Ночь в отрадном наташа ростова цитаты

Обновлено: 22.12.2024

По дороге в Отрадное князь Андрей видит дуб, который одиноко стоял в лесу. Он не был похож на другие деревья, потому что казалось, что он один не был рад весне. Дуб был уродлив среди «улыбающихся берез».

Л. Н. Толстой использует прием переноса свойств природных явлений на характеристику героя. Князь Андрей сравнивается с этим старым болезненным дубом, который совершенно ничему не был рад.

Анализ эпизода очень важен для понимания тех внутренних переживаний, которые испытывал Андрей Болконский. Когда герой ехал в Отрадное для встречи с князем Ростовым, он чувствовал себя подавлено. После встречи с дубом персонаж, разочарованный в своих действиях, убедился, что его жизнь кончена.

Ночь в Отрадном

Безысходные рассуждения князя Андрея сменяются, после того как он случайно услышал то, как любуется природой Наташа Ростова.

Ночь описывается автором с любовью и восхищением: она была «свежая и неподвижно-светлая». Среди всех красот природы взгляд Андрея Болконского остановился на «светлом, почти беззвездном весеннем небе».

В это время он услышал разговор Наташи и Сони. Наташа Ростова до слез умилялась природе, восхищалась тем, что она видит прямо сейчас: «Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть!… Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало».

Услышанное Андреем Болконским сильно повлияло на героя: в этот момент «в душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни».

Князь не мог понять, что же именно он чувствует, настолько на него повлияли впечатления девушки, находящейся этажом выше.

Развитие личности Болконского

Личность князя Андрея проходит несколько стадий развития на страницах романа. Он переосмыслил предыдущую жизнь после битвы под Аустерлицем. Очень повлияла на его мировоззрение смерть жены Лизы. Болконский решил, что его жизнь уже прожита и разуверился в прежних идеалах.

Андрей переезжает в имение Богучарово, занимается хозяйством, вводит преобразования:

  • крепостные одного из имений переведены в «вольные хлебопашцы»;
  • для некоторых крестьян барщину заменил оброком;
  • приглашена учёная бабка для помощи роженицам;
  • при церкви детей обучают грамоте.

Несмотря на деревенскую жизнь, молодой человек следит за внешними событиями в мире, анализирует прошлые военные кампании, но в его душе царит пустота и ощущение безысходности.

Разговор Наташи и Сони у окна в лунную ночь из романа "Война и мир"

(том 2 часть 3 глава II)

Князь Андрей облокотился на окно и глаза его остановились на этом небе.

Комната князя Андрея была в среднем этаже; в комнатах над ним тоже жили и не спали. Он услыхал сверху женский говор.

Два женские голоса запели какую-то музыкальную фразу, составлявшую конец чего-то.

Соня неохотно что-то отвечала.

Послышалась борьба и недовольный голос Сони: "Ведь второй час".

Опять все замолкло, но князь Андрей знал, что она все еще сидит тут, он слышал иногда тихое шевеленье, иногда вздохи.

Это был эпизод с разговором Наташи Ростовой и Сони у окна в лунную ночь из романа "Война и мир" Льва Толстого (отрывок из тома 2 части 3 главы II).

Роль Отрадного в жизни Болконского

Поездка Болконского в Отрадное стала переворотным событием в жизни героя. Разочарованный в своем существовании князь Андрей, считавший, что жизнь его кончена, понимает, что он ошибся.

«Девочка, взволнованная красотою ночи», смогла расшевелить душу князя Андрея. Он смог посмотреть на жизнь совершенно по-другому. Теперь Болконский готов был продолжать свой жизненный путь. Ночная сцена стала толчком для своеобразного возрождения героя. Лунный свет, который «ворвался» в комнату Болконского, стал и жизненным светом героя.

Значение данного эпизода не только в том, что Андрей Болконский поменял свое мнение относительно собственной жизни, но и в том, что именно здесь соединились души двух центральных персонажей романа Л. Н. Толстого «Война и мир» – князя Андрея и Наташи Ростовой.

Эмоционально противопоставленные друг другу, герои оказываются близки. Князь Андрей, разочарованный в жизни, и Наташа Ростова, довольная своей «веселой и счастливой жизнью», смогли найти красоту в природном явлении.

Близость героев обусловлена тем, что и князь Андрей, и Наташа Ростова являются любимыми героями Л. Н. Толстого.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Андрей Болконский в Отрадном», рассмотрит переживания главного героя до поездки в Отрадное и после нее.

Краткое изложение главы из романа “Война и мир”: Ночь в Отрадном

По определению, приведенному в Словаре литературных терминов, эпизод представляет собой отрывок, фрагмент художественного произведения, обладающий определенной независимостью и полнотой. Функционирование этого слова как литературного термина связано с древнегреческой драмой, где оно обозначало часть действия между выступлениями хора. Эпизод в произведении искусства — это не только событие в жизни героев, но и неотъемлемая часть произведения, воплощающая важнейшие черты идеологической и художественной оригинальности произведения в общем.

Путь героя, как правило, связан с цепочкой эпизодов, в которых раскрывается образ этого героя, так или иначе выражена оценка автора.

Так, например, эпизод «Лунная ночь в Отрадной» играет огромную роль. Описание лунной ночи в Отрадном, которой одновременно восхищаются князь Андрей и Наташа, эмоционально и романтично возвышено. Большое количество эпитетов в относительно коротком отрывке передает оттенки контрастных цветов: черный, белый и серебристый — и игру света и тени — ночь все еще яркая, деревья с одной стороны черные, а с другой — серебристые , растительность с серебряными листьями и стеблями в некоторых местах крыша сияет росой, деревом с ярко-белым стволом, полной луной в ярком, почти беззвездном небе. Ночь, луна, свет и тень — все очаровывает незабываемым очарованием.

Действительно, именно это состояние природы влияет на мысли и поведение героев этого отрывка.

Автор показал нам всю суть внутреннего мира героев. Наташа, любуясь необычайной красотой звездного неба, зовет Соню к окну и восклицает: «Ведь такой прекрасной ночи еще не было!» О, как героиня оживает при виде прекрасного »Автор не зря обращает на это внимание, поскольку не каждый персонаж наделен способностью замечать красоту окружающего его мира. Так что Соня не понимает поведение Наташи.

Эта девушка лишена чувства красоты. Случайно этот разговор услышал князь Андрей Болконский, которого на некоторое время отозвали. Этот разговор можно назвать началом возрождения Болконского к жизни — разговор, который вызвал неожиданную путаницу молодых мыслей и надежд … Момент жизни, который позже вернул ему надежды на счастье и стремление к большой гражданской активности.

Таким образом, этот эпизод играет огромную роль в целостности всей работы. На хорошем примере вы можете увидеть, насколько добр и нежен внутренний мир Наташи, как приземлилась Соня, что автор не делит героев на добрых и злых и еще раз подчеркивает, используя в качестве примера князя Андрея: что они изменчивы.

Недаром роман Льва Толстого «Война и мир» сравнивают со Святой Библией. Его идея войны и мира, реальной жизни актуальна и по сей день. В конце концов, что такое справедливость, зло, добро?

Никто не знает этого. Когда князь Андрей Болконский и Пьер Безухое спорят в Богучарове, «что такое настоящая жизнь», «справедливость, зло, добро», они не соглашаются. Пьер говорит, что мы должны жить для других, а не нужно делать добро людям и не причинять вреда другим людям, и князь Андрей говорит, что не может знать, что хорошо для других, а что плохо. По словам князя Андрея, зло — это угрызения совести и болезнь, и вы не можете причинить это людям. И я думаю, что князь Андрей не совсем прав. Сейчас я попытаюсь объяснить.

Предположим, хороший, отзывчивый, сердечный человек совершил какое-то маленькое, незначительное, но преступление, и если другой человек намекает на то, что он поступил неправильно, первый человек будет мучиться с раскаянием, а, по словам князя Андрея, второй человек сделает зло первому. Я думаю, из этого следует, что нельзя обобщать таким образом. В общем, это невозможно, и нет необходимости давать какие-либо определения зла и добра, справедливости и несправедливости, поскольку эти положения будут понятны только в течение жизни, к которой призывает нас Лев Толстой (все человечество).

А что касается жизни для других, по мнению Пьера, или жизни для себя, по мнению Болконского, я думаю, что во всем гениальном, как и в этих позициях, есть определенный парадокс. Жить для других значит жить бесполезно? Поскольку человек не может знать, что хорошо для других, а что плохо.

Например, Пьер, вступив во масонство, думал, что его душа будет спасена, что он действительно сможет помочь людям, но в итоге оказалось, что он не только помог себе, но и не помогал крепостным. Подобно тому, как Пьер вел «светскую жизнь», так же, как крестьяне были в бедственном положении, они оставались бессильными, а кто-то получал выгоду от глупости графа Безухова. Скорее нет, не глупость, а недоразумение. Пьер казался ослепленным и видел все в совершенно ином свете.

А глупый человек серьезен и на всю жизнь. Впоследствии Пьер получил зрение, думаю, он все же понял, что такое «настоящая жизнь». Пьер Безухов прошел через огонь, спасая совершенно незнакомую девушку, оказался перед лицом смерти, присутствовал при расстреле своих, русских людей, он знал бедность и голод, был в плену у французов, и, наконец, он пронесла свою любовь к Наташе Ростовой. Я думаю, что Пьер был настоящим.

Но у князя Андрея тоже есть реальная жизнь, он даже представляет нечто большее, чем Пьер, на мой взгляд. Но собственный сын князя Андрея воспринимал отца как нечто бестелесное, хотя в доме были портреты Болконского.

Андрей Болконский в романе «Война и мир» олицетворяет Россию, а вопрос «Жизнь или смерть?» Зависание в воздухе не только над ним, но и над Россией заставляет нас много думать. Жизнь князя Андрея была совершенно непредсказуемой: он чуть не погиб в битве при Аустерлице, потом умерла его жена, оставив своего маленького сына, потом ссорилась с отцом, неожиданно встретилась с Наташей Ростовой, неожиданно обрела счастье, потом ее предала, умерла у ее отца тяжелая рана, и с этого момента начинается прозрение князя Андрея. Видя умирающего, измученного Анатоля, князь Андрей прощает его, прощает Наташу, более того, он чувствует любовь, но не такую, как прежде. Это любовь к братьям, к тем, кто любит и ненавидит его, любовь к врагам, любовь, которой научила его принцесса Мария, его сестра.

И князь Андрей понял значение слова «настоящая жизнь», но сказал себе, что уже слишком поздно. И я думаю, что когда он сказал это себе, тогда он перестал жить, а в остальное время он просто существовал и ждал, когда он уйдет в другой мир, воспринимая жизнь через сон и бред. Или, может быть, во сне человек живет «настоящей жизнью»?

Или он учится жить «настоящей жизнью»? Примером может служить один из снов Пьера Безухова, когда ему приснилось, что голос сказал ему, что «… человек не может владеть чем-либо, пока боится смерти, а кто не боится, все принадлежит ему …» и т. д. Или тот же пророческий сон о князе Андрее, что он пытался закрыть дверь, но не мог и чувствовал, что его смерть наступила, и тогда он действительно уезжал в другой мир. Узнав о мечте человека, мы можем заглянуть в его душу, узнать, что его беспокоит, и, возможно, даже помочь ему.

Так ты можешь жить для других людей? Существует теория Л. Н. Толстого о четырех стенах, одна из которых — стена неизвестного, благодаря чему мы узнаем, что делается в душах других людей. И цель «реальной жизни» — разрушить эту стену изо всех сил и стремиться слиться с душами других людей. «Эта мысль является основой новой религии, соответствующей развитию человечества …». И в этой великой, огромной мысли о блаженстве на земле, которой Л. Н. Толстой смог посвятить жизнь, «настоящая жизнь» заключается в роман «Война и мир».

Ночь в Отрадном. (Анализ эпизода из романа Л.Н. Толсто­го ”Война и мир”, т. 2, ч. 3, гл.2)

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по литературе на любые темы и посмотреть как они написаны:

Много готовых тем для рефератов по литературе

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

“Мы сделались приятелями…” (Печорин и Вернер в рома­не М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)
“Мелодией одной звучат печаль и радость…” (Тема люб­ви в лирике А. Блока)
Стихотворение Ф.И. Тютчева “Как хорошо ты, о море ноч­ное…”
Роль художественной детали в одном из произведений русской литературы 19-го века

Введение:

По определению, приведенному в Словаре литературных терминов, эпизод представляет собой отрывок, фрагмент художественного произведения, обладающий определенной независимостью и полнотой. Функционирование этого слова как литературного термина связано с древнегреческой драмой, где оно обозначало часть действия между выступлениями хора. Эпизод в произведении искусства — это не только событие в жизни героев, но и неотъемлемая часть произведения, воплощающая важнейшие черты идеологической и художественной оригинальности произведения в целом.

Путь героя, как правило, связан с цепочкой эпизодов, в которых раскрывается образ этого героя, так или иначе выражена оценка автора. Так, например, эпизод «Лунная ночь в Отрадном» играет огромную роль. Описание лунной ночи в Отрадном, которой одновременно восхищаются князь Андрей и Наташа, эмоционально и романтично возвышено. Большое количество эпитетов в относительно коротком отрывке передает оттенки контрастных цветов: черный, белый и серебристый — и игру света и тени — ночь все еще яркая, деревья с одной стороны черные, а с другой стороны освещенные серебром растительность с серебряными листьями, местами и стеблями, крыша сияет росой, дерево с ярко-белым стволом, полная луна в ярком, почти беззвездном небе. Ночь, луна, свет и тень — все очаровывает незабываемым очарованием.

Следующая цитата

I
Андрей Болконский 2 года живет в деревне безвыездно. В своих имениях он заменяет барщину оброком: это должно облегчить жизнь крестьян. Андрей стремится улучшить жизнь своих крепостных. Пьер Безухов занимается своими имениями, но на деле жизнь его крестьян не улучшается.
Весна 1809 г. Андрей едет в рязанские имения, которые принадлежат его сыну. По дороге он видит большой старый дуб. Андрей находит что-то родственное с этим старым дубом. Он чувствует себя таким же старым и несчастным, как и это дерево.

II
(середина мая 1809 г.)
Андрей Болконский едет по делам к графу Илье Андреевичу Ростову. Граф Ростов является предводителем дворянства в уезде, где находится имение Болконских. Андрей приезжает в дом Ростовых в Отрадном. Здесь он впервые видит юную Наташу Ростову (см. История любви Наташи и Андрея). Болконский остается ночевать в доме у Ростовых. Ночью он слышит разговор Наташи Ростовой и Сони у окна.

III
(начало июня 1809 г.)
Андрей Болконский возвращается домой и на пути снова встречает тот самый старый дуб. Андрей понимает, что его жизнь еще не кончена в 31 год. Он решает осенью ехать в Петербург, чтобы снова зажить полной жизнью.

IV
(август 1809 г.)
Андрей Болконский приезжает в Петербург. Болконский через знакомых подает императору свой проект военного устава. Проект попадает в руки военному министру Аракчееву. Аракчеев принимает у себя князя Андрея и назначает его членом военной комиссии. (см. Государственная деятельность Андрея Болконского)

V
На следующий день Болконский посещает вечер у графа Кочубея. На этом вечере князь Андрей знакомится со Сперанским. Тот приглашает Болконского к себе домой в среду.

VI
Сперанский по достоинству оценивает ум и способности Андрея Болконского, поэтому назначает его членом комиссии составления воинского устава и начальником отделения комиссии составления законов.

VII
Пьер Безухов активно занимается делами масонства. Он невольно становится лидером масонов Петербурга. Постепенно Пьер разочаровывается в братьях-масонах, которые только на словах хотят улучшить мир. Пьер снова ведет разгульную жизнь, много ест, пьет.

В конце 1808 года Пьер едет за границу, чтобы сблизиться с масонами в Европе. В 1809 году Пьер возвращается в Петербург. Масоны Петербурга сходятся на заседание. Пьер читает послание от высших руководителей ордена за границей. В этом послании предлагается создать мировое правительство масонов, которое действовало бы наравне в обычными правительствами. Однако эта идея не поддерживается на заседании. Разочарованный Пьер уезжает домой.

VIII
Пьер 3 дня лежит дома в тоске после разочарования в своих братьях-масонах. Безухов получает письмо от жены Элен Безуховой, которая предлагает ему снова быть вместе.

(17 ноября)
Чтобы разобраться в себе, Пьер приезжает в Москву повидаться со своим учителем-масоном Баздеевым. Старик советует Пьеру заняться самосовершенствованием, как и положено масону, и вести дневник поступков. Пьер хочет быть добродетельным масоном, поэтому он соглашается снова жить со своей женой. Супруги живут как соседи.

X
(24 ноября)
Пьер продолжает самосовершенствоваться. По совету благодетеля Баздеева, Пьер поступает на службу чиновником в один из комитетов. Впервые в жизни ленивый Безухов ходит на службу.

(27 ноября)
Борис Друбецкой становится масоном, Пьер участвует в церемонии его посвящения. Безухов подозревает, что Борису нужны лишь выгодные связи, которые можно обрести через масонское общество.

XI
Семья Ростовых живет в деревне уже 2 года, но их финансовое состояние не улучшается. Управляющий Митенька плохо ведет дела и увеличивает долги. Граф Ростов едет в Петербург и берет с собой дочерей (Наташу, Веру и Соню). В Петербурге Берг делает предложение Вере Ростовой, пользуясь плохим финансовым положением ее семьи. Граф Ростов обещает дать за Верой приданое в 20 тысяч рублей наличными и 80 тысяч векселем.


XII
В ноябре-декабре 1809 г., когда Наташа Ростова живет в Петербурге, она впервые за 4 года встречает Бориса Друбецкого. Борис видит 16-летнюю похорошевшую Наташу, и в нем вспыхивает прежнее романтическое чувство. Однако расчетливый молодой человек хочет жениться на богатой девушке, поэтому небогатая Наташа не подходит ему. И все-таки Борис ездит к Ростовым, чтобы видеть Наташу.

XIII
Графиня-мать Ростова советует Наташе прекратить общение с Борисом, у которого нет серьезных намерений. В конце концов графиня-мать сама беседует с Борисом, после чего тот перестает ездить к Ростовым.

XIV
(31 декабря 1809 г.)
Дворянство съезжается на бал в Петербурге. Это первый большой бал Наташи Ростовой. Наташа и Соня тщательно наряжаются на бал.

XV
Наташа Ростова с семьей приезжает на бал. На балу она видит Пьера Безухова и Элен Безухову, Анатоля Курагина, Бориса Друбецкого, Андрея Болконского.

XVI
В бальную залу входит государь Александр I. Начинается первый танец. Красавица Элен Безухова танцует с адъютантом императора. По просьбе Пьера Андрей Болконский приглашает Наташу Ростову танцевать вальс. Неожиданно Андрей чувствует себя помолодевшим и ожившим под влиянием красоты Наташи.

XVII
После этого Наташа Ростова танцует с Борисом Друбецким, а затем и с другими молодыми людьми. Князь Андрей сидит возле Наташи и разговаривает с ней. Наташа счастлива такому успеху на балу.

XVIII
На следующий день князь Андрей вспоминает бал и милую Наташу. В этот день он впервые обедает у Сперанского в кругу его друзей. Болконский чувствует, что эта светская суета лицемерна и бессмысленна.

XIX
На следующий день князь Андрей едет в гости к Ростовым. Болконский понимает, что влюблен в Наташу, и снова чувствует в себе силы жить. Он хочет заняться воспитанием сына, поехать по Европе и строит другие планы.

XX
Вечер у Берга и Веры. Пьер Безухов приезжает к ним на вечер первым. Затем приезжает Борис Друбецкой, Ростовы и другие гости.

XXI
Пьер замечает, что между Наташей Ростовой и Андреем Болконским зарождаются отношения.

XXII
На следующий день Андрей Болконский снова приезжает на обед по приглашению графа Ростова. Все замечают, что Андрей по-особенному относится к Наташе и проводит с ней все время. Приехав в гости к Пьеру, Андрей признается другу, что он влюблен и намерен жениться. Пьер видит счастливого друга и осознает, насколько он сам несчастен.

XXIII
(начало 1810 г.)
Андрей едет к отцу, чтобы сообщить о намерениях жениться на Наташе Ростовой. Старый князь Николай Болконский просит сына подождать 1 год до свадьбы. Андрей возвращается в Петербург и делает Наташе предложение. Он сообщает ей, что свадьба не может состояться раньше чем через год.

XXIV
Князь Андрей в качестве жениха Наташи бывает у Ростовых каждый день. Их отношения становятся более близкими и глубокими. Наконец Андрей уезжает за границу. Он просит Наташу обращаться за помощью к Пьеру, если понадобится.

XXVI
(лето 1810 года)
Князь Андрей Болконский пишет из Швейцарии письмо сестре княжне Марье. Он сообщает, что помолвлен с Наташей Ростовой. Андрей уже полгода за границей, лечится на водах и собирается приехать через 3 месяца.

Княжна Марья Болконская по-прежнему помогает божьим людям и странникам. Странники ходят к девушке в тайне от ее сурового отца - князя Николая Болконского. У Марьи спрятан собственный наряд странницы: она бы хотела стать странницей, но пока не решается из-за любви к семье.

Конец части.

Таково краткое содержание романа "Война и мир" Льва Толстого - том 2 часть 3.

Следующая цитата

Князь Андрей Болконский приезжает с визитом к семье Ростовых в их имение Отрадное. Здесь происходит первая встреча Андрея и Наташи. Гость остается у Ростовых ночевать. Ночью Андрей слышит беседу Наташи и Сони. Юная Наташа восторгается красивой луной. Слова девушки трогают князя Андрея и пробуждают его к жизни после двух лет тоски.

В этой статье представлен эпизод с разговором Наташи и Сони у окна в лунную ночь из романа "Война и мир": отрывок из тома 2 части 3 главы II.

Ночь в Отрадном (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, т. II, ч. 3, гл. II)

По определению, приведенному в Словаре литературных терминов, эпизод представляет собой отрывок, фрагмент художественного произведения, обладающий определенной независимостью и полнотой. Функционирование этого слова как литературного термина связано с древнегреческой драмой, где оно обозначало часть действия между выступлениями хора. Эпизод в произведении искусства — это не только событие в жизни героев, но и неотъемлемая часть произведения, воплощающая важнейшие черты идеологической и художественной оригинальности произведения в общем. Путь героя, как правило, связан с цепочкой эпизодов, в которых раскрывается образ этого героя, так или иначе выражена оценка автора.

Так, например, в нашем случае огромную роль играет эпизод «Лунная ночь в Отрадном». Описание лунной ночи в Отрадном, которой одновременно восхищаются князь Андрей и Наташа, эмоционально и романтично возвышено. Большое количество эпитетов в относительно коротком отрывке передает оттенки контрастных цветов — черного, белого и серебряного, а также игру света и тени: ночь все еще яркая, деревья черные на одном и серебристые на другом , растительность с серебристыми листьями и стеблями в некоторых местах, крышей, сияющей росой, деревом с ярко-белым стволом, полной луной в ярком, почти беззвездном небе. Ночь, луна, свет и тени — все очаровывает незабываемым очарованием.

Действительно, именно это состояние природы влияет на мысли и поведение героев этого отрывка.

Автор показывает нам всю суть внутреннего мира героев. Наташа, любуясь необычайной красотой звездного неба, зовет Соню к окну и восклицает: «Ведь такой прекрасной ночи еще не было!» Мы видим, как героиня оживает при виде прекрасного. Автор не зря обращает на это внимание, поскольку далеко не каждый из его героев наделен способностью замечать красоту окружающего его мира. Так что Соня не понимает поведение Наташи.

Случайно этот разговор услышал князь Андрей Болконский, который уже некоторое время поправлялся. Этот разговор можно назвать началом возрождения Болконского к жизни, разговор, вызвавший неожиданную путаницу молодых мыслей и надежд. Момент жизни, который позже вернулся к нему, — это надежда на счастье и стремление к большой гражданской активности.

Таким образом, мы видим, что этот эпизод играет огромную роль в целостности всей работы. Наглядным примером мы убедились, насколько добр и мягок внутренний мир Наташи, как приземлилась Соня, и что автор не делит героев на добрых и злых, и еще раз подчеркивает, на примере князя Андрея, что они изменчивы.

Заключение

Под влиянием неиссякаемой энергии очаровательная Ростова Болконская снова оживает. В нем просыпается желание жить полноценной жизнью, любить, быть нужным людям. Мы понимаем, что кризис души прошел. Поэтому принц неожиданно крепко заснул. Бессонница как никогда не бывает! Это происходит, когда уходят мучительные мучения.

Автор восхищается искренностью Наташей, ее богатым внутренним миром. Ведь сущность Наташей — это любовь. Любовь к людям, к окружающему миру. В ее речах 12 восклицательных предложений. Читать.

Они передают эмоциональность девушки, высокую интенсивность ее чувств, настроений.

Умение Толстого характеризовать героев помогло нам понять, почему обновление души князя Андрея начинается именно под влиянием Наташа. Ее непосредственность растопила внутренний холод души молодого принца. Он понял, что жизнь еще не закончилась.

Следующая цитата

Берг, зять Ростовых, был уже полковник с Владимиром и Анной на шее и занимал всё то же покойное и приятное место помощника начальника штаба, помощника первого отделения начальника штаба второго корпуса. Он 1-го сентября приехал из армии в Москву.
Ему в Москве нечего было делать; но он заметил, что все из армии просились в Москву и что-то там делали. Он счёл тоже нужным отпроситься для домашних и семейных дел.
Берг, в своих аккуратных дрожечках на паре сытых саврасеньких, точно таких, какие были у одного князя, подъехал к дому своего тестя. Он внимательно посмотрел во двор на подводы и, входя на крыльцо, вынул чистый носовой платок и завязал узел.
Из передней Берг плывущим, нетерпеливым шагом вбежал в гостиную и обнял графа, поцеловал ручки у Наташи и Сони и поспешно спросил о здоровье мамаши.
— Какое теперь здоровье? Ну, рассказывай же, — сказал граф, — что войска? Отступают или будет ещё сраженье?

— Один предвечный Бог, папаша, — сказал Берг, — может решить судьбы отечества. Армия горит духом геройства, и теперь вожди, так сказать, собрались на совещание. Что будет, неизвестно. Но я вам скажу вообще, папаша, такого геройского духа, истинно древнего мужества российских войск, которое они — оно, — поправился он, — показали или выказали в этой битве 26-го числа, нет никаких слов достойных, чтоб их описать. Я вам скажу, папаша (он ударил себя в грудь так же, как ударял себя один рассказывавший при нём генерал, хотя несколько поздно, потому что ударить себя в грудь надо было при слове «российское войско»), — я вам скажу откровенно, что мы, начальники, не только не должны были подгонять солдат или что-нибудь такое, но мы насилу могли удерживать эти, эти. да, мужественные и древние подвиги, — сказал он скороговоркой. — Генерал Барклай де Толли жертвовал жизнью своей везде впереди войска, я вам скажу. Наш же корпус был поставлен на скате горы. Можете себе представить! — И тут Берг рассказал всё, что он запомнил, из разных слышанных за это время рассказов. Наташа, не спуская взгляда, который смущал Берга, как будто отыскивая на его лице решения какого-то вопроса, смотрела на него.
— Такое геройство вообще, каковое выказали российские воины, нельзя представить и достойно восхвалить! — сказал Берг, оглядываясь на Наташу и как бы желая её задобрить, улыбаясь ей в ответ на её упорный взгляд. — «Россия не в Москве, она в сердцах её сынов!» Так, папаша? — сказал Берг.
В это время из диванной, с усталым и недовольным видом, вышла графиня. Берг поспешно вскочил, поцеловал ручку графини, осведомился о её здоровье и, выражая свое сочувствие покачиванием головы, остановился подле неё.
— Да, мамаша, я вам истинно скажу, тяжелые и грустные времена для всякого русского. Но зачем же так беспокоиться? Вы ещё успеете уехать.
— Я не понимаю, что делают люди, — сказала графиня, обращаясь к мужу, — мне сейчас сказали, что ещё ничего не готово. Ведь надо же кому-нибудь распорядиться. Вот и пожалеешь о Митеньке. Это конца не будет!
Граф хотел что-то сказать, но, видимо, воздержался. Он встал со своего стула и пошёл к двери.
Берг в это время, как бы для того, чтобы высморкаться, достал платок и, глядя на узелок, задумался, грустно и значительно покачал головой.
— А у меня к вам, папаша, большая просьба, — сказал он.
— Гм. — сказал граф, останавливаясь.
— Еду я сейчас мимо Юсупова дома, — смеясь, сказал Берг. — Управляющий мне знакомый, выбежал и просит, не купите ли что-нибудь. Я зашёл, знаете, из любопытства, и там одна шифоньерочка и туалет. Вы знаете, как Верушка этого желала и как мы спорили об этом. (Берг невольно перешел в тон радости о своей благоустроенности, когда он начал говорить про шифоньерку и туалет.) И такая прелесть! выдвигается и с аглицким секретом, знаете? А Верочке давно хотелось. Так мне хочется ей сюрприз сделать. Я видел у вас так много этих мужиков на дворе. Дайте мне одного, пожалуйста, я ему хорошенько заплачу и.
Граф сморщился и заперхал.
— У графини просите, а я не распоряжаюсь.
— Ежели затруднительно, пожалуйста, не надо, — сказал Берг. — Мне для Верушки только очень бы хотелось.
— Ах, убирайтесь вы все к чёрту, к чёрту, к чёрту и к чёрту. — закричал старый граф. — Голова кругом идёт. — И он вышел из комнаты.
Графиня заплакала.
— Да, да, маменька, очень тяжелые времена! — сказал Берг.
Наташа вышла вместе с отцом и, как будто с трудом соображая что-то, сначала пошла за ним, а потом побежала вниз.
На крыльце стоял Петя, занимавшийся вооружением людей, которые ехали из Москвы. На дворе всё так же стояли заложенные подводы. Две из них были развязаны, и на одну из них влезал офицер, поддерживаемый денщиком.
— Ты знаешь за что? — спросил Петя Наташу (Наташа поняла, что Петя разумел: за что поссорились отец с матерью). Она не отвечала.
— За то, что папенька хотел отдать все подводы под раненых, — сказал Петя. — Мне Васильич сказал. По-моему.
— По-моему, — вдруг закричала почти Наташа, обращая своё озлобленное лицо к Пете, — по-моему, это такая гадость, такая мерзость, такая. я не знаю! Разве мы немцы какие-нибудь. — Горло её задрожало от судорожных рыданий, и она, боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, повернулась и стремительно бросилась по лестнице. Берг сидел подле графини и родственно-почтительно утешал её. Граф с трубкой в руках ходил по комнате, когда Наташа, с изуродованным злобой лицом, как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери.
Это гадость! Это мерзость! — закричала она. — Это не может быть, чтобы вы приказали.
Берг и графиня недоумевающе и испуганно смотрели на неё. Граф остановился у окна, прислушиваясь
— Маменька, это нельзя; посмотрите, что на дворе! — закричала она. — Они остаются.
— Что с тобой? Кто они? Что тебе надо?
Раненые, вот кто! Это нельзя, маменька; это ни на что не похоже. Нет, маменька, голубушка, это не то, простите, пожалуйста, голубушка. Маменька, ну что нам-то, что мы увезём, вы посмотрите только, что на дворе. Маменька. Это не может быть.
Граф стоял у окна и, не поворачивая лица, слушал слова Наташи. Вдруг он засопел носом и приблизил свое лицо к окну.
Графиня взглянула на дочь, увидала её пристыженное за мать лицо, увидала её волнение, поняла, отчего муж теперь не оглядывался на неё, и с растерянным видом оглянулась вокруг себя.
— Ах, да делайте, как хотите! Разве я мешаю кому-нибудь! — сказала она, ещё не вдруг, сдаваясь.
— Маменька, голубушка, простите меня!
Но графиня оттолкнула дочь и подошла к графу.
— Mon cher, ты распорядись, как надо. Я ведь не знаю этого, — сказала она, виновато опуская глаза.
— Яйца. яйца курицу учат. — сквозь счастливые слезы проговорил граф и обнял жену, которая рада была скрыть на его груди своё пристыженное лицо.
— Папенька, маменька! Можно распорядиться? Можно. — спрашивала Наташа. — Мы все-таки возьмём всё самое нужное. — говорила Наташа.
Граф утвердительно кивнул ей головой, и Наташа тем быстрым бегом, которым она бегивала в горелки, побежала по зале в переднюю и по лестнице на двор.
Люди собрались около Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказания о том, чтобы отдавать все подводы под раненых, а сундуки сносить в кладовые. Поняв приказание, люди с радостью и хлопотливостью принялись за новое дело. Прислуге теперь это не только не казалось странным, но, напротив, казалось, что это не могло быть иначе; точно так же, как за четверть часа перед этим никому не только не казалось странным, что оставляют раненых, а берут вещи, но казалось, что не могло быть иначе.
Все домашние, как бы выплачивая за то, что они раньше не взялись за это, принялись с хлопотливостью за новое дело размещения раненых. Раненые повыползли из своих комнат и с радостными бледными лицами окружили подводы. В соседних домах тоже разнёсся слух, что есть подводы, и на двор к Ростовым стали приходить раненые из других домов. Многие из раненых просили не снимать вещей и только посадить их сверху. Но раз начавшееся дело свалки вещей уже не могло остановиться. Было все равно, оставлять всё или половину. На дворе лежали неубранные сундуки с посудой, с бронзой, с картинами, зеркалами, которые так старательно укладывали в прошлую ночь, и все искали и находили возможность сложить то и то и отдать ещё и ещё подводы.
— Четверых еще можно взять, — говорил управляющий, — я свою повозку отдаю, а то куда же их?
— Да отдайте мою гардеробную, — говорила графиня. — Дуняша со мной сядет в карету.
Отдали ещё и гардеробную повозку и отправили её за ранеными через два дома. Все домашние и прислуга были весело оживлены. Наташа находилась в восторженно-счастливом оживлении, которого она давно не испытывала.
— Куда же его привязать? — говорили люди, прилаживая сундук к узкой запятке кареты, — надо хоть одну подводу оставить.
— Да с чем он? — спрашивала Наташа.
— С книгами графскими.
— Оставьте. Васильич уберёт. Это не нужно.
В бричке всё было полно людей; сомневались о том, куда сядет Пётр Ильич.
— Он на козлы. Ведь ты на козлы, Петя? — кричала Наташа.
Соня не переставая хлопотала тоже; но цель хлопот её была противоположна цели Наташи. Она убирала те вещи, которые должны были остаться; записывала их, по желанию графини, и старалась захватить с собой как можно больше.

Следующая цитата

Князь Андрей едет в Отрадное по делам. Перед нами разочарованный в жизни человек, решивший тихо и спокойно доживать свою жизнь, ничего более не желая.

От чего отказался князь? От любви, счастья, интересных дел…

В плохом настроении Болконский подъезжает к Отрадному. Ничто его не радует.

Толстой использует прием антитезы, которая прослеживается с начала и до конца главы, помогая ярче отобразить характеры и внутреннее состояние князя и юной Ростовой.

II. Работа с текстом

1. Противопоставление князя Андрея и Наташи.

Время, место, пространство играют огромную роль в раскрытии мировосприятия героев. Работаем по тексту.

а) Весенний день. Середина мая, но лес уже весь оделся. Все цветет, зеленеет. Жарко. Пыльно. Хочется купаться.

Вот бегут девушки смеются, кричат. Внимание князя Андрея привлекает тоненькая девушка в желтом платье с белым носовым платком на голове. Волосы у нее распустились. Она кричит, хохочет, бежит впереди всех. Ей просто хорошо! Это Наташа Ростова. Она совсем не думает о том, как она выглядит. Читаем текст.

б) Цветовая гамма (желтый и белый цвет на фоне зеленой листвы) вызывает ощущение радости.

в) Противопоставляются чувства героев. Наташе радостно – Андрею больно. Почему? Читаем его первый внутренний монолог.

2. Андрей проводит целый день в Отрадном. Вокруг него – старшее поколение. Казалось бы, все хорошо. Почему же день кажется князю скучным? Почему он несколько раз поглядывает в сторону Наташи, которая среди молодежи так весела и счастлива?

Читаем второй внутренний монолог Болконского.

Вновь мысленно князь Андрей пытается понять ее, объяснить себе причину ее веселья и радости. Риторические вопросы помогают нам понять внутреннее состояние князя Болконского. Читаем, объясняем.

Наташа притягивает внимание Андрея своей беспричинной радостью, молодостью. Там, где она, всегда смех, веселье. И Андрею хочется быть рядом с ней. Но он не может заставить себя подойти к девушке, так как не обладает открытостью характера, привык сдерживать свои чувства. Он даже несколько холодноват.

III. Поведение Андрея в комнате.

1. Почему же молодой человек остался ночевать в Отрадном? Может втайне надеялся на следующий день вновь встретить эту прелестную девушку, что завладела его мыслями? А пока он досадует. Досадует на графа Ростова, который заставил его остаться. Досадует на себя, что остался. Он не может найти себе места. Не может заснуть. Читаем текст.

Однако нам понятно, что такой решительный, волевой человек ни за что бы не остался ночевать в Отрадном, если бы сам не хотел этого… Но он даже себе не признается в этом, словно боится чего-то…

Читаем текст. Обращаем внимание на построение предложений: они короткие, но в них четко расписаны действия князя. Мы чувствуем его внутреннее беспокойство, которое мешает молодому человеку заснуть. Значит, покоя в душе его нет.

2. Толстой с глубоким мастерством передает внутреннее состояние героя.

а) Какой изобразительный прием использует автор, чтобы показать, что Андрею все-таки не спрятаться от жизни? Метафору. Лунный свет ворвался в комнату. И нет ему преграды. Какая экспрессия! Читаем предложение из текста.

б) И в этот момент князь слышит разговор девушек. И ведь слушает, не закрывает с досадой окно! Значит, ему интересно!

Читаем диалог по ролям. Сравниваем мировосприятие Сони и Наташи.

IV. Изображение лунной ночи как средство раскрытия внутреннего мира героев.

1. Наташа любуется красотой, которую создают свет и тени. Таинственная красота! В этом небольшом отрывке очень много эпитетов. Находим их.

а) Деревья черные с одной и серебристо-освещенные с другой стороны. Большое кудрявое дерево с ярко-белым стволом.

Листья и стебли серебристые.

Полная луна на светлом небе.

Под деревьями сочная, мокрая, кудрявая растительность.

Оттенки черного, белого и серебристого цветов создают романтическую красоту.

Наташа не может наглядеться. От полноты чувств в голосе ее звенят слезы. Ночь кажется ей волшебной, необыкновенной. Такой никогда ранее не было.

2. Андрей тоже любуется прекрасной ночью. Но он видит реальную картину: ночь свежая, светлая. Под окном деревья. Вдали блестит росой крыша. На небе полная луна.

Князь облокотился на окно, и глаза его остановились на небе. Андрея притягивает небо как символ непостижимости тайны жизни. А еще ему интересно слушать разговор. Он боится даже пошевелиться, чтобы не выдать своего присутствия. Значит, восторги Наташи не оставили его равнодушным. Он поглощен прежде всего ею. Его очаровала эта непосредственная девушка, такая искренняя в проявлении своих эмоций.

Наташа, восхищенная красотой лунной ночи, готова полететь. Она ощущает себя бесконечно счастливой, раскрепощенной внутренне. Девушка находится в полной гармонии с окружающим миром.

Андрей неожиданно для себя ощутил в душе “путаницу молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни”. Только недавно он был внутренне опустошенным, казалось, ничто больше не тронет его душу…И вдруг… Восторженная девушка заставила князя посмотреть на мир по-иному, Андрей уже думает о ней, боится, что она скажет что-нибудь нелестное о нем. Во внутренних монологах Андрея преобладают вопросительные предложения, которые подчеркивают его душевную тревогу, неуравновешенность. Лишь в конце главы появляются восклицательные. Читаем.

Под влиянием неиссякаемой энергии очаровательной Ростовой Болконский вновь возвращается к жизни. В нем просыпается желание жить полноценной жизнью, любить, быть нужным людям. Мы понимаем, что кризис души миновал. Поэтому князь неожиданно для себя крепко уснул. Бессонницы как не бывало! Так бывает, когда уходит долго мучившая боль.

Автор любуется искренностью Наташи, ее богатым внутренним миром. Ведь сущность Наташи – любовь. Любовь к людям, к окружающему миру. В ее речах встречается 12 восклицательных предложений. Читаем.

Они передают эмоциональность девушки, высокий накал ее чувств, настроений.

Мастерство Толстого в обрисовке характеров героев помогло нам понять, почему обновление души князя Андрея начинается именно под влиянием Наташи. Ее непосредственность растопила внутренний холод души молодого князя. Он понял, что жизнь не кончена.

Читайте также: