Писарев борьба за жизнь цитаты
Обновлено: 06.11.2024
Нет ничего удивительного в том, что Раскольников, утомленный мелкой и неудачной борьбой за существование, впал в изнурительную апатию; нет также ничего удивительного в том, что во время этой апатии в его уме родилась и созрела мысль совершить преступление. Можно даже сказать, что большая часть преступлений против собственности устраивается в общих чертах по тому самому плану, по какому устроилось преступление Раскольникова. Самой обыкновенной причиной воровства, грабежа и разбоя является бедность; это известно всякому, кто сколько-нибудь знаком с уголовной статистикой. Далее, не трудно понять и не трудно даже доказать фактами, что воровать и грабить человек в большей части случаев решается только тогда, когда честный труд оказался для него недоступным или когда он убедился в том, что честный труд составляет слишком медленное и недостаточное лекарство против гнетущей бедности. Это значит, что человек, решившийся воровать и грабить, искал труда – и не нашел его или нашел его в таких нищенских размерах, которые не покрывают его насущных потребностей. За неудачными поисками должна последовать апатия; во время апатии должно сложиться убеждение, что нет возможности оставаться честным человеком и что надо выбирать одно из двух: голодную смерть или преступление. Затем должна следовать борьба между инстинктом самосохранения и отвращением к грязному поступку; если победит первый – человек сделается хищным животным и его ближние станут травить его, как голодного волка; если победит второе – человек заболеет от недостатка здоровой пищи и, по всей вероятности, кончит свое печальное существование на койке чернорабочей или какой-нибудь другой больницы, в отделении тифозных или возвратно-горячечных больных.
Итак, огромное большинство людей, отправляющихся на воровство или на грабеж, переживают те самые фазы, через которые проходит Раскольников. Преступление, описанное в романе Достоевского, выдается из ряда обыкновенных преступлений только потому, что героем его является не безграмотный горемыка, совершенно неразвитый в умственном и нравственном отношениях, а студент, способный анализировать до мельчайших подробностей все движения собственной души, умеющий создавать для оправдания своих поступков целые замысловатые теории и сохраняющий во время самых диких заблуждений тонкую и многостороннюю впечатлительность и нравственную деликатность высоко развитого человека. Вследствие этого обстоятельства колорит преступления до некоторой степени изменяется, и процесс его подготовления становится более удобным для наблюдения, но его основная побудительная причина остается неизменной. Раскольников совершает свое преступление не совсем так, как совершил бы его безграмотный горемыка; но он совершает его потому же, почему совершил бы его любой безграмотный горемыка. Бедность в обоих случаях является главной побудительной причиной. <…> Он хотел убить и ограбить, но так, чтобы на него не брызнула ни одна капелька пролитой крови, чтобы ни один живой человек не мог проникнуть в его тайну, чтобы все прежние друзья и товарищи жали ему руку с прежним сочувствием и уважением и чтобы его мать и сестра более, чем когда бы то ни было, считали его своим ангелом-хранителем, сокровищем и утешением. <…> Мысль и решимость созрели в Раскольникове настолько, что они должны были немедленно, не дальше как на другой день, выразиться в поступке, после которого невозможен никакой поворот назад. Теперь вообразите же себе, что в это самое время, когда уже все решено, когда наш герой чувствует себя приговоренным к совершению убийства, в его каморку входит почтальон и подает ему письмо и повестку, требуя себе по обыкновению шесть копеек. Раскольников морщится, платит деньги из последних своих ресурсов, полученных за отцовские часы, и распечатывает полученные бумаги; оказывается, что повестка объявляет ему о получении письма на его имя со вложением пятисот рублей; что же касается до простого письма, полученного вместе с повесткой, то оно написано рукою его матери и извещает его о том, что их семейству досталось совершенно неожиданным образом наследство тысяч в двадцать серебром, что мать вместе с сестрой едут к нему в Петербург и что ему уже выслано пятьсот рублей для немедленного поправления его расстроенных обстоятельств. Как вы думаете, что предпримет Раскольников, получивши такие известия? Будет ли он по-прежнему считать вопрос о старухе бесповоротно решенным и смотреть на самого себя, как на человека, окончательно приговоренного к отвратительному купанью в грязной и кровавой луже? Я не думаю, чтобы кто-нибудь из читателей серьезно ответил на этот вопрос; да. Для такого ответа нет никаких материалов в романе Достоевского,
<…> Если Раскольникова можно было бы вылечить радостным известием и присылкой денег, то нетрудно, кажется, сообразить, что корень его болезни таился не в мозгу, а в кармане. Он был беден, голоден, обескуражен и озлоблен, но нисколько не помешан. <…>
Бывают в жизни такие положения, которые убеждают беспристрастного наблюдателя в том, что самоубийство есть роскошь, доступная и позволительная только обеспеченным людям. Очутившись в таком положении, человек научается понимать выразительную пословицу: куда ни кинь, все клин. К такому положению оказываются неприменимыми правила и предписания общепринятой житейской нравственности. В таком положении точное соблюдение каждого из этих превосходных правил и предписаний приводит человека к какому-нибудь вопиющему абсурду. То, что при обыкновенных условиях было бы священной обязанностью, начинает казаться человеку, попавшему в исключительное положение, презренным малодушием или даже явным преступлением; то, что при обыкновенных условиях возбудило бы в человеке ужас и отвращение, начинает казаться ему необходимым шагом или геройским подвигом, когда он находится под гнетом своего исключительного положения. И не только сам человек, подавленный исключительным положением, теряет способность решать нравственные вопросы так, как они решаются огромным большинством его современников и соотечественников, но даже и беспристрастный наблюдатель, вдумываясь в такое исключительное положение, останавливается в недоумении и начинает испытывать такое ощущение, как будто бы он попал в новый, особенный, совершенно фантастический мир, где все делается навыворот и где наши обыкновенные понятия о добре и зле не могут иметь никакой обязательной силы.
Что вы скажете в самом деле о поступке Софьи Семеновны? Какое чувство возбудит в вас этот поступок: презрение или благоговение? Как вы назовете ее за этот поступок: грязной потаскушкой, бросившей в уличную лужу святыню своей женской чести, или великодушной героиней, принявшей с спокойным достоинством свой мученический венец? Какой голос эта девушка должна была принять за голос совести – тот ли, который ей говорил: «Сиди дома и терпи до конца, умирай с голоду вместе с отцом, с матерью, с братом и с сестрами, но сохраняй до последней минуты свою нравственную чистоту», – или тот, который говорил: «Не жалей себя, не береги себя, отдай все, что у тебя есть, продай себя, опозорь и загрязни себя, но спаси, утешь, поддержи этих людей, накорми и обогрей их хоть на неделю во что бы то ни стало»? Я очень завидую тем из моих читателей, которые могут и умеют решать сплеча, без оглядки и без колебаний, вопросы, подобные предыдущему. Я сам должен сознаться, что перед такими вопросами я становлюсь в тупик; противоположные воззрения и доказательства сталкиваются между собою; мысли путаются и мешаются в моей голове; я теряю способность ориентироваться и анализировать; начинается тревожное и мучительное искание какой-нибудь твердой точки и какого-нибудь возможного выхода из заколдованного круга, созданного исключительным положением.
<…> Пример Сони должен был, с одной стороны, возбудить в нем <Раскольникове> соревнование, а с другой – подействовать на него, как предостережение. С одной стороны, он должен был подумать: ведь вот в самом деле эта Соня! Семнадцатилетняя девушка, слабая, робкая, безответная, забитая, неразвитая, опутанная всякими рутинными понятиями и предрассудками, – а как пришлось очень круто, так сумела же решиться и нашла возможность действовать. Не осталась же она дома, чтобы сидеть сложа руки, хныкать над пьяным отцом, над больной мачехой, над голодными ребятами или в тысячный раз затыкать трудовыми копеечками такую прореху, на которую, очевидно, потребовались рубли, добытые какими бы то ни было средствами. Нет. Посидела, поплакала, надумалась, вышла на улицу, бросилась прямо в грязь и выкопала из этой грязи тридцать рублей для семейного бюджета, А я-то чего же смотрю? Я-то, мужчина, сильный человек, свободный мыслитель, строгий судья существующих нелепостей! Разве я не способен понять, что мое положение не поправляется грошовыми уроками? Разве я считать не умею? Или я, может быть, боюсь столкновения с существующими понятиями, боюсь того, чего не побоялась Соня? Или я жду того, чтобы сестра Дуня приняла на себя обязанности искупительной жертвы за наше семейство и погибла бы так же бестолково и так же бесплодно, как погибла эта Соня? Или я просто на словах города беру, а на деле поджимаю хвост перед простым городовым?
С другой стороны, он должен был подумать: не стоит мараться по мелочам и из-за пустяков. Уж если бросаться в грязь, то бросаться не из-за тридцати целковых и уж, конечно, не так нерасчетливо, как бросилась эта Соня. Надо сильно рискнуть, чтобы много выиграть. Надо так – или пан, или пропал! А то уже лучше лежать дома на диване, хлебать вчерашние Настасьины щи, прятаться от хозяйки, бегать высуня язык за грошовыми уроками, как за кладом, который все не дается в руки, – и при этом утешать себя приятным сознанием своей незапятнанной честности. Я убедительно прошу читателей не думать, что я сколько-нибудь одобряю эти размышления Раскольникова; я нахожу, напротив того, что его иронические отношения к незапятнанной честности и к упорному труду, получающему копеечное вознаграждение, в высшей степени предосудительны; я вполне убежден в том, что его мысли – дурные, вредные и опасные мысли. Я только осмеливаюсь утверждать и стараюсь доказывать, что эти мысли были неизбежными продуктами его невыносимого положения; в этих мыслях проявилась та болезнь, которая развилась в нем под влиянием его лишений и разнообразных страданий, та болезнь, которую нельзя назвать помешательством, но которая все-таки ведет и должна вести человека к нелепым и безобразным поступкам. При тех условиях, которые давили Раскольникова, у него не могло быть никаких других мыслей. Поставьте на место Раскольникова какого-нибудь другого человека обыкновенных размеров, развившегося иначе и смотрящего на вещи другими глазами, и вы увидите, что получится тот же самый результат. Невыносимое положение воспитает в нем ту же самую болезнь, и все его мысли примут то же самое вредное и опасное направление. Он убедит себя в том, что общество обращается с ним как с голодным волком и что ему остается только принять на себя эту странную роль со всеми ее возможными последствиями, со всеми ее своеобразными правами и обязанностями, со всеми ее удобствами и неудобствами.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
43. Коллективное творчество
43. Коллективное творчество Нью-йоркский галерейщик Рональд Фельдман, которому периодически доводилось работать с русскими художниками (Комар & Меламид, Бродский & Уткин, Перцы, Мартынчики), был чрезвычайно озадачен тем, что ему постоянно приходится иметь дело с
Творчество для детей
Творчество Л.Н. Толстого
Творчество Л.Н. Толстого О великом русском писателе Л.H. Толстом написано очень много. Для этого издания мы отобрали те работы критиков, в которых выявляются главные черты толстовского творчества и которые надо прочитать в первую очередь.Рецензия Н.Г. Чернышевского,
Д. И. Писарев[444]
Д. И. Писарев[444] Николай Яковлевич Прокопович и отношения его к Гоголю П. В. Гербеля(Современник, 1858 г., февраль)[445]Дорого русскому сердцу имя Гоголя; Гоголь был первым нашим народным, исключительно русским поэтом; никто лучше его не понимал всех оттенков русской жизни и
Следующая цитата
ВАРИАНТЫ ЖУРНАЛА "ДЕЛО"
БОРЬБА ЗА ЖИЗНЬ
С. 118. 6-7 в своем произведении / в своем новом произведении С. 121. 22 махнет рукой на свои любимые планы / махнет рукой на свои книги, на свои любимые планы С. 122. 26 более удобным для наблюдения / более доступным для наблюдения С. 123. 6-7 какая-то сила, похожая на демона-искусителя / какая-то сила, подавляющая его своим влиянием, какая-то сила, похожая на демона-искусителя С.125. 3 -4 Раскольников не помешанный / Раскольников совсем не помешанный С. 141. 34-35 мать успеет ослепнуть от косынок, а пожалуй что и от слез, от поста исчахнет / мать успеет ослепнуть от косынок, а пожалуй, что и от слез исчахнет С. 143. 23-24 Что же дальше? Каким образом он пустит их именно в то предприятие / Что же дальше? Каким образом он воспользуется захваченными деньгами? Каким образом он пустит их именно в то предприятие С.144. 31 в следующей главе / в следующей статье С. 151. 4 жизнь одного человека / жизнь человека С. 152. 4 устранять живых людей / истреблять живых людей С. 152. 43 объяснено / объяснимо С. 160. 10 до более верного взгляда / до более верного и широкого взгляда С. 162. 21 которому крупное злодеяние / которому злодеяние 37 иезуитской изобретательности и изворотливости / иезуитской изобретательности 39-40 как умный человек / как очень умный человек С. 168. 35-36 когда он остается только один / когда он остается совершенно один С. 769. 3 дипломатическую осторожность / дипломатическую сдержанность
ГЛАВА IV Трагедия советской критики. Борьба за место под солнцем и жизнь вдали от софитов: младоформалисты, Бахтин, Пумпянский и другие
ГЛАВА IV Трагедия советской критики. Борьба за место под солнцем и жизнь вдали от софитов: младоформалисты, Бахтин, Пумпянский и другие С концом формальной школы в начале тридцатых годов двадцатого века история русского литературоведения и критики приобретает чётким
Писарев Д. И Базаров («Отцы и дети», роман И. С. Тургенева)
Писарев Д. И Базаров («Отцы и дети», роман И. С. Тургенева) Новый роман Тургенева дает нам все то, чем мы привыкли наслаждаться в его произведениях. Художественная отделка безукоризненно хороша; характеры и положения, сцены и картины нарисованы так наглядно и в то же время
Жизнь и жизнь Артюра Рембо
Жизнь и жизнь Артюра Рембо Переводы его стихов не слишком впечатляют: лишенные магической звукописи оригинала, они заставляют мучительно тянуться к мерцающему где-то вдалеке оранжевому сиянию, но не приносят удовлетворения. Лишь стихотворения в прозе ("свободные"
Творчество М.Ю. Лермонтова
Творчество М.Ю. Лермонтова Талант М.Ю. Лермонтова сразу привлек к себе внимание русской критики. Его рассматривали как младшего современника Пушкина, который как бы перенял эстафету у гения русской литературы. После смерти Пушкина и до появления в печати «Мертвых душ»
Писарев Д. И Фрагмент из статьи «Обломов» (о композиции романа)
Писарев Д. И Фрагмент из статьи «Обломов» (о композиции романа) Огромная идея автора во всем величии своей простоты улеглась в соответствующую ей рамку. По этой идее построен весь план романа, построен так обдуманно, что в нем нет ни одной случайности, ни одного вводного
Следующая цитата
Переводы |Классика| [Современная] [Самиздат] [Заграница] [ArtOfWar]
Об авторе: -- русский публицист и литературный критик, переводчик, революционер-демократ.
РУЛЕТКА:
Мартин Иден
Сердце народное
Пальм А.И.
ВСЕГО В ЖУРНАЛЕ:
Авторов: 5673
Произведений: 62888
[1859] 45k Оценка:4.78*19 Критика
Роман И. С. Тургенева. [1859] 29k Критика
Рассказ графа Л. Н. Толстого
("Библиотека для чтения" 1859 года). [1859] 41k Оценка:4.26*151 Критика
[1860] 41k Критика
Переводы В. Д. Костомарова и Ф. Н. Берга. Москва. 1860. [1860] 29k Критика
(Уличные типы. Текст А. Голицынского, с 20-ю рисунками М. Пикколо. Издание К. Рихау. 1860. Москва). [1861] 119k Оценка:4.10*11 Критика Комментарии: 3 (31/05/2020)
[1861] 61k Оценка:5.68*10 Критика, Философия
Обозрение философской деятельности Сократа и Платона, по Целлеру; составил Клеванов. [1861] 110k Оценка:4.68*11 Критика Комментарии: 3 (31/05/2020)
(Сочинения А. Ф. Писемского, т. I и II. Сочинения И. С. Тургенева). [1861] 88k Критика
(Сочинения А. Ф. Писемского. Том I. 1861). [1861] 207k Оценка:3.27*4 Критика
[1861] 54k Критика
Русская азбука для народных школ и другие книжки. [1862] 29k Критика
Издание Костомарова и Берга. 1862. [1861] 58k Оценка:2.62*4 Критика
(Сочинения И. В. Киреевского, I и II т. Москва. 1861 год). [1862] 141k Критика
(Критический отдел "Русского вестника" за 1861 год). [1865] 116k Оценка:4.43*25 Публицистика Комментарии: 1 (15/10/2009)
[1867] 144k Оценка:8.00*6 Критика
(Записки из мертвого дома) [1867] 147k Оценка:4.16*65 Критика
(Преступление и наказание). [1867] 2k Критика
Варианты журнала "Дело" [1862] 127k Оценка:3.86*958 Критика Комментарии: 26 (24/11/2020)
"Отцы и дети", роман И. С. Тургенева [1864] 117k Критика
1. "Сатиры в прозе" Н. Щедрина 2. "Невинные рассказы" Н. Щедрина [1864] 90k Оценка:3.59*438 Критика Комментарии: 3 (06/05/2018)
[1865] 105k Критика
(Сельские картины)
О повести В. Слепцова "Трудное время" [1867] 143k Оценка:5.51*5 Критика
[1868] 76k Оценка:4.76*14 Критика Комментарии: 2 (29/06/2021)
("Война и мир". сочинение графа Л. Н. Толстого. Томы I, II и III. Москва. 1868) [1868] 72k Оценка:2.47*8 Критика
(Histoire dun paysan 1789, Par Erckman - Chatrian) [1862] 23k Оценка:7.46*8 Критика
[1865] 166k Оценка:4.45*98 Критика Комментарии: 2 (09/03/2021)
Евгений Онегин [1865] 145k Оценка:4.40*29 Критика Комментарии: 2 (31/05/2020)
Лирика Пушкина [1865] 34k Оценка:5.88*5 Критика
По поводу романа Чернышевского "Что делать?" [1865] 38k Критика
Варианты [1864] 396k Оценка:3.18*30 Критика
В журнальном варианте "Нерешенный вопрос". [1865] 180k Критика
[1864] 132k Оценка:2.00*3 Критика
[1865] 101k Оценка:8.00*3 Критика
(Повести, рассказы и очерки Н. Г. Помяловского. Два тома. СПБ, 1865 г.) [1865] 4k Критика
Варианты журнала "Русское слово" [1862] 145k Критика
("Наука и литература в России при Петре Великом". Исследование П. Пекарского) [1862] 62k Оценка:7.77*7 Публицистика
[1863] 289k Оценка:8.00*3 Публицистика
[1863] 293k Публицистика
[1858] 54k Критика
"Иоанн-Себастиан Бах, Иосиф Гайдн и Георг Фридрих Гендель". А.И. Кронеберга.
"Частные женские пансионы". Д.М.
"Значение ощущений боли у человека и животных". М. Зенина.
"Еще о женском труде. По поводу журнальных толков об этом вопросе". А.М. Пальховского.
"Леонардо да Винчи". К.К. Герца.
"Из записок М.С. Щепкина".
"Три месяца за границею". И. Бабста. [1858] 79k Критика
"Босоножка". Повесть Ауэрбаха.
"Путевые записки Борро, английского миссионера в Испании".
"Кенигсберг во время Семилетней войны". Из записок А.Т. Болотова.
"Мальтийские рыцари во второй половине XVI века". Из Прескотта.
"Вечный город". В. Яковлева.
"Семилетняя война". Из записок А.Т. Болотова.
"Остап Бондарчук". Роман И. Крашевского.
"Екатерина Великая на Днепре". Рассказ Гр. Данилевского.
"Опасный путь. (Из путешествия по Востоку)". И. Березина.
"Голод и жажда".
"Петербург при Петре III. (Из записок А. Т. Болотова)".
[1858] 4k Критика
[1858] 4k Критика
[1858] 7k Критика
[1858] 8k Критика
[1885] 8k Критика
[1858] 11k Критика
[1858] 7k Критика
[1858] 5k Критика
[1858] 6k Критика
[1858] 11k Критика
[1858] 4k Критика
[1858] 16k Критика
[1858] 12k Критика
[1858] 4k Критика
[1858] 12k Критика
[1858] 12k Критика
[1858] 17k Критика
"Сенковский - дилетант русской словесности". С. Дудышкина
"Об Иванове и его картине". П. Ковалевского [1858] 84k Критика
"Княгиня Наталья Борисовна Долгорукова". Я.Г. Е-а
"Картины Италии" Павла Ковалевского
"Образование женщин среднего и высшего состояний". Г. Аппельрота
"Наследство тетушки". Рассказ И. Весеньева
"Оливер Гольдсмит"
"События в Петербурге 1740 и 1741 годов". И. Шишкина
"Старое горе". В. Крестовского
"Джон Говард"
"Братец". В. Крестовского
"Путешествие Ливингстона по Африке" [1858] 8k Критика
[1858] 3k Критика
[1858] 3k Критика
[1858] 3k Критика
[1858] 5k Критика
[1858] 4k Критика
[1858] 9k Критика
[1858] 9k Критика
[1858] 8k Критика
[1858] 4k Критика
[1858] 6k Критика
[1858] 48k Критика
"Сцены в пустыне между Басрою и Багдадом"
"Воспоминания о Петре Николаевиче Кудрявцеве". А. Галахова
"История моего деда". Отрывок из записок С-кого
"Письма об успехах современной физиологии". И. Чацкина
"Флейта". А.Н. (П.Н. Кудрявцева)
"Уильям Чаннинг". Евгении Тур
[1858] 52k Критика
"Даровитость русского человека (Из записок русского туриста)".
"Народные украинские рассказы" Марка Вовчка (псевдоним)
"После обеда в гостях". Кохановской.
"Свободный выбор". Повесть Е. Нарской (псевдоним)
[1858] 32k Критика
"Детство и юность Т.Н. Грановского". П. Кудрявцева.
"Мачеха". Рассказ Б. Ауэрбаха.
"Чикаго". Э. Циммермана.
[1858] 36k Критика
"Подробный конспект преподавания первоначальной математики. " П. Гурьева
"О воспитании девочек". Сочинение Фенелона [1858] 70k Критика
"Письмо к редактору из В. Во-чка". И. Филаретова
"Письмо из Казани". А. Камкова
"Мысли по поводу статей о женском воспитании". А. С-ной
"Очерк воспитания девиц в Пермской губернии"
"Об истинном наставнике детей"
[1858] 14k Критика
"О влиянии женщин вообще и о браке как необходимом условии цивилизации"
"О воспитании девочек как его понимали аббат Флери и Фенелон и как оно ныне ведется"
"Несколько слов о покойном академике П.А. Федотове". И. Можайского [1858] 17k Критика
"Отголосок на "Жалобу женщины"". В. й.
"Могильные предания". Н.И. Костомарова.
"Север Скандинавии в картинах природы и народного быта".
[1858] 5k Критика
[1858] 4k Критика
[1858] 7k Критика
[1858] 6k Критика
[1858] 7k Критика
[1858] 9k Критика
[1858] 7k Критика
[1858] 3k Критика
[1858] 90k Критика
"Письма к русским женщинам". А. Х-вой.
"О развитии правдивости в детях". Глинского.
"Мысли об устройстве женских училищ в губернских городах". А. Чумикова. "Институты". Луизы Бюхнер.
"Нерешенный спор. Сцена в уездном городке". К. Микешина.
"Заграничные письма в редакцию "Журнала для воспитания"". Г. Водовозова
"О труде наставниц". (С английского). Наталии Гр.
"О няньках". Ф. Т-ля.
"Влияние искусства на воспитание". Б. М-а.
"Быть и казаться". Н.И. Пирогова. "Внешность в жизни и воспитании". Наталии Гр.
"Об учреждении женских училищ в Костромской губернии". А. Григоровича.
"Советы старушки матерям, имеющим дочерей". Н. В-вой.
"Значение матери в юношеском воспитании". Наталии Г-т.
"Деспотизм материнской любви". С.Н. [1859] 33k Критика
"Впечатление первого боя". Владимира***. "Война и плен". М. Венецкого
"Эпизод из истории Нидерландов. Правление герцога Альбы". [1859] 30k Критика
"Парижские письма". М.Л. Михайлова. Письмо V
"Река Керженец". А. Потехина
"Север Скандинавии в картинах природы и народного быта"
"Утрата". Из диккенсова журнала [1860] 246k Критика
Сочинение студента Дмитрия Писарева [1860] 5k Критика
Сочин И.А. Островского. СПб., 1860 [1860] 286k Критика
Критический этюд [1861] 422k Оценка:9.00*3 Публицистика
Агония древнего Римского общества в его политическом, нравственном и религиозном состоянии [1861] 44k Критика
Dichtungen von H. Heine [1861] 184k Оценка:8.00*3 Публицистика Комментарии: 2 (07/05/2014)
[1861] 66k Критика
(Physiologisches Skizzenbuch von Jac. Moleschott. Giessen 1861) [1861] 20k Критика
[1861] 9k Критика
[1861] 5k Критика
[1861] 5k Критика
"Физиологические письма Карла Фохта
("Physiologischen Briefe" von Carl Vogt) [1861] 15k Критика
[1861] 9k Критика
Изд. Н. Макарова [1861] 3k Критика
[1862] 111k Критика
По Бюхнеру [1862] 185k Публицистика
[1862] 6k Критика
[1862] 1k Публицистика
[1864] 339k Публицистика
[1864] 192k Публицистика
[1864] 1k Критика
[1864] 125k Критика
[1864] 3k Критика
[1864] 459k Критика
[1864] 8k Критика
[1865] 44k Публицистика
[1865] 7k Публицистика
[1865] 166k История, Публицистика
[1865] 47k Публицистика
[1865] 216k Оценка:2.34*7 Критика Комментарии: 1 (30/07/2015)
[1865] 1k Критика
[1865] 55k Оценка:6.64*6 Критика
[1865] 32k Критика
(Часть журнального текста, не вошедшая в первое издание сочинений Д. И. Писарева) [1865] 0k Публицистика
[1865] 102k Критика
[1865] 215k Публицистика
[1865] 87k Публицистика
[1866] 390k Публицистика
[1866] 155k Публицистика
[1867] 43k Оценка:7.72*6 Критика
[1867] 148k Критика
(Сочинения Ф. М. Толстого. Два тома) [1867] 539k Публицистика
[1867] 18k Критика
[1867] 124k Публицистика
Д. И. Писарев (1840—1868)
Д. И. Писарев (1840—1868) Родился в с. Знаменское Орловской губернии в небогатой дворянской семье. Благодаря матери в детстве получил блестящее образование. Учился в Петербургском университете, где, по его собственному признанию, в нем зародилось «ядовитое зерно
Писарев Д. И Мыслящий пролетариат
Писарев Д. И Мыслящий пролетариат <…> Всех, кого кормит и греет рутина, роман г. Чернышевского приводит в неописанную ярость. Они видят в нем и глумление над искусством, и неуважение к публике, и безнравственность, и цинизм, и, пожалуй, даже зародыши всяких преступлений.
Следующая цитата
Достоевский – один из наиболее интересных, спорных и даже загадочных писателей в русской литературе. Каждый читатель, каждый критик видят в нем разные грани, делают акцент на разных сторонах его таланта. Поэтому в этом разделе мы постарались дать как можно больше суждений о творчестве этого великого русского писателя.
Но вначале следует обратить внимание на высказывания самого Достоевского о собственном творчестве. В конце творческого пути, незадолго до смерти он определяет как главный принцип «найти в человеке человека». Это – выражение своеобразного гуманизма Достоевского, его уверенности, что в любом, даже самом плохом человеке есть «искра Божия». Конспективное изложение замысла романа «Преступление и наказание» в письме к М.Н. Каткову поможет разобраться в идейной позиции Достоевского в этом романе, а также в особенностях философско – нравственной проблематики.
Одним из первых откликов на «Преступление и наказание» была статья Д.И. Писарева, разночинско-демократического критика, с которым вы уже знакомы по его статьям о творчестве Островского и Тургенева. Писарев, конечно, понял основной замысел Достоевского – дать картину преступления «философского», убийства «по теории», однако поставил своей задачей полемику с таким объяснением преступления. На протяжении всей статьи Писарев стремиться доказать (где более, где менее успешно), что преступление Раскольникова вызвано чисто материальными причинами, и в первую очередь бедностью. По мысли Писарева, преступление Раскольникова порождено тем, что «среда заела». Такая трактовка была, разумеется, прямо противоположна идее Достоевского.
Совсем иную, очень интересную интерпретацию дает роману «Преступление и наказание» И.Ф. Анненский. Его статья весьма сложна, поэтому обращаться к ней следует лишь тогда, когда сам роман основательно проработан. Анненский показывает, как определенные художественные идеи (смирение, жертвенность, страдание, требование счастья и др.) связываются с образами героев романа и какую сложную композиционную структуру приобретает поэтому роман Достоевского. Связи между персонажами неоднородны: имеет место своеобразное «двойничество»? логическая и внелогическая связь, противопоставление и т. п., что проиллюстрировано графической схемой. Кроме того, в статье Анненского важно обратить внимание на общую оценку «Преступления и наказания» как идеологического романа, причем, в отличие от более поздних произведений Достоевского, автор выступает здесь еще не как проповедник, но как художник.
Во второй статье Анненского дается общая характеристика творчества Достоевского и рассматривается главная, по мнению критика, нравственная категория его творчества – совесть.
Н.К. Михайловский, один из крупнейших демократических критиков второй половины XIX века, в статье «Жестокий талант» также дает общую характеристику творчеству Достоевского, что и нашло отражение в заглавии статьи. «Жестокость» Достоевского Михайловский видит в том, что страдание, которое причиняет автор своим героям и читателям, есть бессмысленное и бесцельное, едва ли не патологическое мучительство. По-видимому, с этой мыслью можно и соглашаться, и спорить, так как она, конечно, достаточно субъективна.
Несколько по-другому представляет основные черты творчества Достоевского один из первых критиков-марксистов А.В. Луначарский: он выделяет особый лиризм его произведений, стремление «заразить» читателя своей верой, жажда жить, психологизм, способность «слиться» со своим героем и т. п. Однако и Луначарский отмечает свойство таланта Достоевского – «смаковать» мучительные переживания своих героев.
Об этом пишет и М. Горький, чье отношение к Достоевскому было очень сложным. В заметке «О “карамазовщине”» поэтому важна не только отрицательная оценка Горьким идейно-художественных особенностей его творчества, но и безусловное признание гениальности писателя.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Позднее творчество
Позднее творчество Творчество Заболоцкого конца 1940-1950-х гг. отчетливо характеризует формирование главного в эти годы интереса к истории. Переходным этапом от натурфилософской поэзии к «историософской» была работа над переводами древнего эпоса и произведениями на его
Борьба
Борьба 1 Я ее не люблю, не люблю… Это – сила привычки случайной! Но зачем же с тревогою тайной На нее я смотрю, ее речи ловлю? Что мне в них, в простодушных речах Тихой девочки с женской улыбкой? Что в задумчиво-робко смотрящих очах Этой тени, воздушной и гибкой? Отчего же
Писарев Д. И Мотивы русской драмы
Писарев Д. И Мотивы русской драмы Основываясь на драматических произведениях Островского, Добролюбов показал нам в русской семье то «темное царство», в котором вянут умственные способности и истощаются свежие силы наших молодых поколений. <…> Эта статья была ошибкою
Творчество А.П. Чехова
Творчество А.П. Чехова Чехов – последний классик русской литературы девятнадцатого века и одновременно один из первых писателей, открывающих литературу века двадцатого. Его творчество было настолько новаторским, что прижизненная критика во многом его не поняла.
Творчество И.В. Гёте
Творчество И.В. Гёте Движению «Бури и натиска» не один год отдавал дань один из самых масштабных немецких поэтов и писателей – Иоганн Вольфганг Гёте (Johann Wolfgang Goethe, 1749–1832). Правда, сочинять Гёте начинает еще до знакомства со штюрмерами, но первые его стихотворения и драмы
Читайте также: