Почему татьяна отказала онегину в любви цитаты
Обновлено: 21.11.2024
В продолжении извечного школьного разговора о том, что именно Татьяна Ларина "поняла" про Онегина, когда пробралась в его жилище и стала читать его книжки.
Все мы хорошо помним "уж не пародия ли он". Мол, она задалась вопросом, не строит ли он из себя байронического героя нарочито. Очевидно, эти размышления стали одной из ступенек ее "выздоровления".
Однако этот довод становится, на мой взгляд, важным с другой стороны, когда мы доходим до финальной сцены, где Татьяна отказывается вступать с Онегиным в affair.
Дело в том, что помимо "байроновского героя" практически в каждом произведении означенного типа существуют и "байроновские героини".Татьяна, как умная женщина, читая эти книги не могла не подметить и этого однообразия. (Я предположу, что она эти книги потом и перечитывала, ведь это бестселлеры).
Героини, с которым имеют affair байроновские герои, очень однообразны. В основном это типаж табуретка (зачеркнуто) оттоманка (зачеркнуто) одалиска: очень красивая томная женщина, основной задачей которой является пылать страстью к герою. Типичная гаремная покорная красавица, большим умом не отличающаяся. Красивое животное с глазами газели. Собственно, сам Байрон именно с таким типажом (внешне средиземноморским) и бывал счастлив. В поэмах таких женщин топят в мешке за измену, режут кынжалом, они кончают с собой от известия о смерти любимого.
Намного реже, но тоже показательно, встречается еще один типаж -- а-ля маркиза де Мертей. Искушенная придворная дама, продукт совершенной культуры, царица интриг, манипуляций, изящных измен наивному супругу прямо под его носом. Таких женщин Байрон тоже очень любил и тоже мог с ними расслабляться, но не по причине их глупости, а наоборот, отдаваясь им, и принимая роль сыночки.
Подумав "уж не пародия ли он", Татьяна логично поняла бы, что романа с барышней у Онегина не случилось в том числе потому, что у байронических героев с барышнями романов не бывает (они же не Ловлас). Далее, став замужней, в первый типаж одалиски она не попадает из-за IQ и темперамента (а вот Юлия Павловна Самойлова смогла бы).
Но вот зато -- па-пам! -- вернувшись в Петербург Онегин застает ее в социальном положении, идеальном, чтобы вылепить из нее второй типаж -- вельможной красавицы и умницы в сопровождении возлюбленного cavalier servente (cicisbeo, cortejo). Все эти иностранные названия одобряемого обществом любовника сам Байрон аккуратно перечисляет в "Беппо" (послужившей образцом для стилистики "Онегина", сам Пушкин так говорил; почитайте "Беппо" - коротенькая поэма и забавная, типа "Графа Нулина").
Татьяна, как следует из ее слов, прекрасно понимает, что внимание Онегина она привлекла тем высоким положением, которое она заняла и своим мощным развитием на этой позиции. Мне кажется, вполне можно предположить, что ее отказ играть в любовную игру связан и с тем, что ей не подходили те два амплуа, которые требуются партнеру -- байроническому мужчине: первое из-за наличия мозгов, второе из-за ее чрезвычайной порядочности и благородства. Потому что одно дело -- изменить мужу из-за внезапно случившейся любви (со всяким бывает, и именно поэтому нам кажется странным ее ломание). А другое дело -- когда тебя зовут в четкий проработанный сценарий, и ты знаешь, что дело не в тебе лично, а в том, что ты по параметрам подходишь к давно прописанной роли.
UPD: впишу сюда бытовое сравнение. Это как за тобой ухаживает человек, осыпает комплиментами, и вроде все норм, ты чувствуешь, что он ценит твою индивидуальность. А потом ты узнаешь, что по имиджу (включая челку и маникюр) ты один в один с его мамочкой и бывшей женой. И как-то сразу у разумной женщины от этого понимания весь пыл пропадает, знаете ли.
Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал , у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня инстаграмм есть, про красивое искусство.
Следующая цитата
Традиционно с серьезными литературными произведениями, которые вышли из-под пера великих классиков, люди знакомятся в школьные годы. С одной стороны, это помогает расширить кругозор и словарный запас, воспитать представление о морали и улучшить память, познакомить ребят с психологией, историей, социологией, научиться мыслить критически. Список можно продолжить. Но есть и минус. Не имея собственного жизненного опыта, дети часто не понимают поступков героев, тем более, если они могут иметь несколько трактовок. Старшеклассникам приходится целиком и полностью доверяя мнению учителя и официальной идеологии. И то, и другое допускает определенные субъективные искажения.
Так, на уроках, когда ученики под водительством строгого педагога разбирают мотивацию Татьяны Лариной, героини романа Пушкина "Евгений Онегин", и пытаются объяснить ее отказ от взаимоотношений с недавно любимым человеком, фраза "но я другому отдана, я буду век ему верна" обычно трактуется как проявление силы духа этой девушки, ее честности, принципиальности, благородства, порядочности. Но только ли в этом дело? Проходят годы, и если кто-то из выпускников возвращается к чтению классики, у него неизбежно появляются вопросы.
Конечно, Пушкин любил свою Татьяну, о чем говорит в романе буквально прямым текстом, называя ее " Татьяна милая моя ". Эта девочка, позже женщина, была для поэта олицетворением домашнего тепла и уюта, своего рода патриархальной Руси с ее незыблемыми принципами и вечной моралью. Само имя автор выбрал не случайно. Оно принадлежит старине и служит прямой отсылкой к мотивации Александра Сергеевича. Свое восприятие он подчеркивает, сравнивая Татьяну и ее сестру, отмечая субъективное превосходство последней. Пушкин наделяет свою главную героиню качествами, которые роднят ее с писателем и вызывают его невольное умиление. Так, Татьяна предпочитает тишину светской шумихе. Она любит читать, является созерцательницей. Она так же одинока, как поэт в юные годы, когда он, подобно Тане, жил в деревне и имел лишь одну наперсницу — свою няню. В то же время сердце Лариной чисто и преисполнено страсти. Она застенчива и склонна мечтать, но смела, ведь решается на признание в своих чувствах Онегину, что в те годы выходило за любые рамки и могло рассматриваться в качестве подвига. Все это выпускнику, пустившемуся в повторное плавание по страницам классики, наверняка рассказали в школе.
Но о чем умолчали? Например о том, что даже самая крепкая любовь блекнет со временем. О том, что принцип "стерпится — слюбится" никто не отменял. О том, что Тане мог достаться вовсе не такой отвратительный муж, как почему-то в юности все думают. И она могла пусть не полюбить его без памяти, как некогда Евгения, но быть ему благодарной, уважать, ценить. Или попросту ей понравился новый образ жизни, который она начала вести после вступления в брак. То есть, как подскажет опыт нашему выпускнику, Татьяна вовсе не обязана была желать воскрешения своей первой любви. Отказ от нее не был для нее каким-то особым подвигом. Напротив, он скорее является естественным. Ведь очень часто, встречая кого-то, к кому мы неровно дышали в прошлом, мы уже даже и не понимаем, в чем крылась причина того давнего увлечения. Так зачем, словно в "мыльной опере", снятой где-то в знойной Бразилии, бросаться в омут былых страстей? Для чего дуть на угли и разжигать успевшее потухнуть пламя? Есть ли в этом смысл? И является ли особым благородством или доказательством принципиальности/гордости/верности отказ от сего лишенного всякой логике действа?
Да, Пушкин любил свою Таню и наделял ее едва ли не большим числом добродетелей, чем Лев Николаевич Толстой Наташу Ростову. Но разбор автором персонажа, по сути, заканчивается на юных годах. А какой женщиной стала Татьяна? Этого мы доподлинно не знаем и можем лишь гадать, опираясь на собственный опыт. Финал романа, даже если в школе кажется иначе, открытый. И дело не во взаимоотношениях героев, а в вопросах, связанных с личностью девушки, с теми переменами, что должны были произойти неизбежно, когда развеялись ее воздушные замки и началась взрослая жизнь. И эта жизнь, на виду у светского общества, в компании человека, которого классик нам не стал рисовать детально, чтобы мы случайно его не полюбили, могла быть не так уж плоха. Настолько не плоха, что Евгению в ней просто не осталось места.
Правильные ли это рассуждения? Имел ли нечто подобное ввиду Пушкин, избегая конкретики? Или мнение учителей, тиражируемое поколениями, единственно правильное и не должно обсуждаться? Как ответить, зависит от личного восприятия. И все же, сам факт наличия вариаций в трактовке заставляет задуматься о том, что чтение классики в столь раннем возрасте, несмотря на очевидную пользу, имеет и минусы. Ибо многие вещи еще просто не приходят в голову старшеклассникам, а потому их взгляды на проблемы оказываются односторонними.
Следующая цитата
Из всех героинь, Татьяна Ларина всегда была мне ближе всех. Может от того, что сама я жила миром книжным и со сверстниками отношения сложные были. Может, слог поэта мне был понятен и более приятен, чем разговоры окружающих.
Будучи полностью согласна с отказом Татьяны, как смел Онегин предложить замужней женщине измену. Я восхищалась, как решительно Татьяна жертвует собой ради любви.
Теперь перечитывая роман, мне кажется, я поняла главную причину отказа Татьяны.
***
Будучи не такой красивой и жизнерадостной, как младшая сестра, Татьяна «одарена воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем пламенным и нежным». Это делало ее одинокой, « она в семье своей родной казалась девочкой чужой», поэтому «часто целый день одна сидела молча у окна». «Она в горелки не играла, ей скучен был и звонкий смех и шум их ветреных утех». Зато «любила на балконе предупреждать зари восход», и «ей рано нравились романы; они ей заменяли все; она влюблялася в обманы и Ричардсона и Руссо».
И вот к ним приезжает Онегин, который редко куда куда-то выезжал. Гости Лариных «стали толковать украдкой, шутить, судить не без греха, Татьяне прочить жениха».
Непохожий ни на кого, одинокий и непонятый другими Онегин похож на героев полюбившихся ей романов. Он человек другого неизвестного ей мира. Он, как и она одинок: «решили так, что он опаснейший чудак», «все дружбу прекратили с ним», поэтому Татьяне кажется, что он единственный кто может ее понять.
Мечтательница, живущая в мире сказок и грез, Татьяна влюбляется впервые в свои семнадцать лет. « Душа ждала… кого-нибудь. И дождалась…» «Теперь с каким она вниманьем читает сладостный роман, с каким живым очарованьем пьет обольстительный обман». Она наделяет Онегина всевозможными достоинствами, «как совершенства образец…,всегда неправедно гонимый, душой чувствительной, умом и привлекательным лицом».
Татьяна полюбила, а любовь скрывает все, что могло бы ее оттолкнуть от Онегина. «В руки модного тирана уж отдала судьбу свою». Она совсем не знает свет и жизнь. «…В милой простоте она не ведает обмана и верит избранной мечте…»
Искренняя, наивная, но самая пылкая какой может быть только первая любовь, заставляет ее написать письмо любимому. Написать, ибо огонь любви, сжигающий ее, может быть взаимным, и тогда он станет ласкающим нежным, а не обжигающим.
Но! Кого она видела в придуманном ею Онегине: мужа, любовника? В первую очередь она надеялась найти в нем сердечного друга, с которым могла бы говорить на равных, вместе восторгаться красотой природы, быть взаимно счастливыми от простой деревенской жизни. Того, кто оценил бы ее ум, сердце, душу. «Вообрази: я здесь одна, никто меня не понимает, рассудок мой изнемогает, и молча гибнуть я должна».
Она ждала любой ответ. Конечно, как все мы хотим взаимности, так и она надеялась на ответное чувство Онегина.
Евгений не столько с высоты своих лет (ему двадцать шесть) сколько опыта любовных утех объяснил, что он бы выбрал ее в жены, но «супружество нам будет мукой. Я, сколько ни любил бы вас, привыкнув, разлюблю тотчас». В школе, я восприняла его отказ, как назидательную неприятную лекцию. Теперь же вижу, в ней нет ничего оскорбительного или грубо поучительного, но для глубоко влюбленной мечтательницы это была первая боль, причинённая ей любимым. «Увы, Татьяна увядает, бледнеет, гаснет и молчит!»
***
От любви безответной не так-то легко излечиться, Татьяна продолжает бредить Онегиным. На святки она загадывает на сон, который пугает. «Ее тревожит сновиденье…, сон зловещий ей сулит печальных много приключений. Дней несколько она потом все беспокоилась о том».
Вещий сон Татьяны, предупреждение об опасности, о трагическом будущем, На своих именинах Татьяна впервые после их разговора видит Онегина. Она испугана «ей душно, дурно…, слезы из очей хотят уж капать…» «но воля и рассудка власть превозмогли».
Поздравляя ее Онегин «молча поклонился ей, но как-то взор его очей был чудно нежен» и этим «он сердце Тани оживил». Как мало надо влюбленной девушке, что бы опять надеяться, что бы мечтать.
Однако Онегин тут же флиртует с ее сестрой, чем вызывает недоумение всех, ревность Ленского и причиняет боль Татьяне. «До глубины души своей она проникнута; не может никак понять его; тревожит ее ревнивая тоска…» Она готова пасть жертвой своей любви: « Погибну, - Таня говорит, - но гибель от него любезна…»
Она переживает очередную боль от Евгения, но продолжает любить его, не допуская даже мысли, что ее любимый может быть причиной горя для ее семьи.
Если бы Ленский знал, «какая рана моей Татьяне сердце жгла!» Если бы Татьяна знала о предстоящей дуэли жениха сестры за неделю до их свадьбы, «может быть, ее любовь друзей соединила б вновь!»
Как тяжело любить безответно, но еще тяжелее, когда никому не можешь рассказать об этой любви. Никто не выслушает, не посочувствует, не даст совета, не объяснит, почему он такой или в чем ошибается она. Не было никого, кто бы мог потушить тот костер, который сжигал Татьяну. «Но этой страсти и случайно еще никто не открывал. Онегин обо всем молчал; Татьяна изнывала тайно».
Дуэль состоялась, Ленский погиб и от боли страдает вся семья Лариных, а виновник уезжает из этих мест.
Вместе с сестрой «и на могиле при луне, обнявшись, плакали оне», но время идет. Сестра выходит замуж и уезжает «и вот одна, одна Татьяна!» Она страдает от одиночества, от невысказанности, от непонимания произошедшего, от боли причиненной ей любимым – все это составные части ее любви. «И в одиночестве жестоком сильнее страсть ее горит, и об Онегине далеком ей сердце громче говорит».
***
Татьяна, как и любая женщина, пытается понять поступки и мысли любимого. Она не верит, что полюбила плохого человека, пытается представить свою роль в произошедшем.
Судьба или провидение, но Татьяне выпадает шанс узнать Онегина и наконец-то объяснить его поступки. Она в его имении читает его книги: «Татьяна видит с трепетаньем, какою мыслью, замечаньем бывал Онегин поражен, в чем молча соглашался он». «И начинает понемногу моя Татьяна понимать теперь яснее – слава богу - того, по ком она вздыхать осуждена судьбою властной».
Несколько книг, которые Онегин перечитывал, отображали век и живущего в нем современника "с его безнравственной душой, себялюбивой и сухой, мечтанью преданный безмерно, с его озлобленным умом, кипящим в действии пустом".
С глаз Татьяны пала пелена и она увидела истинного Онегина: "Чудак печальный и опасный, созданье ада иль небес, сей ангел, сей надменный бес. Уж не пародия ли он?"
***
Решение матери отвезти дочь в Москву на ярмарку невест пугает. «Таня слышит новость эту. На суд взыскательному свету представить ясные черты провинциальной простоты… О страх! Нет, лучше и верней в глуши лесов остаться ей».
Она прощается с любимыми местами, с привычной жизнью. «Прости ж и ты, моя свобода!»
Московские родственники принимают Татьяну, но ей трудно среди незнакомых людей, незнакомых ей нравов. Она находит отраду в воспоминаниях «тайну сердца своего, заветный клад и слез и счастья, хранит безмолвно между тем и им не делится ни с кем».
Ее начинают вывозить в свет, где «юноши толпою на Таню чопорно глядят и про нее между собою неблагосклонно говорят». Лишь «как-то Вяземский подсел и душу ей занять успел». «Ей душно здесь… она мечтой стремится к жизни полевой, в деревню… к своим цветам, к своим романам и в сумрак липовых аллей, туда, где он явился ей».
Будучи незамеченной, невостребованной Татьяна рада этому, но от судьбы не уйдешь, «а глаз меж тем с нее не сводит какой-то важный генерал»
***
«Но вот толпа заколебалась, по зале шепот пробежал…»
Какое потрясающе триумфальное появление замужней Татьяны на балу. Казалось бы, так могут принимать только надменную, высокомерную даму высших слоев общества. Да, Татьяна княгиня, но «все тихо, просто было в ней, она казалась верный снимок Du comme il faut (порядочность, благородство «как должно», франц.)
Пожалуй, именно воспоминание, тех первых дней влюбленности; знание, что повториться такому чувству невозможно; пережитые страдания и разочарование в любимом, наполнив ее сердце болью, отшлифовали душу и сделали Татьяну одной из звезд света. «Никто б не мог ее прекрасной назвать, но с головы до ног никто бы в ней найти не мог… vulgar»(вульгарность). «Беспечной прелестью мила, она сидела у стола… и… Нина мраморной красою затмить соседку не могла, хоть ослепительна была».
Муж подводит к Татьяне Онегина. «Княгиня смотрит на него… и что ей душу не смутило, как сильно ни была она удивлена, поражена, но ей ничто не изменило: в ней сохранился тот же тон, был так же тих ее поклон».
Последующие встречи с Онегиным не меняют ее поведения. Татьяна ведет себя с ним, так же как и с другими знакомыми: «свободно дома принимает, в гостях с ним молвит слова три, порой одним поклоном встретит, порою вовсе не заметит: кокетства в ней ни капли нет…»
Получив любовное письмо от Онегина, Татьяна возмущена, полна негодования. При их встрече она не скрывает, что своим предложением Онегин оскорбил ее. «Как сурова. с ним ни слова; У! как теперь окружена крещенским холодом она!»
Но! Татьяна прежняя, она все еще любит. Письма Онегина перечитывает, оплакивая свою первую светлую безответную любовь. Горюет, что предмет ее страданий так ничего и не понял, не почувствовал. «Она его не подымает и, не сводя с него очей, от жадных уст не отымает бесчувственной руки своей…»
Откровение Татьяны потрясающе простое и в то же время яркое из-за пережитого ею. Она напоминает Онегину, что не нравилась ему в деревне, сегодняшние притязания его на ее любовь можно объяснить лишь ее положением в свете. Поощри она его любовь, ничего кроме позора для нее – замужней женщины и «соблазнительной» чести для Онегина не было бы. «Холодный, строгий разговор… я предпочла б обидной страсти и этим письмам и слезам». Уважая ее в семнадцать и поучая жизни, он был благороден, что же изменилось сейчас? «Как с вашим сердцем и умом быть чувства мелкого рабом?» Зная только физическую любовь, не давая себе труда любить умом, душой и сердцем, что другое он может ей предложить. Разве можно эту его любовь назвать любовью? Да, это только мелкое чувство.
Татьяна готова поменять эту пышную жизнь, «успехи в вихре света…, всю эту ветошь маскарада» на книги, дикий сад. Отдать все «за те места, где первый раз, Онегин, видела я вас…». «А счастье было так возможно, так близко!», тогда ей казалось, что «для бедной Тани все были жребии равны…» Выбор замужества, изменил ее, лишил ее этой одинокой, спокойной, жизни в деревне, ввел в высший свет. Она приняла свою долю, смирилась с ней и просит Онегина поступить так же. «Я знаю: в вашем сердце есть и гордость и прямая честь».
Последние слова Татьяны, которые как мне кажется, Онегин запомнит на всю оставшуюся жизнь, несут в себе смысл настолько глубокий, что три строчки просто не могут его в себе вместить.
«Я вас люблю…» такое признание от женщины любящей так сильно, как Татьяна, просто не может быть без паузы в которой: всё, что она пережила; все воспоминания взлетов и падений ее чувства. Нелюбовь Онегина погрузила Татьяну в омут боли. Боли не физической, от нее можно излечиться, боль душевную можно только заглушить временем, но избавиться от нее невозможно.
Пережив столько боли, она даже мысли не может допустить о каком-то миге счастья с Онегиным, так как кроме боли не ожидает от него ничего. Растоптать маленький огонек трепещущейся в ней любви, дающей Татьяне силы жить, реальнее, так как Онегин сам когда-то говорил ей: «Я, сколько ни любил бы вас, привыкнув, разлюблю тотчас».
Боль, боль и еще раз боль. Боль личная, боль родных, боль от открытия личности любимого, боль от предстоящего унижения перед обществом, боль от возможной потери самого дорого воспоминания, воспоминания любви….
Какая женщина согласиться броситься в объятия Онегина, столько пережив от него?
Думаю, Пушкин это понимал и сделал вставку в скобках «к чему лукавить?»
«Но я другому отдана; Я буду век ему верна».
Это говорит Татьяна отдавшая сердце Онегину, но искренне благодарная своему мужу, который заметил и оценил ее с первого взгляда меж толпы и колон бального зала. Который будучи ровесником и родственником Онегина в отличии от него любит, боготворит и гордится Татьяной: «и всех выше и нос и плечи подымал вошедший с нею генерал». Муж, который стал ее другом, ее защитником и опорой. Она обрела себя, как личность стала «покойна и вольна». Он понимает ее с полуслова, полувзгляда : «потом к супругу обратила усталый взгляд, скользнула вон…»
Татьяна, страдавшая от безответной любви, не может допустить, что бы мужчина так сильно любящий ее страдал. Пусть она не может дать ему такой любви, какую он заслуживает, но она может быть ему верной женой. И будет!
***
Вот моя версия отказа Татьяны Онегину. Может она слишком личная.
Пушкин писал роман десять лет, от задуманного изначально не осталось ничего. Его личный опыт, его мечты и желания, все отразилось в Татьяне.
Если честно, если бы роман был закончен иначе: согласием Татьяны( все мы мечтаем об взаимности даже через года); или ее надменным отказом( а временами хотим насладиться унижением, громко отказав, если в объекте проснулась любовь) роман бы не был так хорош, хоть и написал его великий Пушкин, потому что ему бы просто никто не поверил.
Жизнь меняет нас, расставляет все на свои места, и слава богу, что остается теплая память о нашем светлом чувстве первой любви.
Следующая цитата
Несколько раз в год я перечитываю роман Пушкина «Евгений Онегин», люблю это произведение. Недавно узнала, что с первой публикации романа шли обсуждения и споры: любил ли Онегин Татьяну?
Я всегда считала, что нет. Не способен на настоящую любовь этот избалованный женским вниманием эгоист. Но все же….
На этот раз я взяла книгу, что бы понять: любил ли Евгений Онегин Татьяну Ларину.
«Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь, так воспитаньем, слава богу, у нас немудрено блеснуть». Евгений получил легкое домашнее образование, и этого было достаточно, что бы в восемнадцать лет покорить свет, который решил «что он умен и очень мил». Он знал французский, умел танцевать, чуть-чуть латыни, но лучше всего он освоил «науку страсти нежной».
Артистизм, лицемерие, красноречие, любовные письма, злословие – Онегин возвел это в искусство обольщения. Все ради цели «добиться тайного свиданья… и после ей наедине давать уроки в тишине!»
Евгений вел жизнь свободную, ничем не отягощенную: просыпался после полудня, прогулки на бульваре, рестораны, театры, балы, засыпал под утро. Он один из многих, представитель молодежи изнывающей от лени, боящейся каких-либо серьезных занятий для тела, ума и души. Единственно к чему Евгений относится серьезно: «в своей одежде был педант и то, что мы назвали франт. Он три часа по крайней мере пред зеркалами проводил».
Однообразная жизнь среди вседневных наслаждений с блистательными победами у женщин; злословие к соперникам; изобретательность, которая ни одного мужа сделала рогоносцем – все это рано надоело Онегину. «Ему наскучил света шум; красавицы не долго были предмет его привычных дум; измены утомить успели; друзья и дружба надоели». «Русская хандра им овладела понемногу».
Евгений стал реже бывать в свете, пробовал писать, читал книги, но ничто не могло его увлечь. Он стал угрюм, язвителен, желчен и мрачен. Хотел путешествовать, но смерть отца оставившего его без наследства, отменила эти планы. Однако смерть дяди сделала его финансово независим. Устав от света, зная о нем все, Онегин отправляется в деревню за новыми впечатлениями, «потом увидел ясно он, что и в деревне скука та же,… хандра ждала его на страже».
«Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок», - как нравятся мне эти строки, ласковые и добрые, словно утреннее солнышко. Для Онегина же деревня стала временным пристанищем. Соседей он избегал. Уезжал почти у них на глазах из имения «лишь только вдоль большой дороги заслышит их», поэтому «все дружбу прекратили с ним».
Исключением стал молодой сосед Владимир Ленский, приехавший недавно из Германии.
«Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой». Разные по возрасту, по жизненному опыту, по суждению и взглядам обо всем, они «скоро стали неразлучны».
Онегин не любил и презирал людей, но Ленский был ему интересен своей наивностью, верой в дружбу, любовь, верность. «Он слушал Ленского с улыбкой…, и думал: глупо мне мешать его минутному блаженству; и без меня пора придет; пускай покамест он живет и верит мира совершенству». Они спорили, читали, рассуждали о науках, «но чаще занимали страсти». «Онегин говорил о них с невольным вздохом сожаленья». Ленский же «простодушно обнажал… его любви младую повесть», он любил соседку Ольгу. От него Онегин впервые услышал о ее старшей сестре Татьяне Лариной.
Так как Ленский все вечера проводил у Лариных, Онегин просит представить себя им, что бы увидеть невесту друга своего.
***
Познакомившись с предметом обожания Ленского Ольгой, Онегин сказал: «Я выбрал бы другую, когда б я был, как ты, поэт». Татьяна больше подходит на роль Музы своим печальным видом.
К моменту встречи Евгения и Татьяны, Онегин – эгоист, уставший от света, разврата, развлечений; бездельник, не дающий себе труда заняться каким-то делом, взять на себя ответственность. «Был жертвой бурных заблуждений и необузданных страстей». «В красавиц он уж не влюблялся, а волочился как-нибудь; откажут - мигом утешался; изменят - рад был отдохнуть. Он их искал без упоенья, а оставлял без сожаленья…»
Получив от Татьяны письмо с признанием в любви, «Онегин живо тронут был», «и вспомнил он Татьяны… бледный цвет и вид унылый». «Быть может, чувствий пыл старинный им на минуту овладел; но обмануть он не хотел доверчивость души невинной».
Хотя это и не поторопило его написать ответ. Он приехал лично через пару дней, что бы объяснить, что если бы задумался о женитьбе, «то верно б, кроме вас одной, невесты не искал другой». По моему это было сказано, что бы смягчить удар отказа, ведь Татьяна не нравилась Онегину. Во всяком случае, физически она его не привлекла. Признание, что семья не его будущее, «супружество нам будет мукой», полностью соответствовало его желаниям. И как утешение: «Я вас люблю любовью брата». «Полюбите вы снова: но… учитесь властвовать собою…. К беде неопытность ведет».
Благородно, не правда ли? Сложно судить из чего он исходил. Действительно ли от желания уберечь неопытную девушку, или из лени. Ответь он на ее чувство ради развлечения, закончилось бы все тем же – скукой. Серьезные же отношения требовали труда души и ума, а это так сложно привыкшему к ничегонеделанью человеку.
Пока влюбленная Татьяна страдает от любви, жизнь Онегина идет своим чередом. «Прогулки, чтенье, сон глубокий,… порой белянки черноокой младой и свежий поцелуй». Так приходит зима. Ленский передает Онегину приглашение на именины Татьяны. Узнав, что гостей там не ожидают, решил поехать.
Однако на именины съехалась вся округа, и это рассердило Евгения, а увидев полуобморочное состояние именинницы в которое впала Татьяна при встрече с ним, «надулся он и, негодуя, поклялся Ленского взбесить и уж порядком отомстить».
Когда до Онегина дошла очередь поздравлять Татьяну, «ее смущение, усталость в его душе родили жалость: он молча поклонился ей, но как-то взор его очей был чудно нежен». Было ли это искренне или он «кокетствуя, шалил» не знает автор, не пойму и я. Но дальнейшее поведение Онегина все же заставляет меня считать, что это была игра искусного актера.
«К минуте мщенья приближаясь, Онегин, втайне усмехаясь, подходит к Ольге». Опытный обольститель он умело занимает все ее внимание. Танцует с ней, беседует, смешит, чем всех приводит в изумленье. Ленский ревнует. «Не в силах Ленский снесть удара;… выходит, требует коня…. Две пули – больше ничего – вдруг разрешат судьбу его».
«Заметив, что Владимир скрылся, Онегин, скукой вновь гоним, близ Ольги в думу погрузился, довольный мщением своим». Его не интересовало ни мнение людей, не муки непонимания и ревности любившей его Татьяны. Он спокойно уехал домой, спать. Получив поутру вызов на дуэль, «без лишних слов сказал, что он всегда готов».
Потом же недоволен был собой, признал: что был неправ пошутив над «любовью робкой, нежной», что Ленского он понимает, но… испугался сплетен «шепот, хохотня глупцов» и на попятную не пошел.
Проспав время дуэли, Онегин опоздал, слугу назначил секундантом. Такое пренебрежение к дуэли? Онегин не хотел стреляться, но и на примирение не готов был пойти первым. Надеясь на случай, на авось, что все разрешиться само собой малой кровью, но… «Онегин выстрелил…. Младой певец нашел безвременный конец!»
«Убив на поединке друга, дожив без цели, без трудов до двадцати шести голов, томясь в бездействии досуга без службы, без жены, без дел, ничем заняться не умел». Онегин переживая смерть Ленского, уезжает путешествовать, но «и путешествия ему, как все на свете, надоели».
Вернувшись, он отправляется на бал, где видит женщину, которая ему кого-то напоминает. «Ужель она? Но точно… Нет…И неотвязчивый лорнет он обращает поминутно на ту, чей вид напомнил смутно ее забытые черты». Узнав у друга детства, что это его жена – княгиня, в девичестве Ларина, Онегин ждет, что она смутиться при встрече с ним. «Но и следов Татьяны прежней не мог Онегин обрести».
Это его озадачило. Ведь она его любила, она признавалась ему в любви, он объяснял ей почему не может ответить взаимностью. Ну и что, что он ее не узнал! Она-то любила его! Она должна хоть как-то проявить себя. Онегин везде ездит за ней, что бы еще и еще раз наблюдать за ней и наконец-то убедиться, что она не равнодушна к нему.
Его не интересовала та Татьяна из деревни – несмелая девочка, бледная, простая…. Его желание воспылали «равнодушною княгиней, непреступною богиней роскошной, царственной Невы».
Евгений влюбился, но влюбился той любовью, которую он знал. Любовью плотских желаний. «За ней он гонится как тень; Он счастлив, если ей накинет боа пушистый на плечо, или коснется горячо ее руки…»
Но… вся его наука обольщения не действуют на Татьяну. « Она его не замечает, как он не бейся, хоть умри». Онегин заболел от «любви» - от неудовлетворенного желания, и как последнее спасение признается в любви в письме к Татьяне.
Он пишет его так же, как писал прежде другим. Отдает должное ее гордости и положению. Вкратце вспоминает ее письмо и несчастного Ленского, смерть которого якобы помещала его возможному чувству к ней. И как же он наказан теперь, видя ее и понимая, что он потерял. Чуть-чуть жалоб, что дни его сочтены, что она слишком сурова к нему, слезные просьбы о встрече.
Онегин пишет о себе, только о себе. Любил бы он Татьяну душой и сердцем, он бы не писал ей: «Когда б вы знали, как ужасно томиться жаждою любви, пылать – и разумом всечасно смирять волнение в крови». Если бы он любил, он бы вспомнил, что все это она уже прошла, все это пережила тогда в деревне. А если так, то где просьбы о прощении? Где слова понимания боли ее любви? Их нет! Нет, потому что Онегин жаждет Татьяну физически, жаждет как запретный плод. Ни ее любовь, ни ее душа ему не нужны.
Не получив ответа, он пишет еще и еще. Он ищет в ней то поведение женщины, которая вот-вот уступит, которая только боится огласки. «Где смятенье. Состраданье? Где пятна слез? Их нет, их нет. может быть, боязни тайной, чтоб муж иль свет не угадал проказы, слабости случайной… Всего, что мой Онегин знал…»
Он покидает свет, запирается у себя, читает, вспоминает, пытается писать…
Весной он едет к Татьяне, где и состоится их последний разговор, вернее ее исповедь.
«В тоске безумных сожалений к ее ногам упал Евгений». Впервые он услышал женщину, впервые понял ее любящее сердце; осознал насколько ей ближе простота деревенской жизни и тяготят обязанности в свете; как дорого ей прошлое, в котором остались то первое чувство и светлые мечты о взаимности; как не смотря на всю боль пережитую из-за Онегина, Татьяна ценит его сердце и ум; но приняв однажды решение, она не поддастся искушению, чтоб не причинить боли любящему ее мужу.
«Она ушла. Стоит Евгений, как будто громом поражен. В какую бурю ощущений теперь он сердцем погружен!»
Впервые любовь к женщине встала на первое место, отодвинув эгоизм Онегина. Впервые он был готов слушать, понимать и испытать настоящую любовь. Любовь ума, сердца и души. Он полюбил Татьяну именно тогда, когда потерял навсегда.
***
Пушкин писал роман десять лет, он многое иначе задумывал, но жизнь меняла его и менялись его герои. Видимо были у него причины закончить роман именно так: в последний момент подарить Евгению Онегину любовь, которая изменит его, потому что душа его начала любить, а значит жить.
Читайте также: