Образ веры павловны цитаты
Обновлено: 06.11.2024
Из размышлений Веры Павловны о жизни и работе (глава 3, XXV).
Организация женщины выше, чем мужчины, поэтому женщина оттеснит мужчину на второй план в умственной жизни, когда пройдет господство грубого насилия
Слова Веры Павловны из разговора с мужем Александром Кирсановым (глава 4, VII).
Отчего с посторонними людьми каждый так деликатен? отчего при чужих людях все стараются казаться лучше, чем в своем семействе?
Слова Веры Павловны из разговора со студентом Лопуховым (глава 2, XVIII).
Я не хочу ни властвовать, ни подчиняться, я не хочу ни обманывать, ни притворяться, я не хочу смотреть на мнение других, добиваться того, что рекомендуют мне другие, когда мне самой этого не нужно
Слова Веры Павловны в разговоре с гувернанткой Жюли (глава 1, VI).
Примечания
↑ 1) Роман был написан в стенах Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге с декабря 1862 по апрель 1863 г., во время заключения писателя по политическим мотивам. Произведение было впервые опубликовано в журнале "Современник" за 1863 г., но вскоре номера с романом были строго изъяты.
Дополнительно
— главная героиня романа. Вышла замуж за Лопухова Дмитрия Сергеича, а в конце романа стала женой Кирсанова Александра Матвеича.
Следующая цитата
Чернышевский еще до написания романа не скрывал, что прототипами главных героев будут его «добрые знакомые». Прообразом Веры Павловны стала Мария Александровна Обручева, дочь генерала А. В. Обручева, потомственного дворянина. Сразу после окончания Крымской войны он получил отставку и поселился с семьей в одной из деревень Тверской губернии. Кроме Марии у него еще было двое сыновей — Афанасий и Владимир. Впоследствии Владимир вошел в организацию «Земля и воля» и стал работать в журнале «Современник».
Владимир стал близким другом Чернышевского. Через него писатель и познакомился с историей жизни его сестры. И. М. Сеченов, ее второй супруг, профессор Петербургской медицинской академии, сторонник демократических взглядов, сошелся с некоторыми членами «Земли и воли». Среди них был врач П. И. Боков, друг Н. Г. Чернышевского. В России в это время зародилось активное движение за права женщин. Для многих из них служение медицине стало единственным делом, где женщина наравне с мужчиной могла приносить пользу обществу.
В то время высшее образование было доступно только для мужчин. Но весной 1861 года на лекциях в академии появились вольнослушательницы, среди которых была и Мария Александровна. Так как посещать занятия женщины могли лишь по разрешению мужа, девушка, как и Вера Павловна из романа, заключила фиктивный брак с Петром Ивановичем Боковым. Теперь она могла уйти из родительского дома и получить образование. Позднее брак перешел в настоящий, но вскоре у супругов начались разногласия из-за измен мужа.
Осенью женщина познакомилась с И. М. Сеченовым и стала работать у него в лаборатории. Вскоре она стала его гражданской женой. Только в 1888 году пара смогла обвенчаться официально, когда Синод дал согласие на развод с Боковым. Марии удалось успешно окончить Цюрихский университет и защитить докторскую диссертацию.
Она тяжело пережила смерть мужа, а после революции осталась без средств к существованию и скончалась в доме престарелых в 1929 году. Могилы ее и мужа Сеченова находятся сейчас на Новодевичьем кладбище.
Жизнь Веры Павловны
В романе Чернышевского Вера Павловна Розальская — одна из главных героинь. Портрет женщины описан довольно подробно. Это высокая стройная девушка с темными волосами и черными глазами («глаза хорошие, даже очень хорошие»). Лицо у нее смуглое, «как будто из Малороссии; пожалуй, скорее даже кавказский тип, только очень холодное, это уж не по-южному». Такой девушка предстает впервые перед Лопуховым. Воспитание она получила обыкновенное, хотя с детства отличалась особенными поступками:
- В двенадцать лет была определена в пансион и стала обучаться игре на фортепьяно у вечно пьяного, но доброго и хорошего немецкого учителя.
- С четырнадцати лет вела домашнее хозяйство и шила одежду себе, матери и брату Федору.
- Когда Верочка стала старше, мать, мечтая подобрать для дочери выгодную партию, стала кричать, чтобы девочка «отмывала рожу-то…такая чучела уродилась».
Из-за этих упреков Верочка считала себя некрасивой и очень хотела стать «хорошенькой». В шестнадцать начала давать уроки в пансионе, позднее мать нашла ей и другие занятия. Вера была удивлена, когда та сшила ей сразу два платья, купила новые ботинки и даже бить ее перестала. Оказалось, Марья Алексеевна решила выдать дочь замуж за хозяйского сына Сторешникова, болтуна и ловеласа, который сначала ухаживал за Верой для развлечения, а потом предложил выйти за него замуж, но она отказала.
Зрелость характера юной девушки показана в разговоре с Жюли Ле-Теллье, когда та посоветовала принять предложение Сторешникова, чтобы в будущем ни в чем не нуждаться. Вера ответила ей, что хочет быть независимой и жить по-своему: «Чего мне не нужно, того я не хочу и не хочу… Я не хочу не стеснять ничьей свободы и сама хочу быть свободна». Но ей нехорошо оттого, что, отказав жениху, обидит его. Лопухов раскрывает ей глаза на истинные чувства и намерения этого человека.
Когда жизнь в семье становится невыносимой, девушка пытается устроиться гувернанткой, но места для нее не нашлось. Героиня начала задумываться о самоубийстве. Друг Веры Лопухов, по-настоящему ее полюбивший, предлагает заключить с ним фиктивный брак. Они договариваются жить в раздельных комнатах, как друзья, и встречаться лишь за обедом, чтобы поговорить о делах.
Вера Павловна с помощью Лопухова устраивает швейную мастерскую в форме товарищества, где прибыль девушки распределяют поровну. Занимаясь любимым делом, она понимает, что живет неправильно: состоит в браке с Лопуховым, но любит Кирсанова.
Не желая видеть мучения любимой женщины, Лопухов уходит, инсценируя самоубийство и оставляя ей право выбора. Вера Павловна выходит замуж за Кирсанова.
Сны в романе и их значение
Сны в композиции романа и для характеристики образа Веры Павловны имеют большое значение. Прослеживая их содержание, читатель видит, как героиня духовно обогащается и нравственно взрослеет.
Сначала она оказывается запертой в каком-то незнакомом сыром подвале, не может двигаться, ноги разбиты параличом. Вдруг она чувствует, как чужие теплые руки дотрагиваются до ног, после чего выздоравливает.
Выйдя из подвала, на поле героиня замечает девушку, у которой постоянно меняются черты лица, волосы, походка. Вера интересуется, кто она. Незнакомка говорит, что у нее много имен, но главное — это «любовь к людям». Во втором сне Вере видится то же самое поле, по которому прогуливаются Лопухов и Мерцалов, разговаривая о реальной и гнилой (фантастической) грязи:
- В реальной грязи происходит постоянное движение, где все живут и трудятся.
- Гнилая грязь не содержит ни жизни, ни труда.
Здесь же героиня видит свою мать нищей, жалкой, бледной и нездоровой, но очень доброй. Девушка, назвавшаяся «любовью к людям», пытается втолковать ей, что не нужно обижаться на мать, а быть ей благодарной. Злой ее сделали условия, в которых пришлось жить. Когда изменятся условия жизни для людей, то и злые подобреют.
В третьем сне Вера вместе с певицей Бозио читает свой дневник, которого она никогда не вела. То, что было написано в нем, касалось ее жизни с Лопуховым. На последней странице, которую сама героиня читать не хочет, певица видит сомнения Веры в любви к Лопухову. Это уважение и доверие, общее дело и дружба, но не любовь, которая нужна женщине. Сердце ее отдано Кирсанову.
В четвертом сне перед героиней появляются женщины-царицы, среди которых Вера узнает себя. Она свободная женщина, богиня, которая любит и любима. Перед ней стоит хрустальный дворец, расположенный в цветущем саду, кругом поля, благоухающие спелым хлебом.
Люди весело работают и весело отдыхают. Это образ прекрасного будущего, зародышами которого, по мнению Чернышевского, являются счастливая семья и любимое дело.
Следующая цитата
Сны Веры Павловны в романе «Что делать?» появляются начиная с двенадцатой главы. Именно тогда автор описывает первое из них.
В начале своего сновидения Вера оказывается заперта в погребе. Но неожиданно она освобождается и переносится на поле, где спелые колоски поражают своим ярким желтым цветом. В момент перехода героиня выздоравливает: она словно была парализована, но очутившись на свободе, ее самочувствие резко улучшается, а тело начинает слушаться.
С Верой разговаривает девушка, «невеста ее жениха». Через ее образ Чернышевский отобразил любовь к людям.
Вера идет на прогулку по городу и по пути помогает всем, кто встречается на ее пути, ведь новая знакомая попросила ее освобождать девушек из темных подвалов и лечить их.
Первое сновидение символизирует освобождение Веры из общества людей ограниченного, старого типа мышления. Образы в нем это аллегория и каждый из них имеет смысл:
- Подвал — символизирует «темное царство», в котором душный воздух — отсутствие свободы, а темнота — незнание.
- Родители девушки — пленники средневекового мышления и стереотипов. Поэтому мать и учит Веру обольщать богатых мужчин и говорит о замужестве по расчету.
В головах ее родителей плотно засела мысль, что женщина больше ни для чего не годиться. Поэтому оставив родной дом, Вера испытала облегчение: она теперь не обязана стараться продать себя подороже. Раньше ее жизнь была наполнена страхом и злобой из-за сильного давления матери. Но освободившись, она познает истинную любовь к человечеству. Девушка понимает, что на планете есть и другие люди, разумные и не испорченные. Таких она встречает повсюду на улицах своего сна и ей становится радостно.
«Любовь к людям» величает себя «невестой жениха Веры», ведь это Лопухов открыл для девушки другой мир. Просьба отпускать всех женщин подтолкнет героиню к открытию швейной мастерской.
Второй сон
В своем следующем сновидении Вера увидела, как Лопухов вместе с Мерцаловым идет по полю, где они обсуждают реальную и фантастическую грязь. Первая наполнена здоровой и природной жизнью, в ней прорастают колосья. А вторая — лишь гниль и фальшь, она не плодородит и в ней нет великого смысла. Во время их беседы героиня замечает свою мать, бедную и обеспокоенную вопросом пропитания семьи. Но все же на ее лице она заметила едва заметную улыбку.
В следующий миг героине снится, словно она сидит на коленях у офицера. Эта сцена меняется на ту, где Вера не может найти работу. Ее давняя знакомая, Любовь к людям, изъясняет, что девушке необходимо перестать держать обиду на свою мать за ее жестокость. Поскольку Марья Алеексеевна всю свою жизнь посвятила тому, чтобы вывести семью из нищеты, а потому и обозлилась на мир, что оказалась в невыносимо тяжелых условиях.
Сны в романе «Что делать?» значение имеют символическое. Но они раскрывают содержание истинных мыслей героини и ее желаний. Два первых сновидения отображают отношения Веры с теми, кто относится к людям старого типа мышления. Их легко назвать пошлыми, но они превратились в таких из-за трудностей жизни. И как бы они ни пытались, но пробиться в люди они никогда не смогут. Честный труд сможет дать им кусок хлеба и кров над головой, но не поможет повысить уровень жизни.
Настоящая грязь — это мир убитых нищетой людей, которые всю жизнь работают и приносят пользу. Они все еще способны перевоплотиться в добрых, нравственных граждан. Но для этого им нужен шанс начать жить, а не выживать.
Фантастическая грязь — это общество довольных жизнью, незаслуженно обогащенных людей, которые на самом деле не несут никакой пользы. Вельмож тревожат лишь мелкие вещи, их души тесны и убоги. И социальный слой в обществе такой создался искусственно, а потому в нем нет людей с поистине чистыми мыслями, способных развиваться.
При помощи этих сцен Николай Гаврилович дает читателю описание картины социальных слоев русского общества — бедных и богатых.
По представлению Чернышевского, хорошая почва — это трудовая жизнь и она правильная. Лишь на ней способны вырости колоски морали и нравственности. Фантастическое — это отсутствия трудовой деятельности, паразитизм.
Третий сон
Проведя анализ событий сна и реальной жизни, видно, как в нем Вера осознает, что такое настоящие искренние чувства к любимому человеку. И тогда она понимает, что может свободно распоряжаться своей жизнью, несмотря на заключенный брак. Ведь главное — это к кому тянется сердце. А если его вкусы поменялись, то нужно следовать ему, а не соблюдать нелепые формы приличия из-за страха быть осужденной обществом. Это одна из самых важных составляющих эмансипации, которая делает женщину абсолютной хозяйкой своих души и тела. И она сама вправе решать, с кем быть.
Четвертый сон
Последнее сновидение Веры Павловны Чернышевский описан в шестнадцатой главе. В нем видит самых разных богинь в порядке их появления:
- языческую Астарту;
- древнегреческую Афродиту;
- отражение Богоматери.
Среди множества богинь ее ведет красивая женщина, в которой Вера с легкостью узнает свой облик — раскованную и свободную владычицу нового времени. В следующий миг перед ее глазами встает райский сад. В нем звучат радостные голоса людей, песни и стихи. Люди там свободны, равны между собой, а труд является добровольным. В саду никто никого не принуждает делать что-либо. Здесь растет пшеница и пасется скот.
В этом сновидении автор отобразил общество завтрашнего дня. В нем все определяется правилом «свобода, равенство и братство». Каждая из богинь отражает роль и место женщины в обществе, которое с течением времени меняется. Первая — предмет наслаждения и восхищения, а последняя полноправный член общества. Вера символизирует независимую, умную женщину, которая равна мужчинам. Она не унижена ими и не использована.
Сны Веры в романе «Что делать?» можно расшифровать, как последовательное отображение освобождения героини. Все образы символичны, но в первом она вместе с другими девушками освобождается из подвала, а спустя четыре сна становится независимой.
И так должно было обновиться все общество, а призраки прошлого — уйти в небытие. Автор верил в наступление светлого будущего, где все будут свободны и равны. Он даже предался сочинению и описанию этого идеального мира в последнем сне Веры.
Следующая цитата
Николай Гаврилович Чернышевский написал свой главный труд, находясь в Петропавловской крепости. Частично произведение представляет собой полемику с романом Тургенева «Отцы и дети», вот почему на его страницах появляются уникальные персонажи, волевые и сильные, которые, как надеялся автор, вскоре сформируются и в реальности. Прототипом персонажа был Павел Бахметев, человек благородного происхождения, продавший свое имение и отдавший все средства на нужды революции. В содержании текста этот реальный эпизод также нашел воплощение.
Центральным персонажем романа «Что делать?» является Рахметов, представитель дворянского рода, потомок знатной фамилии. Его внешность для понимания смысла не важна, поэтому писателем не отображается. Известно лишь, что он был высоким и сильным.
Называть героя изнеженным аристократом было бы в корне неверно: он не стремится к роскоши, предпочитает проводить время, изучая естественные науки. Именно в годы обучения Рахметов познакомился со взглядами социалистов-утопистов, что оказало серьезное влияние на его личностное становление.
Герой отказывается от барского образа жизни и пытается всеми силами отстоять революционные идеи. Он жаждет получать новые знания, поэтому тратит силы на образование. Вот почему нет ничего удивительного в том, что в 22 года этот молодой человек считается очень эрудированным, ученым и мудрым.
Составляя характеристику героя, следует кратко описать его основные черты:
- Понимает, что подлинным предназначением лидера революционного движения является близость к народу, поэтому стремится постичь все тяготы жизни простых людей.
- Не боится узнавать новые профессии, несмотря на знатное происхождение, с упоением изучает дело пильщика, дровосека, пробует себя как бурлак и камнетес. Это умный, думающий человек, который хочет в полной мере понимать тех, интересы кого он защищает — людей из народа.
- Вместе с тем, это аскет, сознательно лишивший себя многих простых человеческих радостей. Так, он отказывается от употребления мяса, заставляет себя поддерживать хорошую физическую форму.
- Чтобы закалить свой дух, этот необычный герой спал на доске с гвоздями.
Эти обстоятельства иллюстрируют, почему Рахметов — особенный человек. Он удивительно рационален, смог распланировать свой день так, чтобы все успевать и не тратить время на незначительные мелочи. Автор восхищается, любуется своим героем. Это прослеживается буквально в каждой букве текста, посвященного ему.
Значение героя
Если Кирсанов, Вера Павловна, Лопухов — обычные люди нового поколения, то Рахметов — человек неординарный, выделяющийся даже на фоне революционеров будущего. Это «высшая натура», представитель «другой породы». При составлении описания Рахметова в романе «Что делать?» следует подчеркнуть, что, будучи лучшим представителем своего сословия, он сумел прочувствовать идеи демократии, разделить их, пропустить сквозь себя. В этом сила характера Рахметова.
От многого ему пришлось отказаться ради того, чтобы заняться делом всей его жизни. Этот человек лишен страхов и сомнений, он упорно идет вперед, кажется, будто он выкован из металла — настолько он жесток и тверд.
В качестве действующего лица он появляется в главе произведения «Особенный человек», уже в этом наименовании прослеживается авторская мысль. Это человек новой формации, сильный телом и духом, воспитавший себя и прошедший непростой путь к тому, кем он является в данный момент. Герой помогает Чернышевскому более глубоко раскрыть свои идеи, показать, что справедливость — категория, не имеющая отношения к принадлежности к тому или иному сословию, богатству, роду занятий. Она должна находить отклик в душе каждого. Только в этом случае светлое будущее, где все равны и счастливы, станет возможным.
Ключевые характеристики
Глава «Особенный человек» представляет собой совершенно уникальный компонент романа. Это скорее отдельная повесть, которая стоит особняком в остальном тексте. Однако именно она наиболее полно помогает выразить авторский замысел.
Может возникнуть вопрос, почему разночинец Чернышевский сделал ключевой фигурой своего произведения потомственного дворянина, человека очень состоятельного, знатного, которому, казалось бы, улыбается сама судьба. Ответ очевиден — писатель наглядно продемонстрировал, что этот юноша оказался выше своего сословия, ради революционных идей отказался от всех жизненных благ.
Подробная информация о том, кто такой Рахметов в романе Чернышевского, представлена в форме таблицы.
Особенность | Характеристика |
Сложное детство | Суровый отставной генерал-лейтенант, отец героя, отличался деспотичными взглядами и не давал матери спокойно жить. С ранних лет Рахметов насмотрелся на несправедливость крепостничества. |
Физическая сила | Регулярные тренировки сделали свое дело, этот человек стал настолько сильным, что друзья прозвали его Никитушкой Ломовым (один из бурлаков). |
Развитый мозг | Получил хорошее образование, читает книги, рекомендованные Верой Павловной и Кирсановым. |
Отказ от удовольствий | Цитата: «Я не пью ни капли вина. Я не прикасаюсь к женщине». Старается жить не личным, а общим, делать все ради народа, а не ради самого себя. |
Аскетичный образ жизни | По сути, Рахметов — почти спартанец, ничего лишнего в его жизни нет, питается он только самой простой едой, чтобы быть ближе к народу. У него нет хобби, этот герой не занимается незначительными делами, предпочитая уделять время лишь тому, что в полной мере значимо. |
Если внимательно читать текст произведения, можно узнать о единственной слабости этого сильного человека — курение сигар. Однако во всем остальном он, согласно авторской позиции, безупречен. Он прямо и уверенно идет к поставленной цели, не отвлекаясь ни на что, упорен и терпелив.
В системе образов его роль особенна — несмотря на то, что Рахметов значим для развития основного конфликта в тексте, его основная функция в другом. Он являет собой пример «идеального», нового человека, который при всей своей уникальности не одинок. Чернышевский надеется, что в ближайшее время появится большое количество личностей, равных его герою по силе духа.
Сравнение с Базаровым
В школе может быть задано и написание сочинения на тему сравнительной характеристики двух «новых людей» из русской классики XIX века. Наиболее яркими представителями этой категории литературных героев являются рассматриваемый Рахметов и Евгений Базаров, главный герой романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Можно составить следующий список общих черт:
- Оба имеют хорошее происхождение, однако Базаров — разночинец, Рахметов — дворянин.
- Оба получили образование, при этом уделяли должное внимание саморазвитию, много читали, размышляли, искали себя.
- Обоим присущ нигилизм: сознательный отказ от любви, наслаждения красотами природы, произведениями искусства.
Но Рахметов показан Чернышевским более цельной и сформировавшейся личностью, нежели Базаров у Тургенева. Этот разночинец не проходит испытания любовью: отрицая это чувство как таковое, он неожиданно для себя начинает испытывать романтическое влечение к Анне Одинцовой, что заставляет его усомниться в себе самом. Рахметов же не переживает подобных мук, он настолько силен и целен, словно гранитная глыба, что все жизненные тяготы и испытания оказываются неспособными отвернуть героя от намеченной цели. Он не влюбляется, не увлекается, а работает ради достижения своей цели.
Известно, что Рахметов мог бы вступить в романтические отношения — он спас прекрасную женщину, остановив бешено несущуюся лошадь, и полюбил спасенную. Однако сознательно отказался от зарождающихся чувств, решив сосредоточиться на деле — революционных переменах.
Такова краткая характеристика образа Рахметова, которого с полной уверенностью можно назвать особенным человеком. Его история — свидетельство того, что личность способна самостоятельно преобразить себя непрерывной работой. Главное, чтобы была поставлена цель. Каждый поступок героя направлен на достижение общего блага, он живет ради других и только в этом видит высокий смысл.
Читайте также: