Работа актера над ролью цитаты
Обновлено: 06.11.2024
Секрет открыт. Он в том, что нельзя долго застревать на одном, без конца повторять избитое.
В искусстве прежде всего надо уметь видеть и понимать прекрасное.
сценическое действие должно быть внутренне обосновано, логично, последовательно и возможно в действительности.
для того чтобы отвлечься от зрительного зала, надо увлекаться тем, что на сцене.
На сцене нужно действовать. Действие, активность – вот на чем зиждется драматическое искусство, искусство актера.
на сцене нужно действовать – внутренне и внешне.
Потому что сознательное и верное рождает правду, а правда вызывает веру, а если природа поверит тому, что происходит в человеке, она сама примется за дело. Вслед за ней вступит подсознание и может явиться само вдохновение.
каждое наше движение на сцене, каждое слово должно быть результатом верной жизни воображения.
О режиссере
Нелегко воспитывать уже взрослых людей, которые хотят быть самостоятельными и учить других.
Раньше я отвечал, что режиссёр — это сват, который сводит автора и театр и при удачном спектакле устраивает обоюдное счастье тому и другому. Потом я говорил, что режиссёр — это повитуха, которая помогает родиться спектаклю, новому произведению искусства. К старости повитуха становится иногда знахаркой, многое знает; кстати, повитухи очень наблюдательны в жизни. Но теперь я думаю, что роль режиссёра становится всё сложнее и сложнее.
Либо вы (режиссёр) инициатор творчества, а мы (актёры) простой материал в ваших руках, попросту ремесленники, либо, наоборот, мы творим, а вы нам только помогаете. Иначе что же выйдет?
Об актере
Есть только одна причина неявки актера на спектакль – смерть.
Нет маленьких ролей, — есть небольшие актеры
Он думал, что он законченный актер, а оказалось он конченый актеришко.
Актер прежде всего должен быть культурным и понимать, уметь дотягиваться до гениев литературы.
Без данных и таланта не надо идти в драму.
Когда ты будешь играть доброго, — ищи, где он злой, а в злом ищи, где он добрый.
Об искусстве
Искусство — отражение и познание жизни; не зная жизни, творить нельзя.
Искусство должно раскрывать глаза на идеалы, самим народом созданные.
Подлинное искусство всех народов и веков понятно всему человечеству.
Не всякая правда - красота, но всякая красота - правда.
В искусстве можно делать многое, — лишь бы это было художественно-убедительно.
Не существует искусства, которое не требовало бы виртуозности, и не существует окончательной меры для полноты этой виртуозности.
Для детей нужно писать так же, как для взрослых, только еще лучше.
Фантазия, как и воображение, необходима художнику.
О разном
Для тех, кто не умеет одеваться, созданы моды.
Скрывание чувства еще больше разжигает его.
Итак, почти все цитаты Станиславского сосредоточены на темах театра и актерского мастерства. Из них нам трудно составить впечатление о его взглядах на более широкий круг человеческих вопросов.
О таланте и желании
Что такое талант? — Душа.
Талант - это желание работать, а во-вторых, работоспособность.
Если у тебя есть мастерства на сто тысяч франков, купи еще на пять су.
Воля бессильна, пока она не вдохновится желанием.
2. Об анализе пьесы и роли.
(Работа актера над собой. I – Одноименная глава)
Каким должен быть анализ.
“Я анализировал, изучал самого себя, Торцова, в предлагаемых обстоятельствах Хлестакова.
Вы видели, что я это делал не простым умственным, аналитическим путем, а изучал себя в условиях жизни роли, при непосредственном участии всех человеческих внутренних элементов, через их естественные позывы к физическому действию. Я не доводил действий до конца, боясь попасть на штампы. Но ведь главное – не в самом действии, а в естественном зарождении позывов к нему”.
(Статьи, речи, беседы, письма. – С. 627–628.)
О творчестве в процессе анализа.
(Горчаков. Режиссерские уроки. – С. 184-189.)
О подлинном значении пьесы; “течение дня”.
“Объявите всем актерам: основной метод – прием для работы над ролью в этой постановке – это идеальное знание течения своего дня.
“Течение дня” – как течет день, сегодняшний день – это будет мое основное требование к вам и к актерам в этой пьесе. Конечно, знать и следовать “течению дня” актеру необходимо, работая над ролью в каждой пьесе, я все больше убеждаюсь в этом, но репетировать комедию, да еще такую сложную по событиям, как “Женитьба Фигаро”, без абсолютного знания того, как течет этот “безумный день”, невозможно”.
(Там же. – С. 359; см. также с. 357–360.)
Образом анализа пьесы может служить “Режиссерский план Отелло”.
Следующая цитата
Надо уметь брать полезное. Недостатки перенимать легко, но достоинства – трудно.
Не менее важное значение имеет как для пластики, так и для выразительности тела выработка конечностей ног и рук, кистей и пальцев.
Гортанное гудение согласных должно накопляться и резонировать там же, где создаются и гласные. Там же они и смешиваются, сливаются с согласными, а после прорыва в губах звук вылетает двумя струями изо рта и из ноздрей, резонируя в том же резонаторе, где и гласная.
Оказывается, что вначале, при постановке звука, лучше всего тихо мычать в поисках правильного упора для голоса
Танцы не только выправляют тело, но и раскрывают движения, расширяют их, дают им определенность и законченность, что очень важно, так как укороченный куцый жест несценичен.
Кроме этого, акробатика окажет и другую услугу: она поможет вам быть ловчее, расторопнее, подвижнее на сцене при вставании, сгибаниях, поворотах, при беге и при разных трудных и быстрых движениях. Вы научитесь действовать в скором ритме и темпе, а это доступно лишь хорошо упражненному телу. Желаю вам успеха.
Приученность настолько нам необходима, что я прошу для окончательного признания узаконить ее особым флажком с надписью: «Внутренняя привычка и приученность».
1. О последовательности (порядке) в работе над ролью.
“Никогда не начинайте с результата”.
Актеру следует … “не думать о самом чувстве, а заботиться лишь о том, что вырастило его, о тех условиях, которые вызвали переживание. Они – та почва, которую надо поливать и удобрять, на которой вырастает чувство. Тем временем сама природа создает новое чувство, аналогичное пережитому раньше.
Так и вы. Никогда не начинайте с результата. Он не дается сам собой, а является логическим последствием предыдущего”.
(Работа актера над собой. I. – С. 237.)
Об этапах работы над ролью.
(Статьи, речи, беседы, письма. – С. 465–466.)
О начале работы, о поисках “художественного зерна” драмы.
О поисках непрерывной линии действия.
(Работа актера над собой. I. – 309–314.)
Об изучении “тонкостей поведения”.
“Шаг за шагом вы изучали тонкости поведения гостя, желающего произвести самое благоприятное впечатление на хозяина дома. Тут и особый бесшумный вход в дверь, и остолбенение перед величием хозяина, и высокая оценка его высказываниям, и скромность в собственном поведении, и бережное отношение к предметам обстановки квартиры (музейные вещи), и продуманные, толковые, обстоятельные ответы на заданные вопросы, и прочее”.
(Топорков. Станиславский на репетиции. – С. 80.)
С чего начинать готовить роль?
К.С. “панически боялся раньше времени допустить актера к словоговорению <…> Интонация не должна являться следствием простой тренировки мускулов языка. Она неизбежно будет тогда пустой, холодной, деревянной, ничего не говорящей и раз и навсегда заученной. Это неизбежно должно произойти, если актер, не подготовив других сложных частей своего творческого аппарата, начнет работу с произнесения авторского текста. И наоборот: интонация всегда будет живой, органичной, яркой, если явится следствием подлинных побуждений, хотений, ярких видений, ясных мыслей, <…> на которые и следует прежде всего обратить внимание при работе над ролью”.
О необходимости “перевода слов автора в сценическое действие”.
(Горчаков. Режиссерские уроки. – С. 316.)
О театре
Театр начинается с вешалки.
На свете не существует самого плохого театра или актера, которые не имели бы своих поклонников.
Единственный царь и владыка сцены - талантливый артист.
Красиво не то, что по-театральному ослепляет и дурманит зрителя. Красиво то, что возвышает жизнь человеческого духа на сцене и со сцены, то есть чувства и мысли артистов и зрителей.
Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга.
Изъян в идее пьесы нельзя ничем закрыть. Никакая театральная мишура не поможет.
Играть при полном и сочувствующем вам зрительном зале - то же, что петь в помещении с хорошей акустикой. Зритель создает, так сказать, душевную акустику. Он воспринимает от нас и, точно резонатор, возвращает нам свои живые человеческие чувствования.
Русский человек, как никто другой, заражен страстью к зрелищам. И чем более оно волнует и захватывает душу, тем оно для него привлекательнее. Драму, где можно поплакать, пофилософствовать о жизни, послушать умные слова, простой русский зритель любит больше, чем разухабистый водевиль, после которого уйдешь из театра с пустой душой.
Цитаты про Станиславского
- Ф. Раневская: Я - выкидыш Станиславского. (кстати, цитаты Фаины Раневской)
- И. Бунин: Впрочем, Художественный театр называется теперь Художественным театром имени Горького. Прославился этот театр прежде всего и больше всего Чеховым ― ведь даже и доныне на его занавесе чайка, но вот приказали присвоить ему имя Горького, автора лубочного и насквозь фальшивого «Дна», и Станиславский с Немировичем покорно приняли это приказание, хотя когда-то Немирович торжественно, публично, во всеуслышание всей России сказал Чехову: «Это ― твой театр, Антон». Как Кремль умеет запугивать! (кстати, цитаты Ивана Бунина)
- М. Булгаков: К концу третьей недели занятий с Иваном Васильевичем [К.С. Станиславским] отчаяние охватило меня. Поводов к нему было три. Во-первых, я сделал арифметическую выкладку и ужаснулся. Мы репетировали третью неделю, и всё одну и ту же картину. Картин же было в пьесе семь… Второй же повод для отчаяния был ещё серьёзнее… я усомнился в теории Ивана Васильевича! Да! Это страшно выговорить, но это так. Зловещие подозрения начали закрадываться в душу уже к концу первой недели, к концу второй я уже знал, что для моей пьесы эта теория неприложима, по-видимому. Патрикеев не только не стал лучше подносить букет, писать письмо или объясняться в любви. Нет! Он стал каким-то принужденным и сухим и вовсе не смешным. А, самое главное, внезапно заболел насморком. («Театральный роман») (кстати, цитаты Михаила Булгакова)
Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже .
Следующая цитата
Творческий метод работы актера над ролью, созданный К.С.Станиславским, не получил законченного изложения в опубликованных самим Станиславским его трудах. Но документальные записи практической работы его с мастерами МХАТ над конкретными образами драматургии, отдельные главы и черновые наброски служат надежным источником для изучения вопроса о работе актера над ролью в целом. В качестве таких документов в первую очередь могут быть рекомендованы книги “Режиссерский план "Отелло"”, “Топорков. Станиславский на репетиции”.
Для уяснения некоторых исходных позиций в решении всей проблемы чрезвычайную ценность представляют беседы с мастерами МХАТ 13 и 19 апреля 1936 г., опубликованные в сборнике “Статьи, речи, беседы, письма”.
К.С.Станиславский настойчиво предостерегал актеров от стремления “играть результат”, то есть пытаться сразу же, без надлежащей подготовительной работы, овладеть характером, чувством, образом. Он утверждал, что стремление непосредственно к результату, всякое навязывание результата влечет за собой наигрыш и штамп. Поэтому в п. 1 настоящего раздела указана литература о последовательности (порядке) в работе над ролью.
Так как работа над ролью есть работа над воплощением конкретного образа драматургии, то под п. 2 указана литература об анализе пьесы и роли.
Построение “действенного стержня” роли – уяснение и воплощение сквозного действия, логически ведущего к сверхзадаче, создание непрерывной линии действий – эти этапы единого в своей основе творческого процесса работы над ролью перечислены под п. 3.
Вопросы практического освещения принципов работы над ролью в конкретном содержании репетиций освещены в литературе, указанной в п. 4.
В заключительном п. 5 даны высказывания К.С.Станиславского о результатах правильной работы над ролью и о последних этапах ее.
О жизни
Жить — это значит действовать.
Основа всей жизни человека - ритм, данный каждому его природным дыханием.
Самый страшный враг прогресса — предрассудок: он тормозит, он преграждает путь к развитию.
3. Сверхзадача роли; логика действия; сквозное действие; линия действия; “действенный стержень” роли.
О физических действиях. Логика и последовательность – чего?
“Одним из важных “элементов” внутреннего самочувствия являются логика и последовательность. Чего? Всего: мысли, чувствования, действия (внутреннего и внешнего), хотения, задач, стремления, вымысла воображения и проч. и проч.
За исключением отдельных случаев, все в жизни, а следовательно, и на сцене должно быть логично и последовательно.
Как же внушить ученикам потребность в этой логичности и последовательности на сцене?
Мы добиваемся этого на физических действиях. Почему же именно на них, а не на психологических, не на других внутренних “элементах”?
Заметили ли вы, что нам труднее определить, что бы мы чувствовали, чем что бы делали в одних и тех же предполагаемых обстоятельствах?”
(Статьи, речи, беседы, письма. – С. 616.)
О “зерне” и сквозном действии.
“Нащупать зерно драмы и проследить основную линию действия, проходящего сквозь все ее эпизоды и потому называемого мной сквозным действием, – вот первый этап в работе актера и режиссера. При этом надо заметить, что в противоположность некоторым другим деятелям театра, рассматривающим всякую драму лишь как материал для сценической переработки, я стою на той точке зрения, что при постановке всякого значительного художественного произведения режиссер и актеры должны стремиться к возможно более точному и глубокому постижению духа и замысла драматурга, а не подменять этот замысел своим”.
О необходимости привычки обращать внимание на логику действий.
Решающая роль – за сверхзадачей и сквозным действием.
(Там же. – С. 656; см. также: Кристи. Работа Станиславского. – С. 216–217.)
“Чувство правды и вера”, “Линия стремлений”, “Сверхзадача и сквозное действие”.
(Работа актера над собой. I – Одноименные главы.)
Перспектива – “ближайший помощник сквозного действия”.
“Перспектива самого артиста – человека, исполнителя роли – нужна нам для того, чтоб в каждый данный момент пребывания на сцене думать о будущем, чтоб соразмерять свои творческие внутренние силы и внешние выразительные возможности, чтоб правильно распределять их и разумно пользоваться накопленным для роли материалом”.
(Работа актера над собой. II. – С. 138; см. также с. 133–139.)
Через логику и последовательность действий к переживанию.
“Прием закрепления логики чувств логикой действий <…> – главный прием Станиславского – педагога и режиссера. Именно при начале работы над “Евгением Онегиным” (1919 год) Константин Сергеевич сформулировал, что “физические задачи – это ячейки для чувств”. Эта основа игры актера на сцене получила впоследствии большое развитие и к концу жизни Станиславского воплотилась в определенный метод так называемых “физических действий”.
(Кристи. Работа Станиславского. – С. 108–109; см. также: Топорков. Станиславский на репетиции. – С. 71.)
“Острая форма” и логика поведения.
(Топорков. Станиславский на репетиции. – С. 115.)
Постепенное уяснение сквозного действия.
“Определение “задачи”, “сквозного действия”, “зерна” роли – это все не делается сразу, а является результатом долгих поисков, разрешения сначала простейших, совершенно очевидных “задач” роли. Далее, идя от одного эпизода к другому, актер постепенно уясняет для себя всю линию своего поведения, своей борьбы, ее логику на всем протяжении пьесы. Эта линия должна быть непрерывной в сознании исполнителя. Она начинается для актера задолго до начала пьесы, кончается за пределами ее и не прерывается в моменты отсутствия его дна сцене. Воплощение ее должно быть четким, ясным, не вызывающим ненужных сомнений, предельно правдивым, органичным”.
(Там же. – С. 186; см. также с. 186–190.)
О фиксации счастливой случайности через логику поведения.
(Горчаков. Режиссерские уроки. – С. 386.)
О системе Станиславского
Дом кладут по кирпичу, а роль складывают по маленьким действиям.
Сцену нужно сделать, а потом сыграть.
Вдохновение является лишь по праздникам. Поэтому нужен какой-то более доступный, протоптанный путь, которым владел бы актёр, а не такой, который владел бы актёром, как это делает путь чувства. Таким путем, которым может легче всего овладеть актёр и который он может зафиксировать, является линия физических действий. Когда эти физические действия ясно определяются, актёру останется только физически выполнять их. (Заметьте, я говорю — физически выполнять, а не пережить, потому что при правильном физическом действии переживание родится само собой).
Актёр должен научиться трудное сделать привычным, привычное лёгким и лёгкое прекрасным.
Мучительно не быть в состоянии верно воспроизвести то, что красиво чувствуешь внутри себя.
Чувство зафиксировать нельзя.
Понять - значит почувствовать.
Мысль, прежде чем стать мыслью, была чувством.
Подлинность вещей должна смениться подлинностью чувств.
75 % того, что делается на репетиции, обычно не входит в спектакль.
Мы ненавидим театральность в театре, но любим сценичное на сцене. Это огромная разница.
Хорошие декорации для любителей — спасение. Сколько актёрских грехов прикрывается живописностью, которая легко придает всему спектаклю художественный оттенок!
Это закон дешёвого, провинциального театра — вскакивать с места на каждую выигрышную фразу. В старину актёры так и говорили: «Ох, и дам же свечу на этой фразе», то есть так подпрыгну, что весь зал ахнет! Ну вот и скакали на сцене какие-то кузнечики! Кто выше, кто резче вскочит!
О жизненной этике
Любите искусство в себе, а не себя в искусстве.
Учитесь слушать, понимать и любить жестокую правду о себе.
Сначала убедись, а потом уж убеждай.
Нет более слепого, чем тот, кто не желает видеть.
Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим.
Почему человеческий ум так изобретателен там, где дело касается средств убийства одним человеком других на войне, или там, где дело идет о мещанских удобствах жизни? Почему та же механика так груба и примитивна там, где человек стремится дать удовлетворение не телесным и звериным потребностям, а лучшим душевным стремлениям, исходящим из самых чистых эстетических глубин души?
Нельзя плевать в алтаре, а потом молиться там же, на заплёванном полу.
Пускай старая мудрость направляет юную бодрость и силу, пускай юная бодрость и сила поддерживают старую мудрость.
Следующая цитата
Представляю вам подборку цитат режиссера Константина Станиславского .
Автора знаменитой системы Станиславского, театрального новатора.
Цитаты сведены по темам: система Станиславского, театр, жизненная этика, искусство, режиссер, о себе, о жизни, актер, талант и желание.
4. О практическом содержании репетиций.
“Сцену нужно сделать, а потом сыграть”.
(Режиссерский план “Отелло”. – С. 230.)
Партитура, линия, схема “должна быть проста”.
“Такая партитура, или линия, по которой вам следует идти, должна быть проста. Этого мало, она должна удивлять вас своей простотой. Сложная психологическая линия со всеми тонкостями и нюансами вас только запутает. У меня есть эта простейшая линия физических и элементарно-психологических задач и действий. Для того чтобы не запугивать чувства, будем эту линию называть схемой физических задач и действий”.
(Режиссерский план “Отелло”. – С. 286.)
Репетиция без текста.
“Я позаботился подавать, суфлировать вам шекспировские слова, когда они были необходимы, когда вы их искали и выбирали для словесного выполнения той или другой задачи. Вы жадно схватывали их, так как авторский текст лучше, чем ваш собственный, выражал мысль или производимое действие. Вы запоминали шекспировские слова, потому что полюбили их и они стали вам необходимы”.
(Статьи, речи, беседы, письма. – С. 599.)
Особенность репетиций Станиславского.
“При напряженной, очень активной репетиционной работе здесь совсем не думают о конечном ее результате – о спектакле, здесь как-то игнорируют будущего зрителя, здесь даже, как это ни странно, гораздо больше внимания отдают вещам, которых зритель никогда не увидит”.
(Топорков. Станиславский на репетиции. – С. 36.)
75% того, что делается на репетиции, обычно не входит в спектакль.
(Горчаков. Режиссерские уроки. – С. 330.)
“Вся линия роли должна укладываться в вашу человеческую линию жизни, дополняться вашим личным жизненным опытом. Тогда все моменты роли и ваши актерские задачи станут не просто выдуманными, а клочьями вашей собственной жизни”.
(Кристи. Работа Станиславского. – С. 189.)
О себе
Но я, как назло, был высок, неуклюж, неграциозен и косноязычен на многих буквах. Я отличался исключительной неловкостью: когда я входил в маленькую комнату, спешили убирать статуэтки, вазы, которые я задевал и разбивал. Однажды на большом балу я уронил пальму в кадке. Другой раз, ухаживая за барышней и танцуя с ней, я споткнулся, схватился за рояль, у которого была подломана ножка, и вместе с роялем упал на пол.
Счастье в познании. В искусстве и в работе, в постигновении его. Познавая искусство в себе, познаешь природу, жизнь мира, смысл жизни, познаешь душу — талант! Выше этого счастья нет. А успех? Бренность.
Долго жил. Много видел. Был богат. Потом обеднел. Видел свет… Имел хорошую семью, детей. Жизнь раскидала всех по миру. Искал славы. Нашел. Видел почести. Был молод. Состарился. Скоро надо умирать.
5. Об образе. О характерности. О гриме и костюме.
Рождение сценического образа.
(Работа актера над собой. I. – С. 350–351.)
Отношение актера к театральному костюму.
“После того, как вы создадите хоть одну роль, вам станет ясно, что значат для артиста парик, борода, костюм, бутафорская вещь, нужные для его сценического образа.
Только тот, кто проделал тяжелый путь искания не только души, но и телесной формы изображаемого человека-роли, зачавшегося в мечте актера, создавшегося в нем самом и воплотившегося в его собственном теле, поймет значение каждой черточки, детали, вещи, относящейся к ожившему на сцене существу”.
(Статьи, речи, беседы, письма. – С. 352.)
Ощущение себя в роли и роли в себе.
“При своем показе Хлестакова я тоже минутами ощущал себя самого в душе Хлестаковым. Это ощущение чередовалось с другим, когда я вдруг находил в себе частичку души роли”.
“Метод физических действий” – наиболее краткий путь к образу.
(Топорков. Станиславский на репетиции. – С. 139.)
О внешней характерности.
“Внешняя характерность является дополнением, завершающим работу актера. Преждевременная забота о ней уводит актера в сторону копирования и может оказаться тормозом на пути освоения живой, органической ткани поведения”.
Читайте также: