Подтвердите цитатами из текста что ритм поэмы вбирает в себя разговорный свободный стих

Обновлено: 21.11.2024

Цель урока: познакомить с одним из самых спорных произведений А. Блока, показать многовариантность толкования поэмы, выявить индивидуальные признаки текста в словарно-образной системе, в композиции, в ритмике. Дать свое толкование образа Христа.

Оснащение урока: портрет А. Блока, контрольный лист на каждого ребенка, фонотека (отрывок из поэмы “Двенадцать” читает Д. Журавлев), опорные схемы: “Динамика цвета”, “Художественное пространство”.

Каждый ученик при подготовке к уроку работает по контрольному листу, где предлагается система литературных задач, позволяющих постигать произведение в единстве формы и содержания.

1. Прочитать поэму А. Блока “Двенадцать”. Прояснить по словарю дефиниции слов: вития, кондовая Русь, иконостас, анафема, осанна; выяснить, что означает бубновый туз на спине.

2. Работа с текстом.

Прочитайте поэму. Что является ее доминантой? Выпишите доминантный ряд на уровне образов, художественных деталей, лексики…

3. Выделите противостоящую доминанте оппозицию. Перечитайте первую главу. Выпишите оппозиционный ряд. Прокомментируйте: каково отношение автора к старому миру, где и как проявляется авторская позиция, какими увидел Блок “апостолов” революции.

4. Через призму доминанты и оппозиции рассмотрите художественное пространство поэмы, ограниченное оно или открытое?

5. Каким образом доминанта и оппозиция пересекаются композиционно?

6. Прослушайте поэму “Двенадцать” в исполнении Дмитрия Журавлева. Попытайтесь услышать “музыку революции”, ту музыку, которую слышал Блок. Включите воображение. В выписанном вами доминантном ряде подчеркните то, что услышали, допишите те слова, которых не заметили при чтении, но которые, безусловно, доминируют в поэме. Выделите в доминантном и оппозиционном рядах сквозные образы. Где их оказалось больше? Почему? Есть ли среди них слова-символы?

7. Подтвердите цитатами из текста, что ритм поэмы (по мнению Л.И. Тимофеева) вбирает в себя:

– и разговорный свободный стих
– и фольклорный ритм частушки
– и интонацию мещанского романса
– и пафос революционного лозунга
– и уличный язык голытьбы
– и припев революционной песни
– и ритм державного шага.

Что доминирует в ритмике?

8. Какой цвет преобладает в поэме Блока? Одинакова ли его интенсивность от начала к концу поэмы? Выскажите свои предположения по этому поводу.

9. Самый сложный и спорный образ поэмы – это образ Христа. Куда бы вы отнесли этот образ: к доминанте или к оппозиции? Познакомьтесь с двумя-тремя критическими статьями из предложенного списка. Выскажите свою точку зрения.

10. “Анафему” или “осанну” пропел Блок Октябрьской революции?

Предметом нашего пристального внимания сегодня будет поэма Александра Блока “Двенадцать”. Она продолжает тему прошлого урока “Стихи Блока о России”. “Двенадцать” – это первый значительный отклик в художественной литературе на события 1917 года.

К. Чуковский писал о Блоке: “Он внимательно вслушивался в чужие толкования этой поэмы, словно ожидая, что найдется же кто-нибудь, кто объяснит ему, что она значит. Но дать ей одно какое-нибудь объяснение было нельзя, так как писал ее сложный человек, со своим восприятием мира.

Эту поэму будут толковать по-всякому, и будут толковать еще тысячу раз”.

Сегодня на уроке мы с вами попробуем дать свое толкование этой поэмы, внимательно исследуя текст в единстве его формы и содержания по плану контрольного листа.

Прояснив значения слов, устранив “шумы” и “помехи” в восприятии содержания произведения, просим учащихся прочитать выписанный “доминантный ряд”. Звучит он примерно так: двенадцать, державный шаг, черная злоба, святая злоба, Петька, бубновый туз, “уж я ножичком полосну”,черный ветер, вьюга, винтовок черные ремни…Оппозиционный ряд, как правило, включает в себя меньше слов: старушка, вития, буржуй на перекрестке, “загонят в гроб”, “барыня в каракуле” и т. д.

Прежде чем знакомить учащихся с критическими статьями, дающими толкование образа Христа, внимательно выслушаем мнение самих ребят.

Думаю, что нет необходимости в рамках этой статьи приводить общеизвестные варианты толкования этого образа. Это и точка зрения М. Волошина, и традиционная точка зрения советского литературоведения, это очень интересные публикации газеты “Литература”: статья Б. Сарнова

“Новые люди на арене истории” 1994 год № 12, статья Г. Маршалик “Кто впереди? 1994 №47, статья М. Милич “Безумие победителей” 1994 № 33 и т.д.

Остальные задания контрольного листа обычно не вызывают затруднений

Использование контрольного листа помогает организовать самостоятельную работу учащихся дома при подготовке к уроку. Ученику заранее становится известен ход урока.

Мною разработаны “Контрольные листы” по литературе для учащихся 10–11 классов. В основу многих из них положены материалы и публикации газеты “Литература”. Если такая форма работы будет кому-то интересна, рада буду поделиться своими наработками.

Следующая цитата

В поэме много просторечных слов (брюхо, жрала, толстоморденъкая, екнуло, кабак, цыгарка, елекстрический, етажи, у ей, потяжгле, утек, вскидывает, толстозадая, холера, подлец, стервец, падаль, сукин сын, пальтишко, шинелишка, винтовочка, оглобельки, фонарик, ножичек, воробышек, зазнобушка и др.). В поэме можно найти фразеологические обороты: ни гу-гу, завел шарманку, нос повесил, гляди в оба, загонят в гроб, держи контроль. Вводит Блок слова и выражения, ставшие особенно популярными после революции: большевики, товарищ, Красная гвардия, красный флаг, плакат, мировой пожар, революционный шаг, рабочий народ и др.

Читатель должен почувствовать это и в противоборстве ритмов, и в противоборстве двух стихни языка.

Выразительность, меткость, точность языка писателя становится более понятной для учащихся, если они имеют возможность сопоставить несколько редакций произведения и увидеть, как старательно художник подбирал нужные ему слова. Останавливаясь на нескольких примерах, школьники смогут сопоставить стихиокончательного текста поэмы с первоначальным вариантом.

Следующая цитата

Какой же увидел революцию гений Блока?
Как для него звучит музыка революции ?
Что услышал поэт в этой музыке?
Что несет революция?
В поэме Блока 12 глав, каждая из которых по-своему неповторима и имеет свою ритмику, не говоря уже о смысловых контрастах.
Блок не только сам вслушивается в эту музыку, но и призывает других. Он слышит, как в музыке революции завывает ветер перемен, слышит, как идут те двенадцать красногвардейцев, вооруженный патруль, олицетворяющий двенадцать апостолов революции. Блок слышит их шаг, мерный, державный.
Вдаль идут державным шагом
Кто еще там Выходи
Это ветер с красным флагом
Разыгрался впереди.

Остальные ответы

А. А. Блок "Двенадцать"
Новое, революционное содержание требовало новой стихотворной формы, и Блок обращается к народным, песенно-частушечным формам стиха.

Эта разнообразная картина образов потребовала многообразия ритмического строя – полифонии, стихотворных размеров.
Ритмика у Блока – важнейшее средство воссоздания революционной стихии. Начинается поэма размером, близким к народному типу стиха с включением разговорно-повествовательной манеры

Скользко, тяжко,
Всякий ходок
Скользит, ах, бедняжка!

Здесь нет обычного ритма классического стиха.

Для передачи разговорно-повествовательной речи всегда подходит вольный стих. Есть здесь и разговорно-повествовательная манера, включающая иронию и сарказм.
Кроме вольного стиха, автор использовал и другие ритмы.

Следующая цитата

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов

Ответы 2

Ответ разместил: tissnn

Мгновенный доступ

50 баллов

Показать ответы 2

Доступ после просмотра рекламы

Ответы будут доступны после просмотра рекламы

Посмотреть рекламу

робинзон с малых лет мечтал стать моряков и повидать многие страны. но увы, родители не разрешали ему этого, потому что, мол, мать без него не выживет. но вот однажды, став взрослым робинзону удается сбежать. он много плавал, видел страны,даже хотел сделать свой бизнес. но его старый знакомый вновь зовет его "тряхнуть стариной" и поплавать. робин, не удержавшись, плывет с ним. корабль попадает в шторм, выживает только главный герой. он выживает, пользуясь содержимым сундуков, которые прибило к берегу с корабля. однажды, он видит шайку разбойников.дальше писать не могу, простите. поставьте лайк, : 3

Ответ разместил: antonplaylp

Мгновенный доступ

50 баллов

Показать ответы 2

Доступ после просмотра рекламы

Ответы будут доступны после просмотра рекламы

Посмотреть рекламу

Этой поры явление уникальное, исключительное, несравненное. она стремительно ворвалась в мировую и вдруг стала бесспорной законодательницей моды. первые десятилетия xix вeка прошли под знаком романтизма. популярен жуковский, расцветает гений пушкина, заявляет о себе лермонтов, начинается творческий путь гоголя, активно участвует в развитии критик белинский. все более становится неотъемлемой частью духовной жизни общества. именно в эти годы проходит свой путь от романтизма к реализму. первую треть xix в. именуют золотым веком поэзии. в эту эпоху в россии творили европейски образованные - выходцы из дворянской среды, разделявшие идеалы романтизма. высшим достижением этого времени стало творчество а. с. пушкина, истинного создателя . путь, намеченный пушкиным, в 1840-1850-х гг. продолжил н. в. гоголь, ставший одним из основателей нового направления - критического реализма.

Читайте также: