Обломов отношение к учебе цитаты

Обновлено: 21.11.2024

В романе «Обломов» Гончаров впервые в русской литературе описал такое разрушающее социальное явление, как «обломовщина», изобразив его на примере жизни главного героя произведения – Ильи Ильича Обломова. Автор не только показал отрицательное влияние «обломовщины» на судьбу Обломова и окружающих его людей, но и обозначил истоки явления, лежащие в устаревших, основанных на феодальных нормах и ценностях воспитании и образовании Обломова.

Детство Обломова

С детскими и отроческими годами Обломова автор знакомит нас в девятой главе первой части – «Сне Обломова». Герой родился в классической старопомещицкой семье, живущей в отдаленном живописном уголке – деревне Обломовке. Маленький Илья рос в атмосфере любви и чрезмерной опеки, любая его прихоть сиюминутно исполнялась, любое желание было равнозначно закону. И если ребенок пытался самостоятельно исследовать мир, брался за какое-то дело, то родители сразу отговаривали его от любых проявлений труда, аргументируя это тем, что для работы есть слуги. Гулять жители Обломовки также не очень любили – им была чужда любая активность, кроме заботы о еде, любовь к которой в поместье являлась особым культом. Вообще Обломовка жила в атмосфере лености, безделья, полудремающей скуке и тишине, здесь не привыкли трудиться, а любую работу считали наказанием и всячески старались ее избежать. Размеренная жизнь обломовцев прерывалась только сменами пор года и обрядами – свадьбами, похоронами, днями рождения.

Умиротворяющая, тихая природа, сон которой не нарушался ни величием высоких гор, ни буйством шумящего моря, ни неистовыми ветряными бурями или ливнями, способствовала восприятию маленьким Ильей именно такого, размеренного, спокойного, пассивного образа жизни, где за него всегда все делает кто-то другой, не нарушая спокойствия непрерывной лени.

Особое место в воспитании Обломова сыграли сказки и предания, которые маленькому Илье рассказывала няня. Вдохновляющие, фантастические истории о всемогущих героях воспламеняли воображение мальчика, который начинал представлять себя одним из таких сказочных, всегда побеждающих богатырей. И уже взрослый Обломов, понимая, что рассказы няни были всего лишь вымыслом, подчас бессознательно грустил, что «зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка», он мечтал о прекрасных царевнах и том далеком мире, где можно лежать на печи, пока за тебя все сделает добрый волшебник.

Образование Обломова

Живя в Обломовке, Илья Ильич перенял от своих родственников основную науку жизни – книги и образование ему не нужно, как ненужно было его отцу и деду. Повторяющаяся, основанная на обрядах жизнь обломовцев не требовала особых знаний, все, что было нужно, с самых пеленок передавалось от родителей к детям. Именно в такой атмосфере полного безразличия к новым знаниям, видения их как необязательного и ненужного аспекта человеческой жизни, и сформировалось отношение Обломова к образованию. В большие праздники или в непогоду родители сами оставляли мальчика дома, считая, что школа всегда может подождать.

Илье казалось неестественным читать много книг и узнавать много нового, для него это было тяжело и непонятно.

Впрочем, единственной отдушиной для Обломова становились сборники поэзии. С раннего детства чувствительный к красоте природы, поэтичный, рефлексирующий Илья находил в поэзии близкие ему идеи и мировосприятие – только поэтичные сроки пробуждали в его сердце активность и деятельность, присущую его близкому другу Андрею Штольцу. Однако даже самые интересные книги не захватывали Илью Ильича полностью, он не спешил прочитывать их одну за одной, обогащая свой ум новыми знаниями и открытиями, порой ленясь дочитать даже первый том, прерывая чтение необходимостью пойти поспать или поесть. Даже тот факт, что Обломов все-таки закончил школу, а затем прослушал курс наук в Москве говорит скорей о послушании и безвольности героя, во всем слушавшего родителей и не желающего самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Для Ильи Ильича было проще, когда кто-то решал все за него, а ему достаточно было лишь повиноваться чужой воле.

Заключение

В романе «Обломов» Гончаров изобразил трагичную судьбу человека, драма жизни которого берет свое начало в неправильном, отжившем себя воспитании. Деятельная, рефлексирующая натура Обломова погрязает в болоте «обломовских» традиций и норм, в буквальном смысле умерщвляющих активное начало личности героя.

Проблема воспитания Обломова в романе «Обломов» не заканчивается со смертью главного персонажа, оставаясь острым камнем преткновения для российского мещанства 19 века, не желающего менять привычные, старые нормы воспитания детей. Более того, вопрос «обломовского» воспитания остается открытым и в наше время, обнажая разрушающее влияние чрезмерно опекающих родителей на жизнь своих детей.

Следующая цитата

Илюша воспитывался в дворянской семье в родовом селе Обломовка, где жизнь проходила по своим особым законам. В Обломовке царил культ еды, сна, ничегонеделания и полного безупречного спокойствия. Образованием родители старались Илюшу не обременять, считая, что терять здоровье и пропускать праздники ради учебы не стоит. Поэтому при каждом удобном случае они не пускали ребенка на занятия. Вскоре и сам Илюша понял, что такое размеренное и вялое существование ему по душе. Его устраивало, что за него все делают слуги, что ему ни о чем не надо волноваться и беспокоиться.
Крепостническое воспитание Обломова обусловило его характер и поведение — равнодушие к науке и служебной карьере, праздную мечтательность, неспособность к действию, даже несостоятель­ность в отношениях с любимой девушкой. «Трогает жизнь, везде достает» , — вот что больше всего беспокоит Илью Ильича.
В воспитании не бывает пустяков. «Началось с неумения надевать чулки, а кон­чилось неумением жить» , — говорит Штольц, объясняя, почему Илья Ильич ду­ховно гибнет, превращается в «клад, заваленный всякой дрянью» .
Илья Ильич считал покой не результатом кипучей деятельности, не наградой за нее, а постоянным, единственно возможным и правильным состоянием человека. Споря со Штольцем, Обломов убеждал его в том, что “цель всей.. . беготни — . это выделка покоя, стремление к идеалу утраченного рая”. Следовательно, зачем трудиться, делать что-либо, если все равно придешь к тому, что Обломов хотел иметь всегда?

Следующая цитата

Образование у Обломова было следующим: частный пансион Ивана Штольца, папаши лучшего друга. Затем Московский университет, факультет права (юридический то есть). Есть в спорах со Штольцем отголоски идей известного профессора этого университета Надеждина, о гуманизме, есть и такая версия, что здесь биографии Гончарова и Обломова "пересекаются".Об этом в книге: Постнов"Эстетика Гончарова" Цитаты: Между тем он учился, как и другие, как все, то есть до пятнадцати лет, в пансионе; потом старики Обломовы, после долгой борьбы, решились послатьИлюшу в Москву, где он волей-неволей проследил курс наук до конца.. .

"Он по необходимости сидел в классе прямо, слушал, что говорили
учителя, потому что другого ничего делать было нельзя, и с трудом, с потом,
со вздохами выучивал задаваемые ему уроки. "

"Все это вообще считал он за наказание, ниспосланное небом за наши грехи.. .
Дальше той строки, под которой учитель, задавая урок, проводил ногтем
черту, он не заглядывал, расспросов никаких ему не делал и пояснений не
требовал. Он довольствовался тем, что написано в тетрадке, и докучливого
любопытства не обнаруживал, даже когда и не все понимал, что слушал и учил. Если ему кое-как удавалось одолеть книгу, называемую статистикой,
историей, политической экономией, он совершенно был доволен. Серьезное чтение утомляло его. Мыслителям не удалось расшевелить в нем жажду к умозрительным истинам.
Зато поэты задели его за живое: он стал юношей, как все. И для него
настал счастливый, никому не изменяющий, всем улыбающийся момент жизни,
расцветания сил, надежд на бытие, желания блага, доблести, деятельности,
эпоха сильного биения сердца, пульса, трепета, восторженных речей и сладких
слез. Ум и сердце просветлели: он стряхнул дремоту, душа запросила
деятельности. Штольц помог ему продлить этот момент, сколько возможно было для такой
натуры, какова была натура его друга. Он поймал Обломова на поэтах и года
полтора держал его под ферулой мысли и науки. Пользуясь восторженным полетом молодой мечты, он в чтение поэтов вставлял другие цели, кроме наслаждения, строже указывал в дали пути своей и его жизни и увлекал в будущее. Оба волновались, плакали, давали друг другу торжественные обещания идти разумною и светлой дорогою. "

Следующая цитата

Семья Обломовых принадлежит к старинному роду дворян: ". для поддержания полноты и блеска старинной фамилии. " Когда-то семья Обломовых жила богато. Но от неумелого управления имение стало приносить меньше дохода: ". Дом Обломовых был когда-то богат и знаменит в своей стороне, но потом, Бог знает отчего, все беднел, мельчал. " Семья Обломовых жила сонной, ленивой и тихой жизнью: ". все дышало тою же первобытною ленью, простотою нравов, тишиною и неподвижностью. " У родителей Обломова была большая семья. В их доме жило множество родных и знакомых: ". Обломов увидал живущую у них престарелую тетку, восьмидесяти лет [. ] три пожилые девушки, дальние родственницы отца его, и немного помешанный деверь его матери, и помещик семи душ, Чекменев, гостивший у них, и еще какие то старушки и старички. " В семье Обломовых была теплая и дружная атмосфера. Обломова любили и ласкали все родственники: ". Весь этот штат и свита дома Обломовых подхватили Илью Ильича и начали осыпать его ласками и похвалами; он едва успевал утирать следы непрошеных поцелуев. " Больше всего семья Обломовых заботилась о вкусном обеде: ". главною заботою была кухня и обед. Об обеде совещались целым домом. " В Обломовке любили есть без меры: ". столько дохода, сколько нужно было ему, чтоб каждый день обедать и ужинать без меры, с семьей и разными гостями. " Простодушные и доверчивые Обломовы верили в сказки, привидения и т. д.: ". В Обломовке верили всему: и оборотням и мертвецам. Расскажут ли им, что копна сена разгуливала по полю, – они не задумаются и поверят [. ] так сильна вера в чудесное в Обломовке. " Семья Обломовых не любила трудиться и считали труд наказанием: ". Они сносили труд как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным. " В семье Обломовых редко грустили и задумывались над жизнью. Поэтому все жили долго и весело: ". Они никогда не смущали себя никакими туманными умственными или нравственными вопросами: оттого всегда и цвели здоровьем и весельем, оттого там жили долго. " Семья Обломовых жила в лени и апатии. Но эту апатию они любили. Он наполняли апатичную жизнь праздниками, обрядами и т. д.: ". окрестив, женив или похоронив человека, забывали самого человека и его судьбу и погружались в обычную апатию, из которой выводил их новый такой же случай – именины, свадьба и т. п. "
Родители Обломова Отец Обломова Отец Обломова, Илья Иванович Обломов, был ленивым человеком. Правда, старик Обломов не лежал все время на диване. Зато он постоянно сидел у окна или ходил из угла в угол: ". как батюшка его, в плисовых панталонах, в коричневой суконной ваточной куртке, день деньской только и знает, что ходит из угла в угол, заложив руки назад, нюхает табак и сморкается. " ". Сам Обломов – старик тоже не без занятий. Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе. " Отец Обломова не вставал рано и не ходил по фабрикам, как это делал отец Штольца: ". там барин не встает с зарей и не ходит по фабрикам около намазанных салом и маслом колес и пружин. " Илья Иванович Обломов не вникал в дела. Он занимался хозяйством лениво и поверхностно: ". ленивого записыванья в тетрадку прихода и расхода, как делывал его отец. " ". родитель и не вздумает никогда поверить, сколько копен скошено или сжато, и взыскать за упущение. " Отец Обломова был доверчивым и наивным человеком. Его нагло обманывал его собственный приказчик: ". приказчик приносил ему две тысячи, спрятав третью в карман, и со слезами ссылался на град, засухи, неурожай. " Илья Иванович Обломов ни к чему не стремился. Он не старался заработать больше денег на своем имении: ". он благодарил Бога и считал грехом стараться приобретать больше. "

Читайте также: