Один день из жизни обломова 1 часть цитаты
Обновлено: 06.11.2024
В комнату вошёл пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете, с медными пуговицами, с голым, как колено черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами.
Обломов долго не замечает Захара. Захар стоял перед ним молча. (кашляет)
Захар: Ведь вы звали?
О: Звал? Зачем же это я звал – не помню! –(потягивается) – Поди пока к себе, а я вспомню.
Захар уходит.
Прошло с четверть часа.
О: Ну, полно лежать! – надо же встать… А впрочем, дай-ка я прочту ещё раз письмо старосты, а потом уж и встану.- Захар!
Опять прыжок, опять ворчанье сильнее.
Захар вошёл, стоял две минуты, стороной посматривая на барина, и пошёл к дверям.
З: (хриплым голосом)Вы ничего не говорите, так что же тут стоять-то даром?
О: А у тебя разве ноги отсохли, что ты не можешь постоять? Ты видишь, я озабочен – так и подожди! Не належался ещё там? Сыщи письмо, что я вчера от старосты получил. Куда ты его дел?
З: Какое письмо? Я никакого письма не видал.
О: Ты же от почтальона принял его: грязное такое!
З: Куда ж его положили – почему мне знать? (похлопывает руками по бумагам и по разным вещам, лежавшим на столе)
О: Ты никогда ничего не знаешь. Там, в корзине посмотри! Или не завалилось ли за диван? Вот спинка-то у дивана до сих пор не починена; что б тебе призвать столяра да починить? Ведь ты же изломал. Ни о чём не подумаешь!
З: Я не ломал, она сама изломалась; не век же ей быть: надо когда-нибудь изломаться.
О: Нашёл, что ли письмо?
З: Вот какие-то письма.
З: Ну, так нет больше.
О: Ну хорошо, поди! –(с нетерпением)- я встану, сам найду.
Захар едва дошёл до своей лежанки.
О: (кричит) Захар, Захар!
З: (ворчит) Ах ты, господи! Что это за мученье? Хоть бы смерть скорее пришла! –
Чего вам?(наполовину выглядывая из-за двери)
О: Носовой платок, скорей! Сам бы мог догадаться: не видишь! (строго)
З: А кто его знает, где платок? – (ворчит, обходит комнату, ощупывает каждый стул, на них ничего не лежит) – Всё теряете! – (направляется к выходу)
О: Куда? Здесь ищи! Я с третьего дня там не был. Да скорее же!
З: Где платок? Нету платка! – (разводит руками, озирается по углам) – Да вон он – (сердится) – под вами! Вон конец торчит. Сами лежите на нём, а спрашиваете платка! –(пошёл было к выходу)
О: (ворчит) Какая у тебя чистота везде: пыли-то, грязи-то, боже мой! Вон, вон, погляди-ка в углах-то – ничего не делаешь!
З: Уж коли я ничего не делаю…- (обиженным голосом) – стараюсь, жизни не жалею! И пыль-то стираю, и мет-то почти каждый день…(указывает на стол)- Вон, вон, всё подметено, прибрано, словно к свадьбе… Чего ещё?
О: (прерывает)- А это что?(указывает на стены и на потолок)- А это? А это?- (указывает на полотенце, брошенное со вчерашнего дня, на тарелку на столе с ломтем хлеба)
З: (снисходительно) -Ну, это, я пожалуй, уберу, - (берёт тарелку)
О: Только это! А пыль по стенам, а паутина?
З: Это я к святой неделе убираю: тогда образа чищу и паутину снимаю…
О: А книги, картины обмести.
З: Книги и картины перед Рождеством: тогда с Анисьей все шкапы переберём. А теперь когда станешь убирать? Вы всё дома сидите.
О: Я иногда в театр хожу да в гости: вот бы…
З: Что за уборка ночью!
Обломов с упрёком поглядел на Захара, покачал головой и вздохнул.
О: Понимаешь ли ты, что от пыли заводится моль? Я иногда даже вижу клопа на стене!
З: (равнодушно) -У меня и блохи есть!
О: Разве это хорошо? Ведь это гадость!
З: (усмехнулся, говорит с удивлением) –Чем же я виноват, что клопы на свете есть? Разве я их выдумал?
О: (перебивает) – Это от нечистоты. Что ты всё врёшь!
З: И нечистоту не я выдумал.
О: У тебя, вот, там мыши бегают по ночам – я слышу.
З: И мышей не я выдумал. Этой твари, что мышей, что кошек, что клопов, везде много.
О: Как же у других не бывает ни моли, ни клопов?
З: (смотрит недоверчиво, говорит упрямо) – У меня всего много, за всяким клопом не усмотришь, в щёлку к нему не влезешь.
О: Ты мети, выбирай сор из углов – и не будет ничего.
З: Уберёшь, а завтра опять наберётся.
О: Не наберётся, не должно.
З: Наберётся – я знаю.
О: А наберётся, так опять вымети.
З: Как это? Всякий день перебирай все углы? Да что ж это за жизнь? Лучше Бог по душу пошли!
О: Отчего же у других чисто? Посмотри напротив, у настройщика: любо взглянуть, а всего одна девка…
З: (возражает) – А где немцы сору возьмут? Вы поглядите-ка, как они живут! Вся семья целую неделю кость гложет. Сюртук с плеча отца переходит на сына, а с сына опять на отца. На жене и дочерях платьишки коротенькие: всё поджимают под себя ноги, как гусыни… Где им сору взять? У них этого вот, как у нас, чтоб в шкапах лежала по годам куча старого изношенного платья или набрался целый угол корок хлеба за зиму… У них и корка зря не валяется: наделают сухариков да с пивом и выпьют! (сплюнул сквозь зубы)
О: Нечего разговаривать! Ты лучше убирай!
З: Иной раз убрал бы, да вы же сами не даёте.
О: Пошёл своё! Всё, видишь, я мешаю.
З: Конечно, вы; всё дома сидите: как при вас станешь убирать? Уйдите на целый день, так и уберу.
О: Вот ещё выдумал что – уйти! Поди-ка ты лучше к себе.
З: (настаивая) –Да право! Вот, хоть бы сегодня ушли, мы бы с Анисьей и убрали всё. И то не управимся вдвоём-то: надо ещё баб нанять, перемыть всё.
О: Э! Какие затеи – баб! Ступай себе.
Захар ушёл, Обломов погрузился в размышления. Пробило ещё полчаса.
О: (с ужасом) – Что это? Одиннадцать часов скоро, а я ещё не встал, не умылся до сих пор? Захар! Захар!
З: (прыжок) – Ах ты, Боже мой! Ну!
О: Умыться готово?
З: Готово давно! Чего вы не встаёте?
О: Что ж ты не скажешь, что готово? Я бы уж и встал давно. Поди же, я сейчас иду вслед за тобою. Мне надо заниматься, я сяду писать.
Захар ушёл, вернулся с исписанной и замасленной тетрадкой и клочками бумаги.
З: Вот, коли будете писать, так уж кстати извольте и счеты проверить: надо деньги заплатить.
О: (с неудовольствием) - Какие счеты? Какие деньги?
З: От мясника, от зеленщика, от прачки, от хлебника: все денег просят.
О: (ворчит) – Только о деньгах и забота! А ты что понемногу не подаёшь счеты, а все вдруг?
З: Вы же ведь всё прогоняли меня: завтра да завтра…
О: Ну, так и теперь разве нельзя до завтра?
З: Нет! Уж очень пристают: больше не дают в долг. Нынче первое число.
О: (с тоской) -Ах! Новая забота! Ну, что стоишь? Положи на стол. Я сейчас встану, умоюсь и посмотрю. – Так умыться-то готово?
О: Ну, теперь…(начал, кряхтя, приподниматься на постели)
З: Я забыл вам сказать, давеча, как вы ещё почивали, управляющий дворника прислал: говорит,
Что непременно надо съехать…квартира нужна.
О: Ну, что ж такое? Если нужна, так, разумеется съедем. Что ты пристаёшь ко мне? Уж ты третий раз говоришь мне об этом.
З: Ко мне пристают тоже.
О: Скажи, что съедем.
З: Они говорят: вы уж с месяц, говорят, обещали, а вы не съезжаете, мы, говорят, полиции дадим знать. Управляющий говорит, что через две недели рабочие придут: ломать всё будут… Съезжайте, говорит, завтра или послезавтра…
О: Э-э-э! Слишком проворно Не сейчас ли прикажете? А ты не смей мне напоминать о квартире. Я уж запретил тебе раз; а ты опять. Смотри!
З: Что ж мне делать-то?
О: Он меня спрашивает! Мне что за дело? Ты не беспокой меня, а там, как хочешь, так и распорядись, только, чтоб не переезжать.
З: (с мягким сипением) - Да как же, батюшка Илья Ильич, я распоряжусь? Дом-то не мой: как из чужого дома не переезжать, коли гонят?
О: Нельзя ли их уговорить как-нибудь?
З: Они заладили своё: «Переезжайте, нам квартиру надо переделывать, одну большую сделать к свадьбе хозяйского сына».
О: (с досадой) - Ах ты, Боже мой! Ведь есть же такие ослы, что женятся! – (повернулся на спину)
З: Вы бы написали, сударь, к хозяину, так, может быть, он бы вас не тронул, а велел бы сначала ту квартиру ломать – (указывает рукой направо)
О: Ну, хорошо, как встану, напишу… Ты ступай к себе, а я подумаю. Ничего ты не умеешь сделать, мне и об этой дряни надо самому хлопотать.
Захар ушёл, а Обломов стал думать. (ворочается с боку на бок, вздыхает, изредка восклицает: «Ах, Боже мой!»)
Проходит некоторое время, в передней раздаётся звонок.
О: Уж кто-то и пришёл! – (кутается в халат) – А я ещё и не вставал – срам да и только! Кто бы это так рано?
Следующая цитата
В этой статье представлены подробный цитатный план главы "Сон Обломова": описание основных событий и фактов, описанных в данном эпизоде.
Смотрите:
- Критика о главе "Сон Обломова"
- Краткое содержание "Сна Обломова"
- Все материалы по роману "Обломов"
Следующая цитата
Тема: « Один день – вся жизнь» (по роману И.А. Гончарова «Обломов»).
сформировать представления о причинах деградации главного героя .
рассмотреть внутренние и внешние причины, которые влияют на изменения, происходящие в судьбе героя.
развитие умений и навыков анализа литературного текста;
развитие аналитических способностей учащихся, работа над их монологической речью, над умением составлять устный ответ;
воспитывать у обучающихся интерес к русской литературе, развивать их творческие способности.
Тип урока:комбинированный.
Учитель: «Обломов» - это роман одного героя, написанный Гончаровым, носящий обличительный характер. В нем автор впервые попытался понять типичную русскую душу, может, даже оправдать национальные пороки, ведь это роман о герое, который предстает перед нами как личность глубокая, как характер незаурядный, до конца верный своей идее и поэтому устраняющийся в жизни.
О чем повествуется в романе? В первой его части?
Ученик: Об одном дне героя.
Учитель: Почему автор выбрал именно этот день, что происходит за это время?
Ученик: Типичный день Обломова, ничем не примечательный, лишь приход посетителей да письмо от старосты, раскрывающее дела в имении, нарушают привычный распорядок.
Учитель: Как этот день повлияет на дальнейший ход событий, для чего автору был необходим именно этот день, мы попытаемся понять сегодня на уроке.
Нам предстоит совершить путешествие в мир другого человека, познакомиться с мастерством писателя, пройти путь к более глубокому пониманию главного замысла автораНезадолго до урока мы разделились на 4 творческие группы, которые работали по предложенным темам, сегодня на уроке проведем защиту ваших творческих проектов.
Учитель: Образ Обломова дан в развитии, автор раскрывает нам его судьбу и окружающую его жизнь, быт на протяжении 37 лет: с 7 лет до смерти. В образе Обломова Гончаров дал художественную оценку всей распадающейся жизни крепостной России. Эта оценка приобрела в романе символическое значение как «воплощение сна, застоя, неподвижной, мертвой жизни» - обломовщина. Обломовщина, слившаяся с крепостным правом, явилась ключом к разгадке многих явлений русской жизни.
Группа №1 комментирует изображение на экране.
-В нескольких комических эпизодах изображается «возлежание» Обломова. Показывается, как барин лежит на диване, как он пытается вставать, как нога не попадает в туфлю; вяло ищет письмо, пришедшее из деревни, но уже несколько дней затерявшееся в складах одеяла. Диван, туфли, халат – символы образа жизни Обломова.
- Паутина на стенах; зеркала в пыли, пятна на коврах, забытое полотенце на диване – все говорит о запущенности, безразличности героя к своему быту. Многие могут сказать о человеке, о его умственных интересах, занятиях, книги, которые он читает. А что читает Обломов? «Лежали 2-3 развернутые книги, валялась газета, но страницы покрылись пылью, пожелтели…». Обломов привык к такому убранству своей комнаты. Иногда зовет Захара, чтобы тот убрал, но тот перепирается с ним. И все это лишь подчеркивает полное бездействие барина.
-Обломов на диване. Лицо, вызывающее у нас симпатию, добродушное, большие глаза, мягкий овал лица, сидит, полулежа на диване в расслабленной позе. Герой облачен в халат, сквозь который проглядывает ночная сорочка, на голове ночной колпак с кисточкой. В XIX веке эта деталь одежды не являлась женской, напротив, мужчинам из аристократического общества принято было спать с покрытой головой. Вместо пижам, которые появились в начале XX века, мужчины, как и женщины, надевали ночную сорочку. Причем имелось их у обеспеченных людей до двух дюжин, шились они из батиста, с длинными рукавами, отороченными ручным шитьем.
-Обстановка комнаты героя. Гончаров со свойственным ему искусством описывает, живописует кабинет: «Комната, где лежал Обломов, с первого взгляда казалась прекрасно убранной…» Книга, обстановка, наконец, целая поэма о халате Обломова: «На нем был халат…» Халат. Эта деталь затем последовательно используется Гончаровым. В гардеробе мужчины имелось несколько халатов, они служили домашним одеянием на утро и в вечернее время. В данном случае халат является любимой вещью Обломова, потому что большую часть времени он проводит дома, а поскольку халат шелковый, следовательно, он предпочитает и вовсе не переодеваться в течение дня за ненадобностью.
Обломов первоначально полностью раскрывается через быт, печальные ассоциации, наблюдения автора «Все запылилось…». Обширная сюжетная экспозиция рисует картину духовного запустения героя. Таков он в перебранке с Захаром. Здесь Захар и Обломов равны в своей бездуховности, поглощенности мелочами, они ссорятся из-за денег. «Пошлость пошлого человека» Гончаров обнажает с беспощадностью. Мелочи быта вырастают до мировых масштабов. Завершается экспозиция 1 части романа словами Обломова «Ах, боже мой, трогает жизнь, везде достает!» Авторский пафос беспощадного отрицания заражает читателей. Однако внешние детали не исчерпывают и не раскрывают характер Обломова. За «внешним» человеком обнаруживается «внутренний».
Учитель: Откуда же истоки такой жизни? Где она берет начало? Что за волшебная сказка показывает нам идеальную жизнь? Что за мир, взрастивший Илью Ильича?
Ученик: Это благословенный уголок земли, маленькое, укромное пространство, заботливо оберегаемое ласковыми объятиями неба «от всяких невзгод». («Сон Обломова» глава 9).
Группа №2. Ученик читает «Сон Обломова».
Анализ текста.
- Именно в Обломовке в далекие детские годы сложилась важная и во многом определяющая черта характера Ильи – поэтическая мечтательность.
Гончаров подчеркивает, что дворянская культура неразрывно связана с народной почвой. «И поныне русский человек…» (стр. 56).
Эти традиции сыграют печальную роль в последующей жизни героя, превратившись отчасти в черты обломовщины. Но они же сохранят в Обломове естественность и свободное состояние души.
- «Сон Обломова» является смысловым ключом к пониманию всего произведения «Сонное царство» Обломовки графически можно изобразить в виде замкнутого круга. Круг имеет отношение к фамилии Ильи Ильича и к названию деревни, где прошло его детство. Слово обло – круг, окружность (отсюда облако) Но автор, видимо, имел значение другое. Это значение обломка. В самом деле, ведь обломовское существование – это обломок некогда полноценной и всеохватывающей жизни. Обломовка – это всеми забытый, чудом уцелевший «блаженный уголок» - обломок Эдема
-Вынесенное из глубины детства и отрочества чувство внутренней свободы Обломов пытается сохранить в окружающей действительности. Именно поэтому служба, лишённая человеческого взаимоотношения, друзья, мечтающие только о карьере, женщины, не способные любить, отталкиваются Ильей, как чуждые его отторгаются нравственными идеалами.
Он ищет совершенства в этом мире, «нормы, идеала жизни, который указала природа человеку».
Обломова, тонко чувствующего, сохранившего внутреннее достоинство, не все увидели в романе. Виной тому не сам Обломов, а обломовщина, как уютный халат обволакивающий его.
Учитель: Не смог Илья Ильич реализовать то хорошее, светлое начало, лежащее, «как золото», в недрах его чуткой и доброй души. Обломов не понял себя, не осознал в себе человека. Он так и остался обломком того несовершенного мира, который пытался подчинить его себе.
Со страниц романа звучит вопрос:
«Сколько людей не смогли сбросить с себя халат обломовщины, заглушили в себе волю, силу духа ради успокоенности, собственного благополучия? Этот вопрос будоражит не одно поколение читателей.
- Частичная обломовщина выражается у русских людей в небрежности, неточности, неряшливости, опоздании на уроки, на мероприятия, на условленные встречи.
- Часто люди ограничиваются планом какой-нибудь работы, не доведя ее до осуществления.
- Человек, живущий в мечтах и видящий недостатки в нашей жизни и свои недостатки, разочаровывается и в людях, и в себе. Он берётся то за одно, то за другое дело и ничего не доводит до конца и наконец, перестает бороться за жизнь, погружается в лень, апатию. Таков именно Обломов. Такие люди есть и среди нас.
- Если к таланту и мечтам присоединить упорный труд, человек сможет достичь многого. Для достижения цели нужно выработать привычку к систематическому труду.
- Халат, туфли, диван – символы обломовской лени.
Обломов: «Отчего я … такой?»
Штольц: «Точно ком теста, свернулся и лежишь…»
Подведение итогов.
-Что такое обломовщина?
-Докажите, что именно обломовщина стала главной причиной «несостоятельности» Обломова в любви и в жизни.
Порассуждайте над вопросом: «Чем актуальна и страшна обломовщина во все времена?»
Самоанализ урока
«Создание киносценария «Один день из жизни Обломова»
(по роману И.А.Гончарова «Обломов»)
Это завершающий этап изучения романа И.А.Гончарова «Обломов», который нацелен был на подведение к понятию: что такое обломовщина?
На начальном этапе я разделила класс на 4 творческие группы, которые работали по предложенным темам с целью защитить свои творческие проекты, которые лягут в основу классного проекта–сценария. Инновационность такого занятия заключается в том, что предложенная активная форма урока обеспечивает процесс усвоения новых знаний в рефлексивном взаимодействии ученика и учителя. Критерием эффективности занятия стал технологический процесс, построенный на системе обратной связи. Целевая установка перед уроком была направлена на творческую самостоятельную работу учащихся с текстом романа: записать основные положения, осмыслить полученную информацию согласно установке; анализ материала в группах.
Такая форма подачи учебной информации активизировала творческую мысль учащихся, которая проявлялась в оригинальности, в умении решать нестандартно.
На уроке я выделила 4 этапа:
1-й этап – подготовка и проведение урока;
2-й этап – активная проработка инновационного материала через деятельностную рефлексию;
3-й этап – организация коммуникативной рефлексии (диалог с собой);
4-й этап – введение через урок нового материала на основе размышлений.
Этот урок позволил организовать работу в трёх видах деятельности (предметной, общении и творчестве).
Использование учителем разных форм организации учебной деятельности: фронтальной, индивидуальной и групповой – способствует успешной включённости каждого учащегося в учебный процесс, ведению дискуссии как на уровне группы, так и на уровне класса; умению учащихся аргументированно говорить, ставить вопросы на понимание, выдвигать гипотезы с указанием аргументов, осуществлять рефлексивный анализ своей деятельности.
Таким образом, формирование коммуникативной компетентности через работу с текстом в данном типе урока реализовано полностью.
План главы "Сон Обломова": подробный цитатный план эпизода
1. Илья Обломов видит во сне родное имение Обломовка. Здесь царит тишина и спокойствие. Вокруг Обломовки раскинулись веселые, но скромные и простенькие пейзажи:
"Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей."
". общим видом этой скромной и незатейливой местности."
"Как все тихо, все сонно в трех-четырех деревеньках, составляющих этот уголок!"
2. Жители Обломовки отличаются невозмутимым спокойным нравом, поэтому в этой местности не бывает серьезных преступлений. Обломовцы почти не общаются с жителями других деревень и редко выезжают куда-то по делам. Продолжительность жизни в Обломовке очень высока благодаря их образу жизни:
"Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их."
"Крестьяне в известное время возили хлеб на ближайшую пристань к Волге, которая была их Колхидой и геркулесовыми столпами, да раз в год ездили некоторые на ярмарку, и более никаких сношений ни с кем не имели."
"В последние пять лет из нескольких сот душ не умер никто, не то что насильственною, даже естественною смертью."
3. Далее Илья Обломов видит себя во сне 7-летним мальчиком в родной Обломовке. Это обычный день из жизни маленького Илюши. Мальчик хочет резвиться и исследовать мир вокруг, но родители слишком опекают его, так как боятся, что он поранится, заболеет и т.д.:
"Илья Ильич проснулся утром в своей маленькой постельке. Ему только семь лет. Ему легко, весело."
"Потом мать, приласкав его еще, отпускала гулять в сад, по двору, на луг, с строгим подтверждением няньке не оставлять ребенка одного, не допускать к лошадям, к собакам, к козлу, не уходить далеко от дома, а главное, не пускать его в овраг. "
4. Мать и отец Обломова являются очень ленивыми людьми, как и все обломовцы. Отец весь день сидит у окна и делает вид, что управляет имением. Мать тоже почти не занимается хозяйством:
"И жена его сильно занята: она часа три толкует с Аверкой, портным, как из мужниной фуфайки перешить Илюше курточку. " (автор иронично о матери Обломова)
5. В ленивой Обломовке главной заботой является пища и вкусные обеды. Обломовцы выращивают отличную птицу, делают прекрасные варенья и соленья и т.д.:
"Но главною заботою была кухня и обед. Об обеде совещались целым домом. "
"Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась!"
"Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!"
6. Обеденный сон является важнейшей частью жизни в Обломовке. Каждый день и хозяева, и крестьяне ложатся спать, бросив все свои дела. В эти моменты резвый Илюша делает все, что хочет:
"И в доме воцарилась мертвая тишина. Наступил час всеобщего послеобеденного сна."
"Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти. Все мертво, только из всех углов несется разнообразное храпенье на все тоны и лады."
"А он с нетерпением дожидался этого мгновения, с которым начиналась его самостоятельная жизнь. Он был как будто один в целом мире; он на цыпочках убегал от няни. " (об Илье)
7. Затем Обломову снится зимний вечер, когда няня рассказывает мальчику сказки. В Обломовке не только дети, но и взрослые верят в небылицы и чудищ. Во взрослой жизни Обломов будет страдать от привитых ему суеверий (от страха темноты и др.):
"Потом Обломову приснилась другая пора: он в бесконечный зимний вечер робко жмется к няне, а она нашептывает ему о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода, где все совершаются чудеса. "
8. Далее Обломов видит себя 13-14-летним мальчиком. Избалованный и ленивый Илюша с трудом учится в пансионе немца Штольца. К этому возрасту юный Обломов уже во многом похож на свою ленивую родню, и старику Штольцу не удается перевоспитать его:
"Далее Илья Ильич вдруг увидел себя мальчиком лет тринадцати или четырнадцати."
"Нечего делать, отец и мать посадили баловника Илюшу за книгу. Это стоило слез, воплей, капризов. Наконец отвезли."
Потом потянулась пестрая процессия веселых и печальных подразделений ее: крестин, именин, семейных праздников, заговенья, разговенья, шумных обедов, родственных съездов, приветствий, поздравлений, официальных слез и улыбок."
10. Однажды в Обломовке рушится часть дома, из-за чего погибает наседка с цыплятами. Это вызывает переполох в имении, но затем ремонт дома, как обычно, откладывается на неизвестный срок:
"Так, например, однажды часть галереи с одной стороны дома вдруг обрушилась и погребла под развалинами своими наседку с цыплятами. "
"Потом, недели через три, велено было Андрюшке, Петрушке, Ваське обрушившиеся доски и перила оттащить к сараям, чтоб они не лежали на дороге. Там валялись они до весны."
11. Далее Обломов видит во сне зимний вечер в родительском доме. Вся семья сидит в гостиной при одной свече. Обломовцы очень экономны и неохотно покупают то, что сами не производят. Автор рассказывает о скупости обломовцев, которая порой доходит до абсурда:
"Снится еще Илье Ильичу большая темная гостиная в родительском доме. "
"В комнате тускло горит одна сальная свечка, и то это допускалось только в зимние и осенние вечера."
"Не для всякого зажгут и две свечи: свечка покупалась в городе на деньги и береглась, как все покупные вещи, под ключом самой хозяйки. Огарки бережно считались и прятались."
"Вообще там денег тратить не любили, и как ни необходима была вещь, но деньги за нее выдавались всегда с великим соболезнованием, и то если издержка была незначительна. Значительная же трата сопровождалась стонами, воплями и бранью."
12. Обычный зимний вечер в доме Обломовых проходят скучно и однообразно. Собравшись в гостиной, члены семьи обычно молчат, так как у них нет новостей; иногда они обсуждают какие-то мелочи, иногда смеются. Обломовцам нравится такая скучная жизнь, и они не хотят перемен. Илья Обломов видит во сне много таких однообразных вечеров в доме:
"На креслах в гостиной, в разных положениях, сидят и сопят обитатели или обычные посетители дома.Между собеседниками по большей части царствует глубокое молчание: все видятся ежедневно друг с другом. "
"Видит Илья Ильич во сне не один, не два такие вечера, но целые недели, месяцы и годы так проводимых дней и вечеров.
Ничто не нарушало однообразия этой жизни, и сами обломовцы не тяготились ею, потому что и не представляли себе другого житья-бытья; а если б и смогли представить, то с ужасом отвернулись бы от него."
"Они продолжали целые десятки лет сопеть, дремать и зевать или заливаться добродушным смехом от деревенского юмора, или, собираясь в кружок, рассказывали, что кто видел ночью во сне."
13. Однажды в Обломовку кто-то присылает письмо. Это вызывает невиданный переполох в имении. На четвертый день обломовцы решают распечатать письмо. Оказывается, что один знакомый просит прислать ему рецепт пива. Родители Обломова откладывают ответ на потом и, вероятно, никогда не посылают рецепт приятелю:
"Все обомлели; хозяйка даже изменилась немного в лице; глаза у всех устремились и носы вытянулись по направлению к письму.
"Наконец не вытерпели и на четвертый день, собравшись толпой, с смущением распечатали. Обломов взглянул на подпись."
"Оказалось, что Филипп Матвеевич просит прислать ему рецепт пива, которое особенно хорошо варили в Обломовке."
14. Обломову снится один из тех понедельников, когда родители разрешают ему не ехать в школу. Такие понедельники случаются часто: родители нередко оставляют Илюшу дома, чтобы тот не уезжал на всю неделю в пансион. Отец и мать находят массу предлогов, чтобы сын пропускал занятия и отдыхал дома. В итоге Илюша по нескольку недель не ездит на уроки:
"И нежные родители продолжали приискивать предлоги удерживать сына дома. За предлогами, и кроме праздников, дело не ставало. Зимой казалось им холодно, летом по жаре тоже не годится ехать, а иногда и дождь пойдет, осенью слякоть мешает."
15. Далее Обломов видит свой обычный день, когда ему 14 лет. Избалованный Илюша уже привык, что слуги все делают за него. Иногда резвому Илье хочется что-то сделать самому, но родители тут же присекают эту инициативу:
". ему иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать все самому, а тут вдруг отец и мать да три тетки в пять голосов и закричат:
16. Иногда Илюше удается вырваться из дома и поиграть, например, со снегом. Но бдительные родители тут же пресекают эту шалость и держат ребенка три дня в кровати, чтобы предотвратить простуду:
"Бесенок так и подмывает его: он крепится, крепится, наконец не вытерпит и вдруг, без картуза, зимой, прыг с крыльца на двор, оттуда за ворота, захватил в обе руки по кому снега и мчится к куче мальчишек."
". потом напоили его мятой, там бузиной, к вечеру еще малиной и продержали дня три в постели, а ему бы одно могло быть полезно: опять играть в снежки. "
На этом заканчивается "Сон Обломова" - одна из центральных глав знаменитого романа "Обломов" Гончарова.
Это был подробный цитатный план главы "Сон Обломова" из романа "Обломов" Гончарова: описание основных событий и фактов из данного эпизода.
Смотрите:
- Критика о главе "Сон Обломова"
- Краткое содержание "Сна Обломова"
- Все материалы по роману "Обломов"
Читайте также: