Почему матрену называют губернаторшей цитаты

Обновлено: 27.03.2024

Поэму-эпопею Н. А. Некрасова, посвящённую событиям после отмены крепостного права в 1861 году, нельзя назвать любимым произведением нынешнего школьника. Перипетии жизни крестьян, только-только ставших свободными, и растерянных дворян трогают сердце юношей и девушек в куда меньшей степени, чем, например, духовные терзания Раскольникова или романы Наташи Ростовой.

Отчасти такое отношение понятно, ведь в поэме «Кому на Руси жить хорошо» нет персонажей, за чьими судьбами читатель бы следил с первой до последней страницы. Ну, кроме, конечно, семи мужиков, которые отправились в странствие, чтобы найти на просторах Отчизны счастливого человека, — но о них мы знаем мало, их характеры обозначены крайне схематично. Вот какими мы видим их в прологе:

В каком году — рассчитывай,

В какой земле — угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков <. >,

Сошлися — и заспорили:

Кому живётся весело,

Вольготно на Руси? <. >

По делу всяк по своему

До полдня вышел из дому:

Тот путь держал до кузницы,

Тот шёл в село Иваньково

Позвать отца Прокофия

Ребёнка окрестить.

Пахом соты медовые

Нёс на базар в Великое,

А два братана Губины

Так просто с недоуздочком

Ловить коня упрямого

В своё же стадо шли.

Но вопрос оказывается для героев столь важным, что они, намяв друг другу бока и поняв, что даже грубой силой затруднение не решить, дают друг другу обещание:

В домишки не ворочаться,

Не видеться ни с жёнами,

Ни с малыми ребятами,

Ни с стариками старыми,

Покуда делу спорному

Решенья не найдут.

На протяжении всей поэмы никто из персонажей не «раскрывается», но Н. А. Некрасову это и не нужно: главное для него — сделать срез современной ему действительности. При такой задаче акцент на внутреннем мире кого-либо из героев-проводников был бы излишним. Тем более что вышеперечисленные мужики — персонажи полулегендарные: они и с птичкой-пеночкой заключают договор, и скатертью-самобранкой пользуются, и одежда на них не рвётся, и лапти не снашиваются.

Кроме того, чтение поэмы — в свете предстоящего школьникам ЕГЭ по русскому — имеет и утилитарную функцию: истории большинства героев просты, но поучительны. Так что эпизоды с участием Матрёны Тимофеевны станут замечательными иллюстрациями к размышлениям о проблеме социального неравенства, а сюжетная линия Последыша поможет доказать, что нельзя жить в вымышленном мире, не признавая реальных проблем.

Так что вспомним, как сложились судьбы самых примечательных героев поэмы.

История безымянного Попа заставляет мужиков раскаяться в том, что они, по заведённому среди крестьян обычаю, отпускали грубые шутки в сторону духовенства. На вопрос, живётся ли ему счастливо, Поп отвечает так:

Дороги наши трудные,

Приход у нас большой.

Болящий, умирающий,

Рождающийся в мир

Не избирают времени: <. >

Зимой, в морозы лютые,

И в половодье вешнее —

Иди куда зовут! <. >

И пусть бы только косточки

Ломалися одни, —

Нет! всякий раз намается,

Переболит душа.

Современному человеку может быть не вполне понятно, при чём тут «болящие и умирающие». Разве поп — доктор? Но в России XIX в. для человека было немыслимо не позвать священника к тяжелобольному человеку, чтобы тот успел исповедоваться и причаститься. Это таинство называлось — и называется по сей день — соборованием.

Однако посещение подобных граждан — не единственная обязанность попа: вообще-то он каждый день проводит службу, а то и не одну. Но много ли денег могут пожертвовать ему такие же, как он, бедняки, раз уж богатые помещики после отмены крепостного права разъехались кто куда?

Гриша Добросклонов

Семинарист Григорий Добросклонов, выросший в семье бедного священника, в детстве часто недоедал: родителям не хватало денег даже на соль. Однако Гриша вырос достойным, честным, отзывчивым, а ещё очень талантливым человеком. В поэме представлены тексты некоторых песен, якобы написанных этим персонажем, и одна начинается так:

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка Русь!

Счастье для этого юноши — внутреннее состояние, которое не зависит от бытовых условий. Пожалуй, Гриша Добросклонов, каким его встретили странники, — единственный поистине счастливый человек. Но пройдёт несколько лет, и он, по утверждению автора, с большой долей вероятности окажется в немилости у властей:

Как ни темна вахлачина,

Как ни забита барщиной

И рабством — и она,

Благословясь, поставила

В Григорье Добросклонове

Такого посланца.

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Так кому же, в конце концов, на Руси жить хорошо?

Увы, Н. А. Некрасов так и не дал читателям ответа на этот вопрос. Поэт умер в 1877 году, так и не окончив главный труд своей жизни. Но, может быть, он и сам понимал, что вряд ли сможет «вывести» подобного героя?

Следующая цитата

Матрёна Тимофеевна ждала ребёнка, когда её мужа и кормильца несправедливо забрали на службу. Она не растерялась и побежала искать справедливости у самого губернатора. Но встретилась с его женой. И тут наступило время родов. Губернаторша сама крестила ребёнка и помогла освободить мужа. Это было редкое по тем временам везение. Поэтому Матрёну Тимофеевну прозвали губернаторшей.

Некрасов начал поэму вскоре после освобождения крестьян. Хотя по-настоящему крестьяне не стали до конца свободными. Они живут плохо, об этом говорит даже название деревень – Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишена, Горелова, Неелова, Неурожайка. Мужики из этих деревень пошли искать « Кому живется весело, вольготно на Руси» . Вот решили они искать счастливую среди женщин и посоветовали им:
«…Корчагину,
Матрену Тимофеевну,
Она же: губернаторша… »
Матрена Тимофеевна – крепостная женщина, где-то тридцати восьми лет, трудолюбивая, которая не тратит время зря, а работает, не покладая рук. «Губернаторша» рассказывает про свое, как она считала, счастливое детство и жизнь в девках, хотя ей пришлось уже в семь лет помогать родителям. Но зато с молодого возраста МТ стала хорошей работницей. Выдали МТ замуж за Филиппа, и попала она « с девичьей холи в ад» . Пришлось ей терпеть и свекра со свекровью и работать, как раба. Но она не унывала и забывала о своем горе, когда:
« Зимой пришел Филиппушка,
Привез платочек шелковый,
Да прокатил на саночках
В Екатеринен день» .
Но жизнь в семье мужа было еще не самое страшное, что ее ожидало. Тем более родитель свекра-батюшки Савелий жалел МТ. Но именно он стал виноват в ее самом большем горе, потери первого сына – Демушки. Она очень страдала из-за этого:
« Я клубышком каталася,
Я червышком свивалася… »
Так еще приехали судья из города, и «Губернаторше» пришлось еще больнее, когда врач « терзал» тело ее сына. МТ обвиняли в убийстве сына. Не каждый бы выдержал такое, ей было трудно, но она перестала бояться уже свекра со свекрвью. МТ не сошла с ума и хоть через долгое время, но все-таки она оправилась после этого горя. Стали рождаться еще дети, МТ приходилось опять много работать. Но многое еще ожидало ее.
Прошло несколько лет и пришло новое горе. Была беременна МТ Лиодорушкой. Мужа ее Филлипушку забрали в солдаты. Не стало в их семье кормилица и заступника. А соседи «Губернаторшу» не жалели. Не выдержала тогда МТ, не стала все терпеть, а решила сама за свое счастье бороться. Отправилась она к губернатору просить за Филлипушку. И около дома губернатора « Да, видно, надоумила Владычица! » бросилась МТ в ноги к губернаторше. Это и изменило ее жизнь, после этого случая МТ стали звать « Губернаторшей» , и она сама добилась своего счастья. Помогло ей еще то, что губернаторша: « Добра была, умна была…» . МТ опять пришлось страдать, но теперь она боролась и смогла отстоять свое счастье. Оказалось, что даже крепостная женщина может чего-то добиться.
Но это счастье не окупило тех страданий, которые пришлось пережить ей в своей жизни. И, наверное, это еще не последнее испытание «губернаторши» . МТ страдала и перенесла не меньше чем любой крестьянин, хотя она была женщиной. Жизнь ее состояла из мучений, с которыми приходилось ей справляться. МТ была сильной женщиной, так как она все вытерпела и не опустила рук. Сама Тимофеевна говорит: А то, что вы затеяли
Не дело – между бабами
Счастливую искать!…»

«Кому на Руси жить хорошо» — итоговое произведение Н А Не­красова, в котором поэт хотел изложить все, что он знал о народе Вот почему так органично входит в это произведение одна из главных тем некрасовского творчества — судьба русской женщины. Особенно об­стоятельно она представлена в главе «Крестьянка» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» , где нарисован образ замечательной русской женщины Матрены Тимофеевны Корчагиной. Именно к ней жители окрестных деревень отсылают мужиков-странников, задумавших най­ти того, «кому живется весело, вольготно на Руси» . Почему же имен­но эту женщину считают счастливой, и подтверждает ли сюжет дан­ной главы такое мнение?

Для ответа на поставленные вопросы необходимо определить ав­торскую позицию, поскольку именно в соответствии с ней выстраива­ется все повествование. Русская женщина всегда была для Некрасова воплощением национального характера, главной носительницей са­мих основ жизни народа. Вот почему так важно было в поэме о на­родной судьбе показать, каково положение в современной поэту Рос­сии русской женщины. Ведь счастье матери, жены, хранительницы домашнего очага и вечной труженицы - это и есть залог благополу­чия любого общества во все времена.

Показательно, что в поэме мы слышим не авторский голос — это рассказ самой Матрены Тимофеевны о своей судьбе. Такая форма по­зволила добиться особой искренности и достоверности изображения При этом возникает явный контраст в оценке своей жизни самой Кор­чагиной с мнением окружающих ее людей. Только удачное стечение обстоятельств привело к тому, что она и ее еще не рожденный ребе­нок не погибли, а жена губернатора удивительным образом становит­ся для них покровительницей — крестной матерью маленького Лиодорушки.

Но это счастье выстрадано всей предшествующей жизнью. В ней были тяжкие испытания: подневольная жизнь невестки в семье мужа «обиды смертные» , плетка, бесконечная работа, голод и самое страш­ное — смерть ребенка. И ужасно то, что это так типично для судьбы русской крестьянки! Недаром в этой главе очень много песен фольк­лорных образов и мотивов, а в эпизоде, связанном со смертью Демушки, поэт использовал причитания (похоронные плачи) знамени­той сказительницы Ирины Федосовой. Все это позволяет прийти к общему выводу, который особенно горько звучит в устах Матрены Тимофеевны: «Ключи от счастья женского, / От нашей вольной во­люшки / Заброшены, потеряны / У Бога самого!» .

И все же вопрос о счастье русской женщины не столь однозначен. Ведь многочисленные горести и беды не сломили ее стойкий дух, не подорвали внутреннюю силу и волю к жизни. Она сумела сохранить душевное тепло и красоту, не утраченную даже под гнетом тяжкого труда и забот.

И даже если автор, так замечательно нарисовавший образ Матре­ны Тимофеевны, хотел подчеркнуть мысль о «страданиях народа» , читатель вправе считать такую женщину счастливой.

Матрена Тимофеевна – крепостная женщина, где-то тридцати восьми лет, трудолюбивая, которая не тратит время зря, а работает, не покладая рук. «Губернаторша» рассказывает про свое, как она считала, счастливое детство и жизнь в девках, хотя ей пришлось уже в семь лет помогать родителям. Но зато с молодого возраста МТ стала хорошей работницей. Выдали МТ замуж за Филиппа, и попала она « с девичьей холи в ад» . Пришлось ей терпеть и свекра со свекровью и работать, как раба. Но она не унывала и забывала о своем горе

Князь Утятин (Последыш)

В отличие от Оболта-Оболдуева, человека в целом безвредного, князь Утятин заставил всех окружающих подчиняться своей безумной воле. Узнав, что крепостное право отменено, этот герой настолько разнервничался, что его наполовину парализовало. Но Последыш (прозвище, указывающее на то, что это последний помещик России) пришёл в себя после удара — и сообщил родственникам, что лишит их наследства, если они не вернут всё как было. Поэтому потомки Утятина подговорили его бывших крестьян ещё немного «поломать комедию», что даже привело к гибели одного работяги, не согласного терпеть унижение, — но, когда старый безумец умер, так и не отдали им обещанные луга.

Следующая цитата

Некрасов начал поэму вскоре после освобождения крестьян. Хотя по-настоящему крестьяне не стали до конца свободными. Они живут плохо, об этом говорит даже название деревень – Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишена, Горелова, Неелова, Неурожайка. Мужики из этих деревень пошли искать « Кому живется весело, вольготно на Руси» . Вот решили они искать счастливую среди женщин и посоветовали им:
«…Корчагину,
Матрену Тимофеевну,
Она же: губернаторша… »
Матрена Тимофеевна – крепостная женщина, где-то тридцати восьми лет, трудолюбивая, которая не тратит время зря, а работает, не покладая рук. «Губернаторша» рассказывает про свое, как она считала, счастливое детство и жизнь в девках, хотя ей пришлось уже в семь лет помогать родителям. Но зато с молодого возраста МТ стала хорошей работницей. Выдали МТ замуж за Филиппа, и попала она « с девичьей холи в ад» . Пришлось ей терпеть и свекра со свекровью и работать, как раба. Но она не унывала и забывала о своем горе, когда:
« Зимой пришел Филиппушка,
Привез платочек шелковый,
Да прокатил на саночках
В Екатеринен день» .
Но жизнь в семье мужа было еще не самое страшное, что ее ожидало. Тем более родитель свекра-батюшки Савелий жалел МТ. Но именно он стал виноват в ее самом большем горе, потери первого сына – Демушки. Она очень страдала из-за этого:
« Я клубышком каталася,
Я червышком свивалася… »
Так еще приехали судья из города, и «Губернаторше» пришлось еще больнее, когда врач « терзал» тело ее сына. МТ обвиняли в убийстве сына. Не каждый бы выдержал такое, ей было трудно, но она перестала бояться уже свекра со свекрвью. МТ не сошла с ума и хоть через долгое время, но все-таки она оправилась после этого горя. Стали рождаться еще дети, МТ приходилось опять много работать. Но многое еще ожидало ее.
Прошло несколько лет и пришло новое горе. Была беременна МТ Лиодорушкой. Мужа ее Филлипушку забрали в солдаты. Не стало в их семье кормилица и заступника. А соседи «Губернаторшу» не жалели. Не выдержала тогда МТ, не стала все терпеть, а решила сама за свое счастье бороться. Отправилась она к губернатору просить за Филлипушку. И около дома губернатора « Да, видно, надоумила Владычица! » бросилась МТ в ноги к губернаторше. Это и изменило ее жизнь, после этого случая МТ стали звать « Губернаторшей» , и она сама добилась своего счастья. Помогло ей еще то, что губернаторша: « Добра была, умна была…» . МТ опять пришлось страдать, но теперь она боролась и смогла отстоять свое счастье. Оказалось, что даже крепостная женщина может чего-то добиться.
Но это счастье не окупило тех страданий, которые пришлось пережить ей в своей жизни. И, наверное, это еще не последнее испытание «губернаторши» . МТ страдала и перенесла не меньше чем любой крестьянин, хотя она была женщиной. Жизнь ее состояла из мучений, с которыми приходилось ей справляться. МТ была сильной женщиной, так как она все вытерпела и не опустила рук. Сама Тимофеевна говорит: А то, что вы затеяли
Не дело – между бабами
Счастливую искать!…»

Остальные ответы

Губернаторша - жена губернатора. Это связано с особенностями русского языка.

Матрёна Тимофеевна

И всё же самая душераздирающая история — это история жизни простой крестьянской женщины Матрёны Тимофеевны. Да, сейчас, когда она уже пожилая, её все любят, уважают и даже называют «губернаторшей». Но сколько она пережила личных драм!

В девичестве Матрёна жила и не тужила — и желанием обвенчаться с каким-нибудь удалым парнишкой не горела. Но даже на такую своенравную девушку нашёлся свой ценитель:

Пригож-румян, широк-могуч,

Рус волосом, тих говором —

Пал на сердце Филипп!

«Ты стань-ка, добрый молодец,

Против меня прямехенько,

Стань на одной доске!

Гляди мне в очи ясные,

Гляди в лицо румяное,

Подумывай, смекай:

Чтоб жить со мной — не каяться,

А мне с тобой не плакаться.

Я вся тут такова!»

«Небось не буду каяться,

Небось не буду плакаться!» —

Филиппушка сказал.

И Филипп отчасти сдержал своё слово: к супруге он всегда относился с заботой (хотя было дело — один раз ударил). Но вот семья Филиппа «заела» несчастную невестку. И ладно бы только это! Первенец Матрёны Тимофеевны погиб по нелепой случайности: героиня оставила мальчика с дедом Филиппа — Савелием, а тот заснул; ребёнок пробрался в хлев, и там его затоптали свиньи. В другой раз Матрёна приняла телесное наказание вместо другого своего сына — Федотушки, который пас овец и не уследил за одной «подопечной», которую унесла волчица. Также к героине неровно дышал господский управляющий Ситников: женщина понимала, что он не ровен час возьмёт её силой, но всё время сидеть дома, разумеется, не могла. К большому облегчению героини, злодей умер от холеры.

«Губернаторшей» же Матрёну Тимофеевну прозвали вот почему. Когда героиня ожидала рождения последнего ребёнка, её мужа повелели, в нарушение всех законов, забрать в солдаты. Матрёна поняла, что спасения ждать неоткуда, и отправилась — ночью! пешком! зная, что её ребёнок может появиться на свет в любой момент! — в город к губернатору. Там она с большим трудом пробралась во дворец вельможи, но благодетеля так и не дождалась. Вместо этого Матрёна увидела его жену — и кинулась ей в ноги; и тут «мука смертная под сердце подошла», начались роды… К счастью, губернаторша восстановила справедливость, вернула Филиппа домой — и даже стала крёстной матерью младенца Лиодорушки.

Ермила Гирин

Этот молодой человек — «не князь, не граф сиятельный» — до определённого момента был очень удачлив. В двадцать лет он устроился работать писарем:

К нему подходишь к первому,

А он и посоветует

И справку наведёт;

Где хватит силы — выручит,

Не спросит благодарности,

И дашь, так не возьмёт! <. >

Через несколько лет Гирина уволили, но он так всем полюбился, что крестьяне единодушно выбрали его бурмистром вотчины. На этом посту он совершил много добрых дел. Один раз, правда, поддался соблазну и выгородил брата, чтобы того не забрали на военную службу, и отправил вместо него другого человека, — но впоследствии так распереживался из-за своего бесчестного поступка, что едва не покончил с собой:

«С тех пор, как сына Власьевны

Поставил я не в очередь,

Постыл мне белый свет!»

А сам к верёвке тянется.

Пытали уговаривать

Отец его и брат,

Он всё одно: «Преступник я!

Злодей! вяжите руки мне,

Ведите в суд меня!»

К счастью, сына Власьевны удалось вернуть в семью. Ермил Гирин покаялся перед несчастной женщиной и выплатил штраф, а земляки, убедившись, что их бурмистр не способен идти на сделки с совестью, полюбили его ещё больше.

Но, увы, и Ермила Гирину нельзя назвать счастливым человеком: он отказался подчиниться одному вельможе и помочь ему усмирить крестьянский бунт — и угодил за решётку.

Следующая цитата

О внешности Матрены известно следующее:
". кругловатое лицо хозяйки показалось мне желтым, больным. И по глазам ее замутненным можно было видеть, что болезнь измотала ее. "
". Обвязанное старческим слинявшим платочком смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрены. "
". от морщин, от будничного небрежного наряда. "
". обезоруживала она меня лучезарной улыбкой. И, простодушно глядя блекло-голубыми глазами, спрашивала. "
". Мне дороже была эта улыбка ее кругловатого лица. "
". Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой. "
". У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей. " (о лице Матрены)
". разъясняла Матрена, стоя в нечистом фартуке в кухонном дверном вырезе. "
". Заказала себе Матрена скатать новые валенки. Купила новую телогрейку. И справила пальто из ношеной железнодорожной шинели <. > Деревенский портной-горбун подложил под сукно ваты, и такое славное пальто получилось, какого за шесть десятков лет Матрена не нашивала. " (Матрена шьет новое пальто, когда наконец получает пенсию)
". Матрена, держась за фартук, вышла из-за перегородки растепленная, с пеленой слезы в неярких своих глазах. "

Матрена живет в старом скромном доме:
". Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша. "

Она является сердечной и простой женщиной:
". И даже о сердечности и простоте Матрены, которые золовка за ней признавала. "
". тихо, вежливо, стараясь не шуметь, топила русскую печь. "
". Мне почти не слышались ее утренние хлопоты. "
Она является деликатной, воспитанной женщиной:

". Не мешала она моим долгим вечерним занятиям, не досаждала никакими расспросами. До того отсутствовало в ней бабье любопытство или до того она была деликатна, что не спросила меня ни разу: был ли я когда женат. "

Она является доброжелательной женщиной:
". И всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки. Они начинались каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках. "

Она является праведной душой, по мнению ее квартиранта Игнатича:
"Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша. "

Она любит фикусы, комнатные цветы. У нее в доме имеется много фикусов:

Трудолюбивая Матрена всегда чем-то занята:
". я замечал, что, помимо стряпни и хозяйства, на каждый день у нее приходилось и какое-нибудь другое немалое дело, закономерный порядок этих дел она держала в голове и, проснувшись поутру, всегда знала, чем сегодня день ее будет занят. "

Оболт-Оболдуев

Этот герой, обладатель забавной говорящей фамилии, — избалованный роскошью помещик. Но он всегда относился к крестьянам милостиво — настолько, насколько это было возможно при его воспитании. Однако после отмены крепостного права бывшие слуги распоясались — и, разумеется, даже не задумались, что и у Оболта-Оболдуева есть чувства, которые стоило бы уважить:

Разобран по кирпичику

Красивый дом помещичий,

И аккуратно сложены

В колонны кирпичи!

Обширный сад помещичий,

Столетьями взлелеянный,

Под топором крестьянина

Весь лёг, — мужик любуется,

Как много вышло дров!

Черства душа крестьянина,

Подумает ли он,

Что дуб, сейчас им сваленный,

Мой дед рукою собственной

Когда-то насадил?

Что вон под той рябиною

Резвились наши детушки,

И Ганичка и Верочка,

Аукались со мной?

Что тут, под этой липою,

Жена моя призналась мне,

Что тяжела она

Гаврюшей, нашим первенцем,

И спрятала на грудь мою

Как вишня покрасневшее

Прелестное лицо.

Выслушав «исповедь» барина, мужики проникаются к нему сочувствием. Глава завершается хрестоматийными строками:

Порвалась цепь великая,

Порвалась — расскочилася:

Одним концом по барину,

Другим по мужику.

Читайте также: