Почему слушатели верят хлестакову цитаты

Обновлено: 21.12.2024

Назовем основные события третьего действия. Прочитаем еще раз характеристику Хлестакова, данную Гоголем в «Замечаниях для господ актеров» . Как оправдывается эта характеристика в сцене вранья Хлестакова? Каковы особенности речи Хлестакова? Как эти особенности его характеризуют? Почему чиновники верят болтовне Хлестакова? Что можно сказать о жене и дочери Городничего? В каких сценах третьего действия с особенной силой проявился юмор Гоголя?

События, изображенные в третьем действии, являются очень важным этапом в развитии конфликта. И здесь борьба между участниками конфликта (Городничий — Хлестаков) ведется «наоборот» , вопреки здравому смыслу: Хлестаков понял, что его принимают за какое-то важное лицо и рассказом о своей столичной жизни старается напустить на себя еще больше важности. Он завирается до такой степени, что полностью разоблачает себя. Сцена

вранья является кульминацией в саморазоблачении Хлестакова: он с самой первой встречи с Городничим ведет себя глупо, как человек «без царя в голове» , а- в сцене вранья это его качество раскрывается с наибольшей силой. И, казалось бы, теперь чиновники или хотя бы Городничий как самый умный из них должны были понять свою ошибку, а они ничего не поняли: так велик их страх наказания за свои грехи. Городничий, все время старающийся проникнуть в сущность характера Хлестакова, понимает, что тот по молодости многое налгал, но продолжает верить, что Хлестаков — ревизор, и потому отдает новые приказания: не впускать в дом тех, кто придет с жалобой на него или будет хотя бы похож на того, кто может пожаловаться. И развитие нелепого конфликта продолжается, напряженность комедийного действия растет.

Следующая цитата

Николай Васильевич Гоголь был и остается главным обличителем пороков современного общества. Не случайно из под его пера появились такие нарицательные явления, как «хлестаковщина» («Ревизор») и «маниловщина» («Мертвые души»). Что же представляет из себя «хлестаковщина» как нравственное явление?

Определение «Хлестаковщины»

Термин «хлестаковщина» образовался от фамилии главного героя пьесы Хлестакова Ивана Александровича. Он вобрал в себя все пороки, которые были присущи обществу того времени: глупость, невежество, чинопочитание, взяточничество. Это безобразное явление является причиной бедности городов, разрухи и нищеты населения.

«Хлестаковщина» не изжила себя и в наше время. До сих пор у власти остаются люди подобные героям сатирической комедии Н.В. Гоголя.

Образ Хлестакова

Хлестаков обводит вокруг пальца целый город, не чувствует себя виноватым, при этом еще и насмехаясь над горожанами. Он пишет письмо знакомому журналисту, в котором высмеивает глупость и невежество чиновников, не подозревая, что сам также является глупцом и проходимцем.

«Хлестаковщина» как нравственное явление

Однако Хлестаков не единственный отрицательный персонаж в комедии. Точнее, в этом произведении нет ни одного положительного героя. Карикатурен и образ городничего. Человек, в руках которого находится вся городская власть, не делает ничего, чтобы улучшить жизнь горожан. Дорог в городе нет, церковь разваливается, всюду царит взяточничество и панибратство. Он с легкостью за взятку освобождает от военной повинности одного человека и отправляет сложить другого.

Начальник полиции и служащие ведомства вместо того, чтобы охранять порядок, сами зачастую устраивают дебоши. Эти люди способны общаться только с помощью кулаков и понимают лишь грубую силу. Даже верный слуга Хлестакова Осип, искренне любя своего хозяина, перенимает от него отрицательные черты характера: пьет и ворует.

Следующая цитата

Почему слушатели верят Хлестакову из комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор»? Есть несколько причин этой веры: убедительные речи самого главного героя, убеждения жителей уездного города в том, что перед ними настоящий ревизор, а также боязнь героев Хлестакова.

Убедительность Хлестакова

Иван Александрович Хлестаков рассказывает окружающим небылицы, причем делает это очень искусно. Никто не может увидеть, что слова героя – неправда, потому что сам Хлестаков верит во все, что он говорит. Эта убедительность выражений помогает центральному персонажу говорить жителям города выдумки, в которые они искренне верят.

Убеждения чиновников

Новость о том, что в город N приезжает ревизор, сделала чиновников и других жителей эмоционально возбужденными. Герои с самого начала нашли человека, который подходил под описание инкогнито. Поэтому образ Хлестакова в глазах окружающих ассоциировался с ревизором, которого так ждали и так боялись. Никто и не подумал о том, что приезжий из Петербурга не является настоящим ревизором. Поэтому слова Хлестакова не вызывали сомнений у жителей уездного города. Они верили в то, что он говорит, даже не понимая, что все это не может быть правдой.

Страх героев

Боязнь и искренний страх перед лицом ревизора – вот почему все верят Хлестакову. Чиновники так хотят произвести хорошее впечатление на инкогнито, что забывают обо всем ином. Все выдумки Хлестакова оказываются менее значительными по сравнению с теми чувствами, которые испытывали второстепенные герои. Желание поскорее распрощаться с ревизором не давало жителям возможности увидеть, что разговоры Хлестакова – это пустословия, которые нельзя воспринимать серьезно.

Следующая цитата

Черты характера Хлестакова присущи каждому герою в той или иной степени. Его далеко не умные речи находят своих недалеких умом слушателей. Ложь Хлестакова ложится на благодатную почву мелких обывательских душ, и поэтому в его наигранное вранье верят. Гоголь писал про этого героя: «…врёт, потому что плотно позавтракал и выпил порядочно вина. Вертляв тогда только, когда подъезжает к дамам. Всеми его поступками руководит мелкое тщеславие, желание пускать пыль в глаза».
Но почему его слушают? Потому что «зрители» ничуть не лучше его самого. Хлестаков лжёт без какого-либо намерения, в его голове не созревают какие-либо корыстные планы (для этого ведь надо думать!). Нет, он на это не способен. Бездельник и взяточник, Хлестаков - олицетворение всего пошлого и примитивного в современном Гоголю обществе.

Хлестаковская фантазия рисует те идеалы, которые привлекают не только его, но и всё чиновничество вообще. Они видят в словах хвастунишки свои желания, все с завистью думают, как бы хорошо побывать в таком высоком положении.

Читайте также: