Патриотизм есть пережиток варварского времени толстой цитата
Обновлено: 22.12.2024
Теперь вы можете с легкостью переключиться с электронной на аудиоверсию (или наоборот) и продолжить читать или слушать произведение с того места, на котором остановились ранее.
Патриотизм или Мир?
Аудиокнига
Читает Арина Слепкова
Синхронизировано с текстом
Теперь вы можете с легкостью переключиться с электронной на аудиоверсию (или наоборот) и продолжить читать или слушать произведение с того места, на котором остановились ранее.
Патриотизм или Мир?
Аудиокнига
Читает Павел Настенко
Синхронизировано с текстом
Теперь вы можете с легкостью переключиться с электронной на аудиоверсию (или наоборот) и продолжить читать или слушать произведение с того места, на котором остановились ранее.
Шрифт: Меньше Аа Больше Аа
Хотят или не хотят этого люди, вопрос ясно стоит перед человечеством: каким образом может тот патриотизм, от которого происходят неисчислимые как физические, так и нравственные страдания людей, – быть нужным и быть добродетелью? И ответить на этот вопрос необходимо. Необходимо или показать, что патриотизм есть такое великое благо, что он выкупает все те страшные бедствия, какие он производит в человечестве, или признать, что патриотизм есть зло, которое не только не надо прививать и внушать людям, но от которого надо всеми силами стараться избавиться.
С' est a prendre ou a laisser, (хотите избавляйтесь, хотите не избавляйтесь) как говорят французы. Если патриотизм добро, то христианство, дающее мир, – пустая мечта, и чем скорее искоренить это учение, тем лучше. Если же христианство действительно дает мир и мы действительно хотим мира, то патриотизм есть пережиток варварского времени, который не только не надо возбуждать и воспитывать, как мы это делаем теперь, но который надо искоренять всеми средствами: проповедью, убеждением, презрением, насмешкой. Если христианство истина и мы хотим жить в мире, то не только нельзя сочувствовать могуществу своего отечества, но надо радоваться ослаблению его и содействовать этому. Надо радоваться, когда от России отделяется Польша, Остзейский край, Финляндия, Армения; и англичанину радоваться тому же по отношению Ирландии, Австрии, Индии и других колоний и содействовать этому, потому что чем больше государство, тем злее и жесточе его патриотизм, тем на большем количестве страданий зиждется его могущество. И потому, если мы хотим действительно быть тем, что мы исповедуем, мы не только не должны, как теперь, желать увеличения своего государства, но желать уменьшения, ослабления его и всеми силами содействовать этому. И так и воспитывать молодые поколения. Должны воспитывать молодые поколения так, чтобы, как теперь стыдно молодому человеку проявлять свой грубый эгоизм, например, тем, чтобы съесть все, не оставив другим, столкнуть слабейшего с дороги, чтобы самому пройти, отнять силою то, что нужно другому – так же бы было стыдно желать увеличения могущества своего отечества; и так же как считается глупым и смешным теперь восхваление самого себя, так же бы считалось [глупым] восхваление своего народа, как оно теперь производится в разных лживых отечественных историях, картинах, памятниках, учебниках, статьях, стихах, проповедях и глупых народных гимнах. Но надо понимать, что до тех пор, пока мы будем восхвалять патриотизм и воспитывать его в молодых поколениях, у нас будут вооружения, губящие и физическую и духовную жизнь народов, будут и войны, ужасные, страшные войны, как те, к которым мы готовимся и в круг которых мы вводим теперь, развращая их своим патриотизмом, новых страшных бойцов Дальнего Востока.
Следующая цитата
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Нет аккаунта? Зарегистрироваться Жизнь Замечательной TROITSA1 "Дьявол начинается с пены на губах ангела, вступившего в бой за святое и правое дело"- Page Summary
- axaro — (no subject) [+1]
- john_golovnya — (no subject) [+3]
Обещал недавно в посте про любимую фразу либералов о патриотизме вернуться к светочу либеральной мысли графу Льву Толстому. Выполняю обещание.
Я всегда задумывался над одним бесспорным фактом: спроси любого иностранца об известном ему русском писателе и почти стопроцентно будет назван Толстой. Столь гениален? Столь понятен иноземцам? Столь раскручен? Вот это ближе к истине!
А кому понадобилось раскручивать графа? Я под катом помещу полный текст его работы о патриотизме, небольшой, прочитайте, я комментировать не стану. Думаю, что легко поймёте, какие силы подняли его на щит.
Ленин написал знаменитую фразу: "Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию".
С помощью графа тоже многих разбудили, их дети и внуки и сотворили с нашей страной перестройку, но процесс идёт по нарастающей! По нарастающей шёл и процесс в голове графа. Отсюда и вполне понятный его антагонизм с православием, читать его религиозные статьи просто больно.
Думаете, что толерантность новое изобретение? Нет. И сто лет назад крыли патриотизм, виня его во всех грехах. Идеалом был человек терпимый к любому инородцу. Даже если инородцы пришли в твой дом, и творят здесь свои законы.
Лев Толстой. ПАТРИОТИЗМ ИЛИ МИР?
… ослепление, в котором в наше время находятся народы, восхваляющие патриотизм, воспитывающие свои молодые поколения в суеверии патриотизма и, между тем, не желающие неизбежных последствий патриотизма--войны, дошло, как мне кажется, до той последней степени, при которой достаточно самого простого,
просящегося на язык каждого непредубежденного человека, рассуждения, для
того, чтобы люди увидали то вопиющее противоречие, в котором они находятся.
Точно так же отвечают нам христианские народы на поставленный им жизнью
вопрос: что они выбирают из двух: патриотизм или мир? Они отвечают: и
патриотизм и мир, хотя соединить патриотизм и мир так же невозможно, как в
одно и то же время ехать кататься и оставаться дома.
Производит же войну желание
исключительного блага своему народу, то, что называется патриотизмом. А
потому для того, чтобы уничтожить войну, надо уничтожить патриотизм. А чтобы
уничтожить патриотизм, надо прежде всего убедиться, что он зло, и вот это-то
и трудно сделать.
Если же патриотизм даже и не удержательный, то он
восстановительный--патриотизм покоренных, угнетенных народов--армян,
поляков, чехов, ирландцев и т.п. И этот патриотизм едва ли не самый
худший, потому что самый озлобленный и требующий наибольшего насилия.
Патриотизм не может быть хороший. Отчего люди не говорят, что эгоизм
может быть хороший, хотя это скорее можно бы было утверждать, потому что
эгоизм есть естественное чувство, с которым человек рождается, патриотизм же
чувство неестественное, искусственно привитое ему.
Скажут: "Патриотизм связал людей в государства и поддерживает единство
государств". Но ведь люди уже соединились в государства, дело это
совершилось; зачем же теперь поддерживать исключительную преданность людей к
своему государству, когда эта преданность производит страшные бедствия для
всех государств и народов. Ведь тот самый патриотизм, который произвел
объединение людей в государства, теперь разрушает эти самые государства.
Мне несколько раз уже приходилось писать о патриотизме, о полной
несовместимости его с учением не только Христа, в его идеальном смысле, но и
с самыми низшими требованиями нравственности христианского общества, и
всякий раз на мои доводы мне отвечали или молчанием, или высокомерным
указанием на то, что высказываемые мною мысли суть утопические выражения
мистицизма, анархизма и космополитизма. Часто мысли мои повторялись в сжатой
форме, и вместо возражений против них прибавлялось только то, что это не что
иное, как космополитизм, как будто это слово "космополитизм" бесповоротно
опровергало все мои доводы.
… патриотизм есть пережиток варварского времени, который не только не надо
возбуждать и воспитывать, как мы это делаем теперь, но который надо
искоренять всеми средствами: проповедью, убеждением, презрением, насмешкой.
Надо радоваться, когда от России отделяется Польша,
Остзейский край, Финляндия, Армения; и англичанину радоваться тому же по
отношению Ирландии, Австрии, Индии и других колоний и содействовать этому,
потому что чем больше государство, тем злее и жесточе его патриотизм, тем
на большем количестве страданий зиждется его могущество.
… как считается глупым и смешным теперь восхваление самого себя, так же бы считалось [глупым]
восхваление своего народа, как оно теперь производится в разных лживых
отечественных историях, картинах, памятниках, учебниках, статьях, стихах,
проповедях и глупых народных гимнах.
Москва. 5 января 1896.
Мне одно только интересно. Ожидал ли граф, что всего лет через 16 его захотят утопить свои же собратья писатели и поэты?
Вот широко известный их манифест:
Читающим наше Новое Первое Неожиданное.
Только мы — лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.
Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода Современности.
Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.
Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня? Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот?
Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми
Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Аверченко, Чёрным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. — нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.
С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!
Мы приказываем чтить права поэтов:
1). На увеличение словаря в е г о о б ъ ё м е произвольными и производными словами (Слово-новшество).
2). На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
3). С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы.
4). Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.
И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма ваших «здравого смысла» и «хорошего вкуса», то все же на них уже трепещут впервые зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.
(«Пощёчина общественному вкусу» — первый поэтический сборник кубофутуристов (петербургская поэтическая группа «Гилея»), вышедший 18 декабря 1912 года. Наиболее известен благодаря сопровождавшему его одноимённому манифесту.)
Особенно это место хорошо:
Мы приказываем чтить права поэтов:
2). На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
Сейчас ненависть от русского языка переходит на русский народ.
Эволюция, однако!
Следующая цитата
КНИГИ 405012 АВТОРЫ 123605 СЕРИИ 41740 ЖАНРЫ 492 ГОРОДА 1128 ИЗДАТЕЛЬСТВА 16892 ТЕГИ 308105 СТАТЬИ 489 Лит Век - электронная библиотека >> Лев Николаевич Толстой >> Публицистика >> Патриотизм или Мир? >> страница 3 пережиток варварского времени, который не только не надо возбуждать и воспитывать, как мы это делаем теперь, но который надо искоренять всеми средствами: проповедью, убеждением, презрением, насмешкой. Если христианство истина и мы хотим жить в мире, то не только нельзя сочувствовать могуществу своего отечества, но надо радоваться ослаблению его и содействовать этому. Надо радоваться, когда от России отделяется Польша, Остзейский край, Финляндия, Армения; и англичанину радоваться тому же по отношению Ирландии, Австрии, Индии и других колоний и содействовать этому, потому что чем больше государство, тем злее и жесточе его патриотизм, тем на большем количестве страданий зиждется его могущество. И потому, если мы хотим действительно быть тем, что мы исповедуем, мы не только не должны, как теперь, желать увеличения своего государства, но желать уменьшения, ослабления его и всеми силами содействовать этому. И так и воспитывать молодые поколения. Должны воспитывать молодые поколения так, чтобы, как теперь стыдно молодому человеку проявлять свой грубый эгоизм, например, тем, чтобы съесть все, не оставив другим, столкнуть слабейшего с дороги, чтобы самому пройти, отнять силою то, что нужно другому — так же бы было стыдно желать увеличения могущества своего отечества; и так же как считается глупым и смешным теперь восхваление самого себя, так же бы считалось [глупым] восхваление своего народа, как оно теперь производится в разных лживых отечественных историях, картинах, памятниках, учебниках, статьях, стихах, проповедях и глупых народных гимнах. Но надо понимать, что до тех пор, пока мы будем восхвалять патриотизм и воспитывать его в молодых поколениях, у нас будут вооружения, губящие и физическую и духовную жизнь народов, будут и войны, ужасные, страшные войны, как те, к которым мы готовимся и в круг которых мы вводим теперь, развращая их своим патриотизмом, новых страшных бойцов Дальнего Востока.
Император Вильгельм, одно из самых комических лиц нашего времени, оратор, поэт, музыкант, драматург и живописец и, главное, патриот, нарисовал недавно картину, изображающую все народы Европы с мечами, стоящие на берегу моря и по указанию архангела Михаила смотрящие на сидящие вдалеке фигуры Будды в Конфуция. По намерению Вильгельма это должно означать то, что народы Европы должны соединиться, чтобы противостоять надвигающейся оттуда опасности. И он совершенно прав с своей отставшей на 1800 лет языческой, грубой, патриотической точкой зрения.
Европейские народи, забыв Христа во имя своего патриотизма, все больше и больше раздражали и научали патриотизму и войне эти мирные народы и теперь раздразнили их так, что действительно, если только Япония и Китай так же вполне забудут учение Будды и Конфуция, как мы забыли учение Христа, то скоро выучатся искусству убивать людей (этому скоро научаются, как и показала Япония) и, будучи бесстрашны, ловки, сильны и многочисленны, неизбежно очень скоро сделают из стран Европы, если только Европа не сумеет противопоставить чего–нибудь более сильного, чем оружие и выдумки Эдиссона, то, что страны Европы делают из Африки. «Ученик не бывает выше своего учителя, но и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его» (Лука, VI, 40).
На вопрос одного царька: сколько и как прибавить войска, чтобы победить один южный не покорявшийся ему народец, — Конфуций отвечал: «уничтожь все твое войско, употреби то, что ты тратишь теперь на войско, на просвещение своего народа и на улучшение земледелия, и южный народец прогонит своего царька и без войны покорится твоей власти».
Так учил Конфуций, которого нам советуют бояться. Мы же, забыв учение Христа, отрекшись от него, хотим покорить народы силою и этим только приготовляем себе новых и более сильных врагов, чем наши соседи.
Один мой приятель, увидав картину Вильгельма, сказал: «Картина прекрасная. Только она означает совсем не то, что подписано. Она означает то, что архангел Михаил указывает всем правительствам Европы, изображенным в виде увешанных оружием разбойников, то, что погубит и уничтожит их, а именно: кротость Будды и разумность Конфуция». Он мог прибавить: «И смирение Лао–Тзе». И действительно, мы, благодаря своему лицемерию, до такой степени забыли Христа, вытравили из своей жизни все христианское, что учение Будды и Конфуция без сравнения стоят выше того зверского патриотизма, которым руководятся наши мнимо–христианские народы.
И потому спасение Европы и вообще христианского мира не в том, чтобы, как разбойники, обвешавшись мечами, как их изобразил Вильгельм, бросаться убивать своих братьев за морем, а напротив, в том, чтобы отказаться от пережитка варварских времен — патриотизма и, отказавшись от него, снять оружие и показать восточным народам не пример дикого патриотизма и зверства, а пример братской жизни, которой мы научены Христом.
Следующая цитата
Лев Николаевич Толстой, великий русский писатель и философ, основатель философско-религиозного течения толстовства, защитник идей непротивления злу насилием, был, наверное, самым известным и деятельным христианином-народником. Несмотря на то, что он не был связан с анархическим течением в России (кроме знакомства с Петром Алексеевичем Кропоткиным), анархисты уважали его за критику капитализма и государства.
------
"Если патриотизм добро, то христианство, дающее мир, - пустая мечта, и чем скорее искоренить это учение, тем лучше. Если же христианство действительно дает мир и мы действительно хотим мира, то патриотизм есть пережиток варварского времени, который не только не надо возбуждать и воспитывать, как мы это делаем теперь, но который надо искоренять всеми средствами: проповедью, убеждением, презрением, насмешкой. Если христианство истина и мы хотим жить в мире, то не только нельзя сочувствовать могуществу своего отечества, но надо радоваться ослаблению его и содействовать этому".
"Для уничтожения правительства нужно только одно, – нужно, чтобы люди поняли, что то чувство патриотизма, которое одно поддерживает это орудие насилия, есть чувство грубое, вредное, стыдное и дурное, а главное – безнравственное. Грубое чувство потому, что оно свойственно только людям, стоящим на самой низкой ступени нравственности, ожидающим от других народов тех самых насилий, которые они сами готовы нанести им; вредное чувство потому, что оно нарушает выгодные и радостные мирные отношения с другими народами и, главное, производит ту организацию правительств, при которых власть может получить и всегда получает худший".
Читайте также: