Наташа ростова и андрей болконский цитаты

Обновлено: 24.11.2024

В романе-эпопее «Война и мир»Л. Н. Толстой, рисуя картины жизни России начала ХIХ века, показывает истинную красоту своих любимых героев, раскрывает чистоту их нравственных чувств, душевную ясность и простоту, любовные отношения, тяжкие сомнения и возрождения к жизни через слияние с другими людьми.

Духовному оздоровлению князя Андрея Болконского, разочаровавшегося в своём кумире Наполеоне, в славе и героизме, пережившего смерть жены и раскаяние, помогает нечаянная встреча с Наташей Ростовой, которая, весело смеясь, бежала в толпе подруг, когда князь Андрей по опекунским делам едет в Отрадное к старому графу.

Беспечная радость незнакомой девушки больно задевает мрачного и невесёлого путника. «И чем она счастлива?» - невольно с любопытством спрашивал себя князь Андрей».

Жизнерадостность, естественность и искренняя любовь Наташи к жизни, её восхищение чудесно-сказочной ночью поднимают в «душе Болконского неожиданную путаницу молодых мыслей», желание не просто прозябать в деревне, а быть полезным России и народу. Именно встреча с Наташей заставляет его сказать, что «жизнь не кончена в тридцать один год», и поехать в Петербург, чтобы работать в комиссии Сперанского.

Вторая встреча князя Андрея и Наташи происходит на балу, когда, по просьбе Пьера, он приглашает молодую графиню на вальс. Её детское удивление, отчаяние, что никто не приглашает танцевать, «замирающее лицо» покоряют Болконского, »вино её прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим». Рассудительный и практичный, князь Андрей вдруг неожиданно для себя думает: «Ежели она подойдёт прежде к своей кузине, а потом к другой даме, то она будет моею женой».

Приехав с визитом к Ростовым, он поражается простоте и радушию, царившим в их семье, любуется Наташей и находит в этом «новое для себя наслаждение». Слушая её пение, он чувствует, что «в душе его произошло что-то новое и счастливое». Наташа сумела разбудить в душе князя Андрея то, что он глубоко прятал от себя и других — любовь к жизни: «. он в первый раз после долгого времени стал делать счастливые планы на будущее».

Простота Наташи, покорившая Болконского, видна во всём. На вечере у Бергов лицо её было равнодушно и некрасиво, но как только с ней заговорил князь Андрей, «она вся преобразилась. Из дурной, опять сделалась такою же, какою она была на бале», разрумянилась и, «стараясь удержать порывистое дыхание, смотрела на него».

Наташе, лишённой жеманства, кокетливости, светского блеска, свойственна открытость, искренность, огромная душевная щедрость и чуткость. Испуганная и взволнованная, она после встречи с Болконским признаётся матери, что с ней происходит: « Значит, что это настоящее, да. Мамаша, мамаша, такого со мной никогда не бывало. И могли ли мы думать. »

Счастливая и восторженная Наташа предчувствует страх перед чем-то важным, что должно было совершиться (она ждёт объяснения князя Андрея), переживает отсутствие Болконского, решившего жениться на ней и уехавшего к отцу с этим известием.

Первая любовь всегда не только радостна, но и мучительна: Наташа, не видя князя Андрея три недели, плачет, замыкается в себе, раздражается по пустякам. «Ей казалось, что все знают о её разочаровании, смеются и жалеют о ней». Смертельная бледность покрывает её лицо, когда она слышит голос приехавшего Болконского. Испуганная, бежит она к матери, прося защиты: « Мама, это ужасно, это несносно! Я не хочу. мучиться! Что же мне делать. »

Не привыкшая ко лжи и обману, она понимает состояние князя Андрея, приехавшего просить её руки: « Сейчас? Сию минуту. Нет, это не может быть! - думает она».

Обладая великим даром любви, Наташа наделена «способностью чувствовать оттенки интонаций, взглядов и выражений лиц», поэтому «она неучтиво, прямо, открытыми глазами смотрит на князя Андрея», убеждаясь, что не ошиблась в своём предположении.

Сцена любовного объяснения Андрея Болконского и Наташи полна поэтичности, внутреннего трепета молодой девушки, мечтавшей о счастье.

С волнением и даже страхом входит она в гостиную, смотрит на князя Андрея и спрашивает себя: «Неужели этот чужой человек сделался теперь всё для меня?» Для Наташи замкнутый, сухой, гордый и холодный со всеми князь «чужой человек», она не вобрала его ещё в своё сердце, полное любви и обожания жизни. Поэтому убеждает себя: «Да, всё: он один теперь дороже для меня всего на свете.

На лице Болконского, не привыкшего открыто показывать свои чувства, только бесстрастная покорность своей судьбе. « - Я полюбил вас с той минуты, как увидал вас. Могу ли я надеяться?» - говорит он Наташе и поражается её искренности.

Нет ни наигранного стеснения, нм светского притворства, ни неестественной стыдливости в героине Л. Н. Толстого, и на лице её растерянный князь Андрей видит доверчивость, счастье, «страстность»: «Лицо её говорило: «Зачем спрашивать? Зачем сомневаться в том, чего нельзя не знать? Зачем говорить, когда нельзя словами выразить того, что чувствуешь». От избытка счастья, невысказанных чувств Наташа зарыдала, « улыбнулась сквозь слёзы. и поцеловала его».

Именно в эту минуту князь Андрей понимает, что жизнь этой девушки-ребёнка в его руках: «. не было прежней поэтической и таинственной прелести желания, а была жалость к её женской и детской слабости, был страх перед её преданностью и доверчивостью, тяжёлое и вместе радостное сознание долга, навеки связавшего его с нею». Он, зрелый мужчина, познавший любовь и её измену, жизненные невзгоды, взлёты и падения надежд, должен сообщить невесте, что свадьба откладывается на год. Он предоставляет молодой и неопытной Наташе возможность проверить свои чувства и даёт ей полную свободу выбора: « Ежели она через полгода почувствует, что она не любит его, она будет в своём праве, ежели откажет ему».

Ослеплённая радостью любви, сознанием, что она теперь «большая», «жена, равная этого чужого, милого, умного человека», Наташа не хочет смириться с предстоящей разлукой. Именно сейчас она нуждается в его внимании, восхищении, ласке и преданности: « - Это ужасно! Нет, это ужасно, ужасно! - вдруг заговорила Наташа и опять зарыдала. - Я умру, дожидаясь года: это нельзя, это ужасно».

Вся жизнь Наташи заключается в верной и преданной любви, слиянии с любимым человеком, ставшим для неё родным и близким. Она пытается понять мысли и чувства князя Андрея, внимательно слушает его рассказы, смех, старается доказать домашним, «что он только кажется таким особенным, а что он такой же, как и все, и что она его не боится, и что никто не должен бояться его».

Болконский видит в молодой графине Ростовой не земную женщину, а свой долго выношенный и выстраданный идеал, поэтому ему совестно говорить с Наташей о будущей жизни, отце, сыне, его воспитании. Князь Андрей непроизвольно, внимательно и испытующе наблюдает за поведением Наташи, её разговором, боясь ошибиться в своём выборе. «Она с недоумением спрашивала себя: «Что он ищет во мне? Чего-то он добивается своим взглядом? Что, как нет во мне того, что он ищет этим взглядом?»

Андрею Болконскому и Наташе Ростовой не суждено быть вместе: слишком они разные натуры (недаром Наташа боится князя). От неидеальной, несовершенной, противоречивой жизни князь Андрей требует идеальности и непротиворечивости, совпадения формы и содержания, земного и небесного. Он руководствуется кодексом чести, а не чувствами, не умеет быть снисходительным, милосердным к человеческим слабостям, поэтому и не прощает Наташу, узнав о её связи с Анатолем Курагиным: «Помню. я говорил, что падшую жещину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу. »

Наташа ничего не ищет и не требует, она просто живёт, радуясь солнцу и цветам, небу и великолепной луне. Она переполнена любовью к миру и людям и стремится поделиться с другими переполнявшей её нежностью, радостью и счастьем. Такая любовная отзывчивость необходима ей, без неё Наташа гибнет. Вот почему она очень тяжело переживает целый год испытательного срока, назначенного ей князем Андреем, и увлекается Анатолем Курагиным, «который представился ей каким-то безукоризненным благородным рыцарем, способным жизнь положить за любовь».

Князь Андрей мыслит себя человеком исключительным, его трудно представить отцом семейства, окружённым детьми. А Наташа вбирает в себя поэзию и прозу жизни, умеет находить и ценить прекрасное в обыкновенном, великое — в простом, духовное — в земном. «Сущность её жизни — любовь», - говорит о своей любимой героине писатель.

Л. Н. Толстой-художник передаёт внутреннее настроение Наташи через портрет, особенно отмечая выражение глаз. На балу у неё «замирающее выражение выражение лица. готовое на отчаяние и на восторг». несмотря на худые плечи, недоразвитую грудь, худые и некрасивые руки, она привлекает внимание гостей грациозностью, изяществом: «Ножки её в бальных атласных башмачках быстро,легко и независимо от неё делали своё дело. » Князь Андрей любуется «радостным блеском её глаз». «Прямо, открытыми глазами» смотрит Наташа на Болконского, приехавшего к Ростовым просить её руки. Неожиданны и метки эпитеты писателя, раскрывающего особые оттенки улыбки прелестной девушки. «Детская»,»просиявшая» улыбка освещает её лицо, когда Болконский приглашает молодую графиню на танец, «улыбнулась сквозь слёзы», целуя князя Андрея. Внутреннему настроению Наташи соответствует и её речь, эмоциональная, интонационно богатая, часто дополняемая мимикой и жестами. Прерывающимся голосом разговаривает Наташа с матерью о Болконском. Растерянной, она задаёт вопрос князю, узнав, что свадьба отсрочена на год: «И нельзя иначе?» Передавая радость или горе графинечки, не умеющей объяснить словами своё состояние, автор «Войны и мира» часто употребляет глагол «плакать». Наташа плачет и от счастья и от горя, но её глаза остаются сухими при расставании с женихом: «Она не плакала в ту минуту как он, прощаясь, последний раз поцеловал её руку». «Когда он уехал, она тоже не плакала; но несколько дней она, не плача, сидела в своей комнате».

Следующая цитата

В этой статье представлена краткое описание отношений Наташи Ростовой и Андрея Болконского, краткий пересказ истории любви героев.

Смотрите:
- Характеристика Наташи Ростовой
- Характеристика Андрея Болконского
- Все материалы по роману "Война и мир"

Следующая цитата

Самые известные короткие фразы Андрея Болконского — главного героя романа «Война и мир».

Том 1 часть 1

Все кажется хорошим, что было прежде.

Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было.

Том 1 часть 3

Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего!

Том 2 часть 2

Я живу и в этом не виноват, стало быть, надо как-нибудь получше, никому не мешая, дожить до смерти.

Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь. И счастие есть только отсутствие этих двух зол.

Люди вечно заблуждаются и будут заблуждаться, и ни в чем больше, как в том, что они считают справедливым и несправедливым.

Наташа Ростова и Андрей Болконский: краткое описание отношений, любви

Первая встреча в Отрадном

Ночью Болконский случайно слышит разговор Наташи и Сони у окна. Он слышит, как Наташа восторгается прекрасной ночью и луной. Слова Наташи пробуждают в душе Андрея давно забытую радость. Однако на этом этапе ни Наташа, ни Андрей не придают значения их знакомству.

На новогоднем балу

31 декабря 1809 г. Наташа Ростова приезжает на свой первый взрослый бал, который проводят в Петербурге. По совету своего друга Пьера Безухова князь Андрей приглашает Наташу на танец. Во время танца Болконский внезапно очаровывается ее красотой и энергией.

Спустя некоторое время князь Андрей навещает Ростовых, чтобы увидеть Наташу. После этого визита он не может уснуть и думает о Наташе. С этого дня он постоянно ездит к Ростовым повидать Наташу. Князь Андрей и Наташа понимают, что любят друг друга; они счастливы вместе.

Помолвка и отъезд Андрея

После помолвки отношения влюбленных Наташи и князя Андрея становятся более близкими и простыми. Вскоре Андрей уезжает на год за границу. Первые две недели Наташа очень тоскует по любимому, но затем возвращается к обычной жизни (см. Биография Наташи Ростовой).

Наташа и Анатоль Курагин

Проходит почти год со дня разлуки Наташи и Андрея. Болконский должен скоро вернуться домой из-за границы. Порой Наташа очень тоскует по любимому. Однажды она с семьей выезжает в оперу. Там она знакомится с красавцем Анатолем Курагиным и без ума влюбляется в него. Вскоре Анатоль признается Наташе в любви и предлагает бежать из дома, чтобы тайно венчаться. Потеряв голову от любви, Наташа посылает княжне Марье письмо, в котором разрывает помолвку с Болконским.

Наташа также глубоко страдает из-за того, что причинила боль Болконскому. Через Пьера она просит у Андрея прощения. Узнав об измене невесты, князь Андрей отказывается прощать ее, считает ее "падшей женщиной" и не желает говорить о ней даже с другом Пьером. После этого Наташа и Андрей живут каждый своей жизнью: Болконский снова поступает на военную службу, он одержим идеей встретить в армии Анатоля и вызвать его на дуэль. Наташа находит свое утешение в религии.

Ранение Болконского

В 1812 г. накануне Бородинского сражения князь Андрей находится на фронте. Он думает о Наташе и смеется над своей влюбленностью в Наташу. История с ее изменой кажется ему гадкой. 26 августа 1812 г. князь Андрей участвует в Бородинском сражении. В ходе битвы он получает серьезное ранение, его оперируют в полевом госпитале. На соседнем столе он видит своего заклятого врага Анатоля Курагина, которому в этот момент ампутируют ногу. Болконский жалеет Анатоля и прощает ему все зло, которое тот причинил.

Наташа и раненый Болконский

После Бородинской битвы в Москву привозят тысячи раненых. Добрая семья Ростовых тоже принимает у себя раненых. Среди них оказывается князь Андрей, находящийся при смерти. Семья не сразу сообщает об этом Наташе. Наконец девушка узнает о раненом Болконском и тайком пробирается в его комнату. Тот встречает ее с улыбкой и протягивает руку.

С этого момента Наташа не отходит от раненого Болконского. Они говорят друг другу о любви. Сначала Болконский питает надежду выжить и насладиться счастьем с Наташей, но в конце концов осознает, что скоро умрет. Князь Андрей смиряется с приближающейся смертью и уже чувствует отчуждение к земной жизни. Спустя месяц после ранения Болконский умирает; у него остается 7-летний сын Николенька.

После смерти Болконского

После смерти князя Андрея Наташа и княжна Марья сближаются в своем горе и становятся подругами. Княжна Марья также занимается воспитанием осиротевшего Николеньки. В 1813 г. Наташа Ростова выходит замуж за Пьера Безухова, лучшего друга Андрея Болконского.

Таково краткое описание отношений Наташи Ростовой и Андрея Болконского в романе "Война и мир", краткий пересказ истории любви героев.

Том 2 часть 3

Я сам знаю, как мы не властны в своих симпатиях и антипатиях.

Я замечал, что чем менее нравится женщина, тем она бывает постояннее.

Весь мир разделен для меня на две половины: одна — она, и там все счастье, надежда, свет; другая половина — все, где ее нет, там все уныние и темнота. (Болконский говорит о Наташе Ростовой)

Том 3 часть 1

Сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть.

Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Всё в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка.

Том 3 часть 2

Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много.

Оставим мертвым хоронить мертвых, а пока жив, надо жить и быть счастливым.

Том 3 часть 3

Любя человеческой любовью, можно от любви перейти к ненависти; но Божеская любовь не может измениться. Ничто, ни смерть, ничто не может разрушить ее. Она есть сущность души.

И из всех людей никого больше не любил я и не ненавидел, как её. (О Наташе Ростовой)

Следующая цитата

В своих произведениях Лев Толстой уделял внимание духовному развитию человечества, усматривая его в нравственном самосовершенствовании. Автор заставлял своих героев переживать ситуации, которые делали их честнее, добрее, счастливее. Наташа Ростова и Андрей Болконский в романе «Война и мир» олицетворяют отношения, меняющие личность. Такая любовь способна на созидание, но таит в себе разрушительную силу.

Первая встреча

Вдовец Болконский два года переживал потерю жены Лизы. Опустошенная душа болела от одиночества, безысходности, горя. Мужчина сравнивал себя с дубом, отрицающим весну, как пору радости и обновления жизни. Проезжая по делам сына через имение Ростовых Отрадное, Андрей увидел, как играют подростки.

Среди играющих детей выделялась хрупкая девочка с черными глазами. Наташа отличалась буйной веселостью, неугомонной энергией. Она передавала окружающим свой запал юности, делилась со всеми любовью к миру, к природе, ко всему сущему.

Ночь в Отрадном князь запомнил навсегда. Юная Ростова стояла у открытого окна и восхищалась красотою неба, звезд и лета:

«Так бы вот села на корточки, подхватила бы себя под коленки… и полетела бы!» Это был призыв к жизни, осмысленной радости, естественного счастья.

Первый бал

В канун Нового 1810 года Наташа с сестрами и родителями отправилась на свой первый взрослый бал. Девушка не была испорчена светским этикетом, двигалась, говорила и танцевала естественно, без нарочитого кокетства. Все было в радость юной душе: новые знакомства, внимание мужчин, всеобщее новогоднее веселье.

Князь Болконский сразу вспомнил тонкий стан и приятный голос, вдохнувший в его опустошенное сердце желание жить, действовать, делиться опытом и знаниями. Неугомонная натура Наташи здесь тоже проявляла свои чувства искренне.

Князь надолго остался под впечатлением вальса. Улыбка девушки пробудила в нем ощущение молодости. Жажда к жизни от нее передалась ему, незаметно в планах мужчины появилась некая новизна, прелесть и успокоение. С ней легко было общаться, потому что каждое слово она произносила, исходя из того, что чувствовала. Наташа не руководствовалась рассудком или выгодой, женскими чарами или тайным умыслом.

Помолвка

Болконский стал часто бывать в доме Ростовых. Наташу тянуло к взрослому мужчине, их объединяло благосклонное отношение к людям, желание сделать мир лучше, все то, что называют духовной близостью. Отношения складывались традиционно, но не были оформлены окончательно.

Князь обратился к своему отцу за благословением, но встретил непонимание. Вельможа, которого почитал сам Кутузов, считал Наташу недостойной парой своему сыну в силу ее юности. Ведь внуку Коленьке нужна была мать. Отец настойчиво просит Андрея отложить свадьбу на год.

Для юной графини Ростовой это была душевная травма. Каждой девушке разлука с любимым представляется ужасной, ведь так хотелось доказать всему миру, что их любовь исключительная, что избранника она сделает счастливым единственно своим присутствием в его жизни. Но Болконский уехал по служебным делам в Турцию, оформив помолвку с любимой.

Измена

Для семнадцатилетней девушки должно было казаться, что ее предали. Юность диктует свои правила, хочется жить здесь, сейчас. Важно видеть объект своей страсти, изредка прикоснуться, пусть случайно, слышать милый голос. С отъездом Болонского Наташа пережила глубокое разочарование.

Анатоль Курагин ворвался в ее жизнь тогда, когда она нуждалась в признании. Красивый молодой человек имел богатый опыт в общении с женщинами. Для него Ростова была очередной победой, необходимой для самоутверждения и развлечения.

То, что девушка считала искренними чувствами князя, на самом деле было фарсом, мужской шуткой, капризом. Невеста Болконского стала объектом чужой интриги. Светские хищники Элен и Анатоль вцепились в свою жертву опытной хваткой.

Девушка в силу наивности не замечает странностей в поведении поклонника, предложившему ей побег. Зачем тайно венчаться, Наташа? Раскрытый секрет шокирует несостоявшуюся беглянку: Курагин женатый на польской дворянке. Болконский расторгает помолвку со словами:

«Я говорил, что падшую женщину надо прощать! Но я не говорил, что я могу простить. Я не могу!»

Война

Наташа забыла свою боль, потому что под стенами Москвы стояли французы. Горожане покидали свои дома, не желая жить под гнетом врага. Улицы были заполненные ранеными русскими солдатами. Девушка уговорила мать принять в дом тех, кто не мог самостоятельно идти дальше. Илья Андреевич распорядился снять с повозок имущество, погрузить раненных. Так среди страдающих офицеров нашли князя Андрея.

С этого момента и до последнего вздоха любимого Ростова была рядом с ним. С ее лица не сходило выражение нежных чувств к нему, беспредельных и безусловных. Ей было близко и дорого все, кого и что ценил этот мужчина, прежде всего, его сын и сестра Марья.

Наташа страдала, потому что не могла отдать себя взамен его жизни, не могла вернуть Болконскому силу и здоровье. Героиня забыла о себе самой, она думала только о человеке, которому хотела помочь выжить. Война отнимает людей у тех, кто особо дорожит ими.

Трагическая сюжетная линия любви Наташи Ростовой и Андрея Болконского отражает страдания всех обездоленных, потерявших своих любимых в пламени войны. Они гибнут, не изведав простых человеческих радостей, оставляя сиротами детей и матерей в угоду императорам.

Читайте также: