Отношение чацкого к крепостному праву цитаты

Обновлено: 06.11.2024

"Век нынешний" и "век минувший" по следующим характеристикам: 1.Отношение к богатству, к чинам 2.Отношение к службе 3.Отношение к иностранному 4.Отношение к образованию 5.Отношение к крепостному праву 6.отношение к московским нравам и времяпрепровождению 7.отношение к кумовству, протекции 8.отношениек свободе суждений 9.отношение к любви 10.идеалы.

Век нынешний:
1. «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты» , «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели… »
2. «Служить бы рад, прислуживаться тошно» , «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту когда-то укрывал, расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях - к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся? ! Теперь уж в это мне ребячество не впасть… »
3. «И где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты. » «Как с ранних пор привыкли верить мы, что нам без немцев нет спасенья. »
4. «Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом по более, ценою подешевле. нам каждого велят признать историком и географом. »
5. «Тот Нестор негодяев знатных, толпою окруженный слуг; усердствуя, они в часы вина и драки и честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг, на них он выменял борзые три собаки. »
6. «Да и кому в Москве не зажимали рты, обеды, ужины и танцы? »
7.«А судьи кто? - За древностию лет к свободной жизни их вражда непримирима… »
8. «Помилуйте, мы с вами не ребята, зачем же мнения чужие только святы? »
9. Искренность чувства
10. Идеал Чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности.
Век минувший:
1. «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених»
2 «А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой»
3. «Дверь отперта для званных и незванных, особенно для иностранных. »
4. «Забрать все книги бы да сжечь» , «Ученье - вот чума, ученость - вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений»
5. Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества.
6. «К Прасковье Фёдоровне в дом во вторник зван я на форели» , «В четверг я зван на погребенье» , «А может в пятницу, а может и в субботу я должен у вдовы, у докторши крестить. »
7. “При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки”
8. Ученье — вот чума, ученость — вот причина. Что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений
9. «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, - тот и жених»
10. Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, «охотники поподличать».

Следующая цитата

Взявшись за изучение текста комедии «Горе от ума», мы найдем всего пару фраз, характеризующих отношение Чацкого к народу и крепостному праву. Однако эти два высказывания настолько четкие и сильные с эмоциональной точки зрения, что несложно сделать вывод о мнении героя (и в его лице – автора) на тему крепостного права и угнетенного русского народа. Чацкий резко обличает крепостное право, его пороки и негативные последствия и ревностно встает на защиту простого люда.

Тот Нестор негодяев знатных,
Толпою окруженный слуг:
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменял борзые три собаки.

Данная цитата является ярким подтверждением негодования героя произведения, когда речь идет о крепостных людях. Употребляя нарицательное имя Нестор в значении руководитель, Чацкий, без сомнения, имеет в виду всю русскую знать, имеющую простых людей в жестокой обузе. И люди эти, не имеющие выбора и преданные хозяину, защищают его, хотя могли бы вести себя совсем по-другому. И что же в благодарность? Хозяин меняет их – живых людей! – на собак! Возмущению и ненависти героя нет предела.

Стоит отметить, что Чацкий по сюжету возвращается в Москву из трехлетнего пребывания за границей. Из этого можно сделать вывод, что он видел различные общества и государственные устройства, уж точно свободные от крепостного права, и уяснил для себя весь ужас этой открытой формы рабства XIX века. А вот и другая цитата из текста, следующая прямо за предыдущей:


Или вон тот еще, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?
Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы поодиночке.

В приведенной цитате мы видим весьма частый пример использования крепостных для самых разных затей их хозяев – в угоду ли собственному «вкусу», либо на потеху или удивление соседей и друзей. Чацкий говорит о некоем знатном господине (безусловно, образ собирательный), который устроил ни много ни мало балет с участием крепостного народа – отвратительный пример использования живых людей как животных, как кукол. Но даже не в этом вся беда – как только настал час расплачиваться с кредиторами, помещик продал всех крепостных в счет долгов.

Ни в одной из цитат, характеризующих отношение Чацкого к народу и крепостному праву, не содержится ни прямых выпадов в сторону последнего, ни открыто поддерживающих слов по поводу простолюдин. Но даже так приведенные цитаты не вызывают никаких сомнений насчет взглядов героя и его отношения к крепостному праву и народу. Первое – суровое, обличающее негодование, второе – жалость и сочувствие, признание несправедливости, царящей в отношении к людям.

Следующая цитата

Отношение Чацкого к крепостному праву в комедии "Горе от ума"

"От Грибоедова мы не имеем ни одного прямого заявления о том, что он был сторонником освобождения крестьян. <. >

Мотив крепостного права занимает в "Горе от ума" небольшое место, он эпизодичен, он не является не только основным, но и равноправным наряду с любовной интригой и картиной нравов. . скромный удельный вес этого элемента пьесы соответствует и личным отношениям автора. <. >

Реплики Чацкого о крепостном праве немногочисленны, эпизодичны в строе пьесы и не совсем ясны. Сам Грибоедова теоретически никогда не высказывался за отмену крепостного права. <. > Вернее считать, что Грибоедов, как и многие либералы . и многие декабристы, был умерен в вопросе об освобождении крестьян и не свободен от дворянского своекорыстия."
(Пиксанов Н. К., статья "Социология "Горя от ума"", книга "Грибоедов: Исследования и характеристики", 1934 г.)

". как же понять речи Чацкого о крепостном праве. в традиционном понимании "Горя от ума" этим речам придается важное, определяющее идеологическое значение. <. >

Однако изучение рукописей "Горя от ума" удостоверяет, что даже в самой ранней редакции. мы не находим более резких выступлений против крепостного права. <. >

При тщательном пересмотре текста неожиданно оказывается, что о крепостном праве в комедии говорится, в сущности, немного. <. >

Прямо . к крепостному праву относятся две филиппики* Чацкого в монологе "А судьи кто. ": 1) против "Нестора негодяев знатных", который "выменял борзые три собаки" на "толпу слуг". 2) против барина-театрала, который для затей // На крепостной балет согнал на многих фурах // От матерей, отцов отторженных детей.
[*филиппика - гневное обличительное выступление против кого-то]

Других протестов против крепостного права в "Горе от ума" нет.

Да и эти две знаменитые реплики поставлены Грибоедовым в особый, своеобразный контекст. . протесты против злоупотреблений крепостного права в речах Чацкого связываются Грибоедовым с протестами против особой дворянской группы - придворной знати.

Кого обличает Чацкий в этих злоупотреблениях? - "Нестора негодяев знатных". и другого магната, настолько богатого, что он "заставил всю Москву дивиться" роскоши своего крепостного балета. Этим суживается социальный охват речей Чацкого. <. >

Из того, что Чацкий негодует на злоупотребления крепостным правом, еще не следует что он. отрицает начисто этот социально-государственный институт."
(Источник: Пиксанов Н. К., статья "Грибоедов и крепостные рабы", книга "Грибоедов: Исследования и характеристики", 1934 г.)




Это был анализ отношения Чацкого к крепостному праву в комедии "Горе от ума" Грибоедова, роль высказываний о крепостном праве в "Горе от ума".
Смотрите: Все материалы по пьесе "Горе от ума"

Следующая цитата

Какого отношение Чацкого к крепостному праву и высшему обществу? Устраивает ли его заведенный порядок вещей или он жаждет перемен?

В комедии Александра Грибоедова под названием «Горе от ума» прослеживается противостояние двух ярких персонажей, которые проповедуют различные взгляды на жизнь.

Если Фамусов говорит о том, что жизнь высшего сословия его устраивает и ничего менять не нужно, то Андрей Чацкий внутренне готов к переменам и жаждет их «всей душой».

Отношение Чацкого к чинам, богатству, карьере

У Фамусова есть мнение, что богатство и положение в обществе – это главная цель человека. К ней-то он и должен стремиться. Если человек не занимает определенного положения, не обладает богатством, то недостоин его внимания и общения.

Чацкий же, напротив, не считает богатство необходимым атрибутом жизни. Современный человек готов «строить» карьеру, но не готов жертвовать личными приоритетами. В пример можно привести цитату: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Чацкий, в отличие от Фамусова, призирает чины, но при этом готов к службе, он рад: «служить делу, а не лицам». Однако, по мнению героя – это невозможно, поскольку он не приемлет карьеризма.

«Знатных и сильных» мира сего свободолюбивый герой комедии не ценит, считая таких людей – бесполезными.

5 Комментарии

Александр Старостин написал(а)…

То, что Чацкий говорил о крепостничестве, не имеет никакого значения, так как он не выразил своей претензии ни к Нестору, ни к любителю балета. Вполне возможно, что Нестора Чацкий упрекал в том, что тот продешевил с обменом, а любителя балета в том, что "Амуры и Зефиры" распроданы поодиночке, а не оптом.

Важно, как сам Чацкий обращался с крепостными. Количество его крепостных уменьшилось ровно на 100 человек, что наводит на определенные мысли, так как имением он управлял "оплошно".
Чацкий "знобил" своих крепостных людей без всякой необходимости, все тяготы пути достались не ему, а тем, кто его сопровождал в его бессмысленном путешествии и обеспечивал ему эту бессмысленную гонку.
Чацкий вытолкал за порог на мороз швейцара Фильку, который обязательно будет наказан Фамусовым за недосмотр.
Чацкий бросил своего кучера на морозе, после долгой и бессмысленной гонки.
Что тут туманного? Грибоедов очень ясно обрисовал отношение Чацкого к крепостному праву.

Админ написал(а)…

Александр, вынуждены не согласиться с вами.

Мнение Чацкого о крепостном праве и крепостных важно и нужно слушать и прислушиваться. Можно видеть в его словах расхождения с делом, но пренебрегать его искренними высказываниями нельзя. Он не замечен во вранье.

Откуда у вас статистические данные о том, что число крестьян уменьшилось на 100? Такие предположения нельзя назвать серьезными. Почему? Вот пример. В "Мертвых душах" у Плюшкина было около 1000 крепостных. Известно, что Плюшкин ужасно обращался с крепостными, поэтому те сбегали от него или просто умирали от голода или холода. Из 1000 крепостных у Плюшкина 200 человек числились мертвыми или беглыми. По вашей версии, у Чацкого, видимо, было 400 крестьян, а стало 300. И 100 крестьян якобы куда-то делись. Но ведь это четвертая часть всей деревни, 25% населения! Это что-то космическое. Чтобы случились такие потери, должна была произойти эпидемия или страшный пожар, но об этом ничего не говорится. Ведь Чацкий не Плюшкин, его не считают тираном и садистом. Вряд ли крестьяне бежали от него в таком количестве.
Так что ваше предположение кажется неубедительным.

Не совсем понятно, с чего вы решили, что Чацкий "знобил" своих крепостных людей без всякой необходимости во время путешествия? Откуда вы берете такие выводы?

Откуда вы взяли, что "Чацкий вытолкал за порог на мороз швейцара Фильку"? Такого эпизода нет в пьесе. Это ваша выдумка? Филька упоминается ровно 2 раза, и ни разу там не говорится о морозе и улице. Извините, но так нельзя "аргументировать" свое мнение.

Приведите цитату о том, что якобы "Чацкий бросил своего кучера на морозе". Такого эпизода тоже нет в пьесе. Вы его в черновиках нашли где-то? Или это ваши догадки? Пожалуйста, аргументируйте свое мнение цитатами, если хотите, чтобы к ваш прислушались.

Александр Старостин написал(а)…

Уважаемый Администратор!
По данным Фамусова у Чацкого 400 душ, а по данным Хлестовой - 300. Фамусов, по крайней мере последние три года, не занимается делами имения Чацкого, а Хлестова интересуется состоянием возможного жениха племянницы (вероятно, внучатой) и её сведения точнее. Принципиальный спор между этими ближайшими родными Софьи приводится Грибоедовым не просто так.

С Филькой я ошибся, Чацкий вытолкал на мороз своего лакея, который долго разыскивал кучера Чацкого, что сути дела не меняет и не красит Чацкого.
"Лакей его (с крыльца)
Каре.
Чацкий
Сс!
(Выталкивает его вон)". Если бы Чацкий как-то пристроил своего кучера,

Фильке достанется за другое - Чацкий запретил ему выходить из швейцарской для исполнения служебных обязанностей, дабы он не мешал ему заниматься самым благородным занятием для дворянина, то есть подглядывать и подслушивать.

"Мне кажется, так напоследок
Людей и лошадей знобя,
Я только тешил сам себя." - комментарий требуется? Может в его приезде какая-то срочность была нужна? Мог бы и за две недели выехать.

Странно, что Вы Ваши. выводы из "Горя от ума" Грибоедова делаете на основании "Мертвых душ" Гоголя, впрочем, там есть одно место, имеющее отношение к тому, как мы в основном читаем книги вообще и классику в частности.
С наилучшими пожеланиями. Алесандр Старостин.

Отношение Чацкого к образованию и просвещению

Герой считает образование обязательным условием процветания в современном обществе. Образование необходимо молодым людям, желающим достичь чего-то в жизни.

Это мнение противоречит убеждениям Фамусова, который говорит о том, что образование не принесет пользы. Его позицию подтверждают следующие цитаты: «ученье - вот чума, ученость - вот причина. ».

Чацкий говорит о том, что просвещение необходимо, ведь оно поможет решить многие проблемы современности. Считает, что стоит учиться не только у немцев, но и у китайцев.

Отношение Чацкого к крепостному праву и народу

Примечательно, что автор произведения никогда не высказывался за или против отмены крепостного права. Свою неоднозначную позицию он «передал» и главному персонажу комедии.

Андрей Чацкий имеет современные суждения, открыто говорит о существующих проблемах, легко вступает в споры.

При этом в произведении герой практически не затрагивает эту тему. Относиться к крепостному праву каким-либо образом не позволяет сложившаяся на тот момент обстановка в стране, которая была крайне острой.

Тема затрагивается косвенным образом в одном монологе, прослеживается в нескольких высказываниях персонажа. На основе этих нескольких цитат и изучения финального монолога героя, можно сказать, что он осуждает крепостное право. Называет его рабским.

Скорее герой высмеивает помещика, который: «выменял борзые три собаки на толпу слуг». К народу же Чацкий благоволит, говоря о том, что люди в России добрые и даже бодрые.

Любовь к простому народу, неприязнь знати и неготовность «прислуживаться» отличает Чацкого от Фамусова и членов его общества.

Заключение

Общество негодяев, примеры ужасов, в виде обмена крестьян на борзых собак – дает право читателю судить о том, что Чацкий, как персонаж к крепостничеству относится негативно. Но как таковой линии отрицания в произведении не прослеживается.

Нынешний образ жизни, уклад общества, отношение к чинам, богатству, положению в обществе – не устраивает главного героя. Но, увы, он не может «вразумить» дочь Фамусова, Лизу, своими речами, по этой причине и уезжает.

Таким образом автор показывает, что разумные речи одного человека не способны повлиять на толпу глупцов, какими бы красноречивыми они не были. Этот уход выглядит, как бегство, таковым и является.

Своеобразная олигархия: разумный человек бежит не от проблемы, а старается избежать участи стать глупцом, которая его непременно ждет, если он останется.


Читайте также: