Не холоден и не горяч библия цитата
Обновлено: 21.11.2024
Христос пришел призвать к покаянию не праведных людей, а грешных. Господь не призывал пренебрегать людьми , потому что они чем-то хуже, но учит своих последователей быть дружелюбными, любить всех. Св. отцы поясняли, что Господь учил любить грешника, а ненавидеть грех .
Но все же есть такие люди, с которыми лучше избегать общения. Писание однозначно выделяет людей, с которыми не стоит иметь дела. Вот 3 типа людей, которых Библия учить отстраняться, с кем не надо иметь общения:
Следующая цитата
Ст. 15-17 знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг
В обращении к Лаодикийцу одно порицание и никакой похвалы. Ты ни холоден, ни горяч - так начинается порицание. Слова «ты не холоден» означают того, кто хотя принадлежит к обществу христиан, но совершенно не причастен божественной благодати. Дальнейшие слова: «ты и не горяч» показывают, что этот нехолодный христианин - христианин не истинный, что в нем многого не достает до совершенства христианского звания. Тепловатый - не истинный христианин, ни закоренелый язычник, ни явный грешник; он равнодушен к православному учению и к нечестивым ересям. Тепловатый находится в состоянии забывчивости, самообольщения, духовного сна и потому не видит и не чувствует опасности своего положения. В своем самообольщении и беспечности тепловатый зашел так далеко, что утверждает, что он богат и ни в чем не имеет нужды. Но он богат только в смысле мира сего; на самом же деле он несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Он решительно не имеет ничего доброго, что прикрыло бы его грешную душу пред очами Божиими.
Прав. Иоанн Кронштадтский
Ст. 15-16 знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих
Надобно, чтобы я был чем-нибудь определенным, а не тем, что называется хаосом, смесью, брожением, в котором все кое-как перемешано и бродит в беспорядке. Чего ожидать доброго от человека, который душею своею представляет беспорядочную смесь доброго с худым, который делает частию добро, но не прочь и от зла. Это состояние опасное: оно означает нравственное бессилие, расслабление. Лучше в этом отношении человек с крайностями: либо холодный, либо горячий. Тут, по крайней мере, есть что-то определенное, чему можно дать определенное место: или – вечный тартар, или – Царство Небесное. Господь говорит о человеке ни холодном, ни горячем: извергну тебя из уст Моих. Люди представляются как бы заключенными в Боге, Который одних вмещает в Себя, а других извергает из Себя. Праведники действительно некогда будут жить в Боге и с Богом: этим объясняется та неизъяснимо высокая степень блаженства, какую будет иметь каждый праведник, хотя бы она и была у некоторых, сравнительно с величайшими праведниками, – низка. И теперь мы некоторым образом живем в Боге: пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем ( 1Ин. 4:16 ) . Впрочем, это относится к людям добродетельным. Но так как весь видимый мир есть дело Божие и Бог всюду находится в мире – в Своих делах и промышлении, то на этом основании можно сказать, что все люди находятся в Боге. Посечение бесплодных смоковниц – людей, не приносящих плодов добродетели, есть то изблевание из Себя, о котором говорил Бог в Апокалипсисе.
Примасий
знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч
Здесь можно узнать кое-кого из знатных людей века сего, о которых Он сказал, что они не холодны и не горячи, но скорее теплы, ибо, хотя вращаются они среди столь великого богатства, но в делах благочестия оказываются бесплодными и не восходят они к благим делам через созерцание несчастий. Поэтому сказано, что они и не холодны, то есть не бедны, и не горячи, ибо изобилуют они богатством, но, используя его тепло, цепенеют и, не уделяя его ближним своим, по справедливости порицаются, как не имеющие огня добрых дел. Эти слова могут также обозначать людей, у которых дома лежат Писания, а за дверями дома - непонятно, христиане ли они, и, набравшись самоуверенности из книг, пустыми от дел обретаются. Теперь пусть купят себе золото, о котором Он сказал: примите мудрость, как золото, и знание, как серебро отборной, и если смогут они, как бы просвещенные светом мудрости, почерпнуть что-нибудь из источников божественных Писаний, то тем самым одни окажутся воспламененными жаждой творить дела благочестия от изобилия имущества своего, а другие воспитаются духовно знанием Писаний.
Свт. Андрей Кесарийский
Ст. 15-16 Знаю твои дела, ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден
И Григорий Богослов говорит: следует в определенной мере гореть, а также и быть холодным. И подлинно холодный, т. е. не испытавший горячей веры, всегда имеет надежду получить ее; согретый же ею через крещение и впоследствии по лености охладевший, отвергаясь прежде избранной веры, теряет надежду на спасение. Как нельзя отвергать средины в делах, - посему и брак, представляющий средину между девством и блудодеянием, принимается, так, напротив, средина в вере не имеет цены.
Свт. Кесарий Арелатский
знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч
И потому, как я выше советовал, давайте остерегаться не только уголовных преступлений, но давайте также отвергнем низменное равнодушие, словно отраву дьявола. Ведь есть некоторые, кто после исполнения религиозных обязанностей расслабляются в чрезмерном равнодушии, ибо кажется, что они ушли из мира. И исполняется на них то суждение Господа, в котором говорится: о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл,<… > то извергну тебя из уст Моих. Что же значит, что Он сказал: о, если бы ты был холоден, или горяч? Это значит: для тебя было бы лучше остаться холодным в миру, или быть горячим в монастыре. Нынче же - поскольку ты и из мира удалился и, однако, не пожелал удержать душевный жар в результате равнодушия, став теплым, - ты будешь извергнут из уст Господа, и едва ли еще раз Он примет тебя. И потому, братья возлюбленные, с Божьей помощью обратитесь внимательно к божественному Писанию, в котором говорится: Больше всего хранимого храни сердце твое ( Притч 4:23 ) . Ведь следует радоваться о монахе, который, уйдя в монастырь, в кротости и смирении желает осуществлять на деле милость, послушание и терпение.
2. Еретики.
Это еще одна группа людей, которых Бог говорит отвращаться.
Вопрос лишь в том, кого считать еретиком, а кого – нет. Сейчас появилось много деноминаций и христианских течений, приверженцы которых считают себя последователями истинного учения, а остальных – еретиками. Что же получается, что они все правы? Или теперь не общаться с человеком, который имеет другие взгляды и мнения?
На самом деле когда Апостолы повелевали отвращаться еретика, они имели в виду человека, который активно агитирует против основных христианских доктрин, занимается пропагандой собственных заблуждений, навязывает свое мнение. Если такой активный “агитатор” и “пропагандист” появляется в нашем окружении, то его надо отвращаться и избегать, а не вступать в споры.
Сщмч. Викторин Петавийский
знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч
См. Толкование на Откр. 3:14
1. Люди, не умеющие сдерживать своих негативные эмоции: вспыльчивые, гневливые.
Исключение составляют лишь ближайшие родственники . Мы не может отстраниться от людей, заботиться о которых нам повелено Богом. Наши родители, жены, мужья, дети входят в зону нашей ответственности . Даже если они гневливы, злы, вспыльчивы, злобны и вообще духовно, душевно или физически больны.
Мы не может прекратить с ними общение, потому что нам велено о них заботиться . В Евангелии написано, что тот, кто не заботится о своих домочадцах, тот отрекся от веры и хуже неверующего.
Экумений
Сказано: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч. Горячий - тот, кто пламенеет Духом; так апостол говорит: духом пламенейте ( Рим 12:11 ) . А холоден тот, кто лишился Святого Духа, Его воздействия и посещения. Но ты тепел, - гласит далее. Теплым он называет того, кто, сподобившись причастия Духа Святого через крещение, угасил [огонь] благодати из-за нерадения и заботы о краткосрочном. Духа не угашайте ( 1Фес 5:19 ) - таково Божественное повеление.
О, если бы ты был холоден, или горяч! но ты тепел. Он хочет сказать: О, если бы ты был горяч, будучи воспламенен воздействием Духа, или насквозь холоден и совершенно лишен причастия благодати Духа, и не крещен, и не тепел! Ибо тот, кто имеет умозримый огонь Духа, усовершается до зрелости, и у него чувства навыком приучены к различению добра и зла ( Евр 5:14 ) ; он - духовный. Разумеется, того, кто еще не принял благодать Духа, но питает надежду когда-нибудь спастись, нельзя причислять к безнадежным. Но тот, кто тепел, подлежит смерти и может утратить [благодать] крещения и пламени [Духа].
3. Избегать тех людей, которые практикуют грех, называясь при этом христианами.
Ни для кого не секрет, что люди неверующие живут по собственным моральным принципам . Вернее, у большинства нравственные принципы вообще отсутствуют . Порабощенный грехом человек несвободен – у него извращенные понятия о семейных ценностях, о поведении между мужчинами и женщинами, о морали.
Да и сами мы были когда-то рабами порокам, грехам, собственным удовольствиям и спаслись только милостью Божьей. Мы не избегать должны грешников, а нести им весть о спасении в Господе, о необходимости покаяния, веры, обращения.
Но вот если человек познал милость Господа, освободился Его силою от греха, а потом возвращается к прежнему образу жизни, то таких людей надо отвращаться.
Потому что грех в Библии сравнивается с закваской , которая попадает в тесто. Даже если небольшой грех проникает в общение, то он заквашивает все , распространяясь на других. Чтобы не соблазниться и не стать соучастником греха, самому не последовать гибельному примеру, надо отвращаться людей, практикующих грех и ведущих аморальный образ жизни.
Следующая цитата
"Знаю твои дела, ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих" (Откр. 3:15).
Иногда, довольно тяжело самим понять текст из Священного Писания. В особенности, когда речь заходит о книге Откровение. Ведь эта книга наполнена символизмами, которые не всегда под силу разгадать. Для этого у нас и существует Священное Предание. Толкования святых отцов Церкви помогут нам в этом.
О чем говорится в этих строчках? Человек не холоден и не горяч, как говорят у нас простым языком "ни рыба, ни мясо". Попросту говоря говорится о равнодушии человека, о его расслабленности. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит, что в этом случае человеку лучше не быть чем-то средним, неопределенным. Равнодушие человека губительно скажется на его судьбе. Если человек не будет иметь перед собой цели, то хуже будет лишь только ему самому.
Но если разобраться поконкретнее, кто подразумевается под горячими и холодными людьми, то можно обратиться к толкованиям святителя Икумения, жившего в десятом веке, который был епископом города Трикки во Фракии. Он писал, что под горячими людьми здесь понимаются те люди, которые пламенеет Духом. А холодные есть те, кто лишился благодати Святого Духа. Теплые же есть те, в ком угасает благодать Святого Духа, потому что люди заботились о земном, а не о вечном. Проще говоря, это те люди, которые крещены, но не радеют о своем спасении.
Исходя из этих слов можно сделать вывод, что люди, верующие христиане, должны быть горячи, и пламенеть Духом, но не быть холодными, или теплыми. И в этих строчках Откровения содержится порицание и предупреждение именно к "теплым" людям, которые не благоговейно и не трепетно относятся к своей вере, к Богу, потому что очень легко могут окончательно утратить благодать Святого Духа.
Мы, православные христиане, не должны относиться к Богу и к нашей вере "тепло", равнодушно. Не может быть проявлено безразличие к нашему вопросу спасения. Мы должны быть не безразличны к нашей судьбе, а должны своими делами и мыслями быть достойными христианами. Пусть и совершая иногда ошибки, но каждый раз вставая на путь покаяния.
Следующая цитата
Теплохла́дность – 1) духовное равнодушие, пассивность в религиозно-нравственном отношении; 2) равнодушное отношение к исполнению Заповедей Божиих при внешней церковности; духовная расслабленность.
Противоположностью теплохладности является ревность.
Почему теплохладное состояние опаснее прохладного?
Несмотря на то, что понятие «теплохладность», при поверхностном восприятии, кажется более близким к понятию «пламенность» («горение духом»), чем понятие «холодность», в действительности «теплохладность» подлежит большему осуждению ( Откр.3:15-16 ).
Холодность в отношении Бога бывает вызвана общим состоянием греховности, неверием, или недостаточностью знаний о Боге как о Благом Творце, Вседержителе и Спасителе мира (см.: Знание).
Теплохладность же подразумевает наличие веры, наличие знаний о Боге и Его нравственных требованиях, и при этом их игнорирование, по равнодушию и духовной расслабленности.
Как правило, холодное отношение человека к Богу по причине неверия меняется к лучшему по мере приобщения к вере, подразумевающего просвещение, участие в богослужениях, Таинствах, в делах Церкви вообще. Равнодушие же человека, уже приобщённого к жизни Церкви, однако холодного в отношении веры, имеет другую основу.
В первом варианте холодность обусловлена незнанием, неумением, отсутствием духовного опыта, незнакомством с радостью богообщения. В этой ситуации равнодушие к религиозной жизни является логическим следствием неверия. Это следствие устраняется через веру.
Во втором варианте равнодушие выступает не столько следствием, сколько самопричиной, и является основным внутренним фактором невнимания к духовной жизни. Собственно, такое состояние души и называется теплохладностью.
Разница между холодностью и теплохладностью будет более очевидной, если прибегнуть к пояснительной аналогии.
В первом случае человек подобен больному, который не лечится не потому, что в принципе не желает лечиться, а потому, что не знает о своей болезни.
Во втором случае человек бывает подобен больному, который хотя и знает, что тяжело болен, однако же равнодушен и к лекарю, и к лекарству. Настроить такого человека на лечение бывает куда более затруднительно, чем того, кто не лечится по неведению.
Уже только поэтому теплохладность заслуживает порицания. Если же человек с таким внутренним настроем маскируется внешним благочестием (демонстративным молением, показными поклонами, театральным смирением и т. д.), тогда это греховное состояние усугубляется лицемерием.
Вот почему Сам Господь предостерегает от теплохладности в столь резких, обличительных, угрожающих тонах: «знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» ( Откр.3:15-16 )
Теплохладность – это «стояние между добром и злом, между жизнью безбожного мира и жизнью в истинной вере, между святостью и грехом, между Христом и сатаною».
Феофан Затворник, свт.
«Кто не торопится сделать добро, тот его не сделает. Добро требует горячности, теплохладные не сотворят добра». Иоанн Шаховской, архиеп.
«Теплохладность в духовной жизни невозможна».
Андрей Лоргус, священник
Мы живем в период Лаодикийской церкви, о которой Бог говорит так: «знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» ( Откр.3:15-16 ). Славянский текст еще сильней выражает отвращение Господа к их духовному состоянию: там сказано не: «извергну», а: «изблюю тебя». Кажется, только в одном еще месте Писания («бысте ми в сытость», Ис.1 ) столь откровенным антропоморфизмом обличает Бог нравственную порчу верующих. Поэтому каждому из нас нужно помнить следующую фразу Апокалипсиса: «Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» ( Откр.3:17 ).
«…Люди постоянно тщатся сочетать небо и ад. Они считают, что на самом деле нет неизбежного выбора и, если хватит ума, терпения, а главное – времени, можно как-то совместить и то, и это, приладить их друг к другу».
Клайв Льюис
Вспоминается слово Апокалипсиса: Ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих ( Откр.3:15-16 ). Теплохладность, неопределенность – явление печальное. Сын Божий, Иисус Христос… не был «да» и «нет», но в Нем было «да» ( 2Кор.1:19 ). Огонь, – огонь пламенной веры и ярких определенных убеждений, пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! ( Лк.12:49 ).
священномученик Иларион (Троицкий)
Теплохладность в вере – малая ревность (или полное отсутствие ее) к богообщению и духовной жизни во всех ее проявлениях. О таких людях в Откровении святого апостола Иоанна Богослова сказано: «… знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» ( Откр.3:15-16 ). И действительно, человек, равнодушный к вере или даже атеист, под влиянием жизненных обстоятельств и благодати Божией, может покаяться и радикально измениться. Теплохладный же будет духовно тлеть всю свою жизнь и вряд ли когда приложится к Богу всем сердцем.
Если у человека нет любви к молитве, к храму, к участию в церковных таинствах, то это явный признак отсутствия ревности к богообщению. Применительно к молитве это проявляется в том, что она бывает только по принуждению, нерегулярная, невнимательная, расслабленная, с небрежным положением тела, ограниченная лишь заученными наизусть или механически вычитанными молитвословиями. Также, отсутствуют постоянная память о Боге, благоговение и любовь перед Ним, как постоянный фон всей жизни.
По отношению к храмовому богослужению, этот грех проявляется в редком, нерегулярном участии в общественном богослужении, в рассеянности или разговорах во время службы, хождении по храму, отвлечении других от молитвы своими просьбами или замечаниями. А также, в опоздании к началу богослужения, в уходе прежде отпуста и благословения.
В отношении к таинству Покаяния грех теплохладности, проявляется в редких исповедях, проходящих без должной подготовки, в предпочтении общей исповеди личной, в отсутствии желания познать свою глубочайшую греховность, в несокрушенном и несмиренном душевном расположении.
священник Алексий
Придёт время, когда не гонения, а деньги и прелести сего отвратят людей от Бога, и погибнет тогда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой – настанет царство лжи и зла.
прп. Серафим Вырицкий
Теплохладность – это особый вид духовного отступничества, когда человек, внешне соблюдая постановления и обряды Церкви, одновременно остается чуждым Богу. Такой человек держит посты, творит милостыню, посещает храм и в то же время предается стихиям этого мира и не заботится об очищении ума своего от гордыни, а сердца от страстей. Теплохладность – это христианство без Живого Христа, это желание откупиться от Бога внешними делами, например исполнением определенных правил и ритуалов, пожертвованиями в пользу бедных и даже храмостроительством; это попытка примирить в сердце своем Христа с миром, ненавидящим Его; это уния между религией Христа и учением князя преисподней; это попытка создать комфортное христианство и сделать саму веру гарантом земного благополучия…
Теплохладность – это постоянные компромиссы, постоянные соглашательства, это перманентное предательство Христа в своем сердце…
Холодность – это духовное невежество, отчужденность от Бога, незнание Бога и даже вражда против Него, но она легче переходит в веру, чем теплохладность. На Кресте покаялся разбойник, а не фарисей. Тот, кто холоден, может почувствовать и понять тяжесть своего состояния и потянуться к Богу, как замерзающий в зимнюю стужу – к огню. А теплохладный ничего не ищет, он доволен собой; он считает себя «сознательным» христианином без фанатизма. Во время молитвы он, подобно фарисею, вспоминает свои заслуги и перечисляет их в уме пред Богом…
Теплохладные обычно отличаются равнодушием и безразличием к учению Церкви и вопросам веры. У теплохладного человека притуплена духовная интуиция, он внутренне не может отличить ложь от правды, как определяют пищу на вкус. Догматическая чистота его не интересует, ереси его не волнуют, его сердце не устремлено к будущей жизни, и он мало думает о ней. Для него религия – это земное благополучие, элементами которого являются нравственность и эстетизм. Такой человек, даже будучи сам безнравственным, внешне поддерживает нравственность, считая, что без нее не могут существовать ни Церковь, ни семья, ни государство. Совесть его мало тревожит; люди таких, как он, редко порицают; он может заниматься благотворительной деятельностью, строить и украшать храмы и в то же время самое главное – свое сердце – скрывать от Бога, подобно тому как раб в притче зарыл полученный талант в землю ( Мф.25:18 )…
Теплохладность стала свойством многих христиан. Они умерщвляют свое сердце страстями, с которыми не желают бороться, оправдываясь тем, что это их личное дело, не причиняющее никому вреда. Их душа пропитана, как губка влагой, зловонием гнусных образов и картин греха, с которыми они не могут расстаться, как пойманная рыба с крючком. Они развращены душой, но не понимают этого; более того, они считают, что такая жизнь «соответствует эталону современного человека», и хотят быть или казаться «на уровне» современной цивилизации и культуры, а что это за «культура» и куда она ведет – это их мало интересует. Они участвуют в церковных таинствах скорее по традиции, исповедуются, не имея решимости переменить свою жизнь, причащаются, не задумываясь о том, что принимают огонь, который оживотворяет кающихся и опаляет гордых и самодовольных. Христианство становится для них религией не духа, а плоти…
Читайте также: