Петр кузьмич анохин цитаты

Обновлено: 23.11.2024

Генеральный директор студии Арсений Кутовой прочитал книгу «Теория функциональных систем» Петра Кузьмича Анохина по рекомендации учителей в брендинге. ТФС является одним из базовых принципов методики проектирования брендов PSYCHEA.

10 цитат, которые дадут представление о том, почему ее стоит прочитать и на какие вопросы в ней можно найти ответ.

1. О принципиальной модели мышления:

«Главнейшие свойства интеллекта: афферентный синтез, постановка цели, принятие решения и оценка полученного результата, предсказание и обратная афферентация, санкционирующая получение полезного результата.»

2. О том, что такое цель:

«Процесс афферентного синтеза, как мы уже говорили, заканчивается принятием решения, являющимся итогом перебора возможных результатов, органически связанных в прошлом с данной мотивацией. Таким путем осуществляется одно из самых замечательных явлений в активности мозга: формирование на уровне нервной системы модели всех признаков и свойств будущего полезного результата, в связи с которым и ради которого разбивались процессы афферентного синтеза. Это и есть цель.»

3. О вариативности мышления и поведения:

«Сущность системы человеческого мозга состоит именно в том, что синтез окружающей обстановки и падающих на человека раздражений и формирование целей поведения происходят в организме положительно ежесекундно и каждый раз могут оканчиваться различными изменениями в поведении.»

4. О том, чем мы отличаемся от машин:

«Достоинство машины — в тонкости производства отдельной операции. Достоинство человека — в исключительном богатстве качественно различных деятельностей при безграничных затруднениях и изменениях внешних условий.»

5. О том, что всё связано друг с другом:

«Вся история развития живой материи подчиняется одному и тому же закону: приспособление организмов возможно только потому, что внешний мир через разнообразнейшие параметры своего воздействия входит в организм в форме тончайших информационных процессов, весьма точно отражающих основные параметры этого объективного внешнего мира.»

6. О силе прогнозирования:

«Организмы, приобретя способность опережать ход внешних событий (предвидеть, строить гипотезы ), тем самым стали с наибольшей выгодой приспосабливаться к будущим часто опасным явлениям внешнего мира задолго до того, как эти явления будут иметь место.»

7. О том, что мы воспринимаем то, что важно именно для нас:

«Теория информации показывает, что любой отражаемый в нервной системе внешний объект через ряд перекодирований первичного сигнала на конечном этапе совершенно точно отражает главнейшие, биологически важные параметры отражаемого объекта.»

8. О том, как мы понимаем, что всё в порядке:

«В момент сличения двух комплексов возбуждений наша нервная система осуществляет контроль результатов произведенного действия. Если сличение показало, что прогнозированные параметры (предсказание) в акцепторе будущего результата полностью совпадают с параметрами реально полученного результата, то данное действие заканчивается, а его результаты получают "санкцию" и используются для формирования следующего этапа поведения. Если же выявляется несовпадение параметров реально полученного результата действия с запрогнозированными, то это рассогласование стимулирует построение и подбор новой программы действия.»

9. О том, для чего нужны положительные и отрицательные эмоции:

«Можно думать, что в процессе эволюции фактор рассогласования между поставленной целью и полученным результатом был связан с возникновением отрицательной эмоции там, где рассогласование создавалось на основе неполучения жизненно важных факторов. Наоборот, если отсутствует обратная афферентация, сигнализирующая о биологически отрицательном действии, то рассогласование ведет к положительным эмоциям.»

10. О ключевом принципе эффективного поведения:

«Для эффективного поведения необходимо получать информацию посредством процесса обратной связи, сообщающего о достижении цели.»

Следующая цитата

Удивительно, какую роль в нашей жизни может сыграть случай. Однако, все случайности не случайны.

82347 4 27 октября 2019

Научное обоснование этому утверждению дал в числе других своих выдающихся открытий известный российский физиолог Петр Кузьмич Анохин, который пришел в медицину как раз-таки по воли случая.

Но обо всем по порядку.

Петр Кузьмич родился в семье рабочего. В 15 лет окончил высшее начальное училище и, чтобы помочь родителям, поступил конторщиком на железную дорогу. Участвовал в Гражданской войне и в первые годы советской власти был комиссарам по печати и главным редактором газеты «Красный Дон» в Новочеркасске.
И вот он — случай. Знаковой в судьбе будущего ученого, пока еще крайне далекого от медицинской и научной деятельности, но мечтающего заниматься изучением мозга, стала случайная встреча с Анатолием Луначарским, известным государственным деятелем, писателем и публицистом.

Их беседа о желании молодого редактора Анохина понять материальные механизмы человеческой души запомнилась российскому революционеру, и он решил помочь, пригласив Анохина в Петроград и устроив на учёбу в Ленинградский государственный институт медицинских знаний, которым в то время руководил В. М. Бехтерев.
Медицинская наука и исследовательский дух, который царил в стенах института, стали именно той плодородной почвой для Петра Анохина, на которой он, подобно дереву, сразу же начал приносить плоды.
Уже на первом курсе Анохин проводит первую научную работу «Влияние мажорных и минорных колебаний звуков на возбуждение и торможение в коре головного мозга». Через год знакомится с Павловым и поступает работать в его лабораторию.

В 1930 году Анохина, рекомендованного на конкурс Павловым, избирают заведующим кафедры физиологии медицинского факультета Нижегородского университета.

В этот период он предложил принципиально новые методы изучения условных рефлексов: секреторно-двигательный метод, а также оригинальный метод с внезапной подменой безусловного подкрепления, позволивший Анохину прийти к заключению о формировании в центральной нервной системе специального аппарата, в котором заложены параметры будущего подкрепления («заготовленное возбуждение»).

Позже этот аппарат получил название «акцептор результата действия» и стал главным ноу-хау теории Петра Кузьмича, той самой моделью будущих результатов наших действий.
Проще говоря, «акцептор действия» — это картина желаемого нами будущего. Ученый доказал, что наш мозг не ждет пассивно, пока какой-то раздражитель начнет на него действовать, а сам создает образ того, в чем он нуждается и целенаправленно к этому стремится. Сформировав такое представление, мозг входит в состояние действия, то есть он пытается достичь искомый результат. И этот результат будет достигнут, но он только промежуточный. Теперь в мозгу запускается еще один процесс — так называемой «обратной афферентации»: мозг оценивает достигнутые результаты, сравнивает их с придуманной целью, пытаясь понять — удалась его авантюра или нет.

Вот и ответ о неслучайных случайностях. Мы всегда получаем то, чего на самом деле хочет наш мозг. Как в жизни Петра Анохина, так и в жизни каждого их нас, примеров работы данного механизма множество. Причем, большую часть из них мы даже не осознаем, потому что они связаны с физиологией и ежесекундной работой нашего организма.
Это открытие стало частью еще более значимого труда ученого - теории функциональных систем, которая докажет значимость системного подхода для решения физиологических проблем и одновременно станет переломной в судьбе ученого.

Теория была неоднозначно воспринята в научно-партийных кругах того времени и подверглась критике на знаменитой Павловской сессии. В научных изысканиях Анохина узрели некую «метафизику» и обвинили ученого в том, что он, якобы под маской верности своему учителю Павлову, «систематически и неотступно стремится ревизовать его учение с гнилых позиций лженаучных идеалистических теорий реакционных буржуазных ученых».

После таких обвинений, Анохин был отстранен от работы в Институте физиологии и направлен в Рязань, где до 1952 года работал профессором кафедры физиологии медицинского института, но несмотря ни на что, продолжал исследовать, делать открытия и писать научные труды.

Лишь спустя время, научный мир поймет, что на самом деле Анохину удалось пойти дальше Павлова. Он доказал, что поведение нельзя описать как последовательность рефлексов. Оно отличается от совокупности рефлексов наличием в нем определенной структуры. Эта структура включает себя в качестве обязательного элемента — программирование и тем самым выполняет функцию опережающего отражения действительности. Таким образом, Анохин в своей концепции функциональных систем смог соединить сущность научных открытий Павлова и Ухтомского, обстановочные и динамические аспекты функционирования нашей нервно-психической деятельности.

По воспоминаниям современников, Анохин был физиологом с большой буквы. Его увлечение наукой было столь велико, что дошло до абсурдного для того времени шага: он выбыл из рядов партии, перестав платить членские взносы, искренне считая, что партийная работа отвлекает его от научной.

Биологические теории эмоций, теории бодрствования и сна, голода и насыщения, механизмы внутреннего торможения — этими проблемами Анохин активно занимался в последние годы своей жизни. Он совмещал научные исследования с организационной деятельностью в отечественных и зарубежных научных обществах, участием в редколлегиях многочисленных изданий.

Анохин ушел из жизни в возрасте 76 лет, прожив яркую, выдающуюся и крайне продуктивную жизнь. Он стал основателем знаменитой научной школы, основоположником новых отраслей науки о мозге, положивших начало развитию кибернетики.
Наследие Анохина — это не только его выдающиеся труды. Научно-медицинскую династию великого ученого продолжают дочь, Ирина Петровна, член РАН и специалист в области фундаментальных проблем психологии и внук Константин Владимирович Анохин - российский учёный, нейробиолог, профессор, член-корреспондент РАН и РАМН.

Ученик И.В.Павлова

Прослушав ряд лекций И. П. Павлова в Военно-медицинской академии, поступает работать в его лабораторию (1922).

По окончании в 1926 году ГИМЗа избирается на должность старшего ассистента кафедры физиологии Ленинградского зоотехнического института (с 1928 г. — доцент). Продолжая работать в лаборатории И. П. Павлова, ученый выполнил на кафедре института ряд исследований по изучению кровообращения головного мозга и влиянию ацетилхолина на сосудистую и секреторную функции слюнной железы.

Нижегородский университет. 1922 год

В 1930 году П. К. Анохина, рекомендованного на конкурс И. П. Павловым, избирают заведующим кафедры физиологии медицинского факультета Нижегородского университета. После выделения в том же году факультета из состава университета и образования на его базе медицинского института он одновременно руководит кафедрами физиологии там и на биологическом факультете Нижегородского университета.

В этот период предложил принципиально новые методы изучения условных рефлексов: секреторно-двигательный метод, а также оригинальный метод с внезапной подменой безусловного подкрепления, позволивший П. К. Анохину прийти к заключению о формировании в центральной нервной системе специального аппарата, в котором заложены параметры будущего подкрепления («заготовленное возбуждение»). Позже этот аппарат получил название «акцептор результата действия» (1955)

Ученик И.П. Павлова. В отличие от И. П. Павлова, понимал подкрепление не как эффект действия безусловного раздражителя, а как афферентный сигнал от самой реакции, свидетельствующий об ее адекватности или неадекватности (обратная афферентация
Благодаря механизму сопоставления обратной афферентации с образом конечного результата действия (акцептором действия) формируется возможность опережающего отражения действительности, частным случаем которого Анохин считал условный рефлекс.
На этой основе им была выдвинута теория функциональных систем. В основе теории лежит представление о функции как достижении организмом приспособительного результата во взаимодействиях со средой.

Следующая цитата

Пётр Кузьмич Анохин (14 (26) января 1898 года, Царицын (ныне Волгоград) — 5 марта 1974 года, Москва) — историк медицины, советский физиолог, создатель теории функциональных систем, академик АМН СССР (1945) и АН СССР (1966), лауреат Ленинской премии (1972).

Школа В.М.Бехтерева

1-й Ленинградский медицинский институт имени академика И. П. Павлова. Главное здание

К осени 1921 года он получает вызов в Петроград и направление на учёбу в Ленинградский государственный институт медицинских знаний (ГИМЗ), которым руководил В. М. Бехтерев. Уже на 1-м курсе под его руководством проводит первую научную работу «Влияние мажорных и минорных колебаний звуков на возбуждение и торможение в коре головного мозга».

Через некоторое время Анохин осознает, что больше его интересует психиатрия. В ней он видит много недосказанного и неконкретного. Петра Кузьмича интересует принцип работы мозга, его изучение с помощью экспериментов и получения определенных результатов. На то время в данной области авторитетной личностью являлся И. П. Павлов. В лабораторию которого и поступает Анохин, в 1922 году.

Молодого ученого Павлов привлекает к экспериментам касательно вопросов внутреннего торможения.

Годы учебы

Получил Петр Кузьмич до революции среднее образование, окончил в 1914 году реальное училище, затем поступил в городе Новочеркасске в землемерно- агрономическое училище. Интересовался биологическими науками, знаниями относительно человеческого тела, особенно что касается мозга. Обучаясь в училище Петр интересуется научной литературой, активно общается с преподавателями естествознания

Приложение

В приложение мы хотели бы вам показать видеосъемку, в которой участвовал сам академик Анохин, и несколько видео материалов с воспоминаниями его современников.

Времена Великой Отечественной войны

С началом Великой Отечественной войны осенью 1941 года вместе с ВИЭМ эвакуируется в Томск, где назначается руководителем нейрохирургического отделения травм периферической нервной системы. Позже результаты довоенных теоретических исследований и нейрохирургического опыта были обобщены П. К. Анохиным в монографии «Пластика нервов при военной травме периферической нервной системы» (1944), а также легли в основу сформулированной им теории нервного рубца.

Пётр Кузьмич Анохин

В 1942 году возвращается в Москву и назначается заведующим физиологической лабораторией в Институте нейрохирургии. Здесь, наряду с консультациями и операциями, совместно с Н. Н. Бурденко продолжает исследования по хирургическому лечению военной травмы нервной системы. Результатом этих работ явилась их совместная статья «Структурные особенности боковых невром и их хирургическое лечение». В это же время был избран профессором на кафедру физиологии Московского университета.

В 1944 году на базе отдела нейрофизиологии и лабораторий ВИЭМ был организован Институт физиологии незадолго до этого учрежденной Академии медицинских наук СССР, куда П. К. Анохин был назначен заведующим отделом физиологии нервной системы (и одновременно в разные годы исполнял функции заместителя директора по научной работе (1946) и директора института).

Участие в гражданском противостоянии

Народ приветствует Деникина после взятия Царицына. Июнь 1919 года

Петр Кузьмич Анохин принимал участие в революции, затем в гражданском противостоянии на стороне большевиков. В 1918 году, во время восстания казаков, угроза нависла над Царицыно, и он участвовал в обороне города, в качестве инспектора штаба по строительству военных укреплений. Работал в 1920 году в коммунистической пропаганде, был комиссаром по печати и редактором газеты под названием «Красный Дон» в Новочервесске.

У молодого человека проявляется писательский талант, в результате чего он регулярно пишет статьи для газеты. Которые и привлекают внимание А. В. Луначарского, наркома просвещения, который неоднократно ездит на фронт в агитационных целях. Он знакомится с автором статей, и эта встреча для Анохина выявляется судьбоносной. Молодой человек рассказывает наркому о своем интересе к человеческому мозгу, об огромном желании учиться.

Создание теории функциональных систем

Теория функциональных систем в таблице

Идею функционализма (как единства интегративной активности мозга и организма) П.К. Анохин предложил в 1939 году. Она касалась основоположных проблем физиологии, психологии и кибернетики.

Принципы выдвинутой Анохиным теории функциональных систем были изложены следующим образом: можно констатировать наличие системоорганизующего фактора, определяющего образование кооперативных отношений между компонентами системы, которые содержат функционально полезный результат.

Такая кооперация становится возможной, если система перманентно выбирает «степени свободы» каждого системного компонента (речь может идти, например, о синаптической формации нейрона). Таким образом, обратная афферентация в результате производит реорганизованный эффект кооперативных отношений между системой компонентов, определенный специфический ключ механизмов (внутренняя архитектоника) не может построить для исследователя концептуальный мост от уровня интеграции до уровня тончайших механизмов мозговой систематической активности с молекулярным уровнем включительно.

Эти основополагающие механизмы функциональной системы обеспечивают непрерывную самоорганизацию и пластичную адаптацию в отношении к изменениям внешней среды. Были определены ключевые механизмы функциональной системы:

  • афферентный синтез
  • принятие решения;
  • акцептор результатов действия;
  • программа действия,
  • результат действия;
  • обратная афферентация, которая содержит все параметры результата;
  • сравнение реальных результатов с теми, которые предвиделись заранее в акцепторе результатов действия.

Теория Анохина дает нам возможность изучать и оценивать сложные процессы в жизнедеятельности всего организма.

Детство

Родился Петр Кузьмич в простой рабочей семье 27 января 1898 года. Волей судьбы этот человек получил всемирную славу в области физиологии, принес науке признание в нейрофизиологии, периодически подвергался преследованию за свои не типичные для тех времен убеждения.Родители Петра Кузьмича были неграмотными, подписывались крестиками. Его семья жила в Овраге, пролетарской частице Царицина. Отцом будущего академика был рабочий железной дороги. Кузьма Владимирович, отец Петра Кузьмича, являлся выходцем из донских казаков, был молчаливым и суровым человеком. Мать Аграфена Прокофьева была родом из Пензенской губернии, отличалась общительным и живым характером. В детстве Петр Кузьмич был любознательным, стремился узнать что- то новое.

Следующая цитата

Рядом авторов утверждается, что учёный-физиолог, академик Пётр Кузьмич Анохин говорил:

Ловкость рук — и Анохин это якобы уже утверждает. (Картинка с лженаучного сайта «АллатРа».) “ ” Ни одну из «мыслительных» операций, которые мы приписываем «разуму», до сих пор не удалось прямо связать с какой-то частью мозга. Если мы в принципе не можем понять, как именно психическое возникает вследствие деятельности мозга, то не логичнее ли думать, что психика вообще не есть по своей сущности функция мозга, а представляет проявление каких-то иных — нематериальных духовных сил?

  • Хасьминский М.И.Смогу ли я убить «Я»? или Где живет Сознание // Семеник Д.Г., Хасьминский М.И. Выход есть! Как быть, если не хочется жить. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010.
  • Хистеварзи А.Д.Бог и миропонимание эпохи глобализации. Книга третья. 2019.
  • Бакбардин Д.Как управлять судьбой. 10 заповедей счастливого человека. Как понять замысел своей жизни?. 2017.

Дмитрий Бакбардин ссылается на ту же самую книгу. И если Хасьминский в ссылке писал «С. 455», то Бакбардин – «стр. 455». Видимо, это следует рассматривать как отсылку к конкретной странице, но в этой книге на 453-ой странице заканчивается последняя глава «Предисловие к русскому изданию монографии Э. Гельгорна, Дж. Луфборроу "Эмоции и эмоциональные расстройства"», а дальше идёт «Содержание».

  • называл нервные процессы «материальной основой психики»;
  • называл сознание «продуктом биологической и социальной эволюции»;
  • говорил, что в настоящее (1970) время есть «реальная возможность расшифровки нейрофизиологических механизмов отражения, и особенно момента перехода материальных нервных процессов в идеальный субъективный образ, т. е. в сознание»;
  • утверждал, что «формирование образа в сознании требует максимального вовлечения нервных элементов»;
  • писал, что «отражательный процесс <…> имеет свои собственные, химически своеобразные нервные элементы и синаптические организации».
  • указывал на проблему в объяснении того, как «сознание зарождается на основе объясненных мною материальных причинно-следственных отношений»;
  • говорил, что «объяснение сознания в диалектическом аспекте» должно быть задачей, приоритетом советских учёных, должно быть известно во всём мире;
  • говорил о значимости факта, что вещество с определенной химической формулой «радикально меняет психику человека», «меняет весь психический облик человека»;
  • приглашал философов в клиники для обогащения «естественнонаучной базы диалектического материализма».
  • таинственность психики и сознания обособлял кавычками, а к их необъяснимости наукой добавлял «якобы»;
  • говорил, что сознание — «результат сложного синтетического взаимодействия всех процессов, происходящих в различных пунктах мозга и объединяющихся в различные динамические системы», «продукт не только биологического, но общественно-исторического развития», «результат деятельности коры головного мозга», «формирование сознания немыслимо без коры больших полушарий», а вопрос о сознании — «прежде всего вопрос о том, что же интегрирует и связывает части мозга в единое целое»;
  • называл нейрофармакологию «лучшим орудием для доказательства материальности психических процессов и органической связи психической деятельности с субстратом мозга».
  • говорил о «религиозных предрассудках» и «психозах», с которыми связывал войны и инквизицию;
  • отвечал отрицательно на вопрос о возможности сосуществования науки и религии, «религиозных предрассудков», главным оплотом которых, по его словам, является (в его эпоху) «религиозное учение о нематериальной "душе"», которое он обозначил как «самый закоренелый и опасный предрассудок»;
  • человеческую психику он назвал «наивысшим проявлением материальных процессов мозга»;
  • говорил, что раскрытие мозговых механизмов гипноза, внушения, сна и других «таинственных сторон» психики должно стать «фундаментом для научно-атеистической пропаганды».
“ ” П. К. Анохин, А. Р. Лурия, Н. Н. Бернштейн, А. Н. Леонтьев и др. рассматривали мозг также и органом интеграции психических процессов и их связи с окружающей внешней и внутренней средой человека и в целом органом, детерминирующим всю психическую жизнь. “ ” Такое системное строение, характеризующее относительно простые поведенческие акты, в неизмеримо большей степени характерно для более сложных форм психической деятельности. Совершенно естественно, что такие психические процессы, как восприятие и запоминание, гнозис и праксис, речь и мышление, письмо, чтение и счет, не являются изолированными и неразложимыми «способностями» и не могут рассматриваться как непосредственные функции ограниченных клеточных групп, локализованных в определенных участках мозга.

(Последние слова цитаты не означают, что Лурия отрицал связь мышления и прочих психических функций с мозгом. Он говорит лишь о том, что они не локализованы в определённых участках мозга, а являются продуктами системной деятельности множества участков мозга.)

Если ни Лурии, ни Александрову идеи Анохина не мешают (а наоборот, помогают) объяснять психику без «души», то почему же Анохин должен был думать иначе?

“ ” Достигнутые успехи в понимании структуры и функции мозга означают, что некоторые из сложных мозговых функций, например память, сегодня можно изучать способами, прежде недоступными. Теперь исследователь не просто выясняет, насколько хорошо запоминает что-либо человек или подопытное животное, но может изучать специфические изменения в работе нервных клеток мозга, происходящие в процессе «запоминания». Подобные достижения позволили некоторым ученым прийти к выводу, что мы начинаем проникать в извечную тайну, связанную с понятием «мышление» или «разум». Однако ни одну из «мыслительных» операций, которые мы приписываем «разуму», до сих пор не удалось прямо связать с какой-то специфической частью мозга. Поэтому рассуждения о физических основах мышления сохраняют выраженный философский оттенок. Мы, возможно, и начинаем видеть, как некоторые мозговые структуры, реагирующие на сигналы из внешнего мира, могут возбуждать в бесчисленных нервных сетях мозга процессы, запускающие ту или иную форму поведения. Но как от этого перепрыгнуть к пониманию процессов, обусловливающих мыслительные акты – например, решение в уме математической или вербальной задачи, сочинение стихов, изобретение мышеловки улучшенной конструкции или то внезапное «ага!», когда мы вдруг начинаем разгадывать смысл поведения друга или постигать теорию относительности?» “ ” Однако, прежде чем идти дальше, мы должны раскрыть одно противоречие, содержащееся в нашем главном положении. Что подразумевается под словами «все, что делает мозг»? Конечно, движение, ощущение, еда, питье, дыхание, речь, сон и все другие действия, перечисленные в табл. 1.1. Но включаются ли сюда и «психические акты» – наши думы и мечты, мысли и озарения, надежды и чаяния? В прежние времена считалось, что эти психические акты отделены от функций мозга и связаны с нематериальной и таинственной областью, называемой «сознанием». В этой книге проводится точка зрения, согласно которой «сознание» возникает в результате совместных действий множества клеток мозга, так же как пищеварение есть результат совместных действий клеток пищеварительного тракта. Может быть, вам нелегко будет принять такое утверждение, но это не должно погасить вашей любознательности. Если ученый сталкивается с «фактом», который кажется сомнительным, он обычно говорит себе: «Ну что ж, посмотрим, что дадут последующие эксперименты (или их анализ)». Если утверждение «психика есть продукт деятельности мозга» огорчает вас, проанализируйте содержащиеся в этой книге факты, а потом решите для себя, что вы думаете по этому поводу. “ ” Еще важнее то, что мозг управляет поведением и осуществляет психическую деятельность. “ ” Позиция авторов настоящей книги ближе всего смыкается с позицией материалистов. “ ” На сегодняшний день мы должны придерживаться надежного пути и отстаивать наше основное положение в его крайней материалистической формулировке, до тех пор пока не появятся данные в пользу какой-нибудь новой ненейронной гипотезы о мыслительной деятельности. “ ” Но на сегодня и, вероятно, в обозримом будущем мы предлагаем придерживаться той точки зрения, что мышление и вообще духовная деятельность – это в целом нечто такое, что свойственно только человеческому мозгу. “ ” Тезис, что на основе анализа деятельности мозга невозможно понять происхождение психических явлений, легко может быть истолкован в том смысле, что психика вообще не является функцией мозга. Материалист Дюбуа-Реймон такого вывода не делал. Он твердо держался убеждения, что психика — это целиком и полностью результат деятельности нервов и мозга и дело лишь в том, что мы никогда не сможем понять, как этот результат возникает. Однако если мы в принципе не можем понять, как именно психическое возникает вследствие деятельности мозга, то не логичнее ли думать, что оно вообще не есть по своей сущности функция мозга, а представляет проявление каких-то иных — нематериальных духовных сил? Именно так и рассуждали, например, виталист Г. Ульрици (1869), параллелист Г. И. Челпанов (1918).

Работа в институте экспериментальной медицины

Фасад главного здания Императорского института экспериментальной медицины, 1891 год (бывшая дача графа К. В. Нессельроде)

В 1932 году в Горьковском институте на базе кафедры физиологии, являлась которая лучшей в России благодаря стараниям Анохина, открыто было отделение Всесоюзного института непосредственно экспериментальной медицины, которое он и возглавил. В 1935 году он перешел в столицу в ВНИЭМ, где руководил отделением нейрофизиологии. В этот же период деятельности он установил связи с клиническими учреждениями, осуществлял исследования вместе с многими нейрохирургами и неврологами. Результаты осуществленных работ помогали Анохину решать проблемы травм нервной системы полученные во время войны.

В 1935 году П. К. Анохиным вводится понятие «санкционирующая афферентация» (с 1952 г. — «обратная афферентация»; позже, в кибернетике, — «обратная связь»).

Тогда же, в предисловии к коллективной монографии «Проблемы центра и периферии в физиологии нервной деятельности», П. К. Анохин дает первое определение функциональной системы.

«В этот период моей жизни, — писал он позже в автобиографии, — когда я был уже профессором, и родилась концепция, которая на всю жизнь определила мои научно-исследовательские интересы… мне удалось сформулировать теорию функциональной системы, показав, что системный подход является наиболее прогрессивным для решения физиологических проблем».

С переходом в 1935 году с частью сотрудников в Москву в Всесоюзный институт экспериментальной медицины (ВИЭМ) организует здесь отдел нейрофизиологии, ряд исследований которого осуществлялся совместно с отделом микроморфологии, руководимым Б. И. Лаврентьевым, и клиникой неврологии М. Б. Кроля.

С 1938 года по приглашению Н. Н. Бурденко одновременно руководит психоневрологическим сектором Центрального нейрохирургического института, где занимается разработкой теории нервного рубца. К этому же времени относятся его совместные работы с клиникой А. В. Вишневского по вопросам новокаиновой блокады.

Критика новых новых научных направлений учеников И.П.Павлова

Осенью 1950 года на известной научной сессии, посвященной проблемам физиологического учения И. П. Павлова, критике подверглись новые научные направления, развиваемые учениками физиолога Л. А. Орбели, И. С. Бериташвили и А. Д. Сперанским и другими. Острое неприятие вызвала теория функциональных систем Анохина.

Эзрас Асратович Асратян (18 (31) мая 1903 — 23 апреля 1981) — советский нейрофизиолог, ученик И. П. Павлова, член-корреспондент АН СССР (1939), академик АН Армянской ССР (1947)

Профессор Э. А. Асратян говорил:

… Когда с отдельными антипавловскими недомыслиями выступают … Штерн, Ефимов, Бернштейн и им подобные лица, не знающие ни буквы, ни духа учения Павлова, это не так досадно, как смешно. Когда с антипавловскими концепциями выступает такой знающий и опытный физиолог как И. С. Бериташвили, который не является учеником и последователем Павлова, то это уже досадно. Но когда ученик Павлова Анохин под маской верности своему учителю систематически и неотступно стремится ревизовать его учение с гнилых позиций лженаучных идеалистических «теорий» реакционных буржуазных ученых, — то это по меньшей мере возмутительно…

В результате П. К. Анохин был отстранен от работы в Институте физиологии и направлен в Рязань, где до 1952 года работал профессором кафедры физиологии медицинского института.

С 1953 год по 1955 год заведует кафедрой физиологии и патологии высшей нервной деятельности Центрального института усовершенствования врачей в Москве.

Пётр Кузьмич Анохин

В 1955 году — профессор кафедры нормальной физиологии 1-го Московского медицинского института имени И. М. Сеченова (ныне Московская медицинская академия). В это время им были сформулированы теория сна и бодрствования, биологическая теория эмоций, предложена оригинальная теория голода и насыщения, получила завершенный вид теория функциональной системы, дана новая трактовка механизма внутреннего торможения, отраженная в монографии «Внутреннее торможение как проблема физиологии» (1958).

Вот характеристика К. К. Платонова (психолога), который был лично знаком с П. К. Анохиным:

Пётр Кузмич был одним из тех, близость с кем убеждала, что способности человека, выраженные до уровня таланта, становятся его характером. Он был по характеру и убеждениям физиологом с большой буквы. Его увлечение наукой было столь велико, что дошло до абсурда: он выбыл из рядов партии, перестав платить членские взносы, искренне считая, что партийная работа отвлекает его от научной.
Платонов К. К. Мои личные встречи на великой дороге жизни. Воспоминания старого психолога. — 2005. — ИП РАН. — С. 244.

Научную работу П. К. Анохин сочетал с педагогической деятельностью, а также был организатором и в течение ряда лет бессменным руководителем Горьковского отделения Всесоюзного общества физиологов, биохимиков и фармакологов, членом правления Всесоюзного физиологического общества имени И. П. Павлова, в конце 1960-х годов — создателем международного семинара по теории функциональных систем, а в 1970—1974 гг. — председателем Московского физиологического общества, основателем и первым главным редактором журнала «Успехи физиологических наук» (1970 год), членом редколлегий ряда отечественных и зарубежных журналов, редактором раздела «Физиология» второго издания Большой медицинской энциклопедии и членом редакционной коллегии её третьего издания.

Последней опубликованной работой при жизни Анохина стал «Системный анализ интегративной деятельности нейрона» (1974 год), где были сформулированы основные идеи о внутринейрональной переработке информации.

Надгробье Академика П. К. Анохина на Новодевичьем кладбище. Наше время.

П. К. Анохин скончался 5 марта 1974 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище

Память

Имя Анохина носит созданный в 1974 году НИИ нормальной физиологии Академии медицинских наук СССР (ныне НИИ нормальной физиологии им. П. К. Анохина РАМН), на одном из его зданий (Москва, улица Моховая, дом 4, строение 11) установлена мемориальная доска.

Именем Анохина в 1980 году названа улица в Москве (район Тропарёво-Никулино).

В 1974 году Академия медицинских наук учредила премию имени Анохина за лучшие работы по нормальной физиологии.

В 1977 году Министерство связи СССР выпустило художественный маркированный конверт, посвящённый П. К. Анохину.

Читайте также: