Низам аль мульк цитаты

Обновлено: 06.11.2024

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Когда Аллах хочет добра правителю, то даёт ему правдивого визиря, который, если тот забудет, напомнит, а если вспомнит, то поможет. Когда же Аллах хочет другое, то даёт ему плохого визиря, который, если тот забудет, не напомнит ему, а если вспомнит, то не поможет».

Этот хадис свидетельтсвует о важности роли визиря. От того, каким будет правитель, во многом зависит, каким будет народ. Если правитель будет из числа праведных, то и подданые его встанут на путь праведности, если же правитель будет из числа нечистивцев, то и подданные вскоре встанут на тот же путь. А то, каким будет правитель, во многом зависит от визиря.

В другом хадисе сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «У меня имеются два визиря из числа обитателей небес и два визиря из числа обитателей земли. Два визиря из числа обитателей небес – это ангелы Джабраил и Микаил, а двое из числа обитателей земли – это Абубакр и Умар».

Если даже Посланник Аллаха, самый знающий из людей, говорит, что у него были визири, к советам которых он прислушивался, то что уж говорить о правителях!

Визири имели огромное влияние в исламском мире. Зачастую они определяли политику государства, и их мнение имело огромный вес. Об одном из величайших визирей исламского мира, свершения которого оказали огромное влияние не только на его современников, но и на многие последующие поколения, мы поговорим в этой статье.

Рождение и юность Низама аль-Мулька

Абу Али Хасан ибн Али, более известный как Низам аль-Мульк, родился 21 числа месяца Зуль Каада 408 года по Хиджре в Хорасане, в городе Тус, в семье простого дехканина. Мать его умерла, когда он был ещё грудным ребёнком, и с детских лет его воспитывал отец. Отец мечтал видеть сына образованным человеком и приложил много усилий, чтобы тот получил хорошее образование. Низам аль-Мульк с детских лет проявлял интерес к наукам и в юности посетил в поисках знаний многие города. Он уделял большое внимание изучению и религиозных, и точных наук, особенно арифметики.

Низам аль-Мульк служил у разных правителей, но известность он приобрёл, когда был принят на службу правителем Хорасана Давудом бин Микалом. Давуд бин Микал приходился братом сельджукского султана Тугурлбека.

В то время молодое государство сельджуков стремительно развивалось и расширялось, и вскоре ему предстояло стать величайшим государством на территориях исламского мира. Существенную роль, как мы увидим в дальнейшем, в развитии и расширении этого государства сыграл Низам аль-Мульк.

Правитель Хоросана был впечатлён познаниями и честностью Низама аль-Мулька. Он завещал своему сыну Алаб Арслану, который стал после него правителем, прислушиваться к советам Низама аль-Мулька. Приводится, что тот завещал сыну: «Пусть он будет тебе как отец, и никогда не оставляй без внимания советы, которые он даёт тебе».

Низам аль-Мульк становится визирем

В 455-м году по Хиджре умер султан Тугурлбек, и на трон взошёл его племянник Алаб Арслан. Визирь покойного султана был нечестивым человеком, и вскоре Алаб Арслан отстранил его и назначил на эту должность Низам аль-Мулька.

Низам аль-Мульк был мудрым и праведным человеком, и эти его качества вскоре принесли исламской цивилизации, и молодому сельджукскому государству в частности, великую пользу.

Когда Алаб Арслан взошёл на престол, некоторые из правителей, в числе которых были и его близкие родственники, подняли мятеж против него. Положение Алаб Арслана было крайне сложным, так как мятежникам удалось собрать больше сил, чем было у Алаб Арслана, но Низам аль-Мульк успокоил молодого султана, сказав: «Я подготовил для тебя войско, которое сможет разгромить любое войско и победить любого противника». «Кто же они?» – спросил султан. «Это те учёные, факиры и праведники, которые молятся за тебя, и благодаря их мольбам и взываниям ты обретёшь победу».

Многие хадисы Посланника Аллаха (мир ему и благословение) свидетельствуют о том, что благодаря мольбам праведных и слабых Всевышний дарует победу.

Если мы заглянем в историю, то увидим, что за самыми великими победами стоят люди, которые относились с почтением к праведникам и учёным.

Ещё одна интересная история, которая свидетельствует о понимании Низамом аль-Мульком роли праведников, приключилась во время правления Малик-шаха. Как-то Малик-шах упрекнул визиря в том, что тот расходует слишком много средств на суфиев, и тогда Низам аль-Мульк ответил: «Этим я основал для тебя войско, которое называется войско ночи. Когда твои воины засыпают, воины ночи встают рядами перед их Господом, из глаз их льются слёзы, и слова мольбы исходят из их уст. Они поднимают руки, взывая ко Всевышнему, и молятся за тебя и твоё войско. Ты и войско твоё под их охраной, благодаря их мольбам вы проводите ночи в спокойствии, благодаря их благодати (баракату) ниспосылается вам дождь и даётся пропитание».

До самой смерти Алаб Арслана Низам аль-Мульк служил у него визирем. За эти годы он много сделал для укрепления и развития государства. Он принимал участие в военных походах и сражениях вместе с султаном. Алаб Арслану всегда сопутствовала удача в сражениях. Много раз он одерживал победы над многократно превосходящим противником. В знаменитом сражении, которое произошло в 463-м году по Хиджре, когда, казалось, не было никакой надежды на победу, он разбил многократно превосходящие силы византийцев и пленил византийского императора.

Безусловно, огромная роль в этих победах принадлежит Низам аль-Мульку. Если бы не его усилия в укреплении государства, вряд ли были бы возможны все эти яркие победы.

Ещё большее влияние Низам аль-Мульк приобрёл во времена правления сына Алаб Арслана Малик-шаха. Малик-шаху было двадцать лет, когда он вступил на престол, и он не имел большого опыта в управлении государством. Ибн Асир передаёт, что когда Малик-шах вступил на престол, то он обратился к Низам аль-Мульку с такими словами: «Ты мне как отец, и я доверяю тебе управление всеми делами государства, будь то большие или малые».

В общей сложности Низам аль-Мульк провёл тридцать лет на посту визиря: 10 лет при султане Алаб Арслане и 20 при его сыне султане Малих-шахе.

Отношение к учёным и праведникам

Многие учёные историки пишут, что на собраниях Низам аль-Мулька частыми гостями были учёные и суфии и что он оказывал большое внимание суфиям. Когда Низам аль-Мулька спросили о причине такого внимания к суфиям, он рассказал одну историю, которая приключилась с ним в молодости. В то время он был служащим у одного из правителей, и как-то к нему пришёл один из суфиев и сказал: «Служи тому, от службы которому тебе будет польза, и не отвлекайся на того, кого завтра будут поедать собаки».

Низам аль-Мульк не понял смысла этих слов. На следующий день правитель сильно напился и ночью один, без сопровождения, вышел из замка. У него были собаки, которых выпускали ночью, чтобы посторонние не могли приблизиться к замку. И той ночью собаки загрызли правителя. Низам аль-Мульк вспомнил слова суфия и понял, что суфий этот был большим праведником. И, как признавался Низам аль-Мульк, он оказывал внимание и почёт суфиям, дабы обрести подобные качества.

О том, какое уважение оказывал Низам аль-Мульк суфиям, свидетельствует ещё одна история, которую приводит Ибн аль-Асир в книге «Аль-Камил фи ат-тарих»: «Когда к Низаму аль-Мульку входили имам аль-Кушайри и имам аль-Джувейни, он вставал, проявляя уважение, а потом садился на своё место. Когда же к нему заходил шейх Абу Али аль-Фармади, он вставал, сажал его на своё место, а сам садился перед ним. Когда его спросили о причине такого поведения, он ответил: «Эти двое и подобные им перехваливают меня, и это порождает во мне тщеславие и гордыню. Этот же шейх напоминает мне мои недостатки и несправедливость, которую я чиню, моё сердце заполняет сожаление о содеянном, и я отказываюсь от многого».

Видимо, Кушайри и Джувейни, которые были крупнейшими учёными своего времени и тоже были суфиями, хвалили Низама аль-Мулька, который на самом деле более чем кто-либо был достоин похвалы, дабы тот проявлял ещё большее усердие в деле возрождения Ислама. Что же касается шейха Абу Али аль-Фармади, который являлся крупнейшим имамом суфиев своего времени, то он, беспокоясь о внутреннем состоянии Низама аль-Мулька, показывал ему его недостатки, дабы им не овладела гордыня. И тут мы видим в полной мере проявление мудрости и праведности Низама аль-Мулька. Свойством мудрецов является то, что они уделяют своим недостаткам больше внимания, чем хорошим качествам, и если и говорят о своих достоинствах, то лишь проявляя благодарность Всевышнему, который одарил их этими достоинствами.

Низам аль-Мульк, несмотря на то, что занимал столь высокий пост, никогда не чурался бедняков и нищих, и часто рядом с ним можно было увидеть нищих.

Говорят, когда в одну из ночей он ужинал, с одной стороны сидел его брат, с другой стороны – глава Хорасана, и рядом с ним сидел нищий, у которого не было руки. И Низам аль-Мульк заметил, как глава Хорасана сторонится безрукого бедняка. Тогда Низам аль-Мульк повелел главе Хорасана пересесть подальше, а бедняка посадил рядом с собой.

Несмотря на все соблазны, которые окружали его, для Низама аль-Мулька на первом месте всегда было поклонение Аллаху.

Когда он слышал азан, бросал все дела и не отвлекался ни на что, пока не совершит намаз.

Низам аль-Мульк говорил: «Я мечтал о деревне и мечети в ней, где я мог бы уединиться для поклонения. Через некоторое время я уже мечтал лишь о куске земли, откуда я питался бы, и мечети, чтобы поклоняться Аллаху. Теперь же я мечтаю лишь о том, чтобы каждый день у меня была лишь лепёшка и мечеть, где я мог бы поклоняться Аллаху».

Низам аль-Мульк – возродитель религии

В то время как Низам аль-Мульк стал визирем, исламский мир раздирали смуты и раздоры. Множество заблудших сект, которые подтачивали единство уммы, распространялись в исламском мире. Секте фатимидов удалось даже создать мощное государство в северной Африке. В Хорасане набирала силу секта батинитов. Шла постоянная борьба за власть между правителями. Это всё видели враги Ислама, и они, предполагая, что исламский мир ослаб до такой степени, что они могут завоевать его, начали предпринимать военные походы против мусульман.

Но, как бы тяжело ни было положение мусульман, Всевышний во все века посылал людей, которые возрождали истинную религию и поднимали знамя Ислама на соответствующую высоту. В хадисах Посланника Аллаха (мир ему и благословение) сообщается, что всегда в умме будет победоносная община, которая будет возрождать религию, несмотря на все козни врагов Ислама. Несомненно, Низам аль-Мульк являлся представителем той предсказанной Пророком (мир ему и благословение) общины, которая будет на истинном пути и которая будет возрождать религию Аллаха. Вся его жизнь и его деяния свидетельствуют об этом. Даже через много поколений после его смерти его проекты служили делу возрождения Ислама.

Одной из самых больших заслуг Низама аль-Мулька можно считать его инициативу по строительству учебных заведений (медресе) на подконтрольных ему территориях. За короткий срок было построено большое их количество. Практически в каждом более или менее крупном городе было построено учебное заведение. Они вошли в историю как медресе «Низамия». Первое медресе был возведено в столице Халифата – Багдаде. На его строительство было затрачено около 200 тысяч динаров. Строительство длилось два года и было окончено в 459-м году по Хиджре.

Были построены крупные медресе также в Нейсабуре, Балхе, Герате, Басре, Исфахане, Мусиле и во многих других городах.

Медресе «Низамия» было построено даже в дагестанском селе Цахур. Его можно считать древнейшим высшим учебным заведением на территории Российской Федерации. Наверное, это первое высшее учебное заведение на территории России.

Для преподавания в этих медресе приглашались крупнейшие учёные исламского мира. В их числе были и такие известные учёные, как аль-Газази, Джувейни, Абу Исхак Ширази и многие другие. Для комфортабельного обучения были созданы все условия. При медресе были организованы крупные библиотеки. Студентам было организовано бесплатное питание и проживание. Эти медресе являлись в последующие века центрами возрождения религии. Многие крупные учёные, известные во всём исламском мире, являлись выпускниками этих медресе.

Убийство Низама аль-Мулька

В 485-м году по Хиджре, десятого числа месяца Рамадан, вблизи города Нахеванд на Низама аль-Мулька было совершено покушение. После вечернего намаза собралось много народа для разговения, и Низам аль-Мульк начал рассказывать о битве, которая произошла в этом месте во времена сподвижников. Он вспоминал шахидов, которые пали в этом сражении, и сказал:«Счастье тем, кто последовал за ними». После разговения он вышел к своей палатке, и тут его настиг один из представителей секты батинитов. Чтобы ввести Низама аль-Мулька в заблуждение, он облачился в одеяние суфиев и попросил рассмотреть его просьбу. Приблизившись к Низаму аль-Мульку, он нанёс удар кинжалом и попытался скрыться. Но был схвачен и убит.

Следующая цитата

НИЗАМ АЛЬ-МУЛЬК – ВЕЛИЧАЙШИЙ ВИЗИРЬ ИСЛАМСКОГО МИРА

Роль визиря в государстве
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Когда Аллах хочет добра правителю, то даёт ему правдивого визиря, который, если тот забудет, напомнит, а если вспомнит, то поможет. Когда же Аллах хочет другое, то даёт ему плохого визиря, который, если тот забудет, не напомнит ему, а если вспомнит, то не поможет».
Этот хадис свидетельтсвует о важности роли визиря. От того, каким будет правитель, во многом зависит, каким будет народ. Если правитель будет из числа праведных, то и подданые его встанут на путь праведности, если же правитель будет из числа нечистивцев, то и подданные вскоре встанут на тот же путь. А то, каким будет правитель, во многом зависит от визиря.

В другом хадисе сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:«У меня имеются два визиря из числа обитателей небес и два визиря из числа обитателей земли. Два визиря из числа обитателей небес – это ангелы Джабраил и Микаил, а двое из числа обитателей земли – это Абубакр и Умар».

Если даже Посланник Аллаха, самый знающий из людей, говорит, что у него были визири, к советам которых он прислушивался, то что уж говорить о правителях!
Визири имели огромное влияние в исламском мире. Зачастую они определяли политику государства, и их мнение имело огромный вес. Об одном из величайших визирей исламского мира, свершения которого оказали огромное влияние не только на его современников, но и на многие последующие поколения, мы поговорим в этой статье.

Рождение и юность Низама аль-Мулька

Абу Али Хасан ибн Али, более известный как Низам аль-Мульк, родился 21 числа месяца Зуль Каада 408 года по Хиджре в Хорасане, в городе Тус, в семье простого дехканина. Мать его умерла, когда он был ещё грудным ребёнком, и с детских лет его воспитывал отец. Отец мечтал видеть сына образованным человеком и приложил много усилий, чтобы тот получил хорошее образование. Низам аль-Мульк с детских лет проявлял интерес к наукам и в юности посетил в поисках знаний многие города. Он уделял большое внимание изучению и религиозных, и точных наук, особенно арифметики.
Низам аль-Мульк служил у разных правителей, но известность он приобрёл, когда был принят на службу правителем Хорасана Давудом бин Микалом. Давуд бин Микал приходился братом сельджукского султана Тугурлбека.

В то время молодое государство сельджуков стремительно развивалось и расширялось, и вскоре ему предстояло стать величайшим государством на территориях исламского мира. Существенную роль, как мы увидим в дальнейшем, в развитии и расширении этого государства сыграл Низам аль-Мульк.

Правитель Хоросана был впечатлён познаниями и честностью Низама аль-Мулька. Он завещал своему сыну Алаб Арслану, который стал после него правителем, прислушиваться к советам Низама аль-Мулька. Приводится, что тот завещал сыну:«Пусть он будет тебе как отец, и никогда не оставляй без внимания советы, которые он даёт тебе».

Низам аль-Мульк становится визирем

В 455-м году по Хиджре умер султан Тугурлбек, и на трон взошёл его племянник Алаб Арслан. Визирь покойного султана был нечестивым человеком, и вскоре Алаб Арслан отстранил его и назначил на эту должность Низам аль-Мулька.
Низам аль-Мульк был мудрым и праведным человеком, и эти его качества вскоре принесли исламской цивилизации, и молодому сельджукскому государству в частности, великую пользу.

Когда Алаб Арслан взошёл на престол, некоторые из правителей, в числе которых были и его близкие родственники, подняли мятеж против него. Положение Алаб Арслана было крайне сложным, так как мятежникам удалось собрать больше сил, чем было у Алаб Арслана, но Низам аль-Мульк успокоил молодого султана, сказав: «Я подготовил для тебя войско, которое сможет разгромить любое войско и победить любого противника». «Кто же они?» – спросил султан. «Это те учёные, факиры и праведники, которые молятся за тебя, и благодаря их мольбам и взываниям ты обретёшь победу».

Многие хадисы Посланника Аллаха (мир ему и благословение) свидетельствуют о том, что благодаря мольбам праведных и слабых Всевышний дарует победу.
Если мы заглянем в историю, то увидим, что за самыми великими победами стоят люди, которые относились с почтением к праведникам и учёным.

Ещё одна интересная история, которая свидетельствует о понимании Низамом аль-Мульком роли праведников, приключилась во время правления Малик-шаха. Как-то Малик-шах упрекнул визиря в том, что тот расходует слишком много средств на суфиев, и тогда Низам аль-Мульк ответил: «Этим я основал для тебя войско, которое называется войско ночи. Когда твои воины засыпают, воины ночи встают рядами перед их Господом, из глаз их льются слёзы, и слова мольбы исходят из их уст. Они поднимают руки, взывая ко Всевышнему, и молятся за тебя и твоё войско. Ты и войско твоё под их охраной, благодаря их мольбам вы проводите ночи в спокойствии, благодаря их благодати (баракату) ниспосылается вам дождь и даётся пропитание».

До самой смерти Алаб Арслана Низам аль-Мульк служил у него визирем. За эти годы он много сделал для укрепления и развития государства. Он принимал участие в военных походах и сражениях вместе с султаном. Алаб Арслану всегда сопутствовала удача в сражениях. Много раз он одерживал победы над многократно превосходящим противником. В знаменитом сражении, которое произошло в 463-м году по Хиджре, когда, казалось, не было никакой надежды на победу, он разбил многократно превосходящие силы византийцев и пленил византийского императора.

Безусловно, огромная роль в этих победах принадлежит Низам аль-Мульку. Если бы не его усилия в укреплении государства, вряд ли были бы возможны все эти яркие победы.
Ещё большее влияние Низам аль-Мульк приобрёл во времена правления сына Алаб Арслана Малик-шаха. Малик-шаху было двадцать лет, когда он вступил на престол, и он не имел большого опыта в управлении государством. Ибн Асир передаёт, что когда Малик-шах вступил на престол, то он обратился к Низам аль-Мульку с такими словами:«Ты мне как отец, и я доверяю тебе управление всеми делами государства, будь то большие или малые».

В общей сложности Низам аль-Мульк провёл тридцать лет на посту визиря: 10 лет при султане Алаб Арслане и 20 при его сыне султане Малих-шахе.

Отношение к учёным и праведникам

Многие учёные историки пишут, что на собраниях Низам аль-Мулька частыми гостями были учёные и суфии и что он оказывал большое внимание суфиям. Когда Низам аль-Мулька спросили о причине такого внимания к суфиям, он рассказал одну историю, которая приключилась с ним в молодости. В то время он был служащим у одного из правителей, и как-то к нему пришёл один из суфиев и сказал: «Служи тому, от службы которому тебе будет польза, и не отвлекайся на того, кого завтра будут поедать собаки».

Низам аль-Мульк не понял смысла этих слов. На следующий день правитель сильно напился и ночью один, без сопровождения, вышел из замка. У него были собаки, которых выпускали ночью, чтобы посторонние не могли приблизиться к замку. И той ночью собаки загрызли правителя. Низам аль-Мульк вспомнил слова суфия и понял, что суфий этот был большим праведником. И, как признавался Низам аль-Мульк, он оказывал внимание и почёт суфиям, дабы обрести подобные качества.

О том, какое уважение оказывал Низам аль-Мульк суфиям, свидетельствует ещё одна история, которую приводит Ибн аль-Асир в книге «Аль-Камил фи ат-тарих»: «Когда к Низаму аль-Мульку входили имам аль-Кушайри и имам аль-Джувейни, он вставал, проявляя уважение, а потом садился на своё место. Когда же к нему заходил шейх Абу Али аль-Фармади, он вставал, сажал его на своё место, а сам садился перед ним. Когда его спросили о причине такого поведения, он ответил: «Эти двое и подобные им перехваливают меня, и это порождает во мне тщеславие и гордыню. Этот же шейх напоминает мне мои недостатки и несправедливость, которую я чиню, моё сердце заполняет сожаление о содеянном, и я отказываюсь от многого».


Видимо, Кушайри и Джувейни, которые были крупнейшими учёными своего времени и тоже были суфиями, хвалили Низама аль-Мулька, который на самом деле более чем кто-либо был достоин похвалы, дабы тот проявлял ещё большее усердие в деле возрождения Ислама. Что же касается шейха Абу Али аль-Фармади, который являлся крупнейшим имамом суфиев своего времени, то он, беспокоясь о внутреннем состоянии Низама аль-Мулька, показывал ему его недостатки, дабы им не овладела гордыня. И тут мы видим в полной мере проявление мудрости и праведности Низама аль-Мулька. Свойством мудрецов является то, что они уделяют своим недостаткам больше внимания, чем хорошим качествам, и если и говорят о своих достоинствах, то лишь проявляя благодарность Всевышнему, который одарил их этими достоинствами.

Низам аль-Мульк, несмотря на то, что занимал столь высокий пост, никогда не чурался бедняков и нищих, и часто рядом с ним можно было увидеть нищих.
Говорят, когда в одну из ночей он ужинал, с одной стороны сидел его брат, с другой стороны – глава Хорасана, и рядом с ним сидел нищий, у которого не было руки. И Низам аль-Мульк заметил, как глава Хорасана сторонится безрукого бедняка. Тогда Низам аль-Мульк повелел главе Хорасана пересесть подальше, а бедняка посадил рядом с собой.
Несмотря на все соблазны, которые окружали его, для Низама аль-Мулька на первом месте всегда было поклонение Аллаху.

Когда он слышал азан, бросал все дела и не отвлекался ни на что, пока не совершит намаз.
Низам аль-Мульк говорил: «Я мечтал о деревне и мечети в ней, где я мог бы уединиться для поклонения. Через некоторое время я уже мечтал лишь о куске земли, откуда я питался бы, и мечети, чтобы поклоняться Аллаху. Теперь же я мечтаю лишь о том, чтобы каждый день у меня была лишь лепёшка и мечеть, где я мог бы поклоняться Аллаху».

Низам аль-Мульк – возродитель религии

В то время как Низам аль-Мульк стал визирем, исламский мир раздирали смуты и раздоры. Множество заблудших сект, которые подтачивали единство уммы, распространялись в исламском мире. Секте фатимидов удалось даже создать мощное государство в северной Африке. В Хорасане набирала силу секта батинитов. Шла постоянная борьба за власть между правителями. Это всё видели враги Ислама, и они, предполагая, что исламский мир ослаб до такой степени, что они могут завоевать его, начали предпринимать военные походы против мусульман.

Но, как бы тяжело ни было положение мусульман, Всевышний во все века посылал людей, которые возрождали истинную религию и поднимали знамя Ислама на соответствующую высоту. В хадисах Посланника Аллаха (мир ему и благословение) сообщается, что всегда в умме будет победоносная община, которая будет возрождать религию, несмотря на все козни врагов Ислама. Несомненно, Низам аль-Мульк являлся представителем той предсказанной Пророком (мир ему и благословение) общины, которая будет на истинном пути и которая будет возрождать религию Аллаха. Вся его жизнь и его деяния свидетельствуют об этом. Даже через много поколений после его смерти его проекты служили делу возрождения Ислама.

Одной из самых больших заслуг Низама аль-Мулька можно считать его инициативу по строительству учебных заведений (медресе) на подконтрольных ему территориях. За короткий срок было построено большое их количество. Практически в каждом более или менее крупном городе было построено учебное заведение. Они вошли в историю как медресе «Низамия». Первое медресе был возведено в столице Халифата – Багдаде. На его строительство было затрачено около 200 тысяч динаров. Строительство длилось два года и было окончено в 459-м году по Хиджре.

Были построены крупные медресе также в Нейсабуре, Балхе, Герате, Басре, Исфахане, Мусиле и во многих других городах.
Медресе «Низамия» было построено даже в дагестанском селе Цахур. Его можно считать древнейшим высшим учебным заведением на территории Российской Федерации. Наверное, это первое высшее учебное заведение на территории России.

Для преподавания в этих медресе приглашались крупнейшие учёные исламского мира. В их числе были и такие известные учёные, как аль-Газази, Джувейни, Абу Исхак Ширази и многие другие. Для комфортабельного обучения были созданы все условия. При медресе были организованы крупные библиотеки. Студентам было организовано бесплатное питание и проживание. Эти медресе являлись в последующие века центрами возрождения религии. Многие крупные учёные, известные во всём исламском мире, являлись выпускниками этих медресе.

Убийство Низама аль-Мулька

В 485-м году по Хиджре, десятого числа месяца Рамазан, вблизи города Нахеванд на Низама аль-Мулька было совершено покушение. После вечернего намаза собралось много народа для разговения, и Низам аль-Мульк начал рассказывать о битве, которая произошла в этом месте во времена сподвижников. Он вспоминал шахидов, которые пали в этом сражении, и сказал: «Счастье тем, кто последовал за ними». После разговения он вышел к своей палатке, и тут его настиг один из представителей секты батинитов. Чтобы ввести Низама аль-Мулька в заблуждение, он облачился в одеяние суфиев и попросил рассмотреть его просьбу. Приблизившись к Низаму аль-Мульку, он нанёс удар кинжалом и попытался скрыться. Но был схвачен и убит.

Следующая цитата

Низам аль-Мульк – величайший визирь исламского мира

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Когда Аллах хочет добра правителю, то даёт ему правдивого визиря, который, если тот забудет, напомнит, а если вспомнит, то поможет. Когда же Аллах хочет другое, то даёт ему плохого визиря, который, если тот забудет, не напомнит ему, а если вспомнит, то не поможет».

Этот хадис свидетельтсвует о важности роли визиря. От того, каким будет правитель, во многом зависит, каким будет народ. Если правитель будет из числа праведных, то и подданые его встанут на путь праведности, если же правитель будет из числа нечистивцев, то и подданные вскоре встанут на тот же путь. А то, каким будет правитель, во многом зависит от визиря.

В другом хадисе сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «У меня имеются два визиря из числа обитателей небес и два визиря из числа обитателей земли. Два визиря из числа обитателей небес – это ангелы Джабраил и Микаил, а двое из числа обитателей земли – это Абубакр и Умар».

Если даже Посланник Аллаха, самый знающий из людей, говорит, что у него были визири, к советам которых он прислушивался, то что уж говорить о правителях!

Визири имели огромное влияние в исламском мире. Зачастую они определяли политику государства, и их мнение имело огромный вес. Об одном из величайших визирей исламского мира, свершения которого оказали огромное влияние не только на его современников, но и на многие последующие поколения, мы поговорим в этой статье.

Рождение и юность Низама аль-Мулька

Абу Али Хасан ибн Али, более известный как Низам аль-Мульк, родился 21 числа месяца Зуль Каада 408 года по Хиджре в Хорасане, в городе Тус, в семье простого дехканина. Мать его умерла, когда он был ещё грудным ребёнком, и с детских лет его воспитывал отец. Отец мечтал видеть сына образованным человеком и приложил много усилий, чтобы тот получил хорошее образование. Низам аль-Мульк с детских лет проявлял интерес к наукам и в юности посетил в поисках знаний многие города. Он уделял большое внимание изучению и религиозных, и точных наук, особенно арифметики.

Низам аль-Мульк служил у разных правителей, но известность он приобрёл, когда был принят на службу правителем Хорасана Давудом бин Микалом. Давуд бин Микал приходился братом сельджукского султана Тугурлбека.

В то время молодое государство сельджуков стремительно развивалось и расширялось, и вскоре ему предстояло стать величайшим государством на территориях исламского мира. Существенную роль, как мы увидим в дальнейшем, в развитии и расширении этого государства сыграл Низам аль-Мульк.

Правитель Хоросана был впечатлён познаниями и честностью Низама аль-Мулька. Он завещал своему сыну Алаб Арслану, который стал после него правителем, прислушиваться к советам Низама аль-Мулька. Приводится, что тот завещал сыну: «Пусть он будет тебе как отец, и никогда не оставляй без внимания советы, которые он даёт тебе».

Низам аль-Мульк становится визирем

В 455-м году по Хиджре умер султан Тугурлбек, и на трон взошёл его племянник Алаб Арслан. Визирь покойного султана был нечестивым человеком, и вскоре Алаб Арслан отстранил его и назначил на эту должность Низам аль-Мулька.

Низам аль-Мульк был мудрым и праведным человеком, и эти его качества вскоре принесли исламской цивилизации, и молодому сельджукскому государству в частности, великую пользу.

Когда Алаб Арслан взошёл на престол, некоторые из правителей, в числе которых были и его близкие родственники, подняли мятеж против него. Положение Алаб Арслана было крайне сложным, так как мятежникам удалось собрать больше сил, чем было у Алаб Арслана, но Низам аль-Мульк успокоил молодого султана, сказав: «Я подготовил для тебя войско, которое сможет разгромить любое войско и победить любого противника». «Кто же они?» – спросил султан. «Это те учёные, факиры и праведники, которые молятся за тебя, и благодаря их мольбам и взываниям ты обретёшь победу».

Многие хадисы Посланника Аллаха (мир ему и благословение) свидетельствуют о том, что благодаря мольбам праведных и слабых Всевышний дарует победу.

Если мы заглянем в историю, то увидим, что за самыми великими победами стоят люди, которые относились с почтением к праведникам и учёным.

Ещё одна интересная история, которая свидетельствует о понимании Низамом аль-Мульком роли праведников, приключилась во время правления Малик-шаха. Как-то Малик-шах упрекнул визиря в том, что тот расходует слишком много средств на суфиев, и тогда Низам аль-Мульк ответил: «Этим я основал для тебя войско, которое называется войско ночи. Когда твои воины засыпают, воины ночи встают рядами перед их Господом, из глаз их льются слёзы, и слова мольбы исходят из их уст. Они поднимают руки, взывая ко Всевышнему, и молятся за тебя и твоё войско. Ты и войско твоё под их охраной, благодаря их мольбам вы проводите ночи в спокойствии, благодаря их благодати (баракату) ниспосылается вамдождь и даётся пропитание».

До самой смерти Алаб Арслана Низам аль-Мульк служил у него визирем. За эти годы он много сделал для укрепления и развития государства. Он принимал участие в военных походах и сражениях вместе с султаном. Алаб Арслану всегда сопутствовала удача в сражениях. Много раз он одерживал победы над многократно превосходящим противником. В знаменитом сражении, которое произошло в 463-м году по Хиджре, когда, казалось, не было никакой надежды на победу, он разбил многократно превосходящие силы византийцев и пленил византийского императора.

Безусловно, огромная роль в этих победах принадлежит Низам аль-Мульку. Если бы не его усилия в укреплении государства, вряд ли были бы возможны все эти яркие победы.

Ещё большее влияние Низам аль-Мульк приобрёл во времена правления сына Алаб Арслана Малик-шаха. Малик-шаху было двадцать лет, когда он вступил на престол, и он не имел большого опыта в управлении государством. Ибн Асир передаёт, что когда Малик-шах вступил на престол, то он обратился к Низам аль-Мульку с такими словами: «Ты мне как отец, и я доверяю тебе управление всеми делами государства, будь то большие или малые».

В общей сложности Низам аль-Мульк провёл тридцать лет на посту визиря: 10 лет при султане Алаб Арслане и 20 при его сыне султане Малих-шахе.

Отношение к учёным и праведникам

Многие учёные историки пишут, что на собраниях Низам аль-Мулька частыми гостями были учёные и суфии и что он оказывал большое внимание суфиям. Когда Низам аль-Мулька спросили о причине такого внимания к суфиям, он рассказал одну историю, которая приключилась с ним в молодости. В то время он был служащим у одного из правителей, и как-то к нему пришёл один из суфиев и сказал: «Служи тому, от службы которому тебе будет польза, и не отвлекайся на того, кого завтра будут поедать собаки».

Низам аль-Мульк не понял смысла этих слов. На следующий день правитель сильно напился и ночью один, без сопровождения, вышел из замка. У него были собаки, которых выпускали ночью, чтобы посторонние не могли приблизиться к замку. И той ночью собаки загрызли правителя. Низам аль-Мульк вспомнил слова суфия и понял, что суфий этот был большим праведником. И, как признавался Низам аль-Мульк, он оказывал внимание и почёт суфиям, дабы обрести подобные качества.

О том, какое уважение оказывал Низам аль-Мульк суфиям, свидетельствует ещё одна история, которую приводит Ибн аль-Асир в книге «Аль-Камил фи ат-тарих»: «Когда к Низаму аль-Мульку входили имам аль-Кушайри и имам аль-Джувейни, он вставал, проявляя уважение, а потом садился на своё место. Когда же к нему заходил шейх Абу Али аль-Фармади, он вставал, сажал его на своё место, а сам садился перед ним. Когда его спросили о причине такого поведения, он ответил: «Эти двое и подобные им перехваливают меня, и это порождает во мне тщеславие и гордыню. Этот же шейх напоминает мне мои недостатки и несправедливость, которую я чиню, моё сердце заполняет сожаление о содеянном, и я отказываюсь от многого».

Видимо, Кушайри и Джувейни, которые были крупнейшими учёными своего времени и тоже были суфиями, хвалили Низама аль-Мулька, который на самом деле более чем кто-либо был достоин похвалы, дабы тот проявлял ещё большее усердие в деле возрождения Ислама. Что же касается шейха Абу Али аль-Фармади, который являлся крупнейшим имамом суфиев своего времени, то он, беспокоясь о внутреннем состоянии Низама аль-Мулька, показывал ему его недостатки, дабы им не овладела гордыня. И тут мы видим в полной мере проявление мудрости и праведности Низама аль-Мулька. Свойством мудрецов является то, что они уделяют своим недостаткам больше внимания, чем хорошим качествам, и если и говорят о своих достоинствах, то лишь проявляя благодарность Всевышнему, который одарил их этими достоинствами.

Низам аль-Мульк, несмотря на то, что занимал столь высокий пост, никогда не чурался бедняков и нищих, и часто рядом с ним можно было увидеть нищих.

Говорят, когда в одну из ночей он ужинал, с одной стороны сидел его брат, с другой стороны – глава Хорасана, и рядом с ним сидел нищий, у которого не было руки. И Низам аль-Мульк заметил, как глава Хорасана сторонится безрукого бедняка. Тогда Низам аль-Мульк повелел главе Хорасана пересесть подальше, а бедняка посадил рядом с собой.

Несмотря на все соблазны, которые окружали его, для Низама аль-Мулька на первом месте всегда было поклонение Аллаху.

Когда он слышал азан, бросал все дела и не отвлекался ни на что, пока не совершит намаз.

Низам аль-Мульк говорил: «Я мечтал о деревне и мечети в ней, где я мог бы уединиться для поклонения. Через некоторое время я уже мечтал лишь о куске земли, откуда я питался бы, и мечети, чтобы поклоняться Аллаху. Теперь же я мечтаю лишь о том, чтобы каждый день у меня была лишь лепёшка и мечеть, где я мог бы поклоняться Аллаху».

Низам аль-Мульк – возродитель религии

В то время как Низам аль-Мульк стал визирем, исламский мир раздирали смуты и раздоры. Множество заблудших сект, которые подтачивали единство уммы, распространялись в исламском мире. Секте фатимидов удалось даже создать мощное государство в северной Африке. В Хорасане набирала силу секта батинитов. Шла постоянная борьба за власть между правителями. Это всё видели враги Ислама, и они, предполагая, что исламский мир ослаб до такой степени, что они могут завоевать его, начали предпринимать военные походы против мусульман.

Но, как бы тяжело ни было положение мусульман, Всевышний во все века посылал людей, которые возрождали истинную религию и поднимали знамя Ислама на соответствующую высоту. В хадисах Посланника Аллаха (мир ему и благословение) сообщается, что всегда в умме будет победоносная община, которая будет возрождать религию, несмотря на все козни врагов Ислама. Несомненно, Низам аль-Мульк являлся представителем той предсказанной Пророком (мир ему и благословение) общины, которая будет на истинном пути и которая будет возрождать религию Аллаха. Вся его жизнь и его деяния свидетельствуют об этом. Даже через много поколений после его смерти его проекты служили делу возрождения Ислама.

Одной из самых больших заслуг Низама аль-Мулька можно считать его инициативу по строительству учебных заведений (медресе) на подконтрольных ему территориях. За короткий срок было построено большое их количество. Практически в каждом более или менее крупном городе было построено учебное заведение. Они вошли в историю как медресе «Низамия». Первое медресе был возведено в столице Халифата – Багдаде. На его строительство было затрачено около 200 тысяч динаров. Строительство длилось два года и было окончено в 459-м году по Хиджре.

Были построены крупные медресе также в Нейсабуре, Балхе, Герате, Басре, Исфахане, Мусиле и во многих других городах.

Медресе «Низамия» было построено даже в дагестанском селе Цахур. Его можно считать древнейшим высшим учебным заведением на территории Российской Федерации. Наверное, это первое высшее учебное заведение на территории России.

Для преподавания в этих медресе приглашались крупнейшие учёные исламского мира. В их числе были и такие известные учёные, как аль-Газази, Джувейни, Абу Исхак Ширази и многие другие. Для комфортабельного обучения были созданы все условия. При медресе были организованы крупные библиотеки. Студентам было организовано бесплатное питание и проживание. Эти медресе являлись в последующие века центрами возрождения религии. Многие крупные учёные, известные во всём исламском мире, являлись выпускниками этих медресе.

Убийство Низама аль-Мулька

В 485-м году по Хиджре, десятого числа месяца Рамадан, вблизи города Нахеванд на Низама аль-Мулька было совершено покушение. После вечернего намаза собралось много народа для разговения, и Низам аль-Мульк начал рассказывать о битве, которая произошла в этом месте во времена сподвижников. Он вспоминал шахидов, которые пали в этом сражении, и сказал:«Счастье тем, кто последовал за ними». После разговения он вышел к своей палатке, и тут его настиг один из представителей секты батинитов. Чтобы ввести Низама аль-Мулька в заблуждение, он облачился в одеяние суфиев и попросил рассмотреть его просьбу. Приблизившись к Низаму аль-Мульку, он нанёс удар кинжалом и попытался скрыться. Но был схвачен и убит.

Читайте также: