Ги дебор цитаты общество спектакля
Обновлено: 06.11.2024
Ги Дебор говорил то, что не осмеливался говорить никто, формулируя более, чем уничтожительные смыслы. Наглый провокатор, тотальный анархист, человек более чем взрывного темперамента. В первой части история величайшего революционера XX века от пеленок до становления. Во-второй я расскажу о созданной им философии человека современного.
Обложка к статье о Ги Деборе, часть 2 Обложка к статье о Ги Деборе, часть 2Спектакль
На каждом шагу создается зрелище, и деткам, выросшим в обществе, сформированным и подчиненным ему, запуганным и преданным им, обьяснить, что есть что-то, помимо привычной имитации жизни, которую вытеснило привычное шоу, обьяснить уже невозможно.
Общество зрелища проникаемо во все уголки реальности, хочет придать каждому быстротекущему моментам бесконечную серьезность и весомость. Спектакль, который полностью заменил собой реальность.
«Вы — умные швейцары, у дверей пустого ресторана, в котором празднует свой триумф невидимая темная масса капитала.»
Ги Дебор
С точки зрения Деборы, спектакль возникает там, где реальный мир раскладывается на элементарные сцены, сюжеты и образы. Образы в определенный момент превращаются в реальные сущности. Конкретная жизнь каждого человека вырождается в умозрительное состояние, чем больше он созерцает, тем меньше живет, чем больше соглашается признавать себя в образности потребителя, тем быстрее растворяется его собственное существование. Спектакль возникает тогда, когда поступки перестают принадлежать человеку, а принадлежат другому, тому, кто их представляет. Именно поэтому, зритель нигде не чувствует себя дома, ибо повсюду спектакль.
Эрих Фромм подаривший миру термин «общество потребления», определял сущность буржуазного порядка вещей, как переход бытия в обладание. То есть гамлетовский вопрос «Быть или не быть?», звучит уже иначе: «Быть или обладать?», а возможность «не быть» в нынешней ситуации отсутствует. Иметь означает — заимствовать, копить, приватизировать, тащить, красть. Путь этот называется в одной популярной книге — «Путем воров и торгашей».
Когда социальная системы выбирает «иметь», происходит отчуждение от жизни, как следствие — подмена, узурпация, фрагментация.
Фазу «иметь» Дебор ставит не на самый верх своей социальной пирамиды, выше нее идет фаза особо мерзкого общественного строя, в котором отчуждение и подмена достигнут своего пика — общество «тотального спектакля» .
Прогнозы
В обществе «тотального спектакля» исчезает само обладание или «иметь», наступает царство чистой видимости и имитации обладание. То есть, как деньги виртуализируются, так становиться виртуальным само обладание.
Человек перестает что-либо иметь, ему кажется, что он имеет. На деле, он смотрит постоянную пьесу об обладании и богатстве.
Потребляет человек уже не вещи, а зрелищные муляжи, имиджи, образы, графические рекламные сирены. По большому счету он и не живет, а смотрит по телеку, в блогах и социальных сетях, как живут другие.
Раньше система бросала непокорных в лагеря и их сторожили тысячи вооруженных охранников, то теперь она загоняет людей в концлагеря экранов мобильных устройств. Здесь все позволено, но ничего невозможно. Люди кликают на любую кнопку, обладают иллюзией свободы, но не самой свободой.
Чем больше люди смотрят в чарующую поверхность экранов, тем меньше видят. Чем больше слушают, тем меньше понимают. Слова и дела окончательно исчезли. Средства массовой информации заняли место памяти и языка. Государство слилось с мафией. Жизнь с торговлей. Прошлого и будущего больше нет, именно поэтому его можно ежесекундно переписывать. Противопоставления реального и кажущего, искреннего и поддельно постоянно смешиваются. Людям уже не нужно разговаривать друг с другом, совершать поступки, они комфортно себя чувствуют в замкнутых ролях безликих пользователей — анонимов, лишенные имен и лиц. Кто кем правит, кто кем манипулирует уже не важно, информированные источники, как правильно сами обмануты.
Следующая цитата
Ги Дебо́р — французский революционер леворадикального толка, философ, историк, писатель, художник-авангардист, режиссёр. Видный член «Интернационала леттристов» и группы «Социализм или варварство». В 1957 году принял активное участие в создании Ситуационистского интернационала. После событий мая 1968 года в ситуационистском движении произошёл упадок, в результате чего в 1972 году интернационал был распущен. Несмотря на свою неудачу, идеи ситуационистов оказали влияние на культуру и политику в Европе и США.
Наиболее известен благодаря своей концепции «общества спектакля», изложенной в книге «Общество спектакля» и в комментариях к ней. Wikipedia
Следующая цитата
вернуться к страницеСуть современного состояния Ги Дебор определяет как утрату непосредственности: «всё, что раньше переживалось непосредственно, отныне оттеснено в представление». Термин «спектакль» означает «самостоятельное движение неживого» или «общественные отношения, опосредованные образами». Важную роль в становлении общества спектакля сыграли средства массовой информации: «это новшество обернулось настоящим Троянским конём», — пишет Ги Дебор. В книге проводится также детальный анализ марксизма и развития революционной теории, которая оказалась перед лицом двух новых факторов: революционной иллюзии и классовой бюрократии.
В дальнейшем, в Комментариях к обществу спектакля, развивается идея их комбинирования в виде уже общества интегрированного спектакля, включающего в себя и тоталитарный бюрократическо-полицейский контроль и диктат развитого общества потребления.
Следующая цитата
Ги-Эрнест Дебор написал свою, ставшую знаменитой, книгу "Общество спектакля" в 1967 году. Это было такое время, когда в западном мире (а во Франции особенно), леворадикальные движения находились на пике своей деятельности, властителями дум молодежи были левые философы типа Герберта Маркузе или Теодора Адорно, а во Франции начиналась так называемая молодежная революция, в 1968 вылившаяся в сражения на баррикадах в Латинском квартале.
Критиковать капитализм тогда было хорошим тоном и вообще модно.
Ги Эрнест Дебор (1931–1994) Ги Эрнест Дебор (1931–1994)Когда Дебор писал свою книгу, он сам был достаточно молод (36 лет) и настроен весьма радикально, о чем прямо и сказал. Не удивительно, что бастующие студенты в 1968 году подпитывались от идей, изложенных в его книге. В конечном итоге они добились отставки президента де Голля. Вспоминая те события, Ги Дебор писал, что
«общество спектакля превратило восстание против себя в спектакль».
По своей структуре книга построена как совокупность тезисов, написана художественно красивым языком. Первый тезис звучит так:
"Вся жизнь обществ, в которых господствуют современные условия производства, проявляется как необъятное нагромождение спектаклей. Все, что раньше переживалось непосредственно, теперь отстраняется в представление".
Далее Дебор предпринимает анализ современной (на середину прошлого века) визуальной культуры.
Студенческие бунты в мае 1968 года в Париже. Фото из открытого источника в Яндексе Студенческие бунты в мае 1968 года в Париже. Фото из открытого источника в ЯндексеИспользуя термин "спектакль", Ги Дебор рассмотрел экономику и идеологию западных стран, подчеркивая тот факт, что в современной западной культуре существует доминанта визуальности. Проще говоря, важнее не быть, а казаться, а чтобы казаться, надо хорошо сыграть свою роль. Дебор называл спектакль универсально значимой идеологией. Хотя кажется, что спектакль виден всем, на самом деле он замкнут в себе, «является собственно секретным», поскольку все, что не подходит зрелищу - замалчивается.
Если происходят какие-то действия, которые не срежиссированы, то есть свободны, власти это не нравится. Власть претендует быть режиссером спектакля и все контролировать.
Андрей Есипов "Шестое чувство" Андрей Есипов "Шестое чувство"Основные идеи Ги Дебора:
Современная капиталистическая экономика приобрела визуальный характер. Действия власти имеют постановочный смысл. Люди превращаются в пассивных зрителей (как это сейчас говорится - "запасаюсь поп-корном"). Общество состоит из нагромождения спектаклей во всех своих сферах. Под спектаклем можно понять отношения между людьми, которые опосредованы образами. Спектакль сосредотачивает в себе нереальность реального общества, конструирует модель преобладающего образа жизни.
Дебор называл спектакль основным производством современного общества, то есть это - экономика, которая развивается ради себя самой.
Фото из открытого источника в Яндексе Фото из открытого источника в ЯндексеГи Дебор критиковал как капитализм, так и тоталитарные общества, декларирующие свой социалистический характер. Он считал, что пролетариат - всего лишь зритель спектакля, затевавшегося как бы ради него, но на самом деле в интересах узкой группы людей. В результате возникла величайшая историческая иллюзия, фиктивный мир «государства рабочих и крестьян». Дебор имел в виду, конечно, СССР и его сателлитов.
Однако он тут же замечал, что вообще цель любой политической системы состоит в фальсификации общественной жизни. Поэтому так называемые демократические страны тоже демонстрируют только видимость демократии.
Читайте также: