Образ тамары в поэме демон цитаты
Обновлено: 22.12.2024
Кульминацией поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон» является гибель Тамары после поцелуя с Демоном. В финале поэме показано, что «грешная душа» Тамары в итоге попадает в рай, так как ее забирает «один из ангелов святых», который «разгонял сомнения» Тамары «сладкой речью упованья», что говорит о том, что Бог простил Тамару. Возникает вопрос: почему Бог прощает Тамару, а ее душа попадает в рай?
С самого начала образ Тамары раскрывается через различные божественные и ангельские характеристики, несмотря на то что Тамара является человеком. Первоначально Тамара является представителем Добра. В поэме образ Тамары фактически противопоставляется образу Демона. Сквозь всю поэму звучит мысль о невозможности быть вместе, читатель понимает: если Демону закрыт вход в рай, то Тамара, следовательно, должна попасть именно туда.
В отличие от Демона, который был горд и стремился вступить в борьбу с самим Богом, Тамара при жизни не хотела противиться Богу. Неслучайно в поэме продемонстрировано желание Тамары уйти в монастырь, чтобы защитить себя от искушения «духа лукавого». Автор показывает, что долгое время Тамара, постепенно подаваясь любовному чувству к Демону, которому она не могла не подчиняться, не хотела быть «жертвой злой отравы» и совершать преступление против Бога, что она, наоборот, хотела остаться верной Богу. М.Ю. Лермонтов подчеркивает: то, что Тамара в итоге подалась любовному чувству к Демону, было «проступком», который был совершен в результате «сомнений». Во многом то, что Тамара отдалась любви, зависело от искушений Демона, которым не может противиться обычный человек.
В поэме подчеркивается: «Ценой жестокой искупила // Она сомнения свои… // Она страдала и любила – // И рай открылся для любви!». М.Ю. Лермонтов показывает: если при последних днях жизни Тамара была в сомнениях, фактически находясь между Добром и Злом, между Богом и Демоном, то после смерти она осознала необходимость верности Богу. Освободившись от телесной оболочки, Тамара напугана точно также, когда впервые слышит голос Демона. Страх осознающей свою греховность Тамары, заключенный в боязни быть потерянной навсегда, способствует тому, что героиня прижимается к ангелу, ища у него защиты, как это было и тогда, когда она впервые услышала голос Демона. В поэме продемонстрировано, что для того чтобы понять истину касательно божественного служения, Тамаре пришлось пожертвовать собственной жизнью. Героиня проходит данное самим Богом испытание и, потеряв телесную оболочку, приходит к истине, что помогает ей оказаться в рае. Жертвенность Тамары заслуживает прощения.
М.Ю. Лермонтов показывает, почему душа Тамары попадает в рай, в который вход для Демона так и остается закрытым: если Демон только думает о том, чтобы вновь приблизиться к Добру и Богу, но в итоге демонстрирует такие грехи, как гордыня и эгоизм, которые не могут открыть вход в рай, то Тамара раскаивается в совершенном грехе и осознает необходимость верности Богу.
Следующая цитата
М.Лермонтов создал образ красавицы, чью внешность невозможно описать словами. В тексте идет противопоставление рая и ада, неба и земли. Тамара удивляет красотой: «влажный взор» «из-под завистливой ресницы» с «черной бровью». Княжна не идет, а «скользит, плывет» по ковру. Такие эпитеты навевают мысли об ангельской натуре девушки, ее воздушности и легкости. Движения княжны нежны и милы, «ее божественная ножка», волна «шелковых кудрей» расцветают на фоне красивых Кавказских пейзажей. Автор, описывая очарование красавицы, уточняет: она дочь грузинского князя, обычная девушка. Внешность Тамары удивляет и восхищает, образ нетипичен, такие красавицы редко появляются на земле, но в том и прелесть природы, что она индивидуальна и уникальна.
Часть первая.
Глава I.
«Дух изгнанья», отвергнутый Богом, кружил над грешной землей и вспоминал о временах, когда он был херувимом и не знал ни злобы, ни смятения. Теперь эти чувства не отпускают его ни на секунду.
Глава II.
Уже не одну сотню лет он провел в однообразной скуке. Он «сеял зло без наслажденья», потому что за столько лет бесцельных скитаний даже оно ему надоело.
Глава III.
Падший ангел часто парил над величественным Кавказом. Демон видит необычайной красоты природу. Но разве на самом деле они красивы? Ведь он это видел множество раз. Ему были безразличны реки Терек и Дарьял, и даже жемчужина Грузии — Казбек.
Глава IV.
Не вызвали у Демона восхищения и пышные долины роскошной Грузии, где в скопище скалистых гор и глубоких ущелий цвели тысячи растений, излучавших небывалый аромат.
Глава V.
У реки Арагва стоит высокий дом богатого купца Гудала. Старик живет со своей единственной дочерью — прекрасной, доброй и скромной Тамарой.
Глава VI.
Сегодня в доме состоится большое празднество: Тамара выходит замуж за молодого князя. Все гости ждут появления избранника, но больше всех не терпится юной красавице увидеть будущего мужа.
Кровля устлана коврами, невеста с подругами играют и поют. И вот берет невеста бубен и начинает танцевать. Все, кто наблюдает за танцем, заворожен красотой и легкостью движений девичьего тела. Так улыбается она, что с её улыбкой ничто не сравнимо.
Глава VII.
Тамара удивительно красива — гости, восхищенные ее обворожительностью, произносят лестные тосты: «Клянусь, красавица такая… Под солнцем юга не цвела!».
Глава VIII.
Будучи единственной наследницей своего отца, девушка не знала нужды и не слышала отказа.
Однако, теперь она уже взрослая и должна улететь из родительского гнезда. Девушка немного встревожена: как ее встретит чужая семья? Быстро развеяв гнетущие мысли, героиня просияла лучезарной улыбкой.
Глава IX.
Кружа над шумным двором Гудала, Демон увлекся чужой невестой и неожиданно его посетило давно утраченное чувство: в черствой и суровой душе его вновь пробудилась тяга к любви, добру и красоте.
Глава X.
Жених, властитель Синодала, мчал к Тамаре с целым караваном верблюдов, груженных свадебными дарами.
Глава XI.
Когда уже сгущались сумерки, он проезжал мимо горной часовни, у которой был похоронен много лет назад убитый на этом месте князь. Каждый, кто проезжал мимо этого места, по старому поверью должен был остановиться и помолиться Всевышнему. Молитва здесь помогала уберечься в дальнейшем пути от разбойничьего кинжала.
Но дух Демона запутал мысли юноши, спешащего на торжество, и тот проехал мимо. Когда совсем стемнело, перед караваном неожиданно оказались незнакомые всадники. Храбрый князь сразился с ними, но противников оказалось гораздо больше, и он был не в силах с ними совладать.
Глава XII.
Жених Тамары и все сопровождавшие убиты, а «пышный караван» разграблен.
Глава XIII.
В седле, расшитом роскошными шелками, конь продолжает скакать, что есть мочи. На нём сидит молчаливый всадник, но не правит поводами. Кровь на черпаке его видна. Конь вынес всадника из боя, но пуля его догнала.
Глава XIV.
Верный скакун принес бездыханное тело ко двору Гудала и остановился у ворот.
Глава XV.
Гудал, весь охваченный смятением, видит в произошедшем божественную кару. А невеста, осознав трагичность случившегося, упала на постель, не снимая ни парчи, ни изысканных украшений. Девушку больше ничего не волнует — она охвачена глубочайшим трауром. Сквозь всхлипы Тамара расслышала чудесный голос, обладающей невероятной успокаивающей силой. Он советовал не печалиться о возлюбленном, душа которого уже отправилась в царство небесное. Голос, принадлежащий демону, обещает навещать несчастную каждую ночь и дарить ей сказочные сны.
Глава XVI.
Взволнованная Тамара в смятении заснула. В рассветных лучах к ней явился незнакомый мужчина с томным, влюбленным взглядом. Этот юноша стоял у изголовья кровати, склонившись над девушкой.
Образ Тамары в поэме Лермонтова «Демон»
Поэму Лермонтова можно смело назвать одним из самых сокровенных творений поэта, ведь ее он создавал на протяжении долгих лет, постоянно изменяя, совершенствуя образы своих героев. Центральным образом предстает в ней Демон с его духом скепсиса и отрицания, который символизирует собой бесплотную сущность, вторым персонажем, помогающим в полной мере раскрыть сущность главного героя поэмы, перед нашим взором предстает образ Тамары, наделенный чертами детской непосредственности, наивности, неискушенности, их миры противопоставлены друг другу и являются взаимоисключающими.
Сюжетом служит любовь небожителя Демона к представительнице земного мира – Тамаре, которая в финале заканчивается смертью героини, поскольку миры их слишком различны, не могут гармонично существовать. Образ Демона в поэме предстает как иллюзорный, фантастический, а вот образ Тамары представляется как более реалистичный, но это впечатление несколько обманчиво, поскольку в поэме мы не находим тех конкретных характеристик героини, которые раскрыли бы нам индивидуальность, это больше обобщенный, собирательный романтический образ, который поэт наделяет следующими чертами: влажный взор, божественная ножка и другими. Но при всем при этом Тамара является более осязаемым героем, чем сам Демон.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Напишем в течение дня!
Связаться с нами:
Песня Тамары, которая заворожила Демона, в поэме М.Ю. Лермонтова предстает как полет чистой, незамутненной души главной героини, ее обращение к небесам, звуки которой были услышаны не только ангелами, но и даже изгнанным из рая духом, который тут же в нее влюбляется, но любовь и страсть его носят пагубный характер. Он не в силах отказаться от своей любви, не готов к жертвенности и тогда собой жертвует героиня, не в силах противиться душераздирающей страсти, ее душа покидает мир земной.
Этой ситуацией М.Ю. Лермонтов стремится в художественной форме, используя средства поэтического языка, показать притягательность Зла для человека, искушение поддаться соблазну, когда душа человека, в данном случае Тамары, становится ареной для борьбы темных и светлых сил, когда страсть завладевает полностью каждой частичкой души и уже нет сил ей противиться, но и жизнь после этого теряет свою прежнюю ценность и единственный выход для нее – покинуть мир живых.
Образ Тамары в поэме «Демон» необычайно притягательный и заставляет задуматься о самых глобальных проблемах, приглашает к раздумью о человеческой сущности.
Характер княжны
Молодая грузинская княжна выросла на берегах вольной реки Арагвы.
«Высокий дом, широкий двор»
символизируют достаток и роскошь, в котором растет девушка. Беззаботная семья живет «не зная горя». Отец, седой Гудал, долго создавал для семьи такие условия. Тамара весела и безмятежна. Она по-детски улыбается, играет и резвится. Молодость девушки сравнима со свободой, дыханием ветра. Наследница Гудала – это жизнь во всех ее проявлениях. Она идеальна внешне, нет слов, характеризующих ее ум, но читатель понимает, что у Тамары множество достоинств. Романический идеал чистоты, совершенства, женственности и молодости. Тамара верит в счастье, любовь и искренность. Именно вера и привела ее в руки Демона, потерявшего все ценное, что он получил от Неба.
Тамара и жених
Грузинская княжна сосватана за молодого князя. Он двигается к дому невесты с караваном, груженным дарами. Тамара ждет жениха со смущением, ее пугает переезд в неизвестный дом. Тамара танцует с подружками, играет на бубне. На пир собирается большая семья Гудала. Девушка рыдает по погибшему от рук разбойников юноше, не ставшим ей мужем. Она плачет и тоскует. Жених красив и счастлив.
«Ремнем затянут ловкий стан».
Автор подчеркивает детали, что должно еще быть красивым у жениха Тамары?
«…Цветными вышито шелками его седло», «…Оправа сабли и кинжала блестит на солнце…».
Какой красивой парой были два молодых человека! Жених подался Демону и поспешил к княжне:
«Он в мыслях под ночною тьмою, Уста невесты целовал».
Краткое содержание поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон» подробно по частям и главам
Жертва Демона
Тамара грустит и горюет о своей судьбе и смерти жениха, а злой дух является ей в образе красавца
« …с глазами, полными печали, И чудной нежностью речей».
Начинается общение княжны с Демоном. Наивная чистая душа становится грешной мечтательницей:
«…лампада грешницы младой», «…Хранитель грешницы прекрасной…».
Лукавый дух вселяет в сердце терзания и мечту. Тамара просит отца отвести ее в монастырь. Она пытается бороться с Демоном, но понимает, что одной ей не справится с навязчивыми желаниями:
«Я гибну, сжалься надо мной!».
В священной обители ее защитит Спаситель. Девушка отказывается от будущего, толпа женихов остается без красавицы.
Следующая цитата
Тамара – главная героиня поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон».
По происхождению героиня является грузинкой. Тамара носит титул княжны. В повествование помещается образ отца Тамары – Гудала. В поэме отмечается материальный достаток семейства Тамары, она жила, «не зная горя».
Тамара молода и красива. Неслучайно автор помещает в повествование описание внешности героини: никто «не целовал такого ока», «не омывал подобный стан», «таких волос не расплела». Данная портретная характеристика заканчивается следующими словами: «С тех пор как мир лишился рая, // Клянусь, красавица такая // Под солнцем юга не цвета». Дальнейшие характеристики внешности Тамары являются очередным подтверждением красоты героини. Указанные выше характеристики, а также эпитет «божественная ножка», подчеркивают нечеловеческую сущность Тамары, ее ангельскую природу, которая в свою очередь противопоставлена дьявольскому началу Демона, которого изгнали из Рая.
Именно внешняя красота, которая сливается с внутренней красотой Тамары, привлекают Демона, который влюбляется в героиню. Образ Тамары становится своеобразным символом добра, поэтому любовь к Тамаре способствует возникновения у Демона желания вновь приобщиться к добру.
Повествование начинается тем, что Тамара, танцуя на брачном пиру, ждет своего жениха – князя Синодала. М.Ю. Лермонтов демонстрирует, что Тамара относится к свадьбе неоднозначно: ее веселье на брачном пиру сливается воедино с мыслями о том, что она обретет «судьбу печальную рабыни», когда окажется в «незнакомой семье» своего мужа. Автор показывает, что «дитя свободы» Тамара тяготилась мыслями о том, что ее ждет несвобода.
М.Ю. Лермонтов показывает, что из жизнерадостной девушки, которая любила веселиться, Тамара превращается в томящуюся девушку, которая не может обрести покой и счастье, на весь окружающий мир Тамара теперь смотрит по-другому, он предстает перед ней в сером цвете.
Даже служба в монастыре не спасает Тамару от взаимоотношений с Демоном. У Тамары появляются необъяснимые любовные чувства к Демону. В итоге она поверила его обещаниям и клятвам. Поцеловавшись с Демоном, Тамара умирает, так как любовь между человеческим и нечеловеческим приводит человека к гибели. Любовь Демона фактически приводит Тамару к гибели.
После смерти Тамары Демон пытается забрать ее тело, утверждая, что Тамара его. Однако Ангел забирает душу Тамары и отправляет ее в рай, куда Демону вход воспрещен. Теперь Тамаре и Демону точно не удастся быть вместе.
Часть вторая.
Глава I.
После страшной гибели любимого, Тамара и слышать не желает о новом сватовстве и решительно отвергает всех женихов. Признавшись отцу в том, что каждую ночь ее терзает какой-то беспокойный дух, она решает уйти в монастырь. Старый князь, желая для единственной дочери только лучшего, благословляет ее.
Глава II.
Однако, оказавшись в уединенном монастыре, расположенном среди высоких снеговых гор, девушка продолжает преследоваться манящими речами, сулящими неизбежную встречу.
Глава III.
Монастырь расположен посреди крутых холмов. Здесь не слышно ничего, кроме пения птиц и журчания ледяных ручьев.
Глава IV.
Каждое утро, отправляясь за водой, девушка видела чудесную картину: ей открывался вид на завораживающие горы Казбека.
Глава V.
Но эти красоты природы не вызывают у девушки восхищения. День изо дня она рыдает. И плач ее такой душераздирающий, что каждый, кто проезжает мимо этого монастыря, желает поскорее умчаться подальше, лишь бы не слышать сильных душевных терзаний.
Глава VI.
Сладостные речи падшего ангела преследуют Тамару. Она мечтает от них отвлечься и пытается забыться в молитвах, но непослушное сердце отказывается подчиняться разуму и вместо святых молится Лукавому.
Глава VII.
Прилетев в обитель Тамары, Демон вначале задумчиво бродил близ ограды и, казалось, готов был оставить свой замысел. Однако, в один момент свет в окне кельи привлек его внимание. Оттуда полилась грустная и чарующая песня. Волнение любви проникло в душу Демона и из глаз предательски покатились слезы. Они были на столько горячи, что насквозь прожигали камень, на который падали.
Глава VIII.
Нарушив покой Тамары и пробравшись в ее келью, главный герой увидел рядом с ней ее ангела хранителя. Ангел с укором взглянул на злого духа и попытался прогнать.
Глава IX.
От сопротивления в Демоне пробудилась ненависть и неконтролируемая ревность. С надменной усмешкой он сказал ангелу, чтобы тот оставил девушку в покое. Доброму ангелу не оставалось ничего, кроме как взмахнуть крыльями и раствориться в небесах.
Глава X.
Глава XI.
Демон слегка коснулся губ красавицы своими губами и смертельный яд дьявольского поцелуя разразил грудь девушки мучительным криком, и она упала замертво.
Глава XII.
Стенания Тамары услышал лишь местный сторож и поспешил удалиться от пугающего места, а потом все звуки растворились в легком дуновении ветра.
Глава XIII.
Лежа в гробу, Тамара была так же мила и прекрасна, как и при жизни. На лице отразилась вечная печать смерти.
Глава XIV.
Никогда при жизни ее наряд не был таким цветастым и богатым, как сейчас. Как требует древний обычай, его украшали горные цветы. Ее спокойная и безучастная улыбка символизировала полное умиротворение и покой.
Глава XV.
Вокруг гроба собрались родные девушки, чтобы проводить ее в последний путь. Семейство Тамары ждет длинный путь: нужно преодолеть тяжкую дорогу к церкви, построенной предком Гудала высоко в горах. На это понадобится целых три дня.
Глава XVI.
Светлый ангел понес душу Тамары в райские сады, но пересекает ему, из бездны, со злобным взглядом взвился дух Демона, крича о том, что Тамара принадлежит ему. Душа героини в испуге крепко прижалась к ангелу.
Посланник небес твердо приказал злобному духу исчезнуть с их пути. Ангел произнес речь о том, что Демон уже довольно торжествовал, Богу известно все о его бесконечных злодеяниях. Душа Тамары страдала и любила, поэтому ей открыта дорога в рай.
Проклиная свои безумные мечты, падший ангел так и остался навеки без упования и любви.
Следующая цитата
Поэма «Демон» была начата Лермонтовым ещё в пятнадцатилетнем возрасте, над ней он работал десять лет (1829–1839). Цензура долгое время препятствовала публикации произведения. Полное издание поэмы в России состоялось только в 1960 году.
Главные герои поэмы Лермонтова «Демон»
Демон. Прообразом этого героя стал персонаж библейской истории — самый могучий ангел Денница, возгордившийся своим могуществом и пожелавший сам стать подобным Богу. За гордыню он был низвержен с небес вместе с ангелами, увлечёнными им. Герой поэмы дан в трактовке автора. Демон пребывает в вечности, но, став воплощением зла, он утратил былую радость.
В обучении людей греху он постепенно перестал видеть смысл, всё стало Демону скучно. Вечная тоска, полёты в облаках, отвлекающие от сердечного ропота, — вот его удел. Внезапное чувство к смертной девушке необыкновенной красоты чуть было не преобразило героя: «И входит он, любить готовый, с душой, открытой для добра…».
Однако зло слишком глубоко проникло в Демона. Встретив Ангела Хранителя Тамары, он «коварно усмехнулся; зарделся ревностию взгляд». Яд ненависти снова завладел его душой. Искренность демона сопряжена с коварством. Он искушает девушку, хотя, не кривя душой, говорит ей: «Хочу я с небом примириться, хочу любить, хочу молиться…».
В итоге, увидев, как Ангел уносит душу умершей красавицы, Демон предстаёт перед ними злобным страшным духом, от которого веет могильным холодом. Не получив желаемого, он проклял свои мечты и остался по-прежнему «без упованья и любви».
Тамара — юная княжна, невеста, жених которой убит перед самой свадьбой стараниями Демона. Искушение злым духом стало новой бедой. Девушка изо всех сил сопротивляется, для этого удалилась в монастырь, но с прародителем зла ей трудно тягаться, тем более что слова о великой, неземной, вечной любви звучат страстно и правдиво.
Тамара уступает и в поцелуе умирает, только решение Божие благо: она не достаётся аду. Со смертью «оковы зла с неё ниспали». На небесах Тамару ждали давно, потому что она не создана для этого мира.
Второстепенные герои поэмы Лермонтова «Демон»
Гудал — грузинский князь, отец Тамары. Он мечтал выдать дочь замуж, гневался, когда она, искушаемая Демоном, отказывала женихам. Не препятствовал её удалению в монастырь. Со смертью дочери старик поражён горем.
Ангел — Хранитель Тамары, с блистающим челом, ясной улыбкой, от него исходит луч божественного света. Хранитель любит свою подопечную, пытается оградить её от духа зла. Ангел печалится, когда Тамара дрогнула сердцем перед Демоном, но Ангел радостен, когда для души её открылся рай.
Читайте также: