Пелевин уловка 22 цитата

Обновлено: 07.11.2024

".
Следующая группа, к которой меня подвёл Энлиль Маратович, состояла всего из двух халдеев, похожих друг на друга. Оба были пожилые, не особо опрятные, жирные и бородатые, только у одного из-под маски торчала рыжая борода, а у другого - серо-седая. Седобородый, как мне показалось, пребывал в полудрёме.
-Вот это очень интересная профессия,-сказал мне Энлиль Маратович, указывая на рыжебородого.-Пожалуй, наиважнейшая на сегодняшний день. Прямо как в итальянской драме. Господин Самарцев-наш главный провокатор.
-Главный провокатор?-спросил я с удивлением.-А что именно вы делаете?
-Вообще-то, это абсолютно издевательское название,-пробасил Самарцев.-Но ведь вы, вампиры, любите издеваться над беззащитными людьми. Как ты только что всем напомнил в предельно наглой форме.
Я опешил от этих слов. Самарцев выждал несколько секунд, ткнул меня пальцеп в живот и сказал:
-Это я показываю, что именно я делаю. Провоцирую. Получается?
И все вокруг весело заржали. Я тоже засмеялся. Как и положено провокатору, Самарцев был обаятелен.
-На самом деле я менеджер будущего,-сказал он. -Так сказать, дизайнер завтрашнего дня. А должность так называется потому, что провокация в наше время перестала быть методом учёта и стала главным принципом организации.
-Не понимаю. Как это провокация может быть методом учёта?
-Запросто. Это когда у самовара сидят пять эссеров и поют "вихри враждебные веют над нами". А среди них - один внедрённый провокатор, который пишет на остальных подробные досье.
-Ага. Понял. А как провокация может быть методом организации?
-Когда провокатор начинает петь "вихри враждебные" первым,- ответил Самарцев. -Чтобы регистрация всех, кто будет подпевать, велась с самого начала. В идеале, даже текст революционной песни сочиняют наши креативщики, чтобы не было никакого самотёка.
-Понятно,- сказал я.
Самарцев снова попытался ткнуть меня пальцем в живот, но в этот раз я подставил ладонь.
-Это, естественно, относится не только к революционным песням,-продолжал он,- а ко всем новым тенденциям вообще. Ждать, пока ростки нового сами пробьются сквозь асфальт, сегодня никто не будет, потому что по этому асфальту ездят серьёзные люди. Ростки на спецтрассе никому не нужны. Свободолюбивые побеги, которые взломают всё нв своём пути, в наше время притом сажать в специально отведённых для этого точках. Менеджер этого процесса естественным образом становится провокатором, а провокация - менеджментом.
-А товарищ ваш чем занимается?-спросил я.
-Молодёжная субкультура,-сказал седой, зевнув.
-Вот как,- ответил я. -Как, слабо вытащить меня на майдан?
-С вами это не получится,-ответил седой,-говорю со всей молодёжной прямотой.
-Вы вроде не очень молоды,- заметил я.
-Правильно,- согласился он. -Но я же не говорю, что я молод. Наоборот, я довольно стар. И об этом я тоже говорю со всей молодёжной прямотой.
-Слушайте, а может, вы скажете, кому из наших молодых политиков можно верить? Я ведь не только вампир. Я ещё и гражданин своей страны.
Седой халдей переглянулся с Самарцевым.
-Э,- сказал Самарцев,-ды ты я вижу, провокатор не хуже меня. Знаешь что такое "уловка-22"?
Это я помнил из дискурса.
-Примерно. Это ситуация, которая, если так можно выразится, исключает саму себя, да? Мёртвая логическая петля, из которой нет выхода. Из романа Джозефа Хеллера.
-Правильно, сказал Самарцев. - Так вот, "уловка-22" заключается в следующем: какие бы слова ни произносились на политической сцене, сам факт появления человека на этой сцене доказывает что перед нами блядь и провокатор. Потому что если бы этот человек не был бы блядью и провокатором, его бы никто на политическую сцену не пропустил - там три кольца оцепления с пулемётами. Элементарно, Ватсон: если девушка сосёт . в публичном доме, вооружённых дедуктивным методом разум может сделать вывод что перед нами проститутка.
Я почувствовал обиду за своё поколение.
-Почему обязательно проститутка? А может это белошвейка. Которая только вчера приехала из деревни. И влюбилась в водопроводчика, ремонтирующего в публичном доме душ. А водопроводчик взял её с собой на работу, потому что ей временно негде жить. И у них там вылась свободная минутка.
Самарцев поднял палец:
-Вот на этом невысказанном предположении и держится весь хрупкий механизм нашего молодого народовластия.
-Так, значит, у нас всё-таки народовластие?
-В перспективе несомненно.
-А почему в перспективе?
Самарцев пожал плечами.
-Ведь мы с вами интеллигентные люди. А значит, взявшись за руки все вместе, мы до смерти залижем в жопу любую диктатуру. Если, конечно, не сдохнем раньше времени с голоду.
Специалист по молодёжной культуре тихо добавил:
-Залижем любую кроме анонимной.
Самарцев пнул его локтём в бок.
-Ну ты замучил своей молодежной прямотой.
Видимо, удар локтём окончательно разбудил молодёжного специалиста.
-А насчёт молодых политиков,- сказал он,- толковые ребята есть. Пусть никто не сомневается. И не просто толковые. Талантищи. Новые Гоголя просто.
-Ну, у тебя-то Гоголи каждый день рождаются,- проворчал Самарцев.
-Не, правда. Один недавно пятьсот мёртвых душ по ведомости провёл, я рассказывал? Три раза подряд. Сначала как фашистов, потом как пидарасов, а потом как православных экологов. В общем, на кого страну оставить, найдём.
. "

Следующая цитата

Это стабильная версия, проверенная 21 февраля 2018. 1 изменение ожидает проверки.

ТочностьВыборочно проверено

В Википедии есть статья

Empire V

Следующая цитата

На этой странице показываются непроверенные изменения

3 изменения в этой версии ожидают проверки. Стабильная версия была подтверждена 4 апреля 2020. Перейти к: навигация, поиск

— Конечно, ловушка, — ответил Дейника. — И называется она «уловка двадцать два». «Уловка двадцать два» гласит: «Всякий, кто пытается уклониться от выполнения боевого долга, не является подлинно сумасшедшим».

Да, это была настоящая ловушка. «Уловка двадцать два» разъясняла, что забота о себе самом перед лицом прямой и непосредственной опасности является проявлением здравого смысла. Орр был сумасшедшим, и его можно было освободить от полетов. Единственное, что он должен был для этого сделать, — попросить. Но как только он попросит, его тут же перестанут считать сумасшедшим и заставят снова летать на задания. Орр сумасшедший, раз он продолжает летать. Он был бы нормальным, если бы захотел перестать летать; но если он нормален, он обязан летать. Если он летает, значит, он сумасшедший и, следовательно, летать не должен; но если он не хочет летать, — значит, он здоров и летать обязан. Кристальная ясность этого положения произвела на Йоссариана такое глубокое впечатление, что он многозначительно присвистнул.

Catch-22 (уловка-22, ловушка-22, маневр-22, подвох-22, поправка-22 и ещё куча разных переводов из-за хитровыебанности оригинального названия; Уловка-22, возможно, не самое точное, но наверняка самое привычное) — мем реала, произошедший из одноименной книги писателя Джозефа Хеллера, которой он, собственно, и прославился.

Схожая мысль выражается парадоксом Бертрана Рассела, примерно так: «Одному деревенскому брадобрею приказали брить всякого, кто сам не бреется, и не брить того, кто сам бреется. Как он должен поступить с собой?»

Содержание

Суть и смысл — крайняя форма взаимоисключающих параграфов, вплоть до полного и тотального взаимоисключения. Представляет собою малоосмысленную закольцовку AB ⇒ ¬A ⇒ ¬BA, которой нет ни меры, ни названия, ни решения, ни ответа. В принципе, оригинальное изложение, вынесенное в эпиграф, достаточно детально поясняет происходящее.

Уловка-22 получила распространение как универсальное описание внутренне противоречивых ситуаций без входа и выхода и особенно — бюрократических блоков, построенных на этом принципе.

В этой стране под разными названиями встречается повсеместно. Например, для того, чтобы устроиться на работу, нужен опыт работы. Для того, чтобы был опыт работы, надо работать. В быдлокругах известен следующий вариант рассматриваемого мема: «Не ебут потому, что прыщи, а прыщи оттого, что не ебут» или даже: «Чем больше занимаешься сексом — тем стройнее. Чем стройнее — тем больше секса».

Пелевин также имеет сказать по теме:

…Так вот, «уловка-22» заключается в следующем: какие бы слова ни произносились на политической сцене, сам факт появления человека на этой сцене доказывает, что перед нами блядь и провокатор. Потому что если бы этот человек не был блядью и провокатором, его бы никто на политическую сцену не пропустил — там три кольца оцепления с пулеметами. Элементарно, Ватсон: если девушка сосет хуй в публичном доме, из этого с высокой степенью вероятности следует, что перед нами проститутка.
Я почувствовал обиду за свое поколение.
— Почему обязательно проститутка, — сказал я. — А может это белошвейка. Которая только вчера приехала из деревни. И влюбилась в водопроводчика, ремонтирующего в публичном доме душ. А водопроводчик взял ее с собой на работу, потому что ей временно негде жить. И там у них выдалась свободная минутка.
Самарцев поднял палец:
— Вот на этом невысказанном предположении и держится весь хрупкий механизм нашего молодого народовластия…

Или же такой пример: Фидель Кастро в пятидесятых, будучи в суде после неудачного переворота, озвучил отрывки из конституции: «Президент страны назначается советом министров» и «Совет министров назначается президентом», что объясняет количество пидарасов, которые в те далёкие времена пребывали у власти на Кубе.

Маленькая зарисовка из фильма

Вторая мировая, 1944 год. Американская авиабаза в подбрюшье Европы. У пилотов бомбардировщиков есть определенная норма вылетов, выполнив которую можно смело дембельнуться. Начальство так не думает, и чтобы выслужиться перед вышестоящим руководством ежедневно увеличивает норму вылетов. Одному летчику по фамилии Йоссарян это надоедает и он решает свалить с острова под разными предлогами, тем самым подтверждая "уловку-22". Стиль — военная сатира наподобие Гашека, есть что-то и от Довлатова. Книга доставляет персонажами: капитан Йоссарян (который армянин, но представляется ассирийцем), Майор Майор Майор (имя досталось от отца just for lulz), доктор Дейника (которого считают мёртвым, поскольку он был в списке лиц, находившихся на разбившемся самолёте, а по факту оказался рядом с писарем, который оформил его 200м.), Майло Миндербиндер (который вовсю извлекает гешефт по обе стороны фронта и принимает подряды на бомбежку своей части), тысячи их. Стоит один раз прочесть.

Имеется две экранизации: кино 1970 и мини-сериал 2019.

В далеком последствии Хеллер разродился как бы продолжением («Closing time» или Лавочка закрывается в переводе надмозгов). Вещь сильно более другая, главгероям скоро сто, ангст, страшный суд, ад и погибель. То есть, конечно, нЪтъ — фирменное суровое веселье на месте. Но все же Йоссариан уже не тот, так что с чистым сердцем можно предпочесть какой-нибудь «Portrait of an Artist as an Old Man» — хотя бы за удачно переведенный заголовок. Портрет художника в старости.

Что примечательно, книжка содержит ровно 42 главы.

Кроме «Уловки-22» Джозеф Хеллер написал ещё несколько вещей, подавляющее большинство которых — не менее лютый винрар. См., например, нежно и ласково майндфачную «Picture This» (она же «Вообрази себе картину»).

Ещё один весьма приличный писатель, Курт Воннегут, не раз признавался, что завидует Хеллеру. Буквально так:

Джо написал всего 7 романов, а заработал на них как я за свои 27. И где, спрашивается, справедливость?

Следующая цитата

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Нет аккаунта? Зарегистрироваться Павел Степура ". а может, вы скажете, кому из наших молодых политиков можно верить?" Profile Name: Павел Степура Page Summary Entry Tags Latest Month Search 15-сент-2016 12:00 pm

Цитата о политиках и народовластии.

Туалет на горе.jpg

". -Слушайте, а может, вы скажете, кому из наших молодых политиков можно верить? Я ведь не только вампир. Я ещё и гражданин своей страны.

Седой халдей переглянулся с Самарцевым.

-Э,- сказал Самарцев,-ды ты я вижу, провокатор не хуже меня. Знаешь что такое "уловка-22"?

Это я помнил из дискурса.

-Примерно. Это ситуация, которая, если так можно выразится, исключает саму себя, да? Мёртвая логическая петля, из которой нет выхода. Из романа Джозефа Хеллера.

-Правильно, сказал Самарцев. - Так вот, "уловка-22" заключается в следующем: какие бы слова ни произносились на политической сцене, сам факт появления человека на этой сцене доказывает что перед нами бл@дь и провокатор. Потому что если бы этот человек не был бы бл@дью и провокатором, его бы никто на политическую сцену не пропустил - там три кольца оцепления с пулемётами. Элементарно, Ватсон: если девушка сосёт х. в публичном доме, вооружённый дедуктивным методом разум может сделать вывод что перед нами проститутка.

Я почувствовал обиду за своё поколение.

-Почему обязательно проститутка? А может это белошвейка. Которая только вчера приехала из деревни. И влюбилась в водопроводчика, ремонтирующего в публичном доме душ. А водопроводчик взял её с собой на работу, потому что ей временно негде жить. И у них там вылась свободная минутка.

Самарцев поднял палец:

-Вот на этом невысказанном предположении и держится весь хрупкий механизм нашего молодого народовластия. "

Читайте также: