Набоков бледный огонь цитаты явственно до жути
Обновлено: 21.11.2024
Говорить, что мне очень понравилось новое творение Дени Вильнёва, значит просто промолчать. После прошлогоднего научно-фантастического фильма №1 («Прибытие») я даже не готов был увидеть филигранную вершину творчества этого режиссера уже в этом году (рецензия писалась в 2017 году) и это, поверьте, нужно видеть и слышать своими глазами и ушами.
С сюжетной точки зрения новый «Бегущий по лезвию» не просто духовный наследник, а прямой потомок первого фильма , более сложный структурно, развивающий не только темы самоидентификации, наличия души, физического и морального превосходства, предназначения или судьбы. Философия фильма выводит на новый виток проблемы социального неравенства, зреющих противоречий и их разрешения, этичности личностных мотивов и их последствий. В картине начисто отсутствуют определения «свой, чужой», «хороший, плохой, злой». Каждая из сторон конфликта преследует свои цели: кто-то пытается понять причину своих поступков и найти свое прошлое, кто-то старается просто жить и существовать в рамках установленных правил, кто-то стремится найти высшую цель, которая низвергнет всех в пучины хаоса, а кого-то возвысит над всеми, даруя шанс устанавливать свои правила. Единственное, к чему придти невозможно, — компромисс. Причем все пути этого мрачного будущего ведут в еще более кровавое, безысходное и, увы, сугубо прагматичное будущее. Как тут не вспомнить «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец»!
Упоминать, что Вильнев умеет не только в интерпретацию первоначальных смыслов, я еще раз не буду. В одной из сцен Рик Декард держит в руках книгу Владимира Набокова «Бледный огонь». Сюжет книги, конечно, несколько навевает мысли о «Бегущем», но куда важнее две вещи: ее символизм названия и сопутствующая цитата.
Визуально и музыкально «Бегущий» безупречен. В мире будущего Лос-Анджелеса и его окрестностей нет цветов жизни: красного и зеленого. Если красный — то только кровь, если зеленый — то проецируемая голограмма растений. Ярким и насыщенным цветам нет места там, где нет радости. Окружающее пространство угнетает не меньше, чем сама жизнь корпоративного будущего. Неоновые рекламы, темнота, хлещущий как из ведра дождь, заброшенные города, песчаные бури, бескрайние фермы, молочный туман, крупные хлопья снега морозным утром. И эти панорамные планы. Они захватывают дух, восхищают, удивляют, заставляют содрогнуться. Но помимо общих кадров завораживают крупные планы лиц, реклам, удивительных внутренних помещений. Про одну из сцен убийства (кадр из окна) или синхронизацию репликанта и голограммы я вообще молчу, последнее — уникальная находка для фильма в целом. И шлифует общее великолепие вызывающее, тревожное, почти отчаянное и надрывное музыкальное сопровождение, сопоставимое с эффектом разорвавшейся бомбы, каждый раз, когда подчеркивает не менее напряженный момент фильма.
Кроваво-черное ничто взмесило
Систему тел, спряженных в глуби тел,
Спряженных в глуби тем, там, в темноте
Спряженных тоже. Явственно до жути
Передо мной ударила из мути
Фонтана белоснежного струя.
(c) В. Набоков, «Бледное пламя»
Отдельной строчкой отмечу актерскую игру. Райан Гослинг показал, что может играть драматические роли, но какое-то недосказанное ощущение остается. То ли это специфика самой роли, то ли собственное видение актера. Не могу с уверенностью сказать, о чем именно мечтают андроиды. Очень понравилась игра «совершенного ангела» Робин Райт, голограммы Аны Де Армас и Джареда Лето. У последнего очень интересный пугающий образ отрешенного гения. Для Харрисона Форда в последнее время режиссеры отводят все меньше экранного времени, а зря, сыграл он очень и очень неплохо, но заметно, что вечный Индиана Джонс и Хан Соло либо сильно сдал, либо просто устал от съемочных процессов. В целом актерский состав приходится очень к месту, прекрасно вписываясь в антиутопический киберпанк.
Возвращаясь к Набокову и цитате из Шекспира, давшей название книге писателя («Луна — это наглый вор, и свой бледный огонь она крадёт у солнца»), можно очень долго рассуждать о том, могут ли репликанты быть живее, чем люди, достойно ли существо без «души» иметь равные права с человеком, и кем репликанты приходятся людям: рабами, универсальными инструментами, неудавшимися экспериментами или той ступенью эволюции, которой человечеству не достичь. «Бегущий по лезвию 2049» не старается приукрасить реальность, огибать сложные и неудобные темы (тот же незаконный детский труд) или дарить толику оптимизма. Напротив, романтизма тут почти нет, сурового реализма более чем, а модернизм с символизмом идут вместе по дороге депрессивно-пессимистического повествования.
Смотреть новый фильм Дени Вильнева нужно затаив дыхание, боясь спугнуть неповторимую урбанистическую атмосферу и медленно погружаясь в трансовую меланхолию. Кто знает, может нас всех ждет впереди светлое будущее. «Навряд ли» — отвечает Джо (офицер «КD9-3.7»).
Следующая цитата
Тест определяет эмоциональную стабильность испытуемого (в отличие от оригинальной части, где тестом выявляли не-людей, тут упор делается именно на то, чтобы репликант не вышел за границы дозволенного эмоционального диапазона).
Процедура выглядит следующим образом:
Кстати, в названии видео как раз допущена ошибка — тест не на репликанта, а на устойчивость репликанта (по-английски baseline test).
Испытуемый читает свою базовую фразу, параллельно с этим робот спрашивает у него всякое, что может вызвать эмоциональный отклик (если испытуемый неустойчив).
Так вот, в качестве базового предложения Кея используется фраза:
And blood-black nothingness began to spin
A system of cells interlinked within
Cells interlinked within cells interlinked
Within one stem. And dreadfully distinct
Against the dark, a tall white fountain played.
Один из вариантов перевода (в фильме другой, имхо хуже):
Систему тел, спряженных в глуби тел,
Спряженных в глуби тем, там, в темноте
Спряженных тоже. Явственно до жути
Передо мной ударила из мути
Стихотворение безумно запутанное, в нем описываются мысли искусственного существа и существа натурального, а также отличия во взгляде на вещи двух этих существ — такие же идеи прослеживаются и в фильме.
Собственно, в фильме даже показывают, почему Кей мог выбрать эту фразу — экземпляр книги есть у него в его квартире:
Спасибо за прочтение!
Найдены возможные дубликаты
показать ещё 0 комментариев Похожие посты 9 месяцев назадПро проклятие продакт-плейсмента из «Бегущего по лезвию»
Хочу зайти с неожиданной стороны — а именно, с рекламы брендов в этом фильме.
Но ничего так сильно не заставляет поверить в этот мир, как красно-белая неоновая вывеска Кока-Колы на заднем плане.
Из этого правила есть всего несколько исключений (про них я расскажу в конце), а пока давайте перечислим бедолаг:
Кадр с рекламой из фильма:
Главный видеоигровой гигант 70-ых, в котором даже успел поработать Стив Джобс, до того, как основать Apple.
Реклама того времени:
Кадр с рекламой из фильма:
В итоге, это закончилось почти банкротством, старый рецепт вернули через 3 месяца после старта этой авантюры, а финансовые последствия корпорация разруливала еще лет 5.
Кадр с рекламой из фильма:
Pan American World Airways, сокращенно Pan Am — один из крупнейших авиаперевозчиков того времени, по факту, американский Аэрофлот. Собственно, 707 и 747 Боинги разрабатывались именно по заказу Pan Am.
Неожиданно, но компанию сгубила банальная некомпетентность руководства. После ряда странных решений, в 1985 году из-за убытков пришлось продать отделение, занимавшееся международными перевозками, а в 1991 компания полностью закрылась.
Кадр из фильма с рекламой:
Beats by Dr. Dre того времени — дорогая и модная аудиотехника.
В 1985 году потерпела банкротство и была реорганизована, став производителем бюджетных наушников для офисных сотрудников.
Кадр из фильма с рекламой:
Это была любопытная фирма, которая производила инновационную бытовую технику.
В США название Cusinart стало таким же синонимом слова "кухонный комбайн", как и Ксерокс для копировальной машины. В 1989 потерпела банкротство и была продана, потеряв независимость.
Говорят, что в фильме есть еще реклама RCA и Bell Phones (которые также распались во второй половине 80-ых), однако я их не нашел в фильме.
А что же про исключения?
А тут тоже небольшая странность — из всех трех алкогольных брендов, показанных в фильме, у всех все сложилось хорошо.
Black Label от Johny Walker
Виски, который мрачно и нуарно пил Декард, все также комфортно себя чувствует на рынке алкоголя.
Компания даже выпустила в ограниченный тираж коллекционную бутылку, повторяющую футуристичную форму емкости из фильма.
А также это одна из немногих компаний, которая используется и в первой, и во второй части — ровно этот же виски из такой же бутылки чуть менее нуарно пил уже постаревший Декард из 2049.
Пивной бренд по прежнему один из самых больших производителей пива (при этом уже почти 80 лет судится за название с аналогичной чешской компанией).
Слева — американская версия (во всем мире, кроме США, продается как Bud), а справа — чешская:
А вот китайское пиво Tsingtao, которое заказывает Декард в этом кадре, после выхода фильма вообще постиг успех — продажи взлетели в несколько раз, бренд стал узнаваем в США (и отлично себя чувствует до сих пор).
А вот во второй части с продакт-плейсментом все не так ярко.
Но, по крайней мере, Дени Вильнев отдал дань почтения Atari и Pan Am— пожалуй, самым ярких фирм, сгинувших из-за проклятия первой части.
Кстати, Pan Am также появился в Ghost in Shell (который выпущен в 2017 году), как реверанс в сторону своего визуального вдохновителя:
(Эмблема Pan Am — голубой диск посередине)
P.S. Небольшая визуальная связь между частями
Ну и раз уж начали про связь второй и первой частей, то не могу не сказать про свое маленькое наблюдение.
Cамый прекрасный оммаж к фильму Скотта в 2049 — это сцена появления Рейчел.
Первое, что не замечается, но выглядит очень необычно — свет направлен снизу вверх.
Так и самое поразительное, что лучики света дрожат и бликуют, будто-бы отражаясь от воды.
Следующая цитата
Тест определяет эмоциональную стабильность испытуемого (в отличие от оригинальной части, где тестом выявляли не-людей, тут упор делается именно на то, чтобы репликант не вышел за границы дозволенного эмоционального диапазона).
Процедура выглядит следующим образом:
Кстати, в названии видео как раз допущена ошибка — тест не на репликанта, а на устойчивость репликанта (по-английски baseline test).
Испытуемый читает свою базовую фразу, параллельно с этим робот спрашивает у него всякое, что может вызвать эмоциональный отклик (если испытуемый неустойчив).
Так вот, в качестве базового предложения Кея используется фраза:
And blood-black nothingness began to spin
A system of cells interlinked within
Cells interlinked within cells interlinked
Within one stem. And dreadfully distinct
Against the dark, a tall white fountain played.
Один из вариантов перевода (в фильме другой, имхо хуже):
Систему тел, спряженных в глуби тел,
Спряженных в глуби тем, там, в темноте
Спряженных тоже. Явственно до жути
Передо мной ударила из мути
Стихотворение безумно запутанное, в нем описываются мысли искусственного существа и существа натурального, а также отличия во взгляде на вещи двух этих существ — такие же идеи прослеживаются и в фильме.
Собственно, в фильме даже показывают, почему Кей мог выбрать эту фразу — экземпляр книги есть у него в его квартире:
Спасибо за прочтение!
Найдены возможные дубликаты
2 года назад- Designer 101-404 приступим. Готовы?
- Ваша контрольная фраза.
- Кроваво-черная заливка залила группу слоёв, связанных внутри, слоёв, связанных внутри, слоёв в едином макете и явственно, до жути на бекграунде тьмы ввысь белым бил логотип.
- Вам дают правки? Вносим.
- Доводилось ли вам работать сутками? Вносим.
- Когда вы не исполняете обязанности, вас держат без кофе? Вносим.
- Что вы чувствуете держа в руках ТЗ? Одобрено.
- Вас просили играть со шрифтами? Одобрено.
- Вы жаждете вносить правки? Одобрено.
- Вам снится клиент? Одобрено.
- Вы и проджект менеджер. Связаны.
- Вы чувствуете, что вам чего-то не хватает? Предоплаты.
- Повторите три раза "Заказчик и сам так нарисует"
- Заказчик и сам так нарисует. Заказчик и сам так нарисует. Заказчик и сам так нарисует.
- На этом все. Designer 101-404 стабилен.
раскрыть ветку 11 2 года назад Я прожект менеджер.Мне нужен аналогичный тест. раскрыть ветку 7 2 года назад
Сделай хотя бы что-то сам
2 года назадНет, вам нужен тест Войта-Кампфа
DELETED 2 года назад раскрыть ветку 3 2 года назад раскрыть ветку 2 2 года назад - Одобрено. раскрыть ветку 1 1 год назад Связаны. 2 года назад Надо под себя тоже переделать. 2 года назад2 года назад Вот тоже сложный тест.
2 года назад
- Бонуса в этом месяце не будет
2 года назадв самом видео постравматический baseline test
Киновед Аюр Санданов добыл для нас прекрасную историю:
Сам текст — это популярное у шекспировских актёров упражнение для погружения в образ dropping in, когда педагог проходит по роли слово за словом, и о каждом слове задает актёру по нескольку вопросов; актёр должен в ответ повторять только само слово.
Стихотворение-основу для этой игры Гослинг написал, вдохновляясь англоязычной поэмой Набокова Pale Fire — поэтому эта книжка валяется у Кея в комнате.
раскрыть ветку 40 2 года назад
Гослинг вызывает глубокое уважение как актёр.
Приятно смотреть на его игру, манеру произношения(советую смотреть кино с субтитрами)
раскрыть ветку 36 2 года назадА я Батисту прям зауважал после 2049. Он, хоть и бывший рестлер, как-то так трогательно сыграл, особенно в сопутствующей короткометражке, что больше остальных персонажей запомнился.
раскрыть ветку 4 2 года назад похлебка кипела у него, просто восхитительно передала напряжение. вообще весь фильм аудио визуальный оргазм. раскрыть ветку 3 2 года назадэто первый фильм который посмотрев в аймакс и очень впечатления на меня произвел, погружение в атмосферу фильма. Музыка то же очень сильно дает эффект. Дома пересмотрел на ТВ, то же классно, но уже не так.
Жаль что фильм собрал мало денег, не для массового зрителя и поэтому такое кино редкость на экранах((
2 года назадО да! Я вот думал только меня так зацепило музыкальное сопровождение. Действительно наслаждение для глаз и ушей.
раскрыть ветку 1 2 года назадВроде Циммер музыку для фильма писал. Отличный фильм. Смотрела в 3d, это было восхитительно.
2 года назадГослинг в Драйве вообще Глыба
раскрыть ветку 23 2 года назадОн тоже здесь глыба, но эта глыба идеально вписывается в сюжет и сам мир фильма. Очень яркие эмоции при просмотре вызвал момент, когда Кей узнал кто он на самом деле. Каменное лицо, которое резко переходит в ярость, разочарование и впервые дает волю эмоциям и он понимает, что это всё.
Зауважал Гослинга после бегущего
раскрыть ветку 20 DELETED 2 года назад 2 года назадКей не узнал что он человека, Кей понял, что он человек, хоть он и является репликантом(киборгом).
Все те воспоминания, это не его воспоминания, а воспоминания девушки, чьим клоном и является Кей.
Кей хотел быть человеком, хотел понять смысл, чувствовать, иметь душу. И вот в самом конце он на самом деле счастлив, потому что он "стал" человеком.
раскрыть ветку 13 2 года назадНу вот! Теперь я совершенно запутался.
раскрыть ветку 7 2 года назадКей каждый день на работе проходил тест, последний тест он завалил, показав эмоцию.
То есть, всю свою жизнь, он не испытывал никаких эмоций, хоть и хотел.
Леприкант(Кей) стал человеком, попросту когда этого захотел и когда освободился от оков понимания "человеческой души". Ему казалось, что ему никогда не стать человеком, так как он машина. Но в самом начале фильма он убивает репликантка, который ему говорит про ту самую девушку и который называет себя фермером, хотя Кей ему говорит о его серийном номере.
посмотри ещё раз фильм, он просто охренительный.
раскрыть ветку 2 2 года назадЛеприкант
2 года назад ещё комментарий 2 года назад раскрыть ветку 3 2 года назад
Почти был уверен, что по ссылке ЧБУ.
Крутейший канал, я после просмотра некоторых видео таким недалёким себя чувствовал.
раскрыть ветку 1 2 года назад 2 года назад Шшшикарно, спасибо! 2 года назадЯ так понимаю это вы какое-то междустрочье пытаетесь выявить, потому что по фильму он именно узнает, что он человек, т.к. его воспоминания подлинные и, следовательно, он человек. А эмоции после этого были, как мне кажется, от того, что все это время его заставляли притворяться репликантом и загоняли в рамки. Иначе не имела бы смысла сцена, где он встречается с главарями репликантов, в ходе разговора с которыми он и узнает, что человек все-таки не он.
Ну а концовка такая может потому, что он понял, что не обязательно быть человеком, чтоб выбирать свое собственное предназначение.
Это воспоминания девушки.
Ну и как он не репликант, если его всё его окружение считало таким и, на минуточку, он работал на людей и проходил каждый день тест, где выявляли брак у репликантов в виде эмоции(хотя бы одной).
С сцене, где Кей показывает дизайнеру воспоминаний свои воспоминания, она начинает плакать, говоря, что это настоящие воспоминания. Но это именно ее воспоминания.
Но она хоть и человек, но стала бездушной. А Кей, хоть и репликант(киборг) но приобрёл душу.
Вот и получается, что настоящий человек это тот, кто хочет им быть.
раскрыть ветку 3 2 года назад"Ну и как он не репликант, если его всё его окружение считало таким и, на минуточку, он работал на людей и проходил каждый день тест, где выявляли брак у репликантов в виде эмоции(хотя бы одной)."
Примерно так, как это было в фильме Эквилибриум. Там тоже главный персонаж предполагался безэмоциональным, но потом оказалось, что он таким никогда не был, просто сам себя в этом уверил, а обстановка располагала.
"Если тебя назвали лошадью один раз - ответь тем же. Если тебя назвали лошадью второй раз - ударь, так как слова не помогают. Ну а если тебя назвали лошадью в третий раз, то иди в лавку и покупай седло."
"С сцене, где Кей показывает дизайнеру воспоминаний свои воспоминания, она начинает плакать, говоря, что это настоящие воспоминания. Но это именно ее воспоминания."
Она сказала, что они настоящие. Но она не сказала, что ее. А ее слезы должны были лишь дать подсказку зрителю.
Сам персонаж Кея никак не мог рассчитывать, что из миллионов людей перед ним окажется именно тот, чьи воспоминания он получил, да он и не обратил на ее слезы внимания, просто ушел на эмоциях.
"Но она хоть и человек, но стала бездушной. А Кей, хоть и репликант(киборг) но приобрёл душу.
Вот и получается, что настоящий человек это тот, кто хочет им быть."
Она не стала бездушной. Она в отличие от персонажа Гослинга улыбалась в сцене про воспоминания. Да и профессия ее предполагала создание воспоминаний, которые должны вызывать эмоции, что невозможно, если ты сам не знаешь, что такое эмоции.
Поэтому такое противопоставление притянуто за уши. Противопоставлять следует скорее Кея и Лав, потому что она осталась машиной с программой, а он смог выбирать свою судьбу.
Следующая цитата
Когда я смотрел «Бегущего по лезвию 2049» (Blade Runner 2049), для меня было несколько пробелов в увиденном, которые я никак не мог объяснить или хотя бы более-менее выдвинуть логичные версии. Например, отсылки на Франца Кафку очевидны - герой себя назвал Джо Кей (Йозеф К). Но вот, что за вопросы задавал голос при проверке после каждого задания герою Райана Гослинга просто заводил в тупик.
Голос: Повторите три раза. Клеток, связанных внутри.
Ответ: Клеток, связанных внутри. Клеток, связанных внутри. Клеток, связанных внутри.
Голос: Каково это разительно отличаться от людей?
Ответ: Явственно. Явственно до жути.
Второе непонятное, в фильме присутствует роман Владимира Набокова «Бледный огонь» о котором я только слышал, но не читал и даже не представлял о чем он. Но щепетильность подхода создателей картины к фильму поражала и я прекрасно понимал, что появление этой книги в продолжении великой фантастики просто так не может быть.
Так вот, я все-таки прочитал «Бледный огонь» и сразу пишу этот текст, пока память свежа. Литературоведы называют этот роман, написанный на английском языке антироманом. Кстати, такого понятия я ранее никогда не слышал. Произведение состоит из четырех частей.
- предисловие издателя (выдуманного издателя);
- сама поэма «Бледный огонь» из 999 строк;
- комментарии, гораздо превышающие объем поэмы;
- и еще более запутывающий именной указатель.
Не буду вдаваться в подробности первой, третьей и четвертой части. К делу имеет отношение только вторая часть.
Вкратце так, главный герой «Бледного огня» поэт Джон Шейд, после гибели дочери находится в сильной депрессии, и в особо сложный момент Шейда сбивает с ног сердечный приступ. Неожиданно, герой впал в клиническую смерть и увидел образ белого фонтана.
Кроваво-черное ничто взмесило
Систему тел, спряженных в глуби тел,
Спряженных в глуби тем, там, в темноте
Спряженных тоже. Явственно до жути
Передо мной ударила из мути
Фонтана белоснежного струя.
Джон Шейд принимает этот фонтан за некий символ загробной жизни. Герой романа начинает вести собственные поиски в надежде найти ответы на вопросы, по сути являющиеся смыслом существования. Исследования Шейда привели к тому, что он узнал о женщине, которая имела аналогичный опыт видений. Таким образом, герой понимает, что он на верном пути, но случается неожиданное, упоминание видений этой женщины в газете идентичные со сном Шейда всего лишь из-за опечатки журналиста. Она видела не фонтан, а гору ( f ountain - m ountain), журналист всего лишь механически ошибся.
Именно этот факт, дал возможность Шейду понять, что смысл жизни не в ответах, а в движении к ним. Так как поиск конкретного результата ни что иное, как иллюзия. Иллюзия окончательного сформированного осознания истины, где совпадения и опечатки могут быть поняты совершенно неверно.
Теперь проведем к аналогии с фильмом. Герой Гослинга убежден, репликант это всего лишь медицинская репродукция человека с улучшенными некоторыми качествами, где нет места душе. То есть человек представляет собой некую асимптотическую сущность, которая так и останется до конца непонятой. Агент Кей видит сон наяву, свое детство и понимает, что он возможно человек, что само по себе чудо. Он подобен Пиноккио, желание стать человеком превращается в навязчивую идею.
Так для чего у репликантов в наличии странное произведение Набокова? Они его помнят построчно и не понимают главного посыла. Если кто-то ищет смысл жизни, которого, скорее всего банально не существует, то это и делает любое создание человеком. При проверке репликаты просто цитируют «Бледный огонь», на задаваясь лишними вопросами. Но когда их реакция на строки начинает меняться, то это становится опасно. «Машина» что-то почувствовала. В конечном итоге, Кей начал ощущать себя человеком и стал большим человеком, чем все остальные, даже чем его генетическая сестра из образцов которой, его воспроизвели. Она живет в придуманном мире, который симулирует ежедневно, а он дышит полной грудью. Она человек настоящий, Он человек искусственный, но только Он осознает красоту.
Джон Шейд как и Джо Кей поняли простую истину - не бывает точно достижимой цели до которой просто нужно добраться. Ни фонтана, ни души. Смысл есть у того, кто просто хочет. Просто хочет, чтобы он был.
Читайте также: