Отношение героев к вишневому саду цитаты
Обновлено: 06.11.2024
Все серьёзны, у всех строгие лица, все говорят только о важном, философствуют, а между тем у всех на глазах рабочие едят отвратительно, спят без подушек, по тридцати, по сорока в одной комнате, везде клопы, смрад, сырость, нравственная нечистота. И, очевидно, все хорошие разговоры у нас для того только, чтобы отвести глаза себе и другим.
Вот оно счастье, вот оно идет, подходит все ближе и ближе, я уже слышу его шаги. И если мы не увидим, не узнаем его, то что за беда? Его увидят другие!
Человечество идёт вперёд, совершенствуя свои силы. Всё, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину.
Я развитой человек, читаю разные замечательные книги, но никак не могу понять направления, чего мне собственно хочется, жить мне или застрелиться, собственно говоря, но тем не менее я всегда ношу при себе револьвер.
У меня нет настоящего паспорта, я не знаю, сколько мне лет, и мне все кажется, что я молоденькая.
Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами.
Следующая цитата
В русской драматургии двадцатого века последнее произведение Антона Павловича Чехова произвело настоящий фурор. Читатель воспринимает творение, опираясь на собственное мировоззрение. Некоторые видят в нем глубокий психологический смысл. Периодически его расценивают как социально ориентированное произведение. То, как относятся герои к вишневому саду, с разных сторон характеризует жизнь в России.
Пьеса была написана в 1903 году. Антон Павлович постарался максимально передать эмоции и чувства героев. Он не понаслышке знал о материальных трудностях того времени. Отец писателя продал свое имение. Ему нужно было расплатиться с долгами. Это помогло автору четко передать отношение к саду героев комедии.
В пьесе говорится о сложностях адаптации к новой эпохе, конфликте между детьми и родителями. Писатель причислял «Вишневый сад» к комедийным опусам, но, по мнению критиков, история носит трагический, драматический характер.
Тема времени в пьесе
Итак, Чехов намекает о наступлении новых времен, когда человек должен стать свободным и ответственным. Но не все к этому готовы.
Раневская и Гаев к этому не способны, так же как и их слуга Фирс. Они не смогли вырасти из своей эпохи и научиться мыслить по-новому. Фирс остался таким же крепостным, а они такими же господами, привыкшими жить на всем готовом, когда все дается им по мановению руки, когда не надо совершать никаких усилий, и все всегда есть в изобилии.
Любовь Андреевна не хочет замечать проблем, потому что она не научена их замечать. Прохожему она подает золотой, потому что никогда не зарабатывала деньги трудом и не знает им цену. Деньги всегда давались легко, за счет чужих людей, то есть крепостных, как замечает Трофимов, говоря с Аней. И потому Раневская раздает легко эти деньги, в буквальном смысле сорит ими. Хозяйственная Варя ее упрекает за слишком щедрую милостыню пьянице:
Ах, мамочка, дома людям есть нечего, а вы ему отдали золотой.
В отличие от Раневской и Гаева, которые переживают трагический отрыв от своих корней, Трофимов, как и Лопахин, наоборот, рады открывшейся в последнее время свободе действия. Петя Трофимов учит этому и Аню:
Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест.
Второе действие заканчивается вдохновенными беседами Пети Трофимова и Ани, которые нашли взаимопонимание в том, что мечтают, в силу своей молодости, об абстрактном счастливом будущем - если не своем, то следующих поколений. Они считают, что искупить праздную жизнь своих предков можно теперь только трудом и страданием.
Чехов не отдает предпочтения ни одной из показанных точек зрения, предоставляя нам почувствовать, насколько жизнь сложна для какой-то однозначной оценки.
Отношение героев к вишневому саду – таблица
В таблице кратко описано отношение героев к вишневому саду. Персонажи испытывали определенные чувства, эмоции от продажи имения.
Разговор господ. Противоречие между героями
Лопахин отчаянно пытается вернуть героев к действительности, но они его не слышат, не отвечают на его вопрос о вишневом саде.
Во втором действии начинают звучать по-настоящему конфликтные нотки между Гаевым и Раневской, с одной стороны, и Лопахиным, с другой. Выражаются эти нотки в том, что купец упрекает помещиков в пассивности и глупости, а они его - в пошлости.
Лопахин подходит к сидящим Гаеву и Раневской. Лопахин подходит к сидящим Гаеву и Раневской.Лопахин: Простите, таких легкомысленных людей, как вы, господа, таких неделовых, странных, я еще не встречал. Вам говорят русским языком, имение ваше продается, а вы точно не понимаете.
Любовь Андреевна. Дачи и дачники — это так пошло, простите.
Лопахин. Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. Не могу! Вы меня замучили! (Гаеву.) Баба вы!
Раневская же, в отместку, презирает Лопахина за его необразованность, низкое сословие. Например, когда купец рассказывает, что смотрел в театре смешную пьесу, она бестактно замечает:
И, наверное, ничего нет смешного. Вам не пьесы смотреть, а смотреть бы почаще на самих себя. Как вы все серо живете, как много говорите ненужного.
Намечается во втором действии и другая линия противоречия: это Петя и Гаев-Раневская.
Отношение Раневской к вишневому саду
Отношение Раневской к вишневому саду цитаты из пьесы передают максимально точно. Всех персонажей автор наделил определенной историей, которая связана с усадьбой. Для героини это:
- Безмятежность;
- Чистота ароматов, дурманящих сознание;
- Детство;
- Искренность;
- Семейное счастье;
- Легкость бытия.
Она готова остаться с садом навсегда, даже если он будет продан с аукциона. Образ немолодой, привлекательной женщины вызывает положительные эмоции у читателя. У нее есть приемная дочка Варвара, родная – Анна. Писатель характеризует персонажа Раневской отрицательно. Из произведения можно сделать вывод, что для Чехова эта женщина:
- Отличается инфантильностью;
- Любит страдать, переживать, вызывая жалость к себе;
- Не ценит добро окружающих людей;
- Не способна на искреннюю любовь, преданность.
Она уехала в Париж, когда судьба в родовом гнезде не сложилась. Здесь она находит спутника, но это не приносит ей счастья. Изначально любимый сильно заболел, а после разорил некогда обеспеченную даму. Это снова возвращает ее в родной гай, но участок уже продается на торгах. В истории Чехова Раневская представлена:
- Любящей матерью для своих дочерей;
- Образованной женщиной, привыкшей к жизни в достатке;
- Щедрой, доброй дамой, не приспособленной к жизни.
Несмотря на свою привязанность к имению, героиня быстро оправляется от потери, получив достаточную сумму денег для привычной жизни.
Как Гаев относится к вишневому саду
Второй главный герой пьесы – Гаев. Он родной брат Раневской, старше ее на несколько лет. Писатель характеризует мужчину как образованного, но безответственного человека. Он много времени и денег тратит в игорных заведениях, не имеет семьи. В приоритете мужчины – его личные интересы. Он привык наслаждаться жизнью, не задумываясь об источниках дохода. Ему помогает племянница и пожилой лакей. Особенности героя:
- Он не осознает проблемы, искренне не понимает причины продажи сада;
- Мужчина не привык к экономии, ответственности;
- Для молодого человека, любящего азартные игры, чужда забота о близких.
Отношение Гаева к вишневому саду аналогично чувствам Раневской. Он переживает потерю родового гнезда значительно тяжелее сестры. До последнего брат надеялся, что справится с проблемой, выкупит усадьбу. Однако ему не удалось этого сделать. Персонаж чувствует свою вину, борется с тоской. Большая часть информации об аукционе подается от восхищенного Ермолая, который купил имущество. Гаев отказывается комментировать ситуацию, предпочитая остаться в тени.
Разговор слуг
Начинается действие тем, что сидят рядом и говорят каждый о себе, абсолютно не слыша друг друга, Епиходов, Яша и Дуняша (своеобразный любовный треугольник) и одинокая, бесполезная гувернантка Шарлотта.
Кстати, если задуматься, зачем теперь нужна гувернантка, ведь дочь Аня давно выросла? К тому же, Шарлотта явно не выполняет никаких функций на своей должности.
Таким образом, добрая Любовь Андреевна держит ее исключительно из милости (для сравнения, если помним, даже в повести "Детство" Толстого немца-учителя Николеньки решили уволить сразу же, как только обучение мальчика было закончено. И это при том, что денежных затруднений в той дворянской семье как раз не было).
А кто такой лакей Яша, которого также из милости держит Раневская? До крайности неприятный тип. Видимо, судя также по ее французскому любовнику, она вообще тяготеет к гадким личностям.
Дуняша признается Яше в любви, на что тот отвечает изречением, в котором неизвестно чего больше - пошлости или глупости:
(. ) ежели девушка кого любит, то она, значит, безнравственная.
и после паузы продолжает:
Приятно выкурить сигару на чистом воздухе…
Таким образом, благодаря сопоставлениям этих двух фраз Яши, получается, Дуняшино признание в любви для него не более приятно, а скорее даже менее важно, чем выкуривание сигары. Так проявляется чеховский подтекст . Ничего вроде бы не сказано, но мы все поняли о герое.
Дуняша не слышит этого пренебрежения и пытается обнять его, однако Яша прерывает их встречу, поскольку приближаются господа:
«а то встретятся и подумают про меня, будто я с вами на свидании. Терпеть этого не могу».
Отношение Яши к Дуняше точь-в-точь отражает отношения Раневской и ее французского возлюбленного. Она любит, а он равнодушно-презрительно принимает это обожание.
Далее к скамье подходят господа, а слуги понемногу разбредаются.
Отношение героев к вишневому саду – цитаты
Отношение к вишневому саду персонажей пьесы четко передано в приведенных цитатах:
Следующая цитата
В русской драматургии двадцатого века последнее произведение Антона Павловича Чехова произвело настоящий фурор. Читатель воспринимает творение, опираясь на собственное мировоззрение. Некоторые видят в нем глубокий психологический смысл. Периодически его расценивают как социально ориентированное произведение. То, как относятся герои к вишневому саду, с разных сторон характеризует жизнь в России.
Пьеса была написана в 1903 году. Антон Павлович постарался максимально передать эмоции и чувства героев. Он не понаслышке знал о материальных трудностях того времени. Отец писателя продал свое имение. Ему нужно было расплатиться с долгами. Это помогло автору четко передать отношение к саду героев комедии.
В пьесе говорится о сложностях адаптации к новой эпохе, конфликте между детьми и родителями. Писатель причислял «Вишневый сад» к комедийным опусам, но, по мнению критиков, история носит трагический, драматический характер.
Отношение героев к вишневому саду – таблица
В таблице кратко описано отношение героев к вишневому саду. Персонажи испытывали определенные чувства, эмоции от продажи имения.
Отношение Раневской к вишневому саду
Отношение Раневской к вишневому саду цитаты из пьесы передают максимально точно. Всех персонажей автор наделил определенной историей, которая связана с усадьбой. Для героини это:
- Безмятежность;
- Чистота ароматов, дурманящих сознание;
- Детство;
- Искренность;
- Семейное счастье;
- Легкость бытия.
Она готова остаться с садом навсегда, даже если он будет продан с аукциона. Образ немолодой, привлекательной женщины вызывает положительные эмоции у читателя. У нее есть приемная дочка Варвара, родная – Анна. Писатель характеризует персонажа Раневской отрицательно. Из произведения можно сделать вывод, что для Чехова эта женщина:
- Отличается инфантильностью;
- Любит страдать, переживать, вызывая жалость к себе;
- Не ценит добро окружающих людей;
- Не способна на искреннюю любовь, преданность.
Она уехала в Париж, когда судьба в родовом гнезде не сложилась. Здесь она находит спутника, но это не приносит ей счастья. Изначально любимый сильно заболел, а после разорил некогда обеспеченную даму. Это снова возвращает ее в родной гай, но участок уже продается на торгах. В истории Чехова Раневская представлена:
- Любящей матерью для своих дочерей;
- Образованной женщиной, привыкшей к жизни в достатке;
- Щедрой, доброй дамой, не приспособленной к жизни.
Несмотря на свою привязанность к имению, героиня быстро оправляется от потери, получив достаточную сумму денег для привычной жизни.
Как Гаев относится к вишневому саду
Второй главный герой пьесы – Гаев. Он родной брат Раневской, старше ее на несколько лет. Писатель характеризует мужчину как образованного, но безответственного человека. Он много времени и денег тратит в игорных заведениях, не имеет семьи. В приоритете мужчины – его личные интересы. Он привык наслаждаться жизнью, не задумываясь об источниках дохода. Ему помогает племянница и пожилой лакей. Особенности героя:
- Он не осознает проблемы, искренне не понимает причины продажи сада;
- Мужчина не привык к экономии, ответственности;
- Для молодого человека, любящего азартные игры, чужда забота о близких.
Отношение Гаева к вишневому саду аналогично чувствам Раневской. Он переживает потерю родового гнезда значительно тяжелее сестры. До последнего брат надеялся, что справится с проблемой, выкупит усадьбу. Однако ему не удалось этого сделать. Персонаж чувствует свою вину, борется с тоской. Большая часть информации об аукционе подается от восхищенного Ермолая, который купил имущество. Гаев отказывается комментировать ситуацию, предпочитая остаться в тени.
Новые люди, или точка зрения Пети Трофимова и Лопахина: критика прошлого, критика бездеятельного дворянства
Если Гаев защищает концепцию о "гордом человеке"(намек на популярного в те годы Ницше), то Трофимов, наоборот, считает, что в человеке особо восхищаться нечем, поскольку он "груб, неумен, глубоко несчастлив":
Надо перестать восхищаться собой. Надо бы только работать.
Далее следует по сути критика Трофимовым тех людей, к которым принадлежат и Гаев с Раневской:
(. ) У нас, в России, работают пока очень немногие. Громадное большинство той интеллигенции, какую я знаю, ничего не ищет, ничего не делает и к труду пока не способно. Называют себя интеллигенцией, а прислуге говорят «ты», с мужиками обращаются, как с животными, учатся плохо, серьезно ничего не читают, ровно ничего не делают (. ).
Сам Петя Трофимов тоже ничего пока делает, он лишь учится и теоретизирует. Однако присутствует тут некто, кто умеет действовать, и это Лопахин . Он поддерживает точку зрения студента, причем не только словами, но и образом жизни:
(. ) я встаю в пятом часу утра, работаю с утра до вечера, ну, у меня постоянно деньги свои и чужие, и я вижу, какие кругом люди. Надо только начать делать что-нибудь, чтобы понять, как мало честных, порядочных людей. Иной раз, когда не спится, я думаю: господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами…
Однако ни одна речь, ни Лопахина, ни Пети Трофимова, ни к чему не ведет, не находит логического ответа, продолжения, заключения. Ни одна реплика в пьесе не выходит на стоящий диалог, все брошено как в некую звенящую пустоту.
Подчеркивает это впечатление и необычная акустическая деталь в ремарке :
"отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный».
Лопнула струна, значит, что-то порвалось в гармонии мира. Каждый поймет эту деталь по-своему. Например, для меня она подчеркивает тот факт, что порвалась способность людей общаться и слышать друг друга.
Порвалась и связь времен, та самая "цепь великая", о которой говорится у Некрасова в поэме "Кому на Руси жить хорошо" . Если раньше, как сказал Лопахин, были только господа и мужики, то теперь каждый должен взять свою жизнь в свои руки.
Не случайно, услышав этот звук, Фирс утверждает, что "перед несчастьем" (то есть перед отменой крепостного права) тоже слышались такие странные звуки.
Отношение героев к вишневому саду – цитаты
Отношение к вишневому саду персонажей пьесы четко передано в приведенных цитатах:
Следующая цитата
Во втором действии сменяются декорации, сцена происходит в поле около усадьбы Раневской.
Если в первом действии фигурировала детская - символ хоть и прошлого, но прошлого живого и радужного, то сейчас место действия своими деталями символизирует не просто прошлое, а именно все отжившее: старая заброшенная часовня, старые камни, "когда-то бывшие, по-видимому, могильными плитами", "старая скамья".
И это не случайно: все второе действие отличается уже более горькими, проблемными и конфликтными интонациями .
Читайте также: