Отношение базарова к религии цитаты
Обновлено: 06.11.2024
"Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат."
". мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке. "
"От копеечной свечи, вы знаете, Москва сгорела. "
"Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним развернуться может, а он еще сам придумывает себе всякие неприятности, портит свою жизнь."
"Принципов нет. есть ощущения. От них все зависит."
"Мы действуем в силу того, чт́о мы признаём полезным."
Павел Петрович Кирсанов
"Личность, милостивый государь, — вот главное; человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней всё строится."
"Он [русский народ] свято чтит предания, он — патриархальный, он не может жить без веры."
"Мне пришла мысль в голову; отчего её не высказать?"
"Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, – а в аристократе эти чувства развиты, – нет никакого прочного основания. общественному зданию. "
"Станем исполнять наш долг; и посмотри, мы еще и счастье получим в придачу."
Цитаты Базарова о природе
"Решился все косить — валяй и себя по ногам!"
"Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник."
"Летучие рыбы некоторое время могут подержаться в воздухе, но вскоре должны шлепнуться в воду."
Научные взгляды
Цитаты о конфликте поколений
"Мы друг друга понять не можем; я, по крайней мере, не имею чести вас понимать." - Кирсанов П. П.
"Мы, люди старого века, полагаем, что без принсипов. шагу ступить, дохнуть нельзя." - Кирсанов П. П.
"Молодые люди обрадовались. И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты." - Кирсанов П. П.
"И такая надутая эта нынешняя молодежь! Спросишь иного: какого вина вы хотите, красного или белого? «Я имею привычку предпочитать красное!» — отвечает он басом и с таким важным лицом, как будто вся вселенная глядит на него в это мгновенье. " - Кирсанов П. П.
"Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить." - Кирсанов Н. П.
"Странное существо человек. Как посмотришь этак сбоку да издали на глухую жизнь, какую ведут здесь «отцы», кажется: чего лучше?" - Е. Базаров
Следующая цитата
Воспитание П. Кирсанова.
Черты характера П. Кисанова.
Отношение к Богу, к религии П. Кирсанова и Базарова.
Лучший ответ
На протяжении всего романа внимание читателей сосредоточено на отношениях дворян-помещиков Николая и Павла Кирсановых и приехавшего к ним на каникулы сына бедного лекаря, будущего врача Евгения Базарова. Различие социального положения Павла Петровичи Кирсанова и Евгения Базарова накладывает свой отпечаток не только на внешний вид героев, но и на манеру их поведения, речь.
Очевидно их резкое отличие во внешнем облике, одежде, прическах, манере поведения. Ухоженный и благоухающий Павел Петрович, добрый и романтический Николай Петрович — они несовместимы с равнодушным к своей внешности, грубоватым и бесцеремонным демократом Базаровым.
Павел Петрович Кирсанов — дворянин, он аристократ, бывший "св*етский лев", который в молодости сделал блестящую карьеру офицера, но впоследствии погубил свою жизнь из-за несчастной любви к легкомысленной княгине Р. В образе этого героя Тургенев воплотил лучшие черты русского дворянства: порядочность, честность, высокую культуру. Много внимания уделяет Кирсанов-старший своему внешнему виду: даже в деревне он одет по последней моде.
Появившаяся антипатия еще больше усиливается под влиянием горячих непримиримых споров, затрагивающих основные проблемы бытия. В споре вскрывается их отношение к общественному строю, религии, к народу, говорится о путях переустройства мира, о роли искусства. Павел Петрович вынужден признать, что в обществе не все в порядке. По мнению Павла Петровича, аристократия является движущей силой общества, лишь ей под силу изменить жизнь России путем реформ. Ставя традиции превыше всего, он утверждает: "Мы люди старого века, мы полагаем, что без принсипов.. . шагу ступить, дохнуть нельзя". Но Базаров считает, что мелкое обличительство ничего не дает, если прогнили его основы. "Исправьте общество" — только в этом он видит пользу. Узнав от племянника, что они с Базаровым нигилисты, не уважающие ничьи интересы, авторитеты и все отрицающие, Павел Петрович с негодованием воскликнул: "Нам дорога цивилизация. Нам дороги ее плоды. " В этих словах и заключен главный предмет спора между "отцами" и "детьми". Но, в отличие от сидящих "сложа руки" аристократов, нигилисты не склонны заниматься пустыми разговорами. Потому так дрогнул Павел Петрович, что поверил в их намерение "действовать, ломать". Но Тургенев объективно показывает и слабую сторону нигилизма: человек, не имеющий положительной программы, весьма уязвим в своей позиции не только в споре, но и в жизни. Необходимо определенно сказать, что будет построено на развалинах старого мира. В споре о русском народе правда, безусловно, на стороне Евгения Базарова. Павел Петрович умиляется отсталостью, патриархальностью. Павел Петрович любит народ, "всегда вступается за крестьян", прославляет крестьянскую семью, религиозность, патриархальность, однако он чужд народу, не умеет общаться с мужиками, которые его не понимают, сторонятся, чувствуют в нем "барина" (и они правы) .
Базаров же, понимает, что "грубейшее суеверие душит страну", и не желает мириться с этими недостатками. Его любовь к народу — любовь истинного шестидесятника, без сентиментальности и идеализации мужика. згляды Кирсановых неодинаковы: Павел Петрович равнодушен к искусству, Николай Петрович любит и знает литературу и музыку. Базаров полагает, что читать Пушкина "никуда не годится", "пора бросать эту ерунду", что играть на виолончели мужчине "смешно", что порядочный химик в двенадцать раз полезнее всякого поэта. И все же, смеясь над убеждениями Павла Петровича, Базаров, на мой взгляд, мало что им противопоставляет. Он действует как разрушитель, готовя площадку для нового, но кто это новое будет строить, он не знает.
А Кирсанов, ненавидя весь стиль поведения Базарова, его развязность, неуважение к авторитетам, все же понимает, что время "отцов" уже проходит, а на смену ему идет нечто новое, прогрессивное.
DroopGirlМастер (1317) 10 лет назад
Я тоже могу такой текст в гугл найти. Очень оригинально с Вашей стороны! Не можете конкретно ответить на 3 вопроса, не нужно вообще сюда писать. Вам лишь бы 10 балов заработать за лучший ответ.
Николай Петрович Кирсанов
"Либо я глуп, либо это все – вздор. Должно быть, я глуп."
". как только ему минул восемнадцатый год, и поместил его в университет. "
". В 1835 году Николай Петрович вышел из университета кандидатом. "
". Николай Петрович побаивался молодого «нигилиста». "
. И он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе. "
Следующая цитата
На первый план нигилист Базаров выдвигает отрицание,
которое в данный момент для него важнее всего.
Всё отрицает Базаров, не находит в гражданском,
общественном, семейном устройстве ни одного положения,
которое он бы полностью не отрицал.
Он отрицает государственный строй,
общественные учреждения, семейные отношения,
Бога,
пользу аристократизма и аристократии, искусство,
художество, красоту природы и т. д.
"Самое беспощадное отрицание всего, - говорит Базаров
об очерёдности задач.
– Сначала всё сломать, расчистить место".
По Базарову, всё, что мешает разумной организации жизни
надо ломать.
Он осуждает всех тех, кто склонен к религии и стремительно
проводит опыты над лягушками.
отношение Базарова к религии в цитатах
Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться,
как ты говоришь, загадочному взгляду?
Это всё романтизм, чепуха, гниль, художество.
Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья
пророк в колеснице по небу разъезжает.
Что ж? Мне согласиться с ним?
Аркадий Кирсанов
"Надо бы так устроить жизнь, чтобы каждый день был значительным."
"Кленовый лист, когда падает на землю, похож на бабочку, и это странно — потому что самое сухое и мёртвое схоже с самым весёлым и живым."
"В чувстве человека, который знает и говорит, что он беден, должно быть что-то особенное, какое-то своего рода тщеславие."
Следующая цитата
Разные взгляды Базарова и Кирсанова исходят из их социального положения.
Павел Петрович Кирсанов – яркий представитель аристократического общества. Он потомственный дворянин.
Евгений Базаров – разночинец. Его мать была дворянского происхождения, а отец был обычным лекарем. Это позволяет говорить о промежуточном положении Базарова: он не считает себя дворянином, но и к числу простых мужиков он себя не относит.
В связи с этой разницей в происхождении у Базарова и Кирсанова разные общественно-политические взгляды.
Базаров | Кирсанов |
Отношение к дворянству, аристократии и принципам | «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… – подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны»; |
«Мы действуем в силу того, что признаём полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем… Всё…»
«Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, – а в аристократе эти чувства развиты, – нет никакого прочного основания общественному зданию»
Мне соглашаться с ним?»;
«Мой дед землю пахал, – с надменною гордостию отвечал Базаров. – Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас – в вас или во мне – он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете» (Кирсанову)
«А вы говорите с ним и презираете его в то же время» (Базарову)
Философские взгляды
Основные споры между Кирсановым Павлом Петровичем и Базаровым происходят из-за разного отношения к нигилизму.
«И эта зараза уже далеко распространилась»
Пожалуйста, напишите афоризмы Базарова!
Напишите пожалуйста афоризмы базарова!
- природа не храм, а мастерская и человек в ней работник.
- 1.»Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр» 2.»Материализм, который вы проповедуете, был уже не раз в ходу и всегда оказывался несостоятельным». 3.»Свободно мыслят между женщин только уроды»,4.»Природа не храм, а мастерская5.»Люди что деревья в лесу»… 6.»Лес рубят — щепки летят» 7.»Всякий человек — загадка».
8.»Теперь темнота» - Природа не храм, а мастерскаяЧеловек это звучит гордо.порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэтаМы с тобой те же лягушки, объясняет Базаров дворовым мальчишкам физиологию человека Люди что деревья в лесу.Лес рубят щепки летят. Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мной, тогда я изменю свое мнение о самом себеЭтакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр так оценивает Базаров прекрасный экземпляр той же лягушки Одинцову.
Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет - АФОРИЗМЫ В РОМАНЕ ОТЦЫ И ДЕТИ.Половина стихов Горя от ума вошла в пословицы, как и предсказывал А. С. Пушкин. О баснях Крылова нечего и говорить. Но в русской литературе существует еще один источник афоризмов — роман И. С. Тургенева Отцы и дети. Может быть, это не такой богатый источник, как стихи Грибоедова и Крылова, может быть, афористичность высказываний Базарова и других героев романа не так широко вошла в наш речевой обиход, но и жанр философского романа Тургенева — это не жанр комедии или басни. И все же.. .Природа не храм, а мастерская. Весь строй романа отрицает эту базаровскую философию. Сам Базаров к концу романа приходит к осознанию своей ошибки. Но фраза осталась, а вторая половина ее (человек в ней работник) не раз выдавалась за синоним горь-ковского Человек — это звучит гордо.Хорошо, конечно, что другое высказывание Базарова, всем известные слова о порядочном химике, не стало руководством к действию для современных деятелей прогресса. Впрочем.. . Забытая ныне дискуссия о физиках и лириках в пору научно-технической революции лет двадцать — тридцать назад проходила под этим знаком.Удивительно точно и емко сформулировал Тургенев устами своего героя credo физиологов (Павлова и др.) . Мы с тобой те же лягушки, — объяснял Базаров дворовым мальчишкам физиологию человека. Зловещий смысл этой фразы, вложенный в нее Тургеневым, раскрылся в начале XX века, когда Роковые яйца и Собачье сердце Булгакова показали весь ужас такого подхода к природе и человеку.Афоризмы Базарова о воспитании человека, о психологии и сложной душевной жизни, которую он в начале своего поприща склонен был отрицать, тоже несут в себе пугающе-пророческий смысл, неясный, конечно, для героя, но предчувствуемый автором. Люди что деревья в лесу… Отсюда один шаг до знаменитого:Лес рубят — щепки летят. Ни один ботаник, — как говорил Базаров, — не станет заниматься каждою отдельной березой. Конечно, если между древесиной и человеком не усматривается принципиальной разницы (а древесина — это ведь даже не лягушка!) , всегда найдется ботаник, который пустит на щепки русский лес. И пустили.Так вот, если первобытный человек видел в дереве дриаду, в ручье — наяду, то есть душу, то от физиолога Базарова, не желающего видеть душу в самом человеке, один шаг до какого-нибудь ки-борга. И вполне в духе этой логики отношение Базарова к любви. У лягушек разве есть любовь? А мы с тобой те же лягушки. Значит, нет таинственных отношений между мужчиной и женщиной. Mbi, физиологи, знаем, какие это отношения. А женщины.. . Свободно мыслят между женщин только уроды, — считает Базаров. В тоталитарном государстве замечательный герой Тургенева сделал бы карьеру Благодетеля из романа Замятина. Личность отменяется, поэтому все — Мы. Любовь отменяется, всем выдаются билеты на физиологические отношения. Свобода мысли тоже ни к чему. Свободно не мыслят уже ни женщины, ни мужчины. Впрочем, для себя Базаров оставляет некоторую недосягаемую для других высоту. Известно его высказывание: Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мной, тогда я изменю свое мнение о самом себе. Значит, мы с тобой лягушки, твари дрожащие, а Базаров-то, оказывается, право имеет, говоря словами другого сверхчеловека, который уже не лягушек распластал, а человека убил. И для Раскольникова человек тоже был лягушкой, вошью. Впрочем, некоторые интересные в анатомическом отношении экземпляры таким сверхчеловекам даже очень нравятся.
Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр — так оценивает Базаров прекрасный экземпляр той же лягушки. Когда-то мы писали сочинение на тему: Почему Одинцова не ответила на любовь Базарова? А вы бы ответили на любовь индивидуума, сладострастно прикидывающего, как лучше пустить вас под скальпель? Как и следовало ожидать, природа сумела отомстить за себя, лягушка оказалась не тварью дрожащей, а царевной-лягушкой, тайну которой Базаров не постиг, спасовав перед непости
Нравственные ценности
Базаров | Кирсанов |
Отношение к любви | «Любовь – белиберда, непростительная дурь»; |
«И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду?
Это все романтизм, чепуха, гниль, художество»;
«Этакое богатое тело, хоть сейчас в анатомический театр»
«Рафаэль гроша медного не стоит»
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Таблица «Спор Базарова и Павла Петровича»», рассмотрит политические, философские и нравственные взгляды представителей «отцов и детей» из романа И. С. Тургенева.
Уроки 53-54. Базаров — нигилист
Цели уроков:
познакомиться с толкованием понятия «нигилизм»; сравнить понятие «нигилизм» и взгляды Базарова.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Учащиеся зачитывают все варианты определений понятия «нигилизм». При необходимости учитель дополняет ответы:
— (от лат, nihil — «ничто») отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. (Большой энциклопедический словарь)
— «безобразное и безнравственное учение, отвергающее все, чего нельзя ощупать (Толковый словарь В. Даля)
— «голое отрицание всего, логически не оправданный скептицизм (Толковый словарь русского языка)
— «философия скептицизма, которая возникла в России в ХIХ веке в начале правления Александра II. Ранее этот термин применялся к некоторым ересям в Средние Века. В русской литературе термин нигилизм
был впервые использован, пожалуй, Н. Надеждиным в статье в «Вестнике Европы»… Надеждин… приравнивал нигилизм к скептицизму. (
М. Катков
)
2. Проверка заполнения таблицы. Четыре ученика у доски заполняют таблицу (по одному пункту таблицы каждый). Учащиеся сверяют свои таблицы с таблицей, заполненной на доске. Дополняют отвечающих или свои записи.
3. Вывод и ответ на вопрос:
— Прав ли был автор, причисляя Базарова к нигилистам? Идентичны ли его убеждения с нигилистическими?
(Убеждения Базарова вполне подходят под определение нигилистических. Отрицание всего и всех: моральных устоев, искусства, чувств. Базаров объяснял все жизненные явления с точки зрения науки, материализма. Все это было собрано и описано Тургеневым в образе Базарова.)
II. Работа по тексту романа
Для того чтобы лучше понять суть образа мыслей Базарова нигилиста, обратимся к трем диалогическим сценам романа, которые раскрывают основные постулаты нигилистической картины мира.
— Когда мы впервые слышим слово «нигилист» и кто при этом присутствует?
(В первой сцене, происходящей за утренним чаем, принимают участие братья Кирсановы и Аркадий. Именно здесь впервые прозвучало слово «нигилист», не на шутку встревожившее старшее поколение, обозначавшее критическое отношение ко всем существующим «авторитетам» и «принципам» («нигилист — это человек, которые не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип».)
— С какой целью было произнесено это слово и, какова была реакция на него?
(Аркадия, невольного возмутителя спокойствия, больше занимает не смысл того, чем он говорит, а собственно бунтарский характер произносимых им слов и их ошеломляющее воздействие на отца и дядю. Они же переживают подобное состояние именно от осознания всего услышанного. Для Павла Петровича нигилист — это, прежде всего, тот, кто «не склоняется» ни перед каким опытом. Однако люди, отказывающиеся от прошлого, по его мнению, обречены «существовать в пустоте, в безвоздушном пространстве». Таким драматическим выводом Павел Петрович завершает свой разговор с молодым реформатором.)
Вторая сцена, уже с Базаровым, значительно углубляет представление о нигилистическом сознании. За столом появляется сам нигилист, что обуславливает новый виток в развитии предшествующего разговора.
— Как изменяется разговор с появлением Базарова?
(Говоря о непризнании авторитетов, Базаров корректирует недавнее высказывание Аркадия о нигилисте смягчает его, допуская для себя признание того, что сочтет «делом». Но даже при таком раскладе он остается верен своим убеждениям. Если что-то Базаров и склонен принять, то только лишь пропущенным через собственное «я»: «мне скажут дело, я соглашусь…», — т. е. во главу угла ставится исключительно личный опыт, а не то, что выверено временем, является авторитетным и общепринятым.)
Комментарий учителя.
Две недели спустя в прямой «схватке» с Павлом Петровичем Базаров открыто заявит своему оппоненту можно обойтись и без «логики истории», иначе, без знания объективных закономерностей общественного развития без включенности в общий процесс исторического времени, с тем, чтобы обрести свое место в поступательном движении истории.
Однако всеобщее отрицание тургеневского героя не было стихийным и тем более бесцельным. Оно имело конкретное историческое обоснование, обусловленное противостоянием «новых» людей дворянскому аристократизму. Связывая единственно с ним тяготы русской жизни (не случайно тургеневский роман открывается картинами предреформенной деревни), демократический герой, естественно, не желает иметь ничего общего с наследием «отцов».
— С чем связано обращение автора к картине предреформенной деревни?
(Обращение писателя к картине дает читателю возможность осознать демократические истоки базаровского отрицания, то, что Базаров воплощает единую сущность наиболее радикальных устремлений в русском обществе накануне крестьянской реформы. Катастрофическая картина народной жизни и фигура Базарова на ее фоне воспринимаются как нечто нерасторжимое, взаимообусловленное.)
— Что особенно привлекло ваше внимание в картине деревни, открывшейся Аркадию?
(Пронзительно страшное запустение во всем: «Церкви… с отвалившеюся кое-где штукатуркой… с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами»; «как нищие в лохмотьях… придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы»; «мужички… все обтерханные, на плохих клячонках»… в церквах, природе, людях, животных, кладбищах… Какая-то всеохватная «обтерханность»! А еще все вокруг необыкновенно уменьшенное, ничтожное, недужное. Причем «ничтожество» и «недуг» выступают в описании крестьянской жизни тесно связанными: «крошечные пруды с худыми плотинами», «деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами», «покривившиеся молотильные сарайчики». На фоне болезненно измельченного деревенского мира единственное, что впечатляет своими размерами, это «зевающие воротища» молотильных сарайчиков «возле опустелых гумен».)
— Какова роль третьей сцены?
(В третьей сцене «схватки» — героев особенно резко обозначились конфликтообразующие стороны, представленные двум диаметрально противоположными общественными сознаниями — демократическим и либеральным: «лекарь» против «аристократишки» и наоборот. Базарова глубоко раздражают рассуждения Павла Петровича об исторической роли английской аристократии, о чувстве собственного достоинства, долге, уважении к личности.)
III. Слово учителя
Базаров — умный и глубокий человек. Его нигилистическое сознание во многом проистекает из присущего ему всеохватного знания русской жизни, в которой есть все: «пошлость», «доктринерство», «недостаток в честных людях», бесконечные толки о парламентаризме… но где нет главного — «дела». Отрицая все реально существующие формы социального устройства, экономической жизни, культуры, быта Базаров ничего не может предложить взамен, кроме неистового желания разрушить по его твердому убеждению, старое, отжившее. В этом смысле положение героя глубоко драматично, так как отсутствует опора в прошлом и видение перспективы будущего.
IV. Аналитическая беседа
Как мы уже обсуждали на предыдущих уроках, огромное влияние на Базарова оказала А. С. Одинцова, любовь к ней.
— Каким образом отразилось это влияние на Базарове нигилисте?
(Теперь герой воспринимает мир не как естествоиспытатель, а внутренним зрением, «глазами души». В таком состоянии он перестает быть зависимым от власти идей, становится, благодаря собственной духовной мощи, для них неуязвимым. Базаров убеждается, что помимо выбранной им цели —отрицания старого жизнеустройства — и движения к ней, в жизни человека есть ценности более важные и необходимые для сохранения и развития самой человеческой жизни. Одна из них — способность видеть мир единичным, неповторимым и принимать этот мир в его же самозначимости. Это открытие стало для Базарова основанием глубокого духовного кризиса, представившего его уже не героем цели, а рефлектирующим героем.)
— Можете ли вы привести примеры проявления «обновленного» Базарова?
(Базаров рассказывает Аркадию о «той осине» из детства, воспоминания о которой живы и дороги ему. Ему хочется, чтобы его воспринимали не как «государство какое или общество», т. е. что-то обезличенное, но в отдельности, выделенности из общего. Больше того, прежде воспринимавший человека как слаженный биологический организм, он неожиданно соглашается с мыслью о том, что всякий человек — загадка».)
— В чем выражается духовный кризис Базарова?
(Остро сознающий личное«я», Базаров болезненно переживает конечность своего существования на фоне вечного бытия природы. Прежде такая знакомая и полезная («Природа — не храм, а мастерская, и человек в ней работник»), она начинает вызывать у Базарова глухое раздражение и горькие раздумья о собственной ничтожности и оставленности в огромном мироздании («Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет…»), о своей временности и случайности в общем потоке времени, где, по словам героя, «меня не было и не будет». Он не может смириться с мыслью о том, что человек перед вечностью это всего лишь «атом», «математическая точка». И потому говорит о жизни как о «безобразии». В таком состоянии трудно думать о каких-то Филиппе или Сидоре, которые придут после тебя, ушедшего навсегда, тем более посвятить им свою «мгновенную» жизнь.)
— Как вы думаете, как связаны эти умозаключения героя с чувствами самого автора?
(Неизбывная тоска Базарова от осознания краткости человеческого бытия напрямую связана с мироощущением самого Тургенева, «трагической установкой духа» писателя.)
— Какой выход для человека предлагает Тургенев?
(Один выход Тургенев описал в «Записках охотника» — раствориться в природе, войти в стихийное течение жизни. Но Тургенев не мог привести своего героя к «жизни безличной»: у автора «Отцов и детей» была другая установка.
По мысли писателя, чтобы пережить драматическое осознание своего бренного удела на фоне вечной жизни природы, человек должен, несмотря ни на что, продолжать оставаться личностью, сохранить в себе «огромное напряжение личного начала», быть похожим на птицу, неудержимо летящую вперед. Но не на ту, с какой сравнивает Базаров Аркадия, стремящегося к «гнезду», к обыкновенному человеческому существованию, покою, уюту.)
V. Итог урока
Базаров — бесприютный скиталец, устремленный к недостижимой цели. И разве не является романтическим этот высокий порыв к недостижимому? Базаров, отрицающий внешний романтизм, по своей духовной сути романтическая личность.
Путь к цели Базарова — «горькая, терпкая, бобылья жизнь» — это сознательный, личный выбор героя, выводящий его из числа обыкновенных людей, делающий его избранным. Так признать конечность своего бытия, как делает это тургеневский Базаров, дано не каждому, но только необыкновенно сильной личности, в которой торжествует дух, личности, внутренне свободной. Но почему же так несчастливо, бездарно заканчивается жизнь самого интересного и неоднозначного героя Тургенева? Об этом мы поговорим на следующем уроке.
Домашнее задание
Подумать над вопросом: почему роман «Отцы и дети» заканчивается смертью главного героя?
Читайте также: