Никомахова этика аристотель цитаты

Обновлено: 06.11.2024

Вниманию читателей представлена «Никомахова этика» — одно из трёх этических сочинений древнегреческого философа Аристотеля (384 до н. э. — 322 до н. э.) — ученика Платона и наставника Александра Македонского. Различая естественно-научную и моральную психологию, Аристотель данную работу посвятил именно моральной психологии, сфокусировав свое внимание на психологической основе морального характера человека (1-я и 6-я книги «Никомаховой этики»). В последующих книгах автор, рассуждая об отрицательных сторонах человеческого характера, дружбе и о созерцательной жизни, стремится к философскому определению понятия «счастье».

Лучшая рецензияпоказать все Ih08 написал(а) рецензию на книгу Оценка:

Следующая цитата

© ИП Сирота Э. Л. Текст и оформление, 2018

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2018


Аристотель (384 год до н. э. – 322 год до н. э.)

Вопросы, на которые дает ответ эта книга

В чем заключается благо человека?

Благо человека заключается в деятельности души, сообразной с добродетелью, а если добродетелей несколько, то в деятельности, сообразной с лучшею и совершеннейшею добродетелью.

В чем заключается щедрость?

Щедрость заключается не в количестве раздаваемого, а в душевном свойстве дающего, а это определяется имуществом раздающих. Поэтому-то из двух тот окажется более щедрым, который раздал меньше из меньшего имущества.

Каким существом является человек?

Что человек есть существо общественное в большей степени, нежели пчелы и всякого рода стадные животные, ясно из следующего: природа ничего не делает напрасно; между тем один только человек из всех живых существ одарен речью.

Какое стремление природа вселила во всех людей?

Во всех людей природа вселила стремление к государственному общению, и первый, кто это общение организовал, оказал человечеству величайшее благо.

Из чего складывается наука о домохозяйстве?

Наука о домохозяйстве предполагает три элемента власти: во-первых, власть господина по отношению к рабам; во-вторых, отношение отца к детям; в-третьих, отношение мужа к жене.

Что является государственным благом?

Государственным благом является справедливость, т. е. то, что служит общей пользе.

Почему человек может поступить несправедливо?

Мотивы, под влиянием которых мы добровольно причиняем вред и поступаем несправедливо, – это порок и невоздержанность.

Что есть гнев?

Гнев – соединенное с чувством неудовольствия стремление к тому, что представляется наказанием за то, что представляется пренебрежением или к нам самим, или к тому, что нам принадлежит, когда пренебрегать бы не следовало.

Кого и почему мы любим?

Мы любим и тех, кто оказал благодеяние или нам самим, или тем, в ком мы принимаем участие; и тех, в ком подозреваем желание оказать благодеяние… Любим мы также друзей наших друзей и тех, кто любит людей, любимых нами…

Питання етики, моралі, чеснот у Арістотеля

Працю "Нікомахова етика", прочитав в одному із 4-ьох томів праць, звичайно, Арістотеля. Арістотель присвячує цю роботу своєму синові Нікомаху!
Твір починається приблизно так, і тягнеться через весь об'єм, зміст:
"Оскільки "добродетель" може бути поганою, але вона із назви і життя є доброю; оскільки "добродетель" є доброю, то вона підпадає під категорію корисності; оскільки . , корисності, то добродетель є припустимо продуктивною, оскільки добродетель. є чесною; і так далі": такого почерку великого грецького мислителя-філософа ми бачимо через весь твір.
Особисто я слідкував ці логічні силогізми, спочатку читаючи, а потім через ручку письмову: щоб не пропустити якусь ланку, - а від слова "благодетель" до наступного згадуваного слова "благодетель" інтервал, дистанція була: півречення, тобто рядка, рядок, а то і два-три рядки, напевно.
Арістотель, цей геніальний грецький філософ, тої ж грецької класичної філософії, тобто класичного золотого періоду, поряд із такими постатями, як Сократ і Платон, пішов у роздумах, у думках і міркуваннях, у мудрості дальше: він, Арістотель, як ми знаємо придумав і розвинув Логіку, яка належить до розділу Математичних Наук. Але ще, є на мою думку, Життєва логіка.
Нікомах майже майже на мою думку невідомий у тумані 2.5 тисячолітньої історії, не порівняєш того його сина, із батьком його Арістотелем. Нікомах міг бути рідним сином, а міг бути "названим сином", сином одного із друзів, або видуманим персонажем? Я не знаю. Треба навести довідки, напевно пошукати іще в інтернеті про цього Нікомаха. Бо ми, я знаємо: про суперника Леніна, Маха, філософа, кінця 19-початку 20-го століття, до якого не зовсім справедливо відносився, віднісся Ленін у творі ,"Матеріалізм і емпириокритицизм", критикував його погляди, зокрема "економію думки", вислів, термін Маха. Але це таке.
Моя думка: "+" оригінальності, винахідливості Арістотеля, що він придумав Логіку, - висловив цьому творі "Нікомахова етика", - звичайно, узагальнивши попередні здобутки некласичного грецького періоду, а то й вчення, погляди чи не Стародавнього Єгипту, я думаю?!
Друге, на таких зразках виховання: добре, точніше блискуче пояснив сину Добро і Зло, - бо у нас батьки в 20-ому, і напевно в 21-ому столітті, не почснювали добре: чому поступати, діяти так, а чому діяти не так. Хай пробачать це мої батьки, і можливо батьки моїх друзів, знайомих, та й чи не всіх майже людей в цьому Питанні Педагогіки. Видно, напевно, Арістотель добре виховав свого сина Мономаха, добрий стародавній твір, якщо його знають вже третю тисячу років.
Але чи використовуємо ми, чи на 100 процентів він ефективний для саме нас, і чи буде він ефективний цей метод Арістотеля для майбутніх, та й для всіх поколінь дітей, діточок, - які напевно, від покоління до покоління діти є інші?
Покаже час.
Але в будь-якому випадку Мораль, Вічні Цінності тут заторанені ним, є також і в релігії, - їх, ідеї Арістотеля про Добро, Нікомахову етику зокрема, вчення Платона про Людську Душу: взяла на використання Християнська Церква.

Із мого життя, особистого досвіду: наш колишній парафіяльний священник говорив, починав розмову завжди зі слів Логіки, слів Арістотеля: "Отже, . ".
Християнська Церква, Святе Письмо, тобто Біблія, завжди Вчать Блискучі, Бездоганні та Бездискусійне Істини, які є тут, в Арістотеля.
Арістотеля ми Ще, на мою думку, - мало Знаємо.

Особисто я, не міг знайти в Нікомаховій Етиці, ні одної логічної помилки, похибки, неточності у цих його переходах, силогізмах.
Твір Геніальний, Написаний від Душі, Уважно, Старанно і з Натхненням.

Молодчинка, Арістотель. "Аделфос", що по грецьки означає: брат.

Раджу прочитати. Будемо знати, що доброту в деякій мірі, можна обчислити логічно, математично, і що доброта: пояснюється - це є Світла Дорога для Всіх Людей.

Предисловие

Древняя Греция – родина философии. Аристотель – тот, благодаря кому философия превратилась в систему и стала питательной почвой, взрастившей множество научных дисциплин.

Аристотель изучал строение Солнечной системы, писал о государстве и политике, о происхождении животных и человеческой душе, о боге, о красноречии… Аристотель был талантливым педагогом – его весьма почитал Александр Македонский, самый, пожалуй, известный его ученик; а открытый мыслителем Ликей многие по сей день считают образцом учебного заведения.

Сегодня мы предлагаем вам познакомиться с избранными главами самых известных трудов древнегреческого гения – «Этикой», «Политикой» и «Риторикой».

Именно Аристотель считается автором термина «этика» (от греч. ἦθος – «этос» – «обычай, нрав»). Изначально философ объединил этим словом совокупность правил поведения людей в обществе. Но постепенно рамки расширились, и ныне этика – это наука о нравственности, о свободе воли, о долге, о взаимном уважении и – в широком смысле – о добре и зле. Именно Аристотель, любивший все систематизировать, выделил рассуждения о том, каковы должны быть отношения между людьми, в особую область философского знания. Труд Аристотеля на эту тему известен как «Никомахова этика» (или «Этика Никомаха»). Видимо, философ посвятил произведение своему отцу или сыну (они оба носили это имя).

«Политика» представляет собой разностороннее рассмотрение государственного устройства. Аристотель писал свой труд на основе данных о самых разных государственных системах – тех, что были задолго до него, и тех, что были современны ему. Государство для философа – сложная система, он рассматривает такие ее элементы, как семья, общество, собственность. Особо интересна теория полиса – рассмотрение Аристотелем правильных и неправильных форм правления. Увы, «Политика» осталась незаконченной.

«Риторика» относится к самым известным, основополагающим работам об ораторском искусстве, которую по сей день изучают на юридических и филологических факультетах. Аристотель подробнейшим образом изучает способы эмоционального воздействия на аудиторию, разъясняет основные принципы красноречия, уделяет внимание человеческим эмоциям и связи оратора с аудиторией.

«Начало есть более чем половина всего», – сказал однажды Аристотель. Так давайте же начнем знакомство с его наследием!

Этика (к Никомаху)

Книга I

О благе и блаженстве. Начало о добродетелях

Прекрасное же и справедливое, объекты политической науки, заключают в себе такое различие и неопределенность, что кажутся скорее чем-то условным, нежели абсолютным (по природе). Та же неопределенность господствует и относительно благ, в силу чего они многим приносят вред: некоторых погубило богатство, других – мужество. Имея дело с подобными понятиями и выводами из них, следует довольствоваться указанием истины в общих и крупных чертах, и имея дело с тем, что случается по большей части, также и с выводами из таких посылок, должно стремиться к подобным же заключениям [вероятным]. Эту точку зрения следует прилагать ко всякому отдельному исследованию. Образованный [ «знающий»] человек станет стремиться в каждой отдельной науке только к той степени точности, которую допускает природа исследуемого предмета. Одинаково нелепо, кажется, требовать от математика убеждений красноречивых, а от оратора – точных доказательств.

Всякий судит хорошо о том, что знает, и в этой области он хороший судья; в каждой отдельной области таким является человек науки, а всесторонне образованный человек будет безотносительно хорошим судьей; поэтому-то молодой человек не пригоден к занятию политической наукой, так как он неопытен в делах житейских, а политика именно занята ими и заключениями из них. Сверх того, молодой человек, живущий под влиянием аффектов, станет напрасно и бесполезно слушать лекции по политике, так как цель их – не познание, а практика, деятельность. При этом нет разницы, будет ли слушатель молод годами или иметь юношеский нрав, ибо недостаток – не в годах, а в жизни, управляемой аффектами, и в отсутствии интереса к отвлеченному. Подобного рода людям познание приносит столь же мало пользы, как и невоздержанным. Напротив, познание подобных предметов чрезвычайно полезно людям, подчиняющим свои стремления и свою деятельность разуму.

§ 2. Достаточно сказано относительно слушателя, относительно нашей точки зрения и нашей цели. Вернемся вновь к началу. Так как всякая наука и намерение стремятся к известному благу, то спрашивается: в чем заключается цель политики и каково высшее благо, осуществимое деятельностью? На словах почти все люди согласны между собою: блаженство считается высшим благом как людьми необразованными, так и образованными, а под словом «блаженство» разумеют приятную жизнь и жизнь в довольстве. Но относительно понятия блаженства мнения расходятся, и необразованные люди иначе определяют его, чем мудрецы: одни относят блаженство к ясным и бросающимся в глаза предметам, как, например, к наслаждению, или богатству, или почету; другие считают его чем-то иным; часто один и тот же человек определяет блаженство то так, то иначе: больной видит его в здоровье, неимущий – в богатстве; люди, сознающие свое невежество, особенно удивляются тем, кто говорит о чем-то великом и им недоступном. А некоторые думают, что, помимо всех этих благ, существует «благо само по себе», в котором и заключается причина того, что мы считаем перечисленные блага таковыми. Исследовать все мнения, пожалуй, будет бесполезно: достаточно остановиться на самых обычных и имеющих какое-либо основание. Но мы не должны упускать из виду различие методов – идущего от принципов и идущего к принципам. Справедливо поэтому Платон останавливался на этом затруднении и исследовал вопрос, какого метода следует держаться – ведущего ли от принципов или ведущего к принципам, подобно тому как можно себя спросить: должен ли бег в стадиях совершаться по направлению к экспертам, назначающим награды, или же, напротив, от них. Начинать следует от известного, а оно двоякого рода: частью известное нам, частью безусловно-известное. Пожалуй, что нам следует начинать с того, что нам известно.

Здесь-то и лежит причина, почему тот, кто хочет с пользой слушать исследование о прекрасном и справедливом и вообще о политике, должен быть нравственным человеком, ибо началом исследования должно быть понятие нравственности; если оно существует в человеке в достаточной мере, то он не будет нуждаться в исследовании причины, ибо подобный человек сам обладает принципами или легко найдет их; тот же, кто не имеет ни того, ни другого [то есть ни понятия, ни причины], пусть послушает Гезиода:

Тот превосходный человек,

кто все сам познал,

Хорош также и тот,

кто слушает умные речи.

А тот, кто и сам ни о чем не мыслит

и не принимает к сердцу

Речь другого, тот совершенно

бесполезный.

§ 3. Вернемся вновь к началу. Не без основания люди образуют понятия блага и блаженства сообразно с жизнью, которую они ведут. Необразованная и грубая толпа видит благо и блаженство в наслаждении и поэтому любит проводить жизнь в удовольствиях. Существуют три наиболее выдающихся образа жизни: только что упомянутый, далее – политический и третий – созерцательный. Итак, большинство людей, отдавая предпочтение животной жизни, тем доказывают свой рабский образ мышления; но они имеют оправдание в том, что многие из людей, живущих в довольстве, сочувствуют Сарданапалу. Люди образованные и деятельные высшим благом считают почести, ибо в них почти исключительно лежит цель политической жизни. Но это определение кажется слишком поверхностным для искомого нами понятия, ибо честь более принадлежит тому, кто ею наделяет, чем тому, кого ею наделяют; мы уже предчувствуем, что благо есть нечто неотъемлемое и свойственное человеку, стремящемуся к нему. Сверх того, ведь люди, кажется, для того стремятся к почестям, чтобы убедить самих себя в своих хороших качествах, поэтому-то они желают уважения людей благомыслящих и знающих их и уважения ради собственной добродетели; поэтому-то скорее в этой последней следует видеть цель политической жизни. Но и добродетель, кажется, не есть истинная цель политической жизни, ибо может случиться, что добродетельный человек проспит или будет бездействовать в течение всей жизни, а сверх того, еще будет терпеть всякие невзгоды и несчастья. Такого человека никто не назовет блаженным, разве только защищая свой тезис. Но об этом достаточно уже говорено в энциклических лекциях. Третий образ жизни – созерцательный; к его исследованию мы обратимся позднее. Что же касается образа жизни, посвященного наживе, то он какой-то неестественный и насильственный, и ясно, что богатство не заключает в себе искомого блага, ибо богатство только полезно и служит средством для других целей; поэтому люди скорее признают вышеупомянутые образы жизни целями, ибо к ним мы стремимся ради них самих. Но, кажется, и они не суть высшее благо, хотя в пользу их приведены многие доводы. Но этот предмет мы оставим.

Следующая цитата

Существуют три наиболее выдающихся образа жизни: только что упомянутый, далее – политический и третий – созерцательный.

Намерение есть нечто произвольное

В страсти и стремлениях заключается источник человеческой деятельности.

Великодушие, таким образом, проявляется в величии, как и красота – в большом теле, между тем как маленькие тела могут быть милыми и симметричными, но не прекрасными.

Приобретенными же свойствами души я называю то, в силу чего мы верно или дурно относимся к аффектам

Под способностями я разумею то, что содержит в себе причину, в силу которой мы имеем эти аффекты

Аффектами я называю страсть, гнев, страх, отвагу, зависть, радость, дружбу, ненависть, желание, ревность, сожаление

Душевные движения бывают троякого рода: аффекты (πάϑη), способности (δυναμεις) и приобретенные свойства

Следующая цитата

Вниманию читателей представлена «Никомахова этика» — одно из трёх этических сочинений древнегреческого философа Аристотеля (384 до н. э. — 322 до н. э.) — ученика Платона и наставника Александра Македонского. Различая естественно-научную и моральную психологию, Аристотель данную работу посвятил именно моральной психологии, сфокусировав свое внимание на психологической основе морального характера человека (1-я и 6-я книги «Никомаховой этики»). В последующих книгах автор, рассуждая об.

Читайте также: