Отношение к матрене окружающих цитаты

Обновлено: 06.11.2024

Матрёна была старательным воцерковлённым усердным человеком:
“святой угол в чистой избе”, “иконка Николая Угодника”.
Она зажигает лампадку “во время всенощной (церковная ночная служба)
и с утра по праздникам. )
“Только грехов у неё было меньше, чем у колченогой кошки,
та - мышей душила”.

Матрёна достаточно твёрдо соблюдает традиции и правила
жизни воцерковлённого человека (домашние иконы, так как
церковь за “5 вёрст”).
Игнатьич говорит, что всякое дело она начинала “с Богом! ”
и его провожала в школу, говоря всякий раз “С Богом! ”.
“Может быть, она и молилась, но не показно, стесняясь
меня или боясь притеснить”.

Следующая цитата

Вскоре после этой свадьбы Фаддей внезапно возвращается домой из плена. Он приходит в бешенство, узнав, что брат женился на его любимой Матрене. Фаддей со временем женится на другой девушке, тоже Матрене (автор называет ее "второй Матреной"):

В браке у Матрены и ее мужа Ефима рождается 6 детей, но все они умирают рано:

"Знал, что детей у нее было шестеро и один за другим умирали все очень рано, так что двое сразу не жило. "

". у Матрены с Ефимом дети не стояли: до трех месяцев не доживая и не болея ничем, умирал каждый. "

Муж Ефим не любил Матрену, по мнению ее золовки:

В 1941 году муж Матрены, Ефим, уходит на войну и пропадает без вести:

"В сорок первом не взяли на войну Фаддея из-за слепоты, зато Ефима взяли. И как старший брат в первую войну, так младший без вести исчез во вторую. Но этот вовсе не вернулся. "

". муж Матрены не вернулся с этой войны. Похоронного тоже не было. "

Возможно, Ефим жив, но не хочет возвращаться домой к Матрене, так как живет с другой женщиной (вероятно, он изменял Матрене до войны с какой-то женщиной):

"Не понятая и брошенная даже мужем своим. "

". мы с ним в город ездили, на заработки, так он себе там сударку завел, к Матрене и возвращаться не хотел. "

У Матрены есть три младшие сестры. Они не помогают бедной Матрене в ее тяжелом материальном положении, но при этом очень интересуются ее наследством, которое им достанется от нее:

"Только на крещенье, воротясь из школы, я застал в избе пляску и познакомлен был с тремя Матрениными родными сестрами. "

Матрена ведет очень бедную жизнь, у нее нет никаких доходов. У нее слабое здоровье, но пособие по инвалидности ей не назначают. Также Матрена отработала 25 лет в колхозе, однако пенсию за это она тоже не получает. Незадолго до смерти ей удается добиться пенсии за пропавшего мужа Ефима. Благодаря этим деньгам она наконец покупает новую одежду, а также откладывает деньги на похороны:

В конце рассказа Матрена трагически погибает под колесами паровоза, когда помогает родственникам перевозить свою горницу (часть избы). Виновником в этой трагедии по сути является жадный и жестокий старик Фаддей, который не позаботился о безопасности перевозки:

"Нет Матрены. Убит родной человек. "

Такова история жизни Матрены в рассказе "Матренин двор" Солженицына в цитатах, описание главных событий в жизни Матрены.

Следующая цитата

При жизни - большей частью как к беззащитному просителю или бесплатной рабочей силе. "Из канцелярии в канцелярию и гоняли ее два месяца - то за точкой, то за запятой". "Когда рук не хватало, жена председателя приходила к Матрене. Она входила в избу и, не здороваясь, строго смотрела на Матрену. - Та-ак, - раздельно говорила жена председателя. - Надо будет помочь колхозу! Надо будет завтра ехать навоз вывозить! И вилы свои бери! " "Но не колхоз только, а любая родственница дальняя или просто соседка приходила тоже к Матрене с вечера и говорила: - Завтра, Матрена, придешь мне пособить. Картошку будем докапывать. И Матрена не могла отказать. " После смерти - делили скудное имущество и только "совсем уже не обрядно - простым рыданием нашего века, не бедного ими, рыдала злосчастная Матренина приемная дочь - Кира из Черустей, для которой везли и ломали эту горницу". Причину этого с горечью и недоумением указывает автор : ". что "добром" странно называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо. "

Денис

Первоначально рассказ Солженицына «Матрёнин двор» назывался «Не живет село без праведника». Первое название раскрывает сущность главной героини. Несмотря на условия, в которых она жила, всегда оставалась верной своим принципам, жила по «божьим законам». «Жить не по лжи» значит для Матрены быть неравнодушной к чужой беде.
Главным качеством Матрены, которое помогало ей выживать, сохранять человеческое достоинство, не таить обиду, являлась любовь к труду.

Но простодушие и терпение, отличавшие Матрёну, не пользовались авторитетом у окружающих: односельчане относились к ней насмешливо, неуважительно. Пользуясь ее добротой и неотказностью,

Следующая цитата

Солженицын нарисовал безотрадную картину духовной нищеты и нравственного уродства современной советской деревни, показав, впрочем, в этой пустыне единственную праведницу Матрену .

Никогда не была легкой ее жизнь, достаточно печалей и забот у неё и сегодня. Из всего хозяйства - колченогая кошка да грязно-белая коза, но и для козы негде накосить сена.
Торф для протопки дома на зиму приходится воровать с болот, потому что продавать его местным жителям было "не положено". А легко ли принести на своей спине пять-шесть мешков в день? Вот и не заживает спина старой женщины: "Зимой салазки на себе, летом вязанки на себе. "
Много бед и страдания выпало на долю Матрены Васильевны: шестеро детей не дожили даже до трех месяцев, муж не вернулся с войны. Но она находит в себе силы смириться с судьбой, оставаясь по-прежнему доброй, отзывчивой, милосердной. Ничего не жалея для родственников, соседей и просто чужих людей, Матрена часто не оставляет ни сил, ни времени для себя, для ведения своего хозяйства. Помочь колхозу вывезти навоз- к Матрене, помочь соседям в пахоте или уборке урожая-все идут к Матрене Васильевне, зная, что она не откажется. И она не отказывала, бескорыстно посвящая себя служению людям, не требуя взамен ничего, даже благодарности.
Но односельчане не ведают о ее утаенной святости, считают женщину просто неумной, хотя именно она хранит высшие черты русской духовности. Праведница-крестьянка жила в окружении недоброжелательных и корыстных колхозников. Даже после смерти Матрены, сделавшей для всех так много добра, соседи не особенно переживали, хотя и плакали, в избу шли с детьми, будто на спектакль. "Те, кто считал себя покойнице роднее, начинали плач еще с порога, а достигнув гроба, наклонялись голосить над самым лицом усопшей".
Ушла Матрена из жизни, так никем и не понятная, никем по-человечески не оплаканная. На поминальном ужине много пили, громко говорили, "совсем уже не о Матрене". По обычаю пропели "Вечную память", но "голоса были хриплы, розны, лица пьяны, и никто в эту вечную память уже не вкладывал чувства".
"Умерла Матрена, а вместе с нею ее Бог, которому она никогда не молилась, но который жил у нее в душе и, наверное, помогал ей в жизни".
Горький вывод делает автор рассказа: "Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша".
Смерть героини - это некий рубеж, это обрыв еще державшихся при Матрене нравственных связей. Возможно, это начало распада, гибели нравственных устоев, которые крепила своей жизнью Матрена.

Любовь Ермилова

Первоначально рассказ Солженицына «Матрёнин двор» назывался «Не живет село без праведника». Первое название раскрывает сущность главной героини. Несмотря на условия, в которых она жила, всегда оставалась верной своим принципам, жила по «божьим законам». «Жить не по лжи» значит для Матрены быть неравнодушной к чужой беде.
Главным качеством Матрены, которое помогало ей выживать, сохранять человеческое достоинство, не таить обиду, являлась любовь к труду.

Но простодушие и терпение, отличавшие Матрёну, не пользовались авторитетом у окружающих: односельчане относились к ней насмешливо, неуважительно. Пользуясь ее добротой и неотказностью,

Читайте также: