Отношения тихона и катерины гроза цитаты
Обновлено: 07.11.2024
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Катерины в пьесе "Гроза" Островского: описание характера, жизни и смерти героини в цитатах.
Смотрите:
- Краткое содержание пьесы "Гроза"
- Все материалы по пьесе "Гроза"
Краткая характеристика и история жизни Катерины в "Грозе"
Катерина Кабанова является молодой женщиной, открытой и свободолюбивой по характеру. Родители воспитали ее в любви и свободе, так что девочка жила счастливо и не знала печали.
Выйдя замуж за Тихона Кабанова не по любви, Катерина становится очень несчастна. Свекровь Катерины, злая старуха Кабаниха, обижает безответную Катерину. Ее муж Тихон не только не заступается за нее, но и сам нередко обижает ее.
Однажды Катерина влюбляется в молодого мужчину Бориса, племянника купца Дикого. Катерина тайно встречается с ним, пока муж находится в другом городе. Будучи не в силах врать мужу, Катерина рассказывает ему правду об измене.
Следующая цитата
В пьесе А.Н. Островского «Гроза» особое внимание уделяется образу главной героини Катерины.
Катерина Петровна Кабанова – красивая молодая девушка. На это указывают характеристики, данные другими персонажами. Барыня несколько раз в повествовании отмечает красоту Катерины, она уверена, что именно красота приведет Катерину к погибели: «видишь, какая красавица! Красота-то ведь погибель наша!». Кудряш называет Катерину «молодой Кабановой». Из слов Варвары читатель узнает, что Катерину «молоду замуж-то отдали».
Катерина является искренней девушкой. Она сама признается: «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу».
Героиня с теплотой рассказывает о своей прежней жизни: «Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю». В родительском доме она чувствовала себя, как «птичка на воле». Прежняя жизнь доставляла Катерины удовольствие: «Таково хорошо было!».
Главная героиня часто сравнивает свою прежнюю жизнь и жизнь в доме Кабановых: «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем». Катерина чувствует себя одинокой как в семье Кабановых, так и во всем городе Калинове: «Что при людях, что без людей, я все одна». Несчастья Катерине приносит Кабаниха, которая постоянно тиранит главную героиню: «Кабы не свекровь. Сокрушила она меня… от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны».
Окружающие люди не способны понять Катерину. Даже Варвара, которая относится к Катерине дружелюбно, говорит о том, что она «мудреная» и «чудная какая-то».
Катерина находится в браке с Тихоном Кабановым. Из диалога Катерины с Варварой читатель узнает о том, что Катерина не любит Тихона: «– Нет, как не любить! Мне жалко его очень. – Нет, не любишь. Коли жалко, так не любишь».
Катерина не любит Тихона, но хочет быть ему верной и преданной женой, хочет полюбить его: «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого тебя не променяю!».
Однако главная героиня влюбляется в другого человека – в Бориса, и считает, что это настоящий грех: «Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?». Однако ради любви к Борису верующая Катерина готова пойти на грех. Героиня не может противиться зародившимся искренним чувствам. Она признается Борису: «Иди ты хоть на край света, я бы все шла за тобой и не оглянулась бы».
Катерина говорит о том, что ей не страшен людской суд, потому что она уже совершила грех перед Богом: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю. Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?».
После того как Катерина призналась мужу и его семье в измене, она предлагает Борису поехать вместе с ним: «Возьми меня с собой отсюда!». Однако Борис не принимает это предложение. Теперь Катерина уверена, что ей нет места на земле; она больше не может жить в «темном царстве»: «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу – все равно. В могиле лучше…». Катерина решается на самоубийство: «Все равно, что смерть придет, что сама. а жить нельзя!».
Следующая цитата
Важным сюжетным элементом в пьесе А.Н. Островского «Гроза» становится то, что замужняя Катерина начинает любовные отношения с Борисом. Взаимоотношениям между данными героями уделяется особое место.
Катерина, которой пришлось рано выйти замуж за Тихона, не чувствует любви. Хотя она и пытается доказать самой себе, что любит мужа, это не так. Вдобавок Катерина не чувствует со стороны Тихона по отношению к себе любви. Это становится причиной того, что Катерина, которая всю свою жизнь мечтала об искренней и чистой любви, находясь в браке, влюбляется в другого человека.
Впервые читатель узнает о том, что героиня влюблена в Бориса, когда Катерина разговаривает с Варварой, которой удалось по поведению Катерины определить предмет ее воздыхания.
Сначала Катерина противится своим чувствам, она не хочет даже видеться с Борисом, когда Варвара предлагает ей это. Однако потом она решается встретиться с ним: «Будь что будет, а я Бориса увижу!».
О том, что Борис также влюблен в Катерину, читатель узнает из разговора Бориса и Кудряша. Борис признается, что он полюбил замужнюю женщину. На фразу Кудряша о том, что «бросить надоть», Борис отвечает: «А я не могу этого! Уж я коли полюбил…». Читателю кажется, что Борис действительно любит Катерину и готов пожертвовать всем, что у него есть, ради нее.
Варвара устраивает встречу Катерины и Бориса. Сначала Катерина испуганна, она винит Бориса в том, что из-за него ей приходится совершать грех, а также винит в том, что он загубил ее. Катерина понимает, что любовь к Борису незаконна, но ничего не может поделать со своими чувствами, поэтому полностью отдается им. Катерина при первой же встрече говорит о том, что она не боится «людского суда». Она готова пожертвовать собой ради счастья рядом с любимым человеком.
Влюбленные встречаются в тайне от всех, об их встречах знают лишь Варвара и Кудряш. Бориса это вполне устраивает, потому что он по-настоящему боится, что когда-нибудь об их незаконной связи станет известно. Уже здесь автор демонстрирует мнимую любовь Бориса, ведь если бы он по-настоящему любил Катерину, то не стал бы бояться осуждения окружающих людей.
Когда Борис узнает от Варвары, что Тихон вернулся домой и что Катерина стала вести себя очень странно, Борис боится того, что Катерина раскроет всем правду. Автор показывает, что Борис не задумывается о чувствах Катерины, а думает лишь о собственном благополучии.
Когда Катерина рассказывает семейству Кабановых правду, Борис отказывается от своих чувств. Борис, говоря «Эх, кабы сила!», признает, что зависим от мнения окружающих, что не имеет внутренних сил, чтобы бороться за свои чувства.
В разговоре с Катериной Борис произносит такие слова: «Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой!». Эти слова показывают, что Борис жалеет о том, что между ним и Катериной завязались любовные отношения. Вероятно, если бы Бориса вернули в прошлое, он бы и не стал связываться с Катериной.
А.Н. Островский демонстрирует, что Борис не любил Катерину по-настоящему. Он мог сбежать вместе с ней, ведь Катерина предлагала ему это перед своим самоубийством. Подсознательно понимая, что Катерина может сделать с собой что-то ужасное, Борис не остается с ней, не берет ее с собой, а прощается и уходит.
Все это демонстрирует, что Катерина полюбила человека, который этого не заслуживал.
Следующая цитата
Из слов Кулигина, одного из действующих лиц "Грозы", мы узнаем, каковы нравы, господствовавшие среди купечества этого города: "Жестокие нравы, сударь. ".
Главными представителями дикости, невежества и жестокости в обращении с людьми, являются в драме две превосходно обрисованные личности: купец Дикой и Кабаниха.
Анализ образа Дикого
В личности Дикого Островский дал нам полное олицетворение самодурства с его, можно сказать, чудовищною грубостью и дикостью. Эгоист в самом дурном значении этого слова, Дикой не только не обращает внимания на положение зависимых от него людей, но и не проч обсчитывать их, ради своей наживы. Когда городничий заикнулся было на счет жалоб мужиков, то Дикой наивно ответил:
". Стоит ли ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то мужиков перебывает; вы то поймите, не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо. "Самодурство Дикого особенно резко выражает в том, что его отношения к людям и суждения о них не имеют никакого основания, кроме личного произвола и необузданности. Он, например, называет бедного мещанина Кулигина вором и сердится на его обиду:
Жадный до денег, Дикой любит получать, а не отдавать их другим, хотя бы и за дело. <. > Таким образом, Дикой, если ему приходится отдавать деньги, приходит в раздражение, ругается, ибо он принимает это как несчастье, наказание, в роде пожара, наводнения, а не как должную, законную расплату за то, что для него делают другие.
Правда, Дикому пришлось, как он сам об этом рассказывает, поклониться в ноги мужику, которого он изругал, собираясь к исповеди; но это уважение к закону чисто внешнее: пройдет время говенья, и всякому мужику опять будет плохо от самодура. Требования и действия Дикого основаны, таким образом, на одном лишь личном произволе.
Анализ образа Кабанихи
Слепо веруя в домостроевские понятия о почитании родителей детьми, об отношении жены к мужу, Кабаниха требует, чтобы дети не имели своей воли, чтобы жена боялась мужа. была его рабою.
Ее возмущает, что молодое поколение нарушает и забывает обычаи старины: провожая сына Тихона в дорогу, она осуждает его за то, что он ей в ноги не кланяется, что не умеет приказывать жене, как она должна жить без него, укоряет невестку Катерину в том, что та, проводив мужа, не воет и не лежит на крыльце, чтобы показать свою любовь. Проводы сына вызывают в душе Кабанихи грустные размышления:
". Да не смеяться-то нельзя; гостей позовут, посадить не умеют, да еще, гляди, позабудут кого из родных. Смех да и только. Так-то вот старина-то и выводится. "
Но вера Кабанихи в принципы старины соединены в ней с изумительною суровостью и беспощадностью: она точит сына, как ржа железо зато, что он любит жену больше чем мать, что он будто бы хочет жить по своей воле. <. >
Суровость нрава Кабанихи еще сильнее выражается в ее отношениях к невестке: она резко и ядовито обрывает ее на каждом слове, с злобной иронией осуждает ее за ласковое обращение с мужем, которого, по ее мнению, она должна не любить, а бояться.
Бессердечие Кабанихи доходит до ужасающей степени, когда Катерина сознается в своем проступке: она злобно радуется этому событию, говорит сыну, что нечего жалеть такую жену, что ее надо живую в землю закопать.
Тихону, рыдающему над трупом Катерины, она грозно и с полным бессердечием говорит:
". Полно! об ней и плакать-то грех. "
Анализ образа Тихона
Деспотизм Кабанихи печально отразился на характере ее сына Тихона. По натуре своей Тихон человек добрый; он по своему любит жену, сострадает ее мучениям, старается остановить Катерину, когда она начинает каяться в присутствии свекрови; но, подавленный гнетом, он лишен всякого подобия собственной воли и мысли, а потому решительно не в силах защитить жену от оскорблений и даже сам оскорбляет ее по приказанию матери.
Только тогда, когда уже Катерина покончила расчеты с жизнью, Тихон выразил свой поздний протест словами:
". Маменька, вы ее погубили? вы, вы, вы. "
Анализ образов Варвары и Кудряша
Не похожи на Тихона его сестра Варвара и ее возлюбленный Кудряш. Оба они натуры бойкие, смелые и веселые.
Варвара весьма просто смотрит на жизнь: убежденная, что добром ничего не добьешься среди черствых и суровых людей, она прибегает к обману, на котором, по ее словам, весь дом держится; она защищает Катерину, устраивает для нее свидание с Борисом, не подозревая вовсе, какие страдания ожидают от этого бедную женщину.
Такою же простотою отличается и Кудряш, выражающий свои чувства вполне откровенно: заподозрив Бориса в ухаживании за Варварой, он, полный негодования, угрожает перервать ему за это горло; но с жалостью и человеколюбием относится к тому же Борису, когда узнает, что тот полюбил замужнюю.
Анализ образа Катерины
Главным действующим лицом драмы является молодая женщина Катерина, образ которой принадлежит к лучшим созданиям творчества вашего драматурга. Из простодушного рассказа самой Катерины мы узнаем, что детство свое она провела на полной свободе, будучи любимым ребенком в семье и не чувствуя над собою никакого гнета.
Вся обстановка родительского дома, где строго соблюдались церковные обряды, развила в Катерине религиозность: она любила молиться и чувствовала себя в храме, как в раю; но вместе с религиозностью в ней развита была и мечтательность:
". Отчего люди не летают так, как птицы. "
Горячность и энергия, которыми отличалась Катерина в детстве, сохранились в ней и тогда, когда она, выйдя замуж за Тихона, попала в новую, суровую семью.
Правда, в силу своей любящей, чуждой разрушительных стремлений натуры, Катерина готова жить мирно, с терпением переносить обиды от жестокой свекрови, но до тех пор, пока не заговорит в ней какой-нибудь интерес, особенно близкий ее сердцу и законный в ее глазах, пока не оскорблено в ней будет такое требование ее натуры, без удовлетворения которого она не может оставаться спокойною. Тогда она уже ни на что не посмотрит. <. >
Катерина вышла замуж, будучи еще почти ребенком; она не любила Тихона, да, может быть, и не понимала вовсе этого чувства. Очутившись в новой обстановке, Катерина не могла найти в ней ничего утешительного для себя, сердце же ее искало искренней и глубокой любви, к которой решительно был не способен ее забитый матерью муж.
Она влюбляется в другого молодого человека, в Бориса Григорьевича, но, будучи верна нравственным законам окружающего ее быта, признает это чувство грехом. С этого момента в ее душе поднимается глубокая внутренняя борьба. У ней является желание избавиться от греха и быть верной женой: она ищет опоры в муже, просит его взять ее с собой в Москву, наконец, когда тот отказывается, умоляет его взять с нее какую-нибудь страшную клятву, чтобы успокоить ее душу.
"..Ну теперь тишина у нас в доме воцарилась! Ах, какая скука! Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет, все бы я сидела с ними да забавляла их. "
У нее является мысль взять чужих детей; но мысль эта, конечно, не могла осуществиться, так как Кабаниха решительно не позволяла бы брать к себе в дом приемышей.
Предоставленная самой себе, не находя ни в ком сочувствия, Катерина предается своему чувству к Борису и, под влиянием уговоров Варвары, назначает ему свидание. Но и во время свидания она все-таки испытывает тяжелую внутреннюю борьбу, предавшись чувству любви, она в то же время сознает его греховность, называет Бориса своим врагом и даже высказывает желание умереть.
В противоположность Варваре, которая говорит, что можно делать все, что хочешь лишь было бы это шито-крыто, Катерина, как натура в высшей степени правдивая, не в состоянии прибегнуть к обману, всегда господствующему там, где жизнь основана на страхе, на угнетении слабых сильными.
И вот, когда Тихон возвратился, Катерина делается сама не своя: она вся дрожит, мечется по дому, точно чего ищет, не смеет глаз поднять на мужа и наконец, испуганная словами сумасшедшей барыни, раскатами грома и картиной геенны огненной и убежденная, что все это угрозы наказания за нарушение ею супружеской верности, при свекрови и при всем народе бросается к мужу и сознается в своем проступке.
Понятно, что если бы Кабаниха и другие простили Катерину, то она сумела бы подавить в себе личные порывы и навсегда привязалась бы к мужу; но вместо прощения ее встретили побои со стороны мужа и злобные укоры свекрови. Не в силах будучи выносить ежеминутных упреков, Катерина в каком-то забытьи уходит из дома и, встретившись снова с Борисом, который должен уезжать в Сибирь, умоляет его взять ее с собой; но и Борис, как прежде Тихон, отказывает ей.
Лишившись последней опоры, всеми оставленная, Катерина наконец решается покинуть навсегда тот мир, где она не нашла себе не только сочувствия, но и обыкновенной терпимости: она бросается в Волгу.
Внутреннее состояние Катерины перед этим решительным шагом прекрасно изображено поэтом в. последнем ее монологе:
Последним определяющим мотивом ее смерти точно также служит ее внезапно убитая любовь, а не тягость самодурства. Любовь приводит к роковому концу далеко не в одной области самодурства и в ней далеко не чаще, чем в других.
Общий закон человеческой природы таков, что сердце не может ручаться за себя ни при каких обстоятельствах. Как бы ни были разумны люди и свободны их убеждения, как бы далеко ни отогнали мы от себя старое зло насилия и неволи, пока будет живо в человеке его сердце, будут продолжаться своею чередою нежные идиллии и потрясающие драмы любви.
Островский, как художник, в изображении Катерины оставался верен началам русской народности и человеческой психологии и был совершенно чужд тому сатирическому замыслу, который приписал ему талантливый критик, вопреки ясному содержанию драмы.
Анализ образа Кулигина
Если искать в драме протеста против злых элементов "темного царства", то его скорее мы найдем в личности Кулигина, который хотя и является одним воином в поле, тем не менее представляет собою силу, ибо этот человек руководится не одною лишь натурою, а всецело отдается идее, поглощающей в нем все личное.
Сопоставление образов Катерины и Варвары
Рядом с этим автор создал другое типическое лицо, девушку, падающую сознательно и без борьбы, на которую тупая строгость и абсолютный деспотизм того семейного и общественного быта, среди которого она родилась и выросла, подействовали, как и ожидать следует, превратно, то есть повели ее веселым путем порока, с единственным, извлеченным из данного воспитания правилом: лишь бы все было шито да крыто.
О героях пьесы "Гроза"
Но сила таланта повела автора дальше. В той же драматической раме улеглась широкая картина национального быта и нравов, с беспримерною художественною полнотою и верностью.
Язык действующих лиц, как в этой драме, так и во всех произведениях Островского, давно всеми оценен по достоинству, как язык художественно-верный, взятый из действительности, как и сами лица, им говорящие."
(из книги С. З. Бураковского "А. Н. Островский. Биографические сведения и разбор его произведений для учащихся", 1904 г.)
Это были анализ пьесы "Гроза" Островского и ее главных и второстепенных героев: Дикого, Кабанихи, Катерины, Тихона, Варвары, Кудряша и Кулигина.
Читайте также: