Первый фортепианный концерт шостаковича цитаты

Обновлено: 17.05.2024

Дми́трий Дми́триевич Шостако́вич — русский советский композитор, пианист, музыкально-общественный деятель, доктор искусствоведения, педагог, профессор. В 1957—1974 гг. — секретарь Правления Союза композиторов СССР, в 1960—1968 гг — председатель Правления Союза композиторов РСФСР.

Герой Социалистического Труда . Народный артист СССР . Лауреат Ленинской премии , пяти Сталинских премий , Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки . Член КПСС с 1960 года.

Дмитрий Шостакович — один из крупнейших композиторов XX века, является автором 15 симфоний, 6 концертов, 3 опер, 3 балетов, многочисленных произведений камерной музыки, музыки для кинофильмов и театральных постановок.

Следующая цитата

Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Фортепианный цикл «Афоризмы»

Вторая половина 1920-х гг. в жизни Дмитрия Дмитриевича Шостаковича ознаменовалась созданием двух произведений для фортепиано. Первым из них стала одночастная Соната № 1, завершенная в 1926 г., в которой композитор находит новый музыкальный язык, непохожий на тот, который был выработан им в годы учения. Вторым произведением был фортепианный цикл «Афоризмы», над которым Шостакович работал с конца февраля до начала апреля 1927 г. Заглавие «Афоризмы» композитор дал своему произведению по совету музыковеда Болеслава Леопольдовича Яворского, которому в начале мая того же года автор преподнес автограф цикла с трогательной дарственной надписью: «Дорогому Болеславу Леопольдовичу Яворскому от любящего Шостаковича».

В «Афоризмах» Шостакович продолжает те «музыкальные эксперименты», которые были начаты им в Сонате № 1. Сам композитор охарактеризовал стиль этого фортепианного цикла как «исключительный, малоголосный». По признанию Дмитрия Дмитриевича, создание «Афоризмов» находилось в русле того поиска нового стиля фортепианного изложения, которым он был в то время увлечен.

Сущность «Афоризмов» можно выразить одним словом – «эксперимент». Смелость этого экспериментирования отражается даже в заглавиях пьес, которые зачастую поражают своим несоответствием музыке. Например, в «Ноктюрне» невозможно усмотреть решительно ничего общего с традиционной лирической пьесой XIX столетия, а «Похоронный марш» исполняется… в быстром темпе. Связи с традициями если и присутствуют, то приобретают характер гротескной пародии – например, «Этюд» откровенно пародирует «Школу беглости», созданную Карлом Черни. Примечательно, что некоторые пьесы носят жанровые заглавия, отсылающие к жанрам вокального происхождения («Серенада», «Колыбельная песня») – но ни в одной из этих пьес нет гибкой вокальной кантилены.

Музыкальный язык поражает своей новизной. В «Афоризмах» встречаются весьма необычные для фортепиано приемы звукоизвлечения – например, в «Похоронный марш» Шостакович вводит флажолеты (удерживая взятый аккорд, пианист должен на фоне его звучания беззвучно нажать другую клавишу). Не менее странными выглядят некоторые приемы нотации: отсутствие деления на такты в «Ноктюрне», три нотных стана в «Похоронном марше». Эта пьеса представляет собой трехголосный канон, основанный на атональном пятизвучном мотиве, в котором ощущается влияние Антона Веберна. Связь со стилем Веберна очевидна и в «Элегии» – эта предельно краткая пьеса, состоящая всего из восьми тактов, звучит менее одной минуты.

И все же в том «споре с традицией», в который вступает Шостакович в «Афоризмах», нельзя не усмотреть связи с нею, которая оказывается гораздо более глубокой, чем кажется на первый взгляд. Так, гротескная «игрушечность» «Похоронного марша» заставляет вспомнить о «Марше деревянных солдатиков» из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского – правда, если это и «игра», то игра со смертью… К этой мрачной теме отсылают и другие пьесы – «Пляска смерти» и даже «Колыбельная песня», она завершает цикл подобно тому, как шубертовскую «Прекрасную мельничиху» завершает «Колыбельная ручья», тоже повествующая о смерти… Однако соприкосновение с образами смерти предстает в карикатурном виде – в неуклюже-угловатых мелодических фразах, трагическая тема подается под маской смеха.

Фортепианный цикл «Афоризмы» впервые был представлен в Ленинграде осенью 1927 г. – композитор сам исполнил свое новое произведение на концерте, который организовала Ассоциация современной музыки. Новое творение молодого автора, как и предшествующая Соната, было высоко оценено Борисом Асафьевым, усмотревшим в этой музыке «ищущую, беспокойную мысль». К сожалению, Асафьев оказался единственным авторитетным музыкальным деятелем, поддержавшим Шостаковича – особого успеха «Афоризмы» не имели. Более того – у многих музыкантов цикл вызывал решительное неприятие. Максимилиан Осеевич Штейнберг, у которого Дмитрий Дмитриевич обучался в Ленинградской консерватории, даже оборвал всяческие отношения со своим учеником – настолько странными и даже вызывающими показались ему творческие искания Шостаковича.

В том же году издательство «Тритон» опубликовало цикл «Афоризмы», но это не помогло произведению стать репертуарным – слишком уж новаторским представлялся его стиль для отечественного концертного репертуара второй половины 1920 гг., и даже сейчас «Афоризмы» невозможно причислить к наиболее известным широкой публике и часто исполняемым творениям Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Однако музыкальные эксперименты, начатые композитором в этом фортепианном цикле, были продолжены им в других произведениях, в частности, во Второй симфонии, работа над которой была начата вскоре после создания «Афоризмов».

Следующая цитата

Шостакович в своем фортепианном творчестве

Фортепиано сыграло важную роль в творческой судьбе Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Первые его музыкальные впечатления были связаны с игрой матери на этом инструменте, для фортепиано написаны первые – детские – сочинения, а в консерватории Шостакович обучался не только как композитор, но и как пианист. Начав писать для фортепиано в юности, Дмитрий Дмитриевич создал свои последние фортепианные произведения в 1950-х гг. Многие сочинения отделены друг от друга годами, но это не мешает говорить об их преемственности, о последовательной эволюции фортепианного творчества. Уже в ранних сочинениях проявляются специфические черты пианизма Шостаковича – в частности, прозрачность фактуры даже при воплощении трагических образов. В дальнейшем все большее значение приобретает синтез инструментального начала с вокальным и речевым, полифонии с гомофонией.

В пору учебы в консерватории – в 1919-1921 гг. – Дмитрий Дмитриевич создал Пять прелюдий для фортепиано. Это была часть коллективной работы, задуманной им в содружестве с двумя другими студентами-композиторами – Павлом Фельдтом и Георгием Клеменцем, каждый должен был создать восемь прелюдий. Работа не была завершена – было написано только восемнадцать прелюдий, пять из которых принадлежали Шостаковичу. К идее создания двадцати четырех прелюдий, охватывающих все тональности, композитор вернулся много лет спустя.

Первым опубликованным творением Шостаковича стали Три фантастических танца, которые композитор написал в 1921-1922 гг. Танцы имеют ясно выраженную жанровую основу – марш, вальс, галоп. Грациозная легкость сочетается в них с гротескными изломами мелодий, а простота – с изысканностью. Дата первого исполнения Танцев не установлена, но известно, что первым исполнителем был сам автор. Это произведение, написанное юношей – почти подростком – и сегодня пользуется вниманием исполнителей. Индивидуальный почерк будущего композитора-новатора был уже очевиден в Трех фантастических танцах – настолько, что в середине ХХ столетия Мариан Коваль, обвиняя композитора на страницах «Советской музыки» в «декадентстве и формализме», счел нужным упомянуть и это произведение.

Важной вехой в становлении стиля Шостаковича стала Соната № 1, созданная в 1926 г. Нетрадиционность произведения заключалась не только в его одночастности – и в XIX столетии создавались одночастные сонаты (достаточно вспомнить творение Ференца Листа), Шостакович отказывается здесь не только от тональности, но и от сложившихся схем. По форме это не столько соната, сколько фантазия, в которой свободно чередуются темы и мотивы. Отказываясь от пианистических традиций романтизма, композитор отдает предпочтение ударной трактовке инструмента. Для исполнения соната весьма сложна, что свидетельствует о большом пианистическом мастерстве создателя. Большого восторга у современников произведение не вызвало. Учитель Шостаковича Леонид Николаев называл его «Сонатой для метронома в сопровождении фортепиано», музыковед Михаил Друскин говорил о «крупной творческой неудаче». Более благосклонно отнесся к сонате Сергей Прокофьев (по мнению Бориса Асафьева, это объяснялось тем, что в произведении ощущалось его влияние), но даже он отмечал, что соната «приятна, но расплывчата и длинновата».

Столь же новаторским и во многом непонятным для современников стал фортепианный цикл «Афоризмы» написанный в начале 1927 г. В нем композитор еще смелее «спорит» с традициями даже в области фортепианного звукоизвлечения.

Фортепианная Соната № 2 си минор создана в 1942 г. Это фундаментальное творение, относящееся к зрелому периоду творчества, по глубине содержания сопоставимо с симфониями, созданными Шостаковичем в то время.

Подобно Роберту Шуману, Петру Ильичу Чайковскому и Сергею Сергеевичу Прокофьеву, Шостакович в своем фортепианном творчестве отдал дань музыке для детей. Первое произведение такого рода – «Детская тетрадь» – создано им в 1944-1945 гг. Дети композитора – сын Максим и дочь Галина – учились игре на фортепиано. Максим делал большие успехи (впоследствии он стал дирижером), Галя же уступала брату и в способностях, и в усердии. Чтобы побудить ее заниматься лучше, отец пообещал сочинить для нее пьесу, а когда она хорошо выучит ее – еще одну и т. д. Так родился цикл детских пьес: «Марш», «Медведь», «Веселая сказочка», «Грустная сказка», «Заводная кукла», «День рождения». Дочь композитора впоследствии бросила музыкальные занятия, но пьесы, первой исполнительницей которых она стала, и сегодня играют ученики музыкальных школ. Другое произведение, адресованное детям, но более сложное для исполнения – «Танцы кукол», в котором композитор использован тематический материал из своих балетов.

В 1950-1951 гг. Шостакович создает цикл 24 Прелюдии и фуги, ставший вершиной его фортепианного творчества. Непосредственным поводом к его созданию стала поездка в Германию на торжества, посвященные 200-летию со дня смерти Иоганна Себастьяна Баха.

Следующая цитата

Дми́трий Дми́триевич Шостако́вич — русский советский композитор, пианист, музыкально-общественный деятель, доктор искусствоведения, педагог, профессор. В 1957—1974 гг. — секретарь Правления Союза композиторов СССР, в 1960—1968 гг — председатель Правления Союза композиторов РСФСР.

Герой Социалистического Труда . Народный артист СССР . Лауреат Ленинской премии , пяти Сталинских премий , Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки . Член КПСС с 1960 года.

Дмитрий Шостакович — один из крупнейших композиторов XX века, является автором 15 симфоний, 6 концертов, 3 опер, 3 балетов, многочисленных произведений камерной музыки, музыки для кинофильмов и театральных постановок.

Читайте также: