Первая любовь анализ с цитатами

Обновлено: 21.12.2024

Глава 1. Семья Володи

После вечера с гостями, в комнате остались только хозяин, Сергей Николаевич и Владимир Петрович. Мужчины решили поговорить о первой любви, однако история у всех была довольно тривиальной. Тогда очередь дошла до Владимира Петровича. Он пообещал написать свою историю любви и прочесть слушателям через 2 недели. Так и произошло.

Владимиру Петровичу тогда было 16 лет, он проводил время в Москве. Он лениво и неохотно готовился к экзаменам, но чаще всего гулял в предвкушении чего-то значительного и томлении. Родители его свобод не стесняли, ведь были заняты своими проблемами. Отец Володи женился на матери его по расчету, был на 10 лет моложе и красивее. Мать постоянно ревновала и мучалась, а он вел себя отдаленно и холодно. Она не смела предъявлять ему претензии, так как боялась потерять его. Так и жили.

Дача, которую нанимали герои, представляла собой барский дом с колоннами напортив Нескучного сада. Рядом с ним были два флигеля. В одном была швейная мастерская, а в другом, ником и ветхом, поселилась обедневшая княгиня. Соседкой его семьи становится княгиня Засекина. Вместе с ней живет и ее дочь.

Глава 2: Роковая встреча

Охотясь на ворон во дворе, Владимир видит за забором молодую высокую девушку в окружении четырех юношей. Они играют с цветком на лужайке. Он так засматривается на неё, что на это обращают внимание, которое чрезвычайно смущает мальчика. Он убегает, а остаток дня проводит в волнении от красоты той девушки.

У девушки тонкий стан, большие серые глаза, белокурые волосы и оживленное лицо. Она часто смеется и ласково обращается к кавалерам.

Глава 3: Счастливая случайность

Мальчик думал, как познакомиться с той девушкой. Неловкое положение, в которое он попал, его смущало.

Но вот соседская княгиня как раз прислала безграмотное письмо маме Владимира с просьбой о покровительстве, и женщина послала мальчика с ответом к княгине лично, ведь сама писала по-русски с ошибками. Мальчик с радостью исполняет просьбу матери, одев новенький наряд.

Глава 4: Зинаида Александровна

В неловком разговоре Владимир узнал, что девушке 21 год и что называть ему её следует Зинаидой Александровной. Девушка сразу поняла, что испытывал к ней герой, а он испытывал от осознания этого трепет и стеснение. Зинаида кокетничала с юношей, ее это забавляло. А Володя теперь оценил всю прелесть ее лица: «так всё в нем было тонко, умно и мило». Девушку подзывают. Оказывается, что молодой гусар Виктор Беловзоров принес девушке котёнка, за что она позволяет поцеловать себе руки. Владимира в этот момент обратно домой зовёт лакей Фёдор. Он ушёл, слыша вслед смех Зинаиды. Он чувствовал ревность. Зато мать девушки пригласила его заходить почаще.

Глава 5: Семейство Засекиных

Княжна пришла в назначенное время в гости, но ни отцу, ни матери она не понравилась. Отец припомнил ее историю. Муж ее был богатым, хорошо воспитанным, но сумасбродным и вздорным человеком. Он проиграл свое состояние после того, как женился на дочери приказчика. Теперь княжна овдовела и судилась с кредиторами в попытках получить хоть что-то. Она просила протекции у родителей Владимира, но они едва ли хотели помочь. Тем не менее, мать Владимира позвала их с дочерью в гости, чтобы не выказывать своего пренебрежения открыто. Отец отметил, что Зинаида образована и мила, как ему говорили. Владимир смутился.

Глава 6: Обед

Княжна с матерью пришли к ним на обед. Княгиня вела себе не соответствующе: развязно, фамильярно, постоянно жаловалась и канючила. Но Зинаида держала себя в руках, она была холодна, горда, почти надменна, чем тоже не понравилась матери Владимира. Зато ее занимал весь вечер отец юноши. Они тихо беседовали по-французски. Девушка смотрела на него почти враждебно, но активно поддерживала беседу.

Уходя, девушка позвала юношу в гости. Владимир был счастлив, ведь уже думал, что Зинаида его игнорирует.

Глава 7: Вечеринка

Владимир пришёл в назначенное время. Посреди комнаты Зинаида держала шляпу с билетами, а пять мужчин, среди которых были знакомые юноше лица, тянули их оттуда. Они играли в фанты, Владимиру выписали его билет. При первой же попытке Владимир выигрывает поцелуй руки Зинаиды.

Игра продолжалась с большим размахом. Владимир был опьянен атмосферой буйного веселья, к которой не привык в своем барском доме. Весь вечер они веселились, все, кроме Беловзорова. Тот тяготился ревностью и демонстрировал чуть ли не готовность убить любого, кто прикоснется к Зине. Она же грозила ему пальчиком и вновь играла в довольно фривольные игры с молодыми людьми. Все танцевали, пели, читали стихи до полуночи. Она была в центре внимания.

Уже ночью, юноша вернулся домой, где узнал о негодовании матери. Она хотела послать за ним, но отец ее удержал. Владимир всю ночь смотрел на молнии через окно, пока его чувства понемногу успокаивались. Он не мог уснуть, боясь потерять очарование этого вечера.

Глава 8: Разговор с отцом

На утро юноша без деталей рассказал матери о случившимся, но и этого хватило, чтобы она посоветовала ему больше не общаться с соседями. Однако его отец наедине заставил рассказать всё. У Владимира были странные отношения с отцом: они не общались постоянно, но в любой момент отец мог появиться и возбудить доверие и уважение со стороны сына. Однако потом мужчина закрывался от сына и отклонял его безмолвные просьбы. Ему не нужна была семейная жизнь. Его отношение к людям он выразил в одной фразе:

«Сам бери, что можешь, а в руки не давайся; самому себе принадлежать — в этом вся штука жизни», — сказал он мне однажды.

После разговора отец пошёл к Засекиным на час, после чего ушёл в город. После Владимир и сам пошёл туда, но застал только княгиню, попросившую переписать ей сегодня же одну просьбу. Зинаида была в другой комнате, но не вышла к гостю. У нее был холодный взор.

Глава 9: Полюбила

От любви Владимир страдал и изводился: он понимал, что не единственный поклонник девушки. Зинаида умело крутила чувствами всех их, ведь «каждый из её поклонников был ей нужен». Она наслаждалась вниманием с их стороны, а они не сопротивлялись и получали свое удовольствие от этого соперничества. Но никто по-настоящему не был ей интересен, она искала того, кто «сам бы ее сломил». Ее лицо выражало одновременно «насмешливость, задумчивость и страстность», поэтому никто не мог понять ее искренних чувств.

Беловзоров постоянно предлагал ей женитьбу и был приятен своей серьезностью и силой. Майданов читал и сочинял в ее честь стихи, льстил ее самолюбию. Больше всех любил ее циничный врач по фамилии Лушин. Он и больше всех ругал ее, и больше всех ценил. Граф Малевский был красив и знатен, ей льстило его внимание. Она охотно признавала себя кокеткой. Грязь, бедность, унижение и бесперспективность обстановки развили в ней невзыскательность и фривольность. Она неприкрыто издевалась над Володей и играла его чувствами.

Однажды, после нескольких дней холода с её стороны, они встретились, и княжна рассказала, что всё в жизни ей опротивело. Она понимала, что ничего хорошего ее не ждет. Во время прочтения Майдановым стихов у неё дома, глаза Владимира и Зинаиды встретились, и юноша понял, что она полюбила.

Глава 10: Любовное томление

С этого момента всё переменилось, Владимир стал скрытно ждать и наблюдать за всё чаще уединявшейся княжной. Первым его поведение раскусил доктор Лушин, попробовав раскрыть юноше глаза на его слепые чувства. Он утверждал, что Володе вредно находиться в одном доме с Зинаидой, ведь ее кокетство отравляет его,

Состояние Зинаиды становилось всё более отрешенным. Она часто намекала на то, что ей не по душе такая жизнь, но ничего поделать она не может.

Глава 11: Поэма

На очередном собрании девушка рассказывает о своём видении сюжета поэмы. Она представила толпу вакханок с факелами и страстными танцами на берегу реки. Ее видение было было очень чувственным и колоритным.

Они начали играть в сравнения, где побеждал тот, кто найдет наилучшую ассоциацию. Они разошлись, а Владимир всё больше убеждался в том, что она полюбила.

Глава 12: Внезапный порыв

Однажды Владимир застал Зинаиду в слезах. Девушка вырвала у него небольшой клок волос, спрашивая «больно? а мне не больно?». После она извинилась и попрощалась с Владимиром, пообещав хранить его волосы в медальоне. Родители ссорились из-за частых пребываний юноши у княжны и еще чего-то, чего Володя знать не мог.

Сидя в одиночестве на высокой стене, мальчик увидел уходившую Зинаиду и по её просьбе спрыгнул с неё, потеряв сознание. Она призналась ему в любви и поцеловала. Увидев, что он очнулся, она встала. Засмущавшись, она ушла и запретила себя провожать.

Глава 13: Разговор о лошади

На следующий день девушка холодно его встретила. Володя не знал, как заговорить о произошедшем, но не осмелился поднять тему. Она смотрела на него, но была далеко и думала не о нем.

Беловзоров искал ей лошадь по просьбе. Но он боялся, не случится ли с ней чего. В ответ на его заботы она лишь ответила, что будет кататься не с ним, а с отцом Володи. Его это очень удивило.

Глава 14: Странная встреча

Уединившись с утра, Владимир мечтал. Во время прогулки он встретил своего отца и Зинаиду на конях. Отец улыбался и близко наклонился к княжне. Она была бледна, а он «красен как рак». После показался Беловзоров. Они ускакали, а Владимир отправился домой, успев к обеду.

Дома отец уже сидел за столом и читал фельетон. Но мать не слушала его, она была сильно взволнована и сделала сыну замечание, чтобы он не гулял непонятно где.

Глава 15: Дружский поцелуй

Зинаида избегала Владимира, ей было неприятно видеть его. Зато он часто встречался с Лушиным. Тот внезапно сказал, что зря называл Зинаиду кокеткой, что ей сладко жертвовать собой. Но мысль свою не пояснил и не продолжил.

Вечером, сидя на скамейке, юноша видит в окне Зинаиду, белую до белизны. Она сжимала руки, о чем-то думала и вдруг резко закрыла окно.

Спустя три дня она встречает его в саду, где предлагает быть друзьями, ведь он для неё слишком молод. Она не могла не проявить к нему холодность, но не пояснила, почему. Она жалует его к себе в пажи и вплетает в куртку розу, после чего целует в лоб. Он поразился перемене: теперь кокетка Зинаида была величественна, спокойна и рассудительна. Чем еще больше его пленила.

Глава 16: Кто он?

Во время очередной встречи гости стали рассказывать непременно выдуманные истории. Зинаида рисует картину роскошного бала, где все мужчины влюблены в королеву, которая ждёт загадочного человека у фонтана, того, кто владеет ею. Мужчины поняли сравнение. Малевский ехидно высмеял Володю: он, как паж, проводил бы королеву к ее избраннику. Зинаида едва не выгнала его за эту шутку и злобно высмеяла его в ответ.

Далее вечер шёл напряженно. Наступила ночь, Владимир пошел к фонтану в саду, увлеченный своими догадками. Кто же он, этот избранник? Ему показалась женская фигура, но она исчезла, оставив мальчика наедине с ночью.

Глава 17: Ночной караул

В доме героя Малевский посоветовал Владимиру, как пажу, следить днём и ночью за фонтаном в саду. Слова задели юношу, и он был в самом серьёзном расположении духа, даже подготовил складной ножик для несения караула. Он хотел отомстить Зинаиде за измену.

Спрятавшись ночью под елью, он начал караулить, но ничего не происходило. Вдруг он услышал человека, в котором узнал отца. Он был в шляпе и плаще и не увидел мальчика. Мальчик со стыдом пошёл домой, но заметил странное движение штор в окне Зинаиды, думать о котором не хотел.

Глава 18: Объяснение

На утро Володя встал с тяжелым недоумением и головной болью. К Княгине приехал родной сын-кадет, которого Зинаида сразу поручила Владимиру. Мальчика тоже звали Володей. Владимир провёл время с кадетом, а вечером, когда девушка спросила о причине его подавленного состояния, он расплакался у неё на руках.

Она признала свою вину, но сказала, что по-настоящему его любит. Юноша принадлежал ей весь. Он бегал и играл с ней и ее братом, позабыв про горести.

Глава 19: Страшное открытие

Придя на обед, Владимир узнал, что отец уехал, а его матушка больна и заперлась в комнате. От буфетчика Филиппа герой узнает, что родители его страшно поссорились. Мать упрекала отца в неверности с соседской барышней, а он, недолго оправдываясь, сказал «якобы об ихних летах», напомнив супруге о ее преклонном возрасте и косвенно подтвердив ее обвинение в неверности. Также они обсуждали вексель на крупную сумму, который получила мать Зинаиды. Ссора началась из-за безымянного письма. Слуга Филипп подтвердил самые страшные догадки: у отца был роман с Зинаидой.

Осознание произошедшего, осознание своей беспечности рухнули на Владимира. Это открытие сломило его.

Глава 20: Бегство

Утром матушка сообщила о переезде в город. Отец вернулся, после чего они долго о чем-то разговаривали. Мать успокоилась, даже поела, но решение ее оставалось в силе. Владимир увидел, как отец сказал графу Малевскому о том, что недавно ему «в одном доме указали на дверь», и что он теперь тоже запрещает ему приходить к нему. А еще он сказал, что ему не нравится его почерк. Володя понял, кто написал анонимное письмо о романе отца и Зинаиды.

Начались сборы вещей для переезда на Арбат, а Владимир искал в действиях Зинаиды смысл и не мог его найти. Он пошёл к ней за ответами и для прощания. Девушка извинилась все мучения мальчика и поцеловала его на прощание.

Владимир с семьёй переехал в город. Он не держал обиды на отца, более того, этот человек как будто вырос в его глазах. Встретив случайно Лушина, юноша всё ему рассказал. Лушин поведал ему об исчезновении Беловзорова и о том, что, «вся штука оттого, что не умеют вовремя расстаться, разорвать сети». Но Владимиру было суждено ещё раз увидеть Зинаиду.

Глава 21: Свидание

Выехав утром верхом, отец Владимира взял мальчика с собой. Владимир даже после того случая уважал и ценил отца. Внезапно, они поехали вдоль берега, где мужчина сказал мальчику подождать тут, а сам ускакал в переулок. Уходя с лошадьми от надоедливого будочника, мальчик прошёл в переулок, где увидел разговаривающего с Зинаидой через окно отца. Отец на чем-то настаивал, но девушка отказывалась. Внезапно, после фразы «Вы должны расстаться с этой…», Зинаида протягивает из окна руку и сразу получает от отца хлыстом по руке. Она целует рубец. После мужчина выбрасывает хлыст и вбегает в дом, а Владимир в страхе уходит к берегу. Он был уверен, что её бьют, и плакал, вспоминая ее красивое лицо с отпечатком грусти и отчаяния. Скоро отец вернулся, они поскакали. На его лице было много ласки и сожаления. В ту ночь Владимиру снятся страшный отец с хлыстом, испуганная Зинаида и окровавленный Беловзоров.

После отец Владимира умирает от удара, а мальчик поступает в университет. Перед смертью отец получает письмо, которое доводит его до слёз. Вместе с этим, в другом письме, он пишет Владимиру бояться женской любви. После смерти отца матушка послала много денег в Москву.

Глава 22: Смерть Зинаиды

Владимир через пару недель все-таки решился навестить её и узнал, что она умерла от родов несколько дней назад. Будто вчерашние чувства о первой любви нахлынули на юношу. Он задумался: «А что сбылось из всего того, на что я надеялся?». Может, очарование молодости состоит именно в расточительстве своих сил, именно в том, что человек думает, что все еще впереди, что он все сделает и успеет. Ему было очень жалко Зинаиду, ее блистательную и погубленную жизнь.

Оказавшись через несколько дней на похоронах старушки-соседки и видя её предсмертные страдания, осознавая тяжесть её улетающей жизни, Владимир захотел помолиться за Зинаиду, за отца и за себя.

Следующая цитата

И.С. Тургенев имел огромное влияние не только на литературу, но и на восприятие мира у своих читателей, не зря термин «тургеневская девушка» плотно вошел в речь образованных людей и стал нарицательным именем для каноничного женского образа в национальной культуре. Этот автор создал множество разнообразных произведений, но их объединяет глубокая поэзия в каждом слове. Ей проникнута и его «Первая любовь».

История создания

В 1844 году И.С. Тургенев встретился с французской певицей Полиной Виардо и влюбился. Как оказалось, навсегда. Они ссорились, мирились, писатель следовал за любимой повсюду. Но эта любовь была обречена, и в тоже время самоотверженна. Именно такое чувство породило ряд лирико-философских повестей с трагическим любовным сюжетом, среди которых «Первая любовь», опубликованная в 1860 году. В этих произведениях чувство – болезнь, поражающая человека и лишающая его воли и разума.

Написана книга в январе-марте 1860 года. В основе сюжетной коллизии лежала реальная история семьи писателя: любовный треугольник между молодым писателем, его отцом и княжной Екатериной Шаховской. Автор замечал, что ему скрывать нечего, а что до осуждения откровенности Тургенева со стороны знакомых, то ему дела нет.

Жанр: рассказ или повесть?

Рассказ – небольшое по объему прозаическое произведение, имеющее единственную сюжетную линию, один конфликт и отражающее отдельный эпизод жизни героев. Повесть – эпический жанр, стоящий по объему между романом и рассказом, имеет более сложный и разветвленный сюжет, а конфликт является цепью эпизодов.

«Первую любовь» можно назвать именно повестью, так как здесь несколько главных героев (в рассказе чаще всего один или два). В произведении изображен не отдельный эпизод, а цепь событий, связанных развитием любовного конфликта. Также жанровой особенностью повести можно назвать то, что это рассказ в рассказе. Повествователь, он же главный герой, вспоминает эпизоды своей молодости, поэтому во вступлении говорится о ситуации, которая привела рассказчика к воспоминаниям: он с друзьями говорил на тему первой любви, и его история оказалась самой занимательной.

О чем произведение?

В компании друзей рассказчик вспоминает свою молодость, первую любовь. Будучи 16-летним юношей, Владимир был очарован соседкой по даче, 21-летней Зинаидой. Девушка пользовалась вниманием молодых людей, но никого не воспринимала всерьез, но проводила с ними вечера в веселье и играх. Героиня смеялась над всеми воздыхателями, включая Владимира, и вообще не относилась к жизни серьезно. Но однажды…

Главный герой заметил в любимой перемену, вскоре его осенило: она влюбилась! Но кто же он, соперник? Правда оказалась ужасной, это отец главного героя, Петр Васильевич, который женился на матери по расчету, пренебрежительно относится и к ней, и к сыну. Петр Васильевич в скандале не заинтересован, потому любовь быстро кончается. Вскоре он умирает от инсульта, Зинаида выходит замуж и тоже погибает в родах.

Главные герои и их характеристика

Описание героев повести «Первая любовь» драматично и уже само по себе рождает конфликт интересов. В семье, где нет гармонии, любовь воспринималась мужчинами, как средство забыться, или почувствовать себя нужными. Однако в погоне за личным счастьем они не вникали в потаенные глубины личности Зинаиды, и не разглядели ее сущности. Она же выплеснула весь жар своего сердца в ледяной сосуд и погубила себя. Таким образом, основные герои произведения стали жертвами своего же ослепления, навеянного страстью.

  1. Владимир – 16-летний дворянин, находящийся еще под семейной опекой, но стремящийся к самостоятельности и взрослости. Его охватывают мечты о любви, счастье, гармонии, он идеализирует все чувства, особенно любовь. Однако для самого главного героя любовь стала трагедией. Владимир забыл обо всем, готов был быть постоянно у ног Зинаиды, был поглощен только ею. И после драматической развязки он душевно постарел, все мечты о блестящем будущем разбились, остался лишь призрак несбывшейся любви.
  2. Зинаида – 21-летняя обедневшая княжна. Она торопилась и жаждала жить, будто предчувствуя, что осталось недолго. Главная героиня повести «Первая любовь» не смогла унять всю свою внутреннюю страсть, вокруг, несмотря на большой выбор мужчин, не находилось любимого. И выбрала она самого неподходящего, ради которого презрела все запреты и приличия, а для него она была очередным развлечением. Второпях вышла замуж, чтобы скрыть позор, умерла, рожая ребенка от нелюбимого… Вот и кончилась жизнь, полная лишь одной, тоже несбывшейся любви.
  3. Петр Васильевич – отец главного героя. Женился он на женщине, которая была старше на 10 лет, из-за денег, управлял и помыкал ей. Сына же поливал холодным презрением. Семья была совершенно лишней в его жизни, все равно это не вызывало у него удовлетворения. Зато молодая соседка, полюбив его всем сердцем, вызвала ненадолго вкус к жизни. Однако уйти от жены он не мог, это невыгодно, допустить скандала тоже. Вот почему герой просто бросил любовницу на произвол судьбы.
  • Главная тема повести – это любовь. Она здесь разная. И унижающее себя чувство матери Владимира к супругу: женщина готова на все, лишь бы не потерять мужа, она боится его, боится признаться себе, что он ее не любит. И безысходная, жертвенная любовь Владимира: он согласен на любую роль, чтоб быть рядом с Зинаидой, хоть паж, хоть шут. И страстное наваждение у самой Зинаиды: ради Петра Васильевича она становится такой же рабой, как его сын перед ней. И любовь по случаю у отца главного героя: он нравился женщинам, соседка – новое увлечение, легкая интрижка.
  • Результатом любви становится следующая тема – одиночество. И Владимир, и Зинаида, и Петр Васильевич сломаны этим любовным треугольником. После трагической развязки никто не остался прежним, все они оказались одни навечно, умерли морально, а несостоявшиеся любовники потом и физически.
  • Тема семьи. Особую важность в произведении приобретает неблагоприятный климат в родном доме главного героя. Именно он заставил его вымаливать любовь. Комплексы, полученные от холодного неприятия отца, выразились в отношении к Зинаиде. Это рабское преклонение уничтожило его шансы на успех.

Проблематика

Нравственные проблемы раскрываются в произведении в нескольких аспектах. Во-первых, заслуживает ли понимания жизнь Зинаиды, толпы поклонников вокруг нее, которыми она играет как пешками? Во-вторых, может ли запретная любовь, преступающая все моральные нормы, быть счастливой? Сюжетное развитие событий отвечает на эти вопросы отрицательно: главная героиня оказывается наказанной за свое пренебрежение к воздыхателям наплевательским отношением любимого человека, а их отношения неизбежно ведут к разрыву. А косвенно вообще привели к гибели обоих. Однако читатель сочувствует Зинаиде, она полна жажды жизни, этим вызывает невольную симпатию. К тому же, она способна на глубокое чувство, вызывающее уважение.

Проблема власти в любви наиболее полно выражена в отношениях между Зинаидой и Петром Васильевичем. Девушка властвовала своими прошлыми кавалерами и чувствовала себя очень весело. Но пришла настоящая любовь, а вместе с ней страдания. И даже страдания от любимого человека сладостны. И власть никакая не нужна. Петр Васильевич ударил ее хлыстом, а она нежно поднесла к губам покрасневшее место, потому что это след от него.

Главная мысль повести – всепоглощающая сила любви. Какой бы она не была, счастливой или трагичной, она подобна лихорадке, которая внезапно охватывает и не отпускает, а если и уходит, то оставляет опустошение. Любовь могущественна и подчас разрушительна, но это чувство прекрасно, без него нельзя жить. Можно лишь существовать. Главный герой запомнил свои юношеские эмоции навсегда, первая любовь открыла ему смысл и прелесть бытия, пусть даже искаженного страданием.

И сам писатель был несчастен в любви, и его герой тоже, но даже самая трагичная страсть является лучшим открытием в человеческой жизни, ведь ради тех минут, когда ты на седьмом небе от счастья, стоит терпеть горечь утраты. В страдании люди очищаются, раскрывают новые грани своей души. Принимая во внимание автобиографичность повести, можем сказать, что автор без своей роковой и печальной музы, а также боли, причиненной ею, не смог бы так глубоко проникнуть в суть романтических в отношений. Основная мысль «Первой любви» была бы далека от него, а ее необходимо выстрадать и познать на собственном опыте, так как убедительно о трагедии любви напишет лишь тот, кто ее пережил.

Чему учит повесть?

Нравственные уроки в повести Тургенева состоят из нескольких пунктов:

  • Вывод: «Первая любовь» вдохновляет нас на смелость в проявлении эмоций. Не нужно бояться любви, ведь самая неразделенная привязанность – самое прекрасное воспоминание. Лучше испытать счастье на миг, чем быть несчастным всю жизнь из-за того, что предпочел покой душевным терзаниям.
  • Мораль: каждый получает по заслугам. Зинаида играла мужчинами – и вот она пешка в руках Петра Васильевича. Он сам женился по расчету, отверг соседку – умер от инсульта, «перегорел». Зато Владимир, несмотря на трагедию, получил ярчайшее воспоминание в жизни, и при этом его совесть спокойна, ведь он никого не травмировал и искренне отдавал всего себя нежной привязанности.

«Первой любви» уже более 150 лет. Однако это произведение не теряет актуальности. Скольким людям именно первые чувства разбили сердце навсегда! Но, тем не менее, каждый бережно хранит в душе эти эмоции. А красота, с какой написана эта книга, заставляет перечитывать ее много раз.

Следующая цитата

Иван Тургенев не только внес значительный вклад в развитие отечественной литературы в рамках уже имеющихся направлений, но и открыл новые самобытные особенности национальной культуры. В частности, он создал образ тургеневской барышни – раскрыл уникальный характер русской девушки на страницах своих книг. Чтобы познакомиться с этой особой, достаточно прочитать повесть «Ася», где женский портрет приобрел уникальные черты.

История создания

Писатель был занят написанием этого произведения несколько месяцев (с июля по ноябрь 1857 года). Писал тяжело и медленно, ведь болезнь и усталость уже давали о себе знать. Кто является прототипом Аси, точно не известно. Среди версий преобладает точка зрения о том, что автор описал свою незаконнорожденную дочь. Также в образе могла отразиться судьба его сестры по отцовской линии (ее матерью была крестьянка). Тургенев по этим примерам хорошо знал, что чувствует подросток, оказавшийся в таком положении, и отразил свои наблюдения в повести, показав весьма щекотливый социальный конфликт, виной которому был и он сам.

Произведение «Ася» было закончено в 1857 году и опубликовано в «Современнике». История повести, рассказанная самим автором, такова: однажды Тургенев в немецком городке увидел пожилую женщину, которая выглядывала из окна на первом этаже, и головку молодой девушки этажом выше. Тогда он решил вообразить, какой могла бы быть их судьба, и воплотил эти фантазии в форме книги.

Почему повесть так называется?

Произведение получило свое название в честь главной героини, история любви которой находится в центре внимания автора. Его главным приоритетом было раскрытие идеального женского образа, получившего название «тургеневская барышня». Увидеть и оценить женщину, по мнению писателя, можно лишь через призму чувства, которое она испытывает. Только в нем таинственная и непостижимая ее природа раскрывается полностью. Поэтому его Ася переживает потрясение первой влюбленности и переживает его с достоинством, присущим взрослой и сформировавшейся даме, а не тому наивному ребенку, которым она была до встречи с Н.Н.

Это перевоплощение и показывает Тургенев. В финале книги мы прощаемся с Асей-ребенком и знакомимся с Анной Гагиной – искренней, сильной и знающей себе цену женщиной, которая не согласна на компромиссы: когда Н.Н. побоялся отдаться чувству полностью и сразу признать его, она, превозмогая боль, навсегда покинула его. Но в память о светлой поре детства, когда Анна еще была Асей, писатель называет свой труд этим уменьшительно-ласкательным именем.

Жанр: повесть или рассказ?

Традиционно в повести больше персонажей и событий, чем в рассказе. Кроме того, предметом изображения в ней становится именно последовательность эпизодов, в которой раскрываются причинно-следственные связи, что приводят читателя к осознанию смысла финала произведения. Так происходит и в книге «Ася»: герои знакомятся, их общение приводит к взаимной заинтересованности, Н.Н. узнает о происхождении Анны, она признается ему в любви, он боится принять ее чувства всерьез, и в итоге все это приводит к разрыву. Писатель сначала интригует нас, к примеру, показывает странное поведение героини, а потом объясняет его через историю ее рождения.

О чем произведение?

То, про что Тургенев написал в «Асе», знакомо читателю еще со времен прочтения «Евгения Онегина». Ася Гагина — та же юная Татьяна, которая впервые полюбила, но не нашла взаимности. Именно поэму «Евгений Онегин» как-то читал Н.Н. для Гагиных. Только героиня в повести не похожа на Татьяну. Она очень изменчива и непостоянна: то смеется день напролет, то ходит мрачнее тучи. Причина такого расположения духа кроется в непростой истории девушки: она – незаконнорожденная сестра Гагина. В высшем свете она ощущает себя чужой, как будто бы недостойной той чести, которая ей оказана. Мысли о ее будущем положении постоянно тяготят ее, поэтому Анна имеет непростой характер. Но, в итоге, она, как и Татьяна из «Евгения Онегина», решает признаться в любви Н.Н.. Герой обещает брату девушки все объяснить ей, но вместо этого обвиняет ее в том, что она созналась брату и фактически выставила его на посмешище. Ася, услышав упрек вместо признаний, убегает. А Н.Н. понимает, как она дорога ему, и решает на следующий день просить ее руки. Но уже слишком поздно, так как на следующее утро он узнает, что Гагины уехали, оставив ему записку:

Прощайте, мы не увидимся более. Не из гордости я уезжаю — нет, мне нельзя иначе. Вчера, когда я плакала перед вами, если б вы мне сказали одно слово, одно только слово — я бы осталась. Вы его не сказали. Видно, так лучше… Прощайте навсегда!

Главные герои и их характеристика

Внимание читателя привлекают, прежде всего, основные герои произведения. Именно они воплощают авторский замысел и являются опорными образами, на которых строится повествование.

Второстепенные герои лишь мимоходом упоминаются рассказчиком. Это молодая вдова на водах, отвергнувшая рассказчика, отец Гагина (добрый, мягкий, но несчастный человек), его брат, который устроил племянника на службу в Петербург, мать Аси (Татьяна Васильевна – гордая и неприступная женщина), Яков (дворецкий Гагина старшего). Описание героев, данное автором, позволяет еще глубже понять повесть «Ася» и реалии эпохи, ставшие ее основой.

  1. Тема любви. Иван Сергеевич Тургенев написал множество повестей об этом. Для него чувство — это испытание души героев: «Нет, любовь есть одна из тех страстей, которая надламывает наше «я», заставляет как бы забывать о себе и своих интересах»- говорил писатель. Только настоящий человек может искренне полюбить. Однако трагедия в том, что многие люди с этим испытанием не справляются, а для любви нужны двое. Когда один не сумел полюбить по-настоящему, другой незаслуженно остается в одиночестве. Так произошло и в этой книге: Н.Н. не смог пройти испытание любовью, а вот Анна хоть и справилась с ним, все равно не стерпела обиды пренебрежения и уехала навсегда.
  2. Тема лишнего человека в повести «Ася» тоже занимает важное место. Главный герой не может найти себе места в мире. Его праздная и бесцельная жизнь за границей – тому подтверждение. Он слоняется в поисках неизвестно чего, потому что не может применить свои умения и знания в настоящем деле. Его несостоятельность проявляется и в любви, ведь он боится прямого признания девушки, боится силы ее чувства, поэтому не может вовремя осознать, как она дорога ему.
  3. Тема семьи тоже поднимается автором. Гагин воспитывал Асю, как свою сестру, хоть и понимал всю сложность ее положения. Возможно, именно это обстоятельство толкнуло его на путешествие, где девушка могла бы отвлечься и спрятаться от косых взглядов. Тургенев подчеркивает превосходство семейных ценностей над сословными предрассудками, призывая своих соотечественников больше заботиться о родственных узах, чем о чистоте крови.
  4. Тема ностальгии. Вся повесть проникнута ностальгическим настроением главного героя, который живет воспоминаниями о том времени, когда он был молод и влюблен.

Проблематика

  • Проблема нравственного выбора. Герой не знает, как правильно поступить: стоит ли брать на себя ответственность за столь юное и обиженное судьбой создание? Готов ли он распрощаться с холостой жизнью и привязать себя к одной единственной женщине? Кроме того, она уже лишила его выбора, сказав обо всем брату. Он был раздосадован, что девушка взяла всю инициативу на себя, поэтому и обвинил ее в том, что она была слишком откровенна с Гагиным. Н.Н. был сбит с толку, да еще и недостаточно опытен, чтобы разгадать тонкую натуру возлюбленной, так что неудивительно, что его выбор оказался неправильным.
  • Проблемы чувства и долга. Нередко эти начала противостоят друг другу. Ася любит Н.Н., но после его колебаний и упреков понимает, что он не уверен в своих чувствах. Долг чести повелевает ей уехать и больше не встречаться с ним, хотя сердце ее бунтует и просит дать возлюбленному еще один шанс. Однако непреклонен в вопросах чести и ее брат, поэтому Гагины покидают Н.Н.
  • Проблема внебрачных связей. Во времена Тургенева незаконнорожденные дети были почти у всех дворян, и это не считалось ненормальным. Но писатель, хоть и сам стал отцом такого ребенка, обращает внимание на то, как плохо живется детям, чье происхождение вне закона. Они страдают без вины за грехи родителей, мучаются от сплетен и не могут устроить свое будущее. Например, автор изображает учебу Аси в пансионе, где все девушки относились к ней пренебрежительно из-за ее истории.
  • Проблема переходного возраста. Асе на момент описываемых событий всего 17 лет, она еще не сформировалась как личность, поэтому ее поведение столь непредсказуемо и эксцентрично. Брату очень тяжело с ней обходиться, ведь он еще не имеет опыта на родительском поприще. Да и Н.Н. не смог понять ее противоречивую и сентиментальную натуру. В этом и кроется причина трагедии их взаимоотношений.
  • Проблема трусости. Н.Н. боится серьезных чувств, поэтому не говорит того самого заветного слова, что ждала Ася.

Основная мысль

Любовь в данном случае открывает героине взрослый мир, буквально выдергивая ее из блаженного детства. Счастье было бы для нее не уроком, а продолжением девического сна, оно не раскрыло бы этот противоречивый характер, и портрет Аси в галерее женских типажей русской литературы сильно обеднел от счастливого финала. В трагедии же она обрела необходимый опыт и стала богаче духовно. Как видно, смысл повести Тургенева заключается еще и в том, чтобы показать, как испытание любовью отражается на людях: одни проявляют достоинство и силу духа, другие – трусость, бестактность и нерешительность.

Этот рассказ из уст зрелого мужчины настолько поучителен, что не оставляет сомнений, что герой вспоминает этот эпизод своей жизни в назидании себе и слушателю. Теперь, спустя столько лет, он понимает, что сам упустил любовь всей своей жизни, сам разрушил эти возвышенные и искренние отношения. Рассказчик призывает читателя быть внимательнее и решительнее, чем он сам, не дать своей путеводной звезде уйти. Таким образом, основная идея произведения «Ася» заключается в том, чтобы показать, как хрупко и мимолетно счастье, если его вовремя не распознать, и как беспощадна любовь, которая не дает второй попытки.

Чему учит повесть?

Тургенев, показывая праздный и пустой образ жизни своего героя, говорит о том, что беззаботность и бесцельность существования сделают человека несчастным. Н.Н. в старости горько сетует на себя в молодости, жалея об утрате Аси и самой возможности изменить свою судьбу: «Мне тогда и в голову не приходило, что человек не растение и процветать ему долго нельзя». Он с горечью осознает, что это «цветение» не дало плодов. Таким образом, мораль в повести «Ася» открывает перед нами истинный смысл бытия – нужно жить ради цели, ради близких людей, ради творчества и созидания, в чем бы оно ни выражалось, а не ради одного лишь себя. Ведь именно эгоизм и боязнь лишиться возможности «цвести» помешали Н.Н. вымолвить то самое заветное слово, которого ждала Анна.

Критика

Рецензенты называли Н.Н. типичным литературным воплощением «лишнего человека», а позже и выделили новый тип героини – «тугеневскую барышню». Особенно внимательно образ главного героя исследовал идеологический противник Тургенева – Чернышевский. Он посвятил ему ироническую статью под названием «Русский человек на rendez-vous. Размышления по прочтении повести „Ася“». В ней он осуждает не только нравственное несовершенство персонажа, но и убожество всей социальной группы, к которой он принадлежит. Праздность и эгоизм дворянских отпрысков губит в них настоящих людей. Именно в этом критик видит причину трагедии. Его друг и соратник Добролюбов восторженно оценил повесть и работу автора над ней:

О произведении Тургенева «Ася» многие критики положительно отозвались еще на стадии прочтения рукописи. И. И. Панаев, например, писал автору о впечатлении редакции «Современника» в нижеследующих выражениях:

Корректуру читал я, корректор и сверх того Чернышевский. Уж если еще будут ошибки, — то значит, сделали всё, что могли, и лучше не умеем. Анненковым повесть прочтена, и, вероятно, уже мнение его о ней тебе известно. Он в восторге

Анненков был близким другом Тургенева и его самым главным критиком. В письме автору он высоко ставит его новую работу, называя ее «откровенным шагом к природе и поэзии».

В личном письме от 16 января 1858 г. E. Я. Колбасин (критик, положительно оценивающий творчество Тургенева) сообщал писателю: «Сейчас от Тютчевых пришел, где произошел спор по поводу „Аси“. Им не нравится. Находят, что Ася лицо натянутое, не живое. Я говорил противное, и подоспевший к спору Анненков совершенно поддержал меня и блистательно их опровергал»

Однако без полемики не обошлось. Главный редактор журнала «Современник» Некрасов предлагал изменить сцену объяснения главных героев, полагая, что она слишком уж принижает образ Н.Н.:

Замечание одно, лично мое, и то неважное: в сцене свидания у колен герой неожиданно выказал ненужную грубость натуры, которой от него не ждешь, разразившись упреками: их бы надо смягчить и поубавить, я и хотел, да не посмел, тем более, что Анненков против этого

В итоге, книгу оставили без изменений, ведь за нее вступился даже Чернышевский, который хоть и не отрицал грубости сцены, отметил, что она лучше всего отражает реальный облик того сословия, к которому принадлежит рассказчик.

С. С. Дудышкин, который в статье «Повести и рассказы И. С. Тургенева», опубликованной в «Отечественных записках», противопоставил «больную личность русского человека XIX столетия» честному труженику — буржуазному дельцу. Его тоже чрезвычайно волновал вопрос об исторических судьбах «лишних людей», поставленный автором «Аси».

Позднее повесть не была забыта и часто фигурировала в высказываниях известных общественных деятелей эпохи. Например, Ленин сравнивал российских либералов с нерешительным персонажем:

…Совсем как пылкий тургеневский герой, сбежавший от Аси, — про которого Чернышевский писал: «Русский человек на rendez-vous»

Читайте также: