш, – не есть что-то данное заранее природой; она лишь резервуар, где спит заложенная природой энергия, которую может разбудить только человек”.

Эти “ячейки”, “первичные элементы”, взаимодействуя между собой, постепенно образуют ту ткань цивилизации, которая, расширяясь, постепенно охватывает все большие территории. Это взаимодействие не какой-то продолжающийся поступательно процесс, а отдельные вспышки, сменяющиеся катастрофами, регрессией. Столь же многообразны и противоречивы сами формы взаимодействия “первичных ячеек” цивилизации: от заимствований и слияний до почти полного уничтожения. Процесс взаимодействия затрагивает прежде всего “северную полусферу от Средиземноморья до Китайского моря” – именно эту зону выделяет Видаль де ла Блаш, выстраивая свою концепцию. В рамках северной полусферы, особенно в Западной и Центральной Европе, взаимодействие “первичных элементов” цивилизации происходило практически непрерывно и политические образования, “сменяя друг друга, накладывались на ту или иную конфигурацию взаимодействующих между собой множеств небольших очагов, сообществ, этих своеобразных микрокосмосов”. Сближение и смешение этих разнородных элементов привело “к образованию империй, религий, государств, по которым с большей или меньшей суровостью прокатывался каток истории”. Именно благодаря этим отдельным небольшим очагам теплилась жизнь в Римской империи, а затем в Западной и Восточной римских империях, в имперских государственных образованиях Сасанидов, персов и т. д. (В обширных областях Восточной Европы и Западной Азии цивилизационный процесс нередко прерывался, возобновляясь несколько позже и частично.)

Специфика Европы заключается, по мнению Видаль де ла Блаша, в том, что здесь как нигде в мире весьма близко соседствуют друг с другом самые различные географические условия: горы и моря, лесные массивы и степи, большие реки, текущие с юга на север и связывающие различные зоны, плодородные прибрежные почвы, наиболее изрезанная морская линия побережья, а также во многом обусловленный этими условиями климат, не способствующий паразитизму, но и не столь суровый, чтобы парализовать энергию человека. Эти факторы в значительной мере и привели к формированию на европейском пространстве самого большого многообразия отдельных очагов, локальных сфер, небольших сообществ со своими “образами жизни”, которые находились в постоянном взаимодействии. Имитация, пример, заимствование, способность впитывать самые различные влияния стали основой динамизма и богатства европейской цивилизации, одной из ее характерных черт.

Важной особенностью концепции Видаль де ла Блаша является тезис о постепенном преодолении противоречий между морскими и континентальными государствами за счет складывания принципиально новых отношений между землей и морем: континентальные пространства становятся более проницаемыми, разветвленная сеть коммуникаций ориентирует их в сторону морских путей, море в свою очередь все больше становится зависимым от связей с континентальными зонами. Это “взаимопроникновение” земли и моря есть универсальный процесс – таков вывод Видаль де ла Блаша.

Поссибилизм де ла Блаша был воспринят большинством геополитических школ как коррекция жесткого географического детерминизма предшествующих геополитиков. Во Франции, как уже отмечалось, он стал основателем национальной географической школы, представителями которой стали Л. Февр, А. Деманжон, Ж. Готтман, Ж. Брюн, Э. Мартонн и др. Подход де ла Блаша был учтен и немецкими геополитиками школы Хаусхофера, которые считали критику Видаль де ла Блаша вполне обоснованной и важной. В таком случае, очевидно, возрастала роль этнического или расового фактора при рассмотрении политической истории государств, а это резонировало с общим всплеском расовых проблем в Германии 20-х гг.

Как видим, Видаль де ла Бланш твердо стоит на теории почвы. В книге «Картина географии Франции», вышедшей в 1903 г., он, в частности, пишет: «Отношения между почвой и человеком во Франции отмечены оригинальным характером древности, непрерывности. Люди живут в одних и тех же местах с незапамятных времен. Источники, кальциевые скалы изначально привлекали людей как удобные места для проживания и защиты. У нас человек — верный ученик почвы. Изучение почвы поможет выяснить характер, нравы и предпочтения населения».

В последствии в большей степени его идеи формировались на базе богатых традиции французских географических и исторических концепций.
Французская школа геополитики является наименее экспансионистской и наиболее гуманитарной. Поль Видаль де ла Бланш (1845–1918) резко критиковал Ратцеля за его географический детерминизм и выдвинул принципиально важный для современной геополитики принцип «поссибилизма», согласно которому то или иное пространство только предоставляет человеку возможности той или иной его геополитической конфигурации, но реализация этих возможностей зависит от воли людей.

Ведущим историческим процессом географ считал цивилизационный процесс постепенную интеграцию небольших социальных ячеек во все более и более сложные организмы — страны, народы, цивилизации. Видаль де ла Бланш предполагал создание в будущем мирового государства, но не путем завоевания, как другие геополитики, а путем мирной цивилизационной интеграции.
Важное значение для французской геополитики имеет идея конвергенции, взаимопроникновения противоположных геополитических сил — Суши и Моря, великих держав. Решение пограничного спора Франции и Германии Бланшу виделось в превращении Эльзаса и Лотарингии из зоны конфликта в зону сотрудничества.

На геополитических идеях де ла Блаша и его последователей во многом основана геополитическая идеология Европейского Союза; идеи глобализации в их «интернационалистическом» аспекте также во многом связаны с влиянием французской школы, которой принадлежит большая заслуга в разработке идей гибкости и изменчивости в геополитике.

Следующая цитата

Одним из тех, кто стоял у кормила новой географии во Франции, был Поль Видаль де ла Блаш (Freeman, 1967: 44–71). Путь Видаля в географию лежал через изучение древней истории и античной литературы. Он близко познакомился с трудами по географии древних греков, занимаясь в течение года (1865) во французской школе археологии в Афинах. В 1866 г. Видаль с отличием окончил Парижский педагогический институт, а в 1872 г. завершил работу над докторской диссертацией. Последующие двадцать шесть лет он посвятил совершенствованию подготовки преподавателей географии и созданию доступных для них, отвечающих современным представлениям пособий [Видаль преподавал географию в университете в Нанси с 1872 по 1887 г., а затем возвратился в Парижский педагогический институт, но теперь уже профессором. В 1891 г. при содействии Марселя Дюбуа он основал новый географический журнал, в котором предполагалось публиковать статьи самых известных авторов. В каждом его номере Видаль помещал библиографию публикуемых материалов, в которой можно было найти добавочную информацию и новые географические идеи. Эта библиография с 1923 г. была опубликована отдельным изданием в виде «Bibliographic geographique internationale». В 1894 г. Видаль опубликовал первое издание «Atlas generale Vidal-Lablache” (повторные издания: 1909, 1918, 1922, 1938 и 1951 гг.). Он был профессором географии в Сорбонне с 1898 по 1918 г. В 1918 г. Видаль де ла Блаш умер.]. На протяжении всего этого времени кафедрой географии в Сорбонне руководил профессор М. Химли, больше всего его интересовали изменения политических границ в Европе. Лишь в 1898 г., когда Химли ушел в отставку, главой кафедры стал Видаль; он был первым географом, занявшим место профессора на кафедре географии с момента ее основания в 1809 г.

В своей вступительной речи в Сорбонне (2 февраля 1899 г.) Видаль по традиции изложил свои мысли о поле деятельности и целях географии. Необходимо, сказал он, сосредоточить внимание на тесных взаимосвязях между человеком и непосредственно окружающей его средой (milieu) путем изучения небольших однородных территорий. Во Франции их принято называть «пей» (pays), например пей де Бос (pays de Beauce), располагающийся вокруг своего центрального города – Шартра. Видаль привел весомые доводы против теории географического детерминизма. Опираясь на содержание второго тома ратцелевской «Anthropogeographie» (р. 169), он выдвинул концепцию поссибилизма. Природа, утверждал Видаль, и ставит пределы, и предоставляет возможности для своего освоения, но способы человеческого воздействия и приспособления к этим данным условиям зависят от его собственных традиций и образа жизни (Vidal, 1899).

Во французской географии широко использовалось понятие образа жизни (le genre de vie). Речь идет о передающихся из поколения в поколение отдельных социальных общностей обычаев и традиций, усвоенных ими как бы с молоком матери, то есть о том, что антропологи называют культурой (culture). Под le genre de vie подразумевается устойчивое сочетание установлений, традиций, предпочтений, целей и технических навыков людей. Видаль отмечал, что одни и те же природные условия по-разному воспринимаются людьми с разными genres de vie; le genre de vie – основной фактор, определяющий, какую из различных возможностей, предоставляемых природой, выберет определенная социальная людская общность (Buttimer, 1971: 52–57).

Видаль разделял идею изучения небольших природных районов, но резко возражал против уподобления их речным бассейнам, как это делал Бюаш. Такое отождествление, подчеркивал он в 1888 г., сделало бы невозможным выделение одного из важнейших природных районов Франции – Центрального массива. Расположенный западнее долины Роны, он характеризуется низкогорьями, сложенными массивными кристаллическими породами; для него характерна радиальная сеть водотоков. Если каждую из речных долин Центрального массива считать природным районом, то сам он уже не будет таковым, Видаль утверждал, что одна из главных задач географии состоит в выявлении важных для освоения человеком природных районов, или pays (Vidal, 1903).

Идея районирования Франции была подхвачена Люсьеном Галлуа (он был среди самых первых учеников Видаля): его диссертация «Regions natureiles et noms de pays» («Природные районы и значение слова «пей»), в которой содержится обзор истории идей районного подхода во Франции, была опубликована в 1908 г. (Gallois, 1908).

В 1913 г. Видаль разработал ряд идей о методе географического исследования (Vidal, 1913). Он безоговорочно поддержал концепцию хорологии как метода исследования объектов и явлений, связанных через единство территории, находящихся во взаимодействии и характеризующих определенные участки земной поверхности; это его высказывание неоднократно цитировалось. В своей статье Видаль писал:

«. что касается географии, то в порядке благодарности за помощь, которую она получает от других наук, она вносит в общую сокровищницу знания свою способность не расчленять на части то, что природа соединила, понимать соотношение и связь вещей как в пределах всей поверхности Земли в целом, так и в отдельных районах их расположения. Видаль де ла Блаш скоропостижно скончался в 1918 г. в возрасте семидесяти трех лет в разгар работы над своей итоговой книгой «География человечества» («La geographie humaine»). Используя частично завершенную рукопись и заметки, зять Видаля Эмманюэль де Мартонн подготовил книгу, которая была опубликована в 1921 г. (Vidal, 1921).

Названия глав и разделов «Principes de geographie humaine» («Основы географии человечества») дают представление о широте научных взглядов Видаля де ла Блаша:

Введение: Содержание и предмет географии человечества

Критический разбор концепции географии человечества

Принцип единства Земли и понятие среды (milieu)

Человек и среда

Человек как географический фактор

I Размещение людей на земном шаре Общий обзор

Формирование областей с высокой плотностью населения (популяционных кластеров, или сгущений населения)

II Характеристика цивилизаций

Связь людских социальных общностей со средой

Орудия и материалы

Фрагменты, над которыми Видаль работал к моменту своей смерти:

Распространение новаций и изобретений (примеры: плуг, колесо, рабочий скот)

Районы человеческой культуры

В традициях Видаля де ла Блаша

После того как Видаль де ла Блаш возглавил кафедру географии в Сорбонне, число профессоров географии во французских университетах стало быстро возрастать. К 1921 г. факультеты географии были почти во всех шестнадцати университетах Франции (Joerg, 1922: 438–441). Почти все ученые, приглашенные в эти годы преподавать географию, учились у Видаля де ла Блаша. Ни в одной стране, говорил Пьер Жорж, включая Германию, где так много значило имя Рихтгофена, развитие географии не отождествлялось в такой степени с каким-либо одним выдающимся ученым, как это случилось во Франции. Здесь ученики Видаля де ла Блаша повсеместно внедрили взгляды и методы своего учителя, создав то, что стало называться la tradition vidalienne (Buttimer, 1971).

Французская географическая школа, возглавляемая Видалем, в равной мере уделяла внимание природным и общественным компонентам географии. Французских географов этого периода не беспокоила дихотомия между физической и экономической географией, в отличие от их немецких коллег, для которых она была очевидной. Причину этого было бы трудно понять, не обратившись к трудам двух самых первых учеников Видаля: Жана Брюна, развивавшего концепции географии человека, и Эмманюэля де Мартонна, посвятившего себя изучению физической географии.

Эмманюэль де Мартонн, ставший зятем Видаля де ла Блаша, окончил Парижский педагогический институт в 1899 г. Затем, с 1899 по 1905 г. он преподавал в университете города Ренн, а с 1905 по 1909 г. – в Лионском университете. Приглашенный в Сорбонну в 1909 г., он оставался в ее стенах вплоть до своей отставки в 1944-м. В Сорбонне Мартонн основал Institut de geographie и с 1927 по 1944 г. был его директором. Этот институт был создан при филологическом факультете при тесной поддержке историков. Поэтому здесь никого не шокировало преподавание физической географии на факультете общественных наук. Мартонн стал одним из ведущих в мире физико-географов. Он был генеральным секретарем Международного географического союза с 1931 по 1938 г. и его президентом с 1938 по 1949 г. Основная работа Мартонна «Traite de geographie physique» («Курс общей физической географии») была впервые опубликована в 1909 г. в одном томе объемом 910 стр., позднее в исправленном и расширенном виде несколько раз переиздавалась (4 изд., 3 тома, 1925–1927 гг.). Он также автор «Europe Centrale» («Центральная Европа») и «Природы Франции» в «Geographie universelle» («Всеобщей географии»).

Мартонну удалось соединить традиционное знание в истории и географии с надежной основой геологического, геофизического и биологического знания. Физическая география в его понимании включала в себя целостное географическое исследование территории, что он и продемонстрировал в своей региональной монографии о Валахской равнине, и в труде, посвященном Карпатам (de Martonne, 1902, 1917). Мартонн был виднейшим физико-географом мира и наиболее авторитетным географом Европы в период между двумя мировыми войнами. Он поддерживал концепцию Дэвиса, которая благодаря ему стала известной во франкоговорящем мире. Подобно Дэвису, Мартонн мастерски описывал формы рельефа и делал выразительные зарисовки ландшафтов с помощью пера и чернил (de Martonne, 1917: 424). Его работа о выделении аридных районов путем использования индекса аридности стала существеннейшим вкладом в систематическое изучение климата (de Martonne, 1927).

Приверженцев Видаля не волновал, в сущности, вопрос, принадлежит ли география целиком к одной сфере научного знания или же к нескольким таким сферам. Мысль о дихотомии географии долгое время преследовала немецких географов; что же касается французов, то они прекратили разговоры о методологических вопросах подобного рода после 1920 г. Для тех во Франции, кто занимался географией, не существовало проблемы, принадлежит ли эта наука к единой области исследования, как считали одни, или она объединяет собой различные сферы изучения, как казалось другим. Валло в книге «Les sciences geographiques» («Географические науки») (Vallaux, 1929) раскрывает свое представление о географии как одновременно и унитарном и автономном поле исследования и как вспомогательном знании для многих других наук. География не только обладает своей собственной философией, писал он, но к тому же «сама по себе является своего рода философией мира человека» (Vallaux, 1925: VIII). В результате французские географы с успехом занимались как систематическими (отраслевыми), или местными, изысканиями, так одновременно и составлением региональных монографий.

Однако сфера и метод регионального исследования изменились в первой половине столетия вместе с изменением сферы и метода систематических наук. В самых первых региональных обзорах (de Martonne, 1902; Demangeon, 1905; Blanchard, 1906; Vallaux, 1906) авторы следовали более или менее устоявшейся схеме изложения; начиная с характеристики рельефа и климата, они переходили затем к описанию жизненных форм в связи с общим обликом природы, после чего обращались к исследованию образа жизни населения, рассматривая его как с точки зрения его влияния на окружающую среду, так и с точки зрения воздействия последней на образ жизни людей. Район в понимании французских географов был почти тождествен представлению Шлютера о культурном ландшафте (Kulturlandschaft). Однако Роже Дион, писавший в середине XX в. об истории географии (L’Information geographique, 1957: 185), указывал на множество неверных интерпретаций, связанных с попытками следовать строгим правилам. Экономическая деятельность людей должна рассматриваться как процесс, который не имеет смысла, если игнорировать его историческую перспективу. Ренэ Мюссе, обсуждавший современные региональные исследования в том же сборнике (“L’Information geographique”, 1957: 187–196), показал, что первоначальная идея о создании «законченного» регионального исследования оказывается невыполнимой без резкого увеличения доступной информации. Многие десятилетия региональные исследования были тесно связаны с разработкой единственной центральной темы или проблемы, и все материалы, не отвечающие этим проблемам, отбрасывались. Именно в этом ключе строилось Пьером Дефонтэном изучение долины среднего течения Гаронны (1932 г.), в котором все было подчинено преобразующему воздействию человеческого общества на ландшафт (Dickinson, 1969: 217). Пьер Монбеи в своей региональной монографии, посвященной описанию штата Сан-Пауло в Бразилии, указал на контраст в заселении земель с мелкими пионерного типа фермами и территорий, занятых огромными кофейными плантациями (Monbeig, 1952). Много десятилетий назад французские географы, как и их коллеги в других странах, начали испытывать разнообразные методы организации регионального исследования (Meynier, 1969: 113–119).

Еще Видаль в своей последней из опубликованных работ писал о сложной неоднородности Эльзас-Лотарингии и необходимости обратить внимание на меняющуюся значимость этого пограничного района между Францией и Германией (Vidal, 1917).

Всеобщая география

Видаль полагал, что полевые исследования в относительно небольших районах – самый лучший способ обучения географов. Многие французские географы все еще считают, что региональные монографии – это всего лишь самый лучший вид докторских диссертаций. В отличие от них Видаль находил, что региональные исследования могут также служить практическим целям. Он задумал создать серию книг, содержание которых охватило бы все пространство земной суши и позволило бы в более мелком масштабе, чем французские региональные монографии, но более широко познакомиться с крупными районами земного шара. Видаль умер, не осуществив этого плана. Его работу продолжил Люсьен Галлуа. Первый том опубликован в 1927 г.; вся серия книг, за исключением тома в трех частях, посвященного Франции, была завершена к началу второй мировой войны. Этот последний том увидел свет в 1949 г. (Vidal, Gallois, 1927: 48). Серия в целом – это своеобразный памятник профессиональной работе первого после Видаля поколения французских географов (Martin, 1964). Великолепно напечатанные и превосходно иллюстрированные книги со множеством подробных карт содержат сведения, которые раньше невозможно было получить из изданий серийного типа. Конечно, разделы, повествующие об экономике, населении и политических границах, теперь устарели, но они содержат бесценные сведения для тех, кто занимается исторической географией. Разделы же, посвященные физической географии Земли и ее растительному покрову, сохранили свою ценность и сейчас, спустя многие десятилетия с того времени, когда они были написаны. Жан Готтман писал о «La France physique» Эмманюэля Мартонна:

«Физическая география Франции» Мартонна дала ему возможность представить полную картину проблем и идей, занимавших его на протяжении всей жизни. Это, по-видимому, наиболее авторитетное и лучше всего изложенное физико-географическое описание крупных районов Западной Европы; оно долго будет считаться классическим» (Gottmann, 1946: 82).

Следующая цитата

полезные сервисы видаль де ла блаш поль энциклопедический словарь

Вида́ль де ла Блаш Поль (Vidal de la Blache) (1845-1918), географ, основатель французской научной школы «географии человека». Книга «Принципы географии человека» (1922).

ВИДАЛЬ ДЕ ЛА БЛАШ Поль - ВИДА́ЛЬ ДЕ ЛА БЛАШ (Vidal de la Blache) Поль (1845-1918), французский географ, основатель французской научной школы «географии человека». Книга «Принципы географии человека» (1922).

большой энциклопедический словарь

ВИДАЛЬ ДЕ ЛА БЛАШ (Vidal de la Blache) Поль (1845-1918) - французский географ, основатель французской научной школы "географии человека". Книга "Принципы географии человека" (1922).

Следующая цитата

ВИДАЛЬ (Widal) Фернан (1862-1929) - французский терапевт и инфекционист. Установил роль стрептококка при септических послеродовых осложнениях; разработал серологический метод диагностики брюшного тифа (реакция Видаля), показал различие между анафилаксией и идиосинкразией; один из основоположников функционального направления в нефрологии.

полезные сервисы видаль де ла блаш (vidal de la blache) поль большой энциклопедический словарь полезные сервисы видаль де ла блаш поль энциклопедический словарь

Вида́ль де ла Блаш Поль (Vidal de la Blache) (1845-1918), географ, основатель французской научной школы «географии человека». Книга «Принципы географии человека» (1922).

ВИДАЛЬ ДЕ ЛА БЛАШ Поль - ВИДА́ЛЬ ДЕ ЛА БЛАШ (Vidal de la Blache) Поль (1845-1918), французский географ, основатель французской научной школы «географии человека». Книга «Принципы географии человека» (1922).

большой энциклопедический словарь

ВИДАЛЬ ДЕ ЛА БЛАШ (Vidal de la Blache) Поль (1845-1918) - французский географ, основатель французской научной школы "географии человека". Книга "Принципы географии человека" (1922).

полезные сервисы видаль фернан энциклопедический словарь

Вида́ль Фернан (Widal) (1862-1929), французский терапевт и инфекционист. Установил роль стрептококка при септических послеродовых осложнениях; разработал серологический метод диагностики брюшного тифа (реакция Видаля); показал различие между анафилаксией и идиосинкразией; один из основоположников функционального направления в нефрологии.

ВИДАЛЬ Фернан - ВИДА́ЛЬ (Widal) Фернан (1862-1929), французский терапевт и инфекционист. Установил роль стрептококка при септических послеродовых осложнениях; разработал серологический метод диагностики брюшного тифа (реакция Видаля), показал различие между анафилаксией и идиосинкразией; один из основоположников функционального направления в нефрологии.

полезные сервисы видальщина толковый словарь ушакова

ВИДА́ЛЬЩИНА, видальщины, мн. нет, жен. (обл.). Обыкновенное событие, явление, которое часто можно наблюдать; ант. невидаль, невидальщина.

словарь ударений формы слов

вида́льщина, вида́льщины, вида́льщин, вида́льщине, вида́льщинам, вида́льщину, вида́льщиной, вида́льщиною, вида́льщинами, вида́льщинах

Читайте также: