О полифонизме культурной жизни золотого века русской литературы свидетельствуют следующие цитаты

Обновлено: 07.11.2024

Цель урока : познакомить учащихся с поэтами «пушкинской поры»
Задачи:
Обучающие:
сформировать понятие «поэты пушкинской поры»; установить хронологические рамки возникновения «Золотого века русской поэзии»;
Развивающие:
развивать творческое мышление, умение выбирать из огромного литературного материала наиболее важную информацию, делать выводы;
Воспитательные:
формировать любовь и уважение к литературным и музыкальным произведениям;
воспитывать чувство толерантности, ответственности, коллективизма через работу в группе.
Оборудование: компьютер, мультемидийный проектор.

I . Организационный момент.

II . Проверка домашнего задания.

III. Актуализация знаний.

- Что такое лирика?

IV. Объяснение нового материала.

Поэты пушкинской поры, поэты пушкинской плеяды, поэты пушкинского круга, Золотой век русской поэзии — обобщающее именование поэтов-современников А. С. Пушкина, вместе с ним входивших в число создателей «золотого века» русской поэзии, как называют первую треть XIX столетия. Поэзия пушкинской поры хронологически определяется рамками 1810—1830-х годов.

В большинстве своем они формировались под воздействием карамзинской реформы языка. Исследователи так определяют характерные черты писателей этого круга: «Понятие „поэты пушкинской поры“ не только хронологическое. Если Батюшков, Жуковский и Д. Давыдов органически входят в эпоху Пушкина, то Полежаев, Лермонтов, Кольцов принадлежат уже по проблематике и пафосу своей поэзии к эпохе иной, послепушкинской. То же относится к Тютчеву, чья ранняя лирика, хотя она формировалась в атмосфере конца 1820—1830-х годов и достигла тогда высокого совершенства, является все же началом его творческого пути. Что касается поэзии Дельвига, несомненно исполненной обаяния, то ей недоставало существенного — той самой подлинности душевной жизни в лирике, которая была достигнута не только его сверстниками, но и старшими современниками».

Баратынский, Евгений Абрамович

Батюшков, Константин Николаевич

Бестужев-Марлинский, Александр Александрович

Веневитинов, Дмитрий Владимирович

Вольховский, Владимир Дмитриевич

Вяземский, Петр Андреевич

Давыдов, Денис Васильевич

Дельвиг, Антон Антонович

Гнедич, Николай Иванович

Жуковский, Василий Андреевич

Катенин, Павел Александрович

Козлов, Иван Иванович

Крылов, Иван Андреевич

Кюхельбекер, Вильгельм Карлович

Плетнёв, Пётр Александрович

Рылеев, Кондратий Фёдорович

Туманский, Василий Иванович

Туманский, Фёдор Антонович

«Золотой век» русской литературы XIX века

19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков. 19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину.

Но начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Указанные литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии. На первый план выходят стихотворные произведения поэтов Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, А.А. Фета, Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова. Творчеством Ф.И. Тютчева «Золотой век» русской поэзии был завершен. Тем не менее, центральной фигурой этого времени был Александр Сергеевич Пушкин.

А.С. Пушкин начал свое восхождение на литературный олимп с поэмы «Руслан и Людмила» в 1920 году. А его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван энциклопедией русской жизни. Романтические поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (1833), «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма. Многие поэты и писатели считали А. С. Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений. Одним из таких поэтов был М.Ю. Лермонтов. Известны его романтическая поэма «Мцыри», стихотворная повесть «Демон», множество романтических стихотворений. Интересно, что русская поэзия 19 века была тесно связана с общественно политической жизнью страны. Поэты пытались осмыслить идею своего особого предназначения. Поэт в России считался проводником божественной истины, пророком. Поэты призывали власть прислушаться к их словам. Яркими примерами осмысления роли поэта и влияния на политическую жизнь страны являются стихотворения А.С. Пушкина «Пророк», ода «Вольность», «Поэт и толпа», стихотворение М.Ю. Лермонтова «На смерть поэта» и многие другие.

Наряду с поэзией начала развиваться проза. Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка», где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий: во времена Пугачевского бунта. А.С. Пушкин произвел колоссальную работу, исследуя этот исторический период. Это произведение носило во многом политический характер и было направлено к власть имущим.

А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».

О солнце! чудно ты среди небесных чуд!

И на земле прекрасного столь много!

Великий поэт, говоря о себе самом, о своём Я, говорит об общем – о человечестве,

ибо в его натуре лежит всё, чем живет человечество.

И потому в его грусти всякий узнает свою

грусть, в его душе всякий узнает свою

и видит в нём не только поэта, но и человека…

К.Н.Батюшков – непосредственный предшественник А.С.Пушкина, поэт раннего русского романтизма («предромантик»). Соединяя литературные открытия классицизма и сентиментализма, он явился одним из родоначальников новой, «современной» русской поэзии.

Поэзия Батюшкова погружает нас в глубины индивидуального сознания. Предметом её изображения является душевная жизнь человека – не как «малая» часть большого мира, а как абсолютная ценность внешней, всеобщей жизни.

Батюшков, поэт неповторимого дарования, создал свой художественный мир, в центре которого образ АВТОРА с его романтической мечтой и устремленностью к идеалу («Мечта в мире золотит И от печали злыя Мечта нам щит») и реальным миром земных радостей («Я умею наслаждаться, Как ребенок всем играть, И счастлив»), с миром светлых чувств («Только дружба обещает Мне бессмертия венок») и душевной скорби («Печальна опытность открыла Пустыню новую для глаз»).

Жизнь поэта не должна противоречить духу его поэзии, жизнь и творчество неотделимы:

Живи, как пишешь, и пиши, как живёшь…

Счастлив тот, кто пишет потому, что чувствует…

Тема Отечественной войны входит в поэзию К.Н.Батюшкова как живой отклик на увиденное:

Мой друг! Я видел море зла

И неба мстительного кары:

Врагов неистовых дела,

Войну и гибельны пожары…

Бродил в Москве опустошенной,

Среди развалин и могил…

Впечатления войны с Наполеоном составили содержание многих стихов К.Н.Батюшкова: послание «К Дашкову», «Пленный», «Судьба Одиссея», «Переход через Рейн», элегия «Переход русских войск через Неман», «Тень друга» и др.

К.Н.Батюшков создал образцы гражданской поэзии, в которых патриотизм соединился с глубокими индивидуальными переживаниями автора:

Пока на поле чести

За древний град моих отцов

Не понесу я в жертву мести

И жизнь и к родине любовь,

Пока с израненным героем,

Кому известен к славе путь,

Три раза не поставлю грудь

Перед врагом сомкнутым строем –

Мой друг, дотоле будут мне

Все чужды музы и хариты,

Венки, рукой любови свиты,

И радость шумная в вине!

Антон Антонович Дельвиг

«И ты пришёл, сын лени вдохновенный,

О Дельвиг мой: твой голос пробудил

Сердечный жар, так долго усыплённый,

И бодро я судьбу благословил.»

Никто на свете не был мне ближе Дельвига“, - писал Пушкин. Дельвиг был не только другом души, но и большим поэтом, при жизни недооцененным едва ли не всеми, кроме его великого друга.

Переписка Дельвига и Пушкина - настоящий литературный памятник тому, что называется истинной дружбой.

Поэтический дар друзей, Дельвиг ценил больше, чем свой собственный. Хуже то, что критика впоследствии говорила, что половина стихотворений Дельвига написано Баратынским, половина - Пушкиным. Скромность Дельвига сослужила ему очень плохую службу…

Дельвиг был издателем альманаха «Северные цветы» и «Литературной газеты».

С Пушкиным его связывала нежнейшая дружба. По единогласному утверждению друзей, Пушкин никого так не любил, как Дельвига. Да и сам Пушкин писал после смерти Дельвига: « Никто на свете не был мне ближе Дельвига. Из всех связей детства он один оставался на виду – около него собиралась наша бедная кучка. Без него мы точно осиротели». Именно Дельвиг в апреле 1825 года навестил ссыльного Пушкина в Михайловское. Какой это был замечательный для Пушкина год! В январе к нему приехал Пущин, а апреле Дельвиг. За посещение опального поэта Дельвиг был строго наказан: он лишился своего места в библиотеке.

Вдохновение

Не часто к нам слетает вдохновенье,
И краткий миг в душе оно горит;
Но этот миг любимец муз ценит,
Как мученик с землею разлученье.

В друзьях обман, в любви разуверенье
И яд во всем, чем сердце дорожит,
Забыты им: восторженный пиит
Уж прочитал свое предназначенье.

И презренный, гонимый от людей,
Блуждающий один под небесами,
Он говорит с грядущими веками;

Он ставит цель превыше всех частей,
Он клевете мстит славою своей
И делится бессмертием с богами.

Петр Андреевич Вяземский

«Да сколько я вам раз, милостивые государи и безмилостивые деспоты, сказывал, что я не хочу писать ни как тот, ни как другой, ни как Карамзин, ни как Жуковский, ни как Тургенев, а хочу писать как Вяземский. »

Петр Андреевич Вяземский – поэт, критик, историк литературы, мемуарист, ближайший друг Пушкина.

Он был одним из организаторов и наиболее активных участников литературного общества «Арзамас», объединившего поборников романтизма.

На гербе общества изображался гусь, так как «Арзамас славился своими жирными гусями».

Я пью за здоровье не многих,

Не многих, но верных друзей,

Друзей неуклончиво строгих

В соблазнах изменчивых дней.

Я пью за здоровье далеких,

Далеких, но милых друзей,

Друзей, как и я, одиноких

Средь чуждых сердцам их людей.

В мой кубок с вином льются слезы,

Но сладок и чист их поток;

Так, с алыми – черные розы

Вплелись в мой застольный венок.

Мой кубок за здравье не многих,

Не многих, но верных друзей,

Друзей неуклончиво строгих

В соблазнах изменчивых дней;

За здравье и ближних далеких,

Далеких, по сердцу родных,

И в память друзей одиноких,

Почивших в могилах немых.

Пётр Вяземский
«Моя вечерняя звезда»

Моя вечерняя звезда,
Моя последняя любовь!
На потемневшие года
Приветный луч пролей ты вновь!

Средь юных, невоздержных лет
Мы любим блеск и пыл огня;
Но полурадость, полусвет
Теперь отрадней для меня.

Николай Михайлович Языков

«Они жрецы собой связует», - писал Пушкин в сентябре 1824 г., имея в виду главным образом добрые отношения, которые сложились у него к тому времени с Дельвигом, Вяземским, Баратынским, и приглашая Языкова к их компании присоединиться, -

Они жрецы единых муз,

Единый пламень их волнует,

Друг другу чужды по судьбе,

Они родня по вдохновенью.

В процитированном отрывке из послания «К Языкову», ключевое слово – «родня». Пушкин в детстве не знал материнской любви, не имея семьи настоящей, - круг дружественных потов до поры до времени семью ему заменили.

Нелюдимо наше море,

День и ночь шумит оно;

В роковом его просторе.

Много бед погребено.

Смело, братья! Ветром полный

Парус мой направил я:

Полетит на скользки волны

Облака бегут над морем,

Крепнет ветер, зыбь черней,

Будет буря: мы поспорим

И помужествуем с ней.

Смело, братья! Туча грянет,

Закипит громада вод,

Выше вал сердитый встанет,

Глубже бездна упадет!

Там, за далью непогоды,

Есть блаженная страна:

Не темнеют неба своды,

Не проходит тишина.

Но туда выносят волны

Только сильного душой.

Смело, братья, бурей полный

Прям и крепок парус мой

Денис Васильевич Давыдов

Из наиболее даровитых поэтов послепушкинского периода, широко известных и в 1810-1830 г.г., первое место принадлежит герою-партизану Отечественной войны 1812 г., поэту гусару Д.В.Давыдову.

«Пусть загремят войны перуны,

Я в этой песне виртуоз»!

Своими стихотворениями Давыдов сказал новое слово в русской батальной лирике, отличавшейся известной парадностью. Самой войны в стихотворениях Давыдова нет, но есть боевой дух офицера, широта души, распахнутой на встречу товарищам.

Не пробуждай, не пробуждай
Моих безумств и исступлений
И мимолетных сновидений
Не возвращай, не возвращай!

Не повторяй мне имя той,
Которой память — мука жизни,
Как на чужбине песнь отчизны
Изгнаннику земли родной.

(Романс «Не пробуждай, не пробуждай. »)
Евгений Абрамович Баратынский

Читая стихи Баратынского, не можешь отказать ему в своей симпатии, потому что этот человек, сильно чувствуя, много думал, следовательно жил, как не всем дано жить»,- писал о Баратынском Белинский.

Муза
Не ослеплён я музою моею:
Красавицей её не назовут,
И юноши, узрев её, за нею
Влюбленною толпой не побегут.
Приманивать изысканным убором,
Игрою глаз, блестящим разговором
Ни склонности у ней, ни дара нет;
Но поражён бывает мельком свет
Её лица не общим выраженьем,
Её речей спокойной простотой;
И он, скорей чем едким осужденьем,
Её почтит небрежной похвалой.

Заключение: Вопросы, которые волновали поэтов пушкинской поры: любовь, красота природы, интересы народа, война, права и достоинства человека, - продолжают волновать и нас, жителей 21 века. Эти вопросы будут актуальны всегда, сколько бы времени ни прошло.

Следующая цитата

  • Золотой век русской литературы — крылатое выражение, которым называют русскую литературу XIX века. Золотым веком русской поэзии называют первую треть XIX века.

Впервые выражение Золотой век русской литературы употребил М. А. Антонович в статье «Литературный кризис», напечатанной в 1863 году в журнале «Современник»:

Недавно еще казалось, будто все органы литературы проникнуты одним духом и одушевлены одинаковыми стремлениями; все они, по-видимому, согласно шли к одной цели и преследовали одинаковые интересы. Поистине, то был Золотой век нашей литературы, период её невинности и блаженства. Теперь же в нашей литературе наступил век железный и даже глиняный. Вражда вышла за пределы домашнего литературного круга; один литературный орган старается подставить ногу другому и вырыть яму на том пути, который лежит вне области литературы.

Антонович подразумевал литературу, относящуюся к периоду А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, но в дальнейшем этот термин стал применяться к литературе всего XIX века, включив в себя также И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и других классиков. По выражению В. Б. Катаева, «между рождением Пушкина и смертью Чехова уместился целый век, золотой век русской классической литературы. Они стоят словно у двух концов единой неразрывной цепи — в её начале и в конце».

Связанные понятия

Исто́рия ру́сской литерату́ры — история развития литературы на древнерусском и русском языках, а также на русских изводах старославянского языка. Русская литература существовала ещё до XI века и может быть отнесена к средневековой литературе. «Молодая Польша» (польск. Młoda Polska) — польское название периода развития в литературе, искусстве и музыке, приходящегося на 1891—1918 годы и связанного с проникновением модернизма в польскую культуру. Данное название возникло по аналогии с Молодой Германией, Молодой Скандинавией и другими.

К немецкой литературе относятся литературные произведения, написанные на немецком языке на территории германских государств прошлого и современности.

Следующая цитата

Тема: Русская классическая литература XIX века и её роль в развитии российского общества и мировой культуры.

Вопросы по теме:

1. «Золотой век» русской литературы.

2. Жанр реалистического романа «золотого» века.

3. Русские писатели «золотого» века.

4. «Серебряный» век русской литературы.

5. Развитие театра в XIX веке.

Золотой век русской литературы – крылатое выражение, которым называют русскую литературу XIX века. Золотым веком русской поэзии называют первую треть XIX века.

Критический реализм – художественное направление, возникшее в середине XIX века в ряде стран Европы и Америки и ставившее целью правдивое изображение повседневной жизни людей, прежде всего обездоленных и страдающих.

Серебряный век в литературе – образное название периода в истории русской поэзии, относящегося к концу XIX – началу XX века, данное по аналогии с золотым.

Театр – зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств – литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других, и обладающий собственной спецификой.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Литература XIX века стремительно ворвалась в мировую литературу и вдруг стала бесспорной законодательницей литературной моды. Наши классики стали создавать действительно ценные творческие и художественные образы.

В чем же заключаются основные черты русской классической литературы этого периода?

Уже в первой половине столетия литература сделала гигантский шаг вперед, в начале XIX века на смену классицизму и сентиментализму пришел романтизм. В литературе это наиболее ярко отразилось в творчестве поэта В. А. Жуковского (1783–1852), а также в ранних стихотворениях А. С. Пушкина (1799–1837).

XIX век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А. С. Пушкину. Многие поэты и писатели считали А. С. Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений. Одним из таких поэтов был М. Ю. Лермонтов. Известны его романтическая поэма «Мцыри», стихотворная повесть «Демон», множество романтических стихотворений.

А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении XIX века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А. С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н. В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А. С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».

С середины XIX века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, И. А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.

Направления у русской литературы конца XIX века были самими разными, каждый писатель создавал свой истинный необычайный смысл своих рассказов. В итоге образовалось множество так называемых течений, которые были связаны с направлением в лирической поэзии. Литературный процесс конца XIX века открыл имена Н. С. Лескова, А. Н. Островского, А. П. Чехова. Он проявил себя мастером малого литературного жанра – рассказа, а также прекрасным драматургом.

Модный в начале века сентиментализм постепенно уходит на второй план – начинается становление романтизма, а с середины века балом правит уже реализм. В литературе появляются новые типы героев: "маленький человек", который чаще всего погибает под давлением принятых в обществе устоев и "лишний человек" – это вереница образов, начиная с Онегина и Печорина.

Продолжая традиции сатирического изображения, предложенные ещё М. Фонвизиным, в литературе XIX века сатирическое изображение пороков современного общества становится одним из центральных мотивов. Нередко сатира принимает и гротескные формы. Яркие примеры – гоголевский "Нос" или "История одного города" М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Ещё одна отличительная черта литературы этого периода – острая социальная направленность. Писатели и поэты все чаще обращаются к общественно-политическим темам, нередко погружаясь в область психологии. Этот лейтмотив пронизывает произведения И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого. Появляется новая форма – русский реалистический роман, с его глубоким психологизмом, жесточайшей критикой действительности, непримиримой вражды с существующими устоями и громкими призывами к обновлению.

Русские писатели «золотого» века

В. А. Жуковский – наставник Пушкина и его Учитель. Именно Василий Андреевич считается основоположником русского романтизма. После Жуковского и началась эпоха демократизации русского языка, которую так блестяще продолжил Пушкин.

А. С. Пушкин. Его называли по-разному: А. Григорьев утверждал, что "Пушкин – наше всё!", Ф. Достоевский "великим и непонятным ещё Предвозвестителем", а император Николай I признался, что, по его мнению, Пушкин – "самый умный человек в России". Попросту говоря, это Гений.

А. Н. Островский указал и ещё на одно немаловажное достижение этого гениального поэта. До Пушкина русская литература была подражательной, упорно навязывающая чуждые нашему народу традиции и идеалы. Пушкин же "дал смелость русскому писателю быть русским", "раскрыл русскую душу". В его рассказах и романах впервые так ярко поднимается тема нравственности общественных идеалов того времени. А главным персонажем с легкой руки Пушкина теперь становится обычный "маленький человек" – с его мыслями и надеждами, желаниями и характером.

А. С. Грибоедов вошёл в историю как автор одного произведения которое считается первой в истории русской литературы реалистической комедией, фразы и цитаты из комедии "Горе от ума" уже давно стали крылатыми.

М. Ю. Лермонтов – яркий, загадочный, с налетом мистицизма и неимоверной жаждой воли. Все его творчество – уникальный сплав романтизма и реализма. Причем оба направления вовсе не противостоят, а как бы дополняют друг друга. Этот человек вошел в историю как поэт, писатель, драматург и художник. Его перу принадлежат 5 пьес: самая известная – драма "Маскарад".

А среди прозаических произведений настоящим бриллиантом творчества стал роман "Герой нашего времени" – первый в истории русской литературы реалистический роман в прозе, где впервые писатель пытается проследить "диалектику души" своего героя, нещадно подвергая его психологическому анализу. Этот новаторский творческий метод Лермонтова в дальнейшем будут использовать многие русские и зарубежные писатели.

Н. В. Гоголь известен как писатель и драматург, но не случайно одно из самых известных его произведений – "Мертвые души" считается поэмой. В мировой литературе нет другого такого Мастера слова. Гоголевский язык певуч, невероятно ярок и образен. Наиболее ярко это проявилось в его сборнике "Вечера на хуторе близ Диканьки".

И. С. Тургенев – величайший русский романист, установивший каноны классического романа. Он продолжает традиции, установленные Пушкиным и Гоголем. Он часто обращается к теме "лишнего человека", стремясь через судьбу своего героя передать актуальность и значимость социальных идей.

Заслуга Тургенева ещё и в том, что он стал первым пропагандистом русской культуры в Европе. Это прозаик, открывший для зарубежья мир русского крестьянства, интеллигенции и революционеров. А вереница женских образов в его романах стала вершиной мастерства писателя.

И.А. Гончаров продолжал развивать традиции русского реалистического романа. Автор знаменитой трилогии, сумевший как никто другой описать главнейший порок русского народа – лень. С легкой руки писателя появился и термин "обломовщина".

Н. С. Лесков – талантливый продолжатель традиций Н. Гоголя. Сделал огромный вклад в развитие новых жанровых форм в литературе, таких как картинки с натуры, рапсодии, невероятные события.

Н. Г. Чернышевский – выдающийся писатель и литературный критик, предложивший свою теорию об эстетике отношения искусства к действительности. Эта теория стала эталонной для литературы нескольких следующих поколений.

Ф. М. Достоевский – гениальный писатель, чьи психологические романы известны во всем мире. Достоевского нередко называют предтечей таких направлений в культуре, как экзистенцилизм и сюрреализм.

М. Е. Салтыков-Щедрин – величайший сатирик, доведший искусство обличения, высмеивания и пародии до вершин мастерства.

А. П. Чехов. Этим именем историки традиционно завершают эпоху золотого века русской литературы. Чехов ещё при жизни был признан во всем мире.

К концу XIX столетия традиции критического реализма стали постепенно угасать. В обществе, насквозь пронизанном предреволюционными настроениями, в моду вошли настроения мистические, отчасти даже декадантские. Они стали предтечей появления нового литературного направления – символизма и ознаменовали начало нового периода в истории русской литературы – серебряного века поэзии.

«Серебряный век»

Периоду ХХ века присущи характерные для России того времени глубокие противоречия. Один за другим появлялись новые таланты. В этот период ожил интерес к религии, которая оказала огромное влияние в начале XX века на развитие русской культуры. Литераторов стали притягивать вечные и глубинные вопросы – о добре и зле, о сущности жизни и смерти, природе человека.

Серебряный век стал эпохой выдающихся художественных открытий, новых направлений в культуре. Символизм и акмеизм, модернизм, футуризм, авангардизм, неоантичность послужили благодатной почвой для творчества ряда выдающихся литераторов: А. А. Блока, А. Белого, Ф. К. Сологуба, Д. С. Мережковского, 3. Н. Гиппиус, В. В. Маяковского, В. Хлебникова, М. И. Цветаевой и других – и, по сути, стали их судьбой. Среди художественных направлений важно осмысление метафизических поисков религиозной философии: именно они определили облик Серебряного века. Согласно философии Серебряного века, мир должен быть преобразован не кошмаром насилия, а подлинностью христианского учения. Но традиционное православие всё более перерождается в обряд, лишается подлинной христианской сути. Бессмысленна цепь насилий, невозможно изменение внешних условий бытия вне "самости" человека, поэтому важна устремленность к такому богочеловеку, который ищет внутренней целостности, единства, добра, красоты, истины. Теория Л. Н. Толстого "непротивления" злу насилием, теософия (религиозная философия В. С. Соловьева) призывала к необходимости активного сотрудничества человека и Бога, к богоискательству, к "Мудрости" как посреднику между Богом и человеком, к синтезу добра, красоты и мудрости, тем самым формируя христианско-православный идеал общества и как бы направляя страну на путь мирной реформации.

Театр. Главными центрами театральной жизни России были Петербург и Москва. В северной столице ведущим театром был Александринский (ныне имени А. С. Пушкина), в Москве – основанный в 1824 г. Малый театр. Каждый сезон Малого театра открывался или комедией «Горе от ума», или комедией «Ревизор», что свидетельствовало об идейно-художественной направленности театрального репертуара. Самым прославленным актером Малого театра был М. С. Щепкин. Мастер искусства сценического перевоплощения, он отстаивал просветительскую, общественно значимую роль театра.

С созданием национальной русской драматургии в духе реализма во второй половине XIX в. связано имя А. Н. Островского. Он был не только автором многочисленных пьес, но и творческим вдохновителем труппы Малого театра. Замечательной исполнительницей женских ролей в пьесах Островского являлась М. Н. Ермолова (Катерина в «Грозе»).

В 1898 г. режиссеры К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко основали Московский художественный (общедоступный) театр. Он открылся спектаклем «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого. На сцене МХТ шли пьесы А. П. Чехова. Не случайно эмблемой театра стало изображение чайки (чеховская «Чайка» была поставлена в год открытия театра). Актёр, режиссер и теоретик театра Станиславский явился создателем новой школы театрального искусства, получившей мировое признание.

Литература золотого и серебряного веков, оказала мощное влияние на развитие мировой культуры в целом. Впитывая всё лучшее, что предлагала мировая литература, русская литература смогла остаться самобытной и уникальной.

Теоретический материал для углубленного изучения:

«Какое счастье жить в одно время с Толстым!»

«Рассказать биографию Пушкина… Впервые с такой задачей я столкнулся шестнадцать лет назад в Норвегии. Лекция моя называлась «Легендарные русские поэты»…»

Новиков В.И. «Пушкин»

Тренировочные задания:

1. Кто из перечисленных авторов не относится к золотому веку русской литературы? Зачеркните лишнее.

Правильный ответ6

Разбор задания:

Золотой век русской литературы – крылатое выражение, которым называют русскую литературу XIX века. Центром Золотого века русской поэзии был А. С. Пушкин. Помимо него к этому периоду относят М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева и других. Ахматова, Маяковский и Андреев – авторы начала XX века, вошедшего в историю как век серебряный, будут являться лишними по условиям данного задания.

2. Заполните пропуски в тексте.

В 1898 г. режиссеры К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко основали ____________ (1). На сцене шли пьесы русского прозаика и драматурга, по профессии врача ___________ (2). Не случайно эмблемой театра стало изображение __________ (3), по названию его произведения.

Правильный ответ:

1. Московский художественный театр

Разбор задания:

К 1899 году относится основание Московского художественного театра (сокращенно МХТ). На личность драматурга, фамилию которого надо вписать во второй пропуск, указывает его профессия. Значит, речь идет об одном из самых известных драматургов мира – А.П. Чехове. В 1898 году на сцене театра состоялась легендарная премьера его «Чайки», которая и стала эмблемой МХТ.

Читайте также: