Поединок куприн краткое содержание по главам подробно с цитатами
Обновлено: 06.11.2024
Литературный талант А. И. Куприна сложно оспорить. Его произведения читают и любят по сей день, а проблемы, затрагиваемые им в текстах, остаются актуальными. Многомудрый Литрекон, ознакомившись с его литературным наследием, предлагает Вам анализ повести «Поединок» по плану, а также подробное краткое содержание по главам.
Глава 8.
Ромашов пришел на бал в дом собрания офицеров. Постепенно начали съезжаться дамы, приехала и Раиса. В выражении ее глаз Ромашову привиделась «какая-то жестокая, злобная и уверенная угроза» .
Офицеры обсуждали поединки в армии, их мнения расходились: некоторые считали дуэли глупостью, другие придерживались мнения, что оскорбление можно смыть только кровью.
История создания
Считается, что замысел масштабного произведения о русской армии появился у Куприна в начале 1890-х годов. В это время выходит множество рассказов, посвященных этой теме, но за усиленную работу писатель принимается только к 1903-му году.
Процесс создания идет тяжело – в то время, как Александр Иванович работает над материалами и черновиками, в свет выходит роман другого автора со схожими идеями. Куприн собирается бросить труд, но благодаря стараниям М. Горького, все же решает закончить повесть. Также автору в работе мешало пагубное пристрастие к спиртным напиткам. О нем часто шутили: «Если истина в вине, сколько истин в Куприне?».
Впервые повесть публикуется на страницах сборника «Знание» в 1905 году и практически сразу вызывает бурную реакцию у публики. Одни сочли произведение за попытку очернить тех, кто отважно защищал родную страну от бед, другие – за смелый вызов существующей системе.
История написания повести «Поединок» неотделима от биографии автора. В «Поединке» много автобиографичного – Куприн и сам отслужил четыре года в провинции. Он и сам имел многочисленные романы с замужними женщинами. Он и сам не раз бывал на дуэли. Впечатления о том времени позволили ему достоверно описать характеры героев и нравы офицеров.
Жанр и направление
Произведение «Поединок» относят к жанру повести. Об этом можно судить по объему текста (больше, чем рассказ, но меньше, чем полноценный роман, несмотря на то, что сам Куприн говорил иначе), наличию определенного повествователя (Ромашов), о судьбе которого и узнает читатель. Также история замкнута в пространстве – все события происходят в рамках одного городка – и времени. Во второй главе указывается начало действия: первые числа апреля. Завершается все 2-го июня донесением о трагедии.
Особое внимание уделяется описанию эмоций и чувств, в частности, тех, что связаны с любовными переживаниями.
Композиция
Повесть «Поединок» имеет одну основную сюжетную линию, которая развивается от начала до конца: переосмысление офицером Ромашовым общественного уклада, частью которого он является. Второстепенные же лица и сюжетные ответвления нужны только для раскрытия центрального конфликта.
Финальная глава «Поединка» имеет необычную форму – она представлена в виде рапорта о случившейся дуэли между Николаевым и Ромашовым. Дело в том, что ее оригинал изъяли при обыске квартиры писателя, и Куприну пришлось воссоздавать текст по памяти. Времени до отправки произведения в печать практически не оставалось, поэтому он решил поступить подобным образом, взяв образец из Дуэльного кодекса.
Суть: о чем повесть?
Молодой подпоручик Георгий Ромашов полтора года состоит на службе в небольшом городе. Он командует полуротой, но мечтает о более почетном положении. Тем не менее, ему непонятно, зачем люди участвуют в войнах и понапрасну губят себя, если можно просто решить все мирным путем.
Он разочарован в армии, чувствуя себя лишним среди «чужих, недоброжелательных или равнодушных людей». Не терпит рукоприкладства и грубости со стороны вышестоящих – за попытку заступиться за одного из солдат его даже сажают под домашний арест на четыре дня.
Серые будни Ромашов разбавляет поездками в гости и случайными интрижками с замужними женщинами – сначала с Раисой Петерсон, затем с Александрой Николаевой. В доме последней бывает достаточно часто – ему кажется, что она из тех немногих, кто способен по-настоящему понять. Но как раз чувства к ней и приведут Георгия к трагическому финалу.
На майском смотре полурота героя переживает настоящий позор – захваченный ощущением собственного величия, Ромашов совершенно забывает о правилах, и полностью разрушает построение. Униженный перед всеми, он окончательно отстраняется от людей, считая себя презренным существом. Тут же появляется и муж Шурочки с обвинениями в распространении сплетен и развратном поведении – оказывается, кто-то посылает анонимные письма с намеками на любовные отношения между Георгием и Александрой. Доведенный до предела подозрениями, Николаев в один из вечеров серьезно ссорится с Ромашовым. Дело доходит до суда, на котором назначают дуэль.
Уверенный, что ему не причинят вреда – к нему приходит Шурочка и говорит, что супруг не станет в него целиться – герой отправляется на поединок. На следующий день он умирает от выстрела в живот.
Глава 17.
Ромашов «стал уединяться от общества офицеров» . Георгий твердо понимал, что не останется служить в армии и, когда пройдут обязательные три года службы, уйдет в запас.
Главные герои и их характеристика
Многомудрый Литрекон считает, что главные герои повести «Поединок» могут мирно сосуществовать в одной таблице:
Можно выделить в повести «Поединок» несколько основных тем: тяготы армейской службы, взаимоотношения мужчины и женщины, поиск места в мире. Тематика «Поединка» интересна и современному читателю:
Если тематика повести «Поединок» раскрыта не полностью, напишите об этом Многомудрому Литрекону. Он дополнит ее для Вас.
Глава 6.
Проблемы
Проблематика повести «Поединок» тоже очень злободневна и близка многим читателям.
- Основная проблема, затрагиваемая автором – удручающее состояние российской армии. Практически в каждой главе можно увидеть, насколько плохо люди на службе относились друг к другу. Повсеместно встречается рукоприкладство – командиры были уверены, что только криками и физическим насилием возможно донести хоть какую-то мысль до обычных солдат. Куприн осуждает не только безнравственность и жестокость офицеров, но и саму систему, поставившую их в такие рамки. Армия, по его мнению, даже самых хороших людей делает порочными, потому что ее иерархия держится на страхе и неудовлетворённости.
- Проблема гуманизма получает свое отражение в книге. Автор уверен, что жестокости в армии можно избежать, и приводит характерный пример. Крайне нелестно отзываются подпоручики о командире пятого полка. Он разговаривает с подчиненными редко и тихо, ругается также на пониженных тонах. Имеет строгий нрав, но несмотря на это, солдаты почитают его. Во время майского смотра полков именно они показывают наилучший результат, тогда как остальные оказываются полностью вымотаны от жестоких тренировок. «Молодцеватые, свежие люди проделывали ротное ученье таким легким, бодрым и живым шагом, с такой ловкостью и свободой, что, казалось, смотр был для них не страшным экзаменом, а какой-то веселой и совсем нетрудной забавой…». Так, Куприн дает понять, что жестокость, распущенность офицеров и внушение страха солдатам не приведут к положительному результату.
- Проблема половой распущенности в частях тоже занимает особое место. Раиса и Александра заводят романы на стороне и сеют смуту в рядах офицеров. Но даже не любовь движет ими, а простое женское тщеславие. Нищета и провинциальная серость толкают их на безнравственность. Но и этим нельзя оправдать женщин, которые провоцируют дуэли и обманывают своих супругов.
- Проблема неудовлетворенности жизнью. Этим недугом больны почти все герои повести. Георгий мучается от своей бесполезности в армии, его гнетут неудачи. Александра чувствует, что могла бы претендовать на большее, и страдает от нищеты и скуки. Назанский отчаялся найти себя за пределами казармы, но и она ему глубоко чужда. Также его мучает отказ Александры.
- Проблема безволия. Ромашов мог бы изменить свою жизнь и даже завоевать Александру, но у него не хватает сил на то, чтобы двигаться дальше. Он делает что-то значительное только в мечтах. На практике он ни ни что не способен.
Глава 11.
Во время учений Ромашов выполнял приемы на автомате. Он думал о сказанной одним из офицеров фразе: «Если так думать, то нечего и служить. Надо уходить со службы» .
Основная идея
Видимо, главная мысль повести «Поединок» заключается в необходимости деятельного протеста. Главный герой, заметив, насколько развращены те, с кем он постоянно находится, пытается противостоять сложившимся устоям, но делает это пассивно. Он защищает и утешает слабых, задумывается над действительно важными вещами, но этого оказывается слишком мало, и, в конце концов, среда его уничтожает. Если бы Ромашов проявил энергичность, силу духа и твердую позицию, то ему удалось бы воплотить свои мечты в жизнь. Ведь смог же сам Куприн уйти в отставку и обрести счастье в мирной жизни.
Глава 21.
Расстроенный Ромашов пошел к Назанскому. Офицер пытался отговорить Георгия от дуэли, считая, что Ромашову нужно бросать армию и не бояться жизни.
Чему учит?
«Поединок» учит читателя внимательности к ближним, заставляет задуматься об отрицательных поступках, которые мы совершаем. То, как показана армия в повести – лишь отображение реального положения дел той эпохи. Куприн хотел, чтобы публика узнала, насколько далеким от идеала является романтизированное офицерское общество, и надеялся, что сможет изменить ситуацию.
Мораль повести «Поединок» заключается в том, что каждый человек должен соответствовать своей мечте. Ромашов жил иллюзиями и заблудился в романтических представлениях об армии. Его бросает из стороны в сторону: реальность разбивает его грезы, убеждает его в необходимости бросить службу; но в мечтах Георгий снова и снова обманывает себя, представляя ту роль, которая ему чужда. Поэтому Ромашов был несчастен и так бесславно погиб, оказавшись не на своем месте.
Глава 9.
Ромашов, как обещал, танцевал с Раисой кадриль. Во время танца женщина со злобой сказала, что не позволит с ней так обращаться, начала громко оскорблять Шурочку. Раиса утверждала, что пожертвовала всем ради Ромашова: «я не смела взглянуть в глаза моему мужу, этому идеальному, прекрасному человеку» . Григорий невольно улыбнулся: ее многочисленные романы были известны всем.
Муж Раисы, капитан Петерсон, был «худой, чахоточный человек» . Он безумно любил жену, поэтому прощал ей все интрижки.
Художественные особенности
Благодаря большому количеству монологов и диалогов, мы можем глубже понять персонажей. Вдохновенные речи Назанского, мысли Ромашова, циничные фразы Раисы и Александры – все это создает нужный образ и содержит вложенные автором смыслы.
«Пожалуй, она никогда и никого не любила, кроме себя. В ней пропасть властолюбия, какая-то злая и гордая сила. И в то же время она — такая добрая, женственная, бесконечно милая. Точно в ней два человека…» (Назанский о Николаевой)
«Пожалуйста, Ромочка, не воображайте о себе. Вы и не мужчина вовсе…» (Александра – Георгию)
Можно отыскать эпитеты и портретные детали: «жалкая обстановка», «мясистые красные руки», «бесцветные светлые глаза», «Рослый, патлатый Арчаковский» и др.
Глава 13.
Подъезжая к дому Николаевых, Ромашов ощутил странное, беспричинное беспокойство. Шурочка радостно встретила Георгия.
Критика
Публика восприняла «Поединок» неоднозначно, кто-то поддержал стремление автора обратить внимание на существующую, но малоизвестную проблему, а кто-то, наоборот, упрекал его в попытке очернить военных.
В журнале «Русская мысль» писали следующее:
«Петербургские ведомости» придерживались схожего мнения:
Критик А. А. Измайлов отметил некоторую небрежность писателя и скомканность финала, но согласился с остальными и выразил радость относительно того, что в литературе появился новый талант.
«В его писательском и человеческом темпераменте, по-видимому, неотрицаема черта какой-то типично-русской безалаберности…»
Следующая цитата
Повесть «Поединок» Куприна была впервые опубликована в 1905 году. Произведение относят к традиции неореалистической прозы в русской литературе. Центральной сюжетной линией повести, связанной с его названием, является конфликт между двумя офицерами Ромашовым и Николаевым, который разразился из-за жены второго. Их ссора привела к дуэли и гибели главного героя. В произведении автор затрагивает проблему взаимоотношений личности и общества, раскрывает тему жестокости в армии, унижения обычных солдат командирским составом, обнажает ужас и пошлость офицерского общества.
На сайте можно читать онлайн краткое содержание «Поединка» по главам. Представленный пересказ подойдет для подготовки к уроку литературы, для читательского дневника.
Глава 10.
Во время утренних занятий офицеры обсуждали наказания солдат. Ромашов считал, что в армии специально «стараются поддерживать в отношениях между офицерами грубость, солдафонство» .
Главные герои
Другие персонажи
- Василий Нилович Назанский – офицер, пьяница, был влюблен в Александру Петровну.
- Раиса Александровна Петерсон – «полковая дама» , любовница Ромашова, жена капитана Петерсона.
- Шульгович – командир полка.
для самых нетерпеливых -
для самых крутых -
Глава 7.
Георгия отвезли к полковнику. Шульгович отчитал Ромашова из-за слухов: донесли, что офицер выпивает. После разговора полковник пригласил Георгия на офицерский обед. Домой Ромашов возвращался, «чувствуя себя одиноким, тоскующим, потерявшимся в каком-то чужом, темном и враждебном месте» .
Краткое содержание
Глава 16.
Ромашов вышел из лагеря и встретил Николаева. Владимир сказал, что нарочно ждал его тут, завел разговор об Александре Петровне. Николаеву начали приходить «хамские анонимные письма» со сплетнями о его жене и Ромашове. Владимир потребовал, чтобы Ромашов сделал все, чтобы пресечь распространение сплетен.
Глава 20.
Утром Ромашова вызвали в суд. Через несколько дней суд пришел к решению, что ссора между Николаевым и Ромашовым может быть разрешена только поединком.
Заключение
«Поединок» считается наиболее значимым произведением в творчестве Куприна. Главный персонаж повести – молодой подпоручик Ромашов изображается как романтический, интеллигентный человек с тонкой душевной организацией. Ему трудно смириться с однообразной, обывательской жизнью в захолустном пехотном полку – в годы обучения военные представлялись ему совсем другими, более благородными людьми. Понимая, что он не сможет оставаться на службе, Ромашов решает уйти из армии по истечению трех обязательных лет. Однако неудачное стечение обстоятельств и давление со стороны Шурочки приводят к скоропостижной гибели Георгия. Дуэль становится попыткой Ромашова противостоять миру и обществу, но он проигрывает в этом противостоянии.
Советуем не ограничиваться кратким пересказом «Поединка», а прочесть повесть Александра Ивановича Куприна в полном варианте.
Глава 1.
Шестая рота, проходят учения. Приехавший в роту полковник Шульгович отчитал подпоручика Ромашова за то, что солдаты встречают командира в ненадлежащем виде. Ромашов начал оправдывать одного из солдат, за дерзость был подвергнут домашнему аресту на четверо суток.
Следующая цитата
А вы сможете написать более краткое содержание? Пишите варианты в комментариях, за оригинальные варианты раздаём промокоды на бесплатное получение грамоты!
Глава 15.
Офицеры готовились к майскому смотру «и не знали ни пощады, ни устали» . Ромашов наблюдал, как ротные с особой жестокостью избивают своих солдат.
Во время финального марша Ромашов, опьяненный музыкой и всеобщим волнением, замечтался и повел вправо, из-за чего вся его полурота «представляла собой безобразную, изломанную толпу» . После случившегося все подшучивали над Ромашовым.
Глава 3.
Придя домой, Ромашов спросил у денщика, не было ли кого от поручика Николаева, но ответ был отрицательным. У Николаевых Георгий бывал почти ежедневно последние три месяца.
Окончив военное училище, Ромашов думал, что на службе будет заниматься самообразованием. Однако вместо этого он имеет «грязную и скучную связь с полковой дамой» «и все чаще и чаще тяготится и службой, и товарищами, и собственной жизнью» .
Денщик принес письмо от любовницы Ромашова Раисы. Женщина звала его в гости, приглашала на кадриль в следующую субботу. Разорвав письмо, Ромашов решил «в последний раз» пойти к Николаевым.
Очень кратко
Подпоручик Георгий Ромашов – благородный и честный молодой человек. Оказавшись в царской армии, он сильно разочаровывается в своих идеалах. На деле сослуживцы оказываются лживыми, подлыми и недоброжелательными людьми.
Похоронив свои светлые мечты и идеалы, Ромашов заметно опускается. Он перестает читать книги, связывается с полковой дамой. Подобный образ жизни вызывает в нем омерзение.
Ромашов заводит знакомство с Николаевым, и все чаще бывает у него в гостях. Герой влюбляется в супругу Николаева, Александру Петровну. Молодая женщина отвечает ему взаимностью, но все ее силы направлены на другое. Шурочка мечтает, чтобы глупый, слабовольный муж поступил в академию – это единственный шанс изменить к лучшему жизнь. Вскоре о чувствах Ромашова к Шурочке становится известно Николаеву, и он просит товарища больше не появляться в их доме.
Однажды Ромашов с другими офицерами отправляется в публичный дом. Копания входит в раж, начинается безумный кутеж. Кто-то предлагает отпеть живого человека. Ромашов начинает протестовать, но против него выступает Николаев. Между офицерами завязывается драка, и на следующее утро назначается дуэль.
К Ромашову приходит Шурочка. После близости она умоляет не убивать мужа. Ромашов соглашается, и утром умирает от выстрела Николаева.
Глава 14.
Во время пикника Шурочка казалась Ромашову особенно очаровательной. Когда вечером все разбрелись по поляне, Георгий с Александрой отошли в глубь рощи. Шурочка призналась, что сегодня влюблена в Ромашова, а мужа своего не любит – «он груб, он нечуток, неделикатен» . Она поцеловала Георгия, но после попросила, чтобы Ромашов больше к ним не приходил – ее мужа осаждают анонимными письмами.
Следующая цитата
Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с кратким пересказом повести Александра Куприна «Гранатовый браслет» по главам. Подробно и точно он описал основные события книги. Несмотря на то, что сюжет рассказа передан в сокращении, он раскрывает все важные детали произведения, которые хотел передать читателю автор. Своеобразие и идейно-тематическое богатство произведения Вы найдете в анализе по плану.
Глава 1: Знакомство с героиней
В конце лета на Чёрном море случилась непогода. Все, кто имел здесь дачи, был на курорте или просто отдыхал в гостях у родственников, стали собираться в город. Побережье опустело.
Однако в доме главной героини рассказа – княгини Веры Шеиной – шёл ремонт, поэтому она была вынуждена остаться на даче. Будто в награду за перенесённую на побережье непогоду, в начале осени солнце вновь стало выглядывать из-за туч, стало тепло и княгиня не могла нарадоваться ясным дням и покою, царившему на опустевшем берегу.
Глава 22.
Когда Ромашов вернулся домой, то обнаружил у себя в гостях Шурочку. Она сказала, что хотя и не любит Владимира, но «на него убила часть своей души» . У нее больше самолюбия, чем у мужа, именно она заставляла его снова и снова пытаться поступить в академию. Если Николаев откажется от поединка, его не возьмут в академию. Поэтому им непременно нужно завтра стреляться – никто из них ранен не будет. На прощание Шурочка и Георгий поцеловались.
Глава 2: Состояние Шеиных
17 сентября у Веры был день именин. Муж подарил ей чудесные серьги с грушевидными жемчужинам. Он спешил по делам, поэтому оставил презент на ночном столике супруге. Ей они понравились. Дома было пусто. Николай, родной брат Веры, уехал в суд по делам.
Вера весь день ожидала мужа, который должен был привезти к обеду гостей для празднования именин жены. Так как финансовое положение семьи Шеиных было достаточно стесненным, супруги были рады, что праздник совпал с последними днями дачного сезона и не было необходимости тратиться на роскошный прием в городском доме. Муж героини был очень знатным, но его предки изрядно растратили капитал, а жить приходилось роскошно, чтобы не ударить в грязь лицом. Сама Вера во многом отказывала себе, экономила, как могла поддерживала мужа в этой непростой ситуации. Страстная любовь к супругу сменилась спокойной привязанностью, и Вера тайно от Василия делала все возможное, чтобы ему помочь.
А помочь с подготовкой к празднику к княгине приехала её сестра Анна Николаевна Фриессе, с которой они с детских лет были сильно привязаны друг к другу. Анна была замужем за богатым глупцом, который лишь числился на службе, а по факту не работал. У нее были двое детей, но супруга она не любила, поэтому решила больше не рожать. Вера же обожала племянников, но так и не могла родить своих детей. Она страстно хотела этого.
Глава 12.
С утра Ромашову принесли письмо от Шурочки. Женщина приглашала его на именины на пикник.
Глава 19.
Офицеры поехали в собрание и продолжили пить и веселиться. Многие офицеры в полку были «из духовных» , неожиданно один из них затянул панихиду, и они хором «прослужили» ее всю. Ромашов ударил кулаком по столу, запрещая такое петь. Пьяные офицеры снова начали буйствовать. Неожиданно появившийся рядом с Ромашовым Николаев сказал, что такие, как Георгий и Назанский, позорят полк. Ромашов намекнул на «таинственные причины» , по которым Николаев недоволен Назанским. Между ними началась драка. Ромашов закричал, что вызывает Николаева на поединок.
Глава 4.
Владимир Ефимыч Николаев, муж Александры Петровны, «должен был держать экзамен в академию генерального штаба и весь год упорно, без отдыха готовился к нему» . Это был уже третий экзамен – два предыдущих года он проваливался и третий был последним шансом. Шурочка очень хотела, чтобы муж поступил, так как ей претила та жизнь, которой они жили сейчас.
Когда Ромашов пришел к Николаевым, во время беседы Шурочка вспомнила о том, что офицерские поединки стали узаконены. Она считала, что русским офицерам поединки необходимы: «тогда у нас не будет в офицерской среде карточных шулеров» и «беспросыпных пьяниц» , как офицер Назанский.
Глава 3: Разговор сестер
Любуясь прелестным пейзажем со скамейки, расположенной прямо над обрывом, который «падал» в море, сёстры разговорились. Вера признается, что море давит на нее плоской пустотой. Она больше любит густые леса.
Анна Николаевна вспомнила о подарке, приготовленном для сестры, и вручила Вере красивую записную книжку в старинном переплёте.
Сестры обсуждают меню и гостей.
Глава 4: Генерал Аносов
Ближе к вечеру начали прибывать гости, среди которых был и друг покойного отца сестер – генерал Аносов, которого Анна и Вера ласково называли дедушкой. Он был другом их отца и храбрым офицером. Он лично участвовал во многих войнах, а в старости ему дали должность коменданта крепости, ведь он не хотел идти в отставку. Он отличался добротой и честностью. Дети очень его любили, поэтому он был желанным гостем для Веры, которая выросла на его рассказах и играх.
Сам Аносов был женат на женщине, которая ушла от него к актеру. Он вскоре бросил ее, а Аносов супругу не оставил: он посылал ей пансион до самой смерти, но в дом не пустил, хоть она и очень просила его возобновить отношения. Увы, брак был бездетным, и Аносов всю свою нежность посвятил дочерям друга.
Глава 5: Нежданный подарок
За обедом гостей развлекал муж Веры Николаевны – князь Василий Львович. Он обладал чудесным даром рассказчика и умел ловко соединять правду с вымыслом так, что все его истории получались необыкновенно увлекательны.
После трапезы Вера пересчитала гостей. Их оказалось тринадцать и княгине, как суеверной женщине, стало немного тревожно. Когда гости пошли играть в покер, княгиня вышла из комнаты и встретила горничную, которая сообщила, что приходил посыльный с просьбой передать некий пакет лично в руки Вере Николаевне. В этом пакете находились золотой браслет с гранатами и записка. Рассматривая гранаты на браслете, Вера Николаевна подумала, что эти камни походят на кровь.
Записка оказалась от тайного поклонника княгини, которой уже не первый год донимал Веру Николаевну своими письмами и признаниями. На этот раз он писал, что украшение, подаренное княгине, принадлежало еще его прабабушке. Он извлек камни из серебряного украшения и перенес их в золотую оправу (низкопробную). Так что его еще никто не носил. Однако, даже несмотря на это, мужчина говорил, что нет на всем свете украшения, достойного Веры. Он просил прощения за глупые письма, которыми он донимал Веру еще до замужества. Тогда он еще надеялся на ответ и даже требовал его. Но теперь ему остались «только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность». Он счастлив, потому что Вера счастлива, и рад тому, что она прикоснулась к его подарку.
Вера не знает, когда сказать об этом мужу. Ей досадно, что этот глупец выставляет ее в смешном свете.
Глава 6: Смешной поклонник
Продолжая развлекать гостей, князь Василий Львович стал показывать свой альбом с рисунками, которые всем казались очень смешными. Последней зарисовкой в альбоме была «Княгиня Вера и влюблённый телеграфист», и князь, не обратив внимания на просьбу жены, начал зачитывать гостям историю о том, как его жена получала трепетные послания от неизвестного влюблённого телеграфиста.
Вася придумал целую историю о том, как телеграфист ушел в монахи и умер, оставив Вере в наследство флакон со своими слезами.
Глава 23.
Рапорт командиру полка. 1 июня состоялась дуэль между Николаевым и Ромашовым. Николаев стрелял первым и ранил Ромашова в правую верхнюю часть живота. Выстрелить в ответ Ромашов уже не смог. Через несколько минут Ромашов скончался от внутреннего кровоизлияния.
Глава 7: История Аносова
Одним из последних оставшихся в доме гостей был генерал Аносов, истории которого с удовольствием слушали Вера и Анна на террасе их дома. Речь зашла о любви. Аносов рассказывал о том, что встретил в Болгарии девушку, и между ними пробежала искра страсти. У них был бурный роман. Но пришло время для разлуки, и они поклялись друг другу в вечной любви. Но Анна отметила, что это не настоящая любовь. Аносов же ответил, что так и не полюбил «неземной» любовью ни одну женщину. Вся молодость растрачена на войну и карты, а в старости уже не до любви.
Перед тем как проводить «дедушку», княгиня показала мужу, где лежит очередное письмо от того самого телеграфиста.
Глава 8: Рассуждения о любви
По дороге к экипажу Аносов разговаривал с Верой о настоящей любви, которая, по его мнению, должна быть величайшей трагедией. В его время такой любви не было, и он считал, что ее нет на свете. Вера возразила: а как же брак? Аносов признается, что жестоко обманулся. До алтаря невеста казалась ему непорочным ангелом с длинными ресницами. Но через 3 месяца этот ангел показал свое истинное лицо: «Мотовка, актриса, неряха, жадная». Генерал рад, что у него не было с ней детей. Он даже был благодарен тому актеру. И жену он простил.
В одном полку была старая развратница, морфинистка, гулящая жена одного из офицеров. И вот она влюбила в себя юного прапорщика. У них был страстный роман, он ходил за ней как тень. Но она его бросила. А он не унимался и все ходил за ней. Она предложила ему в шутку броситься под поезд, и он бросился, но его оттащили, и поезд лишь отрезал ему кисти рук. Он стал нищим и замерз насмерть.
Еще один пример: молодая и красивая жена офицера изменяла ему, а он все прощал, «лишь бы Леночка была счастлива». Она жила с двумя мужьями и ничуть не смущалась. Она даже велела мужу, чтобы он берег любовника на войне. И муж берег. Именно это Аносов считал великой и настоящей любовью.
Поподробнее расспросив Веру об истории с тайным поклонником, генерал заметил, что, возможно, это и есть та самая искренняя и «на всё готовая» любовь, о которой мечтает каждая женщина. Вера рассказала, что Г. С. Ж. стал преследовать ее за 2 года до замужества. Сначала его письма были пылкими и курьезными, но затем Вера ответила ему (тайно ото всех), чтобы он оставил ее в покое. После этого Г. С. Ж. писал только по праздникам и очень почтительно, не говоря уже о любви.
Глава 9: Гнев Николая
Когда княгиня проводила последних гостей, она застала в доме беседу мужа и её брата. Николай очень упорно настаивал на том, что историю с поклонником нужно сейчас же прекратить, так как под угрозой могла оказаться репутация семьи Шеиных. Василий не видел в письмах ничего криминального, но согласился с тем, что подарок нужно вернуть, иначе Вера рискует приобрести репутацию дурной женщины, принимающей ценности от посторонних мужчин. Николай объявил, что завтра же он найдет этого обожателя. В былые времена он и вовсе наказал бы его розгами.
В итоге решили, что завтра же Василий Львович вместе с Николаем разыщут телеграфиста и вернут браслет, потребовав оставить княгиню в покое.
Глава 10: Разговор с Желтковым
Поклонником оказался мелкий чиновник лет тридцати по фамилии Желтков. Поняв, с какой целью пришли эти мужчины и услышав, кто они такие, Желтков тут же признался, что виноват в содеянном. Он был очень робким, но гостеприимным и вежливым. Предложил гостям чаю, несмотря на неуважение и даже презрение Николая. Николай начал на него ругаться, почти кричать, но Василий остановил его и захотел выслушать Желткова.
Он сказал Василию Львовичу, что любит его жену и ничего не сможет с этим поделать, поэтому всё, что ему остаётся – это принять смерть «в какой угодно форме». Затем мужчина попросил ненадолго отлучиться, чтобы позвонить княгине.
Пока Желтков говорил с Верой, князь объяснял Николаю, что этот человек не умеет врать, что он искренне любит и никак не виноват в этом:
«Разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, — чувством, которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя».
Василию было очень жаль Георгия, он назвал его состояние «трагедией души».
По возвращении Желтков попросил написать последнее письмо Вере и пообещал, что его больше не увидят и не услышат. По просьбе княгини он заканчивает эту историю. Она по телефону сказала ему следующее:
«Ах, если бы вы знали, как мне надоела вся эта история. Пожалуйста, прекратите ее как можно скорее».
Вернувшись домой, князь Шеин поведал жене о подробностях визита. В какой-то момент у княгини случилось нехорошее предчувствие: ей представилось, что этот человек убьет себя.
Глава 2.
Ромашов все чаще испытывал «мучительное сознание своего одиночества и затерянности среди чужих, недоброжелательных или равнодушных людей» . Вместо того чтобы идти на офицерское собрание, Георгий отправился домой.
Глава 11: Смерть телеграфиста и реакция Веры
На следующий день из газет Вера Николаевна узнаёт, что чиновник Желтков покончил с собой, по официальной версии – из-за растраты государственных денег. Княгиня задумалась о словах генерала Аносова о настоящей любви:
«Почем знать, может быть, твой жизненный путь пересекла настоящая, самоотверженная, истинная любовь», — вспомнились ей слова Аносова.
А затем ей принесли прощальное письмо уже не тайного поклонника. В нём он извинялся за неудобства, который он внёс в её жизнь, благодарил Веру просто за то, что она живёт, и прощался с ней навсегда:
«Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить. Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое».
Прочитав послание, Вера поехала посмотреть на комнату человека, который любил её. Желтков просил ее о том, чтобы она приказала сыграть сонату D-dur № 2, op. 2, если вспомнит о нем.
Муж Веры не был против ее визита туда. Он и сам считает, что Желтков не был сумасшедшим. Ему было не по себе, ведь он не знал, как помочь Желткову тогда. А ведь уже видел, что он был мертв, сидя напротив.
Глава 5.
Выйдя от Николаевых, Ромашов «назло ей» отправляется к Назанскому. Беседуя, мужчины заговорили о любви. Назанский считал, что любовь «имеет свои вершины, доступные лишь единицам из миллионов» . Назанский прочел Ромашову письмо женщины, которую любил. Ромашов понял, что этой женщиной была Александра Петровна. Назанский также догадался о чувствах Георгия к Шурочке.
Придя домой, Ромашов обнаружил письмо от Раисы. Она знала, что Георгий каждый вечер бывает у Николаевых, и писала, что «жестоко отплатит» ему.
Глава 12: Прощание с Желтковым
В квартире, которую снимал Желтков, Веру встретила хозяйка и рассказала о последних днях чиновника. Сам он лежал с глубокой важностью в глазах и блаженной улыбкой на устах, как будто перед смертью ему открылась какая-то сладостная, заветная тайна, которая и была смыслом его жизни.
Когда княгиня собиралась уходить, хозяйка квартиры передала ей просьбу Желткова, в которой он говорил, что если вдруг с ним придет попрощаться женщина, то ей нужно передать, что лучшее произведение Бетховена – это вторая соната. Уходя, Вера расплакалась, объяснив это тяжелым впечатлением от смерти.
Глава 18.
В конце мая в роте повесился солдат. Вечером того же дня офицеры пили, шутили, пели песни. Ночью, уже изрядно пьяные, они отправились к женщинам. Там произошла потасовка: пьяный офицер начал рубить все шашкой, но Ромашов его успокоил.
Глава 13: Вера думает о Желткове
Вернувшись домой, княгиня встретила пианистку Женни Рейтер, которую Вера попросила что-нибудь сыграть. Она была уверена, что Женни сыграет именно то место из бетховенской сонаты, и не ошиблась. Слушая музыку, Вера Николаевна думала о той самой великой любви, которая прошла мимо и одновременно о том, почему она сейчас должна слушать именно это произведение.
С течением времени княгиня не заметила, как из ее глаз полились слёзы. Музыка волновала и успокаивала ее одновременно. Как только Женни закончила, Вера пришла в себя. Подруга спросила, почему Вера плачет, на что та ответила:
Читайте также: