Не холоден и не горяч библия цитата

Обновлено: 21.11.2024

Христос пришел призвать к покаянию не праведных людей, а грешных. Господь не призывал пренебрегать людьми , потому что они чем-то хуже, но учит своих последователей быть дружелюбными, любить всех. Св. отцы поясняли, что Господь учил любить грешника, а ненавидеть грех .

Но все же есть такие люди, с которыми лучше избегать общения. Писание однозначно выделяет людей, с которыми не стоит иметь дела. Вот 3 типа людей, которых Библия учить отстраняться, с кем не надо иметь общения:

Следующая цитата

Ст. 15-17 знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг

В обращении к Лаодикийцу одно порицание и никакой похвалы. Ты ни холоден, ни горяч - так начинается порицание. Слова «ты не холоден» означают того, кто хотя принадлежит к обществу христиан, но совершенно не причастен божественной благодати. Дальнейшие слова: «ты и не горяч» показывают, что этот нехолодный христианин - христианин не истинный, что в нем многого не достает до совершенства христианского звания. Тепловатый - не истинный христианин, ни закоренелый язычник, ни явный грешник; он равнодушен к православному учению и к нечестивым ересям. Тепловатый находится в состоянии забывчивости, самообольщения, духовного сна и потому не видит и не чувствует опасности своего положения. В своем самообольщении и беспечности тепловатый зашел так далеко, что утверждает, что он богат и ни в чем не имеет нужды. Но он богат только в смысле мира сего; на самом же деле он несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Он решительно не имеет ничего доброго, что прикрыло бы его грешную душу пред очами Божиими.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Ст. 15-16 знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих

Надобно, чтобы я был чем-нибудь определенным, а не тем, что называется хаосом, смесью, брожением, в котором все кое-как перемешано и бродит в беспорядке. Чего ожидать доброго от человека, который душею своею представляет беспорядочную смесь доброго с худым, который делает частию добро, но не прочь и от зла. Это состояние опасное: оно означает нравственное бессилие, расслабление. Лучше в этом отношении человек с крайностями: либо холодный, либо горячий. Тут, по крайней мере, есть что-то определенное, чему можно дать определенное место: или – вечный тартар, или – Царство Небесное. Господь говорит о человеке ни холодном, ни горячем: извергну тебя из уст Моих. Люди представляются как бы заключенными в Боге, Который одних вмещает в Себя, а других извергает из Себя. Праведники действительно некогда будут жить в Боге и с Богом: этим объясняется та неизъяснимо высокая степень блаженства, какую будет иметь каждый праведник, хотя бы она и была у некоторых, сравнительно с величайшими праведниками, – низка. И теперь мы некоторым образом живем в Боге: пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем ( 1Ин. 4:16 ) . Впрочем, это относится к людям добродетельным. Но так как весь видимый мир есть дело Божие и Бог всюду находится в мире – в Своих делах и промышлении, то на этом основании можно сказать, что все люди находятся в Боге. Посечение бесплодных смоковниц – людей, не приносящих плодов добродетели, есть то изблевание из Себя, о котором говорил Бог в Апокалипсисе.

Примасий

знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч

Здесь можно узнать кое-кого из знатных людей века сего, о которых Он сказал, что они не холодны и не горячи, но скорее теплы, ибо, хотя вращаются они среди столь великого богатства, но в делах благочестия оказываются бесплодными и не восходят они к благим делам через созерцание несчастий. Поэтому сказано, что они и не холодны, то есть не бедны, и не горячи, ибо изобилуют они богатством, но, используя его тепло, цепенеют и, не уделяя его ближним своим, по справедливости порицаются, как не имеющие огня добрых дел. Эти слова могут также обозначать людей, у которых дома лежат Писания, а за дверями дома - непонятно, христиане ли они, и, набравшись самоуверенности из книг, пустыми от дел обретаются. Теперь пусть купят себе золото, о котором Он сказал: примите мудрость, как золото, и знание, как серебро отборной, и если смогут они, как бы просвещенные светом мудрости, почерпнуть что-нибудь из источников божественных Писаний, то тем самым одни окажутся воспламененными жаждой творить дела благочестия от изобилия имущества своего, а другие воспитаются духовно знанием Писаний.

Свт. Андрей Кесарийский

Ст. 15-16 Знаю твои дела, ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден

И Григорий Богослов говорит: следует в определенной мере гореть, а также и быть холодным. И подлинно холодный, т. е. не испытавший горячей веры, всегда имеет надежду получить ее; согретый же ею через крещение и впоследствии по лености охладевший, отвергаясь прежде избранной веры, теряет надежду на спасение. Как нельзя отвергать средины в делах, - посему и брак, представляющий средину между девством и блудодеянием, принимается, так, напротив, средина в вере не имеет цены.

Свт. Кесарий Арелатский

знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч

И потому, как я выше советовал, давайте остерегаться не только уголовных преступлений, но давайте также отвергнем низменное равнодушие, словно отраву дьявола. Ведь есть некоторые, кто после исполнения религиозных обязанностей расслабляются в чрезмерном равнодушии, ибо кажется, что они ушли из мира. И исполняется на них то суждение Господа, в котором говорится: о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл,<… > то извергну тебя из уст Моих. Что же значит, что Он сказал: о, если бы ты был холоден, или горяч? Это значит: для тебя было бы лучше остаться холодным в миру, или быть горячим в монастыре. Нынче же - поскольку ты и из мира удалился и, однако, не пожелал удержать душевный жар в результате равнодушия, став теплым, - ты будешь извергнут из уст Господа, и едва ли еще раз Он примет тебя. И потому, братья возлюбленные, с Божьей помощью обратитесь внимательно к божественному Писанию, в котором говорится: Больше всего хранимого храни сердце твое ( Притч 4:23 ) . Ведь следует радоваться о монахе, который, уйдя в монастырь, в кротости и смирении желает осуществлять на деле милость, послушание и терпение.

2. Еретики.

Это еще одна группа людей, которых Бог говорит отвращаться.

Вопрос лишь в том, кого считать еретиком, а кого – нет. Сейчас появилось много деноминаций и христианских течений, приверженцы которых считают себя последователями истинного учения, а остальных – еретиками. Что же получается, что они все правы? Или теперь не общаться с человеком, который имеет другие взгляды и мнения?

На самом деле когда Апостолы повелевали отвращаться еретика, они имели в виду человека, который активно агитирует против основных христианских доктрин, занимается пропагандой собственных заблуждений, навязывает свое мнение. Если такой активный “агитатор” и “пропагандист” появляется в нашем окружении, то его надо отвращаться и избегать, а не вступать в споры.

Сщмч. Викторин Петавийский

знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч

См. Толкование на Откр. 3:14

1. Люди, не умеющие сдерживать своих негативные эмоции: вспыльчивые, гневливые.

Исключение составляют лишь ближайшие родственники . Мы не может отстраниться от людей, заботиться о которых нам повелено Богом. Наши родители, жены, мужья, дети входят в зону нашей ответственности . Даже если они гневливы, злы, вспыльчивы, злобны и вообще духовно, душевно или физически больны.

Мы не может прекратить с ними общение, потому что нам велено о них заботиться . В Евангелии написано, что тот, кто не заботится о своих домочадцах, тот отрекся от веры и хуже неверующего.

Экумений

Сказано: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч. Горячий - тот, кто пламенеет Духом; так апостол говорит: духом пламенейте ( Рим 12:11 ) . А холоден тот, кто лишился Святого Духа, Его воздействия и посещения. Но ты тепел, - гласит далее. Теплым он называет того, кто, сподобившись причастия Духа Святого через крещение, угасил [огонь] благодати из-за нерадения и заботы о краткосрочном. Духа не угашайте ( 1Фес 5:19 ) - таково Божественное повеление.

О, если бы ты был холоден, или горяч! но ты тепел. Он хочет сказать: О, если бы ты был горяч, будучи воспламенен воздействием Духа, или насквозь холоден и совершенно лишен причастия благодати Духа, и не крещен, и не тепел! Ибо тот, кто имеет умозримый огонь Духа, усовершается до зрелости, и у него чувства навыком приучены к различению добра и зла ( Евр 5:14 ) ; он - духовный. Разумеется, того, кто еще не принял благодать Духа, но питает надежду когда-нибудь спастись, нельзя причислять к безнадежным. Но тот, кто тепел, подлежит смерти и может утратить [благодать] крещения и пламени [Духа].

3. Избегать тех людей, которые практикуют грех, называясь при этом христианами.

Ни для кого не секрет, что люди неверующие живут по собственным моральным принципам . Вернее, у большинства нравственные принципы вообще отсутствуют . Порабощенный грехом человек несвободен – у него извращенные понятия о семейных ценностях, о поведении между мужчинами и женщинами, о морали.

Да и сами мы были когда-то рабами порокам, грехам, собственным удовольствиям и спаслись только милостью Божьей. Мы не избегать должны грешников, а нести им весть о спасении в Господе, о необходимости покаяния, веры, обращения.

Но вот если человек познал милость Господа, освободился Его силою от греха, а потом возвращается к прежнему образу жизни, то таких людей надо отвращаться.

Потому что грех в Библии сравнивается с закваской , которая попадает в тесто. Даже если небольшой грех проникает в общение, то он заквашивает все , распространяясь на других. Чтобы не соблазниться и не стать соучастником греха, самому не последовать гибельному примеру, надо отвращаться людей, практикующих грех и ведущих аморальный образ жизни.

Следующая цитата

"Знаю твои дела, ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих" (Откр. 3:15).

Иногда, довольно тяжело самим понять текст из Священного Писания. В особенности, когда речь заходит о книге Откровение. Ведь эта книга наполнена символизмами, которые не всегда под силу разгадать. Для этого у нас и существует Священное Предание. Толкования святых отцов Церкви помогут нам в этом.

О чем говорится в этих строчках? Человек не холоден и не горяч, как говорят у нас простым языком "ни рыба, ни мясо". Попросту говоря говорится о равнодушии человека, о его расслабленности. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит, что в этом случае человеку лучше не быть чем-то средним, неопределенным. Равнодушие человека губительно скажется на его судьбе. Если человек не будет иметь перед собой цели, то хуже будет лишь только ему самому.

Но если разобраться поконкретнее, кто подразумевается под горячими и холодными людьми, то можно обратиться к толкованиям святителя Икумения, жившего в десятом веке, который был епископом города Трикки во Фракии. Он писал, что под горячими людьми здесь понимаются те люди, которые пламенеет Духом. А холодные есть те, кто лишился благодати Святого Духа. Теплые же есть те, в ком угасает благодать Святого Духа, потому что люди заботились о земном, а не о вечном. Проще говоря, это те люди, которые крещены, но не радеют о своем спасении.

Исходя из этих слов можно сделать вывод, что люди, верующие христиане, должны быть горячи, и пламенеть Духом, но не быть холодными, или теплыми. И в этих строчках Откровения содержится порицание и предупреждение именно к "теплым" людям, которые не благоговейно и не трепетно относятся к своей вере, к Богу, потому что очень легко могут окончательно утратить благодать Святого Духа.

Мы, православные христиане, не должны относиться к Богу и к нашей вере "тепло", равнодушно. Не может быть проявлено безразличие к нашему вопросу спасения. Мы должны быть не безразличны к нашей судьбе, а должны своими делами и мыслями быть достойными христианами. Пусть и совершая иногда ошибки, но каждый раз вставая на путь покаяния.

Следующая цитата

Теплохла́дность – 1) духов­ное рав­но­ду­шие, пас­сив­ность в рели­ги­озно-нрав­ствен­ном отно­ше­нии; 2) рав­но­душ­ное отно­ше­ние к испол­не­нию Запо­ве­дей Божиих при внеш­ней цер­ков­но­сти; духов­ная рас­слаб­лен­ность.

Про­ти­во­по­лож­но­стью теп­лохлад­но­сти явля­ется рев­ность.

Почему теп­лохлад­ное состо­я­ние опас­нее про­хлад­ного?

Несмотря на то, что поня­тие «теп­лохлад­ность», при поверх­ност­ном вос­при­я­тии, кажется более близ­ким к поня­тию «пла­мен­ность» («горе­ние духом»), чем поня­тие «холод­ность», в дей­стви­тель­но­сти «теп­лохлад­ность» под­ле­жит боль­шему осуж­де­нию ( Откр.3:15-16 ).

Холод­ность в отно­ше­нии Бога бывает вызвана общим состо­я­нием гре­хов­но­сти, неве­рием, или недо­ста­точ­но­стью знаний о Боге как о Благом Творце, Все­дер­жи­теле и Спа­си­теле мира (см.: Знание).

Теп­лохлад­ность же под­ра­зу­ме­вает нали­чие веры, нали­чие знаний о Боге и Его нрав­ствен­ных тре­бо­ва­ниях, и при этом их игно­ри­ро­ва­ние, по рав­но­ду­шию и духов­ной рас­слаб­лен­но­сти.

Как пра­вило, холод­ное отно­ше­ние чело­века к Богу по при­чине неве­рия меня­ется к луч­шему по мере при­об­ще­ния к вере, под­ра­зу­ме­ва­ю­щего про­све­ще­ние, уча­стие в бого­слу­же­ниях, Таин­ствах, в делах Церкви вообще. Рав­но­ду­шие же чело­века, уже при­об­щён­ного к жизни Церкви, однако холод­ного в отно­ше­нии веры, имеет другую основу.

В первом вари­анте холод­ность обу­слов­лена незна­нием, неуме­нием, отсут­ствием духов­ного опыта, незна­ком­ством с радо­стью бого­об­ще­ния. В этой ситу­а­ции рав­но­ду­шие к рели­ги­оз­ной жизни явля­ется логи­че­ским след­ствием неве­рия. Это след­ствие устра­ня­ется через веру.

Во втором вари­анте рав­но­ду­шие высту­пает не столько след­ствием, сколько само­при­чи­ной, и явля­ется основ­ным внут­рен­ним фак­то­ром невни­ма­ния к духов­ной жизни. Соб­ственно, такое состо­я­ние души и назы­ва­ется теп­лохлад­но­стью.

Раз­ница между холод­но­стью и теп­лохлад­но­стью будет более оче­вид­ной, если при­бег­нуть к пояс­ни­тель­ной ана­ло­гии.

В первом случае чело­век подо­бен боль­ному, кото­рый не лечится не потому, что в прин­ципе не желает лечиться, а потому, что не знает о своей болезни.

Во втором случае чело­век бывает подо­бен боль­ному, кото­рый хотя и знает, что тяжело болен, однако же рав­но­ду­шен и к лекарю, и к лекар­ству. Настро­ить такого чело­века на лече­ние бывает куда более затруд­ни­тельно, чем того, кто не лечится по неве­де­нию.

Уже только поэтому теп­лохлад­ность заслу­жи­вает пори­ца­ния. Если же чело­век с таким внут­рен­ним настроем мас­ки­ру­ется внеш­ним бла­го­че­стием (демон­стра­тив­ным моле­нием, показ­ными покло­нами, теат­раль­ным сми­ре­нием и т. д.), тогда это гре­хов­ное состо­я­ние усу­губ­ля­ется лице­ме­рием.

Вот почему Сам Гос­подь предо­сте­ре­гает от теп­лохлад­но­сти в столь резких, обли­чи­тель­ных, угро­жа­ю­щих тонах: «знаю твои дела; ты ни холо­ден, ни горяч; о, если бы ты был холо­ден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холо­ден, то извергну тебя из уст Моих» ( Откр.3:15-16 )

Теп­лохлад­ность – это «сто­я­ние между добром и злом, между жизнью без­бож­ного мира и жизнью в истин­ной вере, между свя­то­стью и грехом, между Хри­стом и сата­ною».
Феофан Затвор­ник, свт.

«Кто не торо­пится сде­лать добро, тот его не сде­лает. Добро тре­бует горяч­но­сти, теп­лохлад­ные не сотво­рят добра». Иоанн Шахов­ской, архиеп.

«Теп­лохлад­ность в духов­ной жизни невоз­можна».
Андрей Лоргус, свя­щен­ник

Мы живем в период Лаоди­кий­ской церкви, о кото­рой Бог гово­рит так: «знаю твои дела; ты ни холо­ден, ни горяч; о, если бы ты был холо­ден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холо­ден, то извергну тебя из уст Моих» ( Откр.3:15-16 ). Сла­вян­ский текст еще силь­ней выра­жает отвра­ще­ние Гос­пода к их духов­ному состо­я­нию: там ска­зано не: «извергну», а: «изблюю тебя». Кажется, только в одном еще месте Писа­ния («бысте ми в сытость», Ис.1 ) столь откро­вен­ным антро­по­мор­физ­мом обли­чает Бог нрав­ствен­ную порчу веру­ю­щих. Поэтому каж­дому из нас нужно пом­нить сле­ду­ю­щую фразу Апо­ка­лип­сиса: «Ибо ты гово­ришь: «я богат, раз­бо­га­тел и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несча­стен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» ( Откр.3:17 ).

«…Люди посто­янно тщатся соче­тать небо и ад. Они счи­тают, что на самом деле нет неиз­беж­ного выбора и, если хватит ума, тер­пе­ния, а глав­ное – вре­мени, можно как-то сов­ме­стить и то, и это, при­ла­дить их друг к другу».
Клайв Льюис

Вспо­ми­на­ется слово Апо­ка­лип­сиса: Ты ни холо­ден, ни горяч; о, если бы ты был холо­ден, или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холо­ден, то извергну тебя из уст Моих ( Откр.3:15-16 ). Теп­лохлад­ность, неопре­де­лен­ность – явле­ние печаль­ное. Сын Божий, Иисус Хри­стос… не был «да» и «нет», но в Нем было «да» ( 2Кор.1:19 ). Огонь, – огонь пла­мен­ной веры и ярких опре­де­лен­ных убеж­де­ний, пришел Я низ­ве­сти на землю, и как желал бы, чтобы он уже воз­го­релся! ( Лк.12:49 ).
свя­щен­но­му­че­ник Ила­рион (Тро­иц­кий)

Теп­лохлад­ность в вере – малая рев­ность (или полное отсут­ствие ее) к бого­об­ще­нию и духов­ной жизни во всех ее про­яв­ле­ниях. О таких людях в Откро­ве­нии свя­того апо­стола Иоанна Бого­слова ска­зано: «… знаю твои дела; ты ни холо­ден, ни горяч; о, если бы ты был холо­ден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холо­ден, то извергну тебя из уст Моих» ( Откр.3:15-16 ). И дей­стви­тельно, чело­век, рав­но­душ­ный к вере или даже атеист, под вли­я­нием жиз­нен­ных обсто­я­тельств и бла­го­дати Божией, может пока­яться и ради­кально изме­ниться. Теп­лохлад­ный же будет духовно тлеть всю свою жизнь и вряд ли когда при­ло­жится к Богу всем серд­цем.
Если у чело­века нет любви к молитве, к храму, к уча­стию в цер­ков­ных таин­ствах, то это явный при­знак отсут­ствия рев­но­сти к бого­об­ще­нию. При­ме­ни­тельно к молитве это про­яв­ля­ется в том, что она бывает только по при­нуж­де­нию, нере­гу­ляр­ная, невни­ма­тель­ная, рас­слаб­лен­ная, с небреж­ным поло­же­нием тела, огра­ни­чен­ная лишь заучен­ными наизусть или меха­ни­че­ски вычи­тан­ными молит­во­сло­ви­ями. Также, отсут­ствуют посто­ян­ная память о Боге, бла­го­го­ве­ние и любовь перед Ним, как посто­ян­ный фон всей жизни.
По отно­ше­нию к хра­мо­вому бого­слу­же­нию, этот грех про­яв­ля­ется в редком, нере­гу­ляр­ном уча­стии в обще­ствен­ном бого­слу­же­нии, в рас­се­ян­но­сти или раз­го­во­рах во время службы, хож­де­нии по храму, отвле­че­нии других от молитвы своими прось­бами или заме­ча­ни­ями. А также, в опоз­да­нии к началу бого­слу­же­ния, в уходе прежде отпу­ста и бла­го­сло­ве­ния.
В отно­ше­нии к таин­ству Пока­я­ния грех теп­лохлад­но­сти, про­яв­ля­ется в редких испо­ве­дях, про­хо­дя­щих без долж­ной под­го­товки, в пред­по­чте­нии общей испо­веди личной, в отсут­ствии жела­ния познать свою глу­бо­чай­шую гре­хов­ность, в несо­кру­шен­ном и несми­рен­ном душев­ном рас­по­ло­же­нии.
свя­щен­ник Алек­сий

Придёт время, когда не гоне­ния, а деньги и пре­ле­сти сего отвра­тят людей от Бога, и погиб­нет тогда больше душ, чем во вре­мена откры­того бого­бор­че­ства. С одной сто­роны, будут воз­дви­гать кресты и золо­тить купола, а с другой – наста­нет цар­ство лжи и зла.
прп. Сера­фим Выриц­кий

Теп­лохлад­ность – это особый вид духов­ного отступ­ни­че­ства, когда чело­век, внешне соблю­дая поста­нов­ле­ния и обряды Церкви, одно­вре­менно оста­ется чуждым Богу. Такой чело­век держит посты, творит мило­стыню, посе­щает храм и в то же время пре­да­ется сти­хиям этого мира и не забо­тится об очи­ще­нии ума своего от гор­дыни, а сердца от стра­стей. Теп­лохлад­ность – это хри­сти­ан­ство без Живого Христа, это жела­ние отку­питься от Бога внеш­ними делами, напри­мер испол­не­нием опре­де­лен­ных правил и риту­а­лов, пожерт­во­ва­ни­ями в пользу бедных и даже хра­мо­стро­и­тель­ством; это попытка при­ми­рить в сердце своем Христа с миром, нена­ви­дя­щим Его; это уния между рели­гией Христа и уче­нием князя пре­ис­под­ней; это попытка создать ком­форт­ное хри­сти­ан­ство и сде­лать саму веру гаран­том зем­ного бла­го­по­лу­чия…

Теп­лохлад­ность – это посто­ян­ные ком­про­миссы, посто­ян­ные согла­ша­тель­ства, это пер­ма­нент­ное пре­да­тель­ство Христа в своем сердце…

Холод­ность – это духов­ное неве­же­ство, отчуж­ден­ность от Бога, незна­ние Бога и даже вражда против Него, но она легче пере­хо­дит в веру, чем теп­лохлад­ность. На Кресте пока­ялся раз­бой­ник, а не фари­сей. Тот, кто холо­ден, может почув­ство­вать и понять тяжесть своего состо­я­ния и потя­нуться к Богу, как замер­за­ю­щий в зимнюю стужу – к огню. А теп­лохлад­ный ничего не ищет, он дово­лен собой; он счи­тает себя «созна­тель­ным» хри­сти­а­ни­ном без фана­тизма. Во время молитвы он, подобно фари­сею, вспо­ми­нает свои заслуги и пере­чис­ляет их в уме пред Богом…

Теп­лохлад­ные обычно отли­ча­ются рав­но­ду­шием и без­раз­ли­чием к учению Церкви и вопро­сам веры. У теп­лохлад­ного чело­века при­туп­лена духов­ная инту­и­ция, он внут­ренне не может отли­чить ложь от правды, как опре­де­ляют пищу на вкус. Дог­ма­ти­че­ская чистота его не инте­ре­сует, ереси его не вол­нуют, его сердце не устрем­лено к буду­щей жизни, и он мало думает о ней. Для него рели­гия – это земное бла­го­по­лу­чие, эле­мен­тами кото­рого явля­ются нрав­ствен­ность и эсте­тизм. Такой чело­век, даже будучи сам без­нрав­ствен­ным, внешне под­дер­жи­вает нрав­ствен­ность, считая, что без нее не могут суще­ство­вать ни Цер­ковь, ни семья, ни госу­дар­ство. Совесть его мало тре­во­жит; люди таких, как он, редко пори­цают; он может зани­маться бла­го­тво­ри­тель­ной дея­тель­но­стью, стро­ить и укра­шать храмы и в то же время самое глав­ное – свое сердце – скры­вать от Бога, подобно тому как раб в притче зарыл полу­чен­ный талант в землю ( Мф.25:18 )…

Теп­лохлад­ность стала свой­ством многих хри­стиан. Они умерщ­вляют свое сердце стра­стями, с кото­рыми не желают бороться, оправ­ды­ва­ясь тем, что это их личное дело, не при­чи­ня­ю­щее никому вреда. Их душа про­пи­тана, как губка влагой, зло­во­нием гнус­ных обра­зов и картин греха, с кото­рыми они не могут рас­статься, как пой­ман­ная рыба с крюч­ком. Они раз­вра­щены душой, но не пони­мают этого; более того, они счи­тают, что такая жизнь «соот­вет­ствует эта­лону совре­мен­ного чело­века», и хотят быть или казаться «на уровне» совре­мен­ной циви­ли­за­ции и куль­туры, а что это за «куль­тура» и куда она ведет – это их мало инте­ре­сует. Они участ­вуют в цер­ков­ных таин­ствах скорее по тра­ди­ции, испо­ве­ду­ются, не имея реши­мо­сти пере­ме­нить свою жизнь, при­ча­ща­ются, не заду­мы­ва­ясь о том, что при­ни­мают огонь, кото­рый ожи­во­тво­ряет каю­щихся и опа­ляет гордых и само­до­воль­ных. Хри­сти­ан­ство ста­но­вится для них рели­гией не духа, а плоти…

Читайте также: