Подчеркните в предложениях цитаты по мнению

Обновлено: 04.05.2024

Привет. Вот такое задание попалось по русскому языку. Не поможете выполнить?
Прочитайте. Найдите цитаты. Спишите, расставляя недо-
стающие знаки препинания.
1) В Грозе подчёркивал Н. А. Добролюбов есть что-то
освежающее и ободряющее. 2) Н. А. Некрасов призывал
поэтов так писать свои произведения чтобы словам было
тесно мыслям просторно. 3) Говоря о рассказе И. С. Турге-
нева Хорь и Калиныч В. Г. Белинский восклицает С каким
участием и добродушием автор описывает нам своих героев как умеет он заставить читателей полюбить их от всей ду-
ши. 4) Чацкий готовился серьёзно к деятельности. Он
славно пишет переводит. (Гонч.) 5) По внешнему своему
положению он [Обломов] барин; у него есть Захар и ещё
триста Захаров. (Добр.) 6) Лёжа ещё в постели Онегин по-
лучает три приглашения на вечер; он одевается и в утрен-
нем уборе едет на бульвар и гуляет там до тех пор пока не-
дремлющий брегет не прозвонит ему обед. (Д. П.) 7) Стару-
ха Ларина служанок била осердясь брила лбы и стала звать
Акулькой прежнюю Селину. (Д. П.) 8) Служанки собирая
ягоды пели по барскому приказанию песни для того чтобы
барской ягоды тайком уста лукавые не ели. (Д. П.) 9) Ка-
лашников закрывает свою лавочку дубовою дверью да не-
мецким замком со пружиною. (Бел.)

Следующая цитата

Выделение при помощи курсива или при помощи шрифта на 1–2 ступени меньшего кегля, чем шрифт основного текста:

«Основные требования к цитате – это уместность и точность. Уместная цитата всегда обоснована целями автора».

Выделение при помощи набора цитаты со втяжкой. При этом возможно использование отчеркивающей линейки в отступе:

Как оформляются выделения внутри цитаты?

Выделения внутри цитаты могут принадлежать цитирующему или автору цитируемого текста. От этого зависит способ оформления выделенных фрагментов текста.

Выделения, принадлежащие цитируемому автору, рекомендуется сохранять в той форме, в какой они напечатаны в источнике, а если это невозможно или противоречит стилю оформления издания, то следует заменить авторское выделение выделением другого вида. Принадлежность авторских выделений обычно не оговаривается. Исключение составляют те случаи, когда авторских выделений немного, а выделений, принадлежащих цитирующему, наоборот, множество; в таких случаях оговаривается, что какие-то выделения принадлежат цитируемому автору (эти выделения помечаются), а остальные — цитирующему. Кроме этого, в таких случаях принадлежность выделений специально помечается в предисловии. Пример выделения:

В. В. Иванов пишет: «Создание этого словаря стало возможным благодаря специальному, глубокому и многоаспектному изучению лексики русского языка (курсив В. В. Иванова, все не оговоренные выделения принадлежат нам. – N.N.)»

Выделения, принадлежащие цитирующему, оговариваются. Комментарий дается в скобках, после комментария ставится точка, тире и инициалы комментирующего, например:

Автор пишет: «Создание этого словаря стало возможным благодаря специальному, глубокому и многоаспектному изучению лексики русского языка (курсив мой. – N. N.)».

Какие знаки препинания используются при цитировании?

Между словами цитирующего и следующей за ними цитатой:

а) ставят двоеточие, если предшествующие цитате слова цитирующего предупреждают о том, что далее следует цитата:

Пастернак писал: «Существует психология творчества, проблемы поэтики. Между тем изо всего искусства именно его происхожденье переживается всего непосредственнее, и о нем не приходится строить догадок».

б) ставят точку, если внутри цитаты или за нею находятся слова цитирующего, вводящие цитату в текст фразы:

Хорошо сказал об этом Пастернак. «Существует психология творчества, проблемы поэтики. Между тем изо всего искусства именно его происхожденье переживается всего непосредственнее, и о нем не приходится строить догадок», — писал он в «Охранной грамоте».

в) не ставят никаких знаков, если цитата выступает как дополнение или как часть придаточного предложения:

Пастернак писал, что «изо всего искусства именно его происхожденье переживается всего непосредственнее».

В конце фразы после закрывающих цитату кавычек:

а) ставят точку, если перед закрывающими кавычками нет никаких знаков. Если непосредственно за цитатой следует ссылка на источник, то точка переносится за ссылку:

Б. Л. Пастернак подчеркивал: «Самое ясное, запоминающееся и важное в искусстве есть его возникновенье, и лучшие произведенья мира, повествуя о наиразличнейшем, на самом деле рассказывают о своем рожденьи» (Пастернак 2000, 207).

Внимание! Точка всегда ставится после закрывающих кавычек, но не перед ними. Многоточие, вопросительный и восклицательный знак ставятся перед закрывающими кавычками.

б) ставят точку, если цитата не является самостоятельным предложением, а выступает как часть придаточного (даже если перед закрывающими кавычками стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак):

Б. Л. Пастернак подчеркивал, что «самое ясное, запоминающееся и важное в искусстве есть его возникновенье. ».

в) не ставят никаких знаков, если перед закрывающими кавычками стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, а заключенная в кавычки цитата является самостоятельным предложением (таковы, как правило, все цитаты после двоеточия, отделяющего их от предшествующих им слов цитирующего):

Глава заканчивается словами: «Прощай, философия, прощай, молодость, прощай, Германия!»

Если фраза не заканчивается цитатой, то после цитаты ставят запятую (если цитата входит в состав деепричастного оборота или завершает первую часть сложного предложения) или тире (если цитата заканчивается многоточием, восклицательным или вопросительным знаком, а также если по условиям контекста отделять последующий текст запятой не нужно).

После стихотворной цитаты в конце стихотворной строки ставят знак препинания, который относится ко всему тексту с цитатой.

Цитата всегда начинается с большой буквы?

Цитату начинают с прописной (большой) буквы в следующих случаях:

Когда цитирующий начинает цитатой предложение, даже если в цитате опущены начальные слова и она открывается многоточием:

«. Изо всего искусства именно его происхожденье переживается всего непосредственнее, и о нем не приходится строить догадок», — писал Пастернак.

Когда цитата стоит после слов цитирующего (после двоеточия) и в источнике начинает предложение:

Пастернак писал: «Между тем изо всего искусства именно его происхожденье переживается всего непосредственнее, и о нем не приходится строить догадок».

Пастернак писал: «. изо всего искусства именно его происхожденье переживается всего непосредственнее, и о нем не приходится строить догадок».

Пастернак писал, что «. о нем не приходится строить догадок».

Как можно оформить внутритекстовую библиографическую ссылку при цитировании?

Если цитируемый источник указан в библиографии или в списке литературы, в конце цитаты указывается только фамилия автора и год издания книги. Такой способ оформления позволяет экономить место. Например:

«Словарь революционной эпохи (историко-культурный справочник) включает в себя слова, возникшие или характерные для эпохи войны и революции» [Ожегов 2001, 411].

в списке литературы:

Ожегов 2001 — С. И. Ожегов. Словарь революционной эпохи. Историко-культурный справочник (Предварительные наброски). — 1920-е гг. // Словарь и культура русской речи: К 100-летию со дня рождения С. И. Ожегова. М.: Индрик, 2001. — 560 с. С. 410-412.

(По материалам книги:
А. Э. Мильчин, Л. К. Чельцова. Справочник издателя и автора. М., 2003.)

Следующая цитата

а) прямая речь;
б) косвенная речь;
в) предложение с вводными словами;
г) отдельные слова или словосочетания.

Какой из способов цитирования не представлен в упражнении? Чем пунктуация при цитировании отличается от пунктуации при разных способах передачи чужой речи? Что в них общего?

1) Арифметику Магницкого и грамматику Смотрицкого Ломоносов назвал «вратами своей учёности». 2) «Мудрость есть дочь опыта», — любил говорить великий итальянский художник, учёный и инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. 3) Н. А. Добролюбов писал, что «народная мудрость высказывается обыкновенно афористически». 4) По мнению Д. И. Писарева, «мы были бы очень умными и очень счастливыми людьми, если бы многие истины, обратившиеся уже в пословицы или украшающие собою азбуки и прописи, перестали быть для нас мёртвыми и избитыми фразами». 5) Украинский поэт Т. Г. Шевченко советовал: «Не чурайтесь своего, но и чужому учитесь, если оно того заслуживает».

Упражнение 2.

Запишите предложения, введя цитаты там, где это возможно, с помощью вводных слов.

Упражнение 3.

Прочитайте, укажите способы цитирования, отличающиеся от предложений с прямой речью. В чём особенность их пунктуационного оформления?

1) В. Г. Белинский в одной из своих статей как-то очень точно заметил: «Слово отражает мысль: непонятна мысль — непонятно и слово. » 2) По справедливому мнению А. Герцена, «. главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной лёгкости, с которой всё выражается на нём. ». 3) И. С. Тургенев советовал молодым литераторам беречь «наш прекрасный русский язык», обращаться почтительно «с этим могущественным оружием». Он был уверен, что «в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». 4) «Если бы я был царь, — писал Л. Н. Толстой в одном из писем, — то издал бы закон, что писатель, который употребил слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает сто ударов розог».

Запишите понравившееся вам высказывание.

Упражнение 4.

Прочитайте, укажите способы цитирования. Спишите, правильно расставив знаки препинания.

1) Греческому врачу Гиппократу принадлежат слова Жизнь коротка искусство вечно. 2) Юлий Цезарь говорил Лучше быть первым в Деревне, чем вторым в Риме. 3) Один мудрец сказал что человек получает знания из ладоней других людей. 4) По словам древних греков музыка излечивает болезни. 5) Я мыслю следовательно я существую писал французский философ Рене Декарт. 6) Древние римляне говорили что книги имеют свою судьбу.

Упражнение 5

Предлагаем вам несколько интересных высказываний. Запишите их как цитаты, дополнив от себя словами автора. Расставьте знаки препинания.

1. В человеке все должно быть прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли (А.П.Чехов). 2. Шум ничего не доказывает курица которая снесла яйцо часто квохчет так как будто снесла большую планету (М. Твен). 3. Самое непонятное в этом мире то что он понятен (А.Эйнштейн). 4. Лучшие философы на свете мальчишки у которых пробивается борода (Платон). 5. Мания величия это когда мышь вообразила себя кошкой и сама себя съела (М.Светлов).

Найдите среди этих цитат простое предложение с обобщающим словом и однородными членами.

Упражнение 6.

Прочитайте данные предложения, укажите способы цитирования. Спишите, расставив знаки препинания.

1) Когда римский император Веспасиан не успевал сделать за день ни одного доброго дела он говорил с горечью Друзья я потерял день. 2) Отец геометрии Евклид произносил когда заканчивал каждый свой математический вывод Что и требовалось доказать. 3) Юлий Цезарь так сообщил в Рим о быстром победоносном сражении Пришел увидел победил. 4) Люди много размышляют об уме и глупости. Вот что об этом сказал дагестанский поэт Расул Гамзатов Полезен и яд змеи если он в умелых руках. Вреден и пчелиный мед если он в руках дурака. 5) Спросили у Лукиана У кого ты учился вежливости Он ответил У невежд. Я воздерживаюсь от речей и поступков которые мне в них неприятны.

Комментарии

«Мудрость есть дочь опыта», — любил говорить великий итальянский художник, учёный и инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.

Украинский поэт Т. Г. Шевченко советовал: «Не чурайтесь своего, но и чужому учитесь, если оно того заслуживает».

б) косвенная речь:

Н. А. Добролюбов писал, что «народная мудрость высказывается обыкновенно афористически».

в) предложение с вводными словами:

По мнению Д. И. Писарева, «мы были бы очень умными и очень счастливыми людьми, если бы многие истины, обратившиеся уже в пословицы или украшающие собою азбуки и прописи, перестали быть для нас мёртвыми и избитыми фразами».
г) отдельные слова или словосочетания:

Арифметику Магницкого и грамматику Смотрицкого Ломоносов назвал «вратами своей учёности».

Задание 4.
1) Греческому врачу Гиппократу принадлежат слова: «Жизнь коротка, искусство — вечно». (Прямая речь)
2) Юлий Цезарь говорил: «Лучше быть первым в Деревне, чем вторым в Риме». (Прямая речь)
3) Один мудрец сказал, что «человек получает знания из ладоней других людей». (Косвенная речь)
4) По словам древних греков, «музыка излечивает болезни». (Предложение с взводными словами)
5) «Я мыслю, следовательно, я существую,»-писал французский философ Рене Декарт. (Прямая речь)
6) Древние римляне говорили, что «книги имеют свою судьбу». (Косвенная речь)

а) прямая речь; 2) «Мудрость есть дочь опыта», — любил говорить великий итальянский художник, учёный и инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. 5) Украинский поэт Т. Г. Шевченко советовал: «Не чурайтесь своего, но и чужому учитесь, если оно того заслуживает».
б) косвенная речь; 3) Н. А. Добролюбов писал, что «народная мудрость высказывается обыкновенно афористически».
в) предложение с вводными словами; 4) По мнению Д. И. Писарева, «мы были бы очень умными и очень счастливыми людьми, если бы многие истины, обратившиеся уже в пословицы или украшающие собою азбуки и прописи, перестали быть для нас мёртвыми и избитыми фразами».
г) отдельные слова или словосочетания. 1) Арифметику Магницкого и грамматику Смотрицкого Ломоносов назвал «вратами своей учёности».

Прочитайте, укажите способы цитирования. Спишите, правильно расставив знаки препинания.

Прочитайте данные предложения, укажите способы цитирования. Спишите, расставив знаки препинания.

Следующая цитата

Всем привет, точнее тем кто справился с заданием и может помочь мне)
Спишите тексты, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Определите, как по смыслу объединены данные высказывания. Как они связаны с эпиграфом? Сделайте вывод.
1) Язык есть самая ж..вая самая обильная и прочная связь соед..няющая отж..вшие ж..вущие и будущие пок..ления в одно великое, ист..рическое, ж..вое целое.
(К. Ушинский)
2) В л..нгвистическом смысле народ сост..вляют все люди говорящие одним языком.
(Н. Чернышевский)
3) Гибок б..гат и при всех своих (н..) совершенствах пр..красен язык каждого народа, умстве(н, нн)ая жизнь которого д..стигла высокого р..звития.
(Н. Чернышевский)
4) Язык вм..щает в себя всё и характер народный и опыт и историю и ф..лософию и вер..вания и ча..ния и тяг..ты в долгом пути.
(В. Распутин)
5) Язык это история народа. Язык это путь ц..вилизац..и и культуры. (По) этому (то) изучение и сб..режение русского языка является (н..) праз(?)ным занятием от (не) чего делать но насущной (н..) обходимостью.
(А. Куприн)

Читайте также: