Описание дона в тихом доне цитаты
Обновлено: 07.11.2024
Картины жизни донских казаков в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» помогают понять бурное историческое время начала XX века.
М.А. Шолохов далеко не первый автор, рассказывавший о казачестве. У истоков этой темы стоит памятник литературы XIV–XV вв. «Задонщина». В литературе XIX века эта тема затронута Н.В. Гоголем в «Тарасе Бульбе» и Л.Н. Толстым в «Казаках». Именно Донщина — центр сюжетных линий в шолоховском романе. Хотя казаки селились и на берегах Яика, Днепра, но именно Тихий Дон (как его именовали, батюшка) стал олицетворением казачьего быта: это станицы, хутора и куреня по берегам реки, степи, заросшие ковылём и полынью, курганы, охраняющие старинную казачью славу.
Казаки всегда жили в постоянной опасности, именно поэтому так сильны среди них традиции братства, самодисциплины, подчинения старшему, а также воинское мастерство, ведь учились они сражаться с детства. Русские цари часто привлекали вольных казаков на службу, но те зачастую подчинялись лишь приказам своих начальников, а не государевым. Действовали так, как считали нужным сами, согласуясь с собственными представлениями о правде и совести. К знаменитым личностям можно отнести Ермака Тимофеевича, Емельяна Пугачёва и других. Казаки называли себя воинами Христа, защитниками православных: именно вера помогала стойко переносить все лишения и невзгоды. Отражение этих традиций мы и видим в романе-эпопее.
Итак, главные составляющие духовного мира казачества — это честный труд на земле и воинский долг.
В начале романа описан луговой покос. Что мы видим? Женщины и мужчины одеты в яркую одежду, «будто на годовой праздник». Все улыбаются, незамысловато, но по-доброму шутят. Казаки — труженики, и они радуются от предстоящего общения с природой, землёй, от ждущего их крестьянского труда. Все едины в своём порыве. И Донщина отвечает им взаимностью, не зря Шолохов использует олицетворения («луг вздыхал», «тучки ползли»), показывая это чувство близости, единения. Кстати, такое же настроение мы видим в сцене охоты в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», а радостный крик Наташи Ростовой перекликается с весёлостью Дуняшки: «…на душе вот такой же синий покой и чистота». Не зря потом на войне Григорий Мелехов будет испытывать тоску по этому времени и труду: «Хорошо бы взяться за чапиги и пойти по влажной борозде за плугом».
Но казаки не просто крестьяне. Они, прежде всего, воины. И это видно во многих деталях. Например, Григорий, не решаясь уйти с Аксиньей, вспоминает о том, что ему «на энтот год» надо идти на службу. Мужчины должны были отбывать в лагеря со своим конём, «справой». Вспомним, что такой же военный сбор, куда отправляется Тарас с сыновьями, описан у Гоголя. Пантелей Прокофьевич гордится призом за джигитовку (скачки на лошадях и выполнение трюков), который он получил на смотре самого императора. Свои письма к сыну он подписывает воинским званием — старший урядник. А как он рад за Григория, который первый на хуторе получает георгиевский крест за подвиг (протащил на себе «шесть вёрст раненого подполковника»).
Умеют казаки и веселиться. Одна из ярких картин мирной жизни — свадьба Григория и Натальи. Автор точно передаёт народные традиции, например, поиск кладки, то есть выкупа за невесту: «Кладка должна быть… а ты мне-е-е уважь». Описаны и суеверия. Так, Василису колет веник, спрятанный под кофту: «…по приметам, сваты, укравшие у невесты веник, не получат отказа». Сама свадьба проходит с шутками, песнями, плясками. Петро старается не отходит от оробевшего брата, поддерживает его. Шолохов по-доброму рассказывает о застолье, о красных лицах, «мутных во хмелю, похабных взглядах и улыбках». Эти детали показывают, насколько открытые и простые перед нами люди, искренние и в горе, и в радости.
Не скрывает Шолохов и жестоких нравов донских казаков: «В каждом курене горько-сладкая жизнь». Например, хуторяне толпой с особой жестокостью расправляются с турчанкой (бабкой Григория), Степан Астахов избивает жену, казаки набрасываются тавричан, что приехали на мельницу. Но не эта дикость нравов определяет духовный мир. Скорее, такие сцены — это исключение, следствие разочарования и разрушения личности. Всё же характер донских казаков формируют другие ценности. Это земля и труд, воинский долг и честь, семья и любовь.
Не менее важны в описании жизни донских казаков и картины семейного быта. Во главе семьи стоит мужчина, которого все слушаются беспрекословно. Патриархальные нравы царят во всём. Родители приучают детей к труду на своём примере. Слово отца в семье, что слово атамана для войска, то есть его не обсуждают. Каждый казак с малолетства знает Божью заповедь о том, что родителей нужно почитать. Так, Пантелей Прокофьевич женит Григория на Наталье, довольно резок в своих высказываниях (называет жену «каргой старой», а сына «кобелиной»). При этом он любит домочадцев, заботится о них, обсуждает с ними важные вопросы (например, семейную жизнь Григория и Натальи, отношения Дуняшки и Михаила Кошевого). Открытость и честность вообще характерна для донских казаков. Ещё одна их особенность — любовь к детям, ведь именно они продолжают род. Даже суровые старики смягчаются, когда речь идёт о младших. Так, для Пантелея Прокофьевича Дуняшка — «отцовская слабость», да и во внуках он «души не чает», балует их. Семейные узы для донских казаков нерасторжимы, вечны. Неверность осуждается. Поэтому-то люди и не принимают открытых встреч Григория с Аксиньей: «теперь на них при встречах почему-то стыдились люди смотреть».
Семейные отношения раскрываются уже в самом начале романа: «Пантелей Прокофьевич… зачикилял к дому. Гришку он нашел в горнице. Не говоря ни слова, достал его костылем вдоль спины». В семье важны такие понятия, как достоинство («не страми отца»), хорошие отношения с хуторянами («не пакости соседу»). Один из важных принципов — послушание старшим, причём почтение порой внушается посредством силы. И если поначалу Мелехов-младший даёт отпор отцу, перехватывая костыль, то позднее женится на Наталье (хотя справедливости ради стоит заметить, что она ему нравится). И эта буйная натура раскроется потом и в самом Григории, а Пантелей Прокофьевич перенял вспыльчивость у своего отца, отбывавшего срок на каторге. И всё же понятия семьи, а шире и рода для казаков священны.
Особенно показательно отношение казаков к женщинам — матерям, сёстрам, жёнам, возлюбленным. Лучшие черты воплощены в образе Ильиничны. Это женщина-мать, которая почитает святость домашнего очага, признаёт верность и преданность мужу, имеет безграничное терпение и гордость. Главная её черта — мудрость, всепрощение и человеколюбие. Именно эти качества пытается привить она своим сыновьям: «…ты каких-то матросов порубил… Да ты, Гришенька, опамятуйся!» И сама она имеет большое сердце, полное сострадания. Особенно ярко это проявляется в сценах общения с Кошевым. Мы видим трагедию войны, когда на хуторе Татарском «добрая половина отступивших навсегда осталась в чужих краях». Ильинична же ждёт Григория: она повесила его фуражку на гвоздь, рядом пристроила поддёвку, готовит всегда что-то лишнее на обед. Но приходит Мишка Кошевой. Он давно приметил Дуняшку, поэтому и является в дом Мелеховых. Однако Ильинична не может простить ему смерти сына Петра и свата Мирона Коршунова. Молодой человек не слушает её, ведь девушка отвечает ему взаимностью, поэтому приходит делать разную работу по дому. Однажды у него случается приступ лихорадки, и Ильинична отмечает, что он худой, больной и такой же несчастный, как они все. Непрошеная жалость к «душегубу» просыпается в её сердце. Она прощает его ради счастья дочери, ради продолжения жизни.
Итак, всё существование донского казачества подчиняется вечным законам человеческого бытия. Они живут честно, всей душой привязаны к своей земле, готовы сражаться за свою свободу и независимость. К сожалению, в романе они поставлены перед выбором, за кого воевать — за красных или за белых. Но как сделать выбор, если и те, и другие — это твои близкие, соседи, знакомые? Именно поэтому в смутное время они колеблются и сомневаются. Политические интриги для них не важны, куда существеннее, что пшеница не убрана, женщины вынуждены взвалить на свои плечи бытовые тяготы, мужчины — бессмысленно сражаться. Исторические потрясения в стране приносят перемены в сложившийся уклад: рушатся привычные связи, рождаются новые традиции и нормы. Однако пройдя через испытания, казаки остаются верными себе и своим ценностям. А вечными оказываются честь, верность Отечеству, любовь, семья.
Следующая цитата
Одно из самых интересных произведений в истории русской литературы о жизни донского казачества – роман «Тихий Дон» М.А. Шолохова, по которому наш интернет-журнал предлагает примерное сочинение на тему «Казачество в романе «Тихий Дон» (М А. Шолохов)».
Четырехтомный роман-эпопея «Тихий Дон» М.А. Шолохова сделал молодого автора известным на всю страну и поставил в один ряд с великими классиками мировой литературы, а его роман – с эпопеей Л.Н. Толстого «Война и мир». Интерес «Тихому Дону» с самого момента его появления и до настоящего времени не утихает, о чем говорят те факты, что роман не раз экранизировался, он изучается в школьном и вузовском курсе литературы. Произведение стало визитной карточкой писателя. Роман можно назвать энциклопедией донского казачества. Автор изображает историю этого народа в неспокойное, бурное время с 1912 по 1922 год. Удивительным образом Шолохову удалось отразить своеобразный казачий уклад жизни и быт, а также связать с теми историческими событиями, которые отразились на судьбе казаков. Широкие панорамные картины позволяют читателю составить полное представление о казачестве, его культуре, традициях, духовно-нравственных ценностях.
С самых первых страниц эпопеи автор знакомит нас с историей рода Мелеховых, предков главных героев произведения. Род, семья – священные понятия для каждого казака. Они играют огромную роль в их жизни, так как и отношение к человеку, и оценка его поступков зависит от принадлежности к тому или иному семейству. Мелеховы, или по-уличному Турки, произошли от Прокофия Мелехова, который в последнюю турецкую кампанию привез в хутор жену-турчанку, маленькую женщину, пойдя против традиций казачества, поэтому отец отделил сына и никогда больше не заходил в его курень. Прокофий любил и лелеял свою жену, которая куталась в красивую, пахнущую чем-то далеким и незнакомым шаль, по вечерам он носил ее на руках до Татарского кургана, и они сидели вдвоем до тех пор, пока не «истухала заря». Однако хуторяне не приняли его жену, назвали ведьмой и однажды избили так, что она через несколько часов умерла, родив преждевременно сына, которого Прокофий назвал в честь своего отца Пантелеем. От него и пошли в хуторе Турки. Автор неслучайно начинает повествование с мелеховского куреня и истории их семьи. Он желает подчеркнуть, что семья – это то, что нужно любому человеку, в том числе и казаку, для счастья. Семья – это крепость и опора и в радости, и в горести. Главная роль в семье отводится мужчине, именно он является главой. Исстари ведется среди казаков, что он принимает решения, последнее слово всегда за ним, его слушаются даже взрослые дети, которые живут с родителями. Поэтому автору не кажется странным, что старик Мелехов бьет Гришу костылем за его походы к Аксинье.
Мелеховы – дружная, работящая семья. На их примере писатель описывает быт казаков. Герои – простые труженики. Они выращивают хлеб, ухаживают за скотиной, рыбачат на Дону, убирают сено. Каждый их день наполнен трудовыми хлопотами. Мы видим, как начинается их день, с какой налаженностью они его проводят, как мастерски совершает действия Григорий на рыбалке с отцом. С особой теплотой Шолохов рассказывает, как казаки всем хутором, потому что так повелось исстари, выходят на покос. Одевались они, как на праздник, поэтому издали казалось, что луг зацветал яркими бабьими юбками, красками платков, шитвом завесок. Семья Мелеховых присоединяется к общему радостному настроению: Дуняша подпрыгивает на грядушке, разглядывает и луг, и людей на дороге счастливыми глазами, все вокруг шутят, смеются. По традиции первым на покос как глава семьи встает Пантелей Прокофьевич, перекрестившись на еле видневшуюся вдали маковку колокольни. За ним встает Григорий и остальные. От общения, сближения с землей казаки испытывают невероятную радость. Неслучайно Григорий, находясь на войне, скучает по простому крестьянскому труду, по земле.
С удивительной точностью М.А. Шолохов описывает традиции сватовства, свадебные обряды казаков, все приметы и суеверия, связанные с ними. Мелеховы ездили свататься к Коршуновым – первым богачам в хуторе. Свахой взяли двоюродную сестру Ильиничны, вдовую тетку Василису, которая знала, когда, что и как нужно сказать сватам. Слушая ее журавлиный голосок, который патокой лился в уши, Пантелей Прокофьевич восторженно думал, что сваха чешет языком, будто чулок вяжет, так ловко и умело у нее получается обходить все «острые углы» разговора. Чтобы семья невесты не смогла отказать сватам, нужно было украсть веник в доме невесты, чего ловко сделала Василиса. Сидя за столом у Коршуновых, она чувствовала, как украденная вещь колет ее тело под кофтой. Пантелей Прокофьевич торговался с будущим сватом о кладке – выкупе невесты в виде набора одежды. А во время свадьбы, чтобы не случилось ничего с женихом «с дурного глаза», засыпали ему в сапог горсть пшена, поэтому всю обратную дорогу оно терло ногу Григорию. Сцены свадьбы наполнены хором голосов, веселыми песнями, шутками, пословицами, поговорками, прибаутками. Казалось, и гости, и хозяева соревновались между собой в знании фольклора, а также в умении плясать.
Показателем самобытной культуры и одной из характеристик казачества является язык. Желая, чтобы читатель лучше узнал и полюбил его героев, автор повествует о них языком казачества, в которой диалектная лексика соседствует с просторечной. Диалектные слова: баз, майдан, жалмерка, курень, чекмень, гутарить, надышний и другие – используются писателем для описания бытовых сцен, а также в репликах героев. Меткий, колоритный, выразительный язык казаков отличается от языка дворянских офицеров или интеллигентов наподобие Штокмана. Читая произведение, погружаешься в мир донского казачества. В речи казаков встречаются и фольклорные элементы, пословицы и поговорки, в типичном для донского говора оформлении: например, бирюка бояться – в лес е ходить. Изобилует их речь и фразеологическими оборотами с некоторыми изменениями формы: например, вместо фразеологизма «к теще на блины» используется другое выражение – «к куме на крестины» или вместо «на кудыкину гору» говорят «на кудыкино поле».
Казаки – народ религиозный. Уезжая на войну, многие увозили с собой молитвы, передаваемые от поколения к поколению, и верили в их чудодейственную силу. Народ свято чтил праздники Господни, соблюдал посты. Казаки свято соблюдали клятвы и всегда оставались верны данному слову.
Однако, несмотря на множество положительных качеств, М.А. Шолохов не идеализирует казачество. В романе показаны и отрицательные стороны донского народа. Автор осуждает чрезмерное пьянство, грубость, жестокость, которые характерны для казаков. Например, М.А. Шолохов не скрывает того, что во многих семьях казаки бьют своих жен, обзывают их. Писатель не может оправдать и разгульный образ жизни Дарьи, жены Петра Мелехова, подводя читателей к той мысли, что такое поведение привело молодую женщину к трагедии.
Писатель очень точно смог изобразить казачество в романе, таким, каким знал его сам в реальной жизни. Это гордый, прямолинейный, трудолюбивый, гостеприимный и честный народ. Перед читателем казаки предстали своеобразным братством людей, которых объединяет особое состояние духа и сознания, морали и нравственности. В основе их жизни лежат такие составляющие, как родная земля, отчий дом, семья, крестьянский друг и воинский долг. Это те вечные ценности, без которых не может существовать ни один казак, и которые донское казачество старалось сохранить и передать своим потомкам даже в страшные годы войны и неурядиц.
Следующая цитата
Вызрел ковыль. Степь на многие вёрсты оделась колышущимся серебром. Ветер упруго приминал его, наплывая, шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к западу сизо-опаловые волны. Там, где пробегала текучая воздушная струя, ковыль молитвенно клонился, и на седой его хребтине долго лежала чернеющая тропа.
Отцвели разномастные травы. На гребнях никла безрадостная выгоревшая полынь. Короткие ночи истлевали быстро. По ночам на обугленно-чёрном небе несчётные сияли звёзды; месяц – казачье солнышко, темнея ущербной боковиной, светил скупо, бело; просторный Млечный Шлях сплетался с иными звёздными путями. Терпкий воздух был густ, ветер сух, полынен; земля, напитанная всё той же горечью всесильной полыни, тосковала о прохладе. Зыбились гордые звёздные шляхи, не попранные ни копытом, ни ногой; пшеничная россыпь звёзд гибла на сухом, чернозёмно-чёрном небе, не всходя и не радуя ростками; месяц – обсохлым солончаком, а по степи – сушь, сгибшая трава, и по ней белый неумолчный серебряный перепелиный бой да металлический звон кузнечиков.
А днями – зной, духота, мглистое курево. На выцветшей голубени неба – нещадное солнце, бестучье да коричневые стальные полудужья распростёртых крыльев коршуна. По степи слепяще, неотразимо сияет ковыль, дымится бурая, верблюжьей окраски, горячая трава; коршун, кренясь, плывёт в голубом, – внизу, по траве неслышно скользит его огромная тень.
Суслики свистят истомно и хрипло. На желтеющих парных отвалах нор дремлют сурки. Степь горяча, но мертва, и всё окружающее прозрачно-недвижимо. Даже курган синеет на грани видимого сказочно и невнятно, как вот сне…
Степь родимая! Горький ветер, оседающий на гривах косячных маток и жеребцов. На сухом конском храпе от ветра солоно, и конь, вдыхая горько-солёный запах, жуёт шелковистыми губами и ржёт, чувствуя на них привкус ветра и солнца. Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок, суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу… Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая степь!
Шолохов М. А. Тихий Дон. М., 2001. С. 49. (Собр. соч. В 9 т. Т. 3)
Весна шла недружно. Аквамариновая прозелень лесов уже сменилась богатым густо-зелёным опереньем, зацветала степь, сошла полая вода. ►
Внизу, по падине, густо толпились вербы, ясени и тополя; по косогору разметались десятка три белостенных куреней, обнесённых низкой, из дикого камня, огорожей. ►
Так на провесне едет человек степью. Светит солнце. Кругом – непочатый лиловый снег. А под ним, невидимая глазу, творится извечная прекрасная работа – раскрепощение земли. ►
Пугающие тишиной, короткие дни под исход казались большими, как в страдную пору. Полегли хутора глухой целинной степью. Будто вымерло всё Обдонье. ►
Казакует по родимой степи восточный ветер. Лога позанесло снегом. Падины и яры сровняло. Нет ни дорог, ни тропок. ►
Снег падал и таял на лету. В полдень в ярах с глухим шумом рушились снежные оползни. ►
Из глубоких затишных омутов сваливается Дон на россыпь. Кучеряво вьётся там течение. Дон идёт вразвалку, мерным тихим разливом. ►
Степь лежала, покрытая голубоватым дымчатым куревом. Из-за обдонского бугра вставал багровый месяц. ►
Весна отворяла жилы рек. Ядрёнее становились дни, звучнее нагорные зелёные потоки. ►
А весна в тот год сияла невиданными красками. Прозрачные, как выстекленные, и погожие стояли в апреле дни. ►
Зимою над крутобережным скатом Обдонской горы, где-нибудь над выпуклой хребтиной спуска, именуемого в просторечье «тиберем», кружат, воют знобкие зимние ветры. ►
Полая вода в Дону начала спадать. Приторно-сладким клейким запахом тополей был напитан воздух. ►
Редкие в пепельном рассветном небе зыбились звёзды. Из-под туч тянул ветер. ►
К вечеру собралась гроза. Над хутором стала бурая туча. Дон, взлохмаченный ветром, кидал на берега гребнистые частые волны. ►
Над хутором, задёрнутое кисейной полумглой, шло солнце. ►
На берегу безлюдно, припудренные меловой пылью огородные плетни над Доном изнывали, опалённые горячим ветром, поили воздух запахом прижжённого хвороста. ►
Против мелеховского двора Дон не замёрз. По краям зеленоватый в снежных переносах крепнул лёд. ►
На пологом песчаном левобережье, над Доном, лежит станица Вёшенская, старейшая из верховых станиц, перенесённая с места разорённой при Петре I Чигонацкой станицы, переименованная в Вёшенскую. ►
В ночь под Пасху небо затянуло черногрудыми тучами, накрапывал дождь. Отсыревшая темнота давила хутор. На Дону, уже в сумерках, с протяжным, перекатистым стоном хрястнул лёд. ►
Сухое тлело лето. Против хутора мелел и Дон, и там, где раньше быстрилось шальное стремя, образовался брод, на тот берег переходили быки, не замочив спины. ►
Над степью – жёлтый солнечный зной. Жёлтой пылью дымятся нескошенные вызревшие заливы пшеницы. К частям косилки не притронуться рукой, вверх не поднять головы. ►
Время заплетало дни, как ветер конскую траву. Перед Рождеством внезапно наступила оттепель; сутки шёл дождь, с обдонской горы по ерикам, шалая, неслась вода. ►
Изжёлта-белые, грудастые, как струги, тихо проплывали над Новочеркасском облака. В вышней заоблачной синеве, прямо над сияющим куполом собора, неподвижно висел седой курчавый каракуль перистой тучи. ►
С крыш падали пожелтевшие от соломы сосульки, разбивались со стеклянным звоном. В хуторе лужинами и проталинами цвела оттепель. ►
Слепяще-яркий световой хребет бугра, облитый глазурью солнца и синью безоблачного дня, белел, сахарно искрился. ►
В полуверсте от хутора, с левой стороны Дона, есть прорва, в неё вёснами на сбыве устремляется полая вода. Около прорвы из супесного берега бьют ключи – лёд там не смерзается всю зиму, теплится зелёным широким полудужьем полынья. ►
Полая вода только что начала сбывать. На лугу, около огородных плетней, оголилась бурая, илистая земля, каймой лежал наплав: оставшиеся от разлива обломки сухого камыша, ветки, куга, прошлогодние листья, прибитый волною дрям. ►
На западе густели тучи. Темнело. Где-то далеко-далеко, в полосе Обдонья вилась молния, крылом недобитой птицы трепыхалась оранжевая зарница. ►
Темны июньские ночи на Дону. На аспидно-чёрном небе в томительном безмолвии вспыхивают золотые зарницы, падают звёзды, отражаясь в текучей быстрине Дона. ►
Омытая ливнем степь дивно зеленела. От дальнего пруда до самого Дона перекинулась горбатая яркая радуга. Глухо погромыхивал на западе гром. ►
С юга двое суток дул теплый ветер. Сошёл последний снег на полях. Отгремели пенистые вешние ручьи, отыграли степные лога и речки. ►
Только перед рассветом устанавливалась над Обдоньем тишина. Глухо ворковала вода в затопленном лесу, омывая бледно-зелёные стволы тополей. ►
К заре слегка приморозило. Лужи затянуло сизым ледком. Снег стал жёсткий, звучно хрустящий. ►
Шла весна. Сильнее пригревало солнце. На южных склонах бугров потаял снег, и рыжая от прошлогодней травы земля в полдень уже покрывалась прозрачной сиреневой дымкой испарений. ►
Весною, когда разливается Дон и полая вода покрывает всю луговую пойму, против хутора Рубежного остается незатопленным небольшой участок высокого левобережья. ►
Ранней весною, когда сойдёт снег и подсохнет полёгшая за зиму трава, в степи начинаются весенние палы. ►
Следующая цитата
Из глубоких затишных омутов сваливается Дон на россыпь. Кучеряво вьётся там течение. Дон идёт вразвалку, мерным тихим разливом. Над песчаным твёрдым дном стаями пасутся чернопузы; ночью на россыпь выходит жировать стерлядь, ворочается в зелёных прибрежных теремах тины сазан; белесь и суда гоняют за белой рыбой, сом роется в ракушках; взвернёт иногда он зелёный клуб воды, покажется под просторным месяцем, шевеля золотым, блестящим правилом, и вновь пойдёт расковыривать лобастый усатой головой залежи ракушек, чтобы к утру застыть в полусне где-нибудь в чёрной обглоданной коряге.
Но там, где узко русло, взятый в неволю Дон прогрызает в теклине глубокую прорезь, с придушенным рёвом стремительно гонит одетую пеной белогривую волну. За мысами уступов, в котловинах течение образует коловерть. Завораживающим страшным кругом ходит там вода: смотреть – не насмотришься.
Шолохов М. А. Тихий Дон. М., 2001. С. 138. (Собр. соч. В 9 т. Т. 3)
Весна шла недружно. Аквамариновая прозелень лесов уже сменилась богатым густо-зелёным опереньем, зацветала степь, сошла полая вода. ►
Вызрел ковыль. Степь на многие вёрсты оделась колышущимся серебром. Ветер упруго приминал его, наплывая, шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к западу сизо-опаловые волны. ►
Внизу, по падине, густо толпились вербы, ясени и тополя; по косогору разметались десятка три белостенных куреней, обнесённых низкой, из дикого камня, огорожей. ►
Так на провесне едет человек степью. Светит солнце. Кругом – непочатый лиловый снег. А под ним, невидимая глазу, творится извечная прекрасная работа – раскрепощение земли. ►
Пугающие тишиной, короткие дни под исход казались большими, как в страдную пору. Полегли хутора глухой целинной степью. Будто вымерло всё Обдонье. ►
Казакует по родимой степи восточный ветер. Лога позанесло снегом. Падины и яры сровняло. Нет ни дорог, ни тропок. ►
Снег падал и таял на лету. В полдень в ярах с глухим шумом рушились снежные оползни. ►
Степь лежала, покрытая голубоватым дымчатым куревом. Из-за обдонского бугра вставал багровый месяц. ►
Весна отворяла жилы рек. Ядрёнее становились дни, звучнее нагорные зелёные потоки. ►
А весна в тот год сияла невиданными красками. Прозрачные, как выстекленные, и погожие стояли в апреле дни. ►
Зимою над крутобережным скатом Обдонской горы, где-нибудь над выпуклой хребтиной спуска, именуемого в просторечье «тиберем», кружат, воют знобкие зимние ветры. ►
Полая вода в Дону начала спадать. Приторно-сладким клейким запахом тополей был напитан воздух. ►
Редкие в пепельном рассветном небе зыбились звёзды. Из-под туч тянул ветер. ►
К вечеру собралась гроза. Над хутором стала бурая туча. Дон, взлохмаченный ветром, кидал на берега гребнистые частые волны. ►
Над хутором, задёрнутое кисейной полумглой, шло солнце. ►
На берегу безлюдно, припудренные меловой пылью огородные плетни над Доном изнывали, опалённые горячим ветром, поили воздух запахом прижжённого хвороста. ►
Против мелеховского двора Дон не замёрз. По краям зеленоватый в снежных переносах крепнул лёд. ►
На пологом песчаном левобережье, над Доном, лежит станица Вёшенская, старейшая из верховых станиц, перенесённая с места разорённой при Петре I Чигонацкой станицы, переименованная в Вёшенскую. ►
В ночь под Пасху небо затянуло черногрудыми тучами, накрапывал дождь. Отсыревшая темнота давила хутор. На Дону, уже в сумерках, с протяжным, перекатистым стоном хрястнул лёд. ►
Сухое тлело лето. Против хутора мелел и Дон, и там, где раньше быстрилось шальное стремя, образовался брод, на тот берег переходили быки, не замочив спины. ►
Над степью – жёлтый солнечный зной. Жёлтой пылью дымятся нескошенные вызревшие заливы пшеницы. К частям косилки не притронуться рукой, вверх не поднять головы. ►
Время заплетало дни, как ветер конскую траву. Перед Рождеством внезапно наступила оттепель; сутки шёл дождь, с обдонской горы по ерикам, шалая, неслась вода. ►
Изжёлта-белые, грудастые, как струги, тихо проплывали над Новочеркасском облака. В вышней заоблачной синеве, прямо над сияющим куполом собора, неподвижно висел седой курчавый каракуль перистой тучи. ►
С крыш падали пожелтевшие от соломы сосульки, разбивались со стеклянным звоном. В хуторе лужинами и проталинами цвела оттепель. ►
Слепяще-яркий световой хребет бугра, облитый глазурью солнца и синью безоблачного дня, белел, сахарно искрился. ►
В полуверсте от хутора, с левой стороны Дона, есть прорва, в неё вёснами на сбыве устремляется полая вода. Около прорвы из супесного берега бьют ключи – лёд там не смерзается всю зиму, теплится зелёным широким полудужьем полынья. ►
Полая вода только что начала сбывать. На лугу, около огородных плетней, оголилась бурая, илистая земля, каймой лежал наплав: оставшиеся от разлива обломки сухого камыша, ветки, куга, прошлогодние листья, прибитый волною дрям. ►
На западе густели тучи. Темнело. Где-то далеко-далеко, в полосе Обдонья вилась молния, крылом недобитой птицы трепыхалась оранжевая зарница. ►
Темны июньские ночи на Дону. На аспидно-чёрном небе в томительном безмолвии вспыхивают золотые зарницы, падают звёзды, отражаясь в текучей быстрине Дона. ►
Омытая ливнем степь дивно зеленела. От дальнего пруда до самого Дона перекинулась горбатая яркая радуга. Глухо погромыхивал на западе гром. ►
С юга двое суток дул теплый ветер. Сошёл последний снег на полях. Отгремели пенистые вешние ручьи, отыграли степные лога и речки. ►
Только перед рассветом устанавливалась над Обдоньем тишина. Глухо ворковала вода в затопленном лесу, омывая бледно-зелёные стволы тополей. ►
К заре слегка приморозило. Лужи затянуло сизым ледком. Снег стал жёсткий, звучно хрустящий. ►
Шла весна. Сильнее пригревало солнце. На южных склонах бугров потаял снег, и рыжая от прошлогодней травы земля в полдень уже покрывалась прозрачной сиреневой дымкой испарений. ►
Весною, когда разливается Дон и полая вода покрывает всю луговую пойму, против хутора Рубежного остается незатопленным небольшой участок высокого левобережья. ►
Ранней весною, когда сойдёт снег и подсохнет полёгшая за зиму трава, в степи начинаются весенние палы. ►
Читайте также: