Образ кнурова в бесприданнице с цитатами кратко

Обновлено: 21.11.2024

Мокий Парменыч — второстепенный персонаж сочинения А. Н. Островского, воплотивший образ пожилого дельца с большим состоянием. Если обратиться к словарю Даля, можно узнать о происхождении его фамилии. Кнур — это кабан, хряк, свиной самец. К этой же породе драматург относит и богача, дав ему «говорящую» фамилию — Кнуров.

Миллионер представляет высшее купеческое сословие, не имея знатного происхождения и титула. Мнение строгого купца считают важным, а его самого характеризуют как элиту местного общества. В произведении Гаврило говорит об этом персонаже как об истинном представителе «чистой публики» города Бряхимова. У него нет проблем с деньгами и большие связи («Для меня невозможного мало»).

В начале пьесы сразу понятно, что Мокий Парменыч заботится о своем здоровье и значении в обществе. Он подолгу гуляет для аппетита, может посидеть в кофейне. Читает французские газеты, вникая в биржевые таблицы и сводки, периодически меняет чай на шампанское. Во время пребывания в тихом городке на Волге каждый его последующий день напоминает предыдущий.

Отношение к людям

Находясь на высокой общественной ступени, богач презирает всех, кто беден. С людьми низшего круга он неразговорчив, относится к ним пренебрежительно и не скрывает этого. Общается, по его словам, только с двумя-тремя людьми в городе. Этого вполне достаточно, поскольку живет он здесь периодически, не останавливаясь надолго. Да и не приезжал бы, но обязывают дела. Все свободное время купец проводит в Москве, Петербурге и за границей, где дышится привольно и есть с кем перемолвиться словом.

В круг контактов купца в Бряхимове входят:

  1. Василий Вожеватов — молодой успешный купец. Общение с ним нельзя назвать дружбой. Это партнерские отношения, основанные на взаимных интересах.
  2. Сергей Паратов — судовладелец, любимец женщин. Тоже нечастый гость в городе, любит вести праздный образ жизни. Часто устраивает увеселительные прогулки на своем пароходе под названием «Ласточка».
  3. Семья Огудаловых. Представительницы обедневшего дворянского рода Харита Игнатьевна, вдова средних лет и ее дочь Лариса. В доме у них часто собираются компании молодых людей, однако замуж девушку никто звать не спешит. Она красива, но бедна. Ее судьба — выйти за такого мелкого человека, как Карандышев, или стать игрушкой в руках богача. Однако мать не теряет надежды подобрать ей пару. Удалось же ей пристроить двоих старших дочерей, которых пришлось растить одной после кончины мужа Дмитрия.

В характеристике Кнурова можно отметить, что купец по-своему добр. Однако взаимоотношение между ним и окружающими строится на принципах выгоды. Посочувствовать и оказать небольшую помощь он может. Однако ничего не делает бескорыстно — нужно, чтобы он был заинтересован в человеке или возможной выгоде от своих поступков.

Высокомерие ярко проявляется в отношении между Кнуровым и мелким чиновником Карандышевым. Богач откровенно презирает человека, который не смог добиться положения в обществе, но при этом ведет себя вызывающе.

Кнуров и Лариса Огудалова

Дом бедной вдовы и ее дочери — нечастое место для посещения купца по причине того, что там собираются люди, неприятные ему. Однако красивая и талантливая девушка манит своей неискушенностью. Будучи женатым, он понимает, что может взять ее только на содержание. Став «другом» семьи, Мокий Парменыч оказывает финансовую помощь, оплачивает траты на украшения и подготовку к свадьбе с Карандышевым.

Давая деньги Харите Игнатьевне, купец намекает, что если Лариса передумает выходить замуж, он готов оказать содействие в ее судьбе. По-своему он желает ей счастья и осознает, что легкой жизни с унылым чиновником она не увидит. По его мнению, такой роскошной девушке быстро наскучит полумещанская жизнь со скрягой и бедняком, и Кнуров желает избавить ее от этой участи.

Лариса очень нравится богачу. Он относится к ней как к вещи, сравнивает с «дорогим бриллиантом», но одновременно видит и умную красивую девушку, с которой не стыдно показаться в высшем обществе. Она обладает изящными манерами, хорошо играет на гитаре, красиво поет и при этом стройна, хороша лицом. Такая спутница стала бы объектом зависти, поэтому мысли о молодой Огудаловой не покидают мужчину.

В мечтах сластолюбца нет любви и нежности. В качестве его спутницы Лариса утратила бы свежесть и индивидуальность, стала бесчувственной равнодушной куклой. Игрушкой, о которой заботятся, а по ненадобности откладывают в сторону.

Жизнь предоставляет мужчине шанс стать спутником красавицы. После безнравственного поступка Паратова он с Василием Вожеватовым разыгрывает, кому везти девушку в Париж на выставку. Удача в орлянке на стороне Кнурова, и он требует с соперника купеческое слово, что тот не будет претендовать на Ларису. Отношение к этому краткому обязательству намного серьезнее, чем мнение девушки.

Ларисе приходится согласиться на предложение купца, который торжествует. Однако его бесчестным планам мешает Карандышев, который в порыве ревности убивает несостоявшуюся жену. В Париж богач, скорее всего, отправится один или найдет новый объект для своих притязаний.

Роль купца в сюжете пьесы

Мокий Парменыч присутствует во всех значимых событиях произведения, не оказывая существенного влияния на поступки героев. Лишь сцена с игрой в орлянку смогла бы повлиять на судьбу Ларисы, но помешала ревность Карандышева. Когда богач предложил ей поездку и содержание, героиня приняла его предложение (цитатно — «Я вещь»).

Возможно, в Париже девушка смогла бы почувствовать радость жизни или встретить молодого покровителя. Она поняла, что особой судьбы таким как она, бесприданницам, ждать не приходится. Нужно вовремя использовать свои главные достоинства — красоту и молодость.

Характеристика Кнурова была бы неполной без его многозначительных речевых цитат:

  1. «В таких случаях доброго друга, каков я, солидного, прочного, иметь необходимо».
  2. «Стыда не бойтесь, осуждений не будет. Есть границы, за которые осуждение не переходит; я могу предложить вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать и разинуть рты от удивления»
  3. «Я бы ни на одну минуту не задумался предложить вам руку, но я женат».

Всесильный богач Кнуров пресыщен деньгами, которые извратили его мышление. Для него объектом купли-продажи стали не только вещи, но и люди. Подобное отношение к Ларисе можно считать основой трагедии пьесы.

Следующая цитата

"С кем ему разговаривать? Есть человека два-три в городе, с ними он разговаривает, а больше не с кем; ну, он и молчит. Он и живет здесь не подолгу от этого от самого; да и не жил бы, кабы не дела. А разговаривать он ездит в Москву, в Петербург да за границу, там ему просторнее."

Кнуров читает французские газеты:

". садится к столу, вынимает из кармана французскую газету и читает."

Старику Кнурову очень нравится молодая красавица Лариса Огудалова:

Кнуров женат и не может жениться на Ларисе, поэтому он надеется, что однажды девушка станет его любовницей:

"Я бы ни на одну минуту не задумался предложить вам руку, но я женат."

Кнуров надеется, что Лариса, выйдя замуж, бросит мужа и станет его любовницей:

"Хорошо, если она догадается поскорее бросить мужа и вернуться к вам."

Кнуров якобы жалеет Ларису в ее тяжелой ситуации, но в конце концов он преследует только свои интересы и мало думает о счастье Ларисы:

"Так посудите, каково ей, бедной!"

После ночи на пароходе господин Паратов бросает Ларису. Кнуров и Вожеватов решают воспользоваться случаем. Теперь, когда честь Ларисы потеряна, ей лишь остается стать чьей-нибудь любовницей. Кнуров и Вожеватов бросают жребий. Согласно жребию, Кнуров получает "право" быть с Ларисой:

"Да вот, лучше всего. (Вынимает из кармана монету и кладет под руку.) Орел или решетка?"

К сожалению, этот жребий показывает, что ни Кнуров, ни Вожеватов не уважает Ларису и что оба относятся к ней как к вещи:

Выиграв жребий, Кнуров предлагает Ларисе ехать с ним в Париж, стать его любовницей и содержанкой:

"Я только желаю вам добра и счастия, чего вы вполне заслуживаете. Не угодно ли вам ехать со мной в Париж, на выставку? <. > И полное обеспечение на всю жизнь?"

"Стыда не бойтесь, осуждений не будет. Есть границы, за которые осуждение не переходит; я могу предложить вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать и разинуть рты от удивления."

Кнуров обещает Ларисе роскошную жизнь, если она станет его любовницей. Он обещает, что никто не будет говорить о ней плохо, так как он сделает ее очень богатой:

"Если вам будет угодно благосклонно принять мое предложение, известите меня; и с той минуты я сделаюсь вашим самым преданным слугой и самым точным исполнителем всех ваших желаний и даже капризов, как бы они странны и дороги ни были. Для меня невозможного мало."

Оказавшись в безвыходной ситуации, Лариса соглашается ехать с Кнуровым в Париж и стать его любовницей:

Однако Кнуров не успевает увезти Ларису в Париж. Жених Ларисы, господин Карандышев, убивает ее в ту же ночь:

"Так не доставайся ж ты никому! (Стреляет в нее из пистолета.)"

Это был образ и характеристика Кнурова в пьесе "Бесприданница" Островского: описание в цитатах.

Следующая цитата

Создание пьесы относится к периоду, когда Александр Николаевич Островский работал судьей в Кишенемском уезде и рассматривал много неординарных дел. Из наиболее резонансных и криминальных писатель черпал сюжеты произведений. Его очень задело одно из событий, происшедшее в уезде, когда местный житель по фамилии Коновалов убил супругу.

Так и в пьесе «Бесприданница» Карандышев убил невесту из ревности. Однако косвенной причиной его поступка стали события, которые произошли накануне с участием барина, Сергея Сергеевича Паратова. Это один из основных действующих лиц произведения, яркий, богатый и уверенный в себе молодой мужчина. Обладая харизмой, настойчивостью и привлекательной внешностью, он стал человеком, который подтолкнул Ларису Огудалову к гибельной пропасти.

Описание героя

Характеристика Паратова строится на его образе жизни, поступках и отношении к людям. По сюжету это молодой барин немного за 30, с эффектной внешностью и привычкой кутить на широкую ногу. В любом месте, где появляется, он всегда оказывается в центре внимания. Обладатель представительной внешности и тугого кошелька одним своим видом легко завоевывает дамские сердца. Однако в нем есть и отрицательные черты, которые герой не демонстрирует, но и не пытается скрыть, рассуждая о них в монологах.

Во время первого появления в пьесе (пятый акт первого действия) барин предстает в образе человека, щепетильно следящего за своей внешностью и понимающего, что «встречают по одежке». Он держится с достоинством, но лишен высокомерия и презрения к людям, которые ниже по социальному статусу. На равных он общается со слугами, владельцами магазинов и кофеен, щедро награждает людей более низкого сословия за оказанные услуги.

Согласно анализу цитат из произведения, героя можно охарактеризовать следующим образом:

  • человек с большими усами — так он говорит о себе;
  • любитель роскоши и шика;
  • во всем ищет выгоду;
  • не отказывает себе в удовольствии сорить деньгами и проматывать солидные суммы.

Балагур и весельчак

Представая в образе общительного и балагуристого человека, Сергей нередко говорит поговорками, свойственными речи простых людей. Он ценит свою свободу и ни от кого не зависит, играет с людьми. Однако его возвращение в Бряхимов, где происходят события, вызвано намерениями продать пароход «Ласточка» купцу Василию Вожеватову.

События складываются так, что ему нужно быстрее совершить сделку и возвращаться к богатой невесте, за которую дают в приданое золотые прииски.

«Ласточку» можно назвать «детищем» Паратова. В свое время Сергей Сергеевич вложил много душевных сил и средства в пароход. Однако на вопрос господина Мокия Парменовича Кнурова о том, не жалеет ли он о грядущей сделке, Паратов в свойственной ему легкомысленной манере отвечает, что «если он найдет выгоду, продаст что угодно», а чувство жалости ему не знакомо. Он готов забрать хорошее вознаграждение и напоследок хорошенько погулять, ведь впереди его ждут оковы брака, которые пуще неволи.

Жизненные ценности

То, каковы нравственные принципы Паратова, читателям пьесы и ее зрителям становится ясно с развитием событий. Несмотря на учтивое отношение к людям, заметно, что он равнодушен и бессердечен ко всему, кроме денег. Только они дают ему свободу и возможность жить в свое удовольствие. Властный и сильный человек, у которого «все схвачено», никого не боится и всегда добивается своего. Ему не важно, что при этом разбиваются сердца и ломаются судьбы.

Из дальнейших цитат в произведении можно узнать о жизненной позиции и системе ценностей персонажа следующее:

  • промотавшийся кутила, развратник;
  • сложный, непредсказуемый, «мудреный» человек;
  • бессердечный и жестокий («сердца нет, от того он и смел»);
  • привык жить в веселье и праздности («тетенька, живу весело»);
  • легкомысленный, способный на безрассудство (хотел обогнать «самолет», когда спешил в город, но разумный машинист отказался потакать его желаниям; стрелял в монету, которая была у Ларисы в руках);
  • не лишен чувства гордости;
  • никогда ничего не прощает, но при этом называет себя незлопамятным;
  • ни над чем долго не задумывается, поскольку для него нет ничего святого.

О бессердечности Сергея Сергеевича можно судить по тому, как в его окружении появился Робинзон. Проплывая мимо необитаемого острова со своей командой, он увидел двух людей. Высадившись, он забрал с собой лишь артиста Счастливцева с целью, чтобы тот развлекал его в пути.

Ради развлечения Паратов легко спустит крупную сумму на понравившуюся женщину, не испытывая при этом любви и уважения. Он расточителен, в силу своего характера любит веселье и праздность. Ради спокойной и сытой жизни пойдет на все, даже на женитьбу на нелюбимой женщине.

Сергей и Лариса

За год до описываемых событий у Паратова было долгое увлечение Ларисой Огудаловой — девушкой бедной, но из хорошей семьи. Роман захватил молодых людей, и лишь спешный отъезд по делам поместья остановил его развитие. О том, почему Лариса увидела в Паратове идеал мужчины, догадаться несложно. Девушка устала от убожества и серости полунищенского существования, которое ее мать пыталась скрыть от посторонних глаз. Она была окружена богатыми мужчинами, однако никто из них не хотел жениться, поскольку она — бесприданница. Красавец Паратов же дал эту надежду, но уехал без объяснений.

Вскружив Ларисе голову и говоря слова, которые мечтают услышать все барышни, Паратов вряд ли испытывал глубокие чувства. Он всегда был способен на обман, однако по неопытности девушка видела только лучшие стороны мужчины. Ей не приходило в голову, что красавец-богач с умными речами и прекрасными манерами может быть плохим человеком. Она смогла его полюбить. На деле Паратов не был благородным рыцарем и превыше всего ставил деньги. Многие знали об этой черте характера Сергея Сергеевича, но не предупредили Ларису, тем самым подтолкнув ее к гибельной черте.

Спустя год, Паратов мог бы и не появиться в доме Огудаловых. Тем более он намеревался провести сделку, отметить ее в обществе купцов и тотчас уехать из города. Однако известие о свадьбе Ларисы с небогатым чиновником Юлием Капитоновичем Карандышевым задело его самолюбие. Он немедленно решил искать встречи с ней, понимая, что общение вызовет новые страдания. Однако в разговоре с Василием, сообщившем новость о свадьбе, он кратко выразил искреннюю радость за Ларису.

Во время званого обеда, который давал Карандышев в честь Ларисы Дмитриевны, становится видно, насколько Паратов и жених Ларисы разные люди.

Карандышев тщеславен, пытается глупыми речами привлечь внимание Кнурова и Вожеватова, вызывая у них только насмешку. Однако жених Ларисы не замечает этого. Он желает блеснуть Ларисой и не видит своего ничтожества, подчеркивая его еще больше своим поведением.

Девушка чувствует себя неловко, и в тот самый момент является Паратов, который для нее — идеал мужчины. Ему не нужно доказывать свое значение в обществе. Он хладнокровен, красив и уверен в себе. О Карандышеве он бросает фразу: «А еще разговаривает, гусь лапчатый».

Отношение к Карандышеву

Карандышев и Паратов — соперники, что выражается в нескрываемой неприязни. Общее у них лишь то, что Лариса нужна им для удовлетворения тщеславия. Однако между героями большая социальная пропасть: Сергей — «хозяин жизни», Юлий Капитоныч — «маленький человек». Однако как у жениха у него больше преимуществ. На званом обеде он пытается утвердиться в положении будущего мужа и властелина, запрещая невесте петь.

По отношению к Карандышеву барин использует свое главное правило из таблицы ценностей — «никому не прощать, а то страх забудут, забываться станут». Напоследок он пьет с ним на брудершафт по стакану коньяка, от чего и без того пьяный Карандышев падает без чувств. Паратов не прощает жениху Ларисы его пренебрежительного отношения к бурлакам, желание утвердиться за счет неудавшегося обеда.

В последующем разговоре наедине с Ларисой он добивается от девушки признания в любви. Этот поступок льстит его тщеславию и не более. Однако неопытная в любовных делах девушка слишком взволнована и не понимает этого. Свое восхитительное чувство она выражает фразой: «Вы — мой повелитель» и легко решается на роковой побег со званого обеда.

Вечер и ночь в компании Ларисы проходит, как яркий мимолетный сон. Наутро происходит сцена объяснения. Во время диалога Паратов признается, что поддался временной слабости. Он не намерен жениться на девушке, которую обесчестил, ведь она бедна.

Мужчина говорит прямо, что обручен, чем причиняет Огудаловой невыносимую боль. Она прогоняет его, понимая, что стала игрушкой в опытных мужских руках.

Образ Паратова в «Бесприданнице» резко отрицательный. С его появлением рушится хрупкое душевное спокойствие главной героини. Своим напором и жестоким поступком он разрушает жизнь Ларисы и ее жениха, который убивает невесту из ревности.

Следующая цитата

Лариса Дмитриевна Огудалова происходит из порядочной, но обедневшей семьи. Её отец умер. Она живёт с матерью Харитой Игнатьевной, которой уже удалось выдать замуж двух старших сестёр Ларисы, однако их брак нельзя назвать удачным. Из-за бедности каждая из них столкнулась с несчастьем: одна вышла замуж за иностранца, который на самом деле оказался шулером, вторую увёз какой-то горец, который, возможно, даже не довёз её до Кавказа, зарезав по дороге от ревности.

Лариса не хочет для себя такой же трагической судьбы. Она мечтает о настоящей любви, но пока она вынуждена участвовать в частых приёмах, которые в их доме проводит её мать ради счастья дочери. Их посещают потенциальные женихи, которых девушка должна развлекать своими романсами, любезностями, улыбками, шутками и танцами. Однако Ларису крайне тяготит общество людей, которые видят в ней только красивую игрушку и развлечение. Никто не задерживается в их доме с серьёзными намерениями.

В произведениях Островского многие имена, фамилии и отчества персонажей являются говорящими. Много таких имён и в «Бесприданнице»:

  • Имя Ларисы с греческого — «чайка».
  • Значение фамилии Огудалова связано со словом «огудать» — обмануть, обольстить, надуть. Сама Лариса жестоко обманывается в своих мечтах и надеждах.
  • Имя и отчество матери Ларисы связано с цыганским колоритом: Харитами в давние времена называли красивых изящных цыганок из хора, а Игнатами именовали в Москве каждого цыгана. Дом Огудаловых в пьесе как раз сравнивают с цыганским табором за счёт того, что там постоянно устраиваются приёмы с большим количеством людей.

Образ и характеристика героини

Образ Ларисы Огудаловой в пьесе «Бесприданница» очень яркий и запоминающийся. Это утончённая, нежная, обворожительная молодая девушка с тонкой душевной организацией и богатым внутренним миром. В пьесе о её внешности говорится мало: «одета богато, но скромно», в основном её описание складывается по реакции остальных героев. К примеру, цитатный образ можно составить с помощью следующих высказываний:

  • «…барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поёт…»;
  • «…с детства она окружена поклонниками, которые восхваляют ее в глаза при каждом удобном случае».
  • «К кому расположена, нисколько этого не скрывает».

Её основные отличительные качества — уникальная способность глубоко чувствовать и по-настоящему сильно любить. Однако именно они в итоге сыграли с ней злую шутку. Другие присущие ей черты характера:

  • честность, открытость, искренность;
  • неумение быть с человеком не по любви;
  • скромность и порядочность;
  • романтичность и умение мечтать, уходить от жестокого реального мира в мир фантазий;
  • талант, начитанность, музыкальность.

Огудалова умеет танцевать, петь романсы, обладает хорошим голосом, чем привлекает публику. Но все видят только оболочку, никто не пытается интересоваться её внутренним миром. Её не понимает даже собственная матушка, которая считает, что важнее всего — поскорее выдать дочь замуж за богатого, а для этого можно притворяться и лгать, причём чувства дочери совершенно её не волнуют. Мать и дочь очень разные, они имеют различные жизненные ценности.

Лариса не принимает позицию матери о выгодном замужестве, но, имея превосходное воспитание, не смеет перечить и ослушаться, поэтому улыбается гостям и развлекает их своим обществом. При этом в душе она мятежница, но её эмоции и помыслы не находят выхода, она не вольна выбирать собственную судьбу. Она — крайне противоречивая фигура в литературе, но именно этим и привлекает.

Отношения Ларисы с другими персонажами

За свою жизнь юная Лариса столкнулась с жестокими людьми, каждый из которых не видел в ней настоящую личность и желал использовать её в своих интересах. Это в итоге и привело к трагедии. В таблице можно выделить персонажей, так или иначе повлиявших на жизнь девушки, и кратко рассказать о них:

Сергей Сергеич Паратов Привлекательный делец из судохозяев, который около двух месяцев посещает приёмы в их доме. Он кажется Ларисе настоящим идеалом мужчины, способным изменить её жизнь к лучшему. В нём она видит образ лирического героя из романтических сочинений, которыми она так очарована.
Юлий Капитоныч Карандышев Небогатый чиновник с уязвлённым самолюбием, стремящийся за счёт брака с Огудаловой самоутвердиться и укрепить своё положение в обществе состоятельных и расчётливых дельцов. Имеет к Ларисе чувства, но она не принимает их. Он мелочен и смешон в своих попытках примкнуть к кругу тех, кем он никогда не сможет стать. Он становится ещё более ничтожным в глазах девушки, когда пытается сравняться с Паратовым.
Мокий Пармёныч Кнуров Пожилой человек с очень большим состоянием, также часто посещающий дом Огудаловых. Он женат, но надеется, что Лариса Дмитриевна, забыв о чести, может стать его любовницей и содержанкой. Он подлый и бессердечный человек, думающий только о собственных интересах.
Василий Данилыч Вожеватов Молодой человек из представителей богатой торговой фирмы, купец. С Ларисой знаком с раннего детства, они ещё маленькие вместе играли, поэтому она считает его родным и слепо доверяет ему, чем он и пользуется. Он хитрый, подлый и безнравственный, думающий лишь о личной выгоде и равнодушный к бедам подруги детства. При этом ему нравится бывать дома у Огудаловых, но жениться он не намерен.

Трагедия судьбы Огудаловой

Вскружив голову Ларисе Дмитриевне и отбив потенциальных женихов, Паратов уезжает из их уездного городка, оставив её с болью в сердце и пустыми надеждами. Она уже «отравлена» им и не может излечиться от этой любви. Но ей ничего не остаётся, кроме как выйти замуж практически за первого встречного, предложившего ей руку и сердце — Карандышева, хотя она и осознаёт, что он не ровня ей. Он кажется ей жалким и ничтожным, а брак с ним — унизительным.

Она чувствует, что приговорена к печальной жизни с мелким чиновником, тянущей её на самое дно всё дальше от той романтики и красоты, к которой так тянется её душа. Для неё это невыносимо.

Кроме того, героиню раздражает то, что Карандышев пытается сравниться с Паратовым. Она говорит ему: «С кем вы равняетесь!», не хочет участвовать в его честолюбивых идеях вроде претенциозного обеда, а также наедине открыто говорит ему, что пока не любит его, он намного ниже Паратова, а за Сергеем Сергеичем она пошла бы по первому зову.

Разумеется, когда Паратов опять приезжает в город, Лариса стремится снова его увидеть, ведь её чувства к нему никуда не исчезли. Она хочет сама решить свою судьбу и примкнуть к красивому романтичному миру, из которого, как ей кажется, происходит её возлюбленный. Она полагает, что путь к этому миру лежит через столь же романтичный, безрассудный и эффектный поступок, который она опрометчиво совершает, отправившись с о своим любимым на ночную прогулку по Волге в мужской компании. В этот момент она счастлива и вновь очарована, снова строит планы на будущее и надеется на счастье.

Однако на самом деле её возлюбленный оказывается таким же жестоким, подлым и бессердечным человеком, совершающим поступки в личных интересах и ради своей выгоды. Он сообщает ей, что обручён: в этот страшный момент судьба Ларисы Огудаловой трагическим образом решается.

Героиня не понимает, почему Паратов не сказал ей об этом раньше. Но она знает, что теперь, после ночи с ним, её девичья честь утрачена навсегда. Согласно нравам того времени, её больше не возьмёт замуж ни один достойный господин.

Между тем Вожеватов и Кнуров мечут жребий, кому она достанется в качестве содержанки. Но ей уже всё равно, она становится абсолютно равнодушной к собственной судьбе и вскоре заявляет Карандышеву, что выберет кого угодно, пусть даже Кнурова, но не его. Тогда тот стреляет в неё из-за ревности, воскликнув фразу, ставшую довольно известной цитатой: «Так не доставайся же ты никому!».

Перед смертью героиня благодарит его за свою гибель, ведь жизнь в мире холодных расчётливых дельцов была для неё мучением. Она не решилась бы на самоубийство, о котором, возможно, подумывала, а выпущенная в неё пуля стала для неё спасением.

Драма Ларисы Огудаловой заключается в том, что она, будучи чувственной, тонкой и романтичной натурой, оказывается в жестоком и примитивном мире, где материальное вытесняет духовное. Люди думают только о деньгах, положении в обществе и развлечениях, а тех, кто по-настоящему умеет любить, мечтать и чувствовать, остаётся всё меньше, да и они чаще всего несчастны. В произведении автор затрагивает тему соотношения человеческих чувств и холодного расчёта, показывая, что существование чувственных и душевных людей, столкнувшихся с жестокостью и бесчеловечностью, может окончиться трагедией.

Перед смертью Огудалова понимает, что в мире, где деньги и вещи ценятся выше чувств, она и сама стала красивой вещью, за которую борются мужчины как за ценный приз. Об этом она говорит в своём монологе: «Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек. Наконец, слово для меня найдено», «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова».

Если бы Лариса имела более жёсткий характер, то она, возможно, приспособилась жить в таком мире, прогнулась под него. Но она является человеком высоких моральных качеств, а её душа намного чище, чем у всех остальных персонажей пьесы. Поэтому она с благодарностью принимает смерть как избавление, погибая под шумное цыганское пение. В смерти она видит освобождение от мира, в котором для неё нет и не будет счастья.

В последних строчках произведения, умирая, героиня подбирает пистолет, чтобы всё выглядело как самоубийство, напоследок говорит, что ни на кого не жалуется и не обижается, а всех подоспевших на место действия называет хорошими людьми. В этом, опять же, можно увидеть настоящую чистоту и красоту её души.

Читайте также: