Размышление об искусстве евгений онегин цитаты

Обновлено: 09.11.2024

Рассмотрим строфы и значение лирических отступлений на примере произведения А. С. Пушкина.

Глава 1

Автор с особым вниманием относится к портрету героя и описывает все грани его мировосприятия в деталях:

В конце первой главы Пушкин рассуждает о процессе творчества, о подсознательном стремлении воплотить желаемый образ:

Он метафорично заявляет, что любовь (воспоминание поэта о М. Волконской) способствует созданию его шедевров, ускоряет появление Музы:

Глава 2

Глава 3

Автор к концу главы вводит размышления о русском языке и о необходимости его изучения женщинам:

Глава 4

Пушкин в четвертой главе снова возвращается к внутреннему портрету Евгения Онегина :

пишет об изменении его чувств с письмом Татьяны, о том, что возрождение скучающей души Онегина возможно:

Автор возвращается к теме творчества, рассуждая об истинной награде лирика:

Однако автор пренебрегает чтением своих стихов молодым девушкам, предпочитая компанию няни да уток:

Лирические отступления на темы творчества, поэта и поэзии, интимные, философские помогают читателю понять лучше автора, его переживания и содержание произведения.

Глава 5

Глава 6

Пушкин не одобряет поступок Онегина и думает, что можно было избежать дуэли, притом, не оказаться трусом в глазах людей:

Глава 7

Глава 8

Следующая цитата

Ой, ну там стоооолько высказываний о поэзии!
"Бывало, пламенный творец являл нам своего героя как совершенства образец" - об истории литературы, о классицизме, романтизме и зарождающемся реализме, который Пушкин называл "истинным романтизмом", то есть поэзией, основанной на истине. )))

"Так он писал темно и вяло, что романтизмом мы зовём, хоть романтизма тут немало не вижу я, да что нам в том? " - о Ленском перед дуэлью. Опять же романтизм как набор штампов для Пушкина не имел ничего общего с "истинным романтизмом", то есть реализмом пушкинского толка.

"Но вот уже трещат морозы и серебрятся средь полей.. . Читатель ждёт уж рифмы розы, на вот, возьми её скорей! " - смеётся над избитыми рифмами.

"В ту пору мне казались нужны пустыни, волн края жемчужны и дева гор, мой идеал. " - о южной ссылке, о романтическом периоде своей поэзии. И тут же: "Иные нужны мне картины, люблю песчаный косогор. " - это о прощании с романтизмом в "Путешествии Онегина".

Начало восьмой главы - "В те дни, когда в садах Лицея. " , про музу, про то, как свет её с улыбкой встретил, успех их первый окрылил, старик Державин их заметил (с музой) и в гроб сходя благословил.. . О том, что муза, как вакханочка, резвилась на дружеских пирах, как скакала при луне сзади него на коне - словно Ленора (здесь намёк на то, что именно муза, поэзия оживила омертвелую от предательств и кризиса душу юного поэта) .

Следующая цитата

Помимо расширения пространства внутри произведения, с помощью данного литературного приема Александр Сергеевич отделяет друг от друга фрагменты, происходящие в разных временных промежутках: после отступления непременно начинается новый виток сюжета.

Условно лирические отступления, встречающиеся на страницах романа, можно разделить на несколько групп: биографические, пейзажные, философские, критико-публицистически, житейские, любовные и другие. Так, например, первая глава содержит в себе описания балов и светских приемов, которые можно отнести к житейским.

Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма.
О вы, почтенные супруги!
Вам предложу свои услуги;
Прошу мою заметить речь:
Я вас хочу предостеречь.
Вы также, маменьки, построже
За дочерьми смотрите вслед:
Держите прямо свой лорнет!
Не то… не то, избави Боже!
Я это потому пишу,
Что уж давно я не грешу.

Любовные отступления встречаются достаточно часто. К ним можно отнести строки, в которых Пушкин восхищается ножками благородных дам.

Когда ж и где, в какой пустыне,
Безумец, их забудешь ты?
Ах, ножки, ножки! где вы ныне?
Где мнете вешние цветы?
Взлелеяны в восточной неге,
На северном, печальном снеге
Вы не оставили следов:
Любили мягких вы ковров
Роскошное прикосновенье.
Давно ль для вас я забывал
И жажду славы и похвал,
И край отцов, и заточенье?
Исчезло счастье юных лет,
Как на лугах ваш легкий след.

В шестой главе наравне с рассуждениями о несостоявшейся судьбе Ленского идут размышления писателя о собственной жизни и взрослении, что можно причислить к философским отступлениям.

Познал я глас иных желаний,
Познал я новую печаль;
Для первых нет мне упований,
А старой мне печали жаль.
Мечты, мечты! где ваша сладость?
Где, вечная к ней рифма, младость?
Ужель и вправду наконец
Увял, увял ее венец?
Ужель и впрямь и в самом деле
Без элегических затей
Весна моих промчалась дней
(Что я шутя твердил доселе)?
И ей ужель возврата нет?
Ужель мне скоро тридцать лет?

Наконец, в восьмой главе Александр Сергеевич находит место для собственной биографии и ведет рассказ о своей юности и годах в лицее.

В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал,
В те дни, в таинственных долинах,
Весной, при криках лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.
Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней
Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны.

Даже последние строки романа являются примером использования автором данного приема.

Но те, которым в дружной встрече
Я строфы первые читал…
Иных уж нет, а те далече,
Как Сади некогда сказал.
Без них Онегин дорисован.
А та, с которой образован
Татьяны милый идеал…
О много, много рок отъял!
Блажен, кто праздник жизни рано
Оставил, не допив до дна
Бокала полного вина,
Кто не дочел ее романа
И вдруг умел расстаться с ним,
Как я с Онегиным моим.

Благодаря данному литературному приему личность автора максимально естественно и гармонично вплетена в повествование. А.С. Пушкин не является сторонним наблюдателем, он – один из участников сюжета, остающийся в тени, но неизменно следующий за главными действующими лицами. Порой лирические дополнения никак не связаны с сюжетом романа, но их роль от этого ничуть не уменьшается. Каждое отступление является уникальным взглядом Пушкина на себя, свое окружение и эпоху со всеми ее тенденциями и противоречиями.

Следующая цитата

1 глава

Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь

(гл. 1, ст. 5, слова автора)

Эти строки – одна из самых популярных фраз, заимствованных у А.С. Пушкина. Данный афоризм можно употребить в качестве указания на то, что полученных знаний недостаточно, они неполны и поверхностны. Про своего главного героя А.С. Пушкин говорит точно так же: его поверхностных знаний на самые популярные в обществе темы было достаточно для того, чтобы прослыть человеком умным и блестяще образованным, но не более того.

Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей

(гл. 1, ст. 46, слова автора)

Эти строки в контексте романа были призваны дать характеристику не только Онегину, но и поколению молодых людей в целом. Зачастую недостаточный жизненный опыт и первые юношеские разочарования, неизбежно наступающие после столкновения с реальным миром, они принимают за константу и считают свои необоснованные суждения правдой жизни. Характерные для современников Онегина привычки идеализировать, все отрицать и ко всему относиться скептически в итоге приводят к особому поведению юных людей, к пренебрежительному отношению к окружающим и к уверенности в своей уникальности и особенности. Такое поведение повсеместно встречается и в современном мире, а значит, строки не утратили своей актуальности.

Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей

(гл. 1, ст. 25, слова автора)

Чтобы понять суть сказанного, стоит обратиться к тому историческому контексту, в котором создавалось это произведение. Белинский в своей критике «Евгения Онегина» указывал на следующую особенность: русский человек все еще не может принять тот факт, что истинно национальным и народным русским романом может быть произведение не только про грубых мужиков и деревенский быт, но и про людей светских, пусть и одевающихся по европейской моде, но не перестающих быть русскими. Дворянство по-прежнему остается ведущим классом, неким транслятором образования и прогресса внутри своей родной страны, несмотря на внешний «иноземный» лоск. Конечно, есть в данных строках и более приземленный смысл: уделять внимание своей внешности может и должен любой. Независимо от должности, призвания и возраста опрятный человек всегда располагает к себе и проявляет уважение к своему окружению.

2 глава

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень

(гл. 2, ст. 13, слова автора)

Это одна из самых ярких цитат из произведения, строки, призванные показать насколько сильно отличаются друг от друга Онегин и Ленский. Эти юноши – полные противоположности друг друга и судьбами, и характерами, а саму фразу и сегодня используют для того, чтобы красочно указать на различия между кем-либо или чем-либо. В реальном мире, как и в произведении Пушкина, порой даже самые непохоже друг на друга люди находят общий язык, становятся друзьями или создают семьи. Как в природе противоположные по всем признакам вещи сосуществуют рядом, так и человеческий социум держится на контрастах и противопоставлениях так же, как и на сходствах и родстве.

Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья

(гл. 2, ст. 13, слова автора)

Несмотря на все различия Онегин и Ленский находят общий язык и проводят в компании друг друга довольно много времени. Если Ленский и считает Евгения своим другом, то для него Владимир лишь приятель, способный хоть немного развлечь и скрасить его будни, наполненные скукой и разочарованием. Молодым людям нечем заняться в деревне, поблизости нет больше достаточно образованных и интересных людей, способных находиться с ними «на одной волне». Этими строками Пушкин прямо указывает на причину их так называемой дружбы – скуку.

А.С. Пушкин – проницательный и привыкший к размышлениям поэт, знаток человеческих душ. Он не только создает и постоянно расширяет портреты своих героев, но и анализирует как самого себя, так и свое окружение, вычленяет главные и самые яркие черты, создает своеобразную энциклопедию людских характеров, привычек и недостатков. Данные строки говорят об одной неизменной человеческой черте, присущей каждому – мы склонны идеализировать себя, ставить в центр мира, такова эгоистичная природа людей, особенность восприятия, которая без должного внимания и проработки может привести к печальным последствиям.

Привычка свыше нам дана,
Замена счастию она

(гл. 2, ст. 31, слова автора)

Данные строки относятся не только к старшей Лариной, чью историю рассказывает читателям Александр Сергеевич, но и к человеческому обществу в целом. Подобно молодой девушке, привыкающей к жизни с нелюбимым мужем, к новому непривычному дому и чужому окружению, многие приспосабливаются к абсолютно новым стрессовым условиям и ситуациям. Такова человеческая психика: она подвижна и изменчива, ведь ради своего выживания люди порой идут на любые ухищрения. Так и Ларина, поначалу страдающая от своей новой жизни, научилась находить в ней моменты радости и удовлетворения.

4 глава

Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей

(гл. 4, ст. 7, слова автора)

Эти строки давно стали излюбленной цитатой многих людей, а используется она повсеместно. Размышления Александра Сергеевича о женской любви достаточно точны и интересны, а также до сих пор актуальны, несмотря на то, что современные женщины разительно отличаются от девушек начала 19 века. Взаимоотношения порой бывают непредсказуемы и не поддаются законам логики из-за своей чувственной природы. И по сей день такие легкомысленные и по-своему жестокие к чужим чувствам молодые люди без особых усилий влюбляют в себя наивных дам, какими были многие барышни пушкинского времени.

8 глава

Любви все возрасты покорны

(гл. 8, ст. 29, слова автора)

Сегодня эти слова являются одной из самых популярных цитат о любви, ее можно услышать с экранов и в повседневной речи своего окружения. Многие даже не помнят откуда данные слова, но все прекрасно понимают их значение, которое не требует долгих объяснений. Любовь доступна каждому независимо от возраста, общественного положения и личных предпочтений.

Читайте также: