Песнь о вещем олеге характеристика олега с цитатами

Обновлено: 28.04.2024

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Следующая цитата

  • Как ныне сбирается вещий Олег
    Отмстить неразумным хозарам
  • Скажи мне, кудесник, любимец богов,
    Что сбудется в жизни со мною?
  • Волхвы не боятся могучих владык,
    А княжеский дар им не нужен;
    Правдив и свободен их вещий язык
    И с волей небесною дружен.
  • Грядущие годы таятся во мгле;
    Но вижу твой жребий на светлом челе
  • Воителю слава — отрада
  • И волны и суша покорны тебе
  • примешь ты смерть от коня своего
  • Они поминают минувшие дни
    И битвы, где вместе рубились они…
  • Так вот где таилась погибель моя!
    Мне смертию кость угрожала!

Биография Пушкина

  • Школьникам

Все материалы принадлежат автору сайта. Копирование и распространение для коммерческих целей запрещено.
Связаться с администрацией сайта можно через электронную почту kontakt@hronika.su. ХРОНИКА

Следующая цитата

Пушкин написал «Песнь о вещем Олеге» в 1822 году, в период Южной ссылки.

Находясь в изгнании, поэт посещал знаменитые места чужбины, в том числе и Киев. Однажды его внимание привлек курган, о котором шла молва: это древняя могила самого князя Олега!

Впечатлившись легендой, великий гений обратился к «Истории государства Российского» пера Карамзина, где и прочитал о жизни и смерти древнерусского правителя и полководца.

Многие исследователи утверждают, что поэт был знаком и с «Повестью временных лет», в которой тоже есть этот сюжет.

Неизвестно, какой именно первоисточник или, может быть, людская молва повлияли на Пушкина (а скорее всего, все вместе), но, тем не менее, баллада появилась.

2. Литературное направление

«Песнь о вещем Олеге» относится к романтизму.

3. Род

По роду это сюжетная лирика.

4. Жанр

Жанр – баллада, хотя можно увидеть и элементы исторической песни, да и сам автор именно так определяет свое произведение – «песнь».

5. Проблематика

Речь идет о глубоком, многогранном стихотворении. Автор здесь поднимает проблемы, характерные для большинства романтических произведений:

  • рока,
  • трагической предопределенности судьбы и человеческой реакции на предсказание,
  • а также богоизбранности пророков – людей, говорящих от лица бога и не боящихся порицания.

Эти вопросы проходят красной нитью по всему пушкинскому творчеству.

Основные заслуги и достижения

  • Объединил Киев и Новгород — перенеся столицу после убийства Аскольда и Дира, он связал два центра расселения восточных славян и заложил фундамент будущего государства.
  • Подчинил соседние племена — лишил хазар нескольких племён-данников, увеличил собственное войско, укрепил своё экономическое положение.
  • Строил города — для закрепления на новых территориях.
  • Успешный поход на Царьград — заключил мирный договор с выгодными условиями для русских купцов.

6. Тематика

По сути, темы перекликаются с проблемами, составляя ткань «Песни». Это и тема рока, неотвратимости судьбы, и поэта-пророка, предстающего в лице таинственного кудесника.

Кроме того, Пушкин затрагивает еще один важный аспект: дружбу. В произведении не раз подчеркивается трепетное отношение Олега к своему боевому коню – верному, преданному товарищу, не раз выручающему в кровавых битвах.

Параллельно поднимается тема невольного предательства. Ведь Олег испугался предсказания. Поняв, что смерть исходит от коня, но отрекся от боевого друга. И пусть оставил его в лучших условиях, наказав слугам хорошо ухаживать, но все-таки это самое настоящее предательство.

7. Идея

Автор написал «Песнь о вещем Олеге», чтобы выразить свое собственное отношение к року, а также к людям, стоящим выше судьбы, – божественным посланникам.

Эта тема будет очень волновать поэта на протяжении всей его жизни.

И если вопрос о роковой предопределенности событий постепенно забудется, а направление творчества сменится с романтизма на реализм, то красноречивый образ пророка Пушкин не забудет.

8. Пафос

Стихотворение поражает бурей чувств. Читателю передается и волнение, и испуг, и смирение героев.

Мы ощущаем некую тревогу, которая нарастает перед кульминацией, – укусом смертоносной змеи. В то же время читатель невольно сочувствует Олегу, переживает за него.

Описать весь каскад эмоций сложно, потому что «Песнь о вещем Олеге» буквально наполнена ими.

Черты характера и качества

  • Ответственный наставник — выполнил поручение Рюрика, не только воспитав Игоря, но и подготовив для него прочную основу для дальнейшего развития государства.
  • Умелый тактик — решением поставить корабли на колёса перед штурмом Константинополя испугал греков и заставил их просить мира.
  • Предусмотрительный — в летописях народ называл Олега «Вещим» за его способность предугадывать поведение противника.
  • Настоящий варяг — большую часть жизни князя составляли боевые походы в которых удача ему сопутствовала.

«Песнь о Вещем Олеге»

Стихотворение написано А.С. Пушкиным в 1822 году. В период создания произведения автор ориентируется на повести сочинений Карамзина, изучает летописи. Законченный в 1823, стих был впервые напечатан в альманахе «Северные цветы» в 1825 году. Пушкин открывает читателям князя, которому не чужды человеческие эмоции. Показывает, что высокое положение в обществе и власть бессильны перед смертью. Глубоко эмоциональное произведение заставляет читателя окунуться в атмосферу и на себе прочувствовать влияние злого рока, призывает задуматься о вопросах жизни и смерти.

9. Система образов

В произведении очень тонкая система образов.

Кудесник – представитель высших сил, отрешенный от земной жизни, спокойный и уверенный.

Олег – величайший полководец, не знающий поражений, глубоко и искренне чтимый народом. С виду он тоже спокоен и даже насмешлив, но в душе испуган. Это обычный человек, боящийся судьбы, что Пушкин особенно ярко подчеркивает, противопоставляя князю волхва.

Образ коня – трогательный и одновременно пугающий. Мы сочувствуем оставленному животному, но в душе уже заронено зерно сомнения: почему кудесник сказал, что Олег примет смерть именно от боевого друга? Как конь может навредить хозяину? Автор сохраняет интригу, окутывая образ животного завесой тайны.

Змея тоже представляет особенный интерес для понимания сути произведения.

Прежде всего, это глубоко символичный христианский образ, а Пушкин был все-таки человеком верующим. Змея хитра, коварна, более того, это воплощение Люцифера, сумевшего пробраться даже в райский сад, обернувшись пресмыкающимся.

Если анализировать художественный образ, то становится понятно: Пушкин через символы показывает, насколько скользка и извилиста человеческая судьба. Как бы мы ни пытались уйти от предначертанного, рок все равно найдет нас. Особенно, если это злой рок.

10. Центральные персонажи

Центральных персонажей всего двое, и они активно противопоставляются друг другу:

  • проницательный, все знающий, действительно уверенный в себе кудесник
  • и князь Олег.

Князь обычный человек, внешне такой же спокойный, как и волхв, но в душе испытывающий глубочайшие волнения, переживания. Пушкин относится к нему с сочувствием, рисуя образ талантливого полководца, доброго, заботливого хозяина, пусть и поддавшегося минутной слабости.

Бояться смерти – нормальная реакция любого человека, если только он не пророк, который общается напрямую с Богом и видит мир совершенно иначе.

Вот в чем заключается пушкинский посыл читателю.

11. Лирический герой

Лирического героя как такового в этом произведении нет, повествование ведется от третьего лица.

Однако, зная дальнейшее развитие творчества автора, можно предположить, что в некоторой мере он отождествлял себя с кудесником – истинным пророком, говорящим от лица Бога, ничего не боящимся и не требующим никаких людских наград, почестей.

Более четко обозначенные мысли прозвучат в стихотворениях «Пророк» и «Я памятник себе воздвиг», где ярко предстанет лирический герой, являющийся отражением личности самого Пушкина. Но это произойдет позже.

12. Сюжет

Сюжет интересен и мистичен.

Олег, собираясь в очередной поход с дружиной, неожиданно встречается с кудесником. Он просит старца предсказать судьбу, а точнее – назвать, когда смерть заберет великого князя. Взамен Олег обещает достойную награду.

Однако волхв – истинный пророк, не нуждающийся ни в чем, живущий по иным законам и боящийся только одного: Перуна. Кудесник перечисляет заслуги полководца, хвалит верного коня, а затем неожиданно заканчивает речь, говоря:

… Но примешь ты смерть от коня своего.

В ответ князь усмехается, но в душе он напуган. Великий полководец призывает своих слуг, отдает им верного коня и прощается с ним, наказывая заботливо ухаживать за животным.

Проходит какое-то время, Олег устраивает пир. Читатель видит, что он уже сед. Значит, миновало много лет с момента прощания с боевым конем.

Вдруг Олег вспоминает про славного товарища и просит о встрече с ним. Но ему отвечают:

…на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном.

Конечно, князь внутренне возмущается и недоумевает. Почему же предсказание не сбылось?

Он желает увидеть кости животного и идет к кургану, где почил конь, наступает на череп, из которого выползает змея и кусает князя. Только тогда вещий Олег понимает, что гибелью ему угрожали кости, а не живой конь.

С. Ф. Платонов

Сквозь красивый туман народного сказания историческая действительность становится видна лишь со времени новгородского правителя или князя Олега (879—912). …

Удача Олега произвела глубокое впечатление на Русь: Олега воспевали в песнях и его подвиги изукрасили сказочными чертами. Деятельность Олега в самом деле имела исключительное значение: он создал из разобщенных городов и племен большое государство, вывел славян из подчинения хазарам и устроил, путем договоров, правильные торговые сношения Руси с Византией; словом, он был создателем русско-славянской независимости и силы[3]Сергей Федорович Платонов. Полный курс лекций по русской истории.



С.Ф. Платонов

Для более подробного изучения основных событий внешней и внутренней политики разработаны соответствующие разделы:

Если Вам интересно подробнее изучить жизнь князя, мы подготовили полную версию истории его деятельности, иллюстрированную большим количеством портретов и тематических изображений (время чтения 15-20 минут):

С. М. Соловьёв



С. М. Соловьёв

При разборе преданий об Олеге мы видим, что в народной памяти представлялся он не столько храбрым воителем, сколько вещим князем, мудрым или хитрым, что, по тогдашним понятиям, значило одно и то же: хитростию Олег овладевает Киевом, ловкими переговорами подчиняет себе без насилий племена, жившие на восточной стороне Днепра; под Царьградом хитростию пугает греков, не дается в обман самому хитрому народу и прозывается от своего народа вещим.

В предании он является также и князем‑нарядником земли: он располагает дани, строит города; при нем впервые почти все племена, жившие по восточному водному пути, собираются под одно знамя, получают понятие о своем единстве, впервые соединенными силами совершают дальний поход. Таково предание об Олеге, историк не имеет никакого права заподозрить это предание, отвергнуть значение Олега как собирателя племен[2]С. М. Соловьёв, вырезка из 5-й главы «Истории Российской».

13. Композиция

Композиция линейная.

Экспозиция – рассказ о целях похода Олега.

Завязка – момент встречи с кудесником и княжеская просьба о предсказании.

Затем следует развитие действий, в котором волхв говорит, что смерть придет от коня, и Олег, внимая этим словам, отрекается от животного навсегда. Идут года, на одном из пиров полководец вспоминает давние события и желает увидеть верного боевого друга. Однако узнает, что тот давно мертв. Олег идет посмотреть на кости коня.

Кульминацией можно назвать момент, когда князь видит змею и понимает суть слов кудесника.

Развязка – смерть вещего Олега.

14. Художественное своеобразие произведения

Для придания необходимого исторического колорита автор использует старославянские и древнерусские слова: «дружина», «тризна», «кудесник» и т.д.

Много глагольной лексики, помогающей нарисовать динамичную картину.

15. Размер, рифма, строфика

Произведение написано амфибрахием – размером, нечасто используемым Пушкиным. Однако для баллады, неторопливо и вдумчиво раскрывающей таинственную историю, такое художественное решение вполне подходит.

Каждая строфа состоит из шести строк.

Рифмовка комбинированная: первые четыре строки перекрестная (АБАБ), последние две – смежная (ВВ).

16. Средства художественной выразительности

Пушкин использовал образный, выразительный язык. В текст «Песни о вещем Олеге» много эпитетов: «вещий Олег», «неразумные хазары», «верный конь» и т.д.

Есть олицетворения:

Кроме того, в произведении встречаются метафоры: «грядущие годы таятся во мгле», «победой прославлено имя твое», сравнение: «кудри белы как утренний снег».

17. Значение произведения

«Песнь о вещем Олеге» помогает понять отношение автора к року и к месту поэта в этом мире. Она открывает важные аспекты творчества великого русского гения.

18. Актуальность

Произведение актуально до сих пор. Многие современные люди считают, что любой дар дается свыше.

Тот, кто умеет творить, – особенный человек, видящий и воспринимающий мир иначе. Кроме того, роковая неотвратимость жизненных событий тоже остается животрепещущей темой.

19. Моё отношение

Мне нравится пушкинская баллада, потому что она интересная, оригинальная и наполнена мистическим духом.

Н. М. Карамзин

Гораздо важнее и достовернее то, что Летописец повествует о следствиях кончины Олеговой: народ стенал и проливал слезы. Что можно сказать сильнее и разительнее в похвалу Государя умершего? Итак, Олег не только ужасал врагов, он был еще любим своими подданными. Воины могли оплакивать в нем смелого, искусного предводителя, а народ защитника. — Присоединив к Державе своей лучшие, богатейшие страны нынешней России, сей Князь был истинным основателем ее величия. Рюрик владел от Эстонии, Славянских Ключей и Волхова до Белаозера, устья Оки и города Ростова: Олег завоевал все от Смоленска до реки Сулы, Днестра и, кажется, самых гор Карпатских.



Николай Карамзин Худ А. Венецианов, 1828 г.

20. Чему учит

Я думаю, что это произведение учит прислушиваться к намекам или сигналам судьбы, но вместе с тем пытаться реагировать на них правильно.

Следующая цитата



«Триумф князя Олега» Худ. А.Клименко
Следует понимать, что характеристика личности князя Олега Вещего основана на скудной информации летописей, которые за тысячи лет подвергались правкам, припискам, и во многом современными историками подвергаются критике.

Тем не менее, один из полулегендарных основателей древнерусского государства прочно занимает место как в общественном сознании, так и в качестве предмета многочисленных художественных произведений разных жанров и направлений.

Ниже кратко перечислена основная информация, характеризующая личность князя Олега Вещего и его влияние на историю:

Образ в культуре и памяти поколений

Князь Олег Вещий вошел в историю как храбрый правитель, объединивший Русь. О нем слагалось множество легенд, а история смерти нашла отражение в Исланской саге о викинге Орварде Одде. Спустя несколько веков к образу князя обращается Пушкин.

Образ Олега Вещего в описаниях отечественных историков

Образ князя Олега в «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина

Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин был основоположником русской реалистической литературы. Своей поэзией он раскрывает в людях все лучшее, что в них есть и заставляет их забыть о мелочах и заботах жизни. Но постичь весь смысл его мыслей и чувств невозможно. В своих стихотворениях поэт выделяет все самые лучшие черты русского характера. А.С.Пушкина всегда интересовало историческое прошлое родины. В «Песне о вещем Олеге» описывается историческое событие, определенная эпоха. Стихотворение было написано в 1822г., в нем автор описывает смерть великого русского князя, прославившегося своими военными походами и победами над врагами: * Как ныне сбирается вещий Олег * Отмстить неразумным хозарам, * Их села и нивы за буйный набег * Обрек он мечам и пожарам; * С дружиной своей, в цареградской броне, * Князь по полю едет на верном коне. Олег совершает поход в столицу греческой империи Царьград. По его велению были вытащены корабли на сушу, поставлены на колеса, подняты паруса. Когда греки увидели, что на них движутся по суше корабли, они были согласны выплатить любую дань. Желая хоть как-нибудь изменить ход войны, они выносят Олегу отравленную еду и вино. С тех пор Олега и называют вещим (мудрым), так как он не принял угощения. Случилось все это потому, что он не просто разгадал попытку отравления, но и мог предугадать ход событий, приближаясь к удачному исходу. Так же в стихотворении говорится о судьбе, о предопределенности будущего. Мы видим, что автор начинает сомневаться, он соглашается с действительностью. Но будут моменты, когда поэт верит в светлое будущее. Самое важное место в этом произведении занимает понятие «судьба». Пушкин говорит, что жизнь это не только область разума, что в ней есть место для чувств, волнений, эмоций: * Волхвы не боятся могучих владык, * А княжеский дар им не нужен; * Правдив и свободен их вещий язык * И с волей небесною дружен. * Грядущие годы таятся во мгле; * Но вижу твой жребий на светлом челе. Поэт взял в основу своего произведения русского князя Олега, он рассказал нам о его подвигах, о его смелом характере. Но идеи о предопределении судьбы возникли задолго до этого, когда человек только начал задумываться о связи между его жизнью и окружающем мире. Еще с детства Александра Сергеевича поразил драматизм смерти князя Олега. Поэт применил эту легенду, но в то же время добавил в ней привязанности князя к коню и добавил очень важный образ кудесника. Змею принято считать символом греха и зла, признаком смерти и хаоса. Боги могут управлять судьбой, но зачастую все бывает наоборот. Человек не может избежать того, что ему предопределено судьбой. В зрелые годы, да и на протяжении всей жизни, любого поэта интересует прошлое своей Родины, своего народа. Пушкин всегда считал поэзию искусством, проявлением творческого духа. Самым главным в своей деятельности он видел свободу мысли, независимость поэта, как личности. В «Песни о вещем Олеге», автор говорит, что существует некое пространство между героем и судьбой, что дает право выбора будущих событий. И действительно, князь Олег преодолел все трудности, что были на его пути, но он погиб от своего коня. Пушкин восхищается силой и храбростью своего персонажа. В «Песни…» Олег это бесстрашный герой, совершающий набеги и никогда не проигрывающий. Не сумев вспомнить настоящей смерти Олега, поэт дополняет судьбу князя фольклорным мотивом. «Повесть о вещем Олеге» — это повесть в стихотворной форме, в которой лирически описывается связь между временем, роковыми моментами и счастьем. И действительно, судьба соединяет прошлое с будущим. Перед нами предстает человек, который предсказывает будущее, он не боится ничего и ни от кого не зависит. Причиной смерти Олега становится череп его же коня. Особую роль здесь играют символы: череп — означает смерть, змею также принято считать отрицательным персонажем, символизирующим обман, соблазн, грез, зло. Олег не верит предсказанию. И тем ни менее он заменил своего коня, отказавшись от прежнего.У него создается впечатление, что пророчества ошибочны: ведь он жив, а коня больше нет. Но от предназначенного не убежишь: * «Так вот где таилась погибель моя! * Мне смертию кость угрожала!» * Из мертвой главы гробовая змия * Шипя, между тем выползала; * Как черная лента, вкруг ног обвилась: * И вскрикнул внезапно ужаленный князь. Читая стихотворение, мы делаем выводы, что от судьбы не убежишь, не смотря на все предосторожности. Мысли о судьбе давно интересовали человека. Они его терзают много лет, еще с тех пор, как он начал размышлять о жизни и своем месте в ней. Судьба всегда была предметом философских размышлений потому, что в жизни человека большое количество эмоций, волнений, чувств. Судьба не дает права свободе. Не человек выбирает, а его выбирают. В заключение я бы хотела сказать, что в «Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкин хочет показать нам, что каждому человеку предназначено свое, и он не в силах это изменить. Также он говорит нам, что дорогих тебе людей необходимо любить и ценить при жизни, чтобы не было безумно больно потом.

Читайте также: