Носферату симфония ужаса цитаты

Обновлено: 20.09.2024

вернуться к странице

Носферату, Симфония Ужаса | Nosferatu, eine Symphonie des Grauens (1922)
Режиссер: Фридрих Вильгельм Мурнау

Жанр: ужасы, фэнтези, немецкий экспрессионизм

Рейтинг КиноПоиска: 7.7
Рейтинг IMDb: 7,9
Рейтинг Rotten Tomatoes: 97%

— A thrilling mystery masterpiece - a chilling psycho-drama of blood-lust

Сюжет: Молодой клерк Хуттер из Бремена первой трети XIX века отправляется за тридевять земель, в карпатские леса, к инфернальному графу Орлоку, владельцу замка, решившему перебраться в крупный город. Гость выясняет, что Орлок, известный и как Носферату, — вампир, и от его заражающего укуса Хуттера спасает лишь супруга Элен, сверхъестественно сильно влюблённая в скромного и безвольного служащего конторы по продаже недвижимого имущества. Именно она понимает, какое зло несёт в себе мрачный граф.

Следующая цитата

Носферату, симфония ужаса

«Иди к чёрту, реальность», – кричали немецкие экспрессионисты, создававшие самобытные миры и проливавшие свет на то, что скрывалось во мраке. Экспрессионизм – это антиреализм, но не сюрреализм. Романтическое видение бытия и попытка объяснить его через искусственное. До голливудской классики «Дракула» (1931) и даже до ужастика «Призрак оперы» (1925) основу жанра положил авангардист Фридрих Вильгельм Мурнау, а современный представитель жанра «Бабадук» – красноречивый оммаж экспрессионизму. Граф Дракула появился в кино именно благодаря немецкому экспрессионизму – экранизации романа Брэма Стокера «Носферату, симфония ужаса», празднующей 95-летие.

В дова Стокера отказывалась продавать права на произведение, поэтому авторы «Носферату» сдвигают географический центр – действие происходит в Германии, а не в Англии. 1838 год. Клыкастый граф Орлок (Макс Шрек), живущий отшельником в лесах Трансильвании, принимает агента по недвижимости Томаса Хуттера (Густав фон Вангенхайм), у которого он желает купить заброшенный дом в провинциальном Висборге. Сатанинский аристократ пользуется меркантильностью и безответственностью немцев, торгующих германскими землями, и решается распространить свою власть на буржуазную Германию.

У спасения есть женское имя – силой добра выступает жена Хуттера, Элен (Грета Шрёдер), которая должна пожертвовать собой, дав Орлоку испить своей кровушки, что позволит восходящему солнцу уничтожить вампира навсегда.

Бросив взгляд на портрет Элен, злодей замышляет заполучить её. На самом деле, Элен – ключевая фигура сюжета. Когда Орлок нападает на Хуттера, Мурнау туда-сюда перебрасывает зрителя между агрессией вампира и изображением Элен, охваченной необъяснимым ужасом. Параллельный монтаж иллюстрирует связь двух персонажей и их неизбежную встречу. Герой, заключая с графом сделку, которая сулит ему богатства, сознательно или нет отдаёт чудовищу собственную жену. Заброшенный дом, который покупает Орлок, как раз находится напротив дома Хуттера. На кону – плоть и кровь Элен. Секс и смерть – основные темы фильмов ужасов, поэтично обыгрываемые в немом шедевре Мурнау.

Носферату, симфония ужаса

Примечательно, что режиссёр не кокетничает со зрителем, выставляя вампира знатным нарциссом и любезным джентльменом, сосущим кровь у по-голливудски миловидных красавиц. Граф Орлок – ходячий труп костлявого телосложения с бледно лысой головой, заострёнными зубами и длинными ногтями, который, совершает насилие, манипулируя сознанием людей. Орлок – существо проклятое. И если вампир Клауса Кински трогателен и ужасен, то вампир Макса Шрека исключительно жуток и мерзок: оттопыренные пальцы с когтями, бездушные глаза, дикий взгляд, сдвинутые вперёд клыки, уподобляющие вампира крысе. Неслучайны кадры с крысами в гробах, в одном из которых лежит сам злодей. Граф Орлок заглядывает героям в душу и парализует их. И прелесть «Носферату» уловима в неподвижности и безэмоциональности.

Самобытный пересказ «Дракулы» создал совершенно уникальный образ. Если Дракула у современного зрителя может вызвать ухмылку, то Носферату – тревогу, недоверие. Граф Орлок – далеко не соблазнительный злодей. Наоборот, Орлок – мрачный, а его замок не пестрит знатной роскошью. Облик графа – его проклятие; он вынужден жить одиночкой. Вампир свободен от нравственности, хищно и жадно бросаясь на порезанный палец западного гостя, стараясь высосать кровь до последней капли. Каждый житель деревни вблизи замка графа охвачен страхом. Единственный, кто обожествляет его – бесноватый Кнок, с обожанием называющий Орлока «хозяином» и предчувствующий его прибытие в город. Примечательно, что лента Мурнау – первая, в которой главному герою подсказывают: «Не ходи туда!», но он, наплевав на предупреждения, продолжает свой путь в лапы демонических сил.

Понятие «саспенс», которое неразрывно связано с именем легендарного Альфреда Хичкока, в действительности выражается в ужастике Мурнау. Вампир предстаёт перед нами лишь в нескольких сценах, но мы неутомимо выжидаем его грозного появления. «И когда он перешёл мост, духи отправились ему навстречу», – говорится в интертитрах – переломный момент рассказа и миг, когда грань между реальностью и кошмаром растворяется. Тень и свет – инструменты экспрессионизма. Они удлиняются, плотно скрывая нечто. Мурнау использует тишину и антураж для нагнетания жути и ожидания. В течение всего фильма граф Орлок находится в сумраке. Мы видим его то выходящим из мрака, то отбрасывающим тени. Оператор Фриц Арно Вагнер ( «М» , 1931) зачастую использует низкие ракурсы – Орлок поднимается из гроба и стоит на корабле – что придаёт фигуре графа власти и устрашения.

Носферату, симфония ужаса

Романтическая фантазия Мурнау о мифическом чудовище стала эстетическим и сюжетным букварём для ужасов и триллеров. Что и говорить, в фильмах Хичкока истории вращаются вокруг респектабельных мужчин, которые оказываются убийцами и ворами. Сумасшедший Кнок, разумом которого овладевает Орлок и который наблюдает за насекомыми в своей камере, похож на маньяка Энтони Перкинса в «Психо» . Разумеется, заложены и чисто жанровые темы: оккультизм, жажда крови, сила солнечного света, вампиризм как метафора сексуальности, смертельной заразы и ксенофобии.

В фильме рассказывается о каре немецкого народа, разбазаривающего свои земли и страдающего от боли Первой мировой. Немец-то отправляется к иностранцу и оказывается жертвой дьявольского существа, которое позже тайно проникает в Германию и приносит с собой то, что местные называют чумой. Люди начинают умирать, как только нога графа Орлока ступает на землю Висборга. Орлок – метафора неизвестного, непонятного – то, что чуждо немецкому народу; а каждый, кто стоит плечом к плечу с графом – безумец или предатель. Так, Кнока помещают в психиатрическую больницу, а когда ему удаётся сбежать, за ним начинаются массовые гонения – охота на ведьм. Народ впадает в панику и агрессию, особенно если у злодея есть финансовые интересы в новом месте обитания.

«Носферату, симфония ужаса» обладает удивительными визуальными эффектами – стоп-моушн используется в эпизоде, где Орлок грузит гробы – момент представляет неистово-демоническую скорость, будто мы наблюдаем за нечто потусторонним. В паре сцен авторы используют двойную экспозицию – граф Орлок появляется в виде призрака, а в финале при солнечном свете превращается в дым. Однако наряду с силуэтами скрюченного вурдалака, подобного Мефистофелю из «Фауста», мощнейшим же является эпизод с гробами, которые люди строем несут по улицам уже проклятого Висборга. Так что образ Носферату – и символ грядущих потрясений и войн. Скорее, здесь речь идёт о прошлом, чем о будущем, поэтому можно поспорить с Зигфридом Кракауэром, который смотрел на немецкий экспрессионизм как на предвестника нацизма.

Носферату, симфония ужаса

Если вампир – метафора армагеддона, то не удивительно, что лишённый разума Кнок, начальник Хуттера, – мученик, страдальческий плод войны. Тематически «Носферату» схож с хоррором Роберта Вине «Кабинет доктора Калигари». На Кнока начинается охота как на предателя – того, кто отказывается противостоять вампиру (читайте – войне). В глазах городских жертва Орлока превращается в дурака и отступника. Путь Хуттера в замок графа Орлока – край, где обитают «волки, бандиты и приведения», – тоже не проходит бесследно. Его путешествие – аллегория военного наступления на восточный фронт, а Элен – типичный образ жены, в тылу тоскующей по солдату.

Формально фильм оперный – начинается с увертюры и разделён на акты, словно на главы, потому что авторы в прямом смысле слова иллюстрируют мемуары. Фридрих Мурнау показывает отрывки дневника или писем. Он почти не использует камеру в движении. Кадры довольно просты. Да, есть общие, панорамные планы, но скудное количество крупных. Большая часть ленты строится на параллельном монтаже: путь вампира в город, ожидания Эллен возвращения мужа, беспокойное заточение Кнока в надежде встретить своего хозяина и стремление Хуттера добраться до дома раньше Орлока.

Очевидно, что Носферату – значимая кинематографическая икона, однако режиссёр держит злодея в тени. Кроме обилия экспозиции, единственным поистине неуклюжим или даже комичным эпизодом можно считать появление Орлока на безлюдных улицах Висборга, суетливо крадущегося со здоровым гробом под мышкой. И хотя технически картина рудиментарна, она наполнена очаровательной музыкой, окутана тревожной атмосферой и одарена каноническими изображениями: горбатая тень Орлока медленно двигается вверх по стене; и Орлок, стоически поднимающийся из гроба. «Носферату» – пример фильма, который силён в своём молчании, и чьи классические образы обладают большим весом, потому что они внушают страх без пояснительного диалога. Готическая лента насыщена контрастным освещением, за исключением начальных сцен отъезда Томаса Хуттера в зловещий замок вампира. Обыгрывается антагонизм света и тьмы, добра и зла.

Носферату, симфония ужаса

Фильм Фридриха Вильгельма Мурнау – жанровый гигант с острым социально-политическим подтекстом. Картина о страхе потустороннего, о странной любви и смерти непредсказуема, поэтична и страшна. «Носферату» – меланхоличный философский ужастик, обладающий пугающим правдоподобием. Мурнау показывает реальный мир с ирреальным злом. Действие сновиденческое, грозное, но оторваться невозможно: музыка, декорации, актёры… Как говорится в ленте: «Никому не уйти от своей судьбы», так и современникам не уйти от произведения Мурнау. Всё здесь работает потрясающе даже десятилетия спустя, заставляя смотреть так же, как граф Орлок смотрит на своих жертв – с широко раскрытыми, неморгающими глазами.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Следующая цитата

Интересные факты о классике киноужасов фильме "Носферату, симфония ужаса" 1922 года.

Интересные факты о культовом фильме ужасов "Носферату, симфония ужаса" снятого великим и ужасным Фридрихом Вильгельмом Мурнау.

Интересные факты о классике киноужасов фильме "Носферату, симфония ужаса" 1922 года.

Кинокомпании Prana Film не удалось договорится с вдовой Брэма Стокера об экранизации "Дракулы". Потому уже поглощенному идеей пришлось менять имена персонажей и переносить место действия из из Лондона в Висборг.

Интересные факты о классике киноужасов фильме "Носферату, симфония ужаса" 1922 года.

Все пленки и негативы с фильмом были уничтожены по результатам судебного процесса, затеянного вдовой Брэма Стокера. Однако впоследствии нашлись копии в других странах, и фильм был спасен.

Интересные факты о классике киноужасов фильме "Носферату, симфония ужаса" 1922 года.

Из за проигрыша в суде вдове Стокера компания Prana Film обанкротилась. Таким образом "Носферату" остаётся первым и последним фильмом компании.

Интересные факты о классике киноужасов фильме "Носферату, симфония ужаса" 1922 года.

В качестве замка вампира при съёмках использован Оравский Град в Северной Словакии.

Мурнау использовал для создания мистической атмосферы интересный и прежде не применявшийся в кино приём: в сцене, где адский экипаж везёт Хуттера в замок, в одном из кадров ночной лес виден в негативе (белые деревья), но экипаж и лошади по-прежнему тёмные. На самом деле вся сцена снята в негативе, но экипаж и лошади при этом были задрапированы в белые полотнища.

Интересные факты о классике киноужасов фильме "Носферату, симфония ужаса" 1922 года.

Многие ночные сцены снимались днем, и это было видно даже на черно-белой пленке.

Позднее недоработку исправили, наложив на ночные кадры синий светофильтр.

Созданный Максом Шреком образ сталодним из самых известных экранных образов вампиров.

Интересные факты о классике киноужасов фильме "Носферату, симфония ужаса" 1922 года.

Чтобы усилить «мертвость» своего персонажа, Макс Шрек ни разу не моргал в кадре.

Интересные факты о классике киноужасов фильме "Носферату, симфония ужаса" 1922 года.

Бытует версия, будто Мурнау считал Макса Шрека и в реальной жизни настолько уродливым, что по большому счёту можно обойтись и без гримера: достаточно приделать длинные зубы и остроконечные уши. Однако эта легенда не соответствует действительности — при простом сравнении фотографии актера и кадра из фильма крупным планом видно, что ему налепили нос с горбинкой, подвели глаза и изменили форму бровей и черепа помощью специальной накладки.

Интересные факты о классике киноужасов фильме "Носферату, симфония ужаса" 1922 года.

В Швеции фильм был запрещен из за его чрезмерно эффектных ужасов вплоть до 1972 года.

Интересные факты о классике киноужасов фильме "Носферату, симфония ужаса" 1922 года.

Из 94 минут экранного времени собственно Носферату уделено лишь 9.

Интересные факты о классике киноужасов фильме "Носферату, симфония ужаса" 1922 года.

Фильм «Носферату» оказал влияние на русскую поэзию: известное стихотворение Михаила Кузмина "Кони бьются, храпят в испуге…"

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Следующая цитата

Каждый человек, которого ты теряешь, по-прежнему с тобой, поэтому никто вообще не пропадает.

если ты женщина и имеешь ребенка, то теряешь все. Ты будешь в заложниках любви – террориста, который удовлетворяется только тогда, когда ты отдаешь ему свое будущее.

Его мать не пила с прошлой весны, когда закончила реабилитационный период. А бабушка завязала с алкоголем более легким способом – переехав на кладбище.

Человек может видеть птиц всю жизнь, не понимая, как отличить воробья от дрозда. Но каждый узнает лебедя, увидев его.

БУДЬ ЗДЕСЬ, КОГДА Я ПРИЕДУ, – ответила она.

Фантазия являлась реальностью, которая ожидала реализации.

Его взгляд напоминал Луи горные озера, которые выглядели кристальными и чистыми, потому что в

– С чего бы тебе верить мне? – С того, что ты моя девочка, – ответил он.

У нее будто бы имелось извращенное побуждение заставить всякого, кто заботился о ней, пожалеть об этом – побуждение найти что-то такое, что будет больше всего приводить их в ужас, а потом повторяться, пока им не придется бежать от нее в целях самосохранения.

Она рассеянно подумала, что мужчины являлись одним из удовольствий этого мира. Сюда же можно было отнести огонь в холодную октябрьскую ночь, какао и удобные шлепанцы. Неуклюжие чувства сильного пола, их щетинистые лица и желание совершить праведный поступок – приготовить омлет, поменять лампочку и, конечно же, обнять – иногда приводили женщин в восторг.

Следующая цитата

Чужой компьютер

Subtitle Movies - Фильмы с субтитрами

Subtitle Movies - Фильмы с субтитрами

вернуться к странице

Subtitle Movies - Фильмы с субтитрами

Subtitle Movies - Фильмы с субтитрами запись закреплена

Носферату, симфония ужаса (1922) оригинал

1:33:36

Носферату, симфония ужаса (1922) оригинал

Поддержать проект фильмы с субтитрами
Начните принимать пожертвования - прямо сейчас

Нравится Показать список оценивших

Сначала старые

Кямал Абдуллаев

фильм закончился или начался

Нравится Показать список оценивших

Мария Дели


Мария Дели

Читайте также: