Цитаты апостола андрея первозванного
Обновлено: 07.11.2024
Апостол Андрей Первозванный. 13 декабря
Святой апостол Андрей Первозванный первым из апостолов последовал за Христом, а затем привел к нему своего родного брата – святого апостола Петра (Ин.1:35-42). С юности будущий апостол, который был родом из Вифсаиды, всей душой обратился к Богу. Он не вступил в брак и вместе со своим братом занимался рыболовством. Когда над Израилем прогремел глас святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, святой Андрей стал его ближайшим учеником. Святой Иоанн Креститель сам направил двух своих учеников, будущих апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова, ко Христу, указав, что Он есть Агнец Божий.
После Сошествия Святого Духа на апостолов святой Андрей отправился с проповедью Слова Божия в восточные страны. Прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, дошел до Дуная, прошел побережье Черного моря, Крым, Причерноморье и по Днепру поднялся до места, где стоит теперь город Киев. Здесь он останавливался у Киевских гор на ночлег. Встав утром, он сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей». Апостол поднялся на горы, благословил их и водрузил крест. Помолившись, он поднялся еще выше по Днепру и дошел до поселений славян, где был основан Новгород. Отсюда апостол прошел через земли варягов в Рим для проповеди и вновь вернулся во Фракию, где в небольшом селении Византии, будущем могучем Константинополе, основал христианскую Церковь. Имя святого апостола Андрея связывает мать – Церковь Константинопольскую с ее дочерью – Русской Церковью.
На своем пути Первозванный апостол претерпел много печалей и мук от язычников: его изгоняли из городов, избивали. В Синопе его побили камнями, но, оставшись невредимым, верный ученик Христов неустанно нес людям проповедь о Спасителе. По молитвам апостола Господь совершал чудеса. Трудами святого апостола Андрея возникали христианские Церкви, которым он ставил епископов и священство. Последним городом, куда пришел Первозванный апостол и где ему суждено было принять мученическую кончину, был город Патры.
Многие чудеса Господь явил через ученика Своего в городе Патры. Недужные исцелялись, слепые прозревали. По молитве апостола выздоровел тяжело больной Сосий, знатный горожанин; наложением апостольских рук исцелилась Максимилла, жена правителя Патрского, и его брат Стратоклий. Совершённые апостолом чудеса и его пламенное слово просветили истинной верой почти всех граждан города Патры. Немного оставалось язычников в Патрах, среди них был правитель города Эгеат. Апостол Андрей не раз обращался к нему со словами Благовестия. Но даже чудеса апостола не вразумляли Эгеата. Святой апостол с любовью и смирением взывал к его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня. Разгневанный Эгеат приказал распять апостола. Язычник думал опорочить проповедь святого Андрея, если предаст его смерти на кресте, который прославлял апостол. С радостью принял святой Андрей Первозванный решение правителя и с молитвой ко Господу сам взошел на место казни. Чтобы продлить мучения апостола, Эгеат приказал не прибивать руки и ноги святого, а привязать их ко кресту. Два дня апостол с креста учил собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие его, всей душой сострадали ему и потребовали снять святого апостола с креста. Испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь. Но святой апостол стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. Как ни пытались воины снять апостола Андрея, руки им не повиновались. Распятый апостол, воздав Богу хвалу, произнес: «Господи, Иисусе Христе, приими дух мой». Тогда яркое сияние Божественного света осветило крест и распятого на нем мученика. Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою святую душу Господу († 62). Максимилла, жена правителя, сняла со креста тело апостола и с честью погребла его.
Несколько столетий спустя, при императоре Константине Великом, мощи святого апостола Андрея были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого евангелиста Луки и ученика апостола Павла – апостола Тимофея.
Слово на день Святого Всехвального Апостола Андрея Первозванного.
Яко ничтоже имуще, а вся содержаще (2 Кор. 6, 10).
В другой раз Иисус, проходя близь моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков, и они, тотчас оставивши свои сети, последовали за Ним. Вот сказание Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и Евангелиста Марка о призвании Апостола Андрея (Иоан. 1, 35-41; Марк. 1, 16-18).
Пробыв со Христом один день и услышав от Него словеса Божественной премудрости и домостроительства нашего спасения, Апостол Андрей оставил все, что имел в мире, дом, родных, рыбный промысл и все небольшое состояние, сделался ничтожеимущим, стяжав самое драгое, незаменимое и вечно-жизненное сокровище – веру во Христа, – и безвозвратно и усердно последовав за Ним до конца жизни своей.
Отчего в России некоторые храмы воздвигнуты в честь и память Св. Апостола Андрея? Потому что он, по преимуществу, наш российский Апостол, как это известно из несомненных сказаний – предания и истории и, между прочим, из сказания нашего российского летописца преподобного Нестора Печерского. Он говорит, что Апостол Андрей, плыв со своими учениками по реке Днепру, достиг гор Киева, вышел с ними на берег, поднялся на гору, тогда еще пустынную, поставил деревянный крест и сказал ученикам своим в пророческом духе: видите ли горы сия? На них воссияет благодать Божия, и град велик имать быти, и церкви многи имать Бог воздвигнути. По достоверному преданию, он обошел с проповедью многие места нынешней России, которые тогда еще не назывались Россиею, потому что еще не было тогда Российского Государства, а назывались Скифией, а народ – русью. Итак, Апостол Андрей – по преимуществу русский апостол, и ему посвящен храм в Киеве; есть храм в Петербурге во имя его, и у нас в Кронштадте, и в разных местах России. В честь его установлен высший орден Андрея Первозванного, составляющий неотъемлемую принадлежность лиц Царствующего Дома и жалуемый самым высокопоставленным заслуженным лицам.
Приведя это предварительное сказание, теперь побеседуем по поводу приведенных в начале слов, которые сказал Св. Апостол Павел об апостолах вообще: яко ничтоже имуще, а вся содержаще, то есть мы ничего не имеем, а всем обладаем.
Что значит: ничего не иметь, и в тоже время всем обладать? Значит – не иметь достояния или имения земного: ни дома, ни денег, ни лишней одежды, ни мирских связей, ни мирских друзей, или помощников и заступников, ни учителей мирских, ни врачей на случай болезни, словом — никакого земного обеспечения; не иметь ни малейшего пристрастия ни к кому и ни к чему земному, даже к отцу и матери – ни к чему, что прельщает и привязывает к земле обыкновенных, мирских людей. Что значит: всем обладать? Значит – обладать, прежде всего, благодатью Божиею и всякими дарованиями Божиими: даром благодатного всепобеждающего и всепокоряющего Слова, даром веры, даром совершенной любви к Богу и ближнему, даром мира Божия в душе, даром жизни горней на земле, беспечальной, полной совершенного упования во всем на Бога, даром чудес всяческих: исцелять всякие болезни, прогонять бесов, воскрешать мертвых, презирать всякие бедствия и скорби земные и самую жизнь, как преходящую и имеющую смениться жизнью вечною. Вот что значит всем обладать. И апостолы, действительно, не имея ничего на земле и ни малейшего пристрастия к чему либо земному, обладали всем – всяким богатством духовным, всякою силою духовною; всяким утешением духовным; все же земное считали за сор, за прах, за дым исчезающий, потому что имели живущего в себе Самого Бога, совершавшего чрез них бесчисленные чудеса и спасшего чрез них бесчисленное множество людей. Они обладали всем миром и повелевали всей твари: бесов прогоняли, всякие болезни исцеляли, смерть попирали, воскрешали мертвых, как бы пробуждая их от сна; вся природа преклонялась пред ними по воле и заповеди Господа, Которому они были искренними слугами, хотя потом и сами вкусили насильственную смерть от людей, подобно Господу своему, благоволившему принять смерть от рук беззаконных и злонравных Евреев, – и Своею смертью сокрушившему жало смерти всего рода человеческого.
Так, возлюбленные, и все искренно верующие в Бога и ради Его отвергшиеся всякого мирского пристрастия, – не имея ничего и никакого пристрастия житейского, – всем обладают, всякою благодатью Божию, так как имеют в сердце своем Самого Бога, и богаты Богом, миром Божиим, истинною свободою духовною, потому что совершенно свободны от рабства страстям плоти и духа; богаты животом вечным, в них пребывающим и, живя телом на земле, духом пребывают на небесах, и говорят: наше житие на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его (Флп. 3, 20-21). Аминь.
Следующая цитата
13.12.2018 6467 Автор: Протоиерей Виталий КУЗЬМИНСегодня мы чтим память святого апостола Андрея Первозванного. Апостол Андрей так же, как и его брат, апостол Петр, был родом из Вифсаиды. Вифсаида — это небольшой рыбацкий городок, расположенный на берегу Генисаретского озера. Через некоторое время они переехали в Капернаум, где жили одной семьей: старший брат Симон (будущий апостол Петр) с женой и тещей, и младший брат — холостяк Андрей. Нужно отметить, что в I веке немногие благочестивые иудеи выбирали безбрачие.
У Андрея было непреодолимое желание служить Богу, и он отправился на юг, чтобы послушать проповедь отшельника Иоанна Крестителя. Андрей принадлежал к той части израильского народа, которая ждала пришествия Мессии. Он идет к Иоанну Крестителю, который говорит: «Я могу приготовить путь Мессии». И на берегу Иордана Андрей встретил Христа, о Котором Иоанн Креститель сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи всего мира!». Андрей, который ждал этой встречи, тут же устремился ко Христу и задал Ему вопрос. Вопрос был не богословским и не философским. И это не был вопрос с испытанием, какие любили задавать книжники и фарисеи. Андрей просто спросил: «Учитель, где Ты живешь?». Господь ответил: «Приди и посмотри». Андрей провел весь день со Христом, и стал Его первым учеником. Есть старое присловие о том, что никто не может отвернуться от мира и устремиться к вечности, если не увидит в глазах хотя бы одного человека сияние вечной жизни.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
В наше время бывает, что люди после встречи с богоносным человеком кардинально меняют свою жизнь. Отец Дмитрий Смирнов рассказывал, что когда он был студентом, у него с друзьями возникали мировоззренческие споры: «Я применял испытанный метод — поездку к Иоанну Крестьянкину. Я брал с собой своего сомневающегося друга, и мы ехали в монастырь к отцу Иоанну. Там особо не богословствовали: просто пили чай и общались. Но обратно человек возвращался уже глубоко верующим. Непонятно, как это удавалось отцу Иоанну. Но от него веяло такой любовью, что люди после общения с ним говорили: „Действительно, Бог есть. Его не может не быть“».
Андрей после общения со Христом понял, что перед ним истинный Мессия, и он вернулся в Капернаум, чтобы рассказать об этом брату. Он приехал домой и сказал: «Симон, мы нашли Мессию!». И мы знаем, что Симон тоже становится учеником Христа, ему дается даже новое имя — Петр. Симон становится первоверховным апостолом. Но дальше, когда мы читаем Новый Завет, мы видим, что Андрей как бы уходит на второй план. Упоминания о нем становятся редкими. Андрею Первозванному не суждено стать первоверховным апостолом, но у него своя роль. Он тот, кто постоянно приводит людей ко Христу. Сначала он привел ко Христу своего брата, а затем — неких эллинов.
Был еще интересный случай, когда послушать проповедь Христа пришли тысячи людей. День клонился к вечеру, люди утомились и проголодались, и Спаситель сказал своим ученикам: «Накормите вы их». Но апостолы были в замешательстве — они не знали, как накормить такое количество людей. Все растерялись, кроме Андрея. Именно Андрей нашел того мальчика, у которого было пять хлебов и две рыбки. Перед Андреем была поставлена задача, и он начал ее решать. Он рассудил так: «Ты сделай все возможное, что от тебя зависит, а невозможное сделает Бог». Он верил в то, что Господь способен накормить большое количество людей такими крохами. Действительно, вот эти пять хлебов и две рыбки умножаются Христом, и насыщаются пять тысяч человек.
Но потом, после Воскресения и Вознесения Христова, апостол Андрей, как и другие апостолы, идет по всему миру с проповедью Евангелия. Как гласит предание, апостол Андрей дошел до Киевских гор. Но самый заметный исторический след миссия апостола Андрея оставляет в небольшом городке Византии, который впоследствии стал огромным городом Константинополем.
Свой смертный час апостол встретил в малоазийском городе Патры. Его распяли на Х-образном кресте: руки и ноги туго привязали ко кресту, не прибивая гвоздями, чтобы продлить мучения. Но даже испытывая страдания, апостол еще три дня проповедовал с креста. Апостол Андрей очень многих привел ко Христу. И даже сейчас, в наше время, когда много неверия и много духовных соблазнов, слова апостола «Мы нашли Мессию!» по-прежнему актуальны. Они указывают нам, живущим уже в XXI веке, все тот же путь ко спасению — путь ко Христу.
Загадка для историков
Когда смотришь на события первого века, то невольно поражаешься. Испуганные ученики Христа, которые вчера прятались от властей «на конспиративных явках», вдруг совершенно бесстрашно начинают свою проповедь. На площадях и улицах, среди толп народа и на судах без тени сомнений они говорят одно: «Христос Воскрес!» Никакой галлюцинацией или массовым психозом невозможно объяснить ту уверенность, с которой они повторяют весть о Воскресении снова и снова.
Эти вчерашние рыбаки, крестьяне и сборщики податей, словно горящий факел понесут весть о Воскресении Христа по всем окраинам Римского мира. Их не будут пугать расстояния, языковые барьеры и враждебность окружающего мира. Они – свидетели. Для них – Христос жив! И пламя их уверенности, необъяснимого красноречия и полноты жизни во Христе очень скоро охватит весь мир.
Смерть за Христа
Неутомимый проповедник, апостол Андрей совершил несколько длительных миссионерских путешествий. Церковное предание рассказывает о том, что он побывал в Малой Азии, Фракии, Фракии, Македонии, Причерноморье и Скифии. Поэтому, русские князья и цари с особым трепетом относились к почитанию его памяти. Ведь он освятил своим присутствием их земли!
Мученическую кончину святой апостол Андрей принял в греческом городе Патры. К смерти неутомимого проповедника приложили руку римские власти. Проконсулу Эгату не понравилось, что жители города начали массово переходить в христианство. По его мнению, это грозило подорвать стабильность на вверенной ему территории.
А потому он отдал приказ казнить апостола. Мучителей не остановило даже то, что апостол Андрей был уже совсем старым человеком. Чтобы максимально опорочить христианское учение, солдаты распяли святого на кресте. По стойкому христианскому преданию, крест, на котором распяли апостола Андрея, имел форму римской буквы «Х». Именно с таким крестом его теперь принято изображать на иконах. А чтобы старец не умер от потери крови, мучители не стали пробивать его руки и ноги гвоздями, а привязали веревками к перекладинам.
Однако правитель просчитался. Распятый старец вызвал у жителей только сострадание. Не в традициях греков мучить философов! Целых два дня апостол кротко проповедовал им о воскресшем Христе. Шепот сострадания постепенно перерос в народный ропот, а затем в открытый бунт. Жители потребовали от правителя прекратить многодневную пытку. Проконсул Эгеат испугался и отдал приказ солдатам снять страдальца с креста. Но было слишком поздно. Распятый апостол с молитвой на устах предал свой дух Богу. Произошло это в 62 году Нашей Эры.
Тело апостола Андрея было с честью похоронено на местном кладбище. В 357 году его мощи перенесли в Константинополь, где долгие годы покоились в храме Святых Апостолов рядом со священными останками евангелиста Луки и апостола от семидесяти Тимофея. В 1208 году, после разграбления крестоносцами столицы Византийской империи, мощи Андрея Первозванного очутились в кафедральном храме итальянского города Амальфи. А два века спустя, по распоряжению Римского папы Пия II, честную главу святого апостола Андрея торжественно перенесли в Рим и положили в соборе апостола Петра.
Следующая цитата
Высказывания, цитаты Святых Отцев, священников, монахов, старцев как ныне живущих, так и почивших! Цитаты из Святого Писания!
Память
В Православной церкви издревле установлен день особого молитвенного почитания апостола Андрея Первозванного. Его памяти посвящены многочисленные русские храмы. 13 декабря во всех православных храмах пройдут праздничные богослужения, посвященные мученической кончине апостола Андрея.
Казалось бы, странно праздновать день смерти человека. Но для христиан смерть – не конец пути, а начало. Ничто не проходит бесследно. Если Христос слабых делает сильными, трусливых – бесстрашными, а рыбаков – мудрецами; это значит, что Его Воскресение – не вымысел. Воскресение Христово – факт, каким оно было для апостола Андрея и многих поколений христиан после него. А смерть – не более, чем сон перед рассветом общего Воскрешения.
Вот в чем дерзновение и надежда христианства. Вот о чем говорит житие святого апостола Андрея.
Далекая Палестина
Будущий апостол Андрей родился незадолго до Рождества Христова в Палестине, на берегу живописного Генисаретского озера. Влияние греческой культуры в этих местах причудливо переплеталось с ветхозаветными традициями, а потому иерусалимские ревнители веры относились к местным жителям с недоверием. По их мнению, жители Галилеи были недостаточно благочестивы. Не смотря на это, Андрей получил хорошее по тем временам религиозное образование. Он не только умел читать, писать и считать. Подобно своему брату Симону Андрей очень хорошо знал священную историю Ветхого Завета. Семья была верующей. Она очень внимательно следила за религиозным пульсом страны. И когда в округе разнесся слух, что возле Иордана появился новый Проповедник по имени Иисус, именно семья отправила Андрея проверить слухи. Так Андрей попал сначала в ученики к Иоанну Предтече, а затем был избран самим Христом для апостольской проповеди.
Первый ученик Христа
Церковное предание не даром зовет апостола Андрея «Первозванным». Он не только первым среди людей ответил на призыв Господа и пошел за Ним. Апостол Андрей был первым, кто признал в проповеднике Мессию – Спасителя мира. А после этого привел ко Христу своего брата Симона, будущего первоверховного апостола Петра.
Казалось, что все: на всех чаяниях и надеждах учеников поставлен жирный крест. Смерть Христа означала лишь то, что они жестоко обманулись. Он – не тот, за кого Себя выдавал, Он – не Царь и Спаситель, а просто несчастный человек! Апостолы смертельно боятся репрессий со стороны властей, в страхе они скрываются в одном из бесчисленных иерусалимских домов. Казалось, вместе с Иисусом под своды погребальной пещеры легла вся их жизнь…
Но в ночь с субботы на воскресение происходит нечто неожиданное. Женщины приносят странную весть: гроб пуст! Они якобы видели видение, им явился Ангел, Который сказал, что Христос – Он Воскрес! Ученики лишь пожимают плечами и жалеют бедных женщин, психика которых явно помутилась от горя. Апостолы Петр и Иоанн бегут к гробнице. А когда возвращаются, то к изумлению и замешательству остальных полностью подтверждают неслыханное известие. А потом Сам Воскресший проходит сквозь запертые двери и говорит: «Мир вам!». Невозможное – случилось. Так апостол Андрей, среди других, стал свидетелем Воскресения Христова.
Следующая цитата
Апостол России
Среди других, апостол Андрей Первозванный также отправился в путь. По жребию ему выпадает проповедовать во Фракии и Скифии. От берегов Средиземного моря лежали прямые торговые пути в греческие колонии в Крыму. Древние иудеи уже тогда активно занимались торговлей, а потому на территории Крыма их было не мало. Отсюда начинался путь в Скифию, которая согласно древнеримскому поэту Овидию, простиралась от Кавказских гор до Южного Буга. А потому нет ничего удивительного, что апостол Андрей именно в Крыму основал первые христианские общины.
13 декабря для всех русских людей считается особой датой, Россия встречает праздник святого апостола Андрея Первозванного – покровителя нашей страны.
Многие наши соотечественники привыкли считать имя Андрей исконно русским. Действительно, апостол Андрей считается святым покровителем России, высшая награда Российской империи называлась Орденом Андрея Первозванного, а флот уже четыреста лет плавает под Андреевским флагом.
Но на самом деле имя имеет греческие корни. С греческого языка Андреас – значит «мужественный». Оно было распространено в странах, где ощущалось влияние греческой культуры. Но по-настоящему популярным имя Андрей сделало христианство.
На английском оно звучит, как Эндрю. На немецком имя Андрей произносится как Андреас, на французском – Андре, а на румынском – Андраш. И всё это – транскрипции имени одного человека, который вошел в историю как апостол Андрей Первозванный.
Читайте также: